Глава 1. Содержание и сущность финансовой безопасности
1.1 Сущность и понятие финансовой безопасности
В рамках современной мировой экономики государство не в состоянии эффективно воплощать в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику, следить за исполнением социально-экономических программ без осуществления самостоятельной финансово-экономической политики, при этом не переча собственным национальным интересам. Вот почему наиболее важной частью экономической безопасности нашей страны по праву является финансовая безопасность.
Если говорить про сущность финансовой безопасности Российской Федерации, то можно с легкостью определить ее как часть экономической безопасности страны, которая основана на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансовой сферы России. Выражается она через систему критериев и показателей ее состояния, которые характеризуют гармоничное состояние самостоятельных звеньев и элементов финансовой системы страны.
Проводящиеся последние двадцать лет преобразования социально-экономического характера, которые связаны с плавным переходом от плановой системы хозяйствования к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков, поспособствовали либерализации внешнеэкономической деятельности и формированию частной собственности как таковой. Вместе с этим возросла угроза экономическому положению государства из-за значительного роста уровня коррупции и, в результате, дестабилизации финансово-экономических отношений, усиления высокой безработицы, теневой экономики и инфляции. Самыми подверженными пагубному влиянию теневой экономики оказались такие институты, как финансово-кредитная система, оборот сырьевых и энергоресурсов, сфера приватизации, автомобильный и продовольственный рынки, рынок недвижимости, алкогольный, внешнеэкономическая деятельность. Что же до объемов, то по мнению экспертов, объем теневой экономики в Российской Федерации составляет до 40% ВВП.
Роль и значение финансовой системы в последние годы кардинально изменились: из инструмента для обслуживания экономических процессов финансы стали мощным двигателем развития экономики и общества. Его роль в контексте усиливающейся глобализации мировых экономических и политических отношений со временем только возрастает.
На данный момент можно говорить с уверенностью, что финансы стали самостоятельным сегментом экономики, потенциал которого воистину колоссален. Финансовая сфера в Российской Федерации проделала достаточно долгий путь, новыми в ней сегодня являются масштабы, формы, механизмы, а также уровень влияния на жизнь общества. Практически финансовая сфера и финансовый капитал превратились из посредника, обслуживающего воспроизводственный процесс, в его основополагающее звено.
Есть мнение, основными факторами, которые обусловили укрепление роли финансов в современной экономике, стали следующие:
1) активный рост спроса на финансовые ресурсы ;
2) быстрый рост товарно-денежных отношений, который распространился на сферы деятельности, ранее бывшие некоммерческими;
3) заметные достижения в развитии современных технологий, систем и средств связи;
4) развитие процесса глобализации, которое связано с необходимостью концентрации капитала, не ограниченного национальными границами, развитием мирового финансового рынка.
Суть нового содержания финансовых потоков заключается в том, что, с одной стороны, они отделены от циклов воспроизводства (в качестве примера можно привести финансовые спекуляции). С другой стороны, они наполняют меновую стоимость принципиально новым содержанием. В этой ситуации углубление процесса отхода от эквивалентного обмена и перелив финансовых потоков в спекулятивный капитал формируют экономическую ситуацию, в которой финансовое управление и финансовое право получают дополнительную функцию регулирования мировых денежных потоков. Баланс между репродуктивным финансированием и виртуальным финансированием становится одним из основных источников обеспечения эффективного национального дохода.
Отсутствие разграничения двух данных сфер финансово-правового регулирования ведет к накоплению ничем не обоснованного национального долга, когда внешние финансовые обязательства Российской Федерации возрастают в зависимости от манипулирования реальными и виртуальными финансовыми обязательствами на мировом рынке.
Считается, что поддержание финансовой безопасности государства является основным условием способности государства проводить самостоятельную финансово-экономическую политику в рамках своих национальных интересов. Финансовая безопасность государства - это состояние финансовой системы государства, характеризующееся высоким уровнем его целостности, развития, конкурентоспособности и стабильности, обеспечивающее необходимую основу для реализации экономической и социальной политики по обеспечению национальной безопасности, а также противостоять внутренним и внешним угрозам государственной безопасности.
Если проанализировать роль финансов в национальной экономике, то можно выделить следующие моменты.
Во-первых, это финансы, обслуживающие реальную экономику. Между ними существует довольно четкая связь, которая хорошо изучена и представлена различными экономическими теориями и законами.
Кроме того, финансы существуют в форме независимой и самостоятельной формы деятельности, которая действует на своей основе в соответствии со своими инструментами, законами и технологиями. Этот вид деятельности направлен на увеличение капитала собственными методами, зачастую без прямой связи с реальной экономикой. Этот вид деятельности считается спекулятивным видом деятельности, который генерирует фиктивные финансовые ресурсы. Между прочим, именно по этому виду деятельности вполне законной, паразитируют как отдельные лица, так и целые организации, как небольшие фирмы, так и крупные международные финансовые корпорации.
В-третьих, в настоящее время существует огромный разрыв между материальными и финансовыми потоками. Более того, финансовая экономика в отдельных секторах может значительно превосходить реальную экономику. Опыт развития мировой экономики в последние годы показывает, что спекуляция извлекает деньги из реального сектора и направлена на максимизацию личного дохода спекулянтов, будучи одновременно дестабилизирующим фактором финансового развития. Этот эффект возникает потому что нет четко выраженной необходимости переводить спекулятивный капитал в другие формы в течение длительного времени.
Так, одним из значительнейших аспектов экономической безопасности страны является состояние его финансовой системы, способность данной системы обеспечивать страну финансовыми ресурсами в количестве, достаточном для исполнения ее внешних и внутренних функций. От совершенствования ситуации в финансовых секторах экономики, переплетённых многочисленными обособленностями, находится в зависимости прежде всего устойчивое и безопасное развитие всей экономики в целом. Нужно понимать, что в современных условиях финансовые отношения не только не вносят положительного вклада в реформирование российской экономики, но нередко оказывают удерживающее влияние, что в окончательный итоге приводит к кризисным ситуациям.
В данный момент почти нет вопроса экономической безопасности, а в более широком значении - национальной безопасности, которая не будет косвенно находиться в зависимости от финансовой безопасности. Между экономической и финансовой безопасностью существует узкая, диалектическая зависимость: во-первых, неблагоприятная ситуация в сфере государственных финансов, невысокая результативность бюджетной политики страны создают фактор для угроз и рисков для национальной безопасности, а во-вторых, обострение ситуации во всяком из сегментов экономической, либо национальной безопасности может повлиять на характеристику финансовой безопасности, приблизить её к пороговым значениям.
1.2 Инструменты и механизмы обеспечения финансовой безопасности
Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности представляет собой совокупность установленных законом органов и учреждений, направленных на создание условий, необходимых для стабильного функционирования и устойчивого развития финансовой системы государства, а также на выявление, предотвращение и противодействие его угрозам.
Данный механизм состоит из нескольких связанных между собой составляющих:
1. Правовая – совокупность нормативно-правовых актов в области обеспечения финансовой безопасности страны;
2. Институциональная - система государственных институтов и органов, обеспечивающих финансовую безопасность страны;
3. Инструментальная - система приемов и способов, которые применяются при обеспечении финансовой безопасности.
В общем виде система государственных органов, которые обеспечивают финансовую безопасность государства, состоит в основном из двух главных уровней: федерального и регионального, а также соответствующего инструментария на каждом из них.
Возглавляет вышеописанную систему Президент Российской Федерации, призванный обеспечить гармонизацию и повышение эффективности взаимодействия органов публичной власти разных уровней. Косвенно говоря, компетенцию Президента РФ в обеспечении финансовой безопасности Российской Федерации стоит разделить на две отдельные сферы: сферу законодательного обеспечения и сферу формирования системы органов государственной власти, обеспечивающих финансовую безопасность Российской Федерации. Специальным органом, создающим условия для осуществления Президентом его конституционных полномочий, является Администрация Президента РФ.
Главным координирующим органом, который обеспечивает все виды национальной безопасности, является Совет Безопасности Российской Федерации.
Управление финансами с помощью законодательства в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием РФ. Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, который образует Федеральное Собрание, и подотчетен ему, является Счетная палата РФ.
Управляет работой органов, которые обеспечивают финансовую безопасность Российской Федерации, руководит их деятельностью, а также осуществляет текущее финансовое управление высший орган исполнительной власти в РФ - Правительство Российской Федерации.
Реализацию функций по обеспечению финансовой безопасности государства осуществляют ни кто иные, как подотчетные Правительству РФ службы, министерства и агентства: Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство финансов РФ и др.
Важнейшим органом, обеспечивающим финансовую безопасность нашей страны, является Министерство финансов Российской Федерации. Этот орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной кредитной, денежной, финансовой политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности органов, обеспечивающих финансовую безопасность, которые находятся в его ведении. Среди них находятся следующие органы: Федеральная служба страхового надзора, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
К системе государственных органов, которые обеспечивают финансовую безопасность, относятся также и Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФ, Федеральная служба по надзору в сфере связи, правоохранительные органы, включая, естественно, Федеральную служба безопасности РФ и Министерство внутренних дел РФ.
Особое место в государственно-правовом механизме обеспечения финансовой безопасности страны занимает механизм обеспечения финансового контроля. Увеличение количества угроз состоянию защищенности финансовой системы РФ со стороны увеличивающегося объема легализации преступных доходов и финансирования терроризма стимулировало выделение в механизме обеспечения финансового контроля органов и институтов противодействия данной проблеме.
Ради исполнения международных договоренностей в Российской Федерации была разработана система мер, причем как организационного, так и законодательного характера по борьбе с отмыванием "грязных" денег, которые направлены на исключение возможности распоряжаться преступно полученными доходами.
Основной вехой в данном процессе стало принятие 7 августа 2001 года Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" № 115-ФЗ. В соответствии с ним Президент РФ издает Указ от 1 ноября 2001 года № 1263, который предусматривает образование Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу, ставшим центральным звеном, которое связывает все элементы системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность государственных органов и институтов в этой области.
Система органов противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в нашей стране состоит из двух главных подсистем, которые отличаются друг от друга по субъектному составу и решаемым ими задачам: финансовый мониторинг и правоохранительный блок. Также финансовый мониторинг можно в свою очередь разделить еще на два уровня: государственный финансовый мониторинг и первичный финансовый мониторинг.
Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются предприятия, которые исполняют операции с финансами либо иным имуществом, и иные определённые законодательством лица, в чей долг входит, обычно, выявление подозрительных операций, надлежащая проверка заказчиков и представление соответствующих данных уполномоченному органу. Государственный финансовый мониторинг исполняется умышленно созданным уполномоченным органом, который обеспечивает контроль за финансовыми операциями на основании данных, которые получены от субъектов первичного финансового мониторинга, проверку данных и, в случае, если для этого более чем достаточно оснований, передаются данные и материалы в правоохранительные органы.
В июне 2002 года Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу был официально признан членом международного объединения подразделений финансовой разведки - Группы "Эгмонт".
Национальное подразделение финансовой разведки РФ с уверенностью и полным основанием возможно отнесено к административный типу. Федеральная служба по финансовому мониторингу полностью соответствует принятый для национальных подразделений финансовой разведки условиям, однако же и при всем этом имеет ряд специфических особенностей.
В экономической литературе вопросы инструментов и методика обеспечения финансовой безопасности являются недостаточно выученной. Это означать, что сейчас не существует единого перечня внутренних и внешних методик и инструментов финансовой безопасности коммерческих банков. Существующие работы только обозревают отдельные вопросы финансовой безопасности.
Проводятся исследования финансовой устойчивости банков, анализируются различные способы совершенствование финансового менеджмента, проводится огромное количество работ, которые касаются вопросов банковских рисков и ликвидности. Однако же весь данный направления исследования являются лишь отдельными ньюансами обеспечения финансовой безопасности кредитных учреждений. Тем временем с это не совсем хватает исследований, дать возможность сформировать совокупный комплекс инструментов и методика обеспечения финансовой безопасности банка.
Так как управление нормально функционирующим банком и банком, который испытывает финансовые трудности, отличается между собой, нужно уделить должное внимание разделению методика антикризисного и обыкновенного управления. Это не сулит изменение перечня общедоступный инструментов, но аналогичный разграничение откроет применение существующих наработок в области финансового менеджмента и финансовой устойчивости коммерческих банков.
Исследование существующих на данный момент публикаций показывает, что весь применяемые инструменты и методика обеспечения финансовой безопасности коммерческих банков делятся на внутренние и наружный. Классификация инструментов и методика обеспечения банка основывается на двух предпосылках. Поскольку коммерческий банк, также как любой другой хозяйствующий субъект, владеет своей экономической самостоятельность, он смочь сам предпринимать определённые шаги ради достижения финансовой безопасности. А с другой стороны, его деятельность подлежит вмешательству со стороны страна, в наличии которого имеются свои инструменты влияния на состояние коммерческих банков.
В том случае, если осматривать внутренние инструменты и методика обеспечения , которые имеются в распоряжении коммерческих банков, стоит воспользоваться наработками финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент банка имеет свои индивидуальность, обусловленные самой природой банковской деятельности. Банки отличаются от фирма полем их деятельности. Так, предприятия занимаются производством продуктов, торговлей и оказанием работ, а банки являются кредитно-финансовыми учреждениями и основное пол их деятельности - это работа на финансовых рынках. Это означать, что финансовые операции есть основная деятельность банков. Принимая во внимание это, возможно делать следующие выводы. Управление финансами банка является управлением его операциями и определяется как составная часть взаимосвязанный процесса, в котором выделяют управление платёжеспособность и ликвидностью, управление доход, управление банковскими рисками и результативность исполнения отдельных видов банковских операций.
Будучи составной частью экономического управления, финансовый менеджмент является совокупностью организационно-структурной подсистемы и функциональной подсистемы.
Объектами управления являются банк, финансовый инструментарий, капитал, активы, привлечённые и заёмные ресурсы, ликвидность и платёжеспособность, финансовые результаты и налоговый сбор, банковские продукты и операции.
Субъектами управления возможно назвать ответственное лицо либо группу лицо, которые имеют право принимать решения, несущие ответственность за результативность процесса управления банковским учреждением.
Раздельно возможно отметить блок обеспечения процесса управления финансами. В него входят такие подсистемы, как внутреннее нормативное обеспечение процесса управления финансами, куда входят практическое руководство, методические указания, нормы и нормативы сами разрабатываются банком и контролируют его финансовую деятельность.
Считается, что инструментами управления банком являются функции финансового менеджмента. Следуя процессному подходу, возможно отметить четыре взаимосвязанных функции:
1) финансовый анализ;
2) финансовое планирование;
3) финансовое регулирование;
4) финансовый контроль.
В случае, если говорить про контроль, то некоторые авторы при рассмотрении его видов выделяют предварительный, текущий и дальнейший. Такое деление является достаточно закономерный и базируется на общепринятом списке форм финансового контроля. Но данные виды контроля применяются, в основное, на уровне государственных финансов. Это означать, что при рассмотрении деятельности коммерческих банков вернее применять такие термин, как стратегический, текущий и оперативный контроль.
1.3 Нормативно – правовое обеспечение финансовой безопасности
Детальная регламентация вопросов обеспечения финансовой безопасности выступает:
а) как важнейшее условие стабильного функционирования финансовой системы государства и качества действующего нормативного массива;
б) как непременное условие эффективного функционирования государственного механизма обеспечения финансовой безопасности.
В правовой основе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации следует выделить несколько уровней. Прежде всего, это Конституция РФ, которая установила не только систему государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность страны, но и целый ряд их полномочий и отношений взаимодействия между собой. Не менее значим «пласт» федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Данную подсистему правовых основ в свою очередь следует разделить на четыре группы:
В первую входят федеральные законы, регулирующие функционирование субъектов хозяйственной деятельности и финансовой системы государства в целом. Вторую группу образуют федеральные законы, регулирующие порядок организации, деятельности и полномочия государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность. Третью группу составляют законы, непосредственно регулирующие вопросы организации обеспечения финансовой безопасности. К четвертой группе относятся законы, устанавливающие ответственность за нарушение (неисполнение) законодательства (в широком понимании) в сфере обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.
Особо надо отметить Указы Президента РФ, которыми определены Концепция национальной безопасности России, Стратегия экономической безопасности, Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, система и структура органов, обеспечивающих финансовую безопасность Российской Федерации и ряд других вопросов.
К ним тесно примыкают акты Правительства РФ, которые определили порядок организации, деятельности и полномочия системы государственных органов, обеспечивающих финансовую безопасность в нашей стране. Значимы акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые на основании и во исполнение законодательства РФ об обеспечении финансовой безопасности России. А так же акты Министерства финансов РФ и Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу.
Велика конкретизируемая роль актов иных государственных органов и институтов, обеспечивающих финансовую безопасность России, где особое место занимают акты Центрального банка РФ.
Важным источником обеспечения финансовой безопасности являются международные договоры и соглашения Российской Федерации. Основная часть норм, содержащихся в международных правовых актах, сформулирована таким образом, что не может применяться непосредственно для регулирования отношений в данной сфере. Российская Федерация является участником многих универсальных многосторонних договоров по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.