Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проблема управления качеством современного образования

irina_k200 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2020
Объектом исследования в данной курсовой работе являются государственные школы и институты. Предметом исследования стал современный образовательный процесс в РФ. Цель данной курсовой работы заключается в выявлении проблемы управления качеством современного образования. В свете сформировавшихся интернаучных подходов и методов (системного, информационного, компьютерного моделирования и др.) проведены следующие задачи: 1) углубить семантику понятий «обучение», «образование», «качество образования», «управление качеством»; 2) исследовать влияние различных субъектов обучения на качество образования человека в новой информационной среде; 3) обосновать необходимость формирования единой системы координации процесса обучения личности в динамичной среде современного социума. В данной курсовой работе применялись следующие источники информации: 1. Нормативно-правовая документация РФ, 2. Труды известных социологов и педагогов России, 3. Методическая образовательная литература, 4. Статистические и анкетные данные учеников и студентов. В своей работе я отразил нынешние проблемы современного образовательного процесса, провел анкетирование у детей с 14-16 лет и молодежи с 17-19 лет, выявил пути решения данной глобальной проблемы.
Введение

В последние годы государство все чаще направляет свои силы на повышение качества образования современного поколения. Однако большого скачка в развитии образовательных услуг мы пока не наблюдаем, жизненный уровень народа не прогрессирует, в этом и заключается проблема современного образования. Будучи еще в школе у учеников ухудшается здоровье, растет конформизм и инфантилизм, размываются морально-нравственные нормы. Поэтому в данной ситуации необходимо кардинально пересмотреть нынешний подход к пониманию процесса обучения человека. Актуальность данной темы заключается в том, что современный образовательный процесс отстает от потребностей и способностей нынешнего поколения. В век информационных технологий ученикам и студентам требуются новые знаний, так как их «молодые умы» отличаются от «умов предков». Человек с каждым годом прогрессирует в развитии и те знания, которые получали наши родители, бабушки и дедушки, несут субъективный характер, поэтому они не способны дать новому поколению возможность перейти на новый информационный уровень.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Проблемы управления качеством современного образования…………5 1.1. Понятия «обучение» и «качество образования», связь между ними……..5 1.2. Перечень проблем качества современного образования………………….7 Глава 2. Анализ учебного процесса в государственных школах и институтах...13 2.1. Традиционное обучение в школе и его особенности……………………..13 2.2. Современное образование в высших учебных заведениях………………17 Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению проблемы современного образования в школах и высших учебных заведениях………….21 3.1. Методы решения проблемы современного образования………………21 Заключение………………………………………………………………………..25 Список литературы………………………………………………………………26
Список литературы

Отрывок из работы

1. Проблемы управления качеством современного образования 1.1. Понятия «обучение» и «качество образования», связь между ними В процессе развития человеческого общества понятие и условия среды постоянно изменяются. Привнеся в процесс развития человеческого общества ряд позитивных начал, новая информационная среда сформировала и ряд негативных элементов, центральным из которых является возможность информационной агрессии в любой социум. Глобальные масштабы приобретают проблемы экологии, экспорта мировоззренческих идей, морально-нравственных норм, принципов выживания и пр. Глобализация актуализирует необходимость нового уровня знания, которое неизбежно изменяет структуру не только качества образования, но и всего качества обучения человека в динамичной, глобализованной среде. Новое качество обучения должно обеспечить оптимизацию отношений человека и среды. Современное образование подразумевает определённую структуру знаний, умений и навыков, формируемых у личности на разных этапах её обучения в рамках системы образования. Однако, в современном социуме личность получает информацию от многих субъектов обучения и вне системы образования. Само же понятие «обучение» сегодня приобретает интернаучное звучание. Это процесс внедрения информации в сложные системы (человек и др. биосистемы, социосистемы). Средством достижения оптимальности в функционировании биологической системы является процесс адаптации или обучения. В рамках этого подхода человек является лишь одной из систем, объединённых общим термином - «обучающиеся системы». При этом термин «качество образования» логично использовать только применительно к обучению человека в системе образования. Понятие «качества» отражает философскую категорию диалектического материализма. В рамках этой категории «качество» тесно связано со структурностью вещи, то есть определённой формой организации составляющих её элементов и их свойств, вследствие чего оно есть не просто совокупность последних, а их единство и целостность. Понятие качества неотделимо от понятия количественно-структурной организации объекта. Чем сложнее структурная организация исследуемого объекта, тем труднее она поддаётся точному количественному анализу. А так как человек, являясь самоорганизующейся информационной системой высокой сложности, непрерывно адаптируется к изменяющейся окружающей среде, то качество обучения человека имеет глубокую внутреннюю сложность. Обучение - процесс целенаправленный. Уровень достижения цели обучения, является критерием этого процесса и отражается в качестве обучения - конечном результате процесса обучения. Качество результата обучения имеет смысл только в диалектическом единстве с качеством процесса обучения (и наоборот). Анализ качества обучения человека в социуме и качества продукции в различных сферах деятельности позволил выявить следующие параметры «качества»: 1. Качество исходного материала; 2. Качество концепции; 3. Качество технологии преподавания; 4. Качество общего управления процессом деятельности; 5. Качество исполнителя (квалификация кадров); 6. Качество законодательной базы. Снижение качества любого параметра ведёт к снижению общего качества результатов процесса обучения. В динамичной среде главным критерием при оценке качества результата обучения является уровень оптимизации отношений системы (человек, социум и пр.) и среды. Уровень оптимизации определяется: 1. Качеством жизни человека (социума); 2. Надёжным и динамичным развитием человека в социуме (живучестью, адаптивностью). 1.2. Перечень проблем качества современного образования Проблема качества образования проявляется в противоречии между современными потребностями производства, экономики и общества и системой образования, которая не всегда и не во всем соответствует этим потребностям. Точнее говоря, качество образования не позволяет ставить и решать те цели развития, в которых нуждается современное общество. В некоторых областях наблюдается снижение качества образования, относительно прошлого. Для решения этой проблемы необходимо общее осознание важности качества образования, установление причин его снижения или замедленного роста, формирование системы управления качеством в комплексе всех ее параметров - специализации функций анализа, планирования и контроля, создания механизмов мотивирования, диверсификации управленческой деятельности по критериям качества. Заметными тенденциями развития современного образования в России, особенно это касается экономического, юридического, образования является количественное увеличение числа специальностей, специализаций, ВУЗов, студентов. В определенной мере это отражает структуру современных потребностей общественного развития и прошлые деформации в системе образования. Однако эта тенденция должна сопровождаться позитивным изменением качества образования, и на определенном этапе тенденция роста качества должна опережать количественное увеличение. Мы сейчас находимся на таком этапе, но рост качества образования отстает от изменения количественных характеристик. В этом и проявляется противоречие, а, следовательно, одна из проблем современного образования. Нельзя дать однозначного ответа на такой вопрос, в какой мере и как структура и количество действующих специальностей в системе образования отражает потребность общества в специалистах. Ни в одной стране мира, в том числе и в наиболее развитых странах, в системе образования нет такого количества специальностей, как в нашей стране. При этом существует явная тенденция увеличения количества специальностей. Такое положение дел усложняет управление образованием, использование специалистов, трудоустройство, решение пограничных проблем научно-технического и экономического развития. А ведь это параметр качества образования. Сегодня исключительно большое значение имеет сама идея и философия качества образования. Это не только практическое, но и научное осмысление проблемы качества образования, осознание того, что сегодня решающую роль играет профессиональное сознание, ориентированное на качество. Профессиональное сознание - это не столько объем знаний, сколько сама их структура, сложившаяся методология мышления, подходы к решению профессиональных задач, практическое содержание образования. Именно это сегодня является наиболее важным в понимании качества образования. В обобщенном виде это проявляется как проблема уровня образования. Ведь профессиональное сознание тем и отличается, что оно характеризует не только степень специальной подготовки, сколько общий образовательный уровень, отражающий способность и потребность самообразования, культуру и методологию мышления, адаптивные и инновационные возможности деятельности, мировоззрение и социальные позиции. Углубление специализации образования не всегда полезно, если оно не сопровождается повышением общего уровня образования. Содержание образования включает комплекс знаний, практических навыков, установок и психологическую готовность к определенным видам и ролям практической деятельности. Содержание образования в определенной мере формирует личность человека и определяет эффективность его последующей работы. Оно может быть широким или суженным, абстрактным или конкретным, гармоничным или бессистемным, сбалансированным или тенденциозным, индивидуализированным или шаблонным, догматическим или творческим. Во всех своих характеристиках содержание образования отражает его качество. А критерием качества является уровень науки и техники, потребности экономики, прогнозы развития. Здесь и кроется еще одна проблема качества образования - проблема соответствия существующего содержания образования возможному и необходимому содержанию, его соответствия потребностям настоящего и перспективам будущего. Это также проблема своевременного и прогрессивного обновления содержания образования. Одной из целей образования является достижение профессионализма деятельности образованного человека. Это тоже характеристика качества образования. Профессионализм - нечто большее, чем обладание определенным объемом знании и навыков. Это помимо всего прочего искусство поиска и выбора вариантов действий организационно-техническое конструирование деятельности, обоснование позиций и убеждение оппонентов, самообразование, возможность освоения и накопления опыта. Профессионализм формируется последовательно и постепенно. Можно много знать, но не быть профессионалом, можно многое уметь, но при этом также не быть профессионалом. Способность образования формировать профессионалов в своем собственном процессе - одна из важнейших его характеристик. Профессионализм, по крайней мере, в главных своих чертах не должен опираться на после ВУЗовское накопление опыта использования знаний методом проб и ошибок, усилия целенаправленной адаптации к практическим условиям деятельности. Профессионализм - это элемент образовательного процесса. И он может быть различным. Профессиональное сознание должно быть ориентировано на качество деятельности. В современной действительности образовательного процесса существует и проблема социально-психологических барьеров обеспечения качества. Это барьеры отношения к новому. Это факторы новых поколений преподавательского состава, новых потребностей общественного развития, устоявшихся и привычных представлений, сформировавшихся традиций. Любые изменения вызывают опасения потери преимуществ и положительных свойств. А повышение качества невозможно без изменений и преобразований. Новое качество всегда противостоит привычным представлениям, консервативным взглядам, содержит риск и формирует, иногда болезненно, новое к себе отношение. Преодоление социально-психологических барьеров в обеспечении качества образования - объективная реальность и сложный процесс. Качество образования постепенно становится не только функцией управления образованием, но и многофункциональным объектом управления. Это значит, что его обеспечение требует специализированных систем управления качеством, которых раньше не было и которые необходимо конструировать и создавать. Опыт управления качеством небольшой, поэтому приходится исследовать и искать варианты эффективного управления качеством. Это новая и, безусловно, специфическая проблема, требующая своего решения. Но управление качеством невозможно без адекватной его оценки. Существующая оценочная система не отвечает потребностям измерения качества. Она нуждается в существенном преобразовании. Качество образования проявляется и в личностных чертах специалиста и профессионала, которые не только существуют от природы, но и формируются, и развиваются в образовательных процессах. Повышается роль воспитания личности. Достижение необходимого и достаточного качества немыслимо без воспитательной составляющей образования. Проблема не только в необходимости, но и в том, что воспитание должно отражать не только реалии современности, но и прогнозы будущего. Известно, что организация образования построена на основе дифференциации по его различным видам и формам. К видам образования относятся специальности по областям и сферам профессиональной деятельности: техническое, гуманитарное, экономическое, юридическое, физико-математическое, биологическое и пр. По каждому из видов образования действуют свои требования к качеству образования, и существует свой реальный уровень качества. Многие считают, что наиболее высокое качество образования дают технические специальности, менее высокое - экономические. Однако сегодня после снятия идеологических ограничений на состав и содержание экономических дисциплин возникли новые возможности повышения качества экономического образования, и эти возможности активно реализуются. Так или иначе, проблема выравнивания качества образования по различным видам образования, различным специальностям существует. Это необходимо делать посредством совершенствования Государственных образовательных стандартов, системы лицензирования и аттестации специальностей, активизации деятельности учебно-методических объединении, проведения сравнительных исследований качества по различным специальностям, использования механизмов приоритетного финансирования. Существуют различные формы образования: дневное, очно-заочное, заочное, экстернат, дистанционное, первое и второе образование, дополнительное, переподготовка и повышение квалификации. Все эти формы отражают реальные потребности общества, личности, экономики, производства. Но каждая из этих форм, если судить строго, имеет свой уровень качества. Наиболее высокое качество образования, по-видимому, дает первое образование. Причиной этому является систематичность и полнота получения знаний, их фундаментальность. Но если обществу необходимы все формы образования, надо думать о выравнивании качества образования. Сегодня в этом отношении большой проблемой является качество дистанционного образования. Компьютерная техника раскрывает большие возможности коммуникаций с отдаленными объектами, передачи информации больших объемов. Но образовательный процесс не сводится только к получению и передаче информации. Главное в нем - формирование профессионального сознания, которое оказывается невозможным без человеческого фактора, эмоциональной мотивации, воспитания, передачи опыта, полемики и пр. Правильная постановка проблемы - это уже пятьдесят процентов ее решения. Но оставшиеся пятьдесят процентов всегда самые трудные, особенно если учитывать, что нельзя решать каждую проблему в отдельности. Найти взаимосвязь проблем еще труднее, хотя в этом и заключается главное в достижении эффекта решения. Существуют в нашем образовании и силы инерции, препятствующие многим изменениям. Это тоже одна из причин, затрудняющих развитие. Но главное заключается в том, что ВУЗы, находясь в тяжелом финансовом положении, прилагают все усилия на увеличение количества подготовки специалистов. Платный набор подталкивает, на сколько это возможно, к увеличению обучающихся. Это не может не отражаться на качестве. Это далеко не полный перечень всех проблем качества образования. Но даже и эти проблемы показывают насколько актуально и сложно качество образования. 2. Анализ учебного процесса в государственных школах и институтах 2.1. Традиционное обучение в школе и его особенности Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие: 1. учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; 2. класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня; 3. основной единицей занятий — урок; 4. урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом; 5. работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс; 6. учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — атрибуты классно-урочной системы. Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской педагогике цели обучения формулировались так: • формирование системы знаний, овладение основами наук; • формирование основ научного мировоззрения; • всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика; • воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду. Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) — это воспитание личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией). В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней. Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной. Концептуальные положения. Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским: • научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); • природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется); • последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); • доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); • прочность (повторение — мать учения); • сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); • наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию); • связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний); Отсюда следует, что одержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.-75 % учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3 %, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания. Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения — централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено право двигаться ребенку. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий. Между 45-ти учащимися в государственной школе было проведено анкетирование, где ученики 8-10 классов прошли анонимный опрос о методиках образовательного процесса. По анкетным данным было выявлено, что больше половины опрошенных считают современное образование (СО) устаревшим, не соответствующим потребностям современного общества. 13% учащихся затруднились ответить, т.к. они привыкли к получению «шаблонного» образования и испытывают страх к новшествам. 18% школьников всё устраивает, они хотят учиться также, как и учились их родители. 7% учеников предложили свой вариант ответа, они высказали идею внесения поправок в учебный процесс, а именно: создать интерес обучающихся к учебному процессу, убрать деспотическое отношение учителей к ученикам и создать игровую форму занятий.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 23 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 49 страниц
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg