Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Становление и развитие современного российского федерализма.

irina_k200 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2020
Целью данной курсовой работы является всесторонний обзор состояния и развития современного этапа федерализма в Российской Федерации. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи: 1) изучение истории становления федеративного устройства в России; 2) рассмотрение основ федерализма; 3) выявить сущность федерализма, его особенности в России, проблемы и перспективы развития. Объектом исследования является становление Федерации в России. Предметом исследования является эволюция и современное состояние развития федерализма в России.
Введение

Федерализм - это форма правления, основанная на объединении нескольких государств (национально-государственных или административно-территориальных образований) в единое государство (Федерацию) с общей Конституцией, законодательством, гражданством и общими принципами взаимоотношений федерального правительства и субъектов Федерации (федеративные отношения). Содержание последних регулируется политикой региональной и определяется национальной политикой, совместно которая определяется субъектами центром совместно с субъектами Федерации. Объединение как государств (и народов) как политическая идея и практика имеет давнюю историю и восходит к глубокой древности. В Древнем Риме существовали так называемые Федеративные общины, свобода которых гарантировалась договором и которые при римском правлении пользовались определенной независимостью в отличие от налоговых общин. "Расширяя свое влияние на другие народы, - пишет В. Ф. Калина, - римляне полностью подчинили себе только тех, кто пытался силой отстоять свою независимость. С другими общинами, предпочитавшими мирную политику, они вступали в союзы, однако в подавляющем большинстве случаев под властью Рима. Эти отношения были сформированы путем заключения соглашений о мирных отношениях и торговле. Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей независимости. Если федерализм строится на демократических принципах, на основах правового государства, то наиболее полно проявляются его преимущества: общий большой рынок, свободное движение капитала, товаров и услуг, свобода передвижения людей; более благоприятные условия для обмена достижениями науки, образования, культуры. Федерализм как форма организации общественных отношений внутри определенного государства используется народом уже более двух столетий. По сути, федерализм - это путь к стабильности, к поиску компромисса, к преодолению территориальных, экономических и межнациональных отношений. Федеративное устройство-это тип государственного устройства, который является необходимым институтом конституционного права в каждой стране. Устанавливая ту или иную форму правления, Конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует власть, определяя тем самым правовую основу для решения проблем общественного развития. Проблема становления и развития федерализма в России продолжaет оставаться одной из наиболее актуальных и дискуссионных в теории и общественно-политической практике. Есть как минимум две причины повышенного интереса к изучению федерализма. Первая-это размышления о судьбе российского госудaрства и его связи с судьбой федерализма в России, а вторая-все более укрепляющееся в мировой науке и политической практике мнение об унивeрсальном характере федерализма как демократической формы организации крупных, региональных и этничeски сложных государств, основанной на принципах равенства, демократии и социальной справедливости. Oснoвы и принципы нового федеративного устройства России были заложены Федеральным Дoгoвoрoм 1992 года и закреплены в Кoнституции Российской Федерации 1993 года положениями статьи 1 Конституции о том, что "Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство" они были не столько констатацией факта, сколько определяли цель, модель будущего государства, которое еще предстоит построить. Teмa является актуальной в связи с тем, что федерализм - это одна из основ, на которой зиждется наше государство. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе национального согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой - сочетанию их интересов с интересами всего общества.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3 1. Становление и развитие современного российского федерализма 1.1 Понятие и признаки федерализма 6 1.2 Предпосылки и зарождение российского федерализма 12 2. Современный российский федерализм……………………………………………... 2.1 Принципы и особенности современного российского федерализма 16 2.2 Проблемы и перспективы развития Российской Федерации 20 Заключение…………………………………………………………………………..23 Список литературы………………………………………………………………….26
Список литературы

Законодательные и нормативные акты, другие документы и материалы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации: 1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант плюс» 2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскою Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» //СЗ РФ. 2001. 3. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации» //СЗ РФ. 2004. Монографии, диссертации, научные сборники, учебники: 1.Аринин А. Проблемы развития российской государственности в конце XX века. – В кн.: Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997. 2. Алпатов, Ю.М. Российский федерализм и местное самоуправление / Ю.М. Алпатов. - М.: Юркомпани, 2017. 3. Андрей, Захаров "Спящий институт". Федерализм в современной России и в мире: моногр. / Захаров Андрей. - М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2012. 4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издат. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 2007. 5. Болтенкова, Л. Ф. От НКВД до федерализма / Л.Ф. Болтенкова. - М.: Издательский дом В. Ема, 2014. 6. Бухвальд, Евгений РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ / Евгений Бухвальд. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. 7. Интервью с М. В. Баглаем, председателем Конституционного Суда РФ ("Законодательство", N 3). 8. Кетов Ю. Исторический опыт развития федерализма в России // Юридический мир. 2005. N 12. 9. Миронюк, М.Г. Современный федерализм. Сравнительный анализ / М.Г. Миронюк. - М.: МГИМО-Университет, 2015. 10. Порфирьев, А. И. Национальный суверенитет в правовой природе российского федерализма / А.И. Порфирьев. - М.: Книгодел, 2018. 11. Сидоров, А. А. Инородческий вопрос и идея федерализма в России / А.А. Сидоров. - М.: Книга по Требованию, 2015. 12. Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. – Учебник. М., 2006. 13. Смольяков, Андрей Анатольевич Российский федерализм: проблемы теории и конституционно-правового регулирования. Курс лекций / Смольяков Андрей Анатольевич. - М.: ГУАП, 2018. 14. Ященко, А.С. Международный федерализм / А.С. Ященко. - М.: Нобель Пресс, 2016. 15. Ященко, А. Международный федерализм: идея юридической организации: моногр. / А. Ященко. - М.: Нобель Пресс, 2018. Электронные ресурсы: 16. . Беляк Е.Р. Проблемы российского федерализма. [Электронный ресурс] Режим доступа. — URL: http://www.univer.omsk.su/students/j72tar/articlefed.html. 17. Захаров А.А. Российский федерализм как «спящий» институт. // интернет-портал «Журнальный зал». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://magazines.russ.ru/nz/2010/3/za12.html. 18. История российского федерализма. [Электронный ресурс]- Режим доступа. -URL: https://otherreferats.allbest.ru/law/00748580_0.html. 19. Принципы российского федерализма. [Электронный ресурс]- Режим доступа. -URL: https://studref.com/648161/pravo/printsipy_rossiyskogo_federalizma. 20. Российский федерализм: зарождение, становление, развитие. [Электронный ресурс]- Режим доступа. -URL: http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii/a107.php. 21. Становление и развитие института федерализма в России. [Электронный ресурс]-Режим доступа. -URL:http://referat-lib.ru/view/referat-state/101/100024.htm. 22. Турусин С. В., Шевченко Е. Б. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания // Основы ЭУП. 2014. №3 (3). Электронный ресурс. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/federatsiya-i-federalizm-shodstvo-terminov-i-razlichie soderzhaniya.
Отрывок из работы

1. Становление и развитие современного российского федерализма 1.1 Понятие и признаки федерализма Федерализм - это система основных признаков и принципов определенной формы правления, совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и субъектов и обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование государства в интересах как Федерации в целом, так и ее субъектов. Федерация - это одна из трех основных форм государственного устройства. Федерация-это добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в одно союзное государство. Федеративное устройство-это тип государственного устройства, который является необходимым институтом конституционного права в каждой стране. Государства по-разному определяют свою внутреннюю структуру в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Географически крупные государства (Россия, США, Канада, Германия, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму правления – одни из соображений решения национального вопроса, другие потому, что невозможно эффективно управлять демократией из Единого центра. Устанавливая ту или иную форму правления, Конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует власть, предопределяя тем самым правовую основу для решения проблем общественного развития. Основные черты федерализма заключаются в следующем: 1) государственно-сходный характер территориальных единиц-субъектов федерации, объединенных в единое государство; 2) конституционное разграничение компетенций между субъектами и центром; 3) недопустимость изменения границ без согласия субъектов Российской Федерации; 4) территория Федерации состоит из территорий субъектов Федерации (Штатов, республик, земель и др.); и в политико-административном плане не представляет собой единого целого, но существует единая система границ и ее охраны; 5) субъекты Федерации не обладают полным суверенитетом и не имеют права на отделение (одностороннее отделение от Федерации); 6) субъекты Федерации имеют свою собственную систему законодательной, исполнительной и судебной власти, но они являются подсистемами по отношению к федеральной системе федеральных органов государственной власти, а пределы их компетенции определяются федеральной Конституцией и законами; 7) субъекты Федерации разрабатывают собственную Конституцию (Устав), систему законов, соблюдая приоритетность и соответствие федеральным Конституции и законодательству;; 8) Единого государственного бюджета в Федерации нет, но есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации; 9) гражданство в Федерации обычно двойное: каждый гражданин считается гражданином Федерации и гражданином соответствующего субъекта Федерации; 10) равенство всех граждан на территории Федерации регулируется законом и гарантируется; 11) субъекты не имеют полного господства на своей территории и ограничены в своем праве самостоятельно действовать в сфере международных отношений; 12) федеральный парламент обычно двухпалатный, верхняя палата состоит из представителей субъектов Федерации, нижняя является органом народного представительства и избирается народом. Федерализм предполагает особую организацию государственной пространственной многоуровневой власти, федеративные отношения, государственный аппарат, создание правовой базы, распределение властных ресурсов. Только после организационных процедур, то есть формирования федерализма, он начинает функционировать. В связи с этим необходимо классифицировать признаки федерализма по направлениям его реализации: организационно-функциональным признакам. Организационные характеристики включают в себя следующее: - закрепление факта федерализма в Конституции / договоре; - утверждение принципов федерализма; - определение объема полномочий между уровнями государственного управления; - образование и определение статуса государственных уровней; - организация государственного аппарата в соответствии с установленными уровнями государственного управления; - утверждение федеральных принципов культуры и специальных политических технологий в государственном управлении; - закрепление национальных принципов в многонациональных федерациях в основных документах. Функциональные характеристики федерализма: - деятельность по реализации федеральных целей и задач, указанных в основном нормативном акте (Конституции и / или соглашении) ; - осуществление власти на основе консенсуально-договорных, государственно-правовых технологий; повышение эффективности государственного управления на основе принципов федерализма и их реализация в федеративных отношениях; - временное вмешательство федерального центра в жизнь члена Федерации в неблагоприятной социальной ситуации для всего государства; - развитие национальных особенностей в многонациональных государствах; - разработка моделей взаимной передачи конкретных полномочий по уровням власти, обогащенных государственной целесообразностью; - распределение энергоресурсов в соответствии с установленными уровнями государственного управления; - осуществление мероприятий по сохранению единого целостного государства. К основным принципам федерализма относятся: добровольное объединение государств и приравненных к ним образований в единое государство; принятие федеральной Конституции и конституций субъектов Федерации; конституционно-правовые различия между суверенитетом Федерации и суверенитетом ее субъектов; единая территория и гражданство; единая денежно-таможенная система, федеральная армия и другие государственные институты, обеспечивающие ее безопасное существование и функционирование. Формы Федерации отражают варианты взаимоотношений между федеральным правительством и субъектами Федерации. Общепризнано, что федеративные государства должны удовлетворять следующим условным критериям: 1) федеральное правительство (правительство) имеет право исключительного контроля за проведением внешней политики; 2) государства-субъекты Федерации не вправе выходить из состава Федерации или в одностороннем порядке прекращать связи с Национальным союзом (Федерацией); 3) федеральное правительство может использовать свою власть независимо от государств-членов Федерации и осуществлять свою волю без их прямого одобрения; 4) никакие изменения в федеральную конституцию не могут быть внесены без одобрения государств-членов Федерации; 5) федеральное правительство не вправе в одностороннем порядке изменять границы субъектов Федерации; 6) государственная власть делится между федеральным правительством и правительствами субъектов Федерации; 7) определенные и достаточно значительные полномочия должны быть зарезервированы за государствами-членами; 8) главный законодательный орган страны должен быть двухпалатным, а государства-субъекты Федерации- иметь равное представительство хотя бы в одной из своих палат; 9) суд должен быть организован по двойственному принципу: каждый уровень имеет свои собственные суды для обеспечения эффективности законов; 10) Федеральный суд толкует Конституцию и может разрешать конфликты между федеральным правительством и правительствами государств-членов Федерации. В системе государственного управления понятие структуры означает совокупность устойчивых связей в системе управления, обеспечивающих ее целостность и идентичность самой себе. Существует две структуры государственного управления-вертикальная и горизонтальная. Вертикальная структура государственной власти представлена тремя уровнями- Центральным, региональным и местным. Горизонтальная структура деления государственного управления - законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. В современных демократических государствах три ветви власти представлены следующим образом: - законодательная власть-парламент, Конгресс, Федеральное Собрание; - исполнительная власть - правительство во главе с президентом или премьер-министром, министерства и ведомства; - судебная власть - Конституционный суд, Верховный Суд, Высший арбитражный суд и Генеральная прокуратура. Таким образом, федеративное государство - это всегда сложное государство, состоящее из нескольких государственных образований. Это форма правления, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями с юридически определенной политической независимостью, т. е. они имеют свои собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы ? 1.2 Предпосылки и зарождение российского федерализма Для всестороннего понимания и глубокого осмысления сущности российского федерализма необходимо обратиться к истокам его возникновения и становления, проследить динамику исторического развития. Поэтому вполне обоснованным является сослаться на те времена, когда мы еще не можем говорить о правовой природе федерализма. На протяжении всей своей истории Россия никогда не была федеративным государством в современном понимании этого слова. Россия была создана и развивалась как централизованное унитарное государство. Основные законы царской России провозглашали, что власть на всей ее территории принадлежит царю. Федерализм не поддерживался и не признавался в официальных кругах царской России. Конечно, система управления страной не могла не учитывать специфическое положение ряда национальных регионов. В истории России известны случаи, когда центральная власть допускала определенную автономию территорий. Но везде, наряду с местным самоуправлением, царь назначал генерал-губернаторов, которые на вверенной им территории жестко пресекали попытки, как местной знати, так и населения к большей самостоятельности. В таких условиях о федерализме в России не могло быть и речи. После Октябрьской революции и прихода к власти большевиков российский федерализм прошел три основных этапа своего развития: 1. Создание основ социалистического федерализма (1918-1936 гг.) . 2. Констатация фактического унитаризма в государственном устройстве России. 3. Реформы государственной системы до принятия Конституции 1993 года . Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, который заложил основы Федерации для преодоления ”национального гнета”. в стране, которая до 1917 года была преимущественно унитарным государством, не было никаких оснований для цивилизованного федерализма, поскольку основу населения страны составляли русские. Поэтому Россия могла развиваться только как Федерация, основанная на автономии небольшого числа других государств с произвольными границами. Российская Федерация была провозглашена на 3-м Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года. Это создало новую государственную структуру не только для России (как мы ее понимаем сегодня), но и для всей бывшей Российской Империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. Поначалу Федерация всех бывших окраинных территорий Российской Империи не сложилась. Финляндия, Польша, Литва, Латвия и Эстония были объявлены независимыми, а Украина, Белоруссия и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией. На собственной территории России также начался хаотичный процесс создания автономных областей (республик и областей) по национальному или географическому признаку, хотя четких границ национального расселения не существовало или существовало смешанное население. Были созданы Башкирская, татарская и другие АССР. Не было четкого представления о различиях между Республикой и регионом, поскольку не было разделения властей между центральным правительством и автономией. Большая часть административно-территориальных частей России сохранилась в виде областей и губерний, где были созданы административные органы для решения вопросов национальных меньшинств. Всего в 1923 году в РСФСР было 11 автономных республик, 14 автономных областей, 63 губернии и области. Процесс создания автономий продолжился и после принятия Конституции РСФСР 1925 года. Принятая в 1924 году Конституция СССР устанавливала создание Союзного государства, статус его автономий принципиально не менялся, подчиняясь наметившейся тенденции к фактическому унитаризму. Считалось, что национальные границы автономных областей ослабляют необходимое единство экономических связей в стране, препятствуют ее индустриализации, поощряют националистические и сепаратистские настроения населения. Советское правительство, провозглашая на словах право наций, составляющих государство, на самоопределение, на деле не пошло дальше предоставления широкого регионального самоуправления, особенно для местностей, отличающихся по национальному составу населения. Предпочтение явно отдавалось крупному централизованному государству.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
280 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 27 страниц
90 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 26 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg