Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическая коррекция. Понятие, цель, задачи, особенность

irina_k200 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2020
Цель работы – изучить психологическую коррекцию, её цели, задачи и особенности. Задачи работы: 1) дать определение понятию «психологическая коррекция» и выделить виды психокоррекционого воздействия; 2) выявить цели и задачи психологической коррекции; 3) рассмотреть периоды развития психологической коррекции; 4) ознакомиться с компонентами и особенностями психологической коррекции; 5) изучить основные виды психологической коррекции; 6) проанализировать методы психологической коррекции; 7) познакомиться с психокоррекционными технологиями.
Введение

В повседневной жизни довольно часто можно столкнуться с проблемами и вопросами, относящимися к компетенции психологии – науке о душе, о внутреннем и психическом мире человека. К сожалению, в России недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми. Психологическая культура – это, в первую очередь, забота о своем психическом здоровье, а, во-вторых, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, но бывают ситуации, когда человек не может сам справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи. Психологическая помощь включает в себя психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование и т.д. Конкретно психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ» ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КОМПОНЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1) Авдиенко Г.Ю. Психологическая коррекция и реабилитация участников боевых действий: учебник и практикум для вузов / Г.Ю. Авдиенко. – Мск: Юрайт, 2020. – 299 с. 2) Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие для вузов / В.М. Астапов. – Мск: Юрайт, 2019. – 161 с. 3) Болотова А.К. Настольная книга практикующего психолога: практическое пособие / А.К. Болотова. – Мск: Юрайт, 2020. – 341 с. 4) Колесникова Г.И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для вузов / Г.И. Колесникова. – Мск: Юрайт, 2020. – 215 с. 5) Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов / И.И. Мамайчук. – Мск: Юрайт, 2020. – 318 с. 6) Тигунцева Г.Н. Психология отклоняющегося поведения: учебник и практикум для вузов / Г.Н. Тигунцева. – Мск: Юрайт, 2020. – 349 с. 7) Шапошникова Т.Е. Основы психоконсультирования и психокоррекции: учебник и практикум для вузов / Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников. – Мск: Юрайт, 2020. – 147 с.
Отрывок из работы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ» Психологическая коррекция (психокоррекция) определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности [1]. С позиции данного определения диктуются различия в средствах и приемах психокоррекции [7]. Так, например, в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит [2]. А в гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и т.д. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности [7]. Психокоррекция – один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям [4]. Термин получил распространение в начале 70-х гг. ХХ в. В это время психологи стали усиленно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Долгие годы велись активные дискуссии о том, может ли психолог заниматься психотерапевтической работой, но они носили, чаще, всего, теоретический характер. На практике психологи часто занимались психотерапевтической деятельностью [3]. Поэтому появление термина «психологическая коррекция» в главной мере было направлено на разграничение полномочий психотерапевта и психолога [1]. На сегодняшний день нет четкого разграничения терминов «психотерапия» и «психокоррекция» [4]. Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента и могут быть следующих видов: • убеждение – способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис; • внушение (или суггестия) – процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта; • подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение индивидами и социальными группами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп; • подкрепление – называется сочетание безусловного раздражителя, вызывающего биологически значимую реакцию, с предваряющим ее индифферентным стимулом, что приводит к формированию классического условного рефлекса. В качестве подкрепляющего рассматривают любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции или формы поведения. ? ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение к рого направлено действие человека. Задача – отраженная в сознании проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта. При определении целей и задач психологической коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития и ставить задачи, адекватные потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Цели и задачи любой психологической коррекции должны быть сформулированы как система задач трех уровней: • коррекционный – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития [4]; • профилактический – предупреждение отклонений и трудностей в развитии [6]; • развивающий – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития. При конкретизации целей психокоррекции необходимо руководствоваться следующими правилами [3]: • цели психокоррекции должны формулироваться в позитивной (экологичной) форме; • цели психокоррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений; • при постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития. • цели коррекции должны быть привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление их достигнуть; Таким образом, цель психокоррекции определяется как раскрытие, анализ, осознание и проработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия [7]. В свою очередь, основная задача – психологическая коррекция отклонений в психическом развитии личности (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, и т.д.) на основе создания оптимальных условий для развития потенциала личности каждого человека [1]. При проведении психологической коррекции основные задачи таковы: 1) поощрение свободного выражения чувств; 2) устранение эмоционального дискомфорта; 3) помощь в лучшем понимании своих проблем; 4) обеспечение клиента с нарушением новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы; 5) помощь в проверке новых способов мышления и поведения реальной жизни. Очевидно, что психокоррекця является сложным и многоаспектным процессом [7]. В связи с этим принято выделять три структурных компонента, характерных для самосознания (Я-концепции) личности, на которых фокусируются задачи психокоррекции [7]: • самопонимание (когнитивный аспект); • отношение к себе (эмоциональный компонент); • саморегуляция (поведенческий аспект). ? ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии [4]. Первый период – описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген (1812–1880) предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). П. Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов. Второй период – этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы [4]. Этот этап связан с именем М. Монтессори (1870–1952). Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсомоторных) процессов ребенка. Центральным звеном ее теории является «концепция сензитивных периодов развития ребенка». А.Н. Граборов (1885–1949) разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В.П. Кащенко (1870–1943) – методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей. Третий период связан с именем Л.С. Выготского (1896–1934), который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления [7]. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха). Четвертый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях. ? КОМПОНЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ Принято выделять следующие основные компоненты психокоррекционной ситуации, которые включают в себя 5 основных элементов [7]: • Клиент – человек, который имеет проблемы различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции. • Психолог – человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать – помощь. • Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику принципы научения и другие психические факторы. • Набор процедур, техник, методов, используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией. • Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента. • Группа (в случае, если речь идет о групповой психокоррекции) – совокупность людей, испытывающих сходные переживания в связи с актуальной проблемой, объединенных общей (психокоррекционной) целью, системой тесных эмоциональных и межличностных отношений, что оказывает поддержку всем участникам психокоррекционного процесса. Таким образом, существуют отличительные особенности психокоррекции как вида психологической помощи [4]: 1. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Психология, 18 страниц
200 руб.
Реферат, Психология, 12 страниц
222 руб.
Реферат, Психология, 19 страниц
190 руб.
Реферат, Психология, 14 страниц
140 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg