Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Функция языка и речи

irina_k200 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста. Предмет исследования – функции языка и речи. Гипотеза исследования: мы предположили, что при специальной организации коррекционной логопедической работы нами будут достигнуты поставленные цели и задачи. Ранняя логопедическая помощь позволяет усвоить детям родной язык при правильном формировании коммуникативной функции. Цель данной работы рассмотреть функции языка и речи у дошкольного возраста. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1. Определить понятие языка и речи. 2. Рассмотреть взаимосвязь языкового и когнитивного аспекта в развитии речевой деятельности дошкольников. 3.Охарактеризовать базу исследования. 4.Изучить опыт работы по развитию речи в МБДОУ детский сад № 8 «Гармония» г. Новороссийска. Методы исследования: • Теоретический - анализ психолого-педагогической литературы. • Эмпирический – психолого-педагогическое исследование. • Интерпретационный – количественный и качественный анализ полученных результатов. Методологическую (теоретическую) базу исследования составили работы таких отечественных и зарубежных педагогов и психологов как Л.С. Выготского, Р.М. Боскис, Т.А. Власова, А.А. Катаевой, Б.Д. Корсунской, Э.И. Леонгард. Практическая значимость работы. Данная работа адресована студентам дефектологам, логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям. База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Гармония» г. Новороссийска. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность темы. Речь - это не только основное средство общения для людей, но и основа формирования и развития высших психических функций, прежде всего мышления. Речь - это важная психическая функция, которая влияет на увеличение объема и развития потенциала мышления, памяти, восприятия. Но за последние годы мы стали сталкиваться с проблемой дефицита живого полноценного общения родителей с детьми, что ведет к увеличению патологии речевого и интеллектуального развития. Статистика утверждает, что только 10% детей не нуждается в логопедической помощи. Основными условиями хорошо развитой речи являются нормальное функционирование головного мозга и проводящих путей, правильное функционирование органов артикуляционного аппарата, нормальный слух, полноценное речевое общение и окружение. К органам артикуляционного аппарата относят органы дыхания, жевания, голосовые связки; носовую и ротовую полость, гортань (резонаторы); нижнюю челюсть, зубы, язык, губы, твердое и мягкое нёбо (артикуляторы).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ ………………………………………….... 5 1.1. Понятие функций языка и речи…………………………………..… 5 1.2. Взаимосвязь языкового и когнитивного аспекта в развитии речевой деятельности дошкольников………………………………….. 13 ГЛАВА II. ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЯЗЫКА И РЕЧИ 20 2.1. Характеристика базы исследования……………………………… 20 2.2. Опыт работы по развитию речи в МБДОУ детский сад № 8 «Гармония» г. Новороссийска ……………………………………… 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 31
Список литературы

• Бернацкая А.А. Функции языка и речи // В книге: Эффективное речевое общение (Базовые компетенции) Словарь-справочник. Электронное издание. Сибирский федеральный университет; Под редакцией А.П. Сковородникова. Красноярск, 2014. С. 723-724. • Ваганова А.К. Взаимодействие разных функций языка в детской речи // В сборнике: Достижения современной науки Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции.Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016. С. 148-153. • Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996.352с. • Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.:Детство-Пресс, М.: Творческий центр Сфера, 2007. 470с. • Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; ред. Б.П. Пузанова. М., 1996. 17 с. • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Екатеринбург: Литур, 2000. 320с. • Зайцева Е. С. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет / Е. С. Зайцева, В. К. Шептунова. СПб., 2012. 72с. • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2019. 57с. • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: Союз, 1999.57с. • Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей // Избранные труды / Ред.- сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М., 2005. - 221 с. • Леханова О.Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения с детьми с ОНР // Практическая психология и логопедия. Дайжест. 2007. №5. С.6 • Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой.- 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 704 с. • Мартынова Н.В., Шатохина И.В. Виды нарушений речевого развития младших школьников и способы их коррекции // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-4. С. 589-590. • Миккоева Н.В. Приемы логопедической работы по развитию языковой интуиции дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 186-192. • Мустаева Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №1. - 10 с. • Назарова А.А. К вопросу о функциях языка и речи// Гуманитарный вектор . 2009. № 2. С. 75-79. • Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. • Петрянина Л.Б. Сравнительная характеристика коммуникации у дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи третьего уровня // В сборнике: Научное сообщество студентов сборник материалов XIV Международной студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 74-76. • Полупанова Е.В. Состояние и пути развития лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2020. № 1 (30). С. 12-16. • Привалова С.Е. Развитие речевой деятельности дошкольника // Филологическое образование в период детства. 2013. Т. 20. С. 95-97. • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: «Питер», 2015. 705 с. • Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией). М.: Классик Стиль, 2003. • Соленкова С. Единицы языка и речи, их признаки и функции // Новые горизонты русистики. 2017. № 1. С. 67-71. • Степаненко Д.Г., Сагутдинова Э.Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте // Системная интеграция в здравоохранении. 2010. № 2. С. 32-43. • Стернин И.А. Общение с дошкольниками. - 2. изд. испр. и доп. - Воронеж: Истоки, 2013. - 83 с. • Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят (моторная и сенсорная алалия). - СПб.: СМАРТ, 1994. • Ушакова О.С., Яшина В.И. Взаимосвязь языкового и когнитивного аспекта в развитии речи дошкольников // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 40-42. • Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. • Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова [и др.] - М.: Эксмо, 2015. - 320 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ НА РАЗВИТИЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ 1.1. Понятие языка и речи Различие языка и речи важно для предмета лингвистики. Средства общения, взятые вне конкретного высказывания (например, словарь, грамматика) называется языком, а эти же средства в высказывании - речью. Язык (общее) реализуется в речи (в частном, единичном). Внешние различия между языком и речью проявляются в линейном характере речи, которая представляет собой последовательность единиц, построенную по правилам языка. Определение значения речи трактуется в нескольких понятиях. Речью является вид деятельности человек, выражаемой средствами языка, чтобы производить общение с другими людьми. Также речь может выступать набором знаков, символов и правил. Перед тем как приступить к описанию функций речи стоит разобраться с функциями языка. Главным свойством языка выступает то, что слова носят определение вещей существующих в действительности. Также еще имеется личностный смысл - значение предметов в жизни людей. Главные функции языка проявляются в способе передачи, а также усвоении информации и приобретенных знаний, в способе общения между собеседниками и в использовании интеллектуальных видов деятельности. При выполнении основных функций язык выступает в роли способа кодирования имеющейся информаций. В этом случае та информация, которая была у предшествующих поколений, передается потомкам. Во время выполнения функции общения язык помогает оказать воздействие на собеседника, которое может быть прямым или косвенным. Выполнение функции последнего типа, то есть использование интеллектуальных видов деятельности, встречается постоянно. Она взаимодействует с каждым видом деятельности людей, так как язык является главным средством для составления планов интеллектуального типа деятельности. Еще В. фон Гумбольдт писал, что интеллектуальная деятельность и язык представляют единое целое. Его высказывания о природе возникновения языковой способности у ребенка напрямую относятся к пониманию роли осознания явлений языка и речи в овладении родным языком, так как именно язык оказывает влияние на формирование системы понятий и системы ценностей [6]. Эти его функции, а также способы образования понятий с помощью языка считаются общими для всех языков . Также функции имеются и у речи. Они подразделяются на обобщение, коммуникацию и обозначение [11]. Сигнификативная функция помогает отличать человеческую деятельность от деятельности животных. Благодаря словам у человека имеется представление о данном предмете. Взаимопонимание основывается на том, что у каждого человека имеется общее представление о тех или иных объектах и явлениях. Функция обобщения в отличие от сигнификативной не просто обозначает предмет, но и объединяет сходные предметы в группы. Благодаря данной функции человек может обобщать информацию, а также относить ее к определенным категориям. Ещё одной функцией речи считается функция коммуникации, иначе говоря, способ передачи информации. Две предыдущих функции можно отнести к внутренней психологической деятельности, а коммуникацию - к внешней. Коммуникативную функцию подразделяют на несколько видов: информационную, выразительную, а также волеизъявительную. Информационная функция реализуется в процессе обмена знаниями, также она связана с процессами обобщения и обозначения. Благодаря выразительной функции человек может передать все чувства и эмоции в отношении предмета или собеседника. Волеизъявительная функция заставляет слушателя концентрировать внимание на том, что говорит собеседник. Помимо этого выделяются такие функций, как регулирующая и лексическая [22]. Язык отличает системность, то есть организованность его единиц. Единицы языка (слова, морфемы, предложения) составляют инвентарь языка. Средства общения, взятые вне конкретного высказывания (например, словарь, грамматика) мы называем языком, а эти же средства в высказывании - речью. Язык (общее) реализуется в речи (в частном, единичном). Внешние различия между языком и речью проявляются в линейном характере речи, которая представляет собой последовательность единиц, построенную по правилам языка. Язык определяется в этом случае как система элементов (языковых единиц) и система правил функционирования этих единиц, общая для всех говорящих на данном языке. А речь - это «конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом)» [2]. Интересную точку зрения на проблему соотношения языка и речи высказал выдающийся языковед Лев Владимирович Щерба. С его взглядами вы можете познакомиться, прочитав статью «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» [5] Язык - результат физиологического процесса, происходящего в коре головного мозга человека, а также ряд действий органов речи, однако сущность языка невозможно объяснить, исходя только из биологических процессов. Язык не наследуется, он возникает и существует только в человеческом обществе. Выделяют основные и частные функции языка. К основным функциям относят коммуникативную и когнитивную. Между языком и мышлением существует тесная связь, которая не означает их полной идентичности. Различают два типа мышления. Лишь вербальный тип связан с языком. Категории мышления и единицы языка находятся в сложных отношениях взаимосвязи. Различие языка и речи важно для предмета лингвистики. Основные признаки, по которым осуществляется противопоставление языка и речи, следующие: социальное - индивидуальное, системное - асистемное, статическое - динамическое, общее - отдельное, нелинейное - линейное. В языковом сознании ребенка, который не всегда владеет достаточными средствами языка (лексическими, фонетическими, грамматическими), в процессе речевой деятельности осуществляется хранение и эффективный поиск языковой информации. Это, прежде всего, поиск нужного слова, отражающего замысел ребенка, но это также нахождение разноплановых грамматических значений, поиск соответствий между звучанием и значением слова, использование соответствующей интонации (имеется в виду интонация слова, предложения и высказывания в целом). Поэтому особое внимание в процессе формирования элементарного осознания явлений языка и речи в развитии языковой способности следует отводить семантическому компоненту. Итак, с одной стороны, взаимосвязь всех сторон речевого развития базируется на семантическом компоненте языковой способности. С другой стороны, без адекватного понимания языковых значений невозможно формирование элементарного осознания явлений языка и речи, которое создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи. Эта идея стала центральной в исследовании формирования у дошкольников всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической). Подчеркивая, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка, Ф.А. Сохин писал, что усвоение детьми родного языка включает не только формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, но и формирование осознания языковой действительности, которое он назвал лингвистическим развитием ребенка. Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий [1]. Развитие языка - непрерывный процесс без резких скачков или быстрых преобразований. Современный язык - это продукт постепенного и длительного исторического развития, где язык подвергается разносторонним изменениям благодаря различным конкретным событиям, явлениям, их причинам и условиям, которые стимулируют сдвиг и отражение в лексическом составе языка. Говоря другими словами, ребенок с нарушением речи, вероятнее всего столкнется с проблемами в овладении грамотой и письмом, серьезными проблемами в развитии внимания и мышления, воображения, восприятия и памяти. Логопедия - специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений речи. В системе образования происходят изменения, и подготовка педагогических работников требует определенных знаний о формировании речи у дошкольников. Ранняя логопедическая помощь может исправить речевые недостатки и даже предупредить их появление. Существует огромное множество программ и методик исправления каждого дефекта. В дошкольной логопедии большое внимание уделяется формированию речевой деятельности и реализации речевых умений в различных коммуникативных ситуациях. Коммуникация - это процесс обмена информацией, мыслями, чувствами между людьми. Ранняя коммуникация - процесс обмена информацией, в который включается ребенок, еще не владеющий или только начинающий овладевать языком [2]. Опираясь на возрастные классификации Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, Д.Б. Бромлея и проанализировав работы О.С. Павловой, Ю.Ф. Гаркуши, авторы смогли выявить, что для коммуникации дети раннего дошкольного возраста прибегают к использованию особых игр. В 2 года детские игры заключаются в подражании, баловстве, привлечении внимания к себе. Общение со сверстниками становится приоритетным ближе к 3-4 годам. Поведение у малышей расковано и эмоционально насыщено. Игра - основная форма коммуникации. В 4-5 лет дошкольники играют по ролям, сравнивают себя с окружением, появляется дух соперничества. В 6-7 лет дети много разговаривают, рассказывают о событиях, своих чувствах. В этом возрасте формируется дружеская привязанность, продолжается пополнение активного словаря лексикой, глагольными конструкциями, грамматическими основами и синтаксическими единицами. Взрослые оказывают влияние на детей, одобряя или осуждая их, ставя перед ними задачи. Пара ребенок - взрослый развивает личностные, познавательные и социальные возможности ребенка. Дефицит общения с взрослыми на ранних этапах развития отрицательно сказывается не только на умственном развитии ребенка, но и на развитии его личности в целом. Недостаток внимания со стороны родителей, игнорирование ребенка могут привести к невротизации, психическим и психосоматическим заболеваниям, глубоким личностным нарушениям [4]. Таковы общие данные развития детей дошкольного возраста, их отношений среди сверстников и взаимодействия с взрослыми. Поскольку каждый ребенок уникален, процесс коммуникации всегда индивидуален. В различных условиях и при разных обстоятельствах в процессе общения ребенок достигает или не достигает цели, от этого зависит его самочувствие, самоутверждение среди окружения, взросление. Формирование коммуникативной функции у дошкольников с общим недоразвитием речи важно для успешных взаимоотношений и полноценного развития личности. По мнению многих авторов у детей с ОНР заниженная самооценка, скудный словарный запас, низкая речевая активность, незаинтересованность в общении, неумение сотрудничать, как следствие трудности в учебе и социальной адаптации. О.Л. Леханова в своих трудах подчеркивает отсутствие адекватного целостного сенсорно-перцептивного образа базовых эмоциональных состояний, отсутствует и весьма ограничена и неадекватно используется эмотивная лексика [14]. Мустаева Е.Р. в своих работах подчеркивает, что у детей с недоразвитием речи наряду с основными (речевыми) трудностями отмечается крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении [15]. Задержка формирования речи ведет к задержке мышления. Поскольку познавательная и коммуникативная функции речи не сформированы, нет полноценного восприятия информации и речь окружающих людей детям с ОНР непонятна. Не в полной мере сформированы произношение, формообразование и формы коммуникации: монолог, диалог, полилог. Нарушается процесс общения во время игры из-за отсутствия понимания других детей, продолжительных пауз в речи, неумения ориентироваться в ситуации, вспыльчивости. Коррекционное обучение начинается с практического усвоения лексико-грамматических и фонетико-фонематических средств языка, совершенствования связной речи. С этой целью разрабатываются специальные задания. Весь процесс имеет выраженную коммуникативную направленность [7]. В психолого-педагогической практике коммуникативную функцию у детей с ОНР оценивают ниже нормы. Сейчас большое количество детей нуждается в специализированной помощи. И коррекционно-логопедическую работу по преодолению ОНР лучше начинать в раннем детстве. 1.2. Взаимосвязь языкового и когнитивного аспекта в развитии речевой деятельности дошкольников Общеизвестно, что в речи реализуются основные функции языка: коммуникативная (средство общения), когнитивная (познавательная), эмотивная (средство выражения чувств и эмоций). Последняя рассматривается как непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию, передача информации о своем внутреннем состоянии. Отечественные и зарубежные психологи особое значение придают обозначающей семантической функции, благодаря которой речь, по С.Л. Рубинштейну, является «формой существования мыслей и средством общения» [21]. Эти узловые свойства речи С.Л. Рубинштейн видел в ее связности. Регулирующая функция в основном проявляется в умении саморегулирования. Например, способность человека в нужный момент отдать себе некий внутренний приказ. Она проявляет себя в высших психических функциях, то есть сознательной форме психической деятельности. Лексическая функция речи проявляется в смысловых связях слов между собой. То есть она участвует в образовании устойчивых сочетаний синонимических и антонимических рядов. Когнитивная (мыслительная) функция (от лат. cdgnitio - познавание) - это предназначенность языка быть средством выражения, передачи, хранения и развития мыслительного содержания. Как и коммуникативная функция, когнитивная функция представляет собой сложную совокупность мыслительных субфункций, которые охватывают весь круг проблем, традиционно обозначаемых формулой «язык и мышление» [3] Современная методика процесс речевого развития детей дошкольного возраста связывает именно с обучением речи, считая, что овладение речью есть передача социального опыта. В отечественной психологии развитие рассматривается как присвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством, где носителем этого опыта на первых порах выступает близкий взрослый [3]. Недоразвитие регуляторной функции речи влечет за собой неполноценное развитие произвольного поведения, что в свою очередь значительно затрудняет процесс усвоения знаний, формирования учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Поэтому развитие регуляторной функции у детей на протяжении всего раннего возраста является актуальным направлением работы [5]. Процесс становления регуляторной функции речи изучался в исследованиях, выполненных под руководством А. Р. Лурия и А.В. Запорожца. Исследования, проведенные А.Р. Лурия, показали, что дети до пяти лет чаще всего подчиняют свои действия ситуативным обстоятельствам, а не слову [21]. Экспериментальные работы М.И. Лисиной показали, что ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на становление и развитие предпосылок регуляторной функции речи и предметной деятельности младенца [3]. Этой же точки зрения придерживался А.Р. Лурия; он подчеркивал, что корни регуляторной функции речи следует искать в общении ребенка со взрослым [1]. Другая точка зрения принадлежит таким авторам, как: А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. А. Люблинская, Я.З. Неверович и др., которые относят становление регуляторной функции к раннему возрасту, когда действия ребенка начинают опосредствоваться речью взрослого [3]. Коррекционная система обучения и воспитания данной группы детей нацелена на формирование правильного звукопроизношения, развитие лексического и грамматического строя языка, на развитие связной речи, развитие дыхания, но в современной системе коррекционной работы не рассмотрено направление по развитию регуляторной функции речи детей с задержкой речевого развития [4].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 52 страницы
1000 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 42 страницы
400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg