Актуальность темы исследования.Наш век – век информации и технологии. Динамичное развитие человечества приводит ко все большему увеличению объема знаний, который необходим человеку. Потребность в передаче этих знаний ставит перед педагогами непростую задачу организации передачи этого массива, накопленного цивилизацией. По-видимому, решить ее удастся лишь одновременно и количественно (удлинение сроков обучения), так и качественно (переструктурирование учебного материала) изменяя сложившуюся систему образования. Необходимы не только усиление межпредметных связей, усиление логической структуры учебной программы, но и грамотное, не в ущерб личности и физическому здоровью ребенка. Образование должно начинаться теперь много раньше традиционного школьного возраста, что и происходит. Очевидно, что сдвиг нижней границы в образовании требует принципиально новых подходов, методик обучения, которые были бы эффективны для детей 5-6 лет, и педагогическая практика откликается на такую необходимость, в то время как педагогическая теория более инертна. Требуется осмысление накопленных в практике знаний и формирование специфической области педагогики, посвященной обучению, образованию детей от трех лет.
Ряд исследований показывает, что использование геометрической интерпретации многих математических задач облегчает их понимание и решение [1, 6, 16, 17, 18, 25], а также то, что база для навыков геометрического подхода в математике закладывается очень рано [1, 2, 4, 5, 18, 30]. Следовательно, обучение началам геометрии старших дошкольников необходимая база для дальнейшего обучения. Между тем именно ей уделяется недостаточное внимание. Геометрию как предмет начинают изучать очень поздно, в старших классах, и чаще всего – по «остаточному» принципу, когда основные ресурсы времени, сил тратятся на алгебру, а на геометрию не только изначально отводится меньше времени, но при необходимости за ее счет увеличивается количество часов для алгебры. До введения геометрии как предмета использование элементов геометрии в значительной степени зависит от инициативы учителя. Чаще всего она минимальна, поэтому, как нам кажется, среди школьных предметов геометрия в глазах учащихся стоит особняком и имеет репутацию сложного предмета. Все вышесказанное приводит нас к мысли о теоретической и практической актуальности исследования процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет).
Объектом нашего исследования выступают процесс формирования геометрических представлений у детей.
Предметом же выступают особенности процесса формирования геометрических представлений у детей 5-6 лет.
Целью нашего исследования является изучить в теории и на практике особенности процесса формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что, выбрав адекватные возрасту методические приемы, можно целенаправленно формировать у старших дошкольников систему геометрических представлений.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме развития геометрических представлений у детей 5-6 лет;
2. Разработка программы исследования и развития системы геометрических представлений у детей 5-6 лет;
3. Экспериментальное изучение указанной системы и проведение развивающих занятий;
4. Анализ полученных результатов и выработка рекомендаций по обучению дошкольников понятию сохранения.
Методологическая основа: использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений (Л.А. Вилер, О.М. Дьяченко, А.А. Волковский, С.Н. Звонкин. В.В. Давыдов, В.А. Ламнова и др.), формирование геометрических представлений у дошкольников (А.А. Носова, К.Д. Ушинский, А.М. Леушина, Е.И. Щербакова, Л.Г. Федлер и др.)
Основным методом исследования был естественный эксперимент, проведенный в старшей и подготовительной группах детского сада.
База исследования. Опытно-педагогическая работа проводились на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад №18» г. Кызыла с детьми 5-6 лет.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что в результате нашей работе мы предполагаем разработать методику формирования геометрических представлений у детей 5-6 лет и рекомендации родителям, воспитателям, гувернерам по обучению детей началам геометрии.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В целом работа состоит из 73 печатных страниц.