Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогическая поддержка инициативы старших дошкольников в проектной деятельности

irina_k200 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогический потенциал проектной деятельности в развитии инициативности старших дошкольников. Объект исследования: развитие инициативности старших дошкольников в образовательной деятельности дошкольной организации. Предмет исследования: проектная деятельность как фактор проявления инициативности старших дошкольников. Гипотеза исследования основана на следующем предположении: проектная деятельность может стать условием и средством развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, если осуществляется: ? включение дошкольников в проектную деятельность при опоре на заинтересованность и активность всех участников с использованием различных методов, форм и средств; ? построение педагогической работы на основе предложенной нами модели формирования инициативности дошкольников в условиях проектной деятельности; ? разработка содержания проектов с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольника, его запросов, интересов, склонностей, способностей и возможностей; ? личностно-деятельностная направленность воспитательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества педагога и дошкольника в проектной деятельности; ? интеграция усилий семьи и дошкольных образовательных учреждений по формированию инициативности дошкольников. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогические основы формирования инициативности в старшем дошкольном возрасте в теоретических исследованиях; 2. Рассмотреть педагогический потенциал проектной деятельности в формировании инициативности старших дошкольников; 3. Диагностировать уровень проявлений инициативности старших дошкольников в разных видах детской деятельности; 4. Разработать и апробировать программу педагогической поддержки развития инициативности старших дошкольников в проектной деятельности; 5. Экспериментально проверить эффективность проектной деятельности в развитии инициативности старших дошкольников. Методы исследования. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы. Применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический анализ научных трудов по педагогике, психологии; педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анализ и обобщение опыта, опрос, беседа, статистическая обработка полученных данных. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика развития инициативности старших дошкольников с помощью проектов может использоваться воспитателями в ДОУ. База исследования: Республика Бурятия, Закаменский район, город Закаменск, МБДОУ Детский сад №12 «Ягодка». Согласно поставленной цели и выделенным задачам структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что инициативность является одним из необходимых условий для формирования психически здоровой гармоничной личности и ее успешной деятельности. Основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Поэтому проблема воспитания инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и значимость. Современное состояние общества характеризуется все возрастающей динамичностью и нестабильностью; сейчас актуально формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на них. Настоящее время предъявляет новые требования к личностным качествам человека; в социальной жизни наиболее востребованным является инициативность. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять инициативу. Проблема развития и реализации инициативности личности в современных условиях становится актуальной научно-исследовательской проблемой. Она является предметом пристального внимания многих отраслей науки и различных областей психологического знания. Инициативность как проявление общей активности личности рассматривается в исследованиях таких педагогов, как А.Ф. Лазурского, А.И. Крупнова, И.А. Джидарьян, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Богоявленской, Е.А. Погониной и др. Изучение инициативности как волевого свойства личности осуществлялось в работах таких психологов, как С.Л. Рубинштейна, П.А. Рудика, Н.Д. Левитова, А.Г. Ковалева, С.А. Петухова, В.П. Прядеина и др. М.И. Лисина рассматривают особенности формирования активности у дошкольников в общении. В качестве факторов, влияющих на формирование инициативности ребенка, выделяют общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович). В дошкольной педагогике (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.) подчеркивается, что особое место в старшем дошкольном возрасте занимает игровая активность. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, развивает инициативу. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности ребенка на результат совместной деятельности с педагогом. Общенаучные основы проектной деятельности и управление проектами описаны в трудах В.И. Воропаева, В.Г. Горохова, А.Ф. Зотова, А.М. Новикова, Д.А. Новикова, В.Д. Шапиро и других исследователей. Как новая педагогическая технология, которая решает актуальные задачи обучения, метод проектов рассматривается В.В. Гузеевым, М.В. Клариным, Н.Ю. Пахомовой, Г.К. Селевко, Т.И. Шамовой. Е.С. Полат определяет значение метода проектов как способа достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, практическим результатом. Н. Е. Веракса раскрыл особенности организация проектной деятельности в детском саду. Особенности организации проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста рассмотрены в работах И.В. Штанько, В.В. Кухлинской, С.В. Куничкиной, Ю.В. Атемаскиной и др. инициативность дошкольник проектный деятельность
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы педагогической поддержки инициативы старших дошкольников в проектной деятельности 8 1.1 Особенности психолого-педагогических аспектов развития инициативности в старшем дошкольном возрасте 8 1.2 Роль проектной деятельности в формировании инициативности старших дошкольников 21 Глава 2. Эмпирическое исследование педагогической поддержки инициативы старших дошкольников в проектной деятельности 32 2.1 Диагностика проявлений инициативности у старших дошкольников 32 2.2 Педагогические условия поддержки детской инициативы старших дошкольников в проектной деятельности 46 2.3 Анализ результатов развития инициативности старших дошкольников в условиях проектной деятельности 57 Заключение 67 Список использованной литературы 70 Приложения 73
Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 366 с. 2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2017. – 214 с. 3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Юнити, 2016. – 340 с. 4. Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. – Ростов н/Д: Изд-во РИПКиПРО, 2017. – 367 с. 5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. – М.: Речь, 2013. – 369 с. 6. Жарикова А.С. Соотношение инициативности и креативности личности. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.псих.наук. М., 2015. – 526 с. 7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Сфера, 2016. – 266 с. 8. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд.второе, доп, испр. и перераб. –М.: Логос, 2017. – 267 с. 9. Ильин Е.П. Психология воли. – Спб.: Питер, 2018. – 345 с. 10. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М., 2017.– 287 с. 11. Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. – М.:Просвещение, 2014. – 234 с. 12. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 315 с. 13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2016. – 239 с. 14. Орлов Ю. М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Стимулирование побуждения к учению. – М., 2018. – 275 с. 15. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. – М.; Нальчик: Издат. центр «Эль-ФА», 2014. – 365 с. 16. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2015. – 632 с. 17. Педагогические технологии / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2014. – 258 с. 18. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 2015. – 322 с. 19. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина и др.; Отв. ред. В.М. Николаенко. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2017. – 362 с. 20. Сластенин В.А. Педагогика. Учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с. 21. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – Спб.: Питер, 2014. – 321 с. 22. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи. Автореферат к.п.н. Тамбов, 2014. – 326 с. 23. Фрей К. Проектный метод. Пер с. нем. – М.: Академия, 2016. –254 с. 24. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2016. – 576 с. 25. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. Учебно-методическое пособие. – В. Новгород: Бумеранг, 2015. – 366 с. 26. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – М.: Университетская книга, 2015. – 415 с. 27. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 2017. – №4. – С.115-120 28. Абашина В.В., Соколова И.Г. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации // Детский сад от А до Я. – 2018. – №3. – С.107-112. 29. Абузярова Л.А. Проблемы развития детской активности и самостоятельности: право детей на свободу выбора // Детский сад от А до Я. – 2008. – №1. – С.15-21 30. Атемаскина Ю.В. Технология проектного обучения в работе с дошкольниками // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 1. – С.65-71 31. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017. – №9. – С. 33-40. 32. Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ // Управление ДОУ. / Научно-практический журнал. – 2015. – №1. – С.63-65. 33. Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ. / Научно-практический журнал. – 2016. – №1. – С.96-98. 34. Котлякова Т.А., Полякова О.Ю. Модель использования детских дизайн-проектов как условие художественно-творческого развития дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2013. – №3. – С.58-61 35. Куничкина С.В. Возможности метода проектов в приобщении детей старшего дошкольного возраста к краеведению // Детский сад от А до Я. –2017. – №3. – С. 21-33 36. Кухлинская В.В. Проектный метод в организации сюжетно-ролевых игр // Управление ДОУ. Научно-практический журнал. – 2016. –№1. – С.52-62. 37. Терпигина Е.Н., Герасимова Е.В., Кекина Н.В. Интеграция в проектной деятельности // Детский сад от А до Я. – 2013. – № 3. – С. 25-29 38. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2014. –№4. – С. 44-48 39. Яфальян А.Ф. Активизация детей в условиях школы самовыражения // Детский сад от А до Я. – 2018. – №1. – С. 19-123.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы педагогической поддержки инициативы старших дошкольников в проектной деятельности 1.1 Особенности психолого-педагогических аспектов развития инициативности в старшем дошкольном возрасте Инициатива (от лат. initium – начало) – почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности. Инициатива определяется как аксиоматическое обозначение признака несимметричности взаимодействия живого объекта с произвольными объектами. Указывает на наличие у объекта способности к самостоятельному действию, изменяющему собственное состояние, вопреки естественной инерции. Понятие «инициатива» обусловлено тем, что оно не существует во взаимодействиях объектов неживой Природы, подчиненной естественному Закону сохранения величины и направления скорости своего относительного движения (импульса). Понятие инициатива возникает в связи с естественной способностью живых объектов самопроизвольно (самостоятельно) изменять величину и (или) направление скорости своего относительного движения. В то время как неживой, естественный объект в реальной природе, в отсутствие воздействия со стороны, сохраняет свое прямолинейное и равномерное движение (Закон инерции), даже самый примитивный живой объект обладает способностью в той или иной мере менять как величину, так и направление своего движения, то есть совершать намеренные действия. В частности, живые объекты способны самостоятельно изменять направление своего движения, чтобы избирательно избегать или инициировать (намеренно произвести) конкретное столкновение, а также изменить свою скорость, чтобы догнать или отстать от другого объекта и т. д. В связи с этим естественным свойством инициатива для человека, способного самовольно определять необходимость выполнения или невыполнения того или другого действия, становится первостепенной характеристикой любого его поступка, определяемого понятием «авторство». Особую актуальность инициатива приобретает в совершении предосудительных поступков и определении меры адекватности их наказания в правонарушениях, и не менее важную роль играет при поощрении и награждении полезных действий. Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования инициативности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крулех, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшин, З.А. Михайлова, Н.Н. Подъяков), в обучении (Е.Е. Кравцова, Л.В. Артемова). С шести лет с наибольшей вероятностью и наименьшими потерями могут сформироваться мотивация и навыки самообучения. К концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия, система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения, основы ответственного отношения к результатам своих действий. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития инициативности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), ста6новление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (Л.А. Регуш, Г.И. Вергелес, А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров, Е.Д. Френкель). Ребенок стремится к реализации своего «я», к подтверждению своей самостоятельность. По Э. Эриксону, с 1,5 до 3-х лет у ребенка формируется автономия, с трех до 5 лет – инициатива, с 6 до 11 лет - трудолюбие [Обухова, с. 73]. Как отмечает Э. Эриксон в книге «Детство и общество», конфликт между инициативностью и чувством вины приходится на третью стадию развития ребенка, на возраст от четырех до пяти лет, и соответствует дошкольному детству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии – переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения. Как пишет Э. Эриксон, «инициатива добавляет к автономии способность принимать на себя обязательство планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед; если же раньше появится своеволие, поведение скорее воодушевляется неповиновением или, во всяком случае, протестующей независимостью» [Эриксон, с. 73]. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Э. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии, начиная идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы. К концу старшего дошкольного возраста инициатива и самостоятельность проявляются значительно дифференцированнее и разнообразнее. Инициатива дошкольников направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Инициативность как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. Инициативность личности существенно зависит от ее задатков, направленности, моральных качеств. Инициативность представляет собой одно из свойств личности ребенка, обеспечивающее ему осуществление взаимодействия с окружающей средой. Движущими силами развития психики дошкольника, как отмечает Л.Ф. Обухова, являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение [Обухова, с. 65]. Инициативность детей старшего дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В качестве факторов, влияющих на формирование инициативности ребенка, выделяют: ? общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и другие.), ? потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), ? общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и другие.). Инициатива формируется в процессе жизни ребенка. Условия в семье, в дошкольном образовательном учреждении определяют развитие инициативы и ее направленность. В дошкольном возрасте формирование инициативы во многом зависит от его ближайшего окружения (микросреды), что накладывает большую ответственность на родителей, ближайших родственников, а также сотрудников дошкольных образовательных учреждений. Формирование инициативы как черты личности является одной из важных проблем в теории воспитании и обучения. Г. Мюнстерберг отмечает, что надо развивать у ребенка не абстрактную «силу воли», а конкретные волевые качества. Среди развиваемых волевых качеств в этот сензитивный период в жизни человека (6-11лет) выделяют прежде всего инициативность, самостоятельность и ответственность. В.В. Зеньковский пишет о том, что общая задача воспитания может быть сформулирована, как содействие развитию активности в ребенке. Зрелый человек должен быть, прежде всего, активным, должен быть деятельным [Зеньковский, с.56]. Особое место в старшем дошкольном возрасте занимает игровая активность. В дошкольной педагогике (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.) игра рассматривается как ведущий вид деятельности дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в небольшой степени способствует психическому развитию. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы [Обухова, с. 69]. Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений. Но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел. Вопросами развития познавательной активности занимаются многие исследователи, такие как Д.Б. Богоявленская, Н.А. Менчинская, В.Д. Небылицин, Н.Н. Подьяков и другие. Они считают, что для формирования познавательной активности необходимо подбирать такие методы руководства игрой, которые не подавляют инициативу детей. Для воспитателя организация самостоятельной игровой деятельности детей является одним из наиболее сложных участков работы, так как, с одной стороны, он должен не подавлять инициативы ребенка, умело направлять его игру, с другой – научить его играть самостоятельно, проявляя инициативу в игре. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Психологический фон, с точки зрения авторов, отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника [Короткова, Нежнов, с. 23]. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов выделяют четыре сферы инициативы: творческая; целеполагания и волевого усилия; коммуникативная; познавательная. В каждой сфере в свою очередь выделяются три качественных уровня, отражающие сдвиги в интеллектуально-мотивационной структуре деятельности, типичные для определенного возрастного диапазона. Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид культурной практики детей (сюжетную игру, познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность). Каждый уровень определенной сферы инициативы имеет подробную характеристику и определяется ключевыми признаками. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов вводят такое понятие, как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребенка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы: 1-й уровень: Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии); активно использует предметы-заместители; многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями. 2-й уровень: Имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности. 3-й уровень: Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет [Короткова, Нежнов, с. 23]. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов: ? отсутствие какого-либо планирования (3 года); ? ступенчатое планирование (4-5 лет); ? целостное планирование (6-7 лет). Итак, для инициативной личности характерно: ? произвольность поведения; ? самостоятельность; ? развитая эмоционально волевая сфера; ? инициатива в различных видах деятельности; ? стремление к самореализации; ? общительность; ? творческий подход к деятельности; ? высокий уровень умственных способностей; ? познавательная активность. Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности может стать условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка. По мнению Н.Е. Веракса, одним из главных условий является поддержка активности дошкольника Такая поддержка невозможна без положительной социальной оценки деятельности, направленной на создание нового. Как правило, новое является результатом разрешения какой-то проблемы, в которой заинтересован творческий человек. Поэтому можно сказать, что именно творческая деятельность является главной чертой личности. Не менее важным условием, способствующим личностному развитию, является адекватная социальная презентация результатов деятельности человека [Веракса, с.35]. Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку. Как отмечает Н.Е. Веракса, познавательная деятельность детей осуществляется в конкретном культурном пространстве, представляющем собой систему норм, задаваемых взрослым. Отсюда вытекает необходимость рассмотрения активности ребенка в нормативной ситуации. Ребенок, оказавшийся в нормативной ситуации, может действовать как в соответствии с задаваемой нормой, так и в соответствии с возможностями, обусловленными внешними обстоятельствами. Н.Е. Веракса выделяет несколько видов активности ребенка в нормативной ситуации. В первом случае все действия ребенка могут быть направлены на выявление возможностей, существующих в данных обстоятельствах. Такая форма активности характерна для творческой личности. В другом случае наблюдается прямое подражание, когда ребенок следует норме, задаваемой взрослым. Такое поведение ребенка носит формальный характер, оно не всегда успешно. Его главная особенность состоит в том, что ребенок стремится повторить действие в соответствии с задаваемым образцом без выхода в пространство возможностей. Для ребенка существует только жестко заданная культурная норма. Еще один вид активности может быть выделен в том случае, когда активность протекает в пространстве возможностей, но при этом она опосредствована культурной нормой, то есть осуществляется в контексте задачи, поставленной взрослым. В этом случае ребенок сам ищет культурную норму как особую возможность [Веракса, с.36]. Интеллектуальное развитие дошкольников может быть активизировано в ходе образовательной работы, направленной на создание нормативных ситуаций, поддерживающих инициативу детей в пространстве возможностей и обеспечивающих усвоение культурно заданных средств и способов анализа действительности. Анализ образовательной работы, проводимой в дошкольных учреждениях, показывает, что вся система распадается на два направления. В соответствии с одним из них детям предоставляется максимальная свобода действий, а в соответствии с другим – наоборот, действия дошкольников сильно ограничены, они должны следовать указаниям взрослых. Оба эти подхода имеют существенные недостатки. В первом случае, казалось бы, ребенок движется в пространстве возможностей и у него развивается креативность. Однако это не гарантирует того уровня детского развития, который необходим для обучения в школе. В другом случае ребенок лишается возможности самореализации и личностного роста в доступных ему формах. В связи с этим возникает особая проблема развития инициативности у детей [Веракса, с.35]. Познавательная активность ребенка осуществляется в конкретном культурном пространстве, которое можно рассматривать как систему нормативных ситуаций, поддерживающих или, наоборот, тормозящих познавательную инициативу. Стимулирование инициативы ребенка или ее подавление может осуществляться в самых разных ситуациях. Рассмотрим следующий пример. Педагог проводит занятие, направленное на развитие элементов логического мышления. При этом он предполагает, что в конце занятия, примерно через 25 минут, дети смогут классифицировать предъявленное множество объектов на три группы. Однако на практике занятие протекало следующим образом. Педагог продемонстрировал детям предметы и собирался сформулировать задачу. В это время дошкольник заявил: «Я знаю. Все предметы можно разделить на три группы». Педагог обескуражен. Вместо того чтобы поддержать инициативу ребенка и обсудить его основания для подобного вывода, воспитатель сделал вид, что ничего не происходит. Он продолжил занятие, в конце которого, как и сказал дошкольник, все объекты были успешно разделены на три подгруппы, но инициатива ребенка была подавлена [Веракса, с.36]. Само словосочетание «творческая инициатива» предполагает выход за установившиеся пределы. Понятно, что в дошкольном учреждении в ходе образовательного процесса ребенок должен освоить определенную систему норм. Например, он должен научиться бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками, создавать постройки по образцу, освоить различные техники изобразительной деятельности и т. д. Во всех этих случаях пространства для проявления детской инициативы практически нет, если под инициативой понимать попытку создания чего-либо нового [Веракса, с.36]. Как отмечает Н.Е. Веракаса, именно во взаимодействии со сверстником ребенок может проявить подлинную инициативу и получить неподдельную оценку своих действий (которые могут либо понравиться, либо не понравиться сверстнику). Именно этот, ничем незаменимый опыт, в дальнейшем окажет влияние на личностное развитие ребенка [Веракса, с.37]. Однако если ребенок чувствует, что его не воспринимают как активного участника социального взаимодействия, то он отказывается от этой роли в силу бессмысленности собственной активности. Инициатива дошкольника проявляется в игре. Особая роль в освоении социальных отношений отводится сюжетно-ролевой игре – особой форме познания социальной действительности. Она возникает тогда, когда ребенок оказывается способен представлять действия взрослых и подражать им. Однако в силу ограниченности возможностей ребенок не может точно воспроизвести действия взрослого. Возникает противоречие между желанием действовать как взрослый и возможностями самого ребенка, которое разрешается в сюжетно-ролевой игре. Для возникновения сюжетно-ролевой игры необходимо, чтобы ребенок умел использовать предметы-заместители, которые позволяют моделировать социальные действия взрослых. Ребенок, осваивая различные социальные роли (врач, военный и др.), осваивает те социальные мотивы, которые характеризуют поведение взрослых (врач – тот, кто лечит людей, военный – тот, кто защищает, и т. д.). При этом дошкольник сохраняет собственную инициативу и приобретает опыт социальных партнерских отношений с участниками игровой деятельности [Веракса, с.38]. Н.Е. Веракаса замечает, что инициативу ребенку разрешается проявлять только в ходе игры. Во всех остальных случаях он должен подчиняться требованиям взрослых. Другими словами, только в игре дошкольник может быть субъектом социального действия. При этом следует отметить, что хотя игра и является пространством, в котором ребенок выступает как автор собственного поведения, результаты его деятельности носят процессуальный характер. Это означает, что дошкольник не может предъявить окружающим продукт игровой деятельности, то есть не может вступить со взрослым в равноправное социальное взаимодействие. Другая картина наблюдается при анализе продуктивных видов деятельности, таких как конструирование, изобразительная деятельность и т. д. В ходе такой деятельности дошкольники, как правило, по инструкции педагога создают различные работы. Эти продукты можно предъявлять окружающим, однако они не являются выражением творческих замыслов дошкольников, а представляют собой результат освоения программного содержания. Они характеризуются не столько поиском нового решения или выражения собственного видения ребенком окружающей реальности, сколько воплощением замыслов педагога. Как отмечает Н.Е. Веракаса, ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты этого движения, создавая собственные культурные продукты [Веракса, с.37]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что инициативность представляет собой одно из свойств личности ребенка, обеспечивающее ему осуществление взаимодействия с окружающей средой. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. 1.2 Роль проектной деятельности в формировании инициативности старших дошкольников Как отмечает Н.Е. Веракаса, «одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования» [Веракса, стр.35]. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. В настоящее время понятие «проект» связывается с понятием «проблема». Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg