1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Проблема развития познавательной активности
Проблема формирования познавательной активности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимание великих ученых. Своими корнями история формирования и развития познавательной активности уходит в далекое прошлое. Так, великий чешский педагог и мыслитель XVII века Я. А. Коменский считал проблему формирования познавательной активности одной из основополагающих при формировании личности обучающегося: «юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, то есть чтобы разумное существо -человек - приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивал в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их»[63,64]
Познавательная активность рассматривалась в трудах Е.В. Каратаевой, Э.А. Красновского, А.М.Матюшкина, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной и др.
Активность выступает во всех формах деятельности человека - преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и т.п. и характеризуется способностью человека производить общественно значимые преобразования в мире.
Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания и т. п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. [46]
Э.А. Красновский характеризует познавательную активность как: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [19].
А.С.Макаренко рассматривая проблему познавательной активности отмечал, что для того чтобы воспитать активного человека, содержанием воспитательной работы должен быть «... не метод благополучного непротивления, не метод умеренности и тишины, а организация коллектива, организация требований к человеку, организация реальных, живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом...». [24]
По мнению К.Д. Ушинского, в процессе активной учебной деятельности возникают высшие формы самодвижения развивающейся личности, выражающиеся в сознательной целеустремленности, в стремлении самостоятельно добывать знания и использовать их. Именно активная деятельность ребенка в процессе учения становится решающим фактором его интеллектуального, эстетического и этического воспитания и развития. [56]
Также К.Д. Ушинский подчеркивал важность организации жизни детей в школе таким образом, чтобы активизировать их учебную деятельность, пробуждая новые, более высокие формы сознания. Познавательная активность по К. Д. Ушинскому - это организация учителем последовательных умственных действий учащихся, направленных на формирование осознанной потребности в получении знаний и устойчивого мировоззрения. [56]
Последователь К. Д. Ушинского, педагог К. В. Ельницкий, подчёркивал важность для качества обучения взаимосвязи развития познавательной сферы ученика и методов преподавания, применяемых учителем. Этих же взглядов придерживался и П. Ф. Каптерев - педагог и психолог. Он считал, что развитие познавательной активности в школе невозможно без применения в обучении эвристических приёмов, так как «именно эвристическая форма вносит в школу дух жизни, дух труда и деятельности. Бестолковое учение наизусть, усвоение сведений напрокат, одной памятью, зевание в классе, невнимательность при этой форме решительно невозможны, ибо сущность её заключается в том, чтобы школьники постоянно работали, постоянно делали самостоятельные учения для приобретения и выработки знаний». [57]
Проблема формирования познавательной активности наиболее полное освещение получила в трудах Г. И. Щукиной и Т. И. Шамовой.
В своей книге «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает ее устойчивое стремление к получению знания, выражает интеллектуальный отклик на процесс обучения. Педагог выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся. «Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные» [63].
Т. И. Шамова отмечает, что процесс обучения напрямую зависит от уровня активности учащегося в познавательной деятельности, а также степени его самостоятельности в этом процессе. Познавательную активность нельзя свести к простому напряжению умственных и физических сил. Ее необходимо рассматривать как качество деятельности учащегося, которое проявляется в отношении ученика к содержанию деятельности, а также в его стремлении к эффективному процессу получения знаний и способов деятельности, в мобилизации «нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [61]. Активность учащихся является необходимым условием развития их творческих способностей, новых интеллектуальных потребностей, навыков познавательной деятельности.
Т. И. Шамова выделяет три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий. Воспроизводящий уровень характеризуется тем, что учащийся стремится понять, запомнить, воспроизвести изучаемый материал, овладеть способами его применения по образцу. На втором уровне - интерпретирующем - у обучающегося присутствует желание вникнуть в суть изучаемого предмета, усвоить материал на таком уровне, чтобы потом иметь возможность применить полученные знания в каких-то нестандартных условиях. Третий уровень - творческий - предполагает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний. Он характеризуется тем, что учащийся понимает связи между предметами и явлениями, способен к самостоятельному поиску решения учебной проблемы.
Современные авторы дают различные определения творческой активности и рассматривают пути ее развития. Л. И. Аристова характеризует учебную активность как готовность к энергичному освоению знаний, проявлению преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям, нахождению нового, решению творческих задач. Ж. А. Зайцева определяет творческую учебную активность как субъективную сторону учебного труда школьников, отражение потребностей, интересов, склонностей, способностей к учению, волевых усилий, эмоционального отношения. Е. Л. Яковлева подразумевает под творческой активностью способность к познавательной деятельности, отличительными признаками которой являются потребность и умение выдвигать креативную познавательную задачу, находить способы ее решения, нужные материалы, применять имеющиеся знания в новых условиях при частичной помощи или совсем без помощи учителя. [1,35]
Рассмотрев и обобщив определения творческой познавательной активности, мы будем понимать под этим понятием высший уровень познавательной активности, который характеризуется стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий, постоянному поиску новых задач, овладению оригинальными методами и приемами их решений, внесению в учебный процесс новых, ранее не использовавшихся элементов. Творческая активность проявляется также в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности в ходе решения учебных задач, в стремлении к выходу за любые ограничения: к новым целям, объектам, догадкам, гипотезам, новым результатам. [33]
Таким образом, история педагогической мысли показывает нам, что проблема формирования и развития познавательной активности волновала многих учёных прошлого, которые стремились раскрывать основные приёмы процесса развития познавательной активности школьников в учебной деятельности и наметить способы организации этого процесса. Сегодня, решая проблему организации процесса формирования познавательной активности как свойства личности, реализуемого в учебной деятельности, мы вновь обращаемся к педагогическому наследию прошлого.
1.2 Инновационные технологии развития познавательной активности учащихся средней школы
В XXI веке ученые продолжают изучать познавательную активность, способы развития познавательной активности учащихся. Появляются новые направления в педагогике, которые способствуют разрешению данной проблемы. Например, в начале XX века сформировалась новая область знаний, один из разделов педагогики, педагогическая инноватика. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н.Р. Юсуфбековой. Она трактует ее как учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике.
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране. [14,15]
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. [14]
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
По мнению Суртаевой Н.Н., все нововведения в школе можно разделить на три вида:
1. Новации, связанные с изменением содержания образования. К первому типу новаций относятся все попытки определить, чему необходимо учить современных школьников, в каком возрасте, какой сложности необходимо давать учебный материал, какой понятийный аппарат соответствующей научной области вводить на различных этапах обучения.
2. Новации, связанные с разработкой и реализацией новых образовательных технологий. Ко второму типу следует отнести все новации, связанные с поиском ответов на следующие вопросы: как необходимо выстраивать обучение, в какой последовательности, какие формы, приемы и методы задействовать и в каком порядке?. Такие инновации обеспечивают технологию обучения, стимулируют у учащихся различные способы познания.
3. Новации, связанные с изменением модели школы (структурных образований, управленческих процессов). К третьему типу новаций можно отнести любые попытки изменить сложившуюся модель управления школой, а также создать принципиально новую модель школы. Новообразованные лицеи, гимназии, центры образования, школы-лаборатории призваны адекватно соотнести новые
образовательные задачи, например, подготовку учащихся, ориентированных на конкретное высшее учебное заведение, с наиболее эффективной инфраструктурой, управленческими процессами, функциями структурных подразделений и их руководителей. [14]
Мы рассмотрим второй тип инноваций – инновационные технологии.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Ягяджик С. С., в своей статье «Виды инновационных технологий и их характеристики» дает следующее определение инновационным технологиям: «Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся, творческой активности. [70]
М.Л. Эрнстова, в своей статье «К вопросу о внедрении инновационных технологий в образовании» рассматривает основные характеристики инновационных технологий и их влияние на образовательный процесс. Она считает, что инновационные технологии не должны быть «однобокими», то есть такими, которые предлагают только развитие умственных способностей детей: инноватика в образовании должна заключаться, прежде всего, в процессе выработки уверенности учащегося в себе, своих силах. Кроме того, следует «переломить» авторитарность образования в мышлении педагогов «старой закалки». Это необходимо для того, чтобы педагоги смогли поставить ребенка на один уровень с собой, смогли дать ребенку возможность научиться «правильному» управлению как собой, так и окружающим миром. Пока не произойдет «перелом» в мышлении «старой гвардии», традиционные педагогические технологии, которые используются на уроках и во внеурочной деятельности, при преобладании репродуктивных методов обучения, не дадут тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования.
Современный урок должен, прежде всего, отличаться от традиционного тем, что при его проведении учителю необходимо владеть самыми разными методами и приемами, а самой важной задачей педагога должна быть активизация у учеников стремления к познанию. При этом, на первом плане - личность учителя, его умение наиболее эффективно использовать ту или иную образовательную технологию. Кроме того, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в состоянии постоянного поиска, экспериментировать, совершенствовать формы, методы и приемы работы. Следует стремиться к тому, чтобы на каждом уроке имел место элемент неожиданности, новизны, креатива. [28]
Внедрение в образовательный процесс современных инновационных педагогических технологий позволяет отработать глубину и прочность знаний у обучающихся, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности, а также развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность. [11]
Инновационная образовательная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся.
Инновационные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. [12]
1.3 Классификация инновационных технологий развития познавательной активности учащихся
В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения. Использование широкого спектра инновационных технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Наиболее актуальны инновационные технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
3. Проектная технология
4. Здоровьесберегающие технологии
5. Технология проблемного обучения
6. Игровые технологии
7. Технология модульного обучения
8. Технология коллективного способа обучения
9. Технология применения логических опорных конспектов (сигналов) (ЛОК, ЛОС)
В широком значении информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества.
Основной целью педагогов становится не только организация и ведение
процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, но и формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной
жизни.
При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в
режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет.
Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ:
• создаются предпосылки для обеспечения единой базовой
подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственных высокопрофессиональных педагогических кадров, образовательных ресурсов и пр.;
• повышается наукоемкость, результативность и дидактическая
эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники;
• значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и
развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирования;
• становятся принципиально доступными многим
образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.
Основные дидактические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:
? мотивированность в использовании различных дидактических материалов;
? четкое определение роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;
? организационная роль преподавателя в проведении занятий;
? введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;
? соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;
? учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов
? системы и изменения общей методики обучения;
? обеспечение высокой степени индивидуализации обучения и, одновременно, организация обучения как коллективного процесса;
? обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.
Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ
будет способствовать повышению качества подготовки. [46]
Знание ИКТ во многом облегчают подготовку к уроку. Уроки становятся интереснее, захватывающими. ИКТ стимулируют познавательный интерес учащихся к предмету, создают условия для мотивации, развивают мышление и творческие способности учащихся, позволяют дифференцированно подходить к ученикам, индивидуализировать материал в зависимости от познавательных интересов учеников [46, 48].
Информационно-коммуникационные технологии позволяют более эффективно использовать время при работе с докладами, рефератами, научными работами. Невозможно представить самостоятельную опытно-поисковую деятельность ученика без Интернета. Самостоятельная работа с Интернетом помогает ученику преодолевать лень, вырабатывает способность критически мыслить, а не пользоваться чужими мыслями, готовыми результатами [70,46].
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце ХХ века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на формирование базовых навыков человека открытого информационного пространства, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Термин критическое мышление может относиться практически ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, прикидывать возможности решения проблемы и т.д.
Классификационные параметры технологии РКМЧП такие же, что у всей группы интерактивных технологий.
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. []
Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Развитие аналитического, критического мышления:
– научить школьников выделять причинно-следственные связи;
– рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
– отвергать ненужную или неверную информацию;
– понимать, как различные части информации связаны между собой;
– выделять ошибки в рассуждениях;
– уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
– избегать категоричности в утверждениях;
– быть честным в своих рассуждениях;
– определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
– выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
– уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
– подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
– отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом. [50]
Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, отсеивать второстепенную, критически оценивать новые знания делать выводы и обобщения.
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Технология РКМЧП является надпредметной, проникающей, она применима в любой программе и в любом предмете.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия – вызова, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – осмысление – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие текст трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.