Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях учебного сотрудничества

irina_k200 2250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.09.2020
Целью исследования: определить психолого-педаногические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий шладших школьников в условиях учебного сотрудничества. Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях учебного сотрудничества. Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях учебного сотрудничества будет успешен, если в урочной и внеурочной деятельности, использовать групповые формы и методы организации сотрудничества. Задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста; 2. Определить сущностьпонятия«коммуникативные универсальные учебные действия»,учебное сотрудничество; 3. Выделить психолого-педагогические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста; 4. Определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников; 5. Провести эксперимент по формированию коммуникативных универсальных учебных действийу младшмх школьников в условиях учебного сотрудничества; 6. Определить эффективность экспериментальной работы. Теоретико-методологические основы исследования: - Подходы к формированию универсальных учебных действий младших школьников: Л.П. Перфильевой, Е.Ю. Никитиной, О.Г. Мишановой, О.А. Карабановой, А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др. - Культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин) раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей. Программа, формирующая универсальные учебные действия у учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом др. В исследовании реализовывался ряд методов: 1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; 2) эмпирические: психолого- педагогический эксперимент, тестирование; 3) методы количественной обработки данных; 4) методы знаково-символического представления результатов (диаграммы, таблицы). В эмпирической части исследования использовались: методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др.), задание «Совместная сортировка» (Бурменская), задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»). Практическая значимость заключается в том, что в исследовании разработана и апробирована программа направленная на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях учебного сотрудничества, который может быть успешно использована в учебном процессе учителями начальной школы. Экспериментальной базой исследованиястала МБОУ «Гусиноозёрская гимназия» г. Гусиноозёрск. Всего на различных этапах исследования участвовало 48 учащихся (3 «А», «Б» класс). Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников рассматривают такие исследователи, как А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, О.М. Ковальчук. Ученые в своих работах подчеркивают, что для формирования коммуникативных умений можно применять коммуникативные игры, коммуникативные игровые задания, упражнения. Также исследованием занимались и другие отечественные исследователей (Касаткина Ю.В., 1997, Антонову А.Г., Архипову Е.А., 2005, Веселкова О.А., 2000, Овчарова Р.В., 2015 и др.) В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе, в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования – интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе. В широком значении термин универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Проблема исследования состоит в противоречии между потребностью социума и современной начальной школы в членах общества, владеющих коммуникативными универсальными учебными действиями, что обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ростом числа младших школьников, испытывающих трудности в общении и недостаточным использованием возможностей дидактического процесса в формировании коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что преобразования в российском обществе привели к изменениям в системе начального школьного образования. В ФГОС НОО описывается необходимость формирования универсальных учебных действий у учащихся и выделяется внеурочная деятельность. Важность рассмотрения данной темы связана с недостаточной сформированностью коммуникативных универсальных учебных младших школьников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 7 1.1 Психолого-педагогические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста 7 1.2. Подходы к организации учебного сотрудничества в младшем школьном возрасте 19 Выводы к 1 главе 31 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 32 2.1. Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 32 2.2 Эксперимент по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, анализ его эффективности 38 Выводы ко 2 главе 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53 Приложения 58
Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учёб. пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В.А., 2018. – 379 с 2. Аксютичева А.Е. Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе /А.Е. Аксютичева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. ? 2016. ? С. 125? 128. 3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. ? 2014. ? №14. ? С. 243? 244. 4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. ? Москва.: Просвещение, 2018. ? 151 с. 5. Ахтырская Е.Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО / Е.Н. Ахтырская // Инновации в науке. ? 2016. ? № 9 (58). ? С. 67? 71. 6. Баранова А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе / А.С. Баранова // Символ науки. ? 2015. ? № 9? 2. ? С. 146? 148. 7. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. – Москва.: Издательский центр «Академия», 2016. – 416 с. 8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — Москва, 2015. 9. Бориснёв С.В. Социальная коммуникация: Учеб. пособие для ВУЗов / С.В. Бориснёв. ? Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. ? 14 с. 10. Бурмистрова М.В. Формирование коммуникативных УУД в начальной школе с помощью ТРИЗ (теории развития изобретательских задач) / М.В. Бурмистрова // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XII международной научно-практической конференции. ? 2015. ? С. 38? 40. 11. Вазякова И.М. Игра как средство формирования коммуникативных УУД / И.М. Вазякова // Вестник научных конференций. ? 2015. ? № 3? 6 (3). ? С. 28? 29. 12. Васильев В.П. Конструирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации основной образовательной программы / В.П. Васильев // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель .). ? Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. ? С. 106? 109.2014 г 13. Вахрушева А.В. Констатирующий этап эксперимента как способ диагностики уровня коммуникативных УУД / А.В.Вахрушева // Обучение и воспитание: методики и практика. 2018. ? № 17. ? С. 22? 26. 14. Ветрова В.В. Ребенок и его психологическое здоровье / В.В. Ветрова. ? Москва : Пед. об-во России, 2018. ? 192 с. 15. Волков Н.И. Организация учебной деятельности в малых группах./ Педагогическая психология: хрестоматия/ сотавит.: В.Н.Карандышев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина. Санкт – Петербург, 2013. 412 с. 16. Гайзулина К.А. Формирование коммуникативных УУД посредством использования дидактических игр на уроках математики / К.А. Гайзулина // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). ? 2015. ? С. 400? 402. 17. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — Москва : Педагогическое общество России, 2017. – 512 с. 18. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. ? Москва : Академия, 2016. ? 224с. 19. Доровских, И.С. как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений? / И.С. Доровских // Начальная школа. ? 2016. ? № 3. ? С. 29? 32. 20. Джонсон Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве / Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э.; пер. с англ. З. С. Замчук. Экономическая школа, Санкт – Петербург : Экономическая школа, 2011. 255 с 21. Жуковина Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю.В. Жуковина // Молодой ученый. ? 2016. ? №7.6. ? С. 78? 80. 22. Земленская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках // Начальная школа. 2010. №3. С.48-51. 23. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник / И.А. Зимняя. ? Москва : Логос, 2018. ? 384с. 24. Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности //Начальная школа. 2012. №2. С.90-94. 25. Ивашова О.А. Коллективное творческое дело на математическом содержании как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / О.А. Ивашова, Н.С. Гринева // Герценовские чтения. Начальное образование. ? 2017. 5. ? № 1. ? С. 235? 243. 26. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — Москва : ТЦ «Сфера», 2015. – 464 с. 27. Марченко Л.С. Методы формирования коммуникативных УУД /Л.С. Марченко О.И. Шмидская, Я.В. Щагольчина // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. ? 2015. ? С. 130? 131. 28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2019. – 656 с. 29. Немов Р. Психология учебник// Т. 1-3. – Москва : ВЛАДОС, 2014- 640с. 30. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. ? Москва : Сфера, 2015. ? 240 с. 31. Омарова М.А. Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь .). ? Челябинск: Два комсомольца, 2017. ? С. 80? 82.2017 г 32. Палачева О.М. Учет индивидуальных особенностей младших школьников в процессе формирования коммуникативных УУД / О.М. Палачева, А.В. Невзорова // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы сборник научных статей пятой всероссийской интернет-конференции. Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». ? 2015. ? С. 161? 164. 33. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии, № 5, 2018. 34. Сафиуллина Э.В. Использование групповых методов обучения на уроках // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь .). ? Казань : Бук, 2014. ? С. 8? 11.2014 г 35. Устимова М.М. Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников / М.М. Устимова // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. ? 2015. ? С. 397? 401. 36. Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже/ Джон Х. Флейвелл. ? Москва : Просвещение, 2017. ? 623 с. 37. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – Москва : Генезис, 2017. 38. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. ? Москва: ОИРО, 2019. ? 432 с. 39. Шегаев И.С. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) / И.С. Шегаев, А.В. Шегаева // Молодой ученый. ? 2018. ? №10. ? С. 550? 552. 40. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Основы коммуникации. Санкт - Петербург: Образование, 2015. 41. Шиманаева К.А. Формирование коммуникативных УУД в процессе изучения информатики / К.А. Шиманаева // Современное образование: методы и технологии внедрения ФГОС Сборник материалов IV Регионального научно-методического фестиваля "Единый методический день". Благовещенский государственный педагогический университет. ? 2016. ? С. 110? 112. 42. Шмидт Е.В. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе / Е.В. Шмидт // Молодой ученый. ? 2016. ? №13.3. ? С. 129? 131.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 1.1 Психолого-педагогические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста В системе общего образования начальная школа играет очень важную роль. Это та составляющая, которая должна обеспечить целостное развитие личности ребенка, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта, его социализацию. Определить современные требования к качеству начального образования - основная задача федерального государственного образовательного стандарта. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их направленность на достижение не только предметных образовательных результатов, но, в первую очередь, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными методами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех ступенях дальнейшего образования. Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения – игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка весь период взросления. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать обширное поле коммуникативных средств лучше также через игру. Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности (в отличие от дошкольного возраста, где игровая деятельность является ведущей), но продолжает существенно влиять на развитие детей, поэтому ребенку должно быть предоставлено достаточное количество разнообразных игр (развивающие, обучающие, синтезированные с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома. В младшем школьном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать окружающие люди. Если в конце дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что для общения ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. Р.С. Немов утверждает, что коммуникативный процесс младших школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от коммуникации с взрослыми, а именно большое разнообразие коммуникативных действий в чрезвычайно широком их диапазоне; коммуникативный процесс сверстников насыщен яркой эмоциональностью. (Немов, 2014) Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить ряды Р.В. Овчаровой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной, и др. в качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеучебной деятельности. (Овчарова и др., 2015) Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений. В отечественной науке ряд исследований посвящен таким аспектам проблемы общения, как проблема коммуникативного взаимодействия, формирование коммуникативных умений обучающихся в образовательном процессе с позиций психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.) и с педагогических позиций (Л.А. Аухадеева, Е.Е. Боровкова, Т.Н. Волкова, М.Е Дашкин, Ю.Н. Емельянов, Е.Г. Кашина, А.В. Коренева, Л.Н. Морковец, А.А. Стукаловаи др). Вопрос о формировании коммуникативных умений школьников в методике преподавания русского языка ставился еще в самом начале развития методических идей в России (Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, В.И. Чернышов, К.Д. Ушинский и др.). Так, Ф.И. Буслаев писал, что «… первое и важнейщее дело – развивать практическую способность, состоящую в том, чтобы понимать выраженною формами речи и пользоваться ими правильным образом, то есть так как говорят люди образованные…, устными и письменными упражнениями образуем в ученике способность с надлежащей легкостью правильно понимать формы речи в разговоре и на письме». Некоторые авторы отождествляют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь». Однако большинство ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация». Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Изучением общения занимались такие отечественные ученые, как Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, Г. М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, Л.А. Карпенко и др. А.А. Брудный отмечает, что с позиции деятельностного подхода общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. (Зимняя, 2018) Применяя концепцию А.Н. Леонтьева к анализу общения как к особому виду деятельности,М.И.Лисинаобозначилаеетермином «коммуникативная деятельность». Структурныекомпонентыкоммуникативнойдеятельности, по мнению М.И. Лисиной, выглядят следующим образом: ? предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект; ? потребность в общении — стремление человека к познанию и оценке других люден, к самопознанию; ? коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение; ? действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия); ? задачи общения — цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; ? средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения: ? продукты общения — образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения. (Немов, 2014) С понятием общения тесно связано понятие коммуникации. В научной психолого-педагогической литературе под коммуникацией (от латинского «communication» - сообщение, передача и от «communicare» - делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать) понимается обмен информацией между членами общества. Коммуникация – более широкое понятие по объёму. Психологический словарь определяет понятие «коммуникация» как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то определенного объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта. В лингвистике под коммуникацией понимают общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и другое. Это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Человеческая форма коммуникации характеризуется главным образом, функционированием языка. С.Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Р.С. Немов рассматривает это понятие в русле социального взаимодействия людей. Коммуникация, по его определению, это «контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом». Таким образом, термин «коммуникация», с точки зрения психологии, выражает смысловой аспект социального взаимодействия, направленного, прежде всего, на достижение социальной общности, выражает управленческие, информативные (передача сообщений), эмотивные (возбуждение и передача эмоций) и фактические (связанные с установлением и поддержанием контактов) функции. В этом значении термин «коммуникация» очень близок по содержанию к термину «общение», под которым понимается сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. При поступлении в школу у ребенка есть конкретный уровень развития общения. В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты: ? потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками; ? владениеопределеннымивербальнымииневербальными средствами общения; ? приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоциональное позитивное) отношение к процессу сотрудничества; ? ориентация на партнера по общению; ? умение слушать собеседника. Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, на первое место выходит развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают конкретные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, которые обеспечивают умение учиться. В соответствии со стандартом предусмотрена отдельная программа формирования универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит в контексте освоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий отражаются в планируемых результатах освоения программ учебных предметов в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности учащихся открывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Способность обучающегося самостоятельно успешно овладевать новыми знаниями, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия раскрывают для учащихся возможность широкой ориентации как в разных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, которая содержит осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Значит, достижение умения учиться подразумевает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности овладения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно- смысловых оснований личностного морального выбора (по ФГОС НОО). Функции универсальных учебных действий: ? обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно выполнять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать нужные средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; ? создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе подготовленности к непрерывному образованию; ? обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. В составе основных видов универсальных учебных действий, которые соответствуют главным целям общего образования, можно выдвинуть на первый план четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Рассмотрим подробнее коммуникативные универсальные учебные действия. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироватьсявгруппу сверстников истроитьэффективное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: ? планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ? определение целей, функций участников, способов взаимодействия; ? постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ? разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; ? управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; ? умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Тесно связан с понятием «коммуникативные универсальные учебные действия» такой термин, как коммуникативная компетентность. По определению Куницыной В. Н., коммуникативная компетентность – это умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенном круге ситуаций. (Бориснёв, 2017) Цукерман Г. А. говорит, что «компетентность, в современной психологии понимается как сочетание знаний, опыта и способностей человека». Коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков (те качества, которым можно научить, упражняя в использовании существующих в культуре средств и способов достижения целей), предполагает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения. (Цукерман, 2019) Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, которые определяют развитие психологических способностей личности, происходит в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения устанавливает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и этим раскрывает зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, который соответствует «высокой норме») и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ "Я" как систему представлений о себе, отношений к себе. Собственно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий предоставляется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже владеет различными коммуникативными и речевыми компетенциями. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе обычно уделяется большое внимание. Конечно, уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников очень разный, но в целом он далек от желаемого. Это и стимулирует разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из главных. Потому как коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т.е. тех действий, имеющих наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, которые обозначены в новом проекте стандартов. Основой для решения этой задачи является главное значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: ? содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Анализ научно-методической литературы по проблеме речевой культуры младших школьников позволяет сделать вывод о том, что речь следует рассматривать как компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения, продукт и элемент коммуникации, поскольку посредством речи человек способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он пополняет и расширяет свой кругозор и устанавливает взаимосвязь с окружающим его природным, предметным и социальным миром. Успешность этих взаимосвязей в социуме зависит от уровня культуры общения участников коммуникации. Так же очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. К примеру, в ходе взаимной проверки группы осуществляют такие формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения такого действия одна группа может отмечать ошибки и недочеты в работе другой, но дальше школьники переходят исключительно к содержательному контролю, т. е. выявляют причины ошибок, объясняют их характер. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Сначала, когда учащиеся работают совместно, они распределяют роли, устанавливают функции каждого члена группы, планируют деятельность. Потом каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. К тому же, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие совсем не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 64 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg