Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения

irina_k200 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2020
Цель работы: получение данных об обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения с последующим предложением оптимизации деятельности ГИБДД МВД России. В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи к решению: 1. Исследовать общественный порядок и безопасность дорожного движения: сущность и содержание: - определить соотношение понятий "общественный порядок" и "общественная безопасность" в их взаимосвязи; - изучить понятие и содержание безопасности дорожного движения; 2. Исследовать обеспечение соблюдения общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения: -рассмотреть правовую регламентацию, правовое положение и организацию деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения; -выявить направления совершенствования деятельности ГИБДД МВД России: ДПС, ППСП - комплексных составляющих в системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности дорожного движения . При написании ВКР были использованы общие научные и частные научные методы: диалектико-материалистическое познание объективной действительности; анализ и синтез; сравнительно-исторический метод, логический метод, анализ юридической практики; системно-структурный метод; функциональный и статистический методы. Теоретическая значимость выполненной исследовательской работы заключается в том, что материалы данной работы по теме: «Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения» могут способствовать оптимизации государственной нормативной правовой базы Российской Федерации при разработке новых законодательных регламентов, а также при подготовке учебных материалов: пособий, лекций, статей и т.п. Практическая значимость результатов исследования в возможности использовать материалы работы в системе фактической служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел, что будет способствовать повышению результативности деятельности сотрудников ГИБДД МВД России и приведет к более эффективному обеспечению общественного порядка и безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), списка библиографических источников и заключения.
Введение

Проблемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения на сегодняшний день включаются в комплекс важнейших социальных, экономических, демографических задач современного государства. Основная задача - сокращение числа пострадавших и погибших в дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП). Традиционно эта задача состоит в снижении потенциальной опасности рисков в дорожном движении, создании более безопасной среды, обеспечение соблюдения правил дорожного движения. Каждый день в России в ДТП погибает от 50 до 70 человек . Невыполнение обозначенной задачи ведет к возникновению дорожно-транспортных происшествий; нарушители правил дорожного движения – виновники ДТП привлекаются к ответственности. Актуальность проблематики обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения не однократно подчеркивалась президентом страны. Согласно статистике, в 2019 г. число ДТП сократилось в равнении с 2016 г. на 12,5 %, вместе с тем, число ДТП, произошедших по вине пьяных водителей за тот же период времени уменьшилось на 23% . Несмотря на положительную динамику последнего пятилетия, культура участников движения на дороге остается низкой. Получение дорожно-транспортных происшествий обуславливают обстоятельства разной природы. Это и грубые нарушения правил дорожного движения (управление техническим средством в состоянии опьянения, совершение выезда на полосу встречного движения, нарушение скоростного режима, чаще превышение нормы, игнорирование запрещающего сигнала светофора и проезд). Субъектами таких нарушений являются физические лица – сами участники движения (водители). Глава 12 КоАП в действующей редакции регламентирует ответственность за нарушения в сфере дорожного движения и других лиц: велосипедист, пассажир, пешеход, юридическое лицо, должностное лицо). Другими причинами дорожно-транспортных происшествий могут быть неудовлетворительные состояния дорог, непринятие должных мер по текущему ремонту дорог, не соблюдение надлежащего контроля за состоянием дорог, их опасных участков. Причинами могут также быть форс-мажорные обстоятельства: погодные условия. Ответственность в таком случае наступит при условии выявления и установления характерных признаков нарушения (нарушение правил маневрирования, превышение скоростного режима, нарушение правил дорожного движения). При учете нарушений в области дорожного движения важен каждый признак: степень опасности нарушений иных участников движения, распространенность каждого частного нарушения, повтор нарушения и т.п. Контроль за соблюдением общественной безопасности, принятие правильных управленческих решений за нарушение в сфере дорожного движения возложены на Госавтоинспекцию МВД России. Реформирование, организационно-штатные изменения характерные для всей современной системы МВД России, в частности затрагивают все подразделения ГИБДД. Грамотно сформированный состав данных подразделений, верное распределение полномочий и функциональных обязанностей, своевременные исполнение и контроль, усовершенствованный нормативно-правовой законодательный регламент, базирующийся на научно-обоснованных положениях и мерах – все это в комплексе способно решить существующую проблему и обеспечить общественный порядок и общественную безопасность в сфере дорожного движения. На основании вышеизложенного – обоснована необходимость совершенствования деятельности ГИБДД МВД России, подразделений ответственных за обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения. Также вышеизложенное обуславливает актуальность и значимость выбранной темы ВКР: «Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения». Состояние проблемы и степень разработанности. Трудности в разрешении проблемы обусловлены необходимостью одновременной разработки достаточно трудных теоретических и практических вопросов. И только комплексно, совместными усилиями сторон на федеральном, региональном и местном уровнях станет возможным получение необходимых результатов. За текущее десятилетие вопросы сферы безопасности движения на дороге активно изучались на парламентских слушаниях в Совете Федерации и Государственной Думе, на координационных совещаниях при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах. Состоялось заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации под председательством В.В. Путина, обсуждался вопрос «О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения». По итоговым результатам заседания Президиума Госсовета Правительству Российской Федерации было предложено создать правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения как орган, обеспечивающий координацию и согласование усилий по совершенствованию государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Следует отметить утверждение в 2014 г. Правительством Российской Федерации «Федеральной целевой программы повышения безопасности дорожного движения на 2014-2020 гг.», согласно которой в 2020 г. подразумевается сокращение погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 1,5 раза. Формируемая же сегодня государственная система обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения предполагает совершенствование механизма реализации, принципов приоритета жизни и здоровья участников дорожного движения. В данных условиях на первый план выходит задача обоснования и проектирования методов реализации по решению намеченных первостепенных проблем, используя как главный инструмент совершенствование законодательства, адаптацию функциональных структур и нахождение ресурсов, обеспечивающих реализацию. Проблематике обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения посвятили свои труды (базовые фундаментальные): А.П. Васильев, И.А. Венгеров, В.В. Головко, О.И. Бекетов, В.И. Жулев, В.Н. Иванов, Г.И. Клинковштейн, А.И. Корнеев, А.И. Лапчинский, В.И. Майоров, В.П. Митин, Ю.М. Немцов, В.Н. Сытник, И.К. Шахриманьян и другие. Следует отметить, что исследования до 70-х гг. прошлого столетия были связаны с самими атрибутами дорожного движения (автомобилями, дорогами); исследования 80-90 х гг. и начала нового тысячелетия дали мощный импульс к разработке проблемы; на сегодняшний день понятие «безопасность дорожного движения», прочно вошедшее в нормативные документы, уже заняло место в научных, общественных и политических дискуссиях. Объектом ВКР являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения. Предметом ВКР является: весь комплекс теоретико-правовых понятий, категорий, принципов, положенных в основу содержательной и сущностной характеристики системы обеспечения общественного порядка и безопасности дорожного движения: безопасность, общественный порядок, дорожное движение, безопасность дорожного движения, концептуализация безопасности дорожного движения; государственные правовые средства и факторы обеспечения общественного порядка и безопасности дорожного движения в их функциональной взаимосвязи.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………..……..……………..3 Глава 1. Общественный порядок и безопасность дорожного движения: сущность и содержание…………………………….……….………………….....9 1.1.Соотношение понятий "общественный порядок" и "общественная безопасность"…………………………………………………………………..…..9 1.2.Понятие и содержание безопасности дорожного движения.………….17 Глава 2. Обеспечение соблюдения общественного порядка и общественной безопасности в сфере дорожного движения…………………...34 2.1.Правовая регламентация, правовое положение и организация деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения……………………………………………………….…………........….34 2.2.Направления совершенствования деятельности ГИБДД МВД России: ДПС, ППСП - комплексных составляющих в системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности дорожного движения…………………………………………………….………………..…...44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. 4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // «Собрание законодательства РФ», 09.03.2015, N 10, ст. 1391. 5. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900. 6. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // «Собрание законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720. 7. Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.07.2011 N 170-ФЗ (последняя редакция) // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2011, N 27, ст. 3881. 8. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения» // «Собрание законодательства РФ", 11.12.1995, N 50, ст. 4873. 9. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 N 342-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020. 10. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция) // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, N 1, ст. 2. 11. Закон О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 5. 12. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (включая Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 июня 1998 г. N 25 ст. 2897. 13. Указ Президента РФ от 19.05.2012 N 635 (ред. от 16.07.2019) «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства» // «Собрание законодательства РФ», 21.05.2012, N 21, ст. 2632. 14. Приказ МВД РФ от 04.05.2010 N 333 (ред. от 17.05.2011) "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2010 N 17532). 15. Приказ МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 N 48459) // «Российская газета», N 232, 13.10.2017. 16. Приказ МВД России от 30.03.2015 N 380 (ред. от 30.12.2016) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2015 N 37154). 17. Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 N 11290) 18. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 22.11.1993, N 47, ст. 4531. 19. Постановление Правительства РФ от 08.04.1992 N 228 (ред. от 26.01.2012) «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации». 20. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». 21. Постановление Правительства РФ от 19.10.2004 N 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения». 22. Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 N 1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"». Литература 1. Аврутин Ю.Е. Избранные труды. О государстве и государственной власти, законности и правопорядке, публичном управлении и административном праве. - СПб.: Юридический центр, 2017 г. — 720 с. 2. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. –М.: Юрид. лит., 1971. - 223 с. 3. Алексеев С.С. Общее понятие права: сущность марксистско-ленинского подхода, проблемы, перспективы, разработки// Сов. государство право. – 1977. № 6. – С. 21-30. 4. Алексеев С.С. право: методологические подходы к исследованию // Вопросы философии. – 1983. - № 3. –С. 116-119. 5. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Гос. и право. – 1983. -№ 6. – С. 128-133. 6. Бадагуев Б.Т. Эксплуатация транспортных средств (организация и безопасность движения) / Б.Т. Бадагуев. — М.: Альфа-Пресс, 2018. — 240 c. 7. Белов П. Законодательство и национальная безопасность // Свободная мысль. – 1996. – № 7. – С. 44-49. 8. Бершадский В.Ф. Основы управления механическими транспортными средствами и безопасность движения: Учебник / В.Ф. Бершадский, Н.И. Дудко, В.И. Дудко… — Мн.: Амалфея, 2018. — 458 c. 9. Блинкин М.Я Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции / М.Я Блинкин. — М.: ИД ВШЭ, 2018. — 240 c. 10. Веремеенко И. И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. — 1982. — № 3. — с. 27. 11. Вова К.П. Критерии эффективности мер административной ответственности в области дорожного движения // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2010. – № 2. 12. Головко В.В. Государственная инспекция безопасности дорожного движения: проблемы реформы и перспективы / В.В. Головко, О.И. Бекетов, В.И. Майоров // Административное право и процесс. - 2016. - № 12. 13. Головко В.В. К вопросу о понятии безопасности дорожного движения. // Научно-практический журнал. Правопорядок: история, теория, практика. №1(4)/2015. - с. 62-71. 14. Головко В. В., Майоров В. И., Ортман Е. А. Административная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения : учебное пособие. – Омск, 2018. – 180 с. 15. Голуб П. Пунктуальное вождение // Российская газета. - 2008. От 22 июля. 16. Горбунова О. Н. К вопросу об определении понятия «общественный порядок» в советской науке административного права // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серия юридическая. Выпуск 8. Часть 2. — Иркутск, 1967. — 118 с. 17. Гордиенко В. В. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности / под ред. В. В. Гордиенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2017. – 463 с. 18. Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: Учебное пособие для студ. высш. проф. образования / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. — М.: ИЦ Академия, 2018. — 256 c. 19. Гришаев П. Ф. Преступления против общественной безопасности. — М., 1959. — 40 с. 20. Гранин А. Ф. Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. — Киев, 1975. — 51 с. 21. Даньшин И. Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. — Харьков, 1971. – 200 с. 22. Денисов Р. И. Административный надзор в сфере дорожного движения. – М., 1981. 23. Дугенец, А.С. Основные направления совершенствования работы по обеспечению безопасности дорожного движения / А.С. Дугенец // Система обеспечения безопасности дорожного движения: проблемы реализации и пути совершенствования: материалы "круглого стола". - Ульяновск: ИПК Ульяновский дом печати, 2011. - 224 с. 24. Дугенец A.C. Административный арест // Российский следователь. - 2004. - № 2. 25. Иванов В. Н., Сытник В. Н. Проблемы развития общественной теории управления дорожным движением // Материалы Первой научно-технической конференции стран-членов СЭВ по проблемам безопасности дорожного движения. – Алма-Ата, 1977. – 714 с. 26. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения. – М., 1992. – 231 с. 27. Корельский, В.М., Перевалов, В. Д. Теория государства и права. М., 2007. — 570 с. 28. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. – М., 1983. – 262 с. 29. Лукьянов В. В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений / В. В. Лукьянов. - М. : Дашков и К°, 2011. - 42 с. 30. Клейн Н.И. Предпринимательское дело: курс лекций / под ред. Н. И. Клейн. – М., 1993. – 478 с. 31. Макаров Д.В. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. 21 с. 32. Марченко М. Н. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. — М.: Зерцало, ТЕИС, 2006. – 376 с. 33. Насонов А.П. Автомобильный транспорт и безопасность дорожного движения: Вопросы государственного управления // Stop-газета. 2000. № 12. 34. Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд. – М. : Сов. энцикл., 1986. – 1174 с. 35. Сыдорук И. И. Государственно-правовое обеспечение правопорядка в Российской Федерации: Теоретико-прикладные проблемы / И. И. Сыдорук. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 245 с. 36. Тер-Акопов, А. А. Безопасность человека: социальные и правовые основы / А. А. Тер-Акопов. – м.: норма, 2005. – 271 с. 37. Тихомиров Ю. А. Публично-правовое регулирование: динамика сфер и методов // Журнал российского права. – 2001. – № 5. 38. Туник Ю. Н. Административно-правовые отношения в сфере контрольно-надзорной дея-тельности по обеспечению безопасности дорожного движения : дис. … канд. юрид. наук. – М., 1992. 39. Шахриманьян И. К. Безопасность дорожного движения. – М., 1970. с. 36 40. Шляпочников А. Н. Об охране общественного порядка как функции Советского государства. М., 2009. — 123 с. 41. Якубенко Н. В. Политика безопасности и сущность антропотехнической системы «дорожного движения»: (социально-правовые и технические аспекты). – Тюмень, 2000. – 52 с. Интернет-источники 1.Бабин С. В. Направления совершенствования деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России в сфере охраны и обеспечения общественного порядка. Журнал «Вестник Сибирского юридического института МВД России». // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-deyatelnosti-dorozhno-patrulnoy-sluzhby-gibdd-mvd-rossii-v-sfere-ohrany-i-obespecheniya (дата обращения: 26.10.2019) 2.Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения: тенденции, проблемы и перспективы развития : автореф. дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.02 / Б.В. Россинский. - М: Академия Министерства внутренних дел РФ, 1993 // URL: http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=53729 (дата обращения: 26.10.2019) 3.Россинский, Б.В. Вновь о нерешаемой проблеме - расширении полномочий дорож-но-патрульной службы ГИБДД по применению административно-предупредительных мер / Б.В. Россинский // Полицейское право, 2005. № 2. // URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=20220114 (дата обращения: 26.10.2019) 4.Хакимзянов, А.Р. Роль дорожно-патрульной службы по контролю за эксплуатационным состоянием и обустройством улично-дорожной сети и технических средств регулирования / А.Р. Хакимзянов // Вестник научного центра безопасности жизнедеятельности, 2015. - № 3. // URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24157599 (дата обращения: 26.10.2019) 5.Федеральная служба государственной статистики. // URL: Официальный сайт https://www.gks.ru/ (дата обращения 26.10.2019). 6.Генпрокуратура Российской Федерации // URL: Официальный сайт https://genproc.gov.ru/ (дата обращения 26.12.2019)
Отрывок из работы

Глава 1. Общественный порядок и безопасность дорожного движения: сущность и содержание 1.1. Соотношение понятий общественный порядок и общественная безопасность Социальный порядок подразумевает совокупность норм и институтов, определяющих социальное положение граждан, отдельных общественных групп, и социальные отношения между членами общества . Социальный порядок - понятие смежное с общественным порядком, суть объединена единой целью: сохранять и поддерживать общество в состоянии стабильности. Социальный порядок включает такие элементы: порядок в трудовой сфере, порядок в системе обеспечения социальной защиты населения, жилищный порядок, имущественный порядок, экологический порядок и т. д. Как видно, содержание социального порядка затрагивает практически каждый момент повседневной жизни. В общей правовой теории общественный порядок изучается как социальная категория, охватывающая состояние волевых, идеологических отношений общества, обусловленных экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения . Определение общественного порядка общее для юридической науки было предложено И.Н. Даньшиным: «Общественный порядок - это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества ». Общественный порядок — есть порядок в общественных местах, таких как улицы, парки, площади, места развлекательных мероприятий и др. Данный подход обоснован и обуславливает решение практических задач органами правоохранения. Безусловно, всё это необходимо, чтобы обеспечить спокойствие граждан, для труда, отдыха. Именно такое понимание общественного порядка содержится в нормативно-правовых актах, трактующих формы и методы деятельности органов внутренних дел. Например, в Федеральном Законе Российской Федерации «о полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, и во множестве законных и подзаконных актов принимаемых в Российской Федерации . Общественный порядок содержит материальные, волевые и правовые характеристики (элементы). Материальная составляющая содержит существующие в реальности общественные отношения. Материальной базовой основой общественного порядка принято считать: политический строй государственной власти; экономический строй общества; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении. Волевое содержание обуславливается поведением участников общественных отношений, их волей. Воля, при этом, выступает как психическая реакция человека и общественной воли. Носителями общественной воли в современном обществе являются индивидуальные субъекты, коллективные субъекты, представители разных групп социума, общественные объединения, иные организации, а также различные неформальные образования. Правовое содержание. Установленные государством правовые нормы определяют должное поведение людей в сфере общественного порядка. Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка . В уголовном законодательстве термин «общественный порядок» впервые был закреплен в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. в 4 гл. 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». Про защиту общества и про общественную безопасность можно найти упоминание ещё и намного раньше, например, в Уголовном кодексе РСФСР 1926 года, в котором глава 8 именовалась как «Нарушения правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок». Уголовный кодекс Российской Федерации: 6 cт. 213 сохранил преемственность в понимании важности общественного порядка. Так, хулиганство трактуется как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Обязательным признаком хулиганства является грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: 7; ст.20.2, напрямую содержит нормы, регулирующие сферы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. При этом данный Кодекс устанавливает механизм их обеспечения, важным элементом которого являются совокупность мер административного принуждения, которые можно разделить на три основные группы: 1. административно-предупредительные меры: - прекращение (ограничение) движения транспорта; - проверку документов; - вхождение в жилые помещения граждан; - использование транспортных средств, принадлежащих государственным, коммерческим и некоммерческим организациям и отдельным гражданам, в служебных целях. Такие меры носят выраженный профилактический характер. 2. меры административного пресечения: - обычные меры пресечения включают в себя: административное задержание граждан, привод в органы полиции и ряд других. Возможность пресечения лишь при явной неправомерности деяния; - особые меры пресечения включают в себя: применение оружия и различные средства физического воздействия: приемов боевой борьбы, служебных собак, дубинок, наручников и т. п. 3. административные взыскания: - предупреждение; - административный штраф; - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административный арест. Термин «общественная безопасность» весьма распространен в законодательстве. Законодательное определение безопасности в широком понимании сформулировано следующим образом: «безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом к основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность . Общественная безопасность наряду с государственной, экономической, военной, политической, экологической, информационной является разновидностью национальной безопасности. В Указе Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», понятие «национальная безопасность» толкуется как государственную стратегия, предполагающая защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Часть ученых юристов определяют понятие общественной безопасности как совокупность нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества и самого общества в целом. Состояние и уровень общественной безопасности характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности. Наиболее развернутая позиция была высказана А.А. Тер-Акоповым. Он предложил рассматривать безопасность личности (личностную безопасность), общества (общественную безопасность) и государства в рамках единого понятия — социальной безопасности… «которая включает условия, обеспечивающие сохранение и развитие основ социальной организации: государственно-политической, экономической, экологической и др., а также отдельные элементы, в том числе человека как самостоятельную ценность, являющуюся наиболее важной основой существования и функционирования общества» . Основными характеристиками угрозы безопасности в изложенной концепции являются не только ее способность непосредственно ликвидировать объект защиты, но и снизить качество жизни, сузить диапазон деятельности и перспективы развития, как неотъемлемой части жизни. В современном российском законодательстве , а также юридической науке, общественная безопасность определяется как юридическая категория для конкретизации сфер деятельности правоохранительных (полицейских) органов и выделяется в качестве универсального объекта, подлежащего правовой охране от противоправных посягательств, а также других угроз техногенного, природного, биологического и иного характера. Особое место в системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в области общественной безопасности, как мы ранее отметили, занимают запрещающие нормы, которые содержатся в Уголовном Кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Например, глава 24 Уголовного Кодекса РФ содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности: терроризм, бандитизм, массовые беспорядки, нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики, пожарной безопасности и др. В гл. 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ содержатся правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за посягательство на общественную безопасность. Например, нарушение правил пожарной безопасности влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 20.4 Кодекса, а ст. 20.12 Кодекса предусматривает ответственность за пересылку оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему . Говоря об общественной безопасности как правовом институте и объекте полицейской охраны, следует отметить следующее: закон, а не подзаконный акт становится основным источником правового регулирования отношений в области общественной безопасности, особенно в чрезвычайных ситуациях. В литературе и действующем законодательстве весьма широко используется термин «общественный порядок» наряду с понятиями «общественная безопасность», «правопорядок», «публичный порядок», которые не являются тождественными категориями. Сложность в разграничении приведенных выше понятий заключается в том, что состояние упорядоченности волевых отношений достигается воздействием целого ряда социальных норм. Таким образом, соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что эти понятия совпадают лишь частично в области общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, не совпадающие друг с другом отношения. В целом в литературе сложилось несколько подходов к соотношению понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок». Некоторые исследователи считали, что в понятие «общественный порядок» следует включать и общественную безопасность. К примеру, О.Н. Горбунова пишет: «Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова» . Аналогичной точки зрения придерживается и И.И. Веремеенко: «Общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития социализма систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни» . Наряду с юристами — административистами и некоторые представители науки уголовного права в общественный порядок в узком смысле включают довольно широкий круг общественных отношений. Так, П.Ф. Гришаев считает, что под общественным порядком следует понимать порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, как закрепленные в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества . По мнению А.Ф. Гранина, существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм . Поэтому деяние, посягающее одновременно на общественный порядок и общественную безопасность, представляет собой совокупность преступлений. Так, хулиганство, совершенное с применением огнестрельного оружия, образует совокупность хулиганства и ношения огнестрельного оружия и квалифицируется по ч. 3 ст. 213 и ч. 1 ст. 222 УК РФ. Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы. Различия между общественной безопасностью и общественным порядком заключаются в том, что нарушение только общественного порядка не связано с посягательством на жизненно-важные интересы общества, т. к. «опасностью для социальной системы является лишь то, что сдерживает или прекращает ее развитие» . Общественный порядок основан на саморегулирующейся системе социальных связей, и социальная среда в случае его нарушения способна нейтрализовать отклонения. В случае же, когда наступившие в результате нарушения порядка последствия способны вызвать цепь нерегулируемых социальной средой изменений, угрожающих жизненно-важным интересам, речь необходимо вести о посягательстве на общественную безопасность . Общественный порядок неизбежно будет нарушен, если есть место совершения какого-либо правонарушения, это может быть и преступление, гражданско-правовой деликт, или просто аморального поведение. Так, переход проезжей части в неустановленном месте, вне всякого сомнения, нарушает общественный порядок. Все это — деяния, нарушающие общественный порядок, поскольку их совершение грубо противоречит нормальному сосуществованию людей в обществе. Следовательно, анализ юридической литературы и нормативно-правовых источников позволяет установить, что, несмотря на обозначенные выше отграничения, понятия «общественный порядок» и «общественная безопасность» тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Сущность взаимосвязи заключается в их взаимной направленности на установление должного, удовлетворяющего потребности граждан и общества, социального порядка, а нарушения норм одного из них непременно к приводит к нарушению норм другого. 1.2. Понятие и содержание безопасности дорожного движения Достаточно долгий период времени отсутствовало четкое понимание содержания понятия «безопасность дорожного движения». При прочтения ряда литературы можно определить, что каждый научный исследователь наполнял данный термин своим смыслом. В.И. Майоров заключает, что понятие «безопасность дорожного движения» состоит из двух базовых категорий – «безопасность» и «дорожное движение», и рассматривать его содержание нужно с исследования каждой категории в отдельности. В.В. Лукьянов определял дорожное движение как «процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников – водителей, пешеходов и пассажиров – определяются специальными правилами» . Им выделены две характеристики процесса: перемещение транспортных средств в пространстве и наличие правил, определяющих действия людей – участников процесса. Г.И. Клинковштейн и М.Б. Афанасьев понимали под дорожным движением имеющуюся на дорогах сложную динамическую систему, являющую собой совокупность движения пешеходов и различных типов механических и немеханических транспортных средств . Наиболее расширенную и емкую формулировку предложил И.К. Шахриманьян: «Современное дорожное движение – есть перемещение людей и грузов механическими транспортными средствами, а также людей вне этих транспортных средств по дорогам, регламентированное специальными правовыми нормами, регулируемое государственными органами, протекающее в условиях реальной опасности возникновения обстоятельств, препятствующих продолжению этого процесса» . В каждом из представленных определений прослеживается выделенный акцент на механическую интерпретацию данного процесса. В.В. Лукьянова отмечает социальный аспект, включает указание правового регулирования действий социальных элементов, но так же – в процессе движения по дорогам транспортных средств. Наиболее красочно социальная правовая сторона дорожного движения показывается И.К. Шахриманьяном, однако в его трактовании достойны внимания два иных положения, значимых по социально-экономическому содержанию. В-первую очередь, механическая составляющая дорожного движения в нем спроецирована не как движение именно транспортных средств, а с указанием цели этого движения: перемещения людей, грузов. Далее, имея отличие от других, И.К. Шахриманьян отмечает наличие в процессе следующего свойства: «реальная опасность прекращения движения». Необходимо указать, что все выше названные определения отражают только внешние социальные и технические показательные характеристики дорожного движения с акцентом на последние и не дают достаточных оснований для обоснованных выводов о наличии факторов, являющихся причинами дорожно-транспортной аварийности. С понятием дорожного движения плотно связано определение Р.И. Денисова, которое отражает более высокого порядка обстоятельства, возможного влияния на действия людей, участвующих в дорожном движении. Автор исследовал дорожное движение в качестве объекта правового регулирования и определил дорожное движение как совокупность общественных отношений, возникающих в связи с необходимостью реализации перевозок пассажиров и грузов по дорогам посредством транспортных средств или без них, а также в процессе управления условиями этого перемещения . Данная точка зрения видится наиболее приемлемой, верно отражающей реалии, в ней четко определяется роль человека в дорожном движении, значимость отношения его к обеспечению безопасности дорожного движения, к дорожному транспорту и к дорогам. В последнее десятилетие прошлого века/тысячелетия имели место быть и иные более широкие взгляды на саму сущность дорожного движения. В.Н. Иванови и В.Н. Сытник утверждали, что «дорожное движение, трансформирующееся по мере автомобилизации общества, приобрело функцию облуживания производств и социальных циклов в обществе... роль и свойство самостоятельной отрасли в народном хозяйстве» . Авторы предлагали в качестве общего критерия функционирования дорожного движения использовать обеспечение его социальной, экономической, технической эффективности взамен обеспечения наибольшего объема движения при высочайшей безопасности. Но данный подход не получил откликов и развития, вероятно, по той причине, что был ориентирован на изучение дорожного движения только лишь как составной части автомобильного транспорта и явно игнорировал пешеходов как и индивидуальных владельцев транспортных средств, которые в то время даже не были столь многочисленны, как теперь. Резюмируя, «под дорожным движением будем понимать деятельность по удовлетворению личной и общественной потребности в пространственном перемещении людей, средств и продуктов их труда, основанную на использовании технического комплекса «транспортные средства – дороги», состоящую в управлении движением транспортных средств, перемещении на транспортных средствах без управления ими или естественном пешем передвижении по дорогам, протекающую в условиях постоянного риска возникновения неуправляемого движения механических транспортных средств и последующих негативных последствий в виде гибели, ранения людей, повреждения материальных объектов» . Термин «дорожное движение» в законодательном порядке определен специальным нормативным актом - Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»). Закон регламентирует порядок, иными словами регламентирует сферу правового регулирования движения на дорогах. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» трактует дорожное движение в качестве «совокупности общественных отношений, которые возникают в процессе перемещения людей, грузов с помощью транспортных средств» в пределах дороги. Последнее определение немного расширяет исследуемое понятие: «дорожное движение». Однако, согласно взгляду Н.В. Якубенко, не является достаточно корректным, ввиду допущения в толковании такого сложного процесса, как дорожное движение, термина «совокупность», совершенно не подходящего с позиции того, что дорожное движение в научных исследованиях исследуется как сложная открытая система, характеризующаяся целенаправленностью и динамичностью . Дорожное движение, включая в состав пространственное перемещение людей и грузов, по большому счету не является стихийным процессом, а являет собой результат осознанной и управляемой функциональной деятельности, и деятельность эта осуществляется не отдельно взятыми индивидуумами, а представляет собой процесс дорожно-транспортной системы государства. Делая анализ приведенных выше определений безопасности дорожного движения, можно выделить несколько ярко выраженных подходов через: -интересы (государства, общества и иные); -устойчивость к угрозе (угроза аварийности, угроза дорожно-транспортных происшествий); -свободу участников дорожного движения. Примером определения через «интересы» является работа Ю.Н. Туника, использовавшего данную категорию с целью объяснения действий участников дорожного движения, связанных непосредственно процессом перемещения из одного пункта в другой. При этом, объясняя причины существования дорожно-транспортных происшествий, автор указывал на конфликт интересов, возникающий в связи с ограниченностью пространства, которое может быть использовано наличием на улично-дорожной сети мест, называемых «конфликтными точками» . Точка зрения по этому вопросу, выраженная Ю.Н. Туником, значительно расширила спектр факторов, дающих возможность рассматривать поведение участников дорожного движения, в том числе неправомерное, но в то же время не отвечающих полностью на заданный вопрос. Причиной этого факта стало ограничение интересов участников движения одним лишь пространственным фактором и исключение из обозрения категории потребности. Потребность, без удовлетворения которой не представляется возможной экономическая и социальная жизнь, на обслуживание носителей которой нацелено дорожное движение, есть не что иное, как пространственное перемещение людей, средств, продуктов их труда. Оно составляет неотъемлемую часть материального производства, социально-культурной и административно-политической сферы, быта людей. Это вполне естественно и закономерно, так как пространство и время являются основными формами существования материи, в том числе ее социальной составляющей [26, с. 66]. Осознанные обществом в целом, отдельными группами, конкретными индивидами потребности выступают в качестве их интересов. Транспортная потребность через сознание преобразуется в интерес. У одних групп социума интерес этот связан с возможностью приобретения материальных благ; у других – с возможностью достижения определенного уровня комфорта, у третьих – с самоутверждением. Процесс удовлетворения транспортной потребности (иными словами пространственного перемещения людей, средств, продуктов их функциональной деятельности) имеет и качественную характеристику. Основное качество удовлетворения транспортной потребности - это время, потраченное на перемещение людей, а также продуктов их функциональной деятельности. Именно время являет собой главную значимую определенность, которая отличает процесс перемещения в пространстве от всех других процессов. Поскольку он служит средством удовлетворения социальной потребности в передвижении людей и перемещении грузов, то ему, как и потребности, свойственна важнейшая особенность – динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворения уровня более высокого , то есть прослеживается тенденция снижения временных затрат к минимуму. Человек, являясь участником дорожного движения, не прекращает связи с общественными структурами, деятельность которых обуславливает данное участие. Поэтому каждый из участников дорожного движения является носителем различных интересов, удовлетворение которых достигается, в том числе, самим участием в дорожном движении. Интересы могут быть различны, но после включения в движение на дороге, один из интересов объективно становится для всех определяющим. Речь идет о минимизации - сокращении времени, затрачиваемом на перемещение.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 41 страница
3500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 80 страниц
800 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 83 страницы
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg