1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
1.1 Персонал организации как объект антикризисного управления
Персонал кризисной организации является психологически сложным объектом управления, с высоким уровнем дезадаптированности и дезинтегрированности. Это проявляется в неудовлетворенности, отчуждении персонала от организации и деятельности в ней, снижении уровня доверия к субъектам управления, возрастании психической напряженности и тревожности, склонности к стихийным моделям поведения, возрастании межличностных, особенно «вертикальных» конфликтов, циркулировании недостоверной стихийной информации. Для кризисных организаций характерным является также и кризис управленческого сознания и самосознания, проявляющиеся в неадекватной оценке ситуации и реагировании на нее, выборе неэффективного стиля руководства, «передаче ответственности», недостаточному вниманию к роли «человеческого фактора». В кризисных организациях не действуют закономерности, характерные для их нормального функционирования, что негативно сказывается на работе организации, профессиональных и межличностных взаимодействиях в ней.
Основные социально-психологические характеристики персонала кризисной организации отличаются следующим [1, с. 12]:
? доминированием негативных психических состояний (страхи, тревожность, напряженность, стрессы);
? изменением характеристик сознания: (отчужденное сознание и самосознание); повышением уровня конфликтности; подверженности инверсионным психологическим феноменами; искаженными образами ситуации;
? изменением регуляторной сферы (отсутствие общих моделей поведения; склонность к экстремальным формам поведения; спонтанность направленности активности);
? ухудшением характеристик взаимодействий (снижение сплоченности; «поиск виноватых среди других»; ухудшение морально-психологического климата; снижение уровня доверия).
Особое влияние на управляемость кризисной организации оказывают инверсионные закономерности:
? гипертрофия нормативных феноменов (например, принудительная конверсия, необходимость совмещения профессиональной деятельности субъекта для обеспечения своего существования);
? полная редукция (непредставленность), выпадение некоторых функций в деятельности и управлении;
? искажение (деформация) восприятия закономерностей функционирования организации.
Иными словами, в кризисной организации, помимо действия организационных, экономических и иных экстремальных факторов, развивается социально-психологический кризис, который их только усиливает. Было доказано, что главной причиной социально-психологического кризиса организации является возникновение отчужденного отношения к самой организации, ее деятельности и проблемам, возникающее вследствие действия экстремальных факторов и отрицательных психических состояний работающих в организации.