Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Пути и средства нравственно-полового воспитания учащихся-подростков в современных условиях общеобразовательной школы

irina_k200 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2020
Цель данной работы: изучить проблемы полового воспитания подрастающего поколения с теоретической и практической стороныи выявить новые пути и средства повышения социальной ответственности подрастающего поколения. Объект исследования: знания учащихся образовательного учреждения о половом воспитании Предметом исследования данного вопроса будет сущность, содержание, модели полового воспитания и стадии психосексуального развития личности. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Разработать цикл факультативных занятий по проблеме исследования. 3. Экспериментально апробировать цикл факультативных занятий для учащихся-подростков. 4. Сформировать способность самостоятельно формировать свои потребности. 5. Обучить культуре полового общения. 6. Сформировать правильные установки в отношении к будущей семье и рождению детей. В нашей работе мы ориентировались на следующие методы исследования: • теоретические - анализ исследуемой проблемы на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы; • эмпирические - анкетирование, изучение работ учащихся, методы математической обработки результатов исследования; За методологическую основу были взяты теоретические основы педагогического процесса в вопросах полового воспитания подрастающего поколения, а так же практические модели, сформированные социальными и нравственными нормами поведения в обществе. Исходя из задач полового воспитания, мы можем выделить несколько основных его направлений: - Полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчины и женщины. - Сексуальное воспитание, направленное на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований. - Подготовка к ответственному супружеству как формированию супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства. - Подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок. - Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания, от венерических заболеваний и т.д. [21] Так же необходимо отметить, что«в сексуальности соединяются наиболее возвышенное и самое низменное» [31]. Причём, очень важно разъяснить, что в этом случае о сексуальности говорится, как об энергии для реализации, в данном контексте, а не о физиологическом процессе, обусловленным инстинктом размножения. В вопросе полового воспитания в рамках общеобразовательной школы необходимо радикальное обновление структуры воспитательной работы и базового научного материала. Многое устарело на сегодняшний день и не отвечает уровню коллективной и индивидуальной осознанности учеников и педагогов информативному потоку.
Введение

Тема выпускной квалификационной работы посвящена одной из актуальных проблем – проблеме полового воспитания подростков и нравственных аспектов, связанных с ним: здоровое эмоциональное состояние учащегося в период полового созревание и осознание себя, как ценностной единицы в целом, в обществе, семье. Половая принадлежность учащихся – один из важнейших факторов индивидуальности и ее необходимо учитывать. Особое внимание хочется уделить стремительно развивающейся науке, но, к сожалению, малоизвестной – Этология. И, именно, через призму этологии – как науке о любви. В отдельной главе мы рассмотрим этот вопрос детально, используя научные данные для объяснения первопричин разности половой принадлежности и возникающих инстинктов, обусловленных давлением эволюции. Развитие в личности ребенка качеств социально обусловленных и соответствующих его полу, необходимых для дальнейшей семейной жизни – очень важная и актуальная задача в воспитании. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, как педагогам удается осуществлять индивидуальный подход к учащимся. На мой взгляд, преподавать вопрос полового воспитания важно не только, как духовно-нравственный аспект отношений, но прежде всего в аспекте ценности физического тела, как «храма», сосуда уникальных родовых программ, считывающих эпигенетическую информацию через ментальную деятельность головного мозга и формирование крепких нейронных связей, переходящих в автоматизмы или инстинкты. Проблема важности нравственно-полового воспитания назрела уже давно и является актуальной и сегодня. В первую очередь данной проблемой должны заниматься родители и школа. Но загруженность школы и учебный план настолько велики, что эта проблема отодвигается на второй план. На сегодняшний день цель нравственно-полового воспитания – это формирование мировоззрения учащихся с точки зрения морально-этических норм нашего общества и ценности семьи. Это развитие левополушарного (логического) мышления, не уделяя должного внимания формированию мироощущения себя, внутреннему осознанию своих чувств, инстинктов, эмоций, постепенно вытесняя их в подсознание, которое составляет примерно 95% деятельности нашего мозга.Так и родители, в большей мере думают об умственном, трудовом, физическом воспитании детей и обеспечении материальной базы для своего ребенка. Но существует много вопросов, на которые родители не знают ответов. Как воспитать девочку или мальчика? Когда начать нравственно-половое воспитание? Как способствовать правильному нравственно-половому развитию подростков? Как помочь и направить? Мы склонны придерживаться той точки зрения, что проблема в отношении полового воспитания и сексуальной грамотности и просвещения такова, что в большинстве своем находится сегодня в слепой зоне, прежде всего самих взрослых (родителей и учителей). По словам психолога психотерапевта Светланы Бук «половое воспитание детей и подростков требует порой колоссальных усилий. Но они оправданы. Благодаря своевременной информации ваш ребёнок научится строить гармоничные отношения с противоположным полом. По статистике, дети, с которыми родители говорили о сексе, меньше были подвержены венерическим заболеваниям и нежелательной беременности. Если вам удался разговор, со временем вы будете к нему возвращаться. Потому что ваш ребёнок будет чувствовать поддержку и обращаться за опытом с новыми вопросами [29].
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 1.1. Сущность понятия «нравственно-половое воспитание»….............................7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся-подростков …………………………………………………………………………...............10 1.3 Бихевиористический метод исследования как основа когнитивно-поведенческой терапии в нравственно-половом воспитании учащихся. ………………………………………………………………………………………….15 1.4 Стадии психо-сексуального развития личности в аспекте нравственно-полового воспитания подростков-учащихся………………………………………………….............................................17 1.5 Социально-психологические характеристики нравственно-полового развития учащихся-подростков…………………………………………………. ……………..30 1.6 Международная практика. Половое воспитание: Российский и Зарубежный опыт…………………………………………………………………………………….33 Выводы по главе 1……………………………………………………………………36 ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ НРАВСТВЕННО-ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 2.1. Результаты проведенного эмпирического исследования по внедрению элементов полового воспитания в школе…………………………………………………………………………………..40 2.2.Анализ результатов проведенного факультатива по нравственно-половому воспитанию …………………………………………………………………………..46 Выводы по главе 2…………………………………………………………….........47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….51 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………54 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….57
Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России» 2. Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым Перев. с нем. И. Д. Беляковой. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2016. - 204 с. 3. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2015. - 400 с. 4. Содержание полового воспитания 2015 [Электронный ресурс].URL: http://www.newpsyholog.ru/newlos-760-1.html/(дата обращения 20.10.2015). 5. Бялик, О. В. Современные подходы к половому воспитанию учащейся молодежи некоторых стран европейского союза / О. В. Бялик // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - № 1. - 8-10 с. 6. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. — М.: Образование, 2015.- 432 с. 7. ДольникВ.Р. — Пол — разгадка жизни или жизнь — разгадка пола? 2017 [Электронный ресурс].URL: https://www.litmir.me/ 8. Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста 2015 [Электронный ресурс].URL: https://research-journal.org/pedagogy/gendernoe-vospitanie-perspektivy-podxody-resheniya/ 9. Кадошникова М.Ю. К вопросу о необходимости сексуального образования для подростков и их родителей 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-neobhodimosti-seksualnogo-obrazovaniya-dlya-podrostkov-i-ih-roditeley 10. Кон И.С. Сексуальная культура в России. — М.: Образование, 2016.- 356 с. 11. Ледовских, Н. К. Педагогические условия полоролевого воспитания старших дошкольников [Текст] / Н. К. Ледовских // Дошкольник: методика и теория воспитания и обучения. — 2012. — № 1.- 6-7 с. 12. Лиф К. Включите свой мозг. — М.: Издательство: Брайт Букс, 2015. – 235 с. 13. МеньшиковаК.Е. Хитросплетения судьбы, или В каком измерении ты живешь? - СПб: Центрполиграф, 2016. – 234 с. 14. Потапов М.А., Евсиков В.И. Генетико-физиологические взаимоотношения мать-плод и их влияние на адаптивные признаки потомков: взгляд с третьей стороны 2015 [Электронный ресурс].URL: http://ethology.ru/library/?id=128 15. Протопопов В. Ключ к психике человека, часть 1 2020 [Электронный ресурс].URL: https://www.instagram.com/p/B9cpYHEHWLI/?igshid=tobq4qcgzi8z 16. Протопопов А. Фаллос как зеркало иерархии.— М.: Изд-во КСП+ , 2018.- 28 с. 17. Протопопов А. Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда (4-я редакция). — М.: Изд-во КСП+ , 2018. - 503 с. 18. Радд Р. Генные ключи. Открытие высшей цели, заключенной в вашей ДНК.- СПб.: Изд-во Биверсум, 2016. - 2064 с. 19. Сериков А.E. Дискуссия об инстинктах человека психологии и этологии /А.Е. Сериков //Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2015, - № 3. - 65-87 с. 20. Травин А.А. Этюды по теории и практике эволюции 2017 [Электронный ресурс].URL: https://www.litmir.me/br/?b=68818&p=51 21. Утиулиев Е.С./ Миронова Е.Г. Половое воспитание, и его влияние на сексуальное здоровье 2016 [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polovoe-vospitanie-ego-vliyanie-na-seksualnoe-zdorovie 22. Франкл В. Сказать жизни- «Да». Упрямство Духа.— М.: Изд-во Альпина нон-фикшн, 2018. – 240 с. 23. Фрейд З. Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно.— М.: Изд-во АСТ, 2015. – 1657 с. 24. Хаген Э. – FAQ по эволюционной психологии 2018 [Электронный ресурс].URL: https://textarchive.ru/c-2353076.html 25. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: книга для учителя. М.: Наука, 2015.- 251 с. 26. Хусаенова,А.А. Нравственно-половоевоспитание подростков 2015 [Электронный ресурс].URL: https://www.dissercat.com/content/professionalno-lichnostnoe-stanovlenie-budushchikh-shkolnykh-meditsinskikh-sester-pri-podgot 27. Шульгина Е. В. Сексуальное образование и возраст сексуального просвещения в западной социологии/E.В. Шульгина //Социологическая наука и социальная практика.- 2015. - № 3. - 128-141c. 28. David Buss — Evolutoin of Desire: strategies of human mating 2019 [Электронный ресурс].URL: http://protopop.chat.ru/evd.html 29. Бук С. Практическая психология через трансформационную игру 2019 [Электронный ресурс].URL: https://www.b17.ru/id74868/ 30. Лебедева Е.А. Статья Философия пола и любви Н. А. Бердяева 2015 [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-lyubvi-i-pola-n-a-berdyaeva-i-v-v-rozanova/viewer 31.Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Тотем и табу. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. — Белгород: Изд-во Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2016.- 480 с. 33. Меньшикова К.Е. Эгрегоры и система управления реальностью. - СПб: Центрполиграф, 2017. – 1019 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты нравственно-полового воспитания подростков в условиях средней общеобразовательной школы 1.1 Сущность понятия «нравственно-половое воспитание» Нравственно-половое воспитание – важный аспект в развитии ребенка, который должен быть реализован в полной мере, чтобы его не понимали как «противоположность нравственности». Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека. Биологическое – потому что обусловлено генами структурами, а социальное – так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть. Биологическоеподробно изучает наука об инстинктах – этимология и мы коснемся этого вопроса в последующих главах. Давайте рассмотрим пол, как биосоциальное свойство человека. Здесь можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации, которая является неотъемлемой частью общего процесса социализации. Которая, как отмечает Арутюнова Л.А., включает в себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию. На правительственном уровне актуальность вопроса была озвучена уже в 1994 году в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. №1696 «О Президентской программе «Дети России»[1].Эта программа была утверждена.Утвержденав рамках ряда целевых программ, в том числе, и в целевой программе «Планирование семьи», которая должна была обеспечить, в том числе, и «разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков». Но споры по данному вопросу так и остаются на уровне споров. С одной стороны это очень печально, потому что нет конструктивного решения данного вопроса, но с другой стороны, это подчеркивает актуальность темы. Характер проблемы ярко обрисовал Игорь Борисов: «Вот уже несколько лет в России пытаются ввести в школу «половое воспитание» [4]. Вводят очень по-российски: то рекомендуют сразу несколько программ, то отзывают – и опять все сразу. На одном этапе честно пытаются применить самый передовой зарубежный опыт, на другом – полностью приостанавливают проект. То начинают исследования школьников, то заводят уголовное дело на исследователя. Начинает одно ведомство, потом выясняется, что забыли спросить другое, затем обнаруживаются недовольные родители школьников, а рядом с ними (и даже впереди) – еще более недовольные религиозные организации… Чем больше старались угодить сразу всем, тем больше недовольных таким «половым воспитанием». А.А. Хусаенова рассматривает нравственно-половое воспитание как процесс выработки качеств, черт, свойств и установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола [26]. И.Н. Евтушенко утверждает, что если цели и задачи нравственно-полового воспитания определяются интересами всего общества, то в сферу нравственно-полового воспитания входят не только специфические отношения между представителями мужского и женского пола, но и вопросы взаимодействия полов в общественной жизни, отдыхе и труде, и эволюции сознания в целом[8]. С помощью нравственно-полового воспитания в условиях средней общеобразовательной школы закладываются основы не только здоровых супружеских отношений, но и понимания родовой и коллективной совести для полноценной жизнедеятельности человека. В конечном итоге, все это способствует формированию нравственного идеала семьи, пониманию ее ценности и необходимости для человека, преодоления жизненных трудностей и приобретение адаптивных навыков, сохранения своего психического здоровья и здоровья детей. В процессе нравственно-полового воспитания у школьников должно формироваться понимание и сознательное отношение к представителям другого пола. А также умения организовывать полоролевое взаимодействие на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, что позволит им сформировать правильные эмоциональные реакции и внутреннюю опору на себя, а не на мнение и информативное давление со стороны инстаграмма и других социальных сетей. Необходимо, чтобы современная молодежь научилась понимать сущность духовной и физической красоты человека и умела соотносить эти два элемента с требованиями к собственному поведению и поведению других людей и выстраивать личные границы во взаимоотношениях. Целью нравственно-полового воспитания, также по Д.В. Колесову, является овладение детьми нравственной культуры в сфере взаимоотношения полов, воспитание в школьниках нравственных качеств личности[25]. Л. П. Бочкарева считает, что нравственно-половое воспитание – это формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни. По мнению Н. К. Ледовских, в основе полоролевого воспитания лежит освоение таких качеств, как взаимное уважение и дружба между разнополыми детьми, а также в осознании половых особенностей во всех видах жизнедеятельности[11]. Важный сущностный признак дает нам З.Г. Костяшкина. По ее мнению – половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля. А. И. Солженицын писал: «Нравственное начало должно стать выше, чем юридическое и правовое». Нравственно-половое воспитание должно получить значимое место в общем развитии ребенка. Потому что каждому ребенку необходимо быть воспитанным, иметь понятие o поле, семье, моральных нормах, энергообменеи т. д. Н. Бердяев писал: «Половой вопрос – основной жизненный вопрос, не менее важный, чем так называемый социальный, правовой, образовательный и другие общепризнанные вопросы. Он в корне связан с религией, так как этот вопрос есть вопрос о жизни и смерти» [30, с.15]. Воспитание подростков в этом глобальном вопросе следует подходить через понимание сущности энергетической структуры всего информационного поля вселенной, то есть на физическом плане (эфирном или примитивном) и на духовном (астральном и ментальном). Соответственно, только комплексное понимание своей природы, как целостного ядра, содержащего как низкие, так и высокие частоты, как темные и светлые стороны своей личности, как единство противоположности сути добра и зла, позволит воспитательному процессу действительно иметь результат. Потому что этот путь – путь Любви, любви к самому себе и окружающим людям, как субъектам взаимоотношений. 1.2 Психолого-педагогические аспекты полового воспитания учащихся-подростков В своих исследованиях учёные отмечают, что «становление половой идентичности затруднено в современных условиях нашего общества. В последнее десятилетие усилился кризис семьи как социального института». В настоящее время основным источником информирования подрастающего поколения становятся средства массовой информации – в первую очередь, Интернет, телевидение. По существу, информация, предоставляемая СМИ, ведет к стиранию различий между детством и взрослостью, нарушает естественный процесс взросления и нравственного созревания подрастающего поколения. Половое воспитание - это, в первую очередь, дело родителей. Родители учат не словом, а примером. Половая принадлежность индивида - сложная многоуровневая система, которая складывается в процессе индивидуального развития. Любой человек должен усвоить некоторую систему предписаний, модель поведения, свойственную мужчинам иди женщинам, то есть половую роль Процесс осознания и усвоения детьми половых ролей предопределен психологическими различиями мальчиков и девочек. В пубертатный период взрослеющий ребенок осознает свою сексуальную привлекательность и привлекательность своих родителей. Подросткам важно «испытывать» свои сексуальные возможности, пусть больше на словах. Для подростков характерны так называемые «грязные» разговоры о сексе и разглядывание «грязных» картинок. Психологически - это снятие эмоционального напряжения от сексуального возбуждения, которое еще не может быть удовлетворено естественным образом. С психологической точки зрения скорее настораживают подростки, которые не ведут подобных разговоров. В юношеском возрасте, когда достигается физическая зрелость, ограничение полового инстинкта возможно приданием ему личностно-ориентированного характера, чему и служит юношеская романтическая любовь к лицу противоположного пола. Считается, что сексуальная удовлетворенность и психическое благополучие взрослого человека во многом зависят от морально-психологической атмосферы раннего детства: доверительных отношений с родителями, матерью, терпимое отношение к наготе, отсутствие жестких запретов, готовность родителей обсуждать различные проблемы детей. В.С. Мухина, говоря о роли взрослых в половой идентификации ребенка, указывает на то, что ребенок подражает всему, как полезным формам поведения, так и вредным (брань, курение и др.). А.И. Захаров отмечает, что «родитель того же пола выступает как необходимая и наиболее доступная модель обучения соответствующему полу поведения. Формирование позитивной половой идентичности, соответствующей своему полу, зависит также от родительских ожиданий». Известно, что если до пяти лет родители обращаются с мальчиком, как с девочкой, и наоборот, то вероятность транссексуального развития ребенка возрастает и часто становится необратимой. Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова определяли половое влечение, как особое отношение человека одного пола к человеку противоположного пола. В тот момент, когда подростки переходят от дружбы к интимным отношениям, наблюдаются четкие половые различия в мотивациях (юноши более важным считают сексуальные отношения, чем интимность, девушки наоборот, интимность более важной, чем секс). По данным Д. Ларсона с соавторами, около 70 % старшеклассников имеют постоянного друга или подругу. При этом юноши не стремятся к прочным отношениям с девушками. Девушки же, наоборот, чувствуют себя увереннее и спокойней, имея постоянного друга. В период юношеской любви (15–17 лет) отмечается тенденция к личностному общению, уединению, совместным прогулкам, разговорам, обсуждениям разных проблем. Основным звеном является познание объекта любви как личности. На этом этапе подростки испытывают потребность в совершении половых актов. Но, как правило, первоначально задействуется мастурбация (ипсация,от греч. ipse — сам). Средний возраст начала мастурбации, по мнению Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана, составляет 14 лет с разбросом от 10 до 18 лет и продолжается 4–4,5 года. Она предупреждает раннее вступление подростков в половую связь, поэтому мастурбация имеет некоторые положительные стороны. Подростки не могут оценить душевные качества партнера, поэтому половая близость в этом возрасте не может сопровождаться положительными эмоциями, присущими любви, может нанести подростку психическую травму. Бездуховность половых отношений может зафиксироваться, и нередко именно такие отношения станут единственным способом взаимодействия с противоположным. Таким образом, здесь следует говорить о половом просвещении. Слободиан Д., дала такое понятие: «половое просвещение — термин, который означает развитие физических, психических, эмоциональных, половых, моральных, духовных, интеллектуальных и социальных и аспектов личности подростков». На наш взгляд, половым просвещением старшеклассников нельзя заниматься до того момента, пока не будет воспитано высокое чувство нравственного взаимоотношения полов, сформирована воля юношей и девушек. Прежде чем сообщать юношам и девушкам какую-либо информацию, касающуюся пола, необходимо опираться на морально-этические нормы поведения в обществе. При несоблюдении этих особенностей, можно возбудить нездоровый интерес к вопросам пола. Половое просвещение должно осуществляться с учетом воспитательной системы, его нужно проводить с детьми в интимно-личностной беседе, основываясь на принципах научности, доступности и учитывая возрастные особенности. На наш взгляд, информировать подростков и половой жизни необходимо, так как полная или частичная неосведомленность, а также искаженность в формировании личности, в дальнейшем приведет к трудностям: в создании крепкой, полноценной семьи, сложным внутрисемейным взаимоотношениям и проблемам в интимной жизни. Большое беспокойство вызывает источник получаемой информации. Для подростков это, к сожалению, не родители и не педагоги, а улица (сверстники) и СМИ. Все это может привести к промискуитету, заражениям ВИЧ — инфекцией, венерическими заболеваниями, наркоманиям, алкоголизму, гепатиту, ранним беременностям. Половое воспитание осуществляется во все возрастные периоды. В этом процессе значительную роль, помимо семьи, должны играть педагоги. Поэтому, нам кажется, что начинать нравственно-половое воспитание учащихся-подростков нужно с курса семьеведение. Данный предмет создаст базис для дальнейшего половогопросвещения. Поможет сформировать и разить видение семьи как социального института. Понять основу брачно-семейных отношений в конкретных социально-экономических и культурных условиях развития общества. В половом воспитании соединяются два базисных понятия педагогики: воспитание и просвещение. Если информация остается лишь на уровне узнаемого, можно говорить только о просвещении. Если же она способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, это уже воспитание. Часто отделить «воспитывающее» от лишь «просвещающего» или «обучающего» не всегда представляется возможным, как невозможно разорвать на части целостную жизненную ситуацию. Деятельность психологической службы – неотъемлемая часть образовательного процесса. Можно говорить о единстве целей психологического сопровождения, полового воспитания и полового просвещения. Результатом психологического сопровождения психосексуального развития юношей и девушек может стать высокий уровень сформированности ценностных ориентаций фамилистической направленности юношей и девушек, их высокая ориентация на создание семьи и родительство. Фамилистическая парадигма рассматривает семью как исходный элемент общества. Фамилизм - термин, обозначающий направленность системы взаимосвязанных ценностей на семью и семейный образ жизни; на уровне общества, социальных институтов, общностей, групп, индивидов характеризует приоритет ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями. Фамилистика ставит институт семьи в центр социального мира, где наивысшее значение, по сравнению с остальными благами жизни, придается семье и детям. Психологическое сопровождение психосексуального развития в условиях учреждения образования можно определить, как деятельность по развитию и формированию личности учащихся с использованием разнообразных форм индивидуальной и групповой работы. Эта работа включает в себя элементы обучения и коррекции, результатом которой должны стать ориентации юношей и девушек на ценности семьи и родительства. В условиях современного образовательного учреждения психологическая служба и воспитательный процесс еще не в полной мере взаимодействуют в сфере полового воспитания. Очевидные изменения в сфере отношений полов требуют новых подходов к проблеме полового воспитания, которое в современных социокультурных условиях становится проблемой сохранения семейного образа жизни. И здесь психологическое сопровождение психосексуального развития – оптимальный вариант и максимально корректная форма профессионального взаимодействия практического психолога образования с ребенком, подростком, молодым человеком, представляющая возможность демонстрации примера, но без авторитарного требования копирования. [Психологические аспекты полового воспитания Л.В. Ведменская, педагог-психолог 15.02.2018г] 1.3 Бихевиористический метод исследования как основа когнитивно-поведенческой терапии в нравственном воспитании учащихся Главные идеи организации воспитания, как бихевиоральной (поведенческой) терапии, состоят в том, что родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку.[32] На данном этапемы рассмотрим любовь как основу и первопричину всего,через призму биологической сущности человека. Биология – весьма многогранная дисциплина, и взгляд на любовь сквозь эту призму порождает чрезвычайно широкий спектр оттенков. Можно рассмотреть биохимию любви через влияние различных гормонов, ферментов и нейромедиаторов. И как она влияет на возникновение у человека этого специфического состояния (вскользь заметим, что важную роль в этом процессе играет древнейший гормон пролактин, обнаруженный уже у амёб!); можно – нейрофизиологию, изучающую процессы в нейронах мозга; и сугубую физиологию, рассмотрев, в том числе и технику совокупления[17].В данном случае мы отнюдь не ограничимся строго любовной тематикой, и сделаем весьма далёкий экскурс в прочие аспекты, как этологии, так и биологии вообще; без этого нельзя обойтись. Однажды известный астроном Артур Эддингтон заметил по сходному поводу: «Изучая внутреннее строение звёзд, мы вдруг обнаружили, что изучаем внутреннее строение атомного ядра». Это действительно так – без знания устройства атомного ядра внутреннее строение звёзд не понять. В изучении любви ситуация аналогична – не заглянув в клеточное ядро, мы вряд ли сможем понять сущность этого всего. Это и есть этологический подход, который мы будем использовать ниже. Этология, как и психология, – это наука о поведении. Как сказал Ларошфуко:«Истинная любовь подобна призраку: все о ней говорят, но никто ее не видел». А, по словам А.Давидовича: «Любовь – поэтизация внутренней секреции». Так что же такое любовь? Возможно ли дать однозначное, и вместе с тем,всеобъемлющее определение этого понятия? Думаем, вряд ли.Попробуемдать определение любви, как проявление свободы или счастья, и попытаемся рассмотреть любовь как состояние человека, заключающееся в полоспецифической фиксации интереса к одному из возможных брачных партнёров. И главной целью данного процесса будет это самое «к одному из». Почему именно к этому? А что будет, если к «другому»? Известно также огромное количество художественных определений любви, однако художественные определения не могут не быть сугубо описательными. Искусство – оно на то и искусство, чтобы до бесконечности описывать богатейшие оттенки переживаний, испытываемые влюблённым человеком, разрабатывать воистину неисчерпаемую тему высочайших подвигов и нижайших мерзостей, совершаемых во имя любви, причудливых извивов судеб, с нею связанных. Но это всё, говоря медицинским языком, лишь симптоматика и анамнез – то есть, внешние проявления изучаемого феномена и субъективное самоописание его, как он видится «изнутри» [7]. Этологияже и генезис изучаемого явления, то есть –причины и происхождение чаще всего или вовсе выводятся за скобки, или являют собой предмет умозрительных рассуждений скорее философского характера[28]. В качестве примера таких рассуждений можно привести произведения Фридриха Ницше, Отто Вейнингера, Ортеги-и-Гассета. С сугубо материалистических позиций корни любви пытались увидеть весьма немногие; среди этих немногих можно назвать социобиолога ДевидаБасса с его книгой под не очень романтичным названием «Эволюция страсти» [20]. И в наш век взрывного развития науки почему-то именно такая трактовка любви стала приоритетной. Если ещё в сравнительно недавнем прошлом (по крайней мере – в публичных высказываниях) отношения полов окружал ореол чего-то хоть и романтичного, но вместе с тем – серьёзного и ответственного, то в последние десятилетия в выборе партнёра стало считаться главным и достаточным наличие Любви. Любовь стала возводиться в культ, однако «вдруг» стал на глазах эродировать институт семьи и брака; отношения мужчин и женщин всё чаще и чаще влекут разочарования и неприятности. Встает вопрос: «почему?». Один из частых ответов – за истинную любовь стали принимать простую влюблённость, неверно истолковывать вышеназванный голос. Человек рождается с большим количеством врождённых программ поведения, которые возникли в разное эволюционное время, в силу чего нередко друг другу противоречат. [16]. Механизмы реализации врождённых программ поведения способны лишь на сигнатурный анализ обстановки, предполагающий формально-поверхностное сопоставление обстановки со схематичными сигнальными признаками, заложенными в эти программы. Достаточное совпадение внешних условий с этими сигнальными признаками порождает ту или иную эмоцию, побуждающую человека к реализации соответствующей инстинктивной программы. Истинная мотивировка действий при этом не осознаётся – для рассудочного объяснения инстинктивно-мотивированного поведения привлекаются самые произвольные доводы, носящие характер подгонки под ответ [19]. Соответственно подростки-учащиеся должны понимать истинные причины гормонального всплеска физиологической активности и ее последствия в виде нежелательной беременности и абортов, ЗППП и психологических блоков и эмоциональных травм. Воспитание осознания себя не с точки зрения тела и эмоций (низкие частоты), но быть способными через саморефлектирующее сознание обнаруживать возникающие инстинкты с точки зрения системы ценностей, убеждений и правил совести. А именно вины и невиновности. Основы взаимоотношений между людьми начинаются с опыта«вины и невиновности». Потому что тот, кто дает, имеет также право требовать, а тот, кто берет, чувствует себя обязанным. Право требовать с одной стороны, и чувство обязанности, с другой, являются основополагающей для любых отношений моделью вины-невиновности. Она необходима для существования обмена между «давать» и «брать». Ибо ни дающий, ни берущий не находят успокоения до тех пор, пока равновесие не оказывается восстановлено: пока берущий не даст, а дающий не возьмет. Взаимоотношения полов определяются потребностями в связи, уравновешивании и в порядке. Различия. Хотя эти три потребности – в связи, уравновешивании и порядке – и находятся в постоянном взаимодействии, тем не менее, каждая из них стремится к достижению собственных целей при помощи собственного ощущения вины и невиновности. Поэтому в зависимости от той цели и потребности, которой они служат, мы по-разному чувствуем свою вину и невиновность. • Если они служат связи, то вину мы чувствуем как исключение и удаленность, а невиновность – как защищенность и близость. • Если они служат уравновешиванию, то вину мы чувствуем как долг, а невиновность – как свободу или право требовать. • Если они служат порядку, то вину мы чувствуем как его нарушение и страх наказания, а невиновность – как добросовестность и верность. Совесть служит каждой из этих целей, даже если они противоречат друг другу. Если мы, к примеру, причиняем кому-то столько же зла, сколько и он нам, мы удовлетворяем потребность в уравновешивании и чувствуем себя справедливыми. Но связь на этом, как правило, заканчивается. Чтобы удовлетворить потребность, как в уравновешивании, так и в связи, мы должны сделать другому несколько меньше плохого, чем он сделал нам. И пусть тогда пострадает уравновешивание, но связь и любовь от этого выиграют.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 61 страница
750 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 54 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg