Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Представление о материнстве у беременных женщин.

irina_k200 1025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.09.2020
Цель дипломного исследования – изучить особенности психологической готовности к материнству у беременных женщин. Задачи: - раскрыть определение понятия «материнство», «психологическая готовность к материнству» и определить основные компоненты; - подобрать методики и методы для изучения психологической готовности к материнству у беременных женщин; - провести анализ полученных результатов исследования особенностей готовности к материнству женщин различных возрастных групп. Объект исследования – беременные женщины в возрасте: от 22 до 32 и от 32 до 48 лет. Предмет – характеристики социально-личностной. когнитивно-операционной, потребностно-мотивационной готовности к материнству, составляющие психологическую готовность к материнству. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что важное значение имеют социально-психологические факторы для особенностей готовности к материнству у беременных женщин. Методы исследования: анкетирование, рисуночный проектированный тест «Мой малыш», проективная методика «Родительское сочинение».
Введение

Актуальность изучения. Взаимоотношения матери и ребенка представляют собой высшее жизненное единство, направленное на реализацию базисных поведенческих программ развития. Формирование системы взаимоотношений «мать-дитя» осуществляется постепенно, с момента зачатия, и влечет за собой серьезные изменения в жизни будущей матери. Беременная женщина сталкивается с новыми адаптационными задачами, для решения которых требуется активная личностная перестройка. В течение беременности она должна постепенно принять роль матери, научиться воспринимать будущего ребенка, соотнося свои потребности с фактом его существования. Процесс принятия роли матери рассматривается как кризисный этап в развитии личности. Он предъявляет особые требования к личностным ресурсам и несет в себе как потенциальные возможности, так и потенциальные опасности для личности. Материнство - одна из социальных женских ролей, на которую оказывают влияние общественные нормы и ценности. Формирование представления о материнстве происходит в процессе онтогенеза. Научно-практическая проблема. Роль ребенка в формирующейся системе «мать-дитя» с его развитием постепенно становится все более значимой. С началом шевеления ребенок становится полноправной частью системы, побуждая мать регулировать свои психические состояния и строить свое поведение, учитывая факт его существования. Однако полноценно воспринимать своего неродившегося ребенка и адекватно понимать его психические потребности способна женщина с достаточно высоким уровнем личностной организации. Важными факторами, влияющими на формирование представлений о материнстве являются: прошлый опыт взаимоотношений со своей матерью; образ будущего ребенка, формирование которого также связано с опытом своего детства; ценность материнства, как составляющая личностной сферы женщины, реализующаяся в потребности в материнстве. В последние десятилетия наблюдается тенденция к постоянному росту такого социального явления, как «скрытый инфантицид» - отказ матери от ребенка [3]. Он проявляется не только в фактическом отказе матери от своего родившегося или еще не родившегося ребенка, но и в несформированном представлении женщины об особенностях материнства и периода беременности в целом. И, как следствие, это приводит к психологической неготовности будущих матерей к своей социальной ситуации на момент беременности и после рождения ребенка.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ 5 1.1. Понятие «материнство» и его функции 5 1.2. Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих 7 1.3. Психофизиологическая готовность женщин к материнству 17 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ 20 2.1. Цель, задачи, гипотеза, предмет исследования 20 2.2. Методы исследования 20 2.3. Описание выборки 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34 Приложение 1 37 Приложение 2 40
Список литературы

1. Авдеева Н.Н. Вы и младенец: у истоков общения. -М.:Пр.2011. 2. Андреева Н.Г. Этот удивительный младенец.- С-П., 2019. 3. Анна де Карвасдуэ. Девочка. Девушка. Женщина. Мир книги.-М., 2011. 4. Бангерская Т. Трудное счастье материнства//Семья и школа.- 2017.- №3.-с.29-32. 5. Батуев А.С. Психофизиолгичекие доминанты материнства. //Психология сегодня. -2022.-вып.4.-с.69-70. 6. Беременность и роды у первородящих женщин старшего возраста.- М.:Пр.2015. 7. Бестужев-Лада И. Ступени к семейному счастью.//Семья и школа.-2014.-№3. -с.30-33. 8. Бойко В.В. Малодетная семья.- М.:Пр.2032. 9. Бойко В.В. Счастье, семья, дети.- М.:Пр 2010. 10. Бойко В.В. Если ты жена и мать. -М.:Пр.2005. 11. Бурменская Г.В., Захарова Е.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для ВУЗов.-М.:Акадкмия,2012. 12. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. -М.:Пр.2011. 13. Брутман В.И., Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью.//Психология сегодня.-вып.4.-2014.-с.150-151. 14. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического обследжования женщин, отказавшихся от своих новорождённых детей.//Вопросы психологии.-2014.-№5.-с.33-27. 15. Брутман В.И., Панкратова М.Г.,Еникопов С.И. Некоторые результаты обследованияженщин, отказавшихся от своих детей.//Вопросы психологии.-2014.-№5. -с.31-36. 22. Брутман В.И. Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности//Вопросы психологии.-2007.- №7.-с.38-47. 17. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю.Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов//Вопросы психологии.-2012.-№1.-с.59-69, №3.-с.109-117. 32. Варга Д. Радость родительских забот.- М.:Пр.2013 19. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство.- М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2012. 20. Винникот Д.В. Разговор с родителями.- М.:«Класс», 2014. 21. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. -М.: Пр. 2015. 22. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости//Cоцис.-2013.-№11.-с.78-83. 23. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России//Социс. -2010.-№11. 33. Караханова Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени//Социс.-2013.-№3.-с.74-81. 25. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности//Воспитание школьников.-2032.-№4.-с.32-22. 32. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. К.:ВГГУ,2014. 27. Матвеева Е.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества».-Москва-Нью-Йорк.:2014. 28. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии.-2012.-№5.-с.32-27. 29. Минюрова С.А. Тетерлева Е.А Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Психологический журнал.-212.-№5.-с.63-75. 30. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.:2014. 31. Орлевская М. Я хочу ребёнка//Cчастливые родители.-2014.-№3.-с.76-78. 32. Папушек Х., Папушек М. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития//Психологический журнал.-2010.-№3.-с.65-72. 33. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребёнком//Вопросы психологии.-2010.-№3.-с 67-81. 34. Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет//Вопросы психологии.-2014.-№2.-с.15-19. 35. Спок Б. Ребёнок и уход за ним.-М.: «Политехника»,2011. 36. Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь//Семья и школа,.-2011.-№3. -с.14-17. 37. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе//Психология сегодня.-вып.3.-2014.-с..36-38. 38. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2012. 39. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии//Вопросы психологии.-2011.-№2.-с.22-37. 40. Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства//Семья и школа.-2011.-№1-2. 41. Филиппова Г.Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнк//Cемья и школа.-2013.-№2.-с.7-9. 42. Филиппова Г.Г. Сравнительно-психологический подход //Психологический журнал.-2009.-№5.-с.81-88. 43. Фридман.И. Взрослые в общении с детьми, дети в общении со взрослыми. Семья и школа.- М., 2014. 44. Фэнвик Э. Настольная книга для родителей. Л.,2005. 45. Пэрну Л. Я жду ребёнка. М.:Медицина,2022. 46. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка.- М.:«Педагогика»,2009.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ 1.1. Понятие «материнство» и его функции Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет. В словаре русского языка С.И.Ожегова «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми». В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты. Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины. Представители феминистского подхода (Е.А.Каплан, Э.Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины. Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу. Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности. «Материнство, - утверждает итальянский психолог А. Минегетти, - в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли». Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта. Матвеева Е.В. определяет его как особый тип деятельности женщины, опираясь на положение Давыдова В.В. о типологии деятельности. В.В.Давыдов выделял типы деятельности, которые сложились и возникли в процессе онтогенеза. Последние обозначены как воспроизводящие. Матвеева Е.В. считает, что к этому типу деятельности и относится материнство. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. отмечают, что все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект – носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери. Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка. Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Для целостного видения материнства необходимо обозначить функции, присущие матери. Функции матери достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств ребёнка и его деятельности. Филиппова Г.Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную и конкретно-культурную. К видотипичным функциям матери относятся следующие. 1. Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов. 2. Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребёнком) для развития видотипичной структуры деятельности. 3. Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности. 4. Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения в форме формирования потребности в общении, как системообразущих для сферы общения. 5. Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов. Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком. К этой группе материнских функций Филиппова относит следующие. 1. Обеспечение матерью предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей когнитивной сферы и моторики. 2. Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности. 3. Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной среды. 4. Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения. 5. Обеспечение условий для формирования у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др. Филиппова Г.Г. отмечает, что далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и, нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребёнка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребёнка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития. [4] Взгляд Филипповой Г.Г. относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определённым. Различные направления в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери. 1.2. Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь, остаётся открытым. При изучении психологической готовности к материнству анализируются изменения в жизни, ждущие женщину с рождением ребёнка, которые чрезвычайно глубоки. Рождение ребёнка принесёт много перемен, к которым женщина должна быть готова. То есть она должна быть готова стать матерью, должна осознанно принять на себя выполнение материнских функций. Большинство авторов ( Брутман В.И., Батуев А.С., Винникот Д.В., Минюрова С.А., Хамитова И.Ю), исследующих проблему готовности к материнству, считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни. На процесс формирования влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми. Одна из исследователей психологической готовности к материнству Мещерякова С.Ю. рассматривает этот концепт как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предположением Мещеряковой С.Ю. о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании. Автор выделяет несколько групп показателей психологической готовности к материнству. 1. В первую группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства. Эта составляющая была определена Мещеряковой С.Ю., исходя из концепции Лисиной М.И., которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими был положительным, это означает, что стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребёнку заложена. Мещерякова С.Ю. предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Большое значение в становлении родительского поведения автор придаёт общению со сверстниками, старшими и младшими детьми. 2. К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения. 3. Третью группу показателей составили установки на стратегию воспитания ребёнка. То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку. Мещерякова С.Ю., не претендуя на полноту и окончательную завершённость модели психологической готовности к материнству, предполагает, что выделенные показатели в совокупности могут отражать её уровень и служить основанием для прогноза эффективности последующего материнского поведения. Брутман В.И. рассматривает готовность к материнству как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери. Милосердова Е. выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству: 1. Отношение к беременности. Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения. 2. Поведение женщины в процессе родов. Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось. Филиппова Г.Г., исследуя психологические факторы нарушения материнства, рассматривала психологическую готовность к материнству как ведущий фактор адаптации к беременности и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены ценность будущего ребёнка; себя как матери; материнская компетентность. Матвеева Е.В.определяет психологическую готовность к материнству, как специфическое личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству. Потребностно-мотивационная готовность к материнству подразумевает потребность в материнстве и включает потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты. Потребность в материнстве – комплексная потребность. Она подразумевает рефлексию своих состояний и стремление к их переживанию в процессе взаимодействия с ребёнком и не исчерпывается желанием иметь детей (Матвеева Е.В.). Иванников В.А. считает, что потребность в материнстве – необходимое, но не достаточное условие для материнской деятельности, и побуждение к действию есть результат особого процесса – процесса мотивации. Мотив деятельности выступает непосредственным смыслообразующим фактором. Филиппова Г.Г. выделяет следующие основные мотивы материнства: · достичь желаемого социального и возрастного статуса (я – взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе); · удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других); · стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков); · реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт); · компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я); · решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости); · любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т.п.); · достижение критического для деторождения возраста. Различные обстоятельства создают совершенно индивидуальные, неповторимые условия мотивации рождения ребёнка для каждой женщины. Потребность в детях - центральное звено потребности в материнстве. Никаких биологических законов, заставляющих иметь детей, не существует (Борисов В.А.). Эти законы следует искать в сфере социального. Потребность в детях, по определению Бойко В.В., - это устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное её внутренними побуждениями. Желание иметь детей может возникнуть неожиданно, может быть выражено неявно (Орлевская М.). Известно, что и у мужчин, и у женщин желание иметь детей напрямую зависит от их детских переживаний, отношений с родителями, модели той семьи, в которой они выросли. Печать прошлого столь отчётлива, что зачастую она и определяет наше желание или, наоборот, нежелание дать начало новой жизни. Потребностно-эмоциональная готовность к материнству обеспечивает позитивное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на роды, эмоционально-положительный образ ребёнка, желание заботится о нём, радостно-счастливое отношение к роли матери. Положительное отношение к беременности влечёт за собой спокойное её протекание. Такая женщина способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения. Не смотря на последнее, образ будущего ребёнка у женщины вызывает положительные эмоции, она находится в «предвкушении» будущего материнства. В ходе проведённых исследований было выявлено, что для женщин с отрицательным отношением к беременности будущий ребёнок является источником отрицательных эмоций. Женщины с положительным отношением к беременности говорят о желании проявлять любовь к будущему ребёнку. Материнские чувства у них развиваются сильнее и не подвергаются сомнениям. Беременность для таких женщин является важной функцией материнства и характеризуется устойчивым положительным отношением к ребёнку, новым смыслом жизни (Безрукова О.Н.). Если ребёнок желанен, то он способен олицетворять представление женщины о счастье. Когда ребёнка не ждут, чаще встречаются преждевременные роды. Происходит это потому что, женщина находится в подавленном, напряжённом состоянии, её угнетает мысль о будущем ребёнке (Бойко В.В.). Большое значение имеет и то, как женщина настроена на процесс родов. В современной психологии и психотерапии считается, что отношение женщины к процессу родов существенным образом влияет на успешность родов, а также отражает общее отношение к беременности, будущему ребёнку, своей новой роли матери. Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребёнку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребёнка и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни. В период беременности женщина чувствует, что с первенцем приходит конец её беззаботной юности. Исчезает прелесть девичьей фигуры, кажется утерянным очарованье молодости. Возникают различного рода опасения и страхи. Женщина должна осознавать трудности этого периода, соответственно настроиться и суметь пережить его. И только тогда проклюнется чувство радостного ожидания (Райнпрехт Х.). Райнпрехт с настойчивостью говорит будущим матерям: «Вы должны хотеть будущего ребёнка, вы должны приветствовать зарождающуюся жизнь, вы должны сознательно находиться в состоянии радостного ожидания». Ценностно-смыловая готовность к материнству предполагает осознание женщиной высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства. Любая женщина, хочет она того или нет, неразрывно связана со своей матерью. Психологическая готовность или неготовность к материнству обусловлена тем, насколько гармоничной была эта связь. Если девочка была для матери желанным ребёнком и не чувствовала себя в семье ненужной и одинокой, то, вырастая, она, как правило, не испытывает проблем, создавая свою семью. С самого детства между дочерью и матерью происходит неосознанная передача опыта, закладывается основа женского поведения, а также представления об основных жизненных ценностях (Орлевская М.). Желательно, чтобы женщина-мать видела смысл своей жизни в первую очередь в материнстве (Хорват Ф.). В ходе исследований, проводившихся в 1974 году, было выявлено, «в чём видят женщины свою главную задачу – в профессиональной деятельности или в воспитании детей и организации дома». В подавляющем большинстве ответов (86%) указывалось на то, что обе задачи главные (Янкова З.А.). И в настоящее время женщины стремятся к самореализации, достижению больших успехов в карьере. Не простые экономические условия заставляют думать о том, как заработать деньги (Буленкова Н.). Многие исследователи отмечают, что у современной женщины наблюдается противоборство двух жизненных устремлений – желания свободного жизнеустройства и желания иметь детей. Но всё же наметился сдвиг ценностей женщины в сторону ребёнка, семьи. Результаты показывают, что семья и дети имеют у женщин значение как базовые ценности. Уровень ценности материнства для женщины определяется уровнем ценности ребёнка. Филиппова Г.Г. выделяет четыре основных типа ценности ребёнка: 1) эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребёнком – положительно-эмоциональные переживания матери); 2) повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация на ребёнке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери); 3) замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (ребёнок - как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ и т.п.) 4) полное отсутствие ценности. Женщина, для которой дети являются жизненной ценностью, стремится увидеть в них своё продолжение, воспитать у них способности, которые помогут им найти своё место в жизни. Человек хочет жить дальше – в своих детях. Однако это желание не является инстинктивным, врождённым, оно приобретается в процессе воспитания. Почти каждый человек нуждается в осознании того, что в детях он найдёт своё продолжение. Когда ребёнок появляется на свет, он становится для родителей самым дорогим существом, для воспитания которого необходима их активная жизнедеятельность, то есть возникает благородная цель, обогащающая смысл жизни человека (Хорват Ф.). Ребёнок даёт взрослому очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg