Формированиеыпсихологическихыспособностей спортсменов
На развитие психологических особенностей личности спорт оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия юных спортсменов; соревновательный характер спортивного состязания; максимальное напряжение всех физических и психических сил юного спортсмена. Для людей занимающихся различными видами спорта характерны следующие психологические особенности:
• всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций организма;
• высокая степень общей работоспособности организма;
• выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей - силы, выносливости, быстроты и координированности движений;
• высоко развитые процессы ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышенная способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях;
• совершенная идеомоторика - способность выполнять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности;
• разностороннее развитие процессов внимания - его объёма, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;
• хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память;
• наглядно-действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором её результативности;
• разностороннее развитие эмоциональных сторон личности; большой опыт переживания эмоциональных различных состояний и чувств, связанных с активными проявлениями личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями;
• положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные решения в ситуациях, требующих немедленных активных действий;
• морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных и субъективных трудностей;
• такие социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям;
• способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффективность.
Известно, что средства и методы физического воспитания способствуют решению нравственных волевых, эстетических и интеллектуальных задач формирования личности человека. Но эти возможности остаются только возможностями, если не реализовать их путём соответственно направленной деятельности. На современном этапе развития науки существует понятие «общее направление воспитания в физической культуре и спорте».
Формирование идейных основ поведения, этических норм и навыков. Эти задачи предусматривают:
• формирование нравственного сознания, идейной убеждённости и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;
• воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества и мирового сообщества (любви к Родине, чувств дружбы товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия);
• формирование нравственного опыта, твёрдых привычек соблюдать этические нормы;
• развитие навыков общественно оправданного поведения, в том числе и конкретных норм спортивной этики.
Интеллектуальное воспитание. В задачи умственного воспитания входят:
• обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта, систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;
• развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе самопознании и самовоспитании.
Эстетическое воспитание. Задачи состоят в том, чтобы:
• воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры и спорта и в других областях её проявления;
• формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
• формировать эстетику поведения и менее личностных отношений в физкультурной, спортивной деятельности;
• вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного и непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.
Воспитание воли. Известно, что воля есть внутренний источник деятельных проявлений человека и регулятор его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе физического воспитания, состоят в том, чтобы обеспечить:
• формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ, которые обеспечат волевые проявления применительно к требованиям физкультурной, спортивной деятельности;
• всестороннее развитие волевых качеств необходимых в каждом виде деятельности (целеустремлённость, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость), формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, но и в многообразных ситуациях жизненной практики.
Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое данным видом спорта. Вместе с тем эти мотивы имеют сложный характер соответственно сложности и многообразию самой спортивной деятельности и могут быть подразделены следующим образом:
Непосредственные мотивы спортивной деятельности:
• испытываемое спортсменом своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности;
• эстетическое наслаждение красотой и ловкостью собственных движений;
• стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении трудных и опасных упражнений;
• удовольствие вызываемое участием в соревнованиях;
• стремление добиться рекордных результатов, доказать своё спортивное мастерство, добиться победы, как бы трудна она не была.
Опосредованные методы спортивной деятельности:
• стремление стать сильным, крепким, здоровым благодаря спорту («занимаюсь спортом, потому что он укрепляет здоровье и делает человека бодрым и энергичным»)
• стремление через спорт подготовить себя к практической деятельности («занимаюсь спортом, так как он подготавливает к труду»);
• чувство долженствования (стал заниматься спортом, потому что нужно было посещать уроки физкультуры);
• осознание общественной важности спортивной деятельности (хочу стать спортсменом, чтобы защищать честь школы, города, области, страны).
А. Ц. Пунин на основании специального исследования мотивов спорта, деятельности установил следующую динамику их развития, начиная со школьного возраста и кончая возрастом зрелого мастерства.
Начальная стадия занятия спортом. В этот период делаются попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающий к этому мотиву, во-первых характеризуется диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним видом спорта, а сразу несколькими, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут проявить спортивное мастерство); во-вторых, имеют непосредственный характер («занимаюсь, потому что люблю физкультуру»); в-третьих, связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видам спорта («бегаю или плаваю, потому что рядом есть стадион или бассейн»); в-четвёртых нередко включают в себя элементы долженствования («занимаюсь, потому что надо было посещать уроки физкультуры»).
Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:
• пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;
• обнаружение способностей к данному виду спорта и стремление их развить;
• эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление его закрепить;
• расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники, приобретение более высокой степени тренированности.
Стадия спортивного мастерства. На этой стадии основными мотивами спортивной деятельности являются:
• стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне и добиться ещё больших успехов;
• стремление содействовать развитию «своего» вида спорта, обогащению и совершенствованию его техники и тактики, потребность передать свой опыт молодым спортсменам;
• стремление поддерживать славу своей Родины на международных состязаниях.
Мотивы на этой стадии характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.
Развитие личности и психических процессов спортсмена - данное направление психологической подготовки спортсмена ставит своими задачами развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психологических особенностей, а также формирование и динамику специализированного восприятия, предстартовых состояний психической устойчивости, надёжности спортсмена. Серьёзные изменения в процессе спортивной деятельности претерпевают ощущения, восприятия, внимание, память, речь, мышление, воображение. Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к их развитости и располагает большими возможностями, для улучшения перечисленных психических процессов и качеств личности. Однако было бы неверным представление о том, что эта развитость и это улучшение происходят сами по себе и всегда имеют необходимую положительную направленность. Типичными ошибками в развитии качеств личности и психических процессов являются неоправданно завышенные требования к спортсмену по части достижения высоких результатов на соревнованиях, неумелый волевой контроль, недостаточный учёт и использование индивидуальных психических особенностей спортсменов, что приводит в частности к отстаиванию уровня психической надёжности от физических качеств.
?
Физическая и психологическая подготовка футболистов
Сборная команда футболистов ХНАДУ является одной из сильнейших студенческих команд г. Харькова. В сезонах 2007-2008 и 2008-2009 гг. футболисты становились бронзовыми призерами чемпионатов ВУЗов г. Харькова. На более высокий уровень не позволяла подняться недооценка уровня психологической подготовки: неверие в свои силы и возможности для достижения самых высоких результатов, боязнь в какой-то степени команд более высокого класса, хотя по составу сборная команда ХНАДУ незначительно отличалась от лидеров - команд ХДАФК и ХНПУ, и также имела в своём составе квалифицированных футболистов: игроков 1-2-х разрядов, из которых большинство играло за различные команды в чемпионате Харьковской области высшей и первой лиги, а отдельные футболисты выступали за дублирующий состав команды премьер-лиги чемпионата Украины «Металлист» (Харьков). В сезоне 2009-2010 гг. перед сборной командой ХНАДУ была поставлена задача - выиграть чемпионат ВУЗов г. Харькова. Для решения поставленной задачи в учебно-тренировочном процессе основной акцент был направлен в сторону следующих моментов.
Тренерский состав постоянно убеждал игроков, что они должны быть сильнее всех остальных и придавал им уверенность в своих силах, без которых ничего серьёзного добиться невозможно. Сила убеждения - великое дело. Мысль о достижении самых высоких целей внушалась постоянно, и постепенно ею прониклись все. В данном аспекте опирались на большой опыт и рекомендации тренера команды «Динамо» (Киев) В.Д. Соловьёва.
Существенно были увеличены нагрузки в учебно-тренировочных занятиях. Без использования больших нагрузок и высокой интенсивности занятий невозможно добиться высоких результатов в современном спорте. В результате применения больших нагрузок значительно повысилась специальная работоспособность и выносливость футболистов. Контроль физической подготовленности проводился в целях объективной количественной оценки силы, гибкости, быстроты, координационных способностей, выносливости. Педагогическое тестирование позволяет контролировать уровень развития двигательных качеств и дает возможность иметь сравнительную характеристику на разных этапах подготовки. Кроме этого можно проследить динамику изменений показателей команды и отдельных игроков. В аматорских командах педагогическое тестирование может включать различные контрольные упражнения. Наиболее приемлемыми являются тесты, разработанные научно - методическим комитетом Федерации футбола Украины: бег 30 м; прыжок в длину с места толчком двух ног; пятикратный прыжок; бег 70х50 м; тест Купера.
Тестирование физической подготовленности сборной команды ХНАДУ - неоднократного призера чемпионатов ВУЗов г. Харькова позволило определить ведущие и слабые звенья физической подготовленности футболистов и внести коррективы в учебно-тренировочный процесс с учетом их индивидуального состояния. Тестирование скоростных, скоростно-силовых качеств и общей выносливости подтвердило удовлетворительное состояние футболистов по данным разделам подготовки. В то же время следует отметить низкие показатели в тестах по скоростной специальной выносливости, на повышение которой следует обратить внимание в тренировке футболистов.
Следует отметить, что в недельном цикле соревновательного периода 2 раза проводились так называемые «ударные» тренировки, стоящие на грани возможностей организма футболистов и сопровождающиеся значительными сдвигами в организме. Наибольший эффект сверхвосстановления наблюдается через 32-36 часов. Футболисты должны быть готовы к таким нагрузкам, где проявляется характер и сила воли спортсмена.