Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Следователь как участник уголовного судопроизводства

irina_k200 600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Целью настоящей работы является исследование процессуального положения следователя в уголовном процессе, правовых основ его деятельности и взаимоотношений с другими субъектами в неразрывной связи с анализом сущности и принципов стадии предварительного расследования, механизма уголовно-процессуального регулирования, предшествующего судебному разбирательству уголовных дел. В рамках обозначенной цели представляется целесообразным рассмотреть следующие вопросы: · определение места следователя в уголовном процессе и характер выполняемых им функций; · исследование проблемы процессуальной самостоятельности следователя; · рассмотрение видов поднадзорности и подконтрольности деятельности следователя. Вышеуказанные задачи исследования определяют структуру работы. При написании работы использовались тексты нормативных актов РФ, научные комментарии законодательства, учебная литература, монографии по исследуемой проблеме, материалы периодических издний.
Введение

Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и т.д. Выше перечисленные задачи решаются в ходе предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что именно следователь является органом государства, осуществляющим государственно-правовую функцию расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной функции.
Содержание

Глава 1. Следователь как представитель стороны обвинения в уголовном судопроизводстве 5 1.1 Органы предварительного следствия в системе МВД России 8 1.2.Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность 11 Глава 2. Понятие следователя как стороны обвинения в уголовном судопроизводстве 15 2.1 Органы предварительного следствия в системе 19 МВД России 19 2.2 Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность 23 Глава 3. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя 32 Заключение 46 Библиографический список 48
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М.: Мысль, 1993. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996.//«Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954, 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001//Российская газета от 22.12.2001. - № 249. 4. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 33. Ст. 3349; 1997. № 29. Ст. 3502; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 2. Ст. 233; Российская газета. 2000, от 06 января. 5. Федеральный закон Российской Федерации от 17 ноября 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации»// Российская газета. 1992, от 18 февраля; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 47. Ст.4472; 1999, № 7. Ст. 878. 5. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года // Российская газета, 1996, от 20 июня. 6. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03 июня 2002 года № 28 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства». 7. Алексеев С.Н. Функции прокурора по новому УПК РФ // Государство и право. 2002, № 5. - С. 99-102. 8. Аликперов Х. О процессуальной фигуре государственного обвинителя // Российская юстиция. 2003, № 3. - С. 46. 9. Асанов В. О содержании уголовного преследования // Уголовное право, 2000. № 4. - С. 3-5. 10. Бурданова В.С. Поиски истины в уголовном процессе. Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002, 96 с. 11. Власова Н.А. Досудебное производство в уголовном процессе. - М.: ЮРМИС, 2000, 112 с. 12. В.А. Галков, С.Ф. Шумилин. Правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебное пособие. Белгород, 1996, 265 с. 13. Григонис Э.П. Правоохранительные органы: курс лекций (Учебное пособие). СПб.: Питер, 2001, 321 с. 14. Григорьев В.Н. Предварительное расследование (понятие, задачи и формы). - М., 1998, 87 с. 15. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002., 321 с. 16. Калиновский К.Б. Основные виды уголовного судопроизводства: Учебное пособие. СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2002, 96 с. 17.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Д.Н. Козака и Е.Б. Мизулиной. М.: Юрист, 2002, 679 с. 18. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова, К.Б. Калиновского. СПб.: Питер, 2003, 578 с. 19. Копылова, О.П. Роль прокурора в различных стадиях уголовного процесса : лекция / О.П. Копылова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004, 67 с. 20. Копылова, О.П. Уголовный процесс : курс лекций : в 2 ч. / О.П. Копылова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005, 87 с. 21. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М.: Издательство НОРМА, 2003, 275 с. 22.Назаренко В. Предварительное расследование в современном уголовном процессе // Законность. 2002. № 8. С. 32-33. 23. Осипкин, В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности : учеб. пособие / В.Н. Осипкин. - СПб., 1997, 85 с. 24. Петрухин И.Л. Уголовный процесс: учебник. М., 2001, 324 с. 25. Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. -М., Спарк. 2004, 367 с. 26. Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. -., Щит-М. 1998, 365 с. 27. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.И. Рохлина. СПб: Издательство: Санкт-Петербургский институт экспертов: издательский дом "Сентябрь", 2000, 153 с. 28. Рохлин В.И., Сыдорук И.И. Правоохранительная функция прокуратуры: учебное пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А., Издательство СПбГУП, 2000, 96 с. 29. Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного следствия в системе МВД РФ: история, современное состояние и перспективы / Под ред. В.А. Алферова. - М.: Спарк, 2000, 116 с. 30. Уголовное право России. Общая часть: Учебник. / Под ред. проф. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997, 276 с. 31. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева. М.,2004, 354 с. 32. Халиулин А. Полномочия прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Законность. 2007. № 9. С.15-20.
Отрывок из работы

Глава 1. Следователь как представитель стороны обвинения в уголовном судопроизводстве Что касается процессуальных функций, выполняемых в уголовном судопроизводстве следователем как самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности то, М.С. Строгович полагает, что следователь одновременно осуществляет три функции: обвинения, защиты и разрешения дела, и отмечает, что функции обвинения (уголовного преследования) и защиты у следователя возникают лишь после появления в процессе обвиняемого. Вся же деятельность следователя до этого момента, есть следственная деятельность, предварительное следствие, в котором ещё не расчленены процессуальные функции, и эта деятельность представляет собой необходимую подготовку к уголовному преследованию, но не само уголовное преследование. Движение уголовного дела, развитие уголовного процесса обусловлено «борьбой» обвинения и защиты двух диалектически противоположных по своей направленности видов уголовно-процессуальной деятельности. Функцию обвинения можно определить как совокупность процессуальных действий, направленных на то, чтобы изобличить в совершении преступления лицо, привлечённое в качестве обвиняемого, обеспечить применение к нему мер заслуженного наказания, либо как деятельность, направленную на изобличение и осуждение виновного в совершении преступления. Существует некий специальный институт, призванный материализовать вывод следователя о наличии достаточных доказательств для обвинения лица в совершении преступления. Применение этого института и образует функцию обвинения. Одной из форм реализации следователем функции обвинения является официально выраженное подозрение лица в совершении преступления. По действующему закону подозреваемым признаётся лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо задержанное по подозрению в совершении преступления, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения (ч. 1 ст. 46 УПК РФ). Юридическим выражением подозрения в совершении преступления являются: протокол задержания (ст. 92 УПК РФ), постановление об избрании меры пресечения, до предъявления обвинения (ст. 101 УПК РФ). Реализация функции обвинения в форме подозрения редопределяется достижением определённого этапа в познании истины по уголовному делу и поэтому имеет под собой материальную основу в виде такой совокупности доказательств, которая позволяет предполагать виновность лица в совершении преступления и вместе с тем не является достаточной для привлечения его в качестве обвиняемого. Таким образом, в основе процессуального подозрения лежит фактическое подозрение лица в совершении преступления. Однако фактическое подозрение по действующему законодательству далеко не всегда может быть выражено юридически (процессуально), поскольку официальным (юридически значимым) признаётся только подозрение, связанное с задержанием лица или применением к нему меры пресечения до предъявления обвинения. Второй и наиболее характерной формой реализации следователем функции обвинения является привлечение лица в качестве обвиняемого (п. 1 ч. 1 ст. 47 УПК РФ). Для образования целостной системы привлечения лица в качестве обвиняемого, а также для обеспечения прав и законных интересов обвиняемого на предварительном следствии, процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого должен состоять из следующих действий: 1) принятие мер по обеспечению явки обвиняемого; 2) вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 3) разъяснения прав и обязанностей обвиняемого; 4) предъявление обвинения; 5) допрос обвиняемого; 6) изменение и дополнение обвинения. Установив основания для привлечения в качестве обвиняемого, следователь обязан немедленно вынести соответствующее постановление, но в некоторых случаях допускается возможность отступления от этого правила по тактическим соображениям. При наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения, когда отсрочка привлечения лица в качестве обвиняемого не вызывается необходимостью, следователь должен безотлагательно вынести постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Окончание предварительного расследования с составлением обвинительного заключения означает, что следователь пришёл к выводу о наличии достаточных оснований для придания виновного суду. 1.1 Органы предварительного следствия в системе МВД России Уголовно-процессуальное законодательство различает две формы предварительного расследования. Они различаются между собой по процессуальному порядку и по органам, которые их производят. Основной формой предварительного расследования принято считать предварительное следствие, которое производится следователями различных ведомств. По делам о некоторых преступлениях предварительное следствие производится только в тех случаях, когда это признает необходимым прокурор или суд. Независимо от характера совершенного преступления предварительное следствие обязательно по делам о преступлениях несовершеннолетними, а так же лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту. Предварительное следствие обязательно и по делам об общественно-опасных деяниях невменяемых, а так же о преступлениях лиц, заболевших душевной болезнью после совершения преступления. Второй формой предварительного расследования является дознание. Без эффективного взаимодействия органов следствия и дознания невозможно полное, объективное и всестороннее доказывание обстоятельств совершенного преступления. Существуют две группы форм взаимодействия между органами предварительного расследования: Процессуальные формы взаимодействия: - выполнение поручений следователя; - содействие органа дознания следователю в стадии возбуждения уголовного дела; - возбуждение уголовного дела, по которым обязательно предварительное следствие, производство по ним неотложных следственных действий и передача их следователю, который ведет дальнейшее расследование; - использование следователем данных, полученных органам дознания с помощью оперативно розыскных мер; - совместное согласованная деятельность в период производства органами доз-нания неотложных следственных действий по делу, по которому предварительное следствие обязательно. Организационные формы взаимодействия: - совместная согласованная деятельность в составе следственно оперативных групп; - немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступлений, требующих производства предварительного следствия; - организация следственно-оперативных групп (бигад), в которые включены следователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных преступлениях; - согласование планирование следственных, оперативно-розыскных действий; - выступление перед населением и проведение профилактики мероприятий; - межведомственные оперативные совещание работников прокуратуры, следствия, дознания; - совместное проведение занятий. В стадии предварительного расследования следователи и дознаватели обязаны соблюдать конституцию Российской Федерации, которая гарантирует гражданам права и свободы и среди них неприкосновенность личности, свободу передвижения и определение места проживания, неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, которые могут затрагиваться во время предварительного расследования. Чтобы их не нарушить, органы, ведущие предварительное следствие или дознание, должны безукоризненно соблюдать уголовно-процессуальные нормы, регулирующие производство каждого из следственных и розыскных действий в отдельности и всех их в совокупности. Встречающиеся в следственной практике попытки процессуального упрощенст-ва под предлогом усиления борьбы с преступностью совершенно недопустимы. Только строгое соблюдение предписаний уголовно-процессуального закона обеспечивает органам расследования наиболее благоприятные условие собирания и исследования доказательств в целях истины. И наоборот, несоблюдение установленных требований неминуемо ведет к ослаблению борьбы с преступностью, так как доказательства теряют доброкачественность, а подчас и вызывают сомнения в том. что к уголовной ответственности привлекается именно то лицо, которое совершило преступление. Разумеется, должны соблюдаться все законы и иные нормативные акты, которые действуют на территории Российской Федерации и подлежат применению в ходе дознания и предварительного следствия. Речь идет об уголовно-процессуальном законе, прежде всего потому, что именно его нормы определяют содержание и порядок следственных действий. 1.2.Полномочия следователя и его процессуальная самостоятельность Следователь, согласно п. 41 ст. 5 УПК России - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия. Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определены законом. Следователь занимает специфичное положение в уголовном процессе. Его деятельность осуществляется в трёх стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Неразрывная связь процессуальных прав и обязанностей - характерная особенность положения следователя. Интересы законности требуют, чтобы следователи точно и четко выполняли возложенные на них законом права и обязанности. Независимо от ведомственной принадлежности каждый следователь обязан руководствоваться предписаниями закона о содержании и направлении его деятельности. Он должен быстро и полно раскрыть каждое преступление, изобличить виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осужден. Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК России). С этой целью следователь вправе по находящимся в его производстве делам вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие, предусмотренные законом следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, могущих по делу установить фактические данные; требовать производства ревизий и документальных проверок (ст. 86 УПК России); на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком (ст. ст. 42, 44, 54 УПК России); задерживать лиц по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК России); привлекать лиц в качестве обвиняемых (ст. 171 УПК России); применять к ним меры пресечения (ст. 97 УПК России); приостановить производство по делу (ст. 208 УПК России); направить дело через прокурора в суд (ч.6 ст. 220 УПК России). Следователь вправе прекратить уголовное преследование своим постановлением при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24 - 28 УПК России. Следователь обязан устанавливать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (ст. 73 УПК России), которые должны быть исследованы следователем всесторонне, полно и объективно. В основном дела направляются для производства дополнительного расследования из-за неполноты предварительного следствия, которая в большинстве случаев в необходимости производства различного рода экспертиз, установления и допроса дополнительных свидетелей, приобщения ряда документов. Следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, принимать меры к их устранению. Согласно закону следователь обязан разъяснить участвующим в деле лицам их права и обязанности, и обеспечить возможность осуществления ими своих прав (ст. 11 УПК России). Следователь обязан обеспечить подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав (ст. 16 УПК России). На следователя уголовно-процессуальным законом возложена обязанность обеспечить защитника на предвари-тельном следствии, в случаях, предусмотренных ч.З ст. 16 УПК России. Следователь обязан принять меры к охране прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления. Так, существенным ущемлением прав потерпевшего является, по моему мнению, невнесение его в список лиц, подлежащих вызову в суд. Следователь обязан рассматривать ходатайства, заявляемые участниками процесса (ст. 159, 219 УПК России). Из анализа действующего уголовно-процессуального закона и УПК России можно сделать вывод о том, что следователь обладает широким спектром полномочий при производстве предварительного следствия. Однако они не систематизированы и находятся в различных разделах и главах УПК. Поэтому, на наш взгляд, необхо-димо было более конкретизировать полномочия следователя, закрепить более полную и систематизированную регламентацию его прав и обязанностей как субъекта уголовно-процессуальной деятельности. Как участник уголовного процесса следователь обладает широкой процессу-альной самостоятельностью. В соответствии с законом, при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда предусмотрено законом согласие и получение санкции от прокурора или постановления суда, и несёт полную ответственность за их законное и своевременное выполнение, то есть за ход и результаты расследования. Обладая процессуальной самостоятельностью и независимостью, следователь принимает по делу решения по своему внутреннему убеждению, основанному на оценке материалов дела. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Значимость решений и действий, предпринимаемых следователем, позволила законодателю за незаконное осуществление некоторых из них ввести уголовную ответственность. Глава 2. Понятие следователя как стороны обвинения в уголовном судопроизводстве Следователь - это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления (ст. 151 УПК). Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по делу, необходимо сразу же оговорить, что, кроме того, он наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию (с согласия прокурора) решений о возбуждении уголовного дела. В случаях, указанных в законе (п. 1, 2, 7 ч. 3 ст. 151 УПК) следователи проводят дознание и поддерживают по этим делам обвинение (ч. 4 ст. 37 УПК) при наличии поручения прокурора. Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Следователь наделяется широкими субъективными правами и обязанностями, которые реализуются в рамках уголовно-процессуальных отношений, возникающих между ним и обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, прокурором, начальником следственного отдела, органом дознания, другими субъектами уголовного процесса. В законе специально подчеркивается, что все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Это означает, что он вправе самостоятельно направлять ход следствия, определять круг необходимых следственных действий, устанавливать последовательность их проведения, принимать решения о движении дела и др. Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. В частности, решения суда необходимо получить, когда планируется проведение действий, направленных на ограничение конституционных прав граждан, связанных с ограничением: а) личной неприкосновенности (п. 1-3, 6 ч. 2 ст. 29 УПК); б) неприкосновенности частной жизни (п. 8, 11 ч. 2 ст. 29); в) неприкосновенности жилища (п. 4, 5 ч. 2 ст. 29); г) ограничением имущественных прав (п. 7, 9 ч. 2 ст. 29); Д) временным отстранением обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК). В ст. 38 УПК, посвященной общей характеристике правового статуса следователя, особо выделены положения, направленные на регулирование правовых отношений между следователем и прокурором в связи с дачей ими указаний и принятием ими решений по делу. Решения и указания прокурора, принимаемые в связи с производством по делу, могут касаться многих вопросов, они обязательны к исполнению. Обжалование вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК. В семи пунктах этой статьи перечислены девять случаев, когда следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений при несогласии с ними. Прокурор же в результате рассмотрения возражений отменяет указание нижестоящего прокурора (в этом случае дело возвращается следователю) или поручает производство следствия по данному делу другому следователю. Существенны полномочия следователя по даче поручений органу дознания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в самом начале п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений. Во-вторых, имеющим юридическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, уголовно-процессуальный закон наделил следователя правом давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В-четвертых, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о «проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении». Приведенные положения, однако, не свидетельствуют о том, что следователь может давать органам дознания поручение о проведении любого следственного или иного процессуального действия. Следователь не вправе возлагать на органы дознания проведение действий, которые, согласно закону, он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т. д.). Что касается начальника следственного отдела, то согласно п. 18 ст. 5 УПК им является должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение, а также его заместитель. Таким образом, в действующем законе представление о начальнике следственного отдела (как понятии) охватывает не только должностных лиц органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, но и прокуратуры. Сообразно положениям ст. 38 и 39 УПК начальник следственного отдела вступает в правовые отношения со следователями по вопросам, связанным с расследованием уголовных дел. Он поручает производство предварительного следствия следователю или группе следователей (ст. 163 УПК), наделен правом отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, а также вносить прокурору ходатайства об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя . В целях обеспечения исполнения предписанных ему положений начальник следственного отдела правомочен проверять находящиеся у следователей уголовные дела, а по результатам этих проверок - давать указания. В перечень вопросов, по которым начальник следственного отдела вправе дать указания следователю, входят вопросы, связанные с: а) направлением расследования; б) обвинением (привлечение в качестве обвиняемого, объем обвинения, квалификация преступления); в) избранием меры пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого. Подтверждая письменную форму указаний как непременное условие их действенности, закон указывает на их обязательное исполнение следователем. Допуская возможность их обжалования прокурору и в суд, закон вместе с тем исходит из того, что это не приостанавливает, как правило, их исполнение. Жалоба следователя приостанавливает исполнение им указаний начальника следственного отдела лишь в случаях, когда они касаются: а) привлечения лица в качестве обвиняемого; б) квалификации обвинения; в) объема обвинения; г) избрания меры пресечения; Д) проведения следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. Указания прокурора, данные следователю по конкретному уголовному делу, обязательны и для начальника следственного отдела. Последний должен принять организационные меры (в пределах компетенции) к обеспечению исполнения указаний прокурора. Если начальник следственного отдела принял уголовное дело к своему производству, он обладает полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы (ст. 38, 163 УПК) . 2.1 Органы предварительного следствия в системе МВД России В Российской Федерации рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование, под которым понимается регламентируемая уголовно-процессуальным законом правоохранительная деятельность (уголовное преследование) уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица (или лиц), виновного (виновных) в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений. Предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Роль предварительного расследования чрезвычайно велика. Его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Собрав доказательства и изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, органы предварительного расследования вместе с материалами уголовного дела через надзирающего за законностью расследования прокурора направляют их в суд для окончательного разрешения вопроса о виновности лица (лиц) в совершении инкриминируемого ему (им) преступления и назначения наказания . Предварительное расследование подразделяется на две формы дознание и предварительное следствие; в зависимости от преступления оно осуществляется либо органами дознания, либо органами предварительного следствия. Между этими органами имеются и сходство, и различия. Первое сводится к тому, что и органы дознания, и органы предварительного следствия применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи; при наличии признаков преступления они обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело. Объединяет их и единое правовое обеспечение: свою деятельность и органы дознания, и органы предварительного следствия осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия . Различия дознания и предварительного следствия не ограничиваются тем, что они осуществляются разными органами. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания не только не единственной, но даже не основной (за исключением органов внутренних дел). Производство предварительного расследования для них является вспомогательной функцией. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сферах их административной деятельности. Кроме того, органом предварительного следствия является конкретное должностное лицо - следователь. Органами же дознания являются не только должностные лица (командиры воинских частей, начальники учреждений УИС и др.) но и органы в целом (органы внутренних дел, таможенные органы и др.). Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознания, в сроках производства дознания и следствия и т.д. Указанные различия, как и сходство, ни в коей мере не препятствуют выполнению органами дознания и предварительного следствия, стоящих перед ними задач.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg