Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Защита прав граждан в области социального обеспечения в РФ

irina_k200 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Цели и задачи исследования. Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа всего массива, действующих в Российской Федерации нормативных актов, регулирующих отношения по социальной защите граждан, дать оценку состояния системы социальной защиты граждан, а также изучение проблем использования норм права социального обеспечения, а так же влияние государственной социальной защиты на общество в сегодняшних экономических условиях. Для достижения поставленных целей исследование призвано решить следующие задачи: - анализ современной системы и структуры органов управления в области социальной защиты граждан; - раскрытие содержания права на социальную защиту как одного из основных социально-экономических прав человека во взаимосвязи с правом на жизнь и правом на социальное обеспечение; -исследование конкретных видов государственной социальной защиты; -определить значение права на социальное обслуживание, как одного из элементов социально-правового статуса граждан, закрепленного в Конституции Российской Федерации; -рассмотреть правовой механизм регулирования отношений по социальной защите граждан на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях; право социальный защита - определить место правовых норм, регулирующих отношения по социальной защите, в системе права социального обеспечения и в системе законодательства о социальном обеспечении; -всесторонне исследовать элементы материальных, процедурных и процессуальных правоотношений в сфере социальной защиты. Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают у лиц, имеющих право на государственную социальную защиту. Предметом исследования является правовое регулирование общественных отношений по поводу предоставления государственной социальной защиты в виде денежных выплат, предоставления жизненно необходимых товаров, а также предоставления набора социальных услуг. Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. В сложных условиях перехода к рыночной экономике особенно острыми являются проблемы уровня жизни всего населения и социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц попавших в трудную жизненную ситуацию, то есть тех слоев, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации – Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что при любых системных и структурных преобразованиях экономики страны, приоритетной целью ее политики является обеспечение высоких жизненных стандартов для большинства граждан. Социальное государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из важнейших направлений социальной политики государства является обеспечение социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, то есть социальная защита населения и особенно наиболее уязвимых его слоев от негативного воздействия рыночных отношений в экономике. Оценка эффективности гарантий прав граждан на социальное обеспечение предполагает научное исследование и осмысление проблем применения законодательства о социальном обеспечении с учетом накопленного научного и практического опыта, а также новых социально-экономических условий и изменений в процессуальном законодательстве. Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи. Методологическая и информационная основа исследования. Методологической основой дипломной работы послужили общенаучные и часто научные методы исследования: диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, технико-юридический, структурно-системный и другие, широко применяемые в гуманитарных науках. Теоретической базой работы являются труды российских ученых-правоведов по общей теории права, а также по отраслевым правовым наукам и, в первую очередь, по праву социального обеспечения России. Проблемы правового регулирования общественных отношений по социальному обслуживанию в том или ином объеме исследовались такими известными учеными в области права социального обеспечения как В.С. Андреевым, Е.Г. Азаровой, К.С. Батыгиным, М.Л. Захаровым, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, Е.Е. Мачульской, В.К. Субботенко, В.А. Тарасовой, Э.Г. Тучковой, В.Щ. Шайхатдиновым, Я.М. Фогелем и другими. Эмпирическую основу исследования составляют: международные правовые акты, массив правовых норм права социального обеспечения, регулирующих отношения по социальному обслуживанию.
Содержание

Введение Глава 1. Понятие и правовая основа прав граждан в сфере социального обеспечения РФ 1.1 Понятие и сущность права социального обеспечения как элемент социальной политики 1.2 Особенности правового регулирования права граждан на социальное обеспечение Глава 2. Организационно-правовые вопросы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 2.1 Судебная защита прав граждан на социальное обеспечение 2.2 Административная защита прав граждан в сфере социального обеспечения в Российской Федерации Глава 3. Реализация защиты прав граждан на социальное обеспечение 3.1 Проблемы реализации прав граждан на социальное обеспечение и способы их решения 3.2 Перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения Заключение Список использованных источников Приложения
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СЗ РФ,2014, №31, ст. 4398. 2. Федеральный закон от 15.12.2001№ 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014)"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"// Российская газета, 2001, № 247. 3. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Российская газета, 2001, №153-154. 4. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от21.07.2014) "О негосударственных пенсионных фондах" // Российская газета,1998, № 90. 5. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об обязательном пенсионном страховании в РФ "//Парламентская газета, 2001, № 238-239. 6. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" // СЗРФ, 1999, № 29, ст. 3686. 7. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" // Российская газета, 2001, № 68. 8. Федеральный закон от 10.01.2003 № 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" // СЗ РФ,2003, № 2. Ст. 166. 9. Федеральный закон от 18.07.2009 № 182-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон "Об инвестировании средств, для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" //СЗ РФ, 2009,№ 29. С 3619. 10.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" // Российская газета. N 303. 31.12.2012. 11.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от01.12.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 12. Федеральный закон от 28.12.2013г. N442 -ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Российская газета", 30декабря 2013г – Федеральный выпуск №6271. 13. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"// "Российская газета", N 263, 23.11.2011 14. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) 15. Указ Президента РФ от 07.02.2000 N-306(ред. от 31.12.2014)"Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" 16. Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 N 393 (с изм. от 26.11.2003) "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами" 17. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" Специальная и учебная литература 18. Актуальные проблемы правового регулирования страховой деятельности: Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. М., Юрист, 2013. С. 548. 19.Аранжереев М.М.Как обеспечить достойную старость.М,ЭКСМО, 2014. С.75. 20.Артур Безверхов. Некоторые вопросы о страховании / Российская газета, 2012, №14, С. 16. 21.Афанасьев М.А. Правовое регулирование негосударственного пенсионного обеспечения в России. Дис. канд. юрид. Наук, М., 2013. С. 68 ? 76. 22.Батаев В.В. У негосударственных пенсионных фондов появляются государственные функции. Сборник материалов. Выпуск 2. Опыт развития рынка. / Под общ.ред. А.А.Берга. М.: ИНФОРМ-ЭКОН, 2012. С. 341. 23.Вавулин Д.А. Негосударственные пенсионные фонды: место в системе обязательного пенсионного страхования. М., изд. "ЭКО", 2013, № 2, 175 с. 24.Вагапова А. Негосударственный пенсионный фонд: История развития / Финансовая газета, № 42, 2012. С. 34-49. 25.Васильев С.А. Участие негосударственных пенсионных фондов в гражданских правоотношениях: Дис.... канд. юрид. наук. Тверь, 2012. С. 38-45. 26.Воронин Ю.В. Пенсионное обеспечение в дореволюционной России / Пенсия, 2012,№ 7, С. 63-71. 27.Волков И.А. Этапы большого пути (1992-2014 гг.) / Пенсионное обозрение, 2014, № 2(10), С. 12-64. 28.Вялков А.И. Современные проблемы страховой деятельности населения Российской Федерации / Пенсия, 2012, № 16, С. 124-132. 29.Григорьев И.Ю. Пенсионное страхование в РФ: что нужно знать работнику. М., "Экономика и право", 2013. С. 87. 30.Дегтярев Г.П. Пенсионные кассы / Пенсионные деньги, 2012. № 3, С. 53-67. 31.Дедиков С. В. Долгосрочное страхование жизни или негосударственное пенсионное обеспечение / Финансы, 2014. № 3, С. 48-51. 32.Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения, М. "ГроссМедиа", 2011. С. 312. 33.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Савостьянова В.Б. Пенсионный кодекс Российской Федерации. М.Р.Валент, 2013. С. 176. 34.История пенсионного обеспечения в России: этапы и пути развития./Под ред. Т.А. Федоровой, М., Экономистъ, 2012, № 2, С. 168. 35.Ковалевский М.А., Ковалевский С.М. Некоторые элементы правового статуса негосударственных пенсионных фондов в отношениях по негосударственному пенсионному обеспечению / М., Страховое право, 2014, № 3. С. 7. 36.Кокорев Р.А, Трухачев С.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития / Информационно-аналитический бюллетень Фонда "Бюро экономического анализа", 2014, № 62, С. 87-102. 37.Кривощекова Е. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной реформы / Вопросы экономики, 2006, № 6, С. 120-135. 38.Кузьмина Е.В. Формирование и управление негосударственным пенсионным фондом: Дис. канд. экон. наук. СПб. 2012. С. 312. 39.Лаврова Ю. Пенсионная реформа и демографическая ситуация / Финансы и кредит, 2013, № 8, С. 167-174. 40.Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) – М: ИНФРА-М, 2012. С. 173-175. 41.Люблин Ю.З. Правовые основы пенсионной реформы. Пенсионная реформа (сб. статей). М., "Алемин", 2014. С. 24-29. 42.Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М., Юстицинформ, 2009. С. 26-27. 43.Мамытов Е. К вопросу о стратегии социального развития российского общества / Человек и труд, 2013, № 6, С. 26-28. 44.Пищита А.Н. Исторический опыт, современное состояние и перспективы правового обеспечения государственного пенсионного страхования в России, М., "ЮрЛитИзд", 2013. С. 512. 45.Полянский Н.Н., Строгович М.С., Савицкий В.М. и др. Проблемы пенсионного права, М., "Юрист", 2013.С. 245. 46.Пряничников С. Б. Финансовые аспекты реформирования пенсионной системы / Народонаселение, 2012, № 2, С. 153-154. 47.Рощепко Н.В. Реформирование института досрочных трудовых пенсий по старости: новации и проблемы // Социальное и пенсионное право. 2013. N 2. С. 13 – 17. 48. Рашид М. Реформа системы пенсионного обеспечения в России: структура и реализация /М.Рашид, Л.Томпсон, Е. Зотова. Пер. сангл., М., Издательство "Весь Мир",.2011. С. 120. 49.Страхование. / Под ред. Т.А. Федоровой, М.,Экономистъ, 2013,№2 С. 75. 50.Социальная энциклопедия. / Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. – М: Болыи. Рос. Энц-я, 2012. С. 438. 51.Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник – М: ИНФРА-М, 2013. С. 117. 52.Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: "Феникс", 2013. С. 321. 53.Умурзаков.Б. Роль и место пенсионного обеспечения в экономических отношениях людей в условиях углубления рынка /Трудовое право,2013,№ 7,С. 56-60. 54.Федоров Л.В., Пенсионный Фонд Российской Федерации, М., "Дашков и К",2012. С. 55. 55. Федотов Д. Пенсионное обеспечение и социальная стабильность / Федотов Д. / Человек и труд, 2014 № 12, С. 23-24. 56. Финансы. Учебник. / Под ред. проф.В. В. Ковалева, 2-е изд., перераб. и доп. М., ООО "ТК Велби", 2011. С. 367. 57.Хорошко М.А. Развитие негосударственных, пенсионных фондов в Российской Федерации: Дис. канд. экон. наук. М., 2011. С. 38. 58.Хмыз О.В. Пенсионная реформа и демографическая ситуация / Финансы и кредит, 2013, № 30, С. 54-60. 59.Шевнина Л.Е. Кризис в социально-экономической системе в Российской Федерации как необходимость изменения накопительной части пенсии // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3. С. 6 – 9. 60.Чашин А.Н. Предпосылки и необходимость кодификации пенсионного законодательства / Трудовое право, 2012, № 10, С. 45-53. 61.Чудновская Г.В. Роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного страхования граждан / Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2011, № 1, С. 67. 62.Ярбилова С.М. Оценка современного состояния российской пенсионной системы и необходимости дальнейшего ее реформирования / Финансы и кредит, 2014, №10, С. 70-76.
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие и правовая основа прав граждан в сфере социального обеспечения РФ 1.1 Понятие и сущность права социального обеспечения как элемент социальной политики Социальное обеспечение – это один из способов распределения части государственных средств путём предоставления гражданам материальных благ, в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счёт средств целевых финансовых источников. В объёме и на условиях строго нормируемых обществом, государством для поддержания их полноценного социального статуса. Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения. Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве. Принципы социального обеспечения: 1.Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. 2.Осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков. 3.Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры. 4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума. 5. Гарантированное получение социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т. д. 6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.). 7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода и содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам. Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу. К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки. Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения. Демографическая функция призвана регулировать и стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего ощущать им себя полноценными членами общества. Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а так же оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг. В правовой литературе понятие социального государства справедливо увязывается с понятием социальной защиты, а также его соотношение с социальным обеспечением. В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Он как бы социально "самообслуживается". В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его. 1.2 Особенности правового регулирования права граждан на социальное обеспечение Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно; отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера. Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г. К первой группе источников также относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 "О равноправии в социальном обеспечении" (1962 г.) Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 "О сохранении прав в области социального обеспечения" (1983 г.) и др. Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение "О гарантиях прав граждан государств – членов СНГ в области пенсионного обеспечения" было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства – члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения. На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения. Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и(или) работающим на комплексе "Байконур", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия. Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Важное место отводится Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что указанный федеральный закон закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых – право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи. В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и др. Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 22.12.2014) "О занятости населения в Российской Федерации"; Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О погребении и похоронном деле"; Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ(ред. от 01.12.2014) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и др. Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми. Так, например, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 22.12.2014)"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О ветеранах"; Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ (ред. от 28.12.2013)"О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"; Федеральный закон от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и др. Следует знать, что к данной группе источников нрава социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов,пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения па территории данного конкретного субъекта Федерации. Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"; Указ Президента РФ от 07.02.2000 N 306(ред. от 31.12.2014)"Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" и др. Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам. Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ, например, Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 N 393 (с изм. от 26.11.2003) "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами". Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ наиболее большая группа подзаконных нормативных правовых актов. Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Кроме постановлений Минтруд издает разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения. На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения. В качестве локального источника можно назвать коллективный договор конкретной организации. Следовательно, цель муниципальных и локальных нормативных актов – устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации. Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации). Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения: 1) по пенсионному обеспечению граждан; 2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами; 3) по предоставлению социальных услуг по системе социальног обеспечения. Глава 2. Организационно-правовые вопросы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 2.1 Судебная защита прав граждан на социальное обеспечение Спор по вопросам социального обеспечения, заявленный гражданином и переданный на рассмотрение юрисдикционного органа, следует называть спором, связанным с защитой права на социальное обеспечение. Возникает указанный спор при заявлении гражданина о наличии правоотношения по социальному обеспечению между спорящими субъектами о том, что органом социального обеспечения нарушено или оспорено его право на определенный вид социального обеспечения. Характерными признаками спора по защите права на социальное обеспечение являются: 1.Возникает из правоотношений, возникающих в связи с распределением части Валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения; 2.Предметом спора является материальное благо, предоставляемое гражданину в порядке социального обеспечения в денежной или "натуральной форме"; 3.Сторонами спора выступают с одной стороны физическое лицо, а с другой стороны – орган социального обеспечения. При этом в качестве органа социального обеспечения всегда выступает государственный либо любой другой допускаемый государством орган, обязанный предоставить социальное обеспечение. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
1400 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 46 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg