Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Форма правления: понятие, сущность, классификация

irina_k200 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.09.2020
Целью данной работы является политико-правовой анализ существующих форм государственного правления. Достижение данной цели обусловило постановку и решение ряда задач, и их решение в ходе исследования: • Исследовать форму правления как элемент формы государства; • Дать характеристику формы правления в Беларуси; • Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий; • Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности; • Охарактеризовать нетипичные формы правления, их признаки и механизм функционирования. • Сделать сравнительный анализ форм правления в различных странах. Нормативно-правовую базу исследования составляет Конституция Республики Беларусь, принятая всенародным голосованием 15 марта 1994 г. При написании данной работы автор руководствовался научными трудами Хропанюк В.Н. , Нерсесянц В.С., Малько А.В., Васильев Д.А. , Венгеров А.Б.6 и др. Данная работа состоит из трёх глав , введения, заключения, списки использованных источников, приложения. В первой главе исследуются общая характеристика формы правления. Во второй главе рассматриваются разновидности форм правления. В третьей главе проводится сравнительный анализ форм правления в политико-правовой практике государства .
Введение

Прежде всего надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое место действительно занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют; 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для данного времени в данной стране. Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире, попытался разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по критерию формы правления. Он выделил несколько форм правления: республику и монархию, положив в основу классификации способы образования органов государств, их соотношение, приемы осуществления государственной власти. В общем, форма правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и населением. Следует подчеркнуть, что для политико-правовой сферы, форма государственного правления дает возможность уяснить: • как создаются высшие органы государства, и каково их строение; • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактно-теоретическая категория науки, а то, с помощью чего мы сможем разобраться в той или иной системе органов государственной власти, уставленные конституцией соответствующего государства. При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства: в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством как взаимно уравновешиваются их полномочия.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………6 1.1 Форма правления как элемент формы государства……………………….6 1.2 Форма правления в Республике Беларусь…………………………………9 ГЛАВА II РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ……………………....11 2.1Монархия: понятие, виды, признаки………………………………………11 2.2Республика: понятие, виды, признаки……………………………………..14 2.3Нетипичные формы правления: признаки и механизмы функционирования……………………………………………………………..17 ГЛАВА III . СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВА…………………..22 3.1Сравнительный анализ государств с монархической формой правления……………………………………………………………………….22 3.2Сравнительный анализ государств с республиканской формой правления……………………………………………………………………….26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….33 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..35
Список литературы

1.Нормативные правовые акты 1.1. Конституция Республики Беларусь. Принята всенародным голосованием 15 марта. 2.Литература 2.1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993. 2.2. Блок М. Феодальное общество. М., 2003. 2.3. Большой Юридический словарь. М., 1998. 2.4. Василик М.А. Политология. М., 2001. 2.5. Современные зарубежные Конституции. М., 1997. 2.6. Пенкина Н.В. Формы государственного управления и устройства. Волгоград. 1997. 2.7. Стрекозов В.Г., Казанчеев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. 1997. 2.8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000. 2.9. Мукаев Р.Т. Теория государства и права. – М., 2005; 2.10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2002; 2.11. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М. 1999; 2.12. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004; 2.13. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 1999; 2.14. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. – М., 1997; 2.15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1995; 2.16. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 1998; 2.17. Теория государства и права: учебник / Под ред. Кикотя В.Я, Лазарева В.В. – М., 2008; 2.18. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997; 2.19. Основы государства и права. 4-е изд. / Под ред. С.А.Комарова. – СПб.: Питер, 2003.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 1.1 Форма правления как элемент формы государства В настоящее время в науке форма правления входит составной частью в более широкое понятие формы государства, объясняющей организацию государственной власти и ее устройство. Понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время форму государства считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим и политическая динамика. На сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и политического режима. Одни авторы дают краткое значение «формы правления», другие более подробное, включающее основные характеристики. Так, например, В.Л. Кулапов и О.О. Миронов подчеркивают, что форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением. Таким образом, данная категория показывает, кто и как правит в государстве. Но наиболее близким к предмету нашего исследования подходит определение, данное доктором юридических наук, профессором А.Е. Козловым. Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Такое определение указывает, что форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле. Форма правления характеризуется несколькими основными свойствами: • способ формирования органов высшей власти; • строение органов власти; • принципы взаимодействия между исполнительной и законодательной ветвями власти; • взаимодействие между властью и гражданами; • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. Эти характеристики определяются конституцией государств, ее организационной функцией. Конституция закрепляет структуру государственного механизма, распределение компетенции между государственными органами по вертикали и по горизонтали, а также устанавливает отношения между органами государственной власти. Основы организационной структуры государства были заложены на заре буржуазных революций и получили соответствующее выражение в конституциях. Характер формы правления, существующей в государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете, различие между двумя основными формами правления, существующими в современных государствах - монархией и республикой зависит от того, кто стоит во главе государства. Тем не менее, форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения. Государство в своем развитии прошло длительный путь, на протяжении которого менялись как содержание, так и формы. Исторически это происходило следующим образом. На ранней стадии становления имелись остатки догосударственной, первобытной демократии, чередовались монархические, (вождизм приобретал форму единовластного наследственного правления) и республиканские образцы правления, весьма сильны были традиции и обычаи, унаследованные от первобытного строя. Второй этап (средние века до начала Нового времени – XVII в.) в развитии государства связан с установлением сильной монархической власти с явно выраженными отношениями господства и подчинения монарха, государя и его подданных, общества. Власть и государство отождествлялись, и оно в лице монарха полностью доминировало в общественной жизни, хотя в первые века средневековья государство было раздробленным, раздиралось феодальными распрями. На протяжении третьего этапа (с Нового времени – XVII века) в Европе завершается процесс формирования наций, этнической консолидации и складывается новое государство и общество суверенного народа, уравновешивающего государственную власть и во многом становящегося независимым от государства, вступающего с ним в партнерские отношения на основе конституционного права и договора. В этот период формируются элементы гражданского общества и сами граждане как личности, наделенные определенными правами и обязанностями по отношению к обществу, государству и самим себе, способные жить как самостоятельные субъекты. Так как, формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или принадлежит выборному органу, то, в связи с этим, выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако при анализе формы правления конкретного государства нас, прежде всего, интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена. Более того, сегодня подчас не всегда можно с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским имеем дело. Так, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть - республики. Глава государства в Федерации - выборный, но избирается монархами субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок. Здесь можно увидеть элементы и монархии (глава государства должен быть монархом), и республики (однако он избирается на срок). 1.2 Форма правления в Республике Беларусь Что касается формы правления в Республике Беларусь, то уже из самого названия государства можно определиться с изначальной категорией – республиканской формой правления (ст. 1 Конституции). Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской республикой. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской республикой. Анализ конституционных норм позволяет говорить о Республике Беларусь как смешанной республике, которая вобрала в себя черты как президентской, так и парламентарной: 1. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом (ст. 81) – что характерно для президентских республик; 2. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина ст. 79). Как видно, Президент формально не является главой исполнительной власти (что не характерно для президентских республик), однако фактически руководит ею (назначает на должность Премьер-министра, определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; имеет право отменять акты Правительства). Ст. 106 устанавливает: «Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь». 3. Президент может в определенных случаях распустить Парламент, а последний имеет право выразить вотум недоверия Правительству (что свидетельствует об ответственности Правительства перед парламентом) – это характерно для парламентарных республик. Несмотря на трансформацию белорусской формы правления от президентской к смешанной компетенция главы государства не только не стала меньше, но наоборот увеличилась за счет возможности роспуска Парламента, двойной ответственности Правительства, законотворческих функций (возможность издания актов, имеющих силу закона) и других полномочий. Вывод: форма правления входит составной частью в более широкое понятие формы государства, объясняющей организацию государственной власти и ее устройство. Характер формы правления, существующей в государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти – главы государства. В конечном счете, различие между двумя основными формами правления, существующими в современных государствах - монархией и республикой зависит от того, кто стоит во главе государства. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской республикой. ? ГЛАВА II РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ 2.1 Монархия: понятие, виды, признаки. Сам термин происходит от латинского слова monarchia, которое, в свою очередь, произошло от древнегреческого ????????, что в переводе означает «единовластие» (слово ????? — это «одиночный, единый», а слово ???? — это «власть, господство»). Собственно, после этого можно даже не давать определение этому режиму правления, хотя лишним не будет. Монархия — это государство, главой которого является монарх. Человек с древнейших времен выстраивал иерархию в своей группе. Отец в семье, вождь в племени – еще в родовых объединениях зарождаются прообразы будущих монархов. Изначально такие главы родовых племен несли функции хранителя ритуальных и сакральных обрядов, они общались с потусторонним миром, и их власть сводилась к выполнению различных ограничений и запретов. Например, японский император обязан был несколько утренних часов просиживать в неподвижной позе, чтобы привлечь в страну гармонию и мир, любое его движение могло спровоцировать войны, землетрясения, пожары и прочие катаклизмы. Подобные сакральные требования к монархам частично сохранились, но, конечно, уже не в той мере, как это было в древности. От былого остался, пожалуй, жесткий протокол, которому подчинено общение простых смертных с коронованными особами. По принципу наследования престола различают три вида монархий: 1. Родовая. Самая древняя. Монархом становится только член авторитетного рода. 2. Династическая. Самая распространенная. Престол переходит от отца к сыну, иногда от брата к брату. Интересно, что в Японии династия Микадо не прервалась ни разу за более чем тысячелетнюю историю существования. 3. Выборная. Самая редкая. Связана с отсутствием добровольных претендентов на престол или династическими кризисами. В России в 1613 году в условиях такого кризиса Земским собором был избран новый царь из династии Романовых – Михаил Федорович. Монархические режимы существовали на разных континентах, в очень разных странах, поэтому титулы монархов многочисленны: император (сегодня остался только японский император – его величество Акихито), король, царь, князь, герцог, султан, хан, эмир, шах, фараон и др. Примерами стран, где до сих пор сохранились монархи могут служить: Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Иордания, Марокко, Саудовская Аравия. Монархию как форму правления можно разделить на абсолютную и конституционную (ограниченную). Абсолютная монархия - форма правления, при которой вся полнота государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - сосредоточена в руках монарха. Действия монарха никому не подконтрольны. Случилось, однако, что монарх, формально обладавший неограниченной властью, испытывал давление со стороны своего окружения. Но это не меняло сущности абсолютной монархии. В современном мире абсолютными монархиями являются некоторые государства Ближнего Востока, например Саудовская Аравия, а также разновидность абсолютной монархии - теократическая монархия, при которой монарх представляет и светскую и религиозную власть, например Ватикан. Основными признаками классической формы монархии (абсолютной) являются: • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); • как правило, наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти; • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене; • юридический иммунитет и независимость монарха. Конституционная (ограниченная монархия) - форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом - парламентом либо особым правовым актом - конституцией. Разновидности ограниченной монархии: 1) дуалистическая, характеризующаяся сосредоточением в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит вся полнота исполнительной власти. Такая форма монархии имела широкое распространение в период становления и развитии буржуазных отношений (Германская империя, Италия в конце XIX - начале XX в.). В настоящее время дуалистическими монархиями являются Марокко и Иордания; 3) парламентарная, где власть монарха значительна ограничена. Законодательная власть принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Монарх выполняет представительские функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы. Однако фактически власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента. Главой государства является не монарх, а глава правительства. Парламентарная монархия существует во многих современных государствах (Великобритании, Бельгии, Швеции, Дании, Японии и др.), что доказывает ее жизнеспособность; Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками: • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; • лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и ряд других стран. Таким образом, монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. 2.2 Республика: понятие, виды, признаки. В отличие от монархии республика — это форма правления, при которой верховная власть в государстве периодически избирается, а потому является срочной, и лица, исполняющие возложенные на них полномочия по осуществлению государственной власти, ответственны за свои действия. Государства с республиканской формой правления были известны в период рабовладельческого строя (Древня Греция и Древний Рим). Однако, как правило, установление республики знаменовалось становлением буржуазных общественных отношений. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: • президентские; • парламентские; • смешанные. Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он свободен в назначении министров, ответственных перед ним. Наиболее характерные черты президентской республики: • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; • ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства. Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 13 страниц
156 руб.
Курсовая работа, Политология, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Политология, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Политология, 30 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg