Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагогические компетенции педагога, работающего с детьми с гиперактивностью

irina_k200 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2020
В настоящее время существует много исследований проблемы становления личности, проблемы воспитания дошкольников и уже учеников. Отечественный ученый, педагог и общественный деятель В.П.Кащенко еще в 30-е годы в своей книге «Педагогическая коррекция» писал о детях с «болезненно выраженной активностью», которая создает большие затруднения в детском коллективе: ребенок невнимателен,много шалит, много болтает,много кричит, дразниттоварищей, без конца смеется над каждым пустяком. Он безмерно рассеянный, не может или с величайшим трудом доводит начатое дело до конца. У такого ребенка нет тормоза, нет должного самоконтроля. Наряду с В.П. Кащенко, другими отечественными учеными,обращавшимся к проблемам гиперактивных детей, были М.И. Буянов, В.И. Гарбузов и др. С каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в психологической поддержке и помощи. Проблема так называемых расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей является актуальной в современном обществе. Если еще несколько лет назад в начальных классах их было по одному – два на класс, то сейчас до десяти и более. Своим поведением эти дети мешают и одноклассникам, и педагогам. То,что начинать решать проблему надо по обнаружению, знают и понимают все. Но из поля зрения многих авторов выпадает другая сторона дела, а именно внутренние проблемы гиперактивных дошкольников и учеников, личностные и социальные. Мало кто задумывается, что же в конечном итоге происходит с такими ребятами (если они не получили вовремя помощь и поддержку). Не имея больших успехов в учебе, получая бесконечные замечания за свое поведение в школе и дома, они, вслед за учителями, считают себя совершенно никчемными, абсолютно неисправимыми, постепенно свыкаясь с этой мыслью. В результате складываются условия для трансформации в психопатическую личность и, более того, для возникновения случаев правонарушений, антисоциальных поступков. Именно поэтому усилия врачей должны сочетаться с активной работой психологов, педагогов. Необходимо разрабатывать методы работы с такими детьми, приемы «вхождения» гиперактивных детей в группу, которые могли бы облегчить им общение со сверстниками. Цель исследования: Изучение психолого-педагогических компетенций педагога, работающего с гиперактивными детьми. Объект исследования: Особенности детей с гиперактивностью. Предмет исследования: Психолого-педагогические и профессиональные компетенции педагога. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме 2. Изучить существующие подходы, имеющие понятие гиперактивность 3. Изучить особенности всех сферы детей с гиперактивностью 4. Проанализировать профессиональные компетенции педагога-психолога. Методы исследования: В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, описания, сравнения и обобщения тематического материала. Практическая значимость: В курсовой работе по теме «Психолого-педагогические компетенции педагога, работающего с детьми с гиперактивностью» практическое значение могут иметь некоторые рекомендации педагогам, которые обеспечат его успешную работу с гиперактивными детьми.
Введение

Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей. Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания общества. Тяжелая социально – экономическая ситуация: распад семей, алкоголизм, наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства – это та почва, на которой растут дети с отклоняющимся поведением. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4 до 9%! Значит, в каждом классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1 — 2 гиперактивных детей. У многих учителей такие дети влияют и на поведение всего класса. Актуальность проблемы заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося поведения является частым видом, встречающийся на практике, и который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении. С одной стороны школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке и т.п. С другой стороны увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. Вот поэтому так необходимы эффективные методы и приемы для проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретическое рассмотрение проблемы гиперактивности. 6 1.1. Определение и причины гиперактивности 6 1.2. Проявление гиперактивности у детей 12 Глава 2. Особенности работы педагога-психолога с гиперактивными детьми. 16 2.1. Психолого-педагогические компетенции педагога 16 2.2. Основные направления в работе с гиперактивными детьми 20 Заключение 25 Список источников 28
Список литературы

1) Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – [Текст]/ М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 64 с. 2) Болотовский Г. В., Чутко Л. С., Попова И. В. Гиперактивный ребенок. [Текст] / Изд.: Омега, 2014. – 160 с. 3) Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра [Текст] / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 2014. - 208 c 4) Горячева Л.Г. Гиперактивный ребенок - это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему [Текст] / Л. Горячева, Л.Г. Кругляк. - Санкт-Петербург: Весь, 2014. - 245 с. 5) Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия [Текст] / А.И. Захаров. - М.: Союз, 2015. - 336 c. 6) Лапчик, М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования. Учебная литература. [Текст] / М.П. Лапчик.- М.: Бином, 2015.- 318с. 7) Лельчицкий, И.Д. Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой трети ХХ века [Текст]/ И.Д. Лельчицкий. - М.: Российская академия образования (РАО), 2016. - 292 c. 8) Медведева, Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве [Текст] / Е.А. Медведева. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2016. - 773 c. 9) Мельхиседек, Д. Вознесенные учителя. Ченнелинг III. [Текст] / Д. Мельхиседек. - М.: Киев: София, 2017. - 192 c. 10) Пазухина, С. В. Педагогическая успешность. Диагностика и развитие профессионального сознания учителя: моногр. [Текст] / С.В. Пазухина. - М.: Речь, 2016. - 224 c. 11) Пасечник Л.И. Гиперактивность: как быть? [Текст] / Л.И. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С.88-95 12) Пляс, М. 60 занятий с ребенком по методике Монтессори [Текст] / М. Пляс. - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2014. - 652 c 13) Пост Деловой этикет. Персональные коммуникации для профессионального успеха [Текст] / Пост, Пост Пегги; , Питер. - М.: Эксмо, 2017. - 304 c. 14) Субботин, А. В. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация [Текст] / А.В. Субботин, Л.Л. Ращевская. - М.: МакЦентр, 2015. - 160 c. 15) Харченко, В. К. Словарь современного детского языка [Текст] / В.К. Харченко. - М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2018. - 640 c. 16) Шевченко, Маргарита Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых [Текст]/ Маргарита Шевченко. - М.: АСТ, 2014. - 675 c 17) Широкова, И. Б. Ваша любимая проблема. Как помочь себе и ребенку[Текст] / И.Б. Широкова. - М.: Речь 2016. - 144 c. 18) Акулина, Мария Детско – родительские отношения [Электронный ресурс] // Мария Акулина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 108 c. Режим доступа: https://psyhologytoday.ru/books/psikhologiya-strakha-shcherbatykh-yu 19) Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка [Электронный ресурс] // А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c. Режим доступа: https://books.academic.ru/book.nsf/62896692/ 20) Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития [Электронный ресурс] //Развитие личности2015. №2 (28). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-lichnostiv-kontekste-vozrastnogo-razvitiya/viewer 21) Ионина О.С. Факторы, определяющие психологическое здоровье ребенка [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического университета 2017 (5). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-opredelyayuschie-psihologicheskoe-zdorovie-rebenka/viewer 22) Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс [Электронный ресурс] // Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c. Режим доступа: http://absolute-school.ru/upload/iblock/a97/a9716c21bf4a88a247b387732b7dfef2.pdf 23) Михль, В. Педагогика переживания [Электронный ресурс] // В. Михль. - М.: УРСС, 2014. – 200с. Режим доступа: https://piratebooks.ru/threads/pedagogika-perezhivaniya.231920/ 24) Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: Книга для учителей общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс] // Б.М. Неменский. - М.: Просв., 2012. - 240 c. Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_4_2045.pdf 25) Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий [Электронный ресурс] // В.А. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2013. - 320 c. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007552937 26) Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? [Электронный ресурс] // К. Фопель. - М.: Генезис, 2017. - 544 c. Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/224557/ 27) Фролова Ю.Г. Психология здоровья [Электронный ресурс] // Ю.Г.Фролова. – М.: Вышэйшая школа, 2014. – 340 стр. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-individualnaya-psihologicheskaya-osobennost 28) Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Электронный ресурс] // К.Хорни. – СПб. : Питер, 2019. - 224 с. Режим доступа: https://medconfer.com/node/4263 29) Шевкун А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-shkolnaya-trevozhnost-v-rossii-i-za-rubezhom 30) Щербатых, Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия [Электронный ресурс ] / Ю.В. Щербатых. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое рассмотрение проблемы гиперактивности. 1.1. Определение и причины гиперактивности Понятие гиперактивность означает совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный». В середине XIX века (1845 год) немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. Чуть позже, ближе к концу века, психолог Вильям Джеймс (1880 год) подробно описал чрезмерное проявление импульсивности у обращавшихся к нему детей и взрослых, а также чрезмерную склонность к раздражительности и агрессивным поступкам. С начала XX века врачи стали выделять такое состояние как патологическое, и в 1902 году английский врач Джордж Стилл (G. F. Still) выступил с описанием таких пациентов в Королевской академии. Он первым сделал акцент на биологических механизмах развития заболевания, а не на «издержках воспитания». Из его уст впервые прозвучали и основные причины страдания – родовые травмы и наследственный фактор. [2, c.78]. В 1966 году Клеменс (S. D. Clemens) дал следующее определение гиперактивности: «Заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции». В это же время в СССР данная патология называлась либо гипердинамическим синдромом, либо минимальной дисфункцией мозга (МДМ). Изучению этого расстройства посвятили себя такие известные ученые и врачи, как С. С. Мнухин, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко и др. Г. Е. Сухарева, выдающийся детский психиатр прошлого столетия, рассматривала гиперактивного ребенка как пациента с «бестормозным» типом психопатоподобного синдрома. Гиперактивность, в понимании Г. Е. Сухаревой, является отражением процесса, в котором немаловажную роль играют не только биологические, но и социальные факторы. [4, c.97]. Именно с 80-х годов XX века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием «синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ, или СДВГ)». Считалось, что оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Сегодня большинство авторов считают, что вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию. [11, c.72]. Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч пациентов, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать. Наследственность По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы. Многие на приеме у врача рассказывают про свое трудное детство: как непросто было им в школе, сколько приходилось лечиться, и вот теперь те же проблемы возникают у собственных детей. Довольно часто в таких семьях, кроме симптомов СДВГ, наблюдаются и другие проблемы: употребление алкоголя, наличие асоциальных психопатий, аффективных расстройств; многие матери имеют серьезные аллергические заболевания, такие как астма, сенная лихорадка, экзема или же страдают мигренью. Ученые-генетики пытаются найти точный ответ, какой все-таки ген несет ответственность за столь тяжелые испытания, выпавшие на долю детей. [4, c.80]. Беременность и роды По одной из теорий считается, что СДВГ связано с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также впервые дни жизни ребенка. Большую опасность в данном случае вызывает внутриутробная гипоксия (кислородное голодание плода), к которой особенно чувствителен развивающийся мозг. Вот почему очень важно, чтобы беременность протекала нормально, без патологий, чтобы будущая мать соблюдала все требования, предъявляемые врачом. Ведь эти требования придуманы не просто для осложнения жизни молодой женщины. Известно, что потребность в кислороде у беременных повышается на 25-30% за счет того, что ребенок забирает его из крови матери. Поэтому нужно много гулять, дышать свежим воздухом, ездить на природу все девять месяцев. А самое главное - отказаться от сигарет и алкоголя. Никотин, лишает ребенка питания и кислорода, кроме того, он чрезвычайно вреден для нервных клеток. Алкоголь, проникая через плаценту в кровь, наносит мощный удар по формирующемуся мозгу. Как здесь не нарушиться его функциям! Серьезную угрозу представляют и некоторые лекарства, особенно в первой половине беременности, а потому, прежде чем принять любой, даже самый безобидный препарат, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Очень важно также правильно питаться. Вообще, любые проблемы во время беременности и родов - какими бы незначительными они ни казались непросвещенному человеку - могут иметь различные отрицательные последствия, которые обычно проявляются не сразу после рождения ребенка, а спустя некоторое время. Речь идет об угрозе выкидыша, токсикозах, обострениях хронических заболеваний у матери, перенесенных инфекциях. Очень опасны во время беременности травмы в области живота. Впрочем, страшны травмы не только физические, но и психологические, различные стрессы. Большое значение имеют и иммунологическая несовместимость по резус-фактору, и возраст родителей. Исследования показали, что риск развития патологии велик, если возраст матери во время беременности был меньше 19 или больше 30 лет, а возраст отца превышал 39 лет. На развитие заболевания влияют и осложнения при родах: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, длительный (более 12 часов) безводный период. Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие его пуповиной, помимо асфиксии, могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков. [4, c.93]. Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами «уходят», отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. Наступает неумение ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным. Все это может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его мозговой деятельности. Но, как отмечают врачи, если лечение данных патологий начать в раннем возрасте, то синдром дефицита внимания с гиперактивностью может не случиться, а если и появятся его признаки, то они будут куда слабее, чем при отсутствии лечения. [4, c.97]. Иные факторы Травмы головы могут нарушить деятельность мозга в любом возрасте, но в период созревания, то есть до 12 лет, они особенно опасны. Отрицательно сказываются на формировании мозга и любые заболевания в младенчестве, если они проходят с длительной высокой температурой, а также прием некоторых сильнодействующих препаратов. Невропатологи считают, что целый ряд хронических заболеваний, таких как бронхиальная астма, нарушение обмена веществ, сердечная недостаточность, а также частые пневмонии, нефропатии, нередко становятся факторами, негативно влияющими на нормальную работу мозга. Когда ребенок подрастает (где-то после двух лет), на развитие и становление его психики начинает оказывать серьезнейшее влияние окружающая обстановка, в первую очередь, естественно, в семье, характер отношений с взрослыми. Безусловно, если малыш живет среди людей, постоянно конфликтующих друг с другом, отголоски этих конфликтов (как бы взрослые ни старались их скрыть, а зачастую они не очень-то и скрывают) обязательно доносятся до него и каждый раз больно ранят его душу. Даже если ребенок и не очень вникает в ситуацию, обстановка раздора и вражды всегда очень пагубна и болезненна. [4, c.126]. Причиной развития психопатологии может стать и другая крайность, когда ребенок становится в доме центром Вселенной, когда все подчинено его желаниям, когда с ним носятся, постоянно опекают, стараются угодить. Какими бы ни были биологические задатки малыша, при таком воспитании он теряет чувство реальности и контроля. А вот разумное, правильное воспитание может в таком возрасте компенсировать даже серьезную патологию. Но не всегда непоседливый, слишком активный и невнимательный ребенок диагностируется специалистами как гиперактивный. Порой это бывает временной реакцией маленького человека на большие эмоциональные нагрузки. Например, развод родителей, потеря кого-нибудь из близких, отрыв от семьи и т. д. В отличие от взрослых, которые в момент стресса чаще всего начинают замыкаться, ведут себя заторможено и пассивно, ребенок, наоборот, становится перевозбужденным и чересчур активным. Он просто не может найти себе места. Много говорит, двигается, его ничего не интересует, никого не слушает, из-за чего и получает бесконечные замечания и наказания. А это, в свою очередь, усиливает угнетенное, тревожное состояние ребенка. Получается замкнутый круг, который, если его вовремя не разомкнуть, действительно может закончиться серьезными заболеваниями. [4, c.140]. В данном случае, конечно, необходим врач. Сначала психотерапевт, а если понадобится, то и психоневролог. Вместе с ним родители смогут проанализировать ситуацию, найти истинную причину тревоги и волнений малыша, а если потребуется - пройти соответствующий курс лечения. Но часто бывает так, что устранение причины, создание спокойной благоприятной атмосферы в доме устраняют и признаки гиперактивности у ребенка. Главное - своевременно на них отреагировать. Всплеск гиперактивности (12-15 лет) совпадает с периодом полового созревания. Гормональный "бум" отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. "Трудный" подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться на расставание со школой [11, с. 61]. Пищевые аллергии Исследование детей дошкольного возраста с диагнозом "гиперактивность" показало, что полное исключение из их рациона продуктов с синтетическими консервантами, красителями, ароматизаторами, а также глутамата натрия, шоколада и кофеина в течение 10 недель приводило к заметному улучшению поведения примерно у половины детей. Они легче засыпали вечером, реже просыпались по ночам. Связь между пищевой аллергией и гиперактивностью отрицать невозможно. Сегодня уже считается нормой начинать лечение с поиска потенциального аллергена. Им может оказаться не только синтетический краситель, но и вполне натуральное коровье молоко или пшеница. В любом случае строгое исключение аллергена позволяет многим детям обойтись без лекарств. [4, c.147]. Окружающая среда Экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ. Например, диоксины - ядовитые вещества, возникающие при производстве, обработке и сжигании хлорированных углеводородов. Они часто применятся в промышленности и домашнем хозяйстве и могут приводить к канцерогенному и психотропному действиям, а также к тяжелым врожденным аномалиям у детей. Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведет к расстройству центральной нервной системы. Соединения цинка и хрома играют роль канцерогенов. [4, c.164]. Подводя итог, можно сказать, существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч пациентов, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. 1.2. Проявление гиперактивности у детей Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого. Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим. Такое состояние может быть спровоцировано поздним токсикозом, применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие алкоголя, наркотиков, курения в период вынашивания плода. Подробнее о влиянии курения на течение беременности > Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей — еще один предрасполагающий фактор. [3, c.173]. Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений. Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет. Для того чтобы понять, можно ли назвать ребенка гиперактивным, необходимо, прежде всего, разобраться с основными симптомами синдрома дефицита внимания. Особое внимание следует уделить периодичности проявления симптомов СДВГ. Говорить о присутствии признаков синдрома можно только в том случае, если они наблюдаются у ребенка непрерывно в течение шести месяцев. [19, c.82]. Специалисты утверждают, что говорить о возможности постановки диагноза СДВГ у ребенка можно только в тех случаях, когда он: • Не может проявлять усидчивость более десяти минут. Любая увлеченность занятием пропадает при любом отвлекающем факторе. • Находится во взвинченном состоянии, постоянно двигается, дергается и не может усидеть на месте. • Не отличается застенчивостью и покладистостью. • Задает много вопросов, но не всегда способен дождаться ответов на них. • Требует всеобщей сосредоточенности на своей персоне во время игр. • Глотает окончания слов в процессе разговора, перескакивает с одного действия на другое, запросто бросив начатое. • Видит кошмары, часто просыпается посреди ночи из-за недержания мочи. • Постоянно ругается со сверстниками, испытывает сложности в знакомствах с новыми людьми, не может играть спокойно в коллективе и часто мешает игре других детей. • Проявляет признаки рассеянности и замкнутости, теряет личные вещи, игрушки и школьные принадлежности. • Имеет проблемы с мелкой моторикой, испытывает трудности с завязыванием шнурков и застегиванием пуговиц. • Практически не реагирует на замечания и критику взрослых. • Часто ощущает головные боли, легкие головокружения и приступы тошноты. [11, c.47]. Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте: беспокойство; неусидчивость; задержка развития речи; раздражительность и плаксивость; плохой сон; упрямство; невнимательность; импульсивность. У новорожденных На гиперактивность у детей до года — грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть. [19, c.138]. У детей в 2-3 года Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью. Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками. Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований. С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает. [19, c.144]. У дошкольников Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке. У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается. [19, c.157]. Таким образом, в любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности. Глава 2. Особенности работы педагога-психолога с гиперактивными детьми. 2.1. Психолого-педагогические компетенции педагога В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. Сущностную характеристику психолого-педагогической компетентности учителя составляет направленность на ученика как главную ценность своего труда, а также потребность в самопознании и самоизменении себя, способов учебно-воспитательной деятельности, методов воздействия на школьников с учетом закономерностей развития личности. [13, c.173] Основой психолого- педагогической компетентности учителя является именно активное (т.е. действенное) знание закономерностей личностного развития человека на разных возрастных этапах. Естественно, когда мы говорим о структуре психолого- педагогической компетентности, то акцентируем внимание именно на психологических компонентах системы. По мнению Н. В. Кузьминой, к ним относятся: дuффepeнциально-психологический (знания об особенностях усвоения учебного материала конкретными учащимися в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками); социально-психологический (знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения); аутопсихологический (знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах). [22, c.119] Отличие высококомпетентных учителей от малокомпетентных заключается именно в разной представленности в системе профессиональных знаний психологических компонентов. Высокий уровень психологических знаний позволяет учителю переструктурировать всю систему ранее приобретенных знаний. Педагогический процесс - это всегда организация взаимодействия с учениками в разных видах деятельности, а успешность труда учителя определяется характером и содержанием отношений, возникающих в ходе педагогического общения. Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию учителя с учениками. Именно наличие этих качеств следует считать важнейшим признаком профессионализма. К их числу отнесем рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность. [27, c.92] Педагогическая рефлексия - приложение всех этих характеристик, именно она дает возможность учителю посмотреть на свой труд с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к своей профессии. Педагогическая рефлексия определяет отношение учителя к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Способность сравнивать, сопоставлять самосознание с оценками других участников взаимодействия помогает учителю осознать то, как он воспринимается и оценивается другими людьми - учащимися, коллегами, родителями. [10, c.144] Почему гибкость мы называем профессионально значимым личностным качеством учителя? Объяснений тому несколько. Постоянная изменчивость педагогической деятельности требует от учителя осознания своей роли в этом процессе, проявления творческого подхода с учетом изменчивых ситуаций педагогического взаимодействия. Динамизм личности педагога объясняется необходимостью выбора средств, форм, приемов коммуникации в зависимости от возрастных особенностей школьников, их индивидуальных характеристик и уровня образованности. Профессионально значимое качество "гибкость" предполагает гибкость мышления и поведения: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новые ситуации; видение возникающей проблемы с разных ролевых позиций; выделение новой функции известного объекта; комбинирование ранее известных способов в новый. Большое значение имеют умственная подвижность, способность включать в совершенно новые взаимосвязи уже известное содержание, использовать возможность выбора при решении проблем, возникающих в педагогической деятельности и в обычной жизни, быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями. [22, c.180] Третье профессионально значимое личностное качество учителя в предлагаемом перечне - эмпатичность: это постижение эмоционального состояния, проникновение ,сочувствование в переживания другого человека. В качестве особых форм эмпатии психологи выделяют "сопереживание-переживание" субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, отождествляясь с ним, и "сочувствие-переживание" собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. В контексте межличностного взаимодействия и восприятия речь идет о способности учителя эмоционально откликнуться на проблемы ученика. В этом выражается умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций. Проявление эмпатичности педагогом означает, что специфика поведения ученика понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения строится по-другому, более гибко. Конструктивность общения со школьниками во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально учитель воспринимает то, что стоит за сообщаемыми фактами. Главное - понять состояние ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает. Основой продукт общения на основе вышеупомянутого умения - это понимание, которое включает в себя способность прогнозировать логику действий и поведения согласно изложенной позиции, умение принять сообщение, выделяя в нем основные и второстепенные факты, аргументы. Способность личности к эмпатии (уровень ее сформированности может быть различным) характеризуется такими параметрами, как особенности ее направленности, широта, устойчивость, действенность проявлений. [22, c.193] Важнейшее качество педагога - общительность. Оно формируется, развивается на основе потребности в общении - одной из основных социогенных (социально обусловленных) потребностей человека. И последнее (но не по значимости) в предлагаемом перечне - эмоциональная привлекательность - внешняя привлекательность учителя, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом. Внешность воспринимается в комплексе и целостности всех ее признаков. Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит каждый учитель, но и на внешнее выражение чувств в мимических и пантомимических движениях. Его приятные манеры поведения помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Психология, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
444 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg