Понятие и структура финансового рынка
Финансовыи? рынок становится одним из приоритетных секторов экономики, эффективность управления которым может оказывать влияние на общую эффективность государственнои? экономическои? политики. Однои? из основных характеристик финансового сектора, определяющих эффективность его функционирования, выступает его институциональная структура. Ниже представлена структура финансового рынка (см. Рисунок 1).
Денежныи? рынок – это рынок краткосрочных долговых обязательств (со сроком погашения до одного года). На денежном рынке происходит перераспределение свободнои? денежнои? наличности.
На рынке капиталов оборачиваются бессрочные обязательства или обязательства со сроком погашения, превышающим год. На данном рынке с помощью операции? по привлечению инвестиции? формируется собственныи? капитал предприятии? и перераспределяется корпоративныи? контроль. Строгая граница между рынком денег и капитала отсутствует. На обоих рынка возможно обращение одних и тех же инструментов. Главным образом, отличают эти сегменты рынка друг от друга выполняемые ими функции. Так, денежныи? рынок выполняет функцию регулирования ликвидности как его участников, так и всеи? национальнои? экономики. Отвечает за это Центральныи? банк, осуществляя постоянныи? мониторинг данного сегмента финансового рынка через отслеживание движения ставок на нем.
Структуру финансового сектора Российской Федерации можно представить следующим образом (см. Рисунок 2).
Финансовыи? рынок России, как и любои? другои? рынок, являясь составнои? частью национальнои? социально-экономическои? системы, одновременно является и частью глобального финансового рынка, подчиняется всеобщим тенденциям развития финансовых систем. Помимо этого, «специфика финансового сектора предполагает наивысшии? уровень глобализации финансового сектора по сравнению со всеми другими секторами экономики, обусловливая высокии? уровень зависимости национальных финансовых рынков от развития глобального финансового рынка».
Финансовыи? рынок в своем развитии опережает экономику в целом из-за одновременного и однонаправленного воздеи?ствия на развитие финансовых рынков во всем мире совокупности причин, к которым относятся глобализация, секьюритизация, обесценение национальных валют, старение населения развитых стран.
Теория финансового регулирования
Исторически можно выделить три этапа развития финансовых рынков и, соответственно, три модели финансового регулирования: протоотраслевую, отраслевую (секторальную) и консолидированную. Эволюция моделеи? представлена на следующеи? схеме (см. Рисунок 3).
Расширение сферы полномочии? сопровождалось и функциональным наполнением деятельности финансовых регуляторов. Структуру в функциональном разрезе можно представить следующим образом:
1. правоустановление (нормотворчество);
2. лицензирование;
3. надзор;
4. инфорсмент.
В настоящее время проблема регулирования финансового рынка заключается в установлении взаимосвязи между банковским сектором и всем финансовым рынком. В связи с этим в научныи? оборот введены специальные термины – «мегарегулирование» или «кросс-секторальныи? надзор и регулирование финансового рынка» для интегрированного надзора финансового сектора. Создание мегарегулятора являет собои? возможность связать банковскую систему и рынок ценных бумаг для того, чтобы запустить движение денежных средств по следующему пути: от инвесторов в банки, затем через ценные бумаги в кредиты.
До недавнего времени в России реализовывалась модель распределенного регулирования. В противовес еи? во многих странах применяется иная структура – мегарегулятор. Она представляет собои? модель регулирования, основанную на интеграции полномочии? в одном или двух ведомственных подразделениях.
Как видно из мировои? практики, мегарегулятор – это специально созданныи? орган, наделенныи? полномочиями по регулированию и надзору на финансовом рынке. Он является независимым неправительственным органом, но при этом несет ответственность перед государственнои? властью. Также он деи?ствует на коллегиальнои? основе и не обладает правом законодательнои? инициативы.
Вопрос о необходимости создания структуры мегарегулирования финансового рынка в России возник в начале 2000-х годов. Стремление создать единыи? регулятор было продиктовано желанием перенять зарубежныи? опыт и максимально адаптировать его под реалии россии?скои? системы. Однако со временем неэффективность существовавших структур и методов привели к появлению существенных предпосылок перехода к мегарегулированию.
Во-первых, банковскии? бизнес усложнился, и появились финансовые группы, осуществлявшие свою деятельность одновременно на различных сегментах финансового рынка. Во-вторых, увеличилось взаимодеи?ствие между всеми сферами финансовых услуг, взаимосвязь между финансовыми организациями стала более теснои?, возрос уровень системного риска, способныи? привести к кризису. В-третьих, процессы глобализации и функциональнои? интеграции обусловили модернизацию принципов и технологии? финансового регулирования. В-четвертых, финансовые инструменты подверглись унификации, появились комбинированные финансовые продукты, усложнившие процесс регулирования. В-пятых, финансовыи? рынок стал более открытым и либерализованным.