Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проекты библиотек по поддержке и развитию чтения Нерюнгринского района

irina_k200 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2020
Объект исследования – деятельность библиотек по продвижению книги и чтения. Предмет исследования – проекты и программы библиотек по продвижению чтения периодических изданий. Цель исследования заключается в анализе проектов по поддержке и продвижению чтения в библиотеках Нерюнгринского района. Для достижения цели служат следующие задачи: -определение понятия «продвижение книги и чтения»; -анализ нормативно-правового и методического обеспечения деятельности библиотек Российской Федерации по поддержке и развитию чтения; -обобщение опыта деятельности библиотек Российской Федерации по поддержке и развитию чтения; -анализ деятельности библиотек Республики Саха (Якутия) по поддержке и развитию чтения; -разработка рекомендаций по реализации проекта продвижению чтения в Нерюнгринском районе. Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе «Библиотеки как центры поддержки и развития чтения» были рассмотрены нормативные документы Российской Федерации по развитию и продвижению чтения в библиотеках, национальная программа Российской Федерации по развитию и продвижению чтения и социально-культурный проект: специфика, этапы реализации.
Введение

Библиотека – это единственный социальный институт, где отслеживается национальный репертуар печати и приобретаются с возможно большей полнотой выходящие в стране издания с тем, чтобы предоставлять их в общественное пользование, в основном бесплатно. В условиях регионализации всех институциональных сфер и низкой покупательной способности членов общества (особенно в малых городах и на селе), библиотеки становятся одним из основных социальных институтов, который мог бы взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение доступности информации в такой масштабной стране, как Россия. Тем более что посещаемость библиотек (около 1 млрд. посещений в год) в три раза выше по сравнению с остальными учреждениями культуры вместе взятыми. Основная цель библиотек сегодня – максимальное приближение своей содержательной и организационной деятельности к реальным потребностям пользователей. В муниципальных библиотеках это, в основном, деловое чтение. На селе преобладают досугово-развлекательные формы. Библиотеки, выполняя общесистемные задачи, активно участвуют в формировании единого информационного и культурного пространства местного сообщества. На это должны быть нацелены все проводимые мероприятия. Библиотекам необходимо инициировать создание новых совместных взаимовыгодных проектов со своими партнерами, организуя рекламу своих мероприятий и услуг (афиши, буклеты, закладки). В РФ в настоящее время действуют более 130 тысяч библиотек различных типов и видов, и это число остается стабильным благодаря усилиям профессионального сообщества. В целом, несмотря на все сложности переходного периода, библиотеки составляют одну из немногих систем в области культуры, образования и науки, которая в значительной степени сохранила свой кадровый и организационный потенциал.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Библиотеки как центры поддержки и развития чтения 5 1.1 Национальная программа Российской Федерации по развитию и продвижению чтения 9 1.2 Проекты поддержки и развития библиотек Российской Федерации 14 Глава 2. Концепция поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия) 24 2.1 Проекты поддержки и развития чтения в библиотеках Республики Саха (Якутия) 29 2.2 Проекты библиотек по поддержке и развитию чтения в Нерюнгринском районе 33 Заключение 51 Список литературы: 54
Список литературы

1. Аскарова, В.Я. Коммуникативные практики стимулирования читательской деятельности: в поисках утраченного гуманитарного смысла / Виолетта Яковлевна Аскарова // Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик: [материалы всерос. конф. (Санкт-Петербург, 15–16 нояб. 2012 г.)] : [сб.] / сост. В.В. Ялышева, А.С. Степанова ; ред. Ю.В. Зобнин. — СПб., 2013. — С. 30—45. 2. Аскарова, В.Я. Формирование коммерческого взаимодействия с читателями в России: основные этапы / Виолетта Яковлевна Аскарова // Чтение. XXI век : кол. моногр. / науч. ред.-сост. В.Я. Аскарова ; Челяб. гос. акад. культуры и искусства. — Челябинск, 2014. — С. 273—293. 3. Беляева, Л.Ф. Повышение читательского интереса к библиотекам. Работа с молодёжной аудиторией // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2008. - № 9. - С. 74-79 4. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос.Биб-ка. - М .: Пашков Дом , 2007. - 1300 с 5. Борусяк, Л. Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодёжь. По данным анализа сети ВКонтакте / Любовь Фридриховна Борусяк // Вестник общественного мнения. — 2015. — № 1. — С. 90—105. 6. Бурбан В. Книга и молодежь. Взгляд в третье тысячелетие ... [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.zerkalo -nedeli.com/nn/show/274/25439/. Загл. с экрана 7. Бутенко, И.А. Чтение на рубеже веков: кто, что и сколько читает / И.А. Бутенко // Человек Читающий: Homo legens — 2 / Б.В. Бирюков, И.А. Бутенко (отв. ред.); Минкультуры РФ, Рос. ин-т культурологи и др. — М., 2000. — С. 9—24. 8. Год литературы в России 2015. Инициативы сообщества // Университетская книга. — 2015. — Янв.—фев. — С. 26—31. 9. Дымов, И. «Мы хотим, чтобы люди читали» / И. Дымов // Книжное обозрение на 14-й ММКЯ. — 2001. — № 2. — С. 5. 10. Жадько, Н. В. Проектное развитие библиотек / Н. В. Жадько. - Москва : Елена, 2000. - 96 с 11. Кавелина, Е. Интернет книги не соперник / Е. Кавелина / / Этносфера. - 2008. -№ 11 - С. 4 – 6 12. Концепция Национальной программы «Чтение»: [Принята 7 сентября 2001 года Всероссийским конгрессом в поддержку чтения] // Чтение. Общество. Государство: материалы к Всерос. совещ. «Регионы России: читающие дети — читающая нация»: (23 мая 2002, Россия, Москва): Кн. 2 / СИРПП и др. — М., 2002. — С. 14—17. 13. Королёва, И. С. Игры и вовлечение: как библиотечные мероприятия отвечают настроению читателей / И. С. Королёва // Библиотечное дело. - 2015. - № 21. - С. 26-29. 14. Королева, И.С. Мегапроект «Библиотека и читатель: мы вместе!», или коммуникационные стратегии отдела социокультурного развития Псковской ОУНБ / Ирина Сергеевна Королева // Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик: сб. ст. / [сост.: Ялышева В.В., Степанова А.С.] ; Рос. нац. бка. — СПб. РНБ, 2013. — С. 46— 57. 15. Костюк, К.Н. Библиотека — это медиа / Константин Николаевич Костюк // Книга в новой медийной среде / К.Н. Костюк. — М. : Директ-Медиа, 2015. — С. 305—342. 16. Крылова Н. Б., Руссак З. В. Новое поколение – новые технологии в привлечении к чтению классики // Вестник ЧГАКИ. – 2014. – №2 (38). – С. 22-27. 17. Крылова Н. Б., Руссак З. В. Художественная классическая литература как библиотечный ресурс личностного роста старшеклассников // Вестник ЧГАКИ. – 2013. – №4 (36). – С. 39-41. 18. Ловкова, Т.Б. Теоретические основы досуговой деятельности публичных библиотек / Т.Б. Ловкова // Библиотека как центр досуга : учеб.-метод. пособие / Т.Б. Ловкова. — М., 2009. — С. 6—41. 19. Лопатина, Н.В. Библиотечная профессия в информационном обществе: разрушение или развитие / Наталья Викторовна Лопатина // НТИ. Сер. 1. Орг. и метод. информ. работы. — 2014. — № 5. — С. 18—23. Майстрович, Т.В. Библиотека в социальном институте чтения / Т.В. Майстрович // Библиосфера. — 2015. — № 1. — С. 58—61. 20. Маркова, В.А. Модели читательских практик и их трансформация в электронной среде / Виктория Анатольевна Маркова // Науч. и техн. б-ки. — 2015. — № 1. — С. 66—80. 21. Марковец, А. Новые тенденции в книжном маркетинге: смартфоны для поколения постмиллениума / Александр Марковец // Книжная индустрия. — 2015. — № 6, июль-авг. — С. 67. 22. Матвеева И. Ю. Читать подано! Социальные сети в поддержку и продвижение чтения // Вестник ЧГАКИ. – 2010. – №3 (23). – С.25-31. 23. Мелентьева Ю. П. Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России // Библиосфера. – 2006. – №2. – С. 3-6. 24. Мелентьева, Ю.П. Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России / Юлия Петровна Мелентьева // Библиосфера. — 2006. — № 2. — С. 3— 6. 25. Мелентьева, Ю.П. Чтение в культуре повседневности. Обыденное чтение как распространенная современная модификация чтения. Постановка проблемы / Юлия Петровна Мелентьева // Библиосфера. — 2014. — № 3. — С. 7—10. 26. Мелентьева, Ю.П. Чтение: модели и модификации / Юлия Петровна Мелентьева // Чтение. XXI век : кол. моногр. / науч. ред.-сост. В.Я. Аскарова ; Челяб. гос. акад. культуры и искусства. — Челябинск, 2014. — С. 37—48. Беляева, Н.Е. Молодёжь и чтение художественной литературы: цифровая среда / Надежда Евгеньевна Беляева // Молодые в библиотечном деле. — 2015. — № 2, фев. — С. 57—65. 27. Национальная программа поддержки и развития чтения. — М. : МЦБС, 2007. — 56 с. (Электронный вариант: URL: http://www.mcbs.ru/chtenie/). Продвижение библиотечных продуктов и услуг / авт.-сост. Е.С. Бурлакова ; ГБУК «ООУНБ им. Н.К. Крупской». — Оренбург : РИО ООУНБ им. Н.К. Крупской, 2014. 28. Протопопова, Е.Э. Рекомендательная библиография в веб-среде / Елена Эдуардовна // Современная библиотека. — 2015. — № 1. — С. 30—33. Сергеева, А.В. Хотят ли русские читать? / Алла Владимировна Сергеева // Русские: как мы изменились за 20 лет? / А.В. Сергеева. — М. : Изд-во «ФЛИНТА» ; Изд-во «Наука», 2015. — С. 263—275. 29. Русских Е. В. Современное юношеское чтение и электронные ресурсы как способ приобщения к книге // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. – №3. – С. 236-240. 30. Сидорова, А.Г. Буктрейлеры в России: к вопросу о новых технологиях рекламы книги / Анна Геннадиевна Сидорова // Современный читатель и библиотека: выбор Библиотека в эпоху перемен. - 2016. - Вып. 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/BEP/2016/01/2016-01_bep-1.pdf 31. Согрина, М. Исчезающий вид : [фрагмент статьи «”Умные книги”, кофе и сигареты. “Non/fiction № 8”»] / М. Согрина, Ю. Антонова // Культура. — 2006. — № 48, 7—13 дек. — С. 4. 32. Сокольская, Л.В. Компромисс между каноном и вызовом как выбор современной библиотеки / Лэся Васильевна Сокольская // Чтение. XXI век : кол. моногр. / науч. ред.сост. В.Я. Аскарова ; Челяб. гос. акад. культуры и искусства. — Челябинск, 2014. — С. 260—272. 33. Стельмах, В.Д. Литературные символы в визуальном коммуникативном пространстве / В.Д. Стельмах // Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик : сб. ст. / [сост. : Ялышева В.В., Степанова А.С.] ; Рос. нац. б-ка. — СПб. : РНБ, 2013. — С. 46— 57. 34. Тикунова, И.П. Функциональная модель библиотеки общества знаний в региональном контексте / Ирина Петровна Тикунова // Роль библиотеки в формировании регионального социально-культурного пространства : сб. науч. статей / отв. ред. Е.Б. Артемьева. — Новосибирск, 2009. — С. 97—105. Центры чтения при библиотеках — инновационный инструмент продвижения книги и чтения в обществе / сост. Т.В. Бартенева ; ГБУК РО «Библиотека им. Горького». — Рязань, 2012. — 24 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Библиотеки как центры поддержки и развития чтения Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Можно приводить многочисленные примеры высказываний авторитетных людей, в которых книга и чтение рассматриваются как одно из главных средств социализации человека - его духовного, интеллектуального, творческого развития. Со времени существования «книжной культуры» чтение превратилось в одну из самых важных технологий. Владение навыком чтения давало человеку возможность социального продвижения: он мог продолжить образование, совершенствоваться профессионально и духовно, заниматься наукой, творчеством, с пользой и удовольствием провести свободное время. Это свидетельствует о многогранности чтения как явления, которая в разное время и степени отражается «в структуре чтения конкретной личности». Мы с вами как специалисты в области чтения не можем не замечать: основная тенденция последних лет – утрата чтением его исключительной роли в жизни общества, потеря статуса престижного занятия. Распространение электронных средств массовых коммуникаций и урбанизация общества повлекли за собой процесс отхода от книг: взрослые теряют навыки чтения, а дети не приобретают их. Сложившаяся ситуация характеризуется специалистами как «кризис чтения». В условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), снижения языковой грамотности, когда чтение становится все больше обыденным занятием («чтением некультурным»), необходимо приложить усилия всем заинтересованным институциям для исправления негативных тенденций. Для этого необходимо постоянно взаимодействовать с читателем (пользователем, потребителем), оказывать ему всестороннюю помощь в выборе лучших образцов литературы, в первую очередь, художественной и нон-фикшн, в соответствии с возрастной, социальногрупповой и профессиональной принадлежностью. Читательскую потребность в качественном чтении нужно культивировать. «Заставить читать невозможно, но «заразить» чтением можно. В первую очередь, эта задача для публичных и школьных библиотек, являющихся базовыми организациями в работе с населением по продвижению не только массового, но главное качественного чтения. На развитие чтения ориентирует библиотеки и Национальная программа поддержки и развития чтения. В России грамотные, «книжные люди» высоко ценились и пользовались уважением и при царской власти, и в период строительства социалистического государства. «При советской власти русские гордились тем, что они живут в “самой читающей в мире стране”». Эти слова подтверждают данные опроса, проведенного Левада Центром в 1990 г. Тогда число регулярно читающих книги россиян, составляло 56%. Политические, экономические, административные и др. реформы 1990–2000-х гг. трансформировали российское общество, ухудшили материальное положение основной части его членов. Сократилось количество свободного времени, выделяемого на досуг, большую часть которого ранее занимало чтение. Исследования подтверждают, независимо от реальной или электронной среды, чтение остается одной из базовых технологий развития человеческой цивилизации. Повысился интерес исследователей к чтению как культурному феномену и в связи с развитием чтения с экрана. Систематизируются знания о теории чтения ХХ в. Цель работы — использовать интегрированное знание при переосмыслении подходов в современной практике обучения и распространения чтения, выработке стратегий «обучения экранному чтению». Определяется степень зависимости чтения от внешних обстоятельств; выделяются и рассматриваются отдельные его модели и модификации; устанавливаются различия между обыденным («некультурным») и качественным чтением. «Понимание сложности чтения, его “многослойности” позволит специалистам разного уровня более профессионально подходить к решению задач, связанных с продвижением чтения, привлечением к чтению и т.п., учитывая особенности формирования и бытования различных моделей и модификаций чтения, актуальных для личности в каждый момент ее жизни». Исследуются читательские практики в электронной среде (модели: читательсобеседник, читатель-последователь, читатель-пользователь, читатель-игрок). Благодаря интерактивности электронной среды, читатель «имеет возможность вступать в диалог непосредственно с автором или другим читателем текста». Парадокс заключается в том, «что само сетевое пространство не дает возможности для напряженных, вдумчивых отношений с текстом, во время которых происходит поиск ответов на поставленные вопросы, возврат к тем или иным фрагментам книги, перечитывание». Учебным заведениям и библиотекам рекомендуется уделить наибольшее внимание начинающему читателю и привитию у него «навыков диалогового чтения». В исследованиях пристальное внимание уделяется особенностям «электронного чтения, которые связаны с требованиями повышения скорости обработки и усвоения больших объемов информации (программа PISA , а также перспективам его развития, а именно вероятность замены процесса чтения процессом считывания). Исследуется, также, проблема социальной полезности библиотеки, новая идеология взаимоотношения ее с читателями в современных условиях, основанная на гуманистических смыслах «служения читателю» и использовании информационных технологий в качестве средства оказания всемерной помощи читателю и создания для него максимально благоприятных условий. «Сейчас за рубежом и в крупных городах России создаются различные литературные кафе, интеллектуальные клубы. Почему же таким местом, где человек может «читать и мечтать», поработать с отобранной и отфильтрованной экспертами информацией, получить квалифицированный совет по поводу чтения и работе с различными текстами, продвинуться на пути познания и обогатиться новыми смыслами не может и не должна стать библиотека?». 1.1 Национальная программа Российской Федерации по развитию и продвижению чтения В связи с кризисом чтения в нашей стране и его последствиями в 2007 году была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ на 2007–2020 годы». Это первая программа, реализация которой должна помочь существенным образом изменить в обществе и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре и стать стартом для планомерного и логически последовательного формирования и осуществления эффективной национальной политики в области поддержки и развития чтения. В разработке Программы были вовлечены многие ведущие российские эксперты из сферы культуры, образования, науки, экономики, книгоиздания и книжной торговли. Принятие и реализация Программы диктуется острой жизненной необходимостью, поскольку современная ситуация со снижением интереса к чтению рассматривается как кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Опасность заключается в том, что без чтения немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны. В Программе указывается, что успешность Национальной программы поддержки и развития чтения зависит от эффективности конкретизации и реализации её положений на уровне различных регионов России и с учётом особенностей их социокультурного развития. Также в Программе подчеркивается важнейшая роль библиотек: «Библиотеки должны использовать этот уникальный шанс снова громко заявить о себе и, будучи одним из самых продвинутых институтов инфраструктуры поддержки и развития чтения, предложить интересные проекты реализации Программы на федеральном, региональном и местном уровнях». Расширение числа задач, стоящих сегодня перед библиотеками, необходимость усиления их роли в обществе недостаточно осознаются и обществом, и властными структурами на всех уровнях. В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большей части библиотек в 1990-е годы, когда средства выделялись практически только на заработную плату, сложилось крайне тяжелое положение с пополнением и обновлением библиотечных фондов, обеспечением их доступности для пользователей. Приток новых изданий в публичные библиотеки в 2005 году, по сравнению с 1990 годом, сократился в два раза. При нормативе ЮНЕСКО для развивающихся стран - ежегодное поступление 250 новых книг на 1000 жителей - разница между регионами России по этому показателю достигает десятков раз. Регионы, где этот показатель не превышает 100 - 150 книг (а это значительно больше половины страны), можно смело называть зоной информационной изоляции. В большинство сельских библиотек новая литература с начала 1990-х годов практически не поступала. В тысячах населенных пунктов нет даже изданий Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, карты России, правительственных изданий. Типовая муниципальная публичная библиотека не отвечает запросам современного посетителя. Это вызвано целым комплексом факторов: • Неудобство, некомфортность и несовременность помещения библиотеки и расположения книг (основная часть фондов расположена не на полках в открытом доступе, а в хранилищах); • - Отсутствие привлекательных помещений для культурно-массовых мероприятий, конференц-залов, учебных аудиторий; • - Неудобное для посетителей местоположение; • - Несоответствие фондов запросам читателей; • - Отсутствие или недостаток компьютерной, копировальной, аудио-, видео- и др. техники; • - Низкий социальный статус и зачастую недостаточная квалификация библиотекаря; • - Отсутствие материально-технической базы для посетителей с ограниченными возможностями (слепых и слабовидящих и др.). Как следствие всего комплекса указанных проблем библиотеки сегодня не могут выполнять в должной мере свои родовые функции по обеспечению граждан России необходимой для них информацией. Также особое внимание следует уделить развитию у подрастающего поколения интереса к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего. Необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности. • Основная цель Программы заключается в повышении культурной компетентности членов общества, а именно: • • Повышение читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях; • • Рост читательской активности (охвата и интенсивности) граждан — субъектов чтения, доведения ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа. Программа предусматривает комплекс мер, направленных на повышение культуры чтения, уровня знаний, создание информационной среды и иных условий, стимулирующих рост культурного и интеллектуального потенциала нации. Какова роль библиотек в реализации Программы? В Программе подчеркивается, что «библиотеки…являются одним из основных социальных институтов, который мог бы взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение доступности информации в такой масштабной стране, как Россия. Тем более что посещаемость библиотек (около 1 млрд. посещений в год) в три раза выше по сравнению с остальными учреждениями культуры, вместе взятыми». В целом, библиотеки в значительной степени сохранили кадровый и организационный потенциал; развиваются в соответствии с мировыми стандартами и в большинстве отвечают современным требованиям информатизации. Значительный объем накопленных фондов, в первую очередь фондов крупнейших библиотек, составляет важнейшую неотъемлемую часть национального культурного достояния и информационных ресурсов страны. Итоги первого этапа реализации Программы, охватывающего 2007-2010 гг. Безусловно, специалистами и экспертами отмечаются определенные позитивные сдвиги. На прошедших конференциях подчеркивается, что Проблема чтения начинает восприниматься более профессионально, структурно, нарабатывается опыт, в регионах проводятся мероприятия, связанные с поддержкой книг и чтения, некоторые из них носят инновационный характер. Организуются праздники книги, на библиотечных сайтах появляются разделы, посвящённые чтению, проходят многочисленные конференции, круглые столы, форумы, растёт число публикаций в профессиональной печати, появляется социальная реклама в поддержку книги. Однако, как показывает практика – пока этих мер недостаточно. Второй этап Программы (2011-2015 гг.) предполагает мероприятия по системному укреплению инфраструктуры. На этом этапе происходит распространение полученных на первом этапе позитивных результатов, системное укрепление существующих и достраивание отсутствующих элементов инфраструктуры поддержки и развития чтения. Участники V Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (ноябрь 2011 г.) отметили, что в стране существуют серьезные предпосылки для реализации Национальной программы, о чем свидетельствует разнообразие видов деятельности в этой сфере. В дальнейшем следует уделять особое внимание работе с администрациями регионов, чтобы сформировать у них понимание необходимости усилий по продвижению чтения. Конференция подтвердила важность постоянного мониторинга хода федеральной программы и оценки качества региональных программ чтения, с целью их унификации и распространения интересных инноваций. Сегодня читатель иной – развитие инновационных технологий, дистанционного образования привело к появлению нового читателя, с которым надо работать по-новому, уметь его заинтересовать, и, конечно, привлечь его к чтению, к книге. 1.2 Проекты поддержки и развития библиотек Российской Федерации В соответствии с мировыми тенденциями, отечественные специалисты организуют работу по противостоянию негативным тенденциям ухудшения читательской активности, утрате навыков систематического чтения. Однако, в отличие от зарубежного опыта, в нашей стране государственная поддержка чтения находится на стадии формирования современной государственной политики и выработки единых подходов. Как правило, поддержка на государственном уровне оказывается мероприятиям статусного характера, которые адресованы и проводятся в основном для издателей, библиотечных работников, книготорговцев. Между тем, интересы читательской аудитории здесь остаются неосвещенными, в отличие от ориентированной на читателя британской концепции развития и поддержки чтения, которая сегодня общепризнана как наиболее эффективная. Наиболее широкие усилия в исторической перспективе продвижения чтения были предприняты в годы советской власти, сразу после Октябрьской революции 1917 года. Далее, в рамках борьбы с неграмотностью, отмечается деятельность в 30-х гг. ХХ века под лозунгами «Книгу в массы»: месячники и недели книги. Конечно, проводимые под руководством государственных органов мероприятия имели яркий идеологический характер, рассматривая книгу и саму библиотеку как политический инструмент, а чтение – как способ включения в идеологическую борьбу широких масс населения. Далее. В 60-е годы, книга также рассматривалась как инструмент «борьбы за светлое будущее». В библиотечной деятельности особое значение придавалось проведению массовых мероприятий, во многом носивших формальный характер. В то же время среди них были и весьма интересные читательские конференции, встречи с писателями, мероприятия литературных клубов и обществ, но существенным недостатком отмечалась направленность таких событий в основном на тех, кто уже был в числе читателей библиотек. Смена идеологической эпохи позволила взглянуть на проблему читательского интереса с другой стороны: сместить акцент на гуманистический характер чтения. Показать его ценность для личностного и общественного развития в целом. «Перестроечные» годы стали для многих библиотек кризисными, связанными с массовым уходом читателей. Библиотечным специалистам пришлось принять ряд мер, от пересмотра тактики работы до изучения и внедрения зарубежного опыта, чтобы вернуть в библиотеку нового читателя. Тогда впервые библиотеки столкнулись с таким явлением, как «нечтение», корни которого лежали в сфере социально-экономических и общественных проблем. Тогда стало очевидной идеей позитивное социально-личностное значение привлечения людей к чтению, способное дать оздоравливающий эффект самим людям и обществу в целом. Тогда же было принято положение того, что чтение имеет большее преимущество для формирования личности, особенно в детском возрасте, перед расширяющейся аудиовизуальной культурой. Кроме того, привлечение людей к чтению помогло смягчить ряд социальных проблем, таких как адаптацию мигрантов, сирот, инвалидов. В таких условиях библиотека, имевшая до некоторых пор основной задачей продвижение и пропаганда самих книг, на опыте зарубежных стран начинает выдвигать вперед идею поддержки и развития самого процесса чтения. В чтение стараются вовлекать все более широкие и разноплановые группы людей, формировать отношение к чтению как виду удовольствия, и в этом немалую роль стал играть внешний вид современных библиотек. Несмотря на менее значительный во времени отечественный опыт, материалы и результаты конкурсов и иных мероприятий позволяют сделать некоторые общие выводы. Ю. П. Мелентьева приводит в своем исследовании ряд примеров положительных действий по привлечению читательской аудитории . Так, по результатам проведенного некоммерческой общественной организацией конкурса «Мы и книга» среди российских библиотек был сделан ряд общих выводов. В частности, показано, что деятельность конкурсантов многообразна, имеет сильный творческий характер, многообразие и нестандартность современных подходов к привлечению читателей. Многие библиотеки проводили свои мероприятия вне стен заведения – на улице, в кафе, в посещаемых общественных местах. Одним из примеров приводится библиотечный проект в г. Астрахани. Цель проекта – привлечение внимания людей к поэзии. Соответствующая акция была проведена в общегородском масштабе в три этапа. Первый этап – визуальный. С условным девизом «Делай стих! Смотри стих!» Авторы, с помощью произведений русских поэтов, старались показать единую природу стихотворения и изображения, в чем им помогали объекты живописи, аппликации, фотографии и компьютерной верстки. Второй этап мероприятия проводился под девизом «Стих на слух». Так, чтение стихов проводилось в различном исполнении средствами театра, музыки и кино. Третий этап прошел под названием «Стихия стиха – Стихи по почте». Человек должен был после взятия и прочтения книги послать понравившееся стихотворение кому-либо с помощью электронной почты. Местами проведения акции были городской парк, интернет-кафе и простые кафе, оборудованные столиками и необходимыми принадлежностями. Размах акция получила широкий, особенно среди молодых людей. Масштабный студенческий проект Университетской библиотеки г. Омска посвящен развитию культуры чтения среди учащихся. Целью проекта являлось продвижение чтения среди студентов, исследование творческого потенциала и воспитание читательских вкусов. Проведенное исследование под названием «Студенты – читатели художественной литературы» позволило внести ряд корректив и дополнений в деятельность библиотеки. В числе других мероприятий упоминается издание газеты «Читалка», где публикуются различные материалы для повышения культуры чтения. Налажена работа «поэтической мастерской», проведение конкурсов различного уровня и направленности. Также был проведен региональный поэтический фестиваль среди вузов. Для усиления и распространения идей чтения библиотека систематически издает наглядные пособия и буклеты, где показываются результаты ее деятельности. Одной из выявленных ключевых особенностей представленных проектов российских библиотек по продвижению чтения стало применение современных информационно-коммуникационных технологий и компьютерной техники. К таким средствам можно отнести создание веб-сайтов библиотек, проведение видеосъёмки, распространение носителей мультимедийной информации и др. Следующей особенностью отечественного опыта является широкое целевое партнерство библиотек. К ним относятся администрации разного уровня, электронные и печатные СМИ, образовательные организации, творческие союзы, благотворительные фонды, общественные организации и бизнес-сообщества. Исследования показывают, что чем глубже проект, чем большее число слоев населения и организаций он охватывает, тем успешнее оказывались его результаты. Подводя итог подраздела, отмечаем, что большинство современных проектов, проводимых российскими библиотеками, направлены на продвижение чтения среди молодежи и детей, а также людей с ограниченными физическим возможностями. Существенно реже встречаются проекты с целевой аудиторией отбывающих наказания за уголовные преступления, а также проекты, имеющие целью развитие навыков чтения и литературной грамотности среди взрослых. В сравнении с зарубежным опытом, в отечественной практике остаются нереализованными проекты привлечения к чтению военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, этнических меньшинств, воспитанников детских домой и интернатов и др. Этот круг задач еще предстоит решать отечественным специалистам. С 1995 года Российская национальная библиотека (РНБ) осуществляет исследовательский проект "Чтение в библиотеках России". Цель проекта - изучение чтения в библиотеках российской провинции. Основное внимание уделяется выявлению репертуара библиотечного чтения и читательских предпочтений, анализу чтения художественной литературы, читательской судьбе конкретных тематических пластов литературы, отдельных жанров, авторов, произведений. Исследование носит продолжающийся характер и рассчитано на ряд лет с целью постоянного наблюдения за репертуаром чтения и читательским спросом. В 1995 году исследование было начато группой работы с читателями научно-методического отдела РНБ С 2004 г. исследование осуществляется Центром чтения Российской национальной библиотеки, в который преобразовалась группа. В ходе проведения исследования с нами сотрудничали более 80 публичных библиотек из небольших городов 30 регионов России. Большинство библиотек находятся в старинных русских городах, основанных ранее XVIII века, а также в городах, основанных в XVIII - XIX вв. и в ХХ в. Расположены города преимущественно в Северо-Западном и Центральном районах, а также в Поволжье, на Урале и в Сибири. Среди них: малые города и поселки городского типа с населением менее 50 тысяч человек; средние города, с населением от 50 до 100 тысяч жителей и города с населением от 100 до 200 тысяч жителей. При выборе баз исследования предпочтение отдавалось библиотекам, созданным еще в XIX в. Среди них - библиотеки с различными показателями работы и различной структурой обслуживания читателей, осуществляющие свою деятельность в разных социально-экономических условиях. В ходе работы исследовательская группа сотрудничала с различными организациями и учреждениями и продолжает оставаться открытой для новых контактов. Среди наших партнеров: Российская государственная библиотека, кафедра библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств (СПб ГУКИ), редакции ряда литературно-художественных журналов Москвы и Санкт-Петербурга, в т.ч. "Звезда", "Москва", "Нева", "Новый мир", "Октябрь", "Дружба народов" и др., Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского Государственного университета (НИИКСИ СПб ГУ), Санкт-Петербургский Центр современной литературы и книги, Петербургский Союз писателей и многие другие. В ходе проведения исследования используется комплекс библиотековедческих, социологических и статистических методов сбора и анализа информации. Среди них анкетные и экспертные опросы, интервью, анализ читательских формуляров, анализ книжных формуляров, вторичный анализ ранее проведенных исследований, сбор и анализ статистических данных, характеризующих работу библиотек, архивный поиск документов по истории библиотек. Ежегодный мониторинг читательского спроса и книговыдачи в библиотеках России осуществляется в ходе проведения "Дней сплошного учета читательского спроса", выборочного анализа читательских формуляров.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 73 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 50 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 78 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 56 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 81 страница
990 руб.
Дипломная работа, Библиотечно-информационная деятельность, 65 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg