Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Конституционные основы земельного права.

irina_k200 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.09.2020
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в системе конституционного регулирования земельного права. Предметом исследования выступает нормативно-правовое регулирование и проблемы реализации конституционных основ земельных отношений Цель исследования заключается в комплексном анализе конституционных основ правового регулирования земельных отношений.
Введение

Актуальность темы. Земельное право - это обособленная отрасль российской системы права, которая представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства Российской Федерации. Под земельным правом понимают также систему юридических норм, предназначенных для регулирования земельных отношений. Система земельного права - это самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в России в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Современный отечественный конституционализм предполагает значительное расширение возможностей граждан и хозяйствующих субъектов участвовать в экономической деятельности на основе института частной собственности. В подобных условиях неукоснительно возрастает роль конституционных гарантий такой разновидности частной собственности, как собственность граждан и их объединений на землю. Формирование демократической правовой государственности требует активного вовлечения земли в гражданский оборот при необходимости достижения социально значимых целей, защиты прав и свобод человека и гражданина в их единстве и системной взаимосвязи. Вместе с тем, процесс реализации конституционных основ земельных отношений протекает весьма противоречивым образом на фоне реформирования российской экономики, изменения структуры земельного законодательства, приспособления института частной собственности на землю к сложившимся реалиям. Конституция Российской Федерации Российская газета. - 2009. - 21 января за период ее действия фактически многократно модернизировалась, чему способствовала не только законодательная практика Федерального Собрания, но и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации. Все это не всегда положительно сказывалось на эффективности проводимых в стране преобразований и, в конечном итоге, подтвердило необходимость более комплексного решения научной задачи по разработке конституционной концепции основ правового регулирования земельных отношений. В силу актуальности проблем правового регулирования земельных отношений в современной России наметился определенный рост публикаций, посвященных данному вопросу. Указанные правоотношения активно исследуются не только в земельно-правовой науке, но также в гражданско-правовой и административно-правовой науке.
Содержание

Введение 3 1. Понятие и сущность земельного права 4 2. Конституция как источник земельного права 10 3.Конституционно- правовые основы земельных отношений в Российской федерации 13 4. Конституционно- правовые основы определения полномочий местного самоуправления в сфере земельных отношений 20 Заключение 27 Задача 25 Список использованной литературы 28
Список литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ //Российская газета. - 2009. - 21 января Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)//СЗ РФ. 2001, N 44. ст. 4147. Анисимов А.П., Алексеев А.П. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды: вопросы классификации // Конституционное и муниципальное право. 2003. N 2. Анисимов А.П., Мелихов А.И. Конституционно-правовые проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о частной собственности // Юрид. мир. 2003. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М., 2012. Головистикова А.Н. Конституционное право России: учебник / под ред. H.A. Михалевой. - М., 2013. Гусев Р. К. Земельное право : учебное пособие / Р. К. Гусев. - Изд. 3-е, перераб., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М ; КОНТРАКТ, 2010. - VI, 199 с. Ерофеев Б. В. Земельное право России : учебник для вузов / Б. В. Ерофеев. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Профобразование, 2013. - 751 с. Жариков Ю. Г. Земельное право : учебник / Ю. Г. Жариков, В. Х. Улюкаев, В. Э. Чуркин. - М. : ЮРАЙТ, 2013. - 477 с. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (постатейный) / Отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков. М.: Юстицинформ, 2012. Костикова Г.В. Некоторые вопросы совершенствования реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Российская юстиция. 2010. N 2.
Отрывок из работы

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА. Земельное право Российской Федерации- это обособленная отрасль российской системы права, которая представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства Российской Федерации. Земельное право Российской Федерации - это система юридических норм и соответственно правовых нормативных актов - законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др., предназначенных для регулирования земельных отношений на территории России Гусев Р. К. Земельное право : учебное пособие / Р. К. Гусев. - Изд. 3-е, перераб., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М ; КОНТРАКТ, 2010. - с. 52.. Земельное право Российской Федерации - это самостоятельное направление правового регулирования отношений, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами данной отрасли права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей основной целью земельное право Российской Федерации ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель, как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества. Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ СЗ РФ. 2001, N 44. ст. 4147., земельное право в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1) учет значения земли, как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле, как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно ему - при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты решения и осуществлены виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека, даже если потребует больших затрат; 4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; 5) единство судьбы земельных участков и связанных с ними объектов - то есть все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков за исключением случаев установленных законом; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий - то есть изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; 7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их прямой принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами; 10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11) сочетание законных интересов общества и граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащей ему землей Гусев Р. К. Земельное право : учебное пособие / Р. К. Гусев. - Изд. 3-е, перераб., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М ; КОНТРАКТ, 2010. - с. 53.. Земельное право РФ регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Таким образом, земельные отношения бывают двух видов - отношения по использованию земель и отношения по охране земель. При регулировании земельных отношений на территории Российской Федерации применяется принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, также применяется принцип государственного регулирования приватизации земли. Как уже было сказано выше, земельное право - это совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные (так называемые земельные) отношения, связанные с определением правового статуса и режима использования земельных участков. Земельное право Российской Федерации по своей структуре состоит из трех элементов: предмет земельного права, метод земельного права и система земельного права. Предметом земельного права Российской Федерации являются общественные отношения, возникающие между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель. Эти отношения регулируются нормами земельного законодательства Российской Федерации и называются земельными правоотношениями. При этом государственное управление земельным фондом Российской Федерации сочетается с широкой самостоятельностью остальных пользователей земли. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами - это административно-правовой метод и метод дозволения. Так, предоставление земли для хозяйственных нужд пользователям производится на основании соответствующего решения (постановления) компетентного государственного органа. Те же органы выносят решение об изъятии (выкупе) земли или каких-либо изменениях в праве землепользования. Возникновение, изменение или прекращение земельных правоотношений происходит на основании административно-правового акта - решения (постановления) государственного органа. В этом случае данный государственный орган выступает в качестве хозяйствующего субъекта земли, иными словами "управляющего государственным земельным имуществом", а не как "власть" государства Ерофеев Б. В. Земельное право России : учебник для вузов / Б. В. Ерофеев. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Профобразование, 2013. - с. 32.. Для административно-правового (административного) метода регулирования земельных правоотношений характерно проявление "власти и подчинения". Участники таких отношений не равноправны, ибо один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять. Так, административным методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, и некоторые другие отношения, например в области госконтроля за правильным использованием земель; при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования - в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве; при разрешении земельных споров. Важно, однако, всегда иметь в виду, что административно-правовой метод регулирования распространяется не на все виды земельных отношений в Российской Федерации. Так, на стадии предоставления государственной земли в частное пользование может применяться административный метод, но уже на следующей за этим стадии - при внутрихозяйственном планировании использования земли - применение этого метода значительно ограничено Земельное законодательство Российской Федерации расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность, поэтому при регулировании некоторых земельных правоотношений применяется и метод дозволения. Земельное право Российской Федерации дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда, как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв. Улюкаева В.Х. Земельное право: Учебное пособие. / В.Х. Улюкаева. - М.: Изд-Во Былина, 2006. -с 21 Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, то есть свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование. Характерным примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды. Земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, а затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников договорных (арендных) отношений. Если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта. Нормативно-правовой базой (источниками) земельного права Российской Федерации являются - Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, кодексы Российской Федерации, президентские указы, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления в сфере земельных правоотношений в России. Общей части системы земельного права Российской Федерации подчинена Особенная часть, которая складывается из земельно-правовых институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, выделяемых по основному целевому назначению - соответствующему признаку Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель. Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения Земельное право России: учебник / под ред. Б.Н. Ерофеева. - М., 2013. С. 21.. Особенная часть складывается из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, и выражающих особенности, свойственные регулированию отношений по управлению и использованию земель каждой отдельной категории земельного фонда России. КОНСТИТУЦИЯ КАК ИСТОЧНИК ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства. В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»); разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п. «г»); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»); земельное законодательство (п. «к»). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ Михайлова Н.В. Конституционно-правовые особенности федеративного устройства России // Вестник Российского университета дружбы народов. - Политология. -2004.-№ 1.-С. 15-23.. Предусмотрено прямое действие федеральных законов на всей территории РФ. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов подчеркивается, что в РФ не признается установление субъектами Федерации каких-либо дополнительных условий для вступления в силу федеральных законов. Эта норма, естественная для государства с федеративным устройством, -- своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов РФ, которое отличалось в последние годы чрезмерной независимостью. В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону. В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Конституции РФ (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, что, естественно, имеет прямое отношение к обеспечению охраны земель. Правительство РФ осуществляет также управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимися в федеральной собственности. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти, в сфере регулирования земельных отношений. Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли Михайлова Н.В. Конституционно-правовые особенности федеративного устройства России // Вестник Российского университета дружбы народов. - Политология. -2004.-№ 1.-С. 15-23.. В ст. 74 Конституции РФ выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе и охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка. Конституция РФ предусматривает, что на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Исключением из этого общего правила являются случаи, когда ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. В Конституции РФ закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма закрепляет два важнейших принципа правового регулирования земельных отношений: принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования использования и охраны земель и принцип обеспечения рационального использования и охраны земельных ресурсов. Учитывая роль и значение земли в жизни общества, особенности земли как природного объекта, в ч. 3 ст. 36 Конституции РФ специально установлено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом -- Земельным кодексом Российской Федерации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 16 страниц
200 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 4 страницы
200 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 20 страниц
400 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 16 страниц
400 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 20 страниц
400 руб.
Контрольная работа, Право и юриспруденция, 17 страниц
170 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg