Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ТГП как фундаментальная юридическая наука

irina_k200 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.09.2020
Объект исследования - теория государства и права. Предмет исследования - теория государства и права как как фундаментальная юридическая наука. Цель курсовой работы - рассмотрение теории государства и права как фундаментальной юридической науки. Поставленная цель диктует следующие задачи: 1. Рассмотреть историю и предпосылки возникновения теории государства и права как науки; 2. Изучить функции науки теории государства и права; 3. Выявить предмет и методологию науки теории государства и права; 4. Ознакомиться с местом теории государства и права в системе юридических наук; 5. Определить воздействие теории государства и права на юридическую практику; 6. Исследовать взаимодействие теории государства и права и исторических юридических наук. Методологической базой исследования является современные научные методы: общенаучные, частнонаучные, специальные, в том числе исторический, логический, сравнительно-правовой и другие. Источниковедческую базу исследования составляли труды отечественных и зарубежных авторов по теории и истории государства и права, по истории учений о государстве и праве, общей истории, политологии, социологии, философии и другим отраслям знания. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность исследования. Основа науки теории государства и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. В структуру теории государства и права входят такие общие закономерности, как возникновение и становление государства и права на определенном этапе развития общества (на уровне его материального, а вместе с тем - социального и иного расслоения), обусловленность характера и уровня развития государства и права характером и уровнем развития экономики и общества, и другие. Таким образом, основа теории государства и права — это основные понятия, категории, которые образуют структуру курса. В различных учебных пособиях соотношение системы понятий и структура курса в основном является устоявшейся, есть, однако и различия. Теория государства и права - это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы прав и государственности.
Содержание

Введение 2 Глава I. Понятие и основные черты теории государства и права как науки 4 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки 4 1.2. Функции науки теории государства и права 19 1.3. Предмет и методология науки теории государства и права 23 Глава II. Теория государства и права в системе юридических наук 29 2.1. Место теории государства и права в системе юридических наук 29 2.2. Воздействие теории государства и права на юридическую практику 31 2.3. Взаимодействие теории государства и права и исторических юридических наук 32 Заключение 35 Список использованной литературы 36
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации. -М.: Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2008.-124с. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. -М.: ГроссМедиа, 2007.-496с. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации. -М.: Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2008.-192с. Научная литература 4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений /Под редакцией профессора В. Г. Стрекозова - М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2012. 5. Байтин М.И. Теория государства и права. -М.: Норма, 2014. -569с. 6. Бакулина Л.Т. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. - Казань: Просвет, 2015.-568с. 7. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в обществе. Учебное пособие. -М.: ГроссМедиа, 2016. -321с. 8. Комаров С.А. Общая теория государства и права. -М.: Закон и право, 2015. -406с. 9. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. -М.: Мысль, 2012. -480с. 10. Лазарев В.В. Теория государства и права 6-е изд. перераб. и допол., -М.: ВЛАДОС, 2016. - 523с. 11. Марченко И.Б. Общая теория государства и права. В 2-х томах. Т. 2. -М.: Кнорус, 2014. - 784с. 12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права/ Курс лекций. -Саратов: Высшая школа, 2013. - 384с. 13. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 2012.476с. 14. Нерсесянц В.С Философия права. -М.: Изд-во Уникум, 2012. -214с. 15. Радько Т.Н. Методологические вопросы познания функций права./ Учебное пособие. -Волгоград: Юридическая литература,2014. - 345с. 16. Разгильдиев Б.Т. Задачи уголовного права РФ. и их реализации. -Саратов: Высшая школа, 2015.-146с. 17. Рассловова М.М., Лучина В.О., Эбзеева Б.С. Теория государства и права. Учебник. - М.: Закон и право, 2015. - 432с. 18. Серых В.М. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. -М.: Былина, 2016. -468с. 19. Темнов Е.И. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2015.-324с. 20. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений/ Учебное пособие. - Волгоград: Юридическая литература, 2016.-268с. 21. Трофимова М.П. Функции юридической ответственности. Дисс.: Канд. юрид. наук. - Самара: Эксмос, 2016. -324с. 22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. -М.: Проспект, 2012.-387с. 23. Явич Л.С. Сущность права. - СП-б.: ИНФРА-М, 2015.-426с. 24. Венгеров А.Б. Учебник «Теория государства и права». - М. 2016; 25. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2012.
Отрывок из работы

Глава I. Понятие и основные черты теории государства и права как науки 1.1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей научного мироощущения. Идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков (VI-V вв. до н.э.) в виде мысленного образа реального полиса, который должен представлять собой объединение людей, подчиняющихся единому и справедливому закону. Демокрит считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного управления, и утверждал, что приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству. Тяжело быть под властью человека более низкого. В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Философия права. Наиболее запутанным и дискуссионным вопросом является содержательное определение философии права. Это связано с тем, что право - сложный, многогранный феномен, являющийся объектом многих наук. В современной юридической литературе не прекращается спор по поводу того, что же такое философия права - составная часть философии (ибо она не может не исследовать такой феномен, как право), самостоятельная научная дисциплина или часть теории права. На этот счет существует несколько различающихся позиций, выделенных учеными. Например, польский ученый Е.Врублевский считает, что философия права это: применение философии к праву, или часть философии; анализ философских проблем права, куда входят онтология, эпистемология, аксиология, логика, феноменология права и методология его изучения; более общая, чем теория права, наука, которая исследует сущность права. Видный представитель современной юридической мысли К.Бринкман считает философию права наукой о ценностях и антиценностях, "философией правовых ценностей и антиценностей". "Право" и "несправедливость" находятся у него на том же категориально-понятийном уровне, как и "полезное" и "бесполезное", "достойное" и "недостойное", "правильное" и "неправильное" и др. Говоря о месте "философии права и несправедливости" в системе наук, К.Бринкман указывает, что она лежит на стыке нескольких областей знания, прежде всего, философии и правоведения, причем для последнего изучение "несправедливости" особенно важно, ибо без ее трактовки не обойдется ни одно уголовно-правовое учение. Кроме того, философия права принадлежит в определенной степени к политической науке, а именно ее составной части - всеобщему учению о государстве, которое рассматривает отношение государства к праву и несправедливости. Г. Хенкель философию права понимает как отрасль общей философии, и тогда ее место - в ряду других особенных частей общей философии наряду с философией природы, философией истории и философией религии, и как отнесение ее к отраслям юридической науки. М. Ф. Голдинг к предмету философии права относит природу права, проявляющуюся, прежде всего, во взаимоотношении права и морали, цель права, сущность ответственности, а также критерии справедливости при разрешении юридических споров. Интересно, что цель права связывается им с пределами правового регулирования в обществе. Обращает внимание тот факт, что в данном случае полностью отсутствует гносеологическая проблематика в предмете философии права. В этой связи более последователен В. Кубеш, который к философскоправовой проблематике относит фундаментальные знания о правовой реальности и о месте права в обществе, определение условий значимости этих знаний для отдельных юридических дисциплин и обобщение результатов исследований отдельных юридических дисциплин, в результате чего формируется научное правовое мировоззрение. Задачами философии права, по его мнению, являются: исследование сущности права; способов его познания; анализ идеи права, его смысла и цели; обоснование логики в сфере права и логической структуры основных правовых понятий; дифференциации юридических наук; формулирование правового мировоззрения. Вместе с тем формулирование обще юридических понятий относится, по его мнению, именно к философии права, а не юридической догматике, которая лишь систематизирует и интерпретирует правовой материал, применяя нормативные и телеологические методы. Таким образом, по В.Кубешу, философия права, с одной стороны, является философией, ориентированной на изучение права. С другой - определенным направлением науки права, существующим наряду с прочими правовыми дисциплинами, - догматикой права, социологией, психологией права и т.д. Обратимся к работам отечественных авторов, посвященным данной проблематике. По мнению Д.А.Керимова, философия права выступает теорией познания правовых явлений и в качестве гносеологии входит в теорию права. Соглашаясь с тем, что философия права входит составной частью в теорию права, нельзя не отметить, что связывать предмет философии права исключительно с гносеологической функцией означает непозволительную ограниченность его трактовки. Несколько иначе подходит к выяснению предмета философии права В.С.Нерсесянц. По его мнению, философия права является междисциплинарной наукой, объединяющей начала юридической науки и философии, выполняющей "ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера". В качестве главной проблемы философии права B.C. Нерсесянц считает вопрос о том, что такое право, и рассматривает его преимущественно с точки зрения различения и соотношения права и закона. Как видим, здесь проблематика философии права охватывает гораздо более широкий круг вопросов по сравнению с позицией Д.А.Керимова. Такая позиция представляется вполне приемлемой. Однако вызывает возражение, во-первых, отнесение философии права (и философии) в разряд науки, во-вторых, жесткое различение проблематики философии права с точки зрения собственно философии и юриспруденции, и, в-третьих, акцент и в онтологии, и гносеологии, и аксиологии права на разграничение права и закона. С.С. Алексеев утверждает, что философия права - это наиболее высокая ступень осмысления права, вершина обобщенных юридических знаний, представляющая собой "науку о праве в жизни людей, в человеческом бытии", призванная "дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения для людей, каждого человека, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей". Как и В.С. Нерсесянц, он также различает философию права как исконно философскую дисциплину, рассматривающую право под углом зрения определенной универсальной философской системы и интегрированную в философско-правовую область знаний, "когда на основе определенной суммы философских идей осуществляется проработка правового материала". Можно согласиться, что философия права - это наиболее высокая ступень осмысления права. Однако эта идея нуждается, как представляется, в более подробной аргументации и обосновании. В то же время отождествление философии права с наукой или самостоятельной дисциплиной вызывает серьезные возражения (это противоречит идее автора об иерархичности юридического знания). Более последовательной представляется позиция В.М.Сырых и его утверждение о том, что связь теории права и философии не зависит от содержания философии. Философия, выполняя мировоззренческие, теоретические, методологические и гносеологические функции, выступает тем самым основанием теории права. Философия исследует всеобщие законы развития природы, общества, мышления и является необходимым основанием теории права, так как любое конкретное явление характеризуется определенной совокупностью всеобщих черт, признаков. Для их выявления и применяются философские диалектико-материалистические категории. Еще одно интересное суждение по данному вопросу вычказывает С.Г. Чукин. По его мнению, философия права представляет собой философский дискурс права и является главным средством легитимации права. Философия права, на взгляд, выполняет методологическую функцию (в рамках методологического дискурса) и функцию легитимации права с точки зрения внешних принципов (в рамках дискурса обоснования права, проводимого с позиций предельных оснований), и включает в себя онтологию, эпистемологию и методологию права. Познавательный же дискурс, и это представляется не до конца последовательным, отнесен к ведению юридической науки. Как видно, в зарубежной и отечественной литературе нет единства мнений по поводу предмета философии права, определение которого равнозначно определению проблематики (т.е. роли, назначения) философии права, от которой, в свою очередь зависит ее дисциплинарный статус (составная ли это часть философии, самостоятельная научная дисциплина или часть теории права). Для того чтобы аргументировать какую-либо точку зрения по данному вопросу, необходимо, как представляется, выяснить вопрос о соотношении философии и науки, так как очевидно, что взаимодействие философии права и юридической науки не может ничем принципиально отличаться от соотношения философии и науки как таковых. Необходимо отметить, что при любом подходе к описанию и объяснению научного знания оно неизбежно опирается на некоторое предпосылочное, априорное знание. Примерами такого предпосылочного знания могут являться хорошо описанные в литературе теория парадигм Т.Куна, научноисследовательских программ И. Лакатоса, неявного знания М. Полани, традиции Л.Лаудана, тематических структур Дж.Холтона, концептуальных установок Я.Хинтикки. Представляется, что следует отталкиваться от идей, выдвинутых В.С. Степиным относительно понятия, структуры и функций философских оснований. Они, с его точки зрения, включают в себя нормы и идеалы исследования, научную картину мира и философские идеи, и принципы, с помощью которых и эксплицируются нормы и идеалы исследования. Тем самым основания науки выполняют эвристическую и адаптационную функции: детерминируют научный поиск, адаптируя социокультурные факторы до (вне-) научного порядка к данной отрасли научного знания. Исходя из вышеизложенного философия науки (этой конкретной научной дисциплины) является не отдельной областью знаний, существующей вместе (рядом) с этой наукой, а ее "верхним" уровнем - уровнем ее оснований. На этом уровне происходит соприкосновение философии и этой научной дисциплины: философские знания (в том числе обыденные знания, подвергшиеся философской рефлексии) применяются для онтологического и гносеологического ее обоснования. Как видим, философия науки (как ее соответствующий уровень) - это не наука, но такое знание, без которого наука (в нашем случае юридическая) невозможна. Таким образом, философия права - это онтологическое и гносеологическое обоснование права философскими методами, определяющее что есть право, каково его значение в обществе, каков социальный заказ и критерии оценки юридической практики, предмет юридической науки, критерии ее научности и методы научного познания правовых явлений, представляющее собой "верхний" уровень юридической науки, обеспечивающий взаимодействие философии (рефлексии над основаниями культуры) с правоведением.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 40 страниц
120 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
100 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
90 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg