1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
1.1 Сущность и формы международного движения капитала
Международное движение капитала осуществляется посредством его экспорта и импорта непосредственно между странами, через международные финансовые рынки или международные кредитно-финансовые организации. Капитал- это важнейший фактор производства; запас средств, необходимых для создания материальных и нематериальных благ; стоимость, приносящая доход в виде процента, дивиденда, прибыли. Безвозвратные и беспроцентные средства, предоставленные другим странам, не являются капиталом, так как не приносят дохода его собственникам. Однако в принимающей стране эти средства могут быть использованы в качестве капитала. И, наоборот, средства, вывезенные как капитал, в стране приложения могут быть израсходованы на потребление. Экспортерами и импортерами капитала выступают государственные и частные структуры, в том числе центральные и местные органы власти, другие государственные организации; частные фирмы, банки, международные и региональные организации, физические лица [1].
Главными причинами, вызывающими и стимулирующими международную миграцию капиталов, являются:
- неравномерность развития национальных экономик: капитал уходит из стагнирующих экономик и притягивается в стабильные экономики с высокими темпами роста и более высокой нормой прибыли;
- неуравновешенность текущих платежных балансов вызывает движение капитала из стран с активным сальдо, в страны с дефицитным сальдо по текущим расчетам;
-миграция капиталов между странами стимулируется либерализацией национальных рынков капитала, т. е. снятием ограничений на приток, функционирование и вывоз иностранных инвестиций;
- развитие и расширение международного кредита, валютных и фондовых рынков способствует масштабному увеличению международного перемещения капиталов;
- международная миграция капиталов тесно связана с активизацией деятельности транснациональных корпораций и банков, с включением в финансовую деятельность небанковских и нефинансовых организаций; с увеличением числа и ресурсов институциональных и индивидуальных инвесторов;
- экономическая политика стран, привлекающих иностранный капитал, создавая ему благоприятные условия для осуществления внутренних инвестиций, для обслуживания внешних и внутренних долгов государств [1].
Капитал, находящийся в движении в системе мирового хозяйства, принимает различные формы:
- перемещение капитала может осуществляться в денеж¬ной и товарной форме. Товарную форму принимают экспортные кредиты, а также вклады в уставной капитал создаваемой или покупаемой фирмы в виде машин, оборудования, зданий, транспортных средств;
- по срокам капитал бывает краткосрочным и долго¬срочным.
К краткосрочному капиталу относятся вложения на срок менее года. Это торговые кредиты, банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов, краткосрочные коммерческие бумаги и другие формы капитала. Долгосрочными являются вложения предпринимательского капитала, кредиты коммерческих банков, иностранных государств и международных организаций.
По источникам происхождения капитал делится на го¬сударственный (официальный) и частный. К государственному капиталу относятся средства федерального правительства, местных органов власти и других государственных институтов, а также капитал международных межправительственных организаций, включая Международный валютный фонд (МВФ). Официальные средства предоставляются обычно в ссудной форме — государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, кредиты международных организаций. Безвозвратные ссуды и гранты не являются капиталом; в этом случае иностранные государства выступают в качестве не кредитора, а донора. Займы могут поступать в принимающие страны и в связанной форме, т. е. на оговоренную сумму займа поставляются товары. Кредиты МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который входит в систему Всемирного банка, предоставляются правительствам принимающих стран и имеют целевое назначение. Кредиты МВФ поступают стране-реципиенту (получателю) по частям (траншами). Предоставление следующего транша зависит от того, выполняет ли страна-получатель взятые на себя обязательства, под которые был предоставлен кредит. Источником официального капитала являются бюджетные средства, т. е. средства налогоплательщиков. Решения о перемещении официального капитала за рубеж принимаются совместно правительством и органами представительной власти на основе межправительственных соглашений. Решения о предоставлении займов принимаются руководством соответствующих международных организаций. Официальные ресурсы предоставляются на льготных, нерыночных условиях [3].