Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Краеведческая деятельность библиотек (на примере Октемской сельской модельной библиотеки МБУК Хангаласской МЦБС)

irina_k200 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.09.2020
Объект исследования: Краеведческая деятельность библиотеки Предмет исследования: Основные направления и тенденции краеведческой деятельности библиотек на примере Октемской сельской модельной библиотеки Хангаласской ЦБС Цель дипломного исследования: Рассмотреть краеведческую деятельность Октемской сельской модельной библиотеки Хангаласской ЦБС. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы библиотечного краеведения 2. Изучить основные направления краеведческой деятельности библиотек России 3. Рассмотреть краеведческую деятельность Октемской сельской модельной библиотеки 4. Принять участие в разработке и реализации проекта Октемской сельской модельной библиотеки Хангаласской ЦБС «Слава Труду» Методика исследования: Использован ряд общенаучных и специальных библиотековедческих методов, такие как статистический отчет, сравнительный анализ, наблюдение. Для выполнения цели и задач исследования использовались следующие методы: анализ краеведческой литературы, анализ деятельности Октемской сельской модельной библиотеки Хангаласской ЦБС - как центра сохранения культурного наследия родного края. Новизна исследования: Квалификационная работа связана с тем, что впервые в рамках исследовательской работы изучается краеведческая деятельность Октемской сельской модельной библиотеки, эффективность реализации проекта по краеведению с целью сохранения и пропаганды культурного наследия. Практическая значимость: Исследование квалификационной работы состоит в том, что предоставленная модель сельской библиотеки может быть широко использована как пример внедрения новых форм и методов деятельности по краеведению в работе других сельских библиотек республики Структура квалификационной работы: Определяется логикой исследования, решением поставленных в работе целей и задач. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматривается теоретические основы библиотечного краеведения, выяснена актуальность краеведения в библиотеке. Вторая глава посвящена библиотечному краеведению Октемской сельской модельной библиотеки, выявлена роль проектной деятельности по краеведению «Чэчирии сайда тур». В заключении подводятся общие итоги квалификационной работы, формируются выводы. Глава 1. БИБЛИОТЕЧНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 1.1. Теоретические основы библиотечного краеведения В понятие "краеведение" в разные годы вносилось разное содержание. Оно рассматривалось как метод изучения какой-либо территории, как общественное движение, как предмет преподавания. В наше время краеведение рассматривается как комплексная наука, ведущая к всестороннему научному познанию края. Первую попытку определить понятие "библиотечное краеведение" и его составляющие предприняла в 1973 г. О.И. Талалакина [10, с. 165]. Она рассматривала библиотечное краеведение как разновидность государственного и как синоним краеведческой работы и выделила три комплекса обязанностей: обслуживание читателей; пропаганду краеведческих знаний и организацию библиотечных процессов. Именно по этим направлениям предлагалось разрабатывать теорию библиотечного краеведения. Н.Н.Щерба понимает под библиотечным краеведением "весь комплекс многоаспектной деятельности библиотечных работников по поиску, выявлению, приобретению, организации, учету, всестороннему раскрытию содержания произведений печати (кинофонофотодокументов), библиографическому сопровождению запросов общества и его отдельных представителей, пропаганду знаний о крае библиотечными и библиографическими средствами, разработку научных проблем, в том числе библиографического и библиотековедческого направлений, методическое обеспечение и т.д." [21, с. 165]. Краеведческая деятельность библиотек - часть профессиональной (государственной) краеведческой деятельности, направленной на выявление, собирание и распространение знаний об определенной местности (крае), зафиксированных, прежде всего в произведениях печати, а также аудиовизуальных материалах, машиночитаемых носителях информации, неопубликованных документах. Краеведческая деятельность осуществляется в формах, свойственных библиотечной деятельности в целом. Целью краеведческой деятельности муниципальных библиотек является содействие политическому, экономическому, культурному развитию края, всестороннему исследованию края, выявлению и распространению ценного местного опыта в различных областях производственно-практической и общественной деятельности, краеведческому движению о крае. Библиотечное краеведение как составная часть общего краеведения имеет цель выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование материалы, связанные по содержанию с определенной местностью, которая является родным краем для ее населения. [1,с.52-60]. Эта отрасль краеведения в настоящее время активно развивается. В разное время некоторые аспекты краеведения в библиотеках разрабатывались многими теоретиками, такими как Е.Н. Буринская, А.Н. Бученков, Л.М. Вадиковская и другие. Однако, все они затрагивают библиографическую сторону краеведческой деятельности. Краеведческие проблемы библиотек, авторы практически не рассматривали, за исключением вопросов формирования фондов [4, с. 84]. Теоретические основания краеведческой деятельности библиотек заложил Николай Васильевич Здобнов. В 1925 году он закончил и опубликовал свой первый труд "Основы краевой библиографии", где впервые сформулировал основные задачи краеведческой библиографии, определил ее значение для науки и общественно-политической жизни страны. Основу краеведческой деятельности библиотеки составляют: краеведческий фонд, контингент пользователей изданий и услуг по краеведению; библиотечный персонал, включенный в краеведческую работу, и материально-техническая база библиотеки. Краеведческий фонд - это упорядоченное множество зафиксированных в документальной форме сведений о крае. Он используется читателями и сотрудниками библиотек в разнообразных целях: для удовлетворения краеведческих запросов читателей; для проведения библиографического информирования по краеведению; для выявления необходимых материалов при подготовке и составлений пособий, сборников, альманахов и других изданий краеведческого содержания; для организации краеведческих мероприятий. Без полноценного научно-организованного фонда серьезная краеведческая работа библиотеки невозможна[2, с. 4]. Краеведческий фонд муниципальной библиотеки универсален по своему составу. Он должен охватывать все проблемы края, которые могут заинтересовать читателей. Фонд формируется из документов, отвечающим основным целям и задачам конкретной библиотеки, а также потребностям пользователей. Такой фонд, выделенный в отдельных залах или на отдельных стеллажах, в идеале должен состоять из: книг, брошюр, листовок; репродукцией, произведений изобразительного искусства, атласов, карт, фотографий; нотных изданий, грампластинок, слайдов, диафильмов, аудиокассет, компакт-дисков, дискет, машинописных и рукописных материалов; тематических папок с газетными и журнальными статьями, связанными по содержанию с краем[24, с. 160]. Краеведческие документы классифицируются по различным признакам: времени издания, уровню насыщенности краеведческими данными, видам документа, а также возрасту читателя. По назначению для документов, по их семантической составляющей, краеведческий фонд библиотеки включает: справочную литературу; научно-популярную литературу; учебную литературу; художественную литературу. Иногда фонд систематизируется на основе моральной конструкции изданий: книги, газеты, журналы, листовки, плакаты, ноты, печатная графика и т.д. Можно разделить документы по знаковой природе заключенной в них информации: на текстовые, нотные, картографические, изоиздания. По признаку периодичности краеведческие документы могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися, серийными. Сохраняются и все серьезнее влияют на состояние краеведческой деятельности библиотек трудности с комплектованием библиотек краеведческими и местными изданиями, значительные трудности с приобретением новой и старой краеведческой литературы. Законодательство о местном обязательном экземпляре во многих регионах практически не действует; в краеведческих фондах образуются трудновосполнимые лакуны. Весьма тревожная ситуация складывается с общим состоянием краеведческих библиографических ресурсов в электронной форме. Под влиянием автоматизации идет перестройка краеведческого СБА и всей технологии работы с ним. Можно утверждать, что наряду с положительными результатами внедрения новых технологий много и негативных, просто опасных тенденций. Не успевая обрабатывать информацию, библиотеки вынуждены выбирать между качеством, полнотой и оперативностью. Пока развитие электронных краеведческих ресурсов идет скорее по пути количественного прироста при одновременном снижении качества записей. Поэтому предстоит определить единые требования к самим краеведческим БД (к БЗ, техническим и форматным условиям их доступности и пр.). Хорошо известно, что серьезное влияние на состояние краеведческих БД оказывает неудовлетворительное качество программного обеспечения, не позволяющее в полной мере следовать общим библиографическим стандартам и требованиям методики индексирования содержания документов [5, с. 30-31]. Краеведческая библиографическая деятельность осуществляется в рамках общей библиографическая деятельность осуществляется в рамках общей библиографической деятельности ЦБС, по общим планам. Объемы этой деятельности в ЦБ и филиалах различны. Краеведческая библиографическая деятельность ЦБ включает: организацию и ведение краеведческого справочно-библиографического аппарата (КСБА); формирование системы краеведческих библиографических пособий; краеведческое библиографическое обслуживание, краеведческое библиографическое информирование, обучение основам краеведческих библиографических знаний. Краеведческая деятельность библиотеки тесно связана с местными потребностями, потому библиотека вправе рассчитывать на активное участие в ней местного населения - реальных и потенциальных пользователей. В числе участников краеведческой деятельности библиотеки могут выступать отдельные люди, социальные группы, учреждения, организации. Их помощь может быть реализована в ресурсном обеспечении краеведческой деятельности: пополнение фондов библиотеки краеведческими документами и местными изданиями, финансирование и материально-техническое обеспечение. В той связи особую значимость приобретает налаживание тесных контактов библиотеки с руководителями региональных и местных органов самоуправления, коммерческих структур, лидерами общественных организаций, меценатами из числа местных жителей. Таким образом, они непосредственно вовлекаются в краеведческую деятельность библиотеки. Муниципальная библиотека (ЦБС) является центром библиотечного краеведения в своем городе, районе, селе. Краеведческая деятельность - одно из главных направлений работы муниципальной библиотеки; она пронизывает деятельность всех подразделений. Для достижения целей краеведческой деятельности муниципальная библиотека: выявляет по широкому кругу источников краеведческие документы и местные издания своего края и сосредотачивает их в фондах; с максимальной полнотой, независимо от места хранения, отражает сведения о краеведческих документах и местных изданиях в СБА; формирует систему краеведческих библиографических пособий и указателей местных изданий; обслуживает краеведческими документами и местными изданиями читателей своей и других библиотек; оказывает консультативную помощь читателям в выделении и использовании краеведческих документов и местных изданий, при обращении к краеведческому СБА библиотеки; оказывает методическую помощь в краеведческой работе библиотекам-филиалам[18, с. 95]. Успех краеведческой деятельности библиотеки определяется, прежде всего, соответствием ее содержания потребностям пользователей, доступностью информации, продуманностью направлений и форма массовой работы. В настоящее время краеведческие знания и соответственно краеведческая литература как носитель этих знаний начинают все сильнее выполнять помимо традиционной функции экологические, научные, производственные. Поэтому возникает потребность в разных способах работы с краеведческой литературой. ЦБ является центром краеведческого справочно-библиографического обслуживания как для читателей собственной библиотеки, так и для читателей библиотек-филиалов и других библиотек. Все краеведческие запросы, не получившие удовлетворительного ответа в ЦБ, перенаправляются в отдел краеведческой литературы ОУБН, а в случае необходимости - в библиотеки федерального уровня. Все сотрудники центральной библиотеки участвуют в краеведческом справочно-библиографическом обслуживании и ведут учет поступающих запросов и ответов[8, с. 36]. ЦБ ведут краеведческое библиографическое информирование, то есть систематически информируют читателей о краеведческих документах и местных изданиях, вновь поступивших в ее фонды. Формы краеведческого библиографического информирования: - подготовка библиографических списков новых поступлений ("Бюллетени новых поступлений", где дается информация, в том числе и о краеведческих документах); - организация выставок новых поступлений; - подготовка библиографических обзоров новых поступлений; - рассылка или передача оповещений об отдельных вновь поступивших краеведческих документах и местных изданиях. ЦБ формирует систему краеведческих библиографических пособий, которая охватывает все стороны жизни края и удовлетворяет все виды потребностей в краеведческой информации. ЦБ выступает как составитель краеведческих рекомендательных библиографических пособий о районе, городе. Организовать должным образом обслуживание в библиотеке невозможно без знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. В основе дифференциации читателей лежит, как известно, учет их общеобразовательного уровня, профессиональных интересов, психологических и возрастных особенностей. В индивидуальной и массовой работе с краеведческой литературой необходимо учитывать интересы таких групп читателей, как: - руководители всех рангов (тематический диапазон информационных потребностей их отличается широтой, при этом чем выше ранг руководителя, тем многоаспектнее его информационные потребности); - специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (на содержание информационных потребностей специалистов существенное влияние оказывает область науки или отрасль производства, в которой они работают, а также место работы, занимаемая должность и т.д). Ведя индивидуальную краеведческую работу с пользователями библиотеки, нужно иметь представление об их уровнях познания края, ибо это важный показатель краеведческого развития личности. У разных категорий читателей интерес к краю имеет различную направленность, в частности, он вызван таким фактором, как степень связи с краем. Специфика, особенности этого интереса проявляются не совсем одинаково у тех, кто: - родился и постоянно живет в крае (библиотечная задача - помощь в изучении, осмыслении особенностей края, его истории, экономики, культуры); - прибыл в данный край на некоторое время (библиотечная задача - обеспечивать ознакомление с краем и его достопримечательностями); - недавно переехал в край на постоянное место жительства (библиотечная задача - помощь адаптации в новых условиях, нахождению связей, общностью с местом, откуда человек приехал); - вернулся на Родину предков после длительного отсутствия (библиотечная задача - развитие стремления к восстановлению знаний о крае). Перечисленные читательские группы не исчерпывают всех возможных вариантов дифференциации читателей и не выделяются в стабильные группы наряду с теми основными категориями читателей, в соответствии с которыми, создается в библиотеке структура обслуживания[13, с. 166]. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что в библиотеках нет и не может читателей, интересующихся только краеведческой литературой в отрыве от интереса к определенной отрасли знания или отрасли народного хозяйства, от определенной научной или общественной проблемы. Должное внимание следует уделять особенностям руководства чтением краеведческой литературы в тех случаях, когда речь идет о чтении в целях самообразования. Объединяющей все категории читателей является в данном случае самообразовательная цель чтения, стремление узнать о своем крае все самое главное и интересное, естественное желание гордиться своей малой Родиной, ее местом и ролью в жизни страны. [6, с. 54]. Однако в этом всеобщем интересе, вызванном вполне понятными причинами, следует различать и выделять основные мотивы, цели и характер чтения краеведческой литературы.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с подъемом национального самосознания, признанием авторитета общечеловеческих ценностей, возрастанием интереса к проблемам истории отечества и «малой родины» у людей разных убеждений, профессии, увлечений, возраста. Происходящие процессы выдвинули перед государством и обществом такие значимые для сохранения российской государственности задачи, как формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, моральных и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества. Своеобразной «стартовой площадкой» для формирования исторического сознания является изучение истории родного края. Именно через восприятие локальной истории происходит освоение мирового и национального исторического опыта, знакомство с местными культурными и общественными традициями, что способствует нравственному развитию личности, сохранение общечеловеческих ценностей, помогает развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов и умений действовать на благо общества. Библиотеки являются хранителями этих многочисленных традиций и по праву выступают в качестве одного из элементов системы духовного воспроизводства общества, накапливая и передавая письменную традицию об историческом опыте формирования общественных отношений и культуры различных народов. Поэтому, одним из приоритетных направлений краеведческой деятельности библиотек является популяризация локальной истории и приобретение многочисленных читателей к комплексной и достоверной информации о прошлом своего края и региона, в целом. Библиотечное краеведение как основная часть общего краеведения имеет цель выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование все материалы, связанные по содержанию с определенной местностью, которая является родным краем для ее населения. Эта отрасль в настоящее время активно развивается. Ни один музей не сделает того, что может сделать сельский библиотекарь, хорошо знающий своих читателей, по сбору воспоминаний, историй семейных династий, по сбору фотодокументов. Именно библиотеке отведена роль создателя истории родного села, им удалось собрать любителей краеведения, интеллигенцию, ветеранов, молодежь – всех, кто не равнодушен к прошлому и будущему своего наслега, района, своей малой Родины. Степень разработанности проблемы: Проблема темы выпускной квалификационной работы связана тем, что перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Библиотечному краеведению, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у общества историческую память, продвижения краеведческой литературы, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее. В целях сохранения культурного достояния народов Республики Саха (Якутия) библиотеки регулируются законом «о библиотечном деле» от 21 июля 1994 года №27 – I. , где в статье 19 - рассматриваются условия о сохранении и использовании национального и культурного достояния народов республики Саха (Якутия) в библиотечном деле. Изученность исследования: В разное время некоторые аспекты краеведения в библиотеках разрабатывались такими теоретиками как Е.Н. Буринская, А.И. Бученков, Л.М. Г.А.Озерова, И.В. Пашнина, Н.Н. Кушнаренко, Н.Н. Щерба и др. Однако все они затрагивают библиографическую сторону краеведческой деятельности. Краеведческие проблемы библиотек авторы практически не рассматривали, за исключением вопросов организации фондов. Комплексный характер библиотечного краеведения обосновали Г.А. Озерова и В.А. Голодяева. Содержание, понятий «край», «краеведческая библиография», а также структур краеведческих библиографических пособий, организацию краеведческого справочно-библиографического аппарата и других библиографических ресурсов библиотек для взрослых раскрыли А.Н. Бученков, Г.М. Вольберг, А.В. Мамонтов, Е.И. Коган, Н.Н. Щерба, Л.Л. Макаренко. Применительно к краеведческой деятельности библиотек наибольшее отражение в печати получили вопросы организации и формирования краеведческих фондов областных библиотек в работах Т.Н. Аршинской «Краеведческие фонды областной библиотеки», Г.Н. Груздовой «Организация краеведческого фонда в областной библиотеке». С.Н. Криворотенко (Акулич) «Формирование краеведческого фонда библиотек», М.А. Мамаевой «Организация депозитарного хранения краеведческой литературы в межобластном депозитарии». Встречаются и некоторые немногочисленные рассуждения специалистов о краеведческой подготовке кадров: Л.Ф. Павленко «Совершенствование подготовки кадров в области краеведческой библиографии», Е.И. Алексеевой «Библиотечное краеведение как фактор повышения культурного потенциала региона».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……………………3 Глава 1. БИБЛИОТЕЧНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 1.1. Теоретические основы библиотечного краеведения.......…...............7 1.2. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек………………………………………………………………………18 Глава 2. Краеведческая деятельность Октемской сельской модельной библиотеки МБУК Хангаласской МЦБС 2.1. Современное состояние краеведческой деятельности Октемской сельской модельной библиотеки………………………………………………………..28 2.2. Разработка и реализация проекта «Слава Труду» Октемской сельской модельной библиотеки МБУК Хангаласская МЦБС................................................................................................................46 Заключение……………………………………………………………………….54 Список использованной литературы……………………………………..........58
Список литературы

1. Балацкая, Н. Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек / Н. М. Балацкая, А. Н. Маслова // Библиополе. – 2004. - №3. – С. 52- 60. 2. Библиотека нужная и полезная обществу : Материалы II Хаенковских чтений. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005. – С. 4-28.5 3. Библиотековедческие исследования : методология и методика. – М.: Книга, 2001 – С. 246. 4. В помощь историко – краеведческой работе: метод. материалы. – М.: РГИБ, 1992. – С. 84. 5. Васильева, М. Краеведение - дело вечное / М. Васильева // Библиотека. – 2003. - №5. – С. 30-31. 6. Ганицкая , И. Библиотечное краеведение: от поисков утраченного к обретению национальной идеи / И. Ганицкая // Библиотековедение. – 2003. - №1. – С.128-131. 7. Город Якутск: история, культура, фольклор / [сост. П. П. Петров, С. И. Боякова]. Якутск : Бичик, 2009. С. 305-311. 8. Демьянова, М. Проект в действии: создание публичных библиотек на селе / М. Демьянова // Библиополе. 2004. - №3. – С. 36-37. 9. Захарова. Т. В. История библиотек Якутии / Институт гуманитарных исследований АН РС(Я), Национальная библиотека РС(Я). – Якутск: Якутский филиал Изд-ва СО РАН, 2004. – С. 129. 10. Стандарты по библиотечно-информационной деятельности / сост.: Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПб. : Профессия, 2005. – 547 с. 11. Рубакин, Н. Избранное: в 2-х т. – М.: Книга, 1975. – С. 66-69. 12. Кушнаренко, Н. Краеведческая деятельность библиотеки / Н. Кушнаренко. – М.: Книга, 1992. – С.84. 13. Мамонтов, А. В. Краеведческая библиография: учеб.пособ. / А. В. Мамонтов, Н. Н. Щерба. – М.: Книга, 1978. – С. 166. 14. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках 2011 // Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Профессия, 2006. - С.30. 15. Неверова, Т. А. Краеведческая деятельность библиотек: учеб.-метод. пособие / Т. А. Неверова. – М.: Либерия-Бифинформ, 2005. – С. 136. 16. Сакова, О.Я. Аналитико-синтетическая переработка информации. Часть 2. Аннотирование, реферирование, составление обзоров [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / О.Я. Сакова. — Электрон. дан. — Кемерово : КемГИК, 2014. — 84 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/63645. — Загл. с экрана. 17. Проблемы краеведческой деятельности библиотек: материалы науч.-прак..семинара: Великий Новгород, сент. 2008 / сост. и ред. Н. М. Балацкая. – СПб.: РНБ, 2009. – С. 258. 18. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина.- СПб., «Профессия», 2012. - С. 30. 19. Паршукова, Г. Б. Методика поиска профессиональной информации : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Г.Б. Паршукова. - Санкт-Петербург : Профессия, 2006. – С. 222. 20. Зупарова, Л. Б. Аналитико-синтетическая переработка информации : учебник : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность / Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева. - Москва : ФАИР : Гранд - Фаир, 2007. – С.399. (Специальный издательский проект для библиотек). 21. Суслова И.М., Злотникова З.И. Проектная деятельность библиотек: научно – практическое пособие: - Москва., «Гранд Фаир», 2005.- С.35. 22. Галимова Е.Я. Основы организационного проектирования библиотеки. – М.: «Изадтельство ФАИР», 2007.-С. 97. 23. Текстовой отчет МУ «Хангаласской централизованной библиотечной системы за 2019 год». – Хангалас, 2019. – 9 с. 24. Текстовой отчет МУ «Хангаласской централизованной библиотечной системы за 2018 год». – Хангалас, 2018. – 21 с. 25. Текстовой отчет МУ «Хангаласской централизованной библиотечной системы за 2019 год». – Хангалас, 2019. – 11 с. 26. Текстовой отчет «Октемской сельской модельной библиотеки за 2019 год». – Хангалас, 2019. – 4 с. 27. Шахотина, Н.З. Краеведческие библиографические ресурсы: влияние электронных технологий. – 2008. – С. 98. 28. Щерба, Н. Н. Библиотечное и библиографическое краеведение : Сб. послед. ст. / сост. [и авт. вступ. ст., с. 7- 30] А.В. Маркина - Щерба. - М : Кн. палата, 1995. – С. 167.
Отрывок из работы

Глава 1. БИБЛИОТЕЧНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 1.1. Теоретические основы библиотечного краеведения В понятие "краеведение" в разные годы вносилось разное содержание. Оно рассматривалось как метод изучения какой-либо территории, как общественное движение, как предмет преподавания. В наше время краеведение рассматривается как комплексная наука, ведущая к всестороннему научному познанию края. Первую попытку определить понятие "библиотечное краеведение" и его составляющие предприняла в 1973 г. О.И. Талалакина [10, с. 165]. Она рассматривала библиотечное краеведение как разновидность государственного и как синоним краеведческой работы и выделила три комплекса обязанностей: обслуживание читателей; пропаганду краеведческих знаний и организацию библиотечных процессов. Именно по этим направлениям предлагалось разрабатывать теорию библиотечного краеведения. Н.Н.Щерба понимает под библиотечным краеведением "весь комплекс многоаспектной деятельности библиотечных работников по поиску, выявлению, приобретению, организации, учету, всестороннему раскрытию содержания произведений печати (кинофонофотодокументов), библиографическому сопровождению запросов общества и его отдельных представителей, пропаганду знаний о крае библиотечными и библиографическими средствами, разработку научных проблем, в том числе библиографического и библиотековедческого направлений, методическое обеспечение и т.д." [21, с. 165]. Краеведческая деятельность библиотек - часть профессиональной (государственной) краеведческой деятельности, направленной на выявление, собирание и распространение знаний об определенной местности (крае), зафиксированных, прежде всего в произведениях печати, а также аудиовизуальных материалах, машиночитаемых носителях информации, неопубликованных документах. Краеведческая деятельность осуществляется в формах, свойственных библиотечной деятельности в целом. Целью краеведческой деятельности муниципальных библиотек является содействие политическому, экономическому, культурному развитию края, всестороннему исследованию края, выявлению и распространению ценного местного опыта в различных областях производственно-практической и общественной деятельности, краеведческому движению о крае. Библиотечное краеведение как составная часть общего краеведения имеет цель выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование материалы, связанные по содержанию с определенной местностью, которая является родным краем для ее населения. [1,с.52-60]. Эта отрасль краеведения в настоящее время активно развивается. В разное время некоторые аспекты краеведения в библиотеках разрабатывались многими теоретиками, такими как Е.Н. Буринская, А.Н. Бученков, Л.М. Вадиковская и другие. Однако, все они затрагивают библиографическую сторону краеведческой деятельности. Краеведческие проблемы библиотек, авторы практически не рассматривали, за исключением вопросов формирования фондов [4, с. 84]. Теоретические основания краеведческой деятельности библиотек заложил Николай Васильевич Здобнов. В 1925 году он закончил и опубликовал свой первый труд "Основы краевой библиографии", где впервые сформулировал основные задачи краеведческой библиографии, определил ее значение для науки и общественно-политической жизни страны. Основу краеведческой деятельности библиотеки составляют: краеведческий фонд, контингент пользователей изданий и услуг по краеведению; библиотечный персонал, включенный в краеведческую работу, и материально-техническая база библиотеки. Краеведческий фонд - это упорядоченное множество зафиксированных в документальной форме сведений о крае. Он используется читателями и сотрудниками библиотек в разнообразных целях: для удовлетворения краеведческих запросов читателей; для проведения библиографического информирования по краеведению; для выявления необходимых материалов при подготовке и составлений пособий, сборников, альманахов и других изданий краеведческого содержания; для организации краеведческих мероприятий. Без полноценного научно-организованного фонда серьезная краеведческая работа библиотеки невозможна[2, с. 4]. Краеведческий фонд муниципальной библиотеки универсален по своему составу. Он должен охватывать все проблемы края, которые могут заинтересовать читателей. Фонд формируется из документов, отвечающим основным целям и задачам конкретной библиотеки, а также потребностям пользователей. Такой фонд, выделенный в отдельных залах или на отдельных стеллажах, в идеале должен состоять из: книг, брошюр, листовок; репродукцией, произведений изобразительного искусства, атласов, карт, фотографий; нотных изданий, грампластинок, слайдов, диафильмов, аудиокассет, компакт-дисков, дискет, машинописных и рукописных материалов; тематических папок с газетными и журнальными статьями, связанными по содержанию с краем[24, с. 160]. Краеведческие документы классифицируются по различным признакам: времени издания, уровню насыщенности краеведческими данными, видам документа, а также возрасту читателя. По назначению для документов, по их семантической составляющей, краеведческий фонд библиотеки включает: справочную литературу; научно-популярную литературу; учебную литературу; художественную литературу. Иногда фонд систематизируется на основе моральной конструкции изданий: книги, газеты, журналы, листовки, плакаты, ноты, печатная графика и т.д. Можно разделить документы по знаковой природе заключенной в них информации: на текстовые, нотные, картографические, изоиздания. По признаку периодичности краеведческие документы могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися, серийными. Сохраняются и все серьезнее влияют на состояние краеведческой деятельности библиотек трудности с комплектованием библиотек краеведческими и местными изданиями, значительные трудности с приобретением новой и старой краеведческой литературы. Законодательство о местном обязательном экземпляре во многих регионах практически не действует; в краеведческих фондах образуются трудновосполнимые лакуны. Весьма тревожная ситуация складывается с общим состоянием краеведческих библиографических ресурсов в электронной форме. Под влиянием автоматизации идет перестройка краеведческого СБА и всей технологии работы с ним. Можно утверждать, что наряду с положительными результатами внедрения новых технологий много и негативных, просто опасных тенденций. Не успевая обрабатывать информацию, библиотеки вынуждены выбирать между качеством, полнотой и оперативностью. Пока развитие электронных краеведческих ресурсов идет скорее по пути количественного прироста при одновременном снижении качества записей. Поэтому предстоит определить единые требования к самим краеведческим БД (к БЗ, техническим и форматным условиям их доступности и пр.). Хорошо известно, что серьезное влияние на состояние краеведческих БД оказывает неудовлетворительное качество программного обеспечения, не позволяющее в полной мере следовать общим библиографическим стандартам и требованиям методики индексирования содержания документов [5, с. 30-31]. Краеведческая библиографическая деятельность осуществляется в рамках общей библиографическая деятельность осуществляется в рамках общей библиографической деятельности ЦБС, по общим планам. Объемы этой деятельности в ЦБ и филиалах различны. Краеведческая библиографическая деятельность ЦБ включает: организацию и ведение краеведческого справочно-библиографического аппарата (КСБА); формирование системы краеведческих библиографических пособий; краеведческое библиографическое обслуживание, краеведческое библиографическое информирование, обучение основам краеведческих библиографических знаний. Краеведческая деятельность библиотеки тесно связана с местными потребностями, потому библиотека вправе рассчитывать на активное участие в ней местного населения - реальных и потенциальных пользователей. В числе участников краеведческой деятельности библиотеки могут выступать отдельные люди, социальные группы, учреждения, организации. Их помощь может быть реализована в ресурсном обеспечении краеведческой деятельности: пополнение фондов библиотеки краеведческими документами и местными изданиями, финансирование и материально-техническое обеспечение. В той связи особую значимость приобретает налаживание тесных контактов библиотеки с руководителями региональных и местных органов самоуправления, коммерческих структур, лидерами общественных организаций, меценатами из числа местных жителей. Таким образом, они непосредственно вовлекаются в краеведческую деятельность библиотеки. Муниципальная библиотека (ЦБС) является центром библиотечного краеведения в своем городе, районе, селе. Краеведческая деятельность - одно из главных направлений работы муниципальной библиотеки; она пронизывает деятельность всех подразделений. Для достижения целей краеведческой деятельности муниципальная библиотека: выявляет по широкому кругу источников краеведческие документы и местные издания своего края и сосредотачивает их в фондах; с максимальной полнотой, независимо от места хранения, отражает сведения о краеведческих документах и местных изданиях в СБА; формирует систему краеведческих библиографических пособий и указателей местных изданий; обслуживает краеведческими документами и местными изданиями читателей своей и других библиотек; оказывает консультативную помощь читателям в выделении и использовании краеведческих документов и местных изданий, при обращении к краеведческому СБА библиотеки; оказывает методическую помощь в краеведческой работе библиотекам-филиалам[18, с. 95]. Успех краеведческой деятельности библиотеки определяется, прежде всего, соответствием ее содержания потребностям пользователей, доступностью информации, продуманностью направлений и форма массовой работы. В настоящее время краеведческие знания и соответственно краеведческая литература как носитель этих знаний начинают все сильнее выполнять помимо традиционной функции экологические, научные, производственные. Поэтому возникает потребность в разных способах работы с краеведческой литературой. ЦБ является центром краеведческого справочно-библиографического обслуживания как для читателей собственной библиотеки, так и для читателей библиотек-филиалов и других библиотек. Все краеведческие запросы, не получившие удовлетворительного ответа в ЦБ, перенаправляются в отдел краеведческой литературы ОУБН, а в случае необходимости - в библиотеки федерального уровня. Все сотрудники центральной библиотеки участвуют в краеведческом справочно-библиографическом обслуживании и ведут учет поступающих запросов и ответов[8, с. 36]. ЦБ ведут краеведческое библиографическое информирование, то есть систематически информируют читателей о краеведческих документах и местных изданиях, вновь поступивших в ее фонды. Формы краеведческого библиографического информирования: - подготовка библиографических списков новых поступлений ("Бюллетени новых поступлений", где дается информация, в том числе и о краеведческих документах); - организация выставок новых поступлений; - подготовка библиографических обзоров новых поступлений; - рассылка или передача оповещений об отдельных вновь поступивших краеведческих документах и местных изданиях. ЦБ формирует систему краеведческих библиографических пособий, которая охватывает все стороны жизни края и удовлетворяет все виды потребностей в краеведческой информации. ЦБ выступает как составитель краеведческих рекомендательных библиографических пособий о районе, городе. Организовать должным образом обслуживание в библиотеке невозможно без знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. В основе дифференциации читателей лежит, как известно, учет их общеобразовательного уровня, профессиональных интересов, психологических и возрастных особенностей. В индивидуальной и массовой работе с краеведческой литературой необходимо учитывать интересы таких групп читателей, как: - руководители всех рангов (тематический диапазон информационных потребностей их отличается широтой, при этом чем выше ранг руководителя, тем многоаспектнее его информационные потребности); - специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (на содержание информационных потребностей специалистов существенное влияние оказывает область науки или отрасль производства, в которой они работают, а также место работы, занимаемая должность и т.д). Ведя индивидуальную краеведческую работу с пользователями библиотеки, нужно иметь представление об их уровнях познания края, ибо это важный показатель краеведческого развития личности. У разных категорий читателей интерес к краю имеет различную направленность, в частности, он вызван таким фактором, как степень связи с краем. Специфика, особенности этого интереса проявляются не совсем одинаково у тех, кто: - родился и постоянно живет в крае (библиотечная задача - помощь в изучении, осмыслении особенностей края, его истории, экономики, культуры); - прибыл в данный край на некоторое время (библиотечная задача - обеспечивать ознакомление с краем и его достопримечательностями); - недавно переехал в край на постоянное место жительства (библиотечная задача - помощь адаптации в новых условиях, нахождению связей, общностью с местом, откуда человек приехал); - вернулся на Родину предков после длительного отсутствия (библиотечная задача - развитие стремления к восстановлению знаний о крае).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 40 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 54 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 1 страница
1222 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 69 страниц
1725 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 72 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg