Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Продвижение детского чтения в библиотеках: программно-проектный подход

irina_k200 2275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2020
Цель работы – анализ форм и способов продвижения детского чтения в библиотеках на основе опыта в Республике Саха (Якутия). Данная цель определяет следующие задачи: 1. Рассмотреть опыт зарубежных, российских, республиканских библиотек в продвижении детского чтения; 2. Проанализировать программно-проектную деятельность библиотек Республики Саха (Якутия), направленных на продвижение детского чтения. Объект бакалаврской работы – детское чтение. Предметом исследования является продвижение детского чтения с помощью программ и проектов, используемых детскими библиотеками в целях формирования читательской культуры у детей. Новизна исследования заключается в том, что в работе впервые выявлены и проанализированы методы продвижения детского чтения в библиотеках Республики Саха (Якутия). Хронологические рамки бакалаврской работы – 2017-2019 гг., что позволяет дать адекватную оценку деятельности библиотек на современном этапе. В данной работе использовались годовые отчеты детских библиотек РС (Я) за последние три года, где подробно описываются мероприятия, проведенные ими в целях продвижения чтения. При написании данной работы использованы общенаучные и специальные методы познания: 1. Аналитический; 2. Библиографический; 3. Метод анализа и синтеза. Метод анализа документов использовался при рассмотрении и анализе годовых отчетов библиотек Республики Саха (Якутия), публикаций сотрудников библиотек и исследователей в этой сфере. Библиографический метод был применен для выявления круга наиболее значимых источников и литературы и для определения степени изученности данной темы. С помощью метода анализа и синтеза вся изученная информация была обобщена.Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность исследования и определена степень научной разработанности проблемы, указаны цель, задачи, объект, предмет, новизна и методы исследования. В первой главе рассмотрены особенности детского чтения, задачи и методы его продвижения в библиотеках. Во второй главе рассмотрены состояние детского чтения на современном этапе в зарубежных странах, России, а также работа библиотек по поддержке и продвижению детского чтения. Во третьей главе раскрывается состояние детского чтения на сегодняшний момент в Республике Саха (Якутия) и опыт библиотек по его продвижению. В заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы.
Введение

В последние десятилетия, как и во многих странах мира, в России продолжается процесс падения уровня грамотности и читательской культуры населения. В результате стремительного развития технологий произошли кардинальные перемены в жизни общества, которые повлияли не только на статус чтения, его роль, но и сильно изменили отношение к нему. Продвижение книги и чтения в таких условиях становится одним из основных направлений деятельности библиотек. Они осуществляют активный поиск новых методов и каналов продвижения. При этом задачи популяризации чтения и книг находятся в тесной связи с решением других задач – привлечение новых читателей и создание привлекательного образа библиотек путем разработки новых мероприятий, создания комфортной среды для интеллектуального общения, саморазвития. Библиотека – является одним из социальных институтов, влияющих на формирование и развитие читательской культуры у подрастающего поколения. Библиотечное обслуживание детей вносит весомый вклад в социализацию личности ребенка. Детская библиотека воспроизводит и поддерживает саму культуру через востребованность культурно-значимой информации, формирует эту потребность. В последние годы в деятельности библиотек, работающих с детьми и подростками, наметился ряд инноваций, направленных на активизацию чтения. Активно используются, совмещаются инновационные и традиционные формы массовой работы с юными читателями, позволяющие вовлечь их в процесс чтения. Привлечение детей к чтению – задача, которую решают не только библиотеки, но и образовательные организации (детские сады, школы, колледжи и др.), музеи, театры, дома детского творчества, книгоиздательские, книготорговые и другие организации, работающие с детьми, а также основой институт социализации ребёнка – семья. Для того, чтобы всесторонне поддержать чтение детей, сегодня очень важно преодолеть межведомственные барьеры и объединить усилия всех специалистов, входящих в инфраструктуру детского чтения. Ключевым документом стратегического планирования для объединения усилий по поддержке чтения подрастающего поколения является Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, ставшая основой подпрограммы «Детское и юношеское чтение», которая осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2024 годы)». Одним из целевых показателей эффективности в разработанном документе определяется увеличение доли субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы, направленные на развитие детского и юношеского чтения в 2018 году до 20%, а в 2020 году – 50%. Согласно Постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется обеспечить разработку и утверждение региональных программ поддержки чтения, а также планов мероприятий по развитию книготорговой инфраструктуры. В Распоряжении Правительства Российской Федерации «О поддержке негосударственных организаций в сфере книготорговли и распространения печатных средств массовой информации» также говорится о принятии региональных программ поддержки и развития чтения. В этой связи особую актуальность приобретает подготовка и реализация специализированных программ поддержки детского и юношеского чтения на уровне регионов. В целях изучения ситуации с реализацией региональных программ специалисты Российской государственной детской библиотеки с помощью детских и детско-юношеских библиотек – региональных научно-методических центров – в начале 2018 года провели мониторинг. Анализ результатов показал, что в ряде регионов утверждены и действуют общие программы поддержки чтения; существенно меньше специализированных детских программ. Тема детского чтения на современном этапе наиболее глубоко изучается социологами и психологами Российской государственной детской библиотеки В.П. Чудиновой, Е.И. Голубевой, Н.Г. Малаховой, Е.А. Колосовой, О.Л. Кабачек, также И. И. Тихомировой, Н.Н. Сметанниковой и др. Вопросы о программно-проектной деятельности библиотек активно исследуются Н. В. Жадько, З. И. Злотниковой, И. М. Сусловой и др. Наиболее оперативную информацию о практике применения методов продвижения чтения можно получить из статей таких журналов как «Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации», «Библиотечное дело», «Школьная библиотека», «Библиополе», «Современная библиотека», где библиотекари делятся опытом продвижения чтения в детских библиотеках России. В научно-практическом сборнике «Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности» характеризуются методики программ в поддержку книги и чтения, а также обобщается опыт библиотечной деятельности в поддержку чтения в ряде регионов Российской Федерации. Продвижения чтения и книги, формирование читательской культуры у юного поколения является одной из актуальных задач библиотек. Для этого необходимо изучать методы продвижения чтения, используемые в библиотеках, чтобы в дальнейшем совершенствовать их применение на практике. В первую очередь, именно это и обуславливает актуальность данной работы.
Содержание

Введение 3 Глава I Детское чтение: особенности, состояние, методы продвижения 8 1.1. Детское чтение: основные понятия, сущность, функции и содержание 8 1.2. Программно-проектный подход в продвижения чтения в библиотеках 15 Глава II. Состояние детского чтения и его продвижение в России и за рубежом 21 2.1. Состояние чтения в России и зарубежных странах 21 2.2. Работа библиотек по поддержке и продвижению детского чтения в России и за рубежом 27 Глава III. Состояние детского чтения и его поддержка в Республике Саха (Якутия) 39 §3.1. Состояние детского чтения и его поддержка в Республике Саха (Якутия) 39 3.2. Проекты библиотек по продвижению детского чтения в Республике Саха (Якутия) 45 Заключение 56 Список литературы 58 Приложение 1 66 Приложение 2 81
Список литературы

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336. 2. Растим читателя : программы литературного развития детей 3-9 лет / [под общ. ред. Н. Малаховой]. – Москва : НФ "Пушкинская библиотека" : РГДБ, 2015. – 250 с. : цв. ил.
Отрывок из работы

Глава I Детское чтение: особенности, состояние, методы продвижения 1.1. Детское чтение: основные понятия, сущность, функции и содержание Чтение – это творческий процесс, который играет огромную роль в жизни каждого человека. Без чтения нет образования, формирования мировоззрения, профессионального становления, эмоционального и интеллектуального развития. Также оно является сильным средством социализации личности, то есть успешного вхождения в социум. Ребенок становится читателем задолго до того, как научится самостоятельно читать свои первые слова. К моменту поступления в школу ребенок, которого начали приучать к книгам и чтению в семье и в дошкольном учреждении, может и хочет сопереживать литературным героям, стремится понять смысл, сказанного автором, с интересом рассматривает иллюстрации играет и фантазирует на основе литературных произведений, и самое главное – воспринимает чтение как удовольствие, радостный и интересный способ времяпрепровождения. Детское чтение выделяется в структуре чтения по признаку возрастных особенностей читателей в период детства, отрочества и ранней юности (6-9, 10-11, 12-14 лет). Детям свойственны специфические мотивы и цели чтения, пути их реализации, восприятия ими литературных произведений. В начальный период развития личности роль чтения важна в значительно большей степени, чем в последующие, поскольку чтение является замечательным способом познания мира и себя, средством саморазвития. Каждому периоду детства свойственно особое сочетание читательских характеристик и выдвижение некоторых из них как ведущих. В частности, если раньше считалось, что возраст 6-7 лет следует рассматривать, как «детский начальный» в читательском развитии, то сегодня исследователи-социологи к этому возрасту относят первые годы жизни ребенка (начиная с месяцев, когда отмечается эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, подготовка к переходу от конкретного к понятийному мышлению). Младший школьный возраст (7-11 лет) – это переходный период от детского к подростковому чтению, для которого характерны познавательная активность («поглощение» информации), переход от эмоционального восприятия к логическому, увлечение событийной стороной произведения. Как раз в этот период четко прослеживаются различия между предпочтениями мальчиков и девочек. Подростковый тип читателей складывается в 11-13 лет, когда развиваются самосознание и самооценка, познавательные запросы приобретают личностный характер, формируется устойчивость запросов, идет дифференциация мотивов чтения, начинается восприятие внутреннего мира персонажей. Дети 14 лет (переход от подросткового к юношескому этапу развития личности) утрачивают некоторые характеристики читателя-подростка: сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают менее, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. До раннего юношеского возраста читатель осваивает в среднем около 600 книг, их содержание и художественный уровень закладывают основы отношения человека к книжной культуре, как источнику интеллектуального и духовного развития. В связи с этим необходима организация взрослыми (семьей, школой, библиотекой) условий, чтобы сформировать у ребенка осознанную потребность в чтении и навыки информационной культуры. На разных этапах развития личности (в зависимости от гендерных различий, возраста, психологических особенностей и пр.) начинают превалировать различные установки, которые определяют отношение человека к чтению, выбор им того или иного канала информации, вида издания, отрасли знания, жанра или конкретного литературного произведения. По Колосовой Е. А. к социально-психологическим функциям коммуникации и чтения, связанных с потребностями детей на возрастных этапах становления личности, относятся коммуникативная, самообразовательная и самовоспитательная, релаксационная, регуляционная и творческая функции. 1. Коммуникативная функция включает в себя знакомство с процессами коммуникации и освоение новых явлений информационного пространства. При переходе в виртуальное пространство перед личностью открываются новые возможности взаимодействия с другими людьми, в том числе в процессе чтения или по вопросам тесно связанным с данным феноменом. 2. Познавательный интерес к определенной области знаний, активно формирующийся в возрасте 7-11 лет и касающийся не только учебной деятельности, но и быта, досуга и пр. является эффективным мотивом самообразования и самовоспитания в силу своих положительных побудительных свойств, вызывая определенные эмоциональные состояния, стремление к активному поиску знаний. 3. Детское чтение нередко выполняет релаксационную функцию или функцию отдыха. Чтение можно назвать в какой-то степени универсальным видом отдыха, который можно осуществлять практически везде. Чтение можно совмещать с другими видами деятельности, связанными с релаксацией, например, перед отходом ко сну, на пляже и пр. 4. Регуляционная функция детского чтения, в первую очередь, связана с тем, что ребенок-читатель учится планировать свое время, больше успевает в школе и на дополнительных занятиях. 5. Специфика текста, с которым работает читатель, безусловно, дает простор восприятию, не ограничивая его рамками места и времени. Детское чтение выполняет, наряду с прочими, творческую, а также индивидуализирующую функцию, которая существенно усиливает разностороннее воздействие чтения на личность ребенка. Каковы мотивы обращения к книге и чтению читателя-ребенка? Термин “мотивация” применительно к чтению используется в исследовании причин и механизмов, определяющих направленность человека на общение с книгой. В мотивации выделяют стимулы, мотивы, потребности, интересы. Мотив – это реакция на стимул, обеспечивающая стремление, влечение, желание читать, от которой зависит результат, эффективность и качественные особенности протекания процесса чтения, сила поглощенности, увлечения книгой. В качестве основных мотивов чтения исследователи выделяют следующие: • познавательные, • утилитарно-практические, • самосовершенствование, • самообразование, • эмоциональные, • эстетические, • развлекательные. Содержание, структура детского чтения определяется социально-культурными влияниями среды в узком (семья) и широком (общество) смысле, психико-генетическими процессами развития ребёнка. Дети, как бы, «просеивают» информацию собственной системой мышления, мироощущения, школой ценностей, специфичной для каждого возраста, и выявляют интересующие их темы, сюжеты, жанры, героев. В структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу, вводящую ребёнка соответственно в реалии своего народа, общества, государства, и в инонациональную культуру. Н. В. Вахрушева выделяет следующие особенности детского чтения: 1. Отсутствие нижнего возрастного предела для начала чтения. Возраст, с которого начинается знакомство ребенка с книгой, варьируется в зависимости от способностей юного читателя или от желания родителей. Родители из желания воспитать юных гениев с пеленок все чаще обращаются к методикам раннего чтения, в соответствии с которыми малыша знакомят с книгой и печатным словом с первых дней появления на свет (методика Домана, А. Маниченко). Интерес к книге у ребенка появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Проведенные психологами и педагогами исследования, посвященные чтению в семье, подтверждают, что чем раньше такой интерес появляется, тем своеобразнее, оригинальнее в ребенке вырастает читатель, и как следствие, человек с высоким интеллектуальным потенциалом. Современные мамы, активно занимающиеся воспитанием своих детей, приобщают их к чтению с самого младенческого возраста (от нескольких месяцев до года), используя как традиционные, печатные книги, так и книги на иных материалах и в новых формах (книги на плотной основе, музыкальные, игровые). 2. Широкие возрастные рамки – от 0 до 17 лет. Естественно, предпочтения читателей на всем этом промежутке неодинаковы. Так, ОСТ 29.127-2002 предлагает деление детской читательской аудитории на 4 группы: дошкольники (до 6 лет), дети младшего (7-10 лет), среднего (11-14 лет) и старшего (старше 14 лет) школьного возраста. Считается, что в пределах указанных групп существует наибольшее сближение читательских предпочтений и уровня понимания детей. Однако говорить о полном совпадении интересов, конечно, не приходится в связи с тендерными различиями, а также с тем, что даже в одной группе может существовать множество подгрупп, объединенных жанровыми предпочтениями, пристрастиями к книгам определенного автора и т. д. 3. Третьей особенностью является то, что отношение ребенка к книге находится на стадии формирования (в отличие от взрослых, которые имеют уже сложившееся мнение по данному вопросу). Эта позиция очень важна для понимания процессов трансформации взаимоотношений ребенок – книга. Постепенно в детском сознании происходит отграничение одного вида деятельности от другого: чтения от игры, купания, сна и т. д. Наиболее трудным, пожалуй, можно назвать разделение чтения и игры: сходны не только их функции, но и возможности многократного воссоздания мира «понарошку» в мире реальном (что, впрочем, осознается детьми далеко не сразу, обычно они все воспринимают «взаправду»). Однако обособление чтения является необходимым для взращивания в ребенке читателя. И еще более важным является создание привлекательного образа книги – книги как друга. Так, получив негативный опыт чтения (заставили прочесть, критически отнеслись к интерпретации читателем текста и т. д.), ребенок, скорее всего, не будет в дальнейшем получать удовольствие от этого процесса и предпочтет ему другие занятия, и наоборот (здесь мы говорим о детях, уже умеющих читать самостоятельно; дети-слушатели обычно чтение любят, хотя тоже довольно часто меняют свое отношение к нему – «нравится/не нравится, хочу/не хочу»). 4. На выбор ребенка, как правило, влияют взрослые (родители, старшие братья и сестры, воспитатели, учителя и т. д.): взрослый выступает в роли «транслятора культурного опыта». Конечно, вопрос о том, насколько ребенок поддается этому влиянию, решается в каждом конкретном случае по-разному в силу возрастных и психологических особенностей читателя. Однако очевидно, что вмешательство взрослого в чтение дошкольников и детей младшего и среднего школьного возраста будет значительно большим, чем в чтение старшей возрастной группы, так как там, где подростки уже осознанно могут охарактеризовать свои литературные пристрастия и самостоятельно выбрать книгу, их более младшие современники еще нуждаются в помощи и советах. Опираясь на данные многочисленных социологических исследований, можно определить следующие тенденции, характерные для чтения современных детей и подростков: - постепенное снижение к печатному слову, падение престижа чтения; - сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей и юношества; - изменение характера чтения, которое становится более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным; - преобладание «делового» чтения над «свободным» (как правило, начиная с подросткового возраста постепенно растет доля читающих литературу преимущественно по школьной программе); - возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе; - увеличение различий в чтении мальчиков и девочек; - изменение «свободного» (досугового) чтения у подростков в сторону предпочтения литературы развлекательного характера; - усиление воздействия низшего слоя массовой культуры, особенно аудиовизуальной, на досуговое чтение; - рост числа подростков, ограничивающихся только чтением периодики; - уход из круга чтения повестей и романов «для души», произведений лучших отечественных и зарубежных авторов, ранее традиционно популярных у этой группы. Осмыслив названные особенности, приходим к выводу, что на читателя-ребенка внешние факторы влияют особенно сильно в силу возраста, с которого начинается знакомство ребенка с книгой, несформированности личной позиции по отношению к книге, опосредованности выбора и восприятия услышанного или прочитанного. Под внешними факторами мы понимаем ту современную среду, в которой живут читатели-дети, на примеры которой они ориентируются. И книжная культура, чтение являются важнейшими ее показателями. 1.2. Программно-проектный подход в продвижения чтения в библиотеках Под продвижением чтения в библиотеке следует понимать не только специально организованные акции и мероприятия, но и всю работу по раскрытию своего фонда и приобщению читателя к книге. Целью продвижения книги и чтения в библиотеках является: пробуждение, поддержание и формирование у населения интереса к книгам, чтению и библиотеке. К основным задачам продвижения книги и чтения в библиотеке можно отнести следующие: • Пропаганда ценности книги и чтения, формирование информационной культуры личности, информирование населения о новой литературе; • Развитие у молодежи интереса и потребности к чтению, вовлечение молодых пользователей в культурно-просветительскую деятельность библиотек; • Позиционирование чтения как достойного способа полезного содержательного и интересного досуга; • Содействие укреплению положительного имиджа библиотеки как информационно-культурного центра в глазах населения. Продвижение чтения может осуществляться в различных сферах деятельности современной библиотеки: - в массовой (досуговой, коммуникативной, социокультурной) работе библиотеки; - при организации выставок; - при создании информационно-библиографической продукции; - в интернет-среде; - при индивидуальной работе с читателями. Мероприятия по продвижению книги и чтения можно разделить на группы: • Деятельностные: литературные клубы, мероприятия, акции, конкурсы и проекты, приглашающие к сотрудничеству и включению в читательскую, творческую, литературную деятельность. • Информационные: мероприятия, посвященные чтению, знаменательным литературным датам, премиям в области литературы, книгам- и авторам-юбилярам, обзоры новых книг, тематические подборки публикаций, книг, видео- и аудиорепортажи, встречи с участниками литературного и издательского процесса, анализ литературного сегмента Интернета. • Интерактивные: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей, голосования. В библиотеках применяют разнообразные методики привлечения внимания к книге и чтению, но зарубежная и отечественная практика убедительно доказывают, что этот процесс наиболее эффективен при использовании библиотеками программно-проектного подхода. Программно-целевая (проектная) деятельность библиотек – это «разработка документов (целевых программ, концепций, стратегических планов, проектов), намечающих возможные пути достижения одной или нескольких целей конкретными исполнителями при определенном ресурсном обеспечении (И. М. Суслова), в условиях перехода к целевому управлению библиотекой». Довольно часто термины «программа» и «проект» употребляются как синонимы, но разница в этих понятиях существует. Программа – это описание модели будущей деятельности, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем, по одному или нескольким направлениям. В ней формулируются конкретные задачи, определяются ресурсы, необходимые для их осуществления, временные рамки, исполнители. Целевая программа – документ, который содержит взаимосвязанную группу проектов (циклов мероприятий), имеющих общую взаимосвязанную цель, определённое ресурсное обеспечение, скоординированных по времени реализации. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на межгосударственном, государственном, региональном, муниципальном уровнях управления. Однако программа сама по себе, как правило, не может служить основанием для финансирования, так как не приносит быстрого и заметного социального эффекта. Обычно программа служит базой для разработки и осуществления тех или иных проектов, результатом которых и будет качественное изменение состояния, вызванное реализацией запланированных задач. Проект – взаимосвязанный набор мероприятий и процессов, основная цель которого – реализация масштабной конкретной задачи. Его главные атрибуты: наличие сроков исполнения, ресурсы, миссия. Реализация проекта может быть подсчитана количественно, а также качественно. Это описание конкретной ситуации, которая может быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект может существовать как составная часть программы или как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории. Он представляет комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых также выделяются соответствующие ресурсы, устанавливаются определённые сроки. Проект – это разовая деятельность, которая: неповторима, уникальна; имеет конечную цель и промежуточные задачи; производит чётко обозначенный конечный результат, который может быть оценен. Важнейшее отличие между проектом и программой – это их масштаб. Программа – это несколько проектов, объединённых между собой одной целью. Она измеряется не количественно, а качественно и предполагает изменение состояния. Сроки реализации проекта, как правило, определены жёстко, а их перенос неизбежно повлияет на воплощение в жизнь программы. Также есть отличия и по сложности воплощения в жизнь поставленных задач. Реализация проекта видится более простой, так как для успеха достаточно достигнуть целей к определённому периоду времени. Программа – это лишь гипотеза, которая должна найти своё подтверждение на практике. Не всегда взаимосвязанные проекты и их успешное воплощение приводят к изменению состояния, а результат и вовсе может оказаться непредсказуемым. Библиотечные проекты представляют собой социальные некоммерческие проекты в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации. В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно-библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов. Для современной библиотеки – это средство управления, планирования и определения основных направлений использования ресурсов. Проекты в библиотечном деле могут быть классифицированы по разным признакам (по И. М. Сусловой): по масштабу: - мегапроекты как правило, содержат несколько взаимосвязанных проектов развития всей культурной среды; - к мультипроектам относятся комплексные программы стратегического развития библиотек, учитывающие возможные изменения внешней среды; - монопроекты реализуются одной библиотекой, имеют конкретную цель, определенные нормы финансирования, ресурсного обеспечения, установленные сроки и конкретное содержание; - малые проекты чаще используются в небольших публичных библиотеках, как правило реализуются в связи с теми или иными знаменательными событиями в регионе; по содержательному признаку: пилотные, инвестиционные, информационные, инновационные, маркетинговые, стратегические, организационные, партнерские, экономические, образовательные, социально-культурные, проекты по повышению квалификации и т.д. Преимущества программно-проектных методов: – представляя четко сформулированные и подробно просчитанные программы или проекты, предлагающие пути и методы решения, актуальных для государства и общества проблем (а именно таковыми являются сегодня проблемы чтения), библиотеки вправе рассчитывать на их финансирование; – разработка программ/проектов способствует развитию инновационной деятельности библиотек, продвижению новых идей и форм работы, новых технологий популяризации чтения, раскрытию творческого потенциала сотрудников библиотек; – повышается общественный престиж библиотек, их социальный статус и значимость в социуме; – развиваются читательская активность и компетентность, повышается культура чтения и его качество; – развиваются и укрепляются партнерские связи библиотек. Разрабатывая проекты, специалисты библиотеки учитывают возрастные группы, интересы читателей, социальную позицию, а также психологические и физиологические особенности групп населения. Для привития любви к книгам и чтению детям, библиотекари привлекают их к участию в проектах, направленных на развитие интеллекта, присвоение детям любви к родному краю, организацию литературного досуга на каникулах, совместному творчеству детей и родителей, вербальному контакту детей между собой. Глава II. Состояние детского чтения и его продвижение в России и за рубежом 2.1. Состояние чтения в России и зарубежных странах Состояние чтения детей, подростков и юношества зависит от многих факторов, прежде всего от деятельности основных социальных институтов его поддержки, в том числе семьи, системы образования и системы книгораспространения. Большое значение в организации политики поддержки чтения играют национальные особенности стран (система государственного управления и степень развития гражданского общества, социальная структура, в том числе наличие семей, находящихся за чертой бедности, проблемы мигрантов и др.), специфика различных культур и языков и многое другое. В зарубежных странах, как и в России, сегодня идут схожие процессы в области детского чтения: снижается процент читающих детей, так называемое «цифровое поколение» активно перемещается в виртуальную сеть, не оставляя книгам места в своей жизни, также у них развивается клиповое мышление, которое не позволяет осваивать длинные и сложные тексты. В обзоре Г. Ф. Онуфриенко «Новые методы продвижения чтения и литературы в библиотеке (зарубежный опыт)», представлена статистка состояния чтения некоторых стран на 2016 год. Отдельно состояние детского чтения в зарубежных странах обнаружить не удалось. Великобритания: 45% британцев предпочитает смотреть TV, нежели читать. Каждый четвёртый ребёнок, оканчивая начальную школу, не умеет бегло читать. 14 % детей из бедных семей не прочитало в своей жизни ни одной книжки. Болгария: 51% болгарского населения не прочитал за год ни одной книги, 30% из оставшихся прочитали за тот же период от пяти до десяти книг, а 19% — более десяти. Германия: 44,6% немцев читает раз в неделю, 14,1% — ежедневно; 37,7% — раз в месяц. По сравнению с 2014 годом количество регулярно читающих в Германии немного сократилось, однако 24,4% респондентов хотели бы читать больше, если бы имели на это время. Испания: 35% населения не читает вообще. Среди читающих 7,5% за год прочло только одну книгу, 42,1% — 2–4 книги и лишь 14,1% — более 13. Библиотеками пользуются 28,6% испанцев. Китай: средний житель Поднебесной прочитывает за год 0,7 книги. В 90-е годы каждый китаец покупал по 5 книг в год, сегодня — в лучшем случае одну, хотя книги в стране дёшевы и легко доступны. Наиболее популярные причины, по которым население не читает: занятость на работе, нехватка времени - 42,8%, отсутствие привычки читать - 35,8%. Норвегия: исследования Норвежской ассоциации книготорговцев и книгоиздателей показали, что в 2013 г. 93% жителей страны прочитало минимум одну книгу, средний норвежский читатель — 17 книг. Самой активной читательской группой оказались люди свыше 60 лет (23 книги), за нею следуют группы: 40–59 лет (17 книг), 25–39 лет (15 книг), 15–24 года (10 книг). Финляндия – страна книголюбов. Три из четырёх финнов покупают одну новую книгу в год, а шесть из десяти — 10 книг. И показатели эти растут. Чехия: чехи читают больше всех в Европе. Среднестатистический чех прочитывает 17 книг в год, его среднестатистическая домашняя библиотека насчитывает 246 томов. Только 2 % населения не имеет книг в доме. Каждый второй чех пользуется публичной библиотекой, поскольку в последние годы книги сильно подорожали. Швеция: среднестатистический житель ежедневно тратит на чтение книг по 20 минут. Каждый швед прочитывает за год более восьми книг. Польша: в 2014 г. минимум одну книгу прочитали 41,7% поляков. Количество людей, прочитавших от 3 до 6 книг в год, увеличилось до 12,3%. С 47,1% до 34,1% сократилось число поляков, переставших читать. Латвия: в 2012 г. международный социологический опрос школьников показал, что если до четвёртого класса они читают на вполне европейском уровне, то с 5-го по 7-й интерес к книгам у них резко атрофируется. Латвия оказалась на первом месте позорного списка нечитающих школьников. В итоге самыми читающими странами можно признать Швецию, Финляндию, Чехию, Норвегию. Аутсайдерами в этом списке оказались Латвия и Польша. Получив некоторое представление об актуальном состоянии и продвижении чтения в ряде стран мира, можно убедиться, что катастрофическое падение читательской активности не является универсальной проблемой нашего времени. Есть государства, которые сумели сохранить престиж чтения и продолжают поддерживать его на высоком уровне. Во второй половине XX века в России детское чтение изучалось в ходе крупнейших социологических исследований – «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Социальная среда и чтение школьников», «Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков – читателей библиотек». В последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется вследствие огромного количества перемен в жизни российского общества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 54 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 1 страница
1222 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 69 страниц
1725 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 72 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 55 страниц
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg