Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста нетрадиционными приемами рисования

irina_k200 576 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2020
Объект исследования: процесс художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: нетрадиционные приемы рисования как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Цель исследования: выявить эффективность использования нетрадиционных приемов рисования в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования. 2. Изучить особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть методику художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста нетрадиционными приемами рисования. 4. Определить уровень художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста. 5. Разработать и апробировать занятия по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста нетрадиционными приемами рисования. 6. Составить методические рекомендации по использованию нетрадиционных приемов рисования как эффективного средства художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: если на занятиях по изобразительному искусству будут использованы нетрадиционные приемы рисования, то у детей дошкольного возраста повысится интерес к изобразительной деятельности; совершенствуются изобразительные умения и навыки, художественно-эстетические способности, эстетические чувства, творческое воображение. Методы исследования: теоретические методы – изучение и анализ научно-методической литературы, периодических изданий, обобщение передового опыта, сравнение; эмпирические методы – тестирование, наблюдение, беседа, качественный и количественный анализ результатов исследования. Теоретическая и методологическая основа исследования: труды по художественно-эстетическому развитию детей (Е.А.Флерина, В.И. Волынкин и др.); труды по формированию у детей художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А.Вершинина, Т.С.Комарова и др.); концепции воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства (Н.А.Ветлугина, Т.С. Комарова, Е.А.Флерина и др.); методика обучения дошкольников основам изобразительной грамоты (Т.С. Комарова и др.). Практическая значимость исследования: разработан и внедрен комплекс занятий, направленный на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста нетрадиционными приемами рисования. Разработаны методические рекомендации по использованию нетрадиционных приемов рисования как эффективного средства художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Материалы данной работы, его результаты, выводы могут быть использованы в практике воспитателей, педагогов-психологов, логопедов. База исследования: исследование проводилось на базе Винзилинского детского сада «Малышок». В исследовании приняли участие 35 детей старшей группы, из них 20 мальчиков и 15 девочек. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, с выводами по каждой главе, заключения, списка литературы, включающего 37 источников, приложений.
Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста приобретает повышенное внимание и становится актуальным. Это обусловлено тем, что сегодня современные дошкольники активно находятся в виртуальном мире, и у них отмечается снижение интереса к окружающему, в сознании детей стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Поэтому одной из задач является формирование личности, обладающей художественно-эстетическими способностями, имеющих активное творческое начало и развитое чувство прекрасного. Вопросами изучения проблемы художественно-эстетического развития дошкольников занимались ученые: педагоги (Б.Т.Лихачев, В.И. Волынкин, Ш.А.Амонашвили, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Е.А.Флерина, Т.Н.Фокина, В.Н.Шацкая и др.), психологи (А.А.Мелик-Пашаев и др.). А также следует отметить работы о развитии художественно-творческих способностей детей Т.С.Комаровой, Б.М. Неменского и др. Особую роль в художественно-эстетическом развитии дошкольников принадлежит образованию. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается как «целая образовательная область, ориентированная на всестороннее гармоничное развитие личности. В соответствии с его требованиями, художественно-эстетическое развитие воспитанников реализуется в примерных образовательных программах дошкольного образования, в программах для детей в сфере изобразительного искусства и изобразительной деятельности [31]. Одним из средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста играет изобразительная деятельность. В процессе рисования у дошкольника совершенствуются изобразительные умения и навыки, развиваются художественно-эстетические способности, эстетические чувства, творческое воображение. Однако, как показывает практика в ДОУ, художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста уделяется недостаточно внимания. Педагоги считают, что дети данного возраста еще не могут увидеть и замечать эстетику окружающей действительности, овладевать навыками изобразительной деятельности. Кроме того, программное содержание и методика работы с дошкольниками на занятиях, как правило, ориентированы только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению нетрадиционных приемов рисования уделяется мало внимания. Анализ литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия между: ? социальным заказом общества, требований ФГОС ДО на реализацию функций дошкольных учреждений, связанных с развитием творческой личности в период дошкольного детства, и применением подходов к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных приемов рисования; ? потребностью в научной концепции художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, отражающей единую основу образовательного процесса, и ее не разработанностью в соответствии с принципами художественно-эстетического развития в период дошкольного детства в ДОО; ? большими возможностями применения нетрадиционных приемов рисования в художественно-эстетическом развитии дошкольников и недостаточной методической разработанностью в данной сфере. На основе данных противоречий возникла необходимость в разработке проблемы исследования: насколько эффективны нетрадиционные приемы рисования в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Выше обозначенные аспекты подтверждают актуальность и определяют выбор темы настоящего исследования: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста нетрадиционными приемами рисования».
Содержание

Введение ……………………………………………………………………...…..3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста…………….…….….7 1.1. Определение сущности «художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе………....….7 1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста…………………………………………..…………………….…………15 1.3. Методика художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста нетрадиционными приемами рисования……………………….……19 Выводы по главе I…………………………………………………………….….26 Глава 2. Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста нетрадиционными приемами рисования………………………………………………………………………..27 2.1. Обоснование и разработка педагогических условий художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста нетрадиционными приемами рисования………………………………………………………...…..27 2.2. Разработка и апробирование занятий по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста нетрадиционными приемами рисования…………………………………………………………………….…. 38 2.3 Методические рекомендации по использованию нетрадиционных приемов рисования как эффективного средства художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста…………………………………..……..45 Выводы по главе II………………………………………………………..……..47 Заключение ………………………………………………………………..……48 Литература………………………………………………………………...….…50 Приложения……………………………………………………………….……54
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста 1.1. Определение сущности «художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе Одной из задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, является проблема художественно-эстетического воспитания детей, формирования ее эстетической культуры. Художественно-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного облика, повышения культуры социума, мышления современного человека и художественных способностей. У детей дошкольного возраста способствует формированию эстетических потребностей, вкусов, отношений к миру искусства, красоты, творчества. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования художественно-эстетическое воспитание рассматривает как обязательную образовательную область и предполагает «формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающей действительности; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; сопереживание к персонажам произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей»[31,с.7]. Вопросами изучения художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста занимались ученые: Е.А.Флерина, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев и др.Рассмотрим разные трактовки понятия художественно-эстетического воспитания детей. А.А.Мелик-Пашаев понимает понятие художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как «целенаправленный процесс развития творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве» [17]. В понимании Т.С.Комарова, художественно-эстетическое воспитание – это «такая организация жизни и деятельности детей, которая способствует формированию эстетических и художественных чувств дошкольника, развитию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что окружает [14]. В двух определениях, художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Ш.А.Амонашвили считает, что художественно-эстетическое воспитание – это «процесс воздействия на личность ребенка для формирования у него умения видеть красоту окружающей действительности, искусства и создавать ее» [1, с.101]. Это: ? процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного; ? формирование умения воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, ее оценка; ? развитие художественного вкуса; ? формирование умения к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, формирование умения творчески создавать продукты творчества [1]. Т.Н.Фокина трактует понятие художественно-эстетическое воспитание как «воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой свойственно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [34,с.36]. Б.Т.Лихачев считает, что целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение дошкольников в разные виды художественно-творческой деятельности способны формировать их сенсорную сферу, обеспечить постижение эстетических явлений, поднять до понимания настоящего искусства, красоты действительности и прекрасного [15, с.51]. «Умение ребенка откликаться на привлекательное говорит о том, что будущее умение видеть и понимать красоту окружающей действительности, искусство, творить по законам красоты существует в его душе как возможность», так считает А.А.Петрикевич [25, с.15]. Н.А.Ветлугина считает, что благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова, эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее [2, с.20]. Зарубежные ученые Г.Рид и У.Лоуэнфельд развивали идею спонтанного художественно-эстетического проявления, которая ложится в основу художественно-эстетического воспитания дошкольников. Прослеживается связь с теорией свободного воспитания, исходящая из признания природного совершенства художественных задатков ребенка [6, с.335]. Дж.Дьюи рассматривал эстетическое воспитание в русле позиций прагматизма, где отмечается процесс эстетического развития. Ученый основывался на проявлении сенсорной сферы дошкольника. Прослеживается связь эстетической чувственности с визуально-звуковой, что накладывает отпечаток на стремление эстетической деятельности к самовыражению ребенка[6]. Дж.Рескин подчеркивал необходимость осуществления художественно-эстетического воспитания как «искусство-совершенный показатель духа творца» .По его мнению, «оно становится книгой, нелегкой для чтения, поэтому сами должны обладать духовными качествами, проявление которых приходится постигать. Ни один человек не может понять результатов деятельности, так как ему непонятно проявление истинной страсти, если лишен пламени, и благородства, если сам не благороден» [6]. В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы пришли к следующему определению сущности художественно-эстетического воспитания: «это целенаправленный и систематический процесс развития творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее». Основная цель художественно-эстетического воспитания состоит в том, что «взрастить в человеке эстетическую культуру», включающая: ? умение видеть прекрасное в любом его проявлении (восприятие); ? эмоциональная оценка прекрасного (чувства); ? желание и необходимость получать эстетические переживания посредством созерцания, анализа и создания прекрасного потребности (вкус); ? умение производить оценку и анализ проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам; ? личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве (идеалы) [14, с.52]. Данная цель отражает особенность художественно-эстетического воспитания, вырабатывает и совершенствует в детях способность эстетического сознания прекрасного, дает правильную оценку и восприятие всего, формирование художественного вкуса, творческой активной личности ребенка. Главную цель художественно-эстетического воспитания Л.А. Григорович видит в «активизации умения творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» [6, с.57]. Б.М.Неменский придерживается той же точки зрения. Согласно его мнению «успех деятельности личности определяется широтой и глубиной формирования способностей. Поэтому всестороннее формирование способностей личности есть цель и одна из задач эстетического воспитания» [19, с. 87]. В.Н.Шацкая выдвигает следующую цель художественно-эстетического воспитания: «художественно-эстетическое воспитание служит развитию умению активного эстетического отношения детей к произведениям искусства, стимулирует участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [21,с.67]. Особое место автор в художественно-эстетическом воспитании отводит искусству, как части эстетической культуры. По ее мнению: «это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитанников развиваются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [21, с.156]. Д.Б.Лихачев выделяет задачи по художественно-эстетическому воспитанию: 1. Формирование интереса к эстетически-значимым предметам и явлениям, создание запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Педагог должен подобрать по параметрам предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте, где формируется чувственно-эмоциональный опыт. О.К.Ожерельева отмечает: «разносторонность и богатство знаний – как основу формирования интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность» [22,с.58]. 2. Формирование на основе полученных знаний способностей художественного восприятия, социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Данная задача может быть реализована тогда, когда дети интересуются живописью, внимательно смотрят картину, стараются запомнить название, художника и т.д. 3. Формирование у воспитанников художественно-эстетической творческой способности. Суть заключается в том, чтобы «воспитать, развить качества, потребности и способности личности, которые превращают человека в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему наслаждаться красотой, преобразовывать его «по законам красоты». Ребенок должен любоваться им и оценивать, активно создавать прекрасное в искусстве, жизни, продукты ручного творчества [16]. Художественно-эстетическое воспитание основывается на единстве сформированных природных сил, способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности. В результате возникает и развивается творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе, поведению, к людям и отношениям, к природе и труду. Результатом художественного воспитания, согласно мнению Н.И.Киященко и А.И.Бурова является художественная воспитанность, которая состоит в сформированности знаний, умений и навыков в сфере восприятия искусства, развитости художественного вкуса, суждений, оценок, выраженной потребности общения с искусством, способности к самостоятельному художественному творчеству. Искусство в его многообразии (литература, скульптура, живопись и пр.) является средством формирования духовного мира дошкольников. Художественно-эстетическое воспитание включает в себя такие показатели, как художественно-эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетический вкус, эстетический идеал. Одним из показателей художественно-эстетического воспитания является сформированная способность ребенка любоваться красотой, явлениями в искусстве и жизни. Появление у дошкольника возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства юмора от общения; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности [18,с.2]. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольника развивается еще один показатель – эстетическое сознание, которое отражает сущность эстетического воспитания, и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. В основе эстетического сознания находится эстетический идеал, под которым понимают «представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира». Н.А.Ветлугина считает, что это «представление о совершенной красоте в природе, но для дошкольного возраста свойственна неустойчивость представлений об эстетическом идеале», связанной с недостатком жизненного опыта ребенка, недостаточности знаний в сфере литературы и искусства [2]. Д.Б.Лихачев выделяет эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. Наряду с ними важным показателем эстетического сознания является художественно-эстетическое восприятие, под которым понимают «умение вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [16,с.45]. Художественно-эстетическое восприятие – это умение выделять в искусстве эстетические образы, испытывать чувства, соотнося воспринятое с имеющимися эстетическими критериями, характеризующими взаимосвязь эмоционального и интеллектуального опыта. Формирование художественно-эстетического восприятия есть начало художественно-эстетического отношения к действительности, и требует у дошкольника развития умения различения формы, цвета, оценки композиции, особенностей эмоционально-чувственной сферы. Эстетический вкус – это следующий показатель художественно-эстетического воспитания. Д.Б.Неменский определяет данное понятие, как «жажду общения с подлинным искусством» [19, с.187]. Это способность без анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства. Глубокое переживание эстетического чувства связано с умением эстетического суждения, с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А.К.Дремов определяет эстетическую оценку, как «оценку, основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сути, которое предполагает анализ, возможность доказательства [10,с.235]. Эстетическая оценка – это результат развития, и важное условие эстетического восприятия и формируется в деятельности при целенаправленном руководстве. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста складывается из развития предпосылок художественно-эстетического восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы; становления эстетического отношения к окружающей действительности; формирования элементарных представлений о видах искусства; сопереживания персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной и др.). Таким образом, художественно-эстетическое воспитание представляет собой важную сторону личностного развития детей и предполагает ознакомление с различными видами искусства, накопление художественно-эстетических впечатлений и образов, пробуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги к осознанному творческому процессу, способность понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, воспитание видения прекрасного во всех жизненных проявлениях. У детей дошкольного возраста закладываются начальные художественно-эстетические представления и понятия на основе чувственного освоения художественных образов и их восприятие, умение воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающей действительности, в мире вещей, в процессе восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства, проявления самостоятельной художественно-творческой деятельности. 1.2. Особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст представляет собой период формирования личности ребенка во всех сферах: повышения интеллекта; выработка нравственных качеств; проявление характера, воли; умение управлять эмоциями; физической подготовленности. В данном возрасте проявляются новые качества, растут потребности воспитанников в получении новых знаний, навыков и умений. Важные особенности в деятельности дошкольников – это целенаправленное развитие через творчество. Творческая самостоятельная деятельность детей проявляется в следующем: игры; театральные, кукольные представления, мини-спектакли и пр.; исполнение танцевальных композиций; художественно-изобразительное творчество; чтение стихов, разучивание песен и иные виды словесного творчества. Всё это является фактором успешного художественно-эстетического воспитания воспитанников данного возраста. Художественно-эстетическое развитие воспитанников – процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, где у ребенка развиваются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать, наслаждаться им и способность творить в искусстве. Кроме развития художественно-эстетического отношения воспитанников к действительности и искусству, данный вид воспитания вносит вклад в разностороннее развитие детей. Художественно-эстетическое воспитание способствует развития нравственности ребенка, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Занятия воспитанников способствуют формированию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности [15]. Дошкольное детство представляет собой важный период формирования нравственно-эстетического отношения к жизни; нравственно-эстетических качеств личности. В дошкольном возрасте воспитанники начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, нравственными нормами. У воспитанников формируются устойчивые моральные представления, способность к нравственной саморегуляции. Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, сверстники. Опыт нравственного характера от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Ее выражением является стремление воспитанника к познанию себя и людей, к оценке и самооценке [16]. Для дошкольного периода свойственно то, что в этом возрасте воспитанники придают особое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, старается ее заслужить. Все это говорит о том, что ребенок вступил в период развития, сенситивный для развития и укрепления у него мотивации достижения успехов и личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и иных видов деятельности. У ребенка в этом возрасте развиваются личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это проявляется во внимании к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям являются у дошкольников в игровых ситуациях, в жизни. Дошкольник в больших случаях готов собственные поступки, пользуясь определенными категориями. Это говорит о том, что у него сформировалось начало нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Одна из особенностей художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте связана с изменениями, которые происходят в сфере познавательных процессов ребенка. В качестве примера – это формирование эстетических идеалов у воспитанников, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Как отмечает Б.Т.Лихачев: «суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей заключается в том, чтобы с раннего детства, формировать устойчивые идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это на каждом этапе в увлекательной форме» [16]. На данном возрастном этапе ребенок учится переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Это проявляется в том, что он радуется красивому бантику на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В таких переживаниях отчетливо выступает подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Общаясь с ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и т.д. Поведение взрослых, их отношение к окружающей действительности, к ребенку становится для него программой поведения, поэтому важно, чтобы дошкольники видели вокруг себя больше доброго и красивого. Еще одним из условий является насыщенность учреждения, группы – картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Дошкольник с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Особое значение в художественно-эстетическом развитии детей данного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Педагог не только должен знакомить воспитанников с изделиями народных мастеров, но и вызывать активную деятельность дошкольников, создавать красивое. Обучение должно быть направлено на формирование художественно-эстетических чувств, поэтому имеют место быть занятия (музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация), где педагог обучает воспитанников подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д. Формирование эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса зависит от игры. Большое влияние художественных игрушек оказывает на художественно-эстетическое развитие детей: матрешки, дымковские игрушки, свистульки, поделки и пр.Пример педагога, его эмоциональная отзывчивость на красивое нужны детям для формирования художественно-эстетического вкуса детей. Организуя усложняющуюся систему заданий, обучая дошкольников эстетическому видению и грамотному изображению окружающей действительности, можно научить детей воспринимать картину, видеть в ней предмет искусства. Художественно-эстетические чувства – это специфическая форма отражения окружающей действительности. Они могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении есть сочетания предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Наличие таких объектов достаточно для возникновения у детей эстетических чувств и художественного вкуса, ребенок должен научиться воспринимать разные формы, гармонию звуков, красок и испытывать при этом эстетические чувства. Таким образом, художественно-эстетическое развитие важно для ребенка дошкольного возраста. Под художественно-эстетическим развитием детей дошкольного возраста понимают целенаправленное формирование у дошкольников эстетического отношения к действительности: формирование умения художественного видения мира, приобщение к миру искусства, художественно-творческих способностей и становление художественно-эстетических ценностей. Начало художественно-эстетического воспитания закладывается при участии взрослых после рождения ребенка и продолжают свое становление. Большую роль в художественно-эстетическом воспитании при этом играют семья, детский сад и школа, поэтому необходимо создать атмосферу, где у ребенка быстрее развились эстетические чувства, чувство прекрасного, художественного вкуса. 1.3. Методика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста нетрадиционными приемами рисования Художественно-эстетическое развитие представляет собой важную сторону организации процесса воспи¬тания ребенка, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического от¬ношения ко всему, что нас окружает. Одним из средств художественно-эстетического развития детей является изобразительная деятельность. Это вид художественной деятельности должен носить эмоциональный, творческий характер. Педагог, создавая условия, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть ориентирован на формирование изобразительного творчества детей, на творческое отражение впечатлений от окружающей действительности, произведений литературы и искусства. Рисование – это один из видов изобразительной деятельности, которым дети начинают овладевать уже в раннем возрасте. Наблюдения за эффективностью рисования в дошкольном учреждении приводят к выводу о необходимости применения нетрадиционных приемов, которые создадут ситуацию успеха у дошкольников, способствуют формированию устойчивой мотивации к рисованию. Е.А.Флёрина считает, что изобразительное творчество детей понимается как «сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а впечатлений, полученных им через слово, картинку и иные виды искусства» [33]. Н.А.Ветлугина определяет творчество детей как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности» [2].Творчество способно доставить удовольствие непосредственностью, степенью выражения, где ребенок открывает новое для себя. Л.С.Выготский отмечает, что: «обучить творчеству нельзя, но это не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и проявлению» [4]. Так, изобразительная деятельность это доступный и привлекательный для детей вид деятельности. Руководство изобразительной деятельностью успешно развивает художественно-эстетические способности ребенка Одним из эффективных приемов художественно-эстетического развития являются приемы нетрадиционного рисования, поскольку они способствуют развитию творческого воображения детей; развивает эстетическое восприятие мира и чувство прекрасного; эстетического отношения к действительности. В процессе рисования посредством нетрадиционных форм совершенствуются наблюдательность, художественный вкус; развивается интерес и мотивация к рисованию, положительные эмоции. Нетрадиционные приемы к выполнению изображения способствуют развитию интеллекта у детей, учит нестандартно и творчески мыслить, позволяет привить у детей любовь к изобразительной деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg