Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологический портрет учителя

irina_k200 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.09.2020
Объект исследования: личность учителя. Предмет исследования: психологические особенности личности учителя (способности, общение, эмоциональная саморегуляция, стиль педагогической деятельности, профессиональная направленность). Цель исследования: определить, какие психологические качества личности преобладают у учителей. Гипотеза исследования: у учителей хорошо развиты коммуникативные и организаторские способности, обладают высоким творческим потенциалом, интеллигентны, но вместе с тем имеют повышенную эмоциональную чувствительность. Задачи исследования: - изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. - выявить преобладающие способности учителей. - определить психологический портрет учителя. - дать психологическую интерпретацию полученным результатам. Методы исследования: - теоретический анализ литературы по теме; - эмпирические методы (тестирование); - интерпретационные методы; - методы психологического исследования с использованием стандартных психологических методик. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Введение

Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу. То, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности этой проблемы; напротив, обостряют ее, наполняют новым качественным содержанием - усилением акцента на взаимодействии теории и практики в психологии педагогического труда (как в анализе, так и в процессе подготовки учителя). Практические педагогические воздействия учителя на ученика, осуществляемые без учета психологических механизмов развития личности ребенка, не только не приведут к желаемой цели, но и затормозят развитие личности ребенка, закроют для него путь к творчеству и самоактуализации. Личность учителя - основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства. Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование. Нам предоставляется возможность исследовать психологические особенности личности учителя. С помощью специальных методик определим, какие способности преобладают у учителей, тип профессиональной направленности, индивидуальный стиль педагогической деятельности, уровень общительности, уровень эмоциональной саморегуляции в деятельности.
Содержание

Введение………………………………………………………………………4 1. Краткий обзор психолого-педагогической литературы по проблеме психологических особенностей личности учителя…………………………6 1.1 Психологические особенности педагогов……………………………….6 1.2 Психологические требования к личности учителя…………………….10 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей личности учителя…………………………………………………………….15 2.1 Организация и методы исследования…………………………………..15 2.2 Методы обработки данных……………………………………………...19 2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..21 Заключение…………………………………………………………………...31 Список использованных источников……………………………………….33 Приложение А Вопросник к методике диагностики эмоциональной устойчивости…………………………………………….…35 Приложение Б Вопросник к методике диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов Бойко В.В…………………....37 Приложение В Отчёт о проверке в системе антиплагиант.ру……...……..39
Список литературы

1. Абалин A.M. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 2005. №?4. С. 53 — 59. 2. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Кн.1. М.: Владос, 2000. 232 с. 3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Сфера, 1996. 350 с. 4. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. №?2. С. 13 — 19. 5. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого — педагогического исследования. М.: Академия, 2006. 208 с. 6. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. 197 с. 7. Косенок С М., Карлышев В. М., Исаев А. П., Кабанов С. А. Психологический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов // Педагогика. 2007. №?4. С. 47 — 53. 8. Кривцова С В. Учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2004. 272 с. 9. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. 464 с. 10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с. 11. Лукьянова М. И. Теоретический обзор проблемы формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 114-133. 12. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Академия, 1998. 198 с. 13. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Академия, 1994. 252 с. 14. Пилиповский В. Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. 2006. №?5. С. 61 — 71. 15. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2004. 592 с. 16. Симонов В. П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя. М.: Межд. Пед. Акад., 1995. 192 с. 17. Соколова Л. Е. Формирование эмоциональной культуры у учителя средствами методической работы // Научно-исследовательская и методическая работа в средних и высших учебных заведениях / Под ред. А. П. Смарцева. — Минск: Харвест, 1997. 183 с. 18. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 542 с. 19. Шелихова Н. И. Техника педагогического общения /Под общ. ред. Н. Р. Гинзбурга. — М.: Просвещение, 1998. 192 с. 20. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: просвещение, 1998. 554 с.
Отрывок из работы

1. Краткий обзор психолого-педагогической литературы по проблеме психологических особенностей личности учителя 1.1 Психологические особенности педагогов В современной американской педагогике существует специальный термин «эффективные учителя». К важным особенностям эффективного учителя относят уверенность в себе и высокую самооценку (позитивная оценка себя как способного человека, достойного уважения), эмоциональную стабильность и стремление к максимальной гибкости. Однако у большей части современных педагогов преобладает негативная Я - концепция, низкая самооценка, неуверенность в себе [5, c. 58]. Педагоги с низкой самооценкой неадекватно воспринимают себя и окружающих, обладают чувством повышенной тревожности, что негативно сказывается на педагогическом процессе, проявляется в конфликтном поведении. Степень адекватности самооценки педагога во многом определяет развитие эмоциональной напряженности в педагогической деятельности. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности, оказывает развивающее воздействие на их личность [18, c. 85]. Позитивный характер педагогического имиджа способствует профилактике развития эмоционального напряжения у учителя и его учеников, содействует развитию у них таких личностных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе. (В связи с этим подготовку учителей необходимо организовать таким образом, чтобы стимулировать у них позитивное самовосприятие и самоотношение.) Отношение к самому себе, удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью вызывают определенные поведенческие реакции, т.е. составляют поведенческий компонент профессионального самосознания. Удовлетворенность своей профессиональной деятельностью необходима учителю для успешного развития эмоциональной устойчивости, для поддержания необходимого эмоционального тонуса, чувства собственного достоинства. Учитель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает чрезмерного эмоционального напряжения при общении с учениками. Он с большей готовностью идет на контакт с детьми, оказывает позитивное воздействие на их личность. Проблема Я - концепции учителя служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам. В исследованиях Р. Каммингса у учителей, обладающих пониженной самооценкой, были выявлены установки, заключающие в себе очевидный негативный потенциал, способный оказывать на личность школьника пагубное влияние [20, c. 75]. Для характеристики собственного стиля они выбирали следующие утверждения: 1. Отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят. 2. Используя любую возможность, создавать учащимся трудности, так как это не дает расслабляться. 3. Стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи. 4. По возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы. 5. Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах. 6. Сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни. 7. Стремиться к установлению жесткой дисциплины. 8. Увеличивать степень наказания учащегося пропорционально его вине [8, c. 47]. В. Я. Пилиповский утверждает, что чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипному, формальному мышлению и, соответственно, к догматическому стилю преподавания, основанному на постановке вопросов, требующих однозначного ответа, на изложении фактов с целью одного только запоминания. В результате преподавание явно тяготеет к примитивным формам, чему способствует стремление учителя не допустить возникновения дискуссий, вариативных выборов и альтернатив в процессе обучения [14, c. 70]. Как видим, вновь во весь рост встает проблема Я - концепции учителя, которая служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам. Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на Я - концепцию и успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают с большей легкостью, принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других. Учителя, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с большей легкостью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними на уроке. Психологически здоровые учителя лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно [6, c. 91]. Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель - будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей. Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов. В последние 20 лет интерес исследователей привлекают специфические симптомы постепенного эмоционального утомления и опустошения учителей - синдром «эмоционального выгорания». Термин был введен американским психиатром X. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее [16, c. 52]. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты. Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания»- безразличие, равнодушие, душевная черствость [11, c. 37]. Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и «трудоголиков» - тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения [17, c. 80]. Результатом такой деятельности является развитие следующих симптомов «выгорания»: - чувства эмоционального истощения, изнеможения; - развитие негативного отношения к учащимся; - негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; - агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева); - упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии; - психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т.д.). Все изложенное выше заставляет всерьез задуматься об охране здоровья учителя, его профессиональном долголетии. Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании» предполагает применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии. Однако учителю в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая - по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме [15, c. 82]. Напряженные факторы педагогической деятельности в меньшей степени оказывают негативное влияние, если субъектом приобретены необходимые профессиональные умения и навыки, при должном уровне развития профессионально значимых качеств личности. 1.2 Психологические требования к личности учителя В "Толковом словаре" В. Даля слово "учитель" определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции – руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний [7, c. 69]. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества. Учитель в современной школе выполняет ряд функций: Учитель – организатор учебного процесса в школе. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса). Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения [9, c. 92]. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний. К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог [13, c. 78]. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой [10, c. 84]. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого, в общем, полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем [18. c. 48]. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. [2, c.277] Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин выделяет следующий ряд педагогических способностей: - дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся; - экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала; - перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; - организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся; - суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки [4, c. 74]. К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с психологическими сторонами личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует. К. Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: "Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…". Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. [19, c.17] Для этого необходимо: - не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других; - не противопоставлять сильных слабым; - не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине; - замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко; - воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами; - формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности [1, c. 72]. Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки, и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на допущенные детьми ошибки.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg