Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Внеклассная работа по математике в начальной школе: ее формы и виды

irina_k200 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Объект исследования: внеклассная работа по математике в начальных классах. Предмет исследования: формы и виды внеклассной работы по математике в начальной школе Цель: изучить особенности организации и проведения внеклассной работы в начальной школе. Цель обусловила следующие задачи курсовой работы: ? анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; ? изучить основы организации внеклассной работы по математике в начальных классах; ? рассмотреть предметную неделю как одну из форм внеклассной работы учителя и обучающихся; ? изучить методическую литературу по данной проблеме; ? разработать план и систему мероприятий математической недели в начальной школе. Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.
Введение

Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования. В связи с этим, важным представляется требование к такому результату образования, как сформированность учебно-познавательной и внеклассной деятельности, которая формой сотрудничества взрослого и школьника обеспечивает протекание познавательных процессов, а также социализацию подрастающих поколений. В соответствии с этим должна меняется роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик становится не объектом, а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора превращается в организатора учения. Правильно организованная учебно-познавательная и внеклассная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, развитию духовных ценностей народа. В современную эпоху существенно возрастает роль математики, математическое образование приобретает особую значимость. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо предоставить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию. Наиболее эффективные формы привлечения учащихся различных классов к математике – разные формы внеклассной работы. Именно во внеклассной деятельности удовлетворяются потребности ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации. Эти процессы идут стихийно, спонтанно, и если ими не управлять, не создавать специальных условий, они могут привести к негативному поведению ребенка, к асоциальной, антикультурной и криминальной деятельности. Поэтому во внеклассной деятельности ребенку особенно необходимы направление, педагогическая поддержка, одобрение и ободрение, победа, успех – а это, в свою очередь, здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться. Эти же направления имеют место и в Концепции модернизации Российского образования: 1. усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин с целью дать всем выпускникам средней школы знания и умения, обеспечивающие социализацию и активную гражданскую позицию личности, ее современные ценностные ориентации; 2. обеспечение развития вариативности и индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов обучающихся. Одной из приемлемых форм внеклассной работы по предмету для любой общеобразовательной школы является предметная неделя. Ее популярность вызвана тем, что она включает разные виды деятельности. Помимо этого, позволяет пробудить у обучающих интерес к математике как учебному предмету; выявить одаренных школьников, воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 7 1.1. Роль и место внеклассной работы в процессе обучения математике 7 1.2. Основные формы и содержание внеклассной работы по математике в начальных классах 10 1.3. Особенности организации внеучебной работы класса 13 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ?ВНЕКЛАССНОЙРАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В ?НАЧАЛЬНОЙ ?ШКОЛЕ 16 2.1. Организация проведения ?внеклассной работы по математике в начальной школе 16 2.2. ? Методические особенности проведения ?форм внеклассной ?работы 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Список литературы

1. Александров, М.Ф. Математика. Тесты: Начальная школа. 1-3 кл. [Текст]: Учебно-методическое пособие / М.Ф. Александров, О.И. Волошина. ? М.: Дрофа; Издание 2-е, 2007. ? 128 c. 2. Балк, М.Б. Математика после уроков [Текст]: пособие для учителя/ Балк М.Б. и Балк Г.Д – М.: Просвещение, 1971. – 214 с. 3. Бетенькова, Н. М. Азбука. Для первого класса четырехлетней начальной школы [Текст] / Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин. ? М.: СпецЛит, Планета знаний, 2007. ? 208 c. 4. Власова И.С. Дидактические игры как средство повышения эффективности урока математики [Текст] // Начальная школа. ? 2009, №12. ? С. 43. 5. Волкова, С.И. Контрольные работы в начальной школе по математике [Текст] / С.И. Волкова, И.С. Ордынкина. ? М.: Дрофа; Издание 2-е, 2013. ? 192 c. 6. Галиуллина Е.Н. Открытые задачи в начальной школе [Текст] // Начальная школа. ? 2011. ? № 2. ? С. 40-44. 7. Давыдова, М. М. 30 детских утренников для начальной школы. Сценарии [Текст] / М.М. Давыдова. ? М.: Аквариум ЛТД, ФГУИППВ, 2009. ? 208 c. 8. Данилова В.Г. Внеклассное мероприятие по математике «Конкурс семейных команд» для 2-4 классов [Текст] // Начальная школа. ? 2010. ?№7. ? С. 35-38. 9. Делан Ю.Г. Различные формы работы на уроках математики в начальной школе в процессе решения текстовых задач [Текст] // Школа будущего. ? 2014. ? № 1. ? С. 66-68. 10. Дорофеев С.Н. Индивидуальные траектории обучения как средство организации математической деятельности [Текст] // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. ? 2013. ? № 1 (25). ? С. 210-217. 11. Когаловский С.Р. Средства обучения младших школьников решению текстовых задач [Текст] // Начальная школа плюс до и после. ? 2007. ? № 12. ?- С. 26-30. 12. Котов, А.Я. Вечера занимательной арифметики. Для учащихся 4 класса начальной школы [Текст] / А.Я. Котов. ? М.: Учпедгиз, 2007. ? 168 c. 13. Кочурова, Е.Э. Дружим с математикой. Пособие для индивидуальной работы в школе и дома для 2 класса четырехлетней начальной школы [Текст] / Е.Э. Кочурова. ? М.: Вентана-Графф, 2015. ? 261 c. 14. Кузин, В.С. Изобразительное искусство в 1-4 классах малокомплектной начальной школы [Текст] / В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Т.Я. Шпикалова. ? М.: Просвещение, 2009. ? 108 c. 15. Моро, М.И. Карточки с математическими заданиями и играми для 3 класса четырехлетней начальной школы [Текст] / М.И. Моро, Н.Ф. Вапняр. ? М.: Просвещение; Издание 2-е, 2016. ? 127 c. 16. Моро, М.И. Математика: 1 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы [Текст] / М.И. Моро, С.В. Степанова. ? М.: Просвещение; Издание 5-е, 2009. ? 128 c. 17. Овчинникова В.С. Дидактические игры – способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] // Начальная школа. – 2010, №9. ? С.19-21 18. Петерсон, Л. Г. Математика. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 3. Вариант 2 [Текст] / Л.Г. Петерсон, А.А. Невретдинова, Т.Ю. Поникарова. ? М.: Ювента, 2016. ? 192 c. 19. Рудницкая, В. Н. Математика. Начальная школа. 3 класс (1-3), 4 класс (1-4). Тетрадь для контрольных работ [Текст] / В.Н. Рудницкая. ? М.: Мнемозина, 2014. ? 112 c. 20. Стойлова Л.П. Подготовка учителя к организации внеурочной деятельности по математике [Текст] // Начальная школа. – 2010, №12. ? С. 75-79
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 1.1. Роль и место внеклассной работы в процессе обучения математике Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков. Проводить внеклассные занятия с детьми по математике надо начинать как можно раньше, чтобы у одних пробудить, а у других укрепить интерес к математике и желание заниматься ею. Поэтому основными целями внеклассной работы должны стать развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе. К сожалению, пока еще нет достаточно обобщенного опыта организации внеклассной работы по математике с младшими школьниками; почти нет современных пособий, адресованных учителям начальной школы, которые учитывали бы изменения в учебном плане, а имеющиеся не внедряются в школьные программы. Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны, на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается резкое расслоение коллектива учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при изучении математики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа. Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Следует различать два вида внеклассной работы по математике: работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия); работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла термина). Математические школы и факультативные занятия по математике призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах, владеющих математикой, сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в начальной школе. На уроке математики имеется немало возможностей заинтересовать школьников содержанием этой науки. Вместе с тем основная цель уроков все же состоит в обучении определенному комплексу процедур математического характера; занимательность изложения подчинена этой цели; развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала. Дополнительные возможности для развития способности учащихся и привития им интереса к математике и ее приложениям предоставляют различные внеклассные формы занятий по математике. Такое расширение происходит как бы само собой, как результат возникшего интереса к предмету, воспитанной в ходе занятий настойчивости и как следствие обнаружившейся легкости математики. Нередко участие во внеклассной работе по математике может явиться, первым этапом углубленного изучения математики и привести к выбору факультатива по математике, к поступлению в математический класс и т. д. Занятия с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес, отвечает следующим основным целям: 1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям. 2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу. 3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера. 4. Воспитание высокой культуры математического мышления. 5. Развитие у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой. 6. Расширение и углубление представлений учащимися о практическом значении математики в технике и практике. 7. Расширение и углубление представлений учащимися о культурно-исторической ценности математики, о ведущей роли математической школы в мировой науке. 8. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной. 9. Установление более тесных деловых контактов между учителем и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников. Предлагается, реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия этого вида. Вместе с тем «Между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, развивая у учащихся интерес к занятиям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия». Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у человека интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли. Обучение математике ? это основное, но не единственное средство развития математической инициативы. Активно содействует математическому развитию и в не учебные средства (сюда можно отнести массовые популярные математические журналы, сборники математических развлечений, игр и занимательных задач, математические олимпиады школьного, городского и более высоких уровней, пропаганда математических знаний по телевидению), основным из которых является внеклассная работа по математике в школе. Таким образом, внеклассная работа по математике имеет следующее значение: ? различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения; ? она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях групповых игр; ? некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни; ? внеклассная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи; ? в результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности; ? содействует развитию математических способностей школьников. 1.2. Основные формы и содержание внеклассной работы по математике в начальных классах Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки официальной программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами. За последние десятилетия в математике возникли новые направления, имеющие не только большое практическое значение, но и большой познавательный интерес. Обновление содержания основного курса математики привело к возникновению тенденции обновления содержания внеклассных занятий по математике, однако, это означает, что следует полностью отказаться от тех или иных традиционных вопросов, которые составляли до сих пор содержание внеклассных занятий и вызывают у учащихся неизменный интерес. Рисунок 1. Постоянно действующие и эпизодические формы внеклассной работы по математике в начальных классах Все формы внеклассной работы по математике можно разделить на: ? массовые (вечера, олимпиады и др.); ? групповые (кружки, стенная печать и пр.); ? индивидуальные (подготовка рефератов, подготовка к олимпиаде и т.п.). В методику организации внеклассной работы по математике в начальной школе входит определение целей и содержания той или иной формы работы, подготовка к проведению этого вида работы и т.п. Обстановка на внеклассных занятиях, когда учитель предоставляет возможность размышлять над фактами, самостоятельно искать ответ на возникшие вопросы, отстаивать свою точку зрения в споре с товарищами, способствует развитию ценных личностных качеств: пытливости, критичности. Нередко можно слышать о классе, что ребята относятся к учению равнодушно, бесстрастно. По своей же натуре младшие школьники очень любознательны. Внеклассная работа по математике в начальных классах сильнодействующее педагогическое средство. Оно может принести пользу, но в руках невнимательно относящегося к делу педагога эта работа может обратиться против учащихся, отпугивая их от занятий математикой, оказывая вредное влияние на здоровье детей. Поэтому, вовсе нет надобности заставлять каждого ученика решать все запланированные учителем упражнения. Пусть дети решают столько задач, сколько могут. Этого будет достаточно для постепенного математического развития каждого учащегося в отдельности и всего класса в целом. Остановимся поподробнее на некоторых формах внеклассной работы. Проведение кружковых занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство классных и внеклассных занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся и тому подобное. При этом желательно учащимся предоставлять больше инициативы, давать им больше возможностей высказывать собственные суждения по обсуждаемому вопросу. Важно поощрять различные способы решения задач, не стремиться навязывать свое решение. Вместе с тем, учителю необходимо следить за тем, чтобы тематика занятий и методы работы в кружке были разнообразной. Ценность содержания внеклассной работы и определяется разнообразием тематики и методов решения задач, новизной по отношению к содержанию урока математики в классе. Но основной отличительной особенностью кружковой работы является принцип добровольности вовлечения в работу. Рисунок 2. Основные формы внеклассной работы ?по математике в начальных классах На кружковых занятиях школьников обязательно надо учить ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачи на незнакомую фабулу, с непривычным для них математическим содержанием. Темп проведения кружковых занятий должен постепенно возрастать. Нецелесообразно на занятиях кружка проводить систематическое повторение ранее пройденных вопросов, так как основная задача кружковой работы - развитие творческого подхода, повышение уровня математической подготовки, но не сообщение учащимся определенных математических фактов, подлежащих обязательному усвоению. Учитель на занятиях не должен стеснять инициативы и находчивости учащихся в поисках решения задачи, облегчения вычислений. Кроме того, для занятий необходимо подбирать такие задания, которые представляют собой развитие типовых задач, предусмотренных или непредусмотренных программой. К занятию учителю необходимо готовиться. Следует обдумывать план каждого занятия кружка, учитывая разнообразие методов работы с учащимися. Включать в этот план отдельные фрагменты бесед учителя, рассказов, выступлений учащихся с короткими сообщениями по истории математической теории, биографии ученых, интересными решениями задач, сообщениями о самостоятельных «исследованиях» и так далее. Это поможет обобщению опыта внеклассной работы, систематическому улучшению ее организации и методики. Цель и характер проведения математических вечеров (утренников) несколько отличны от обычных целей и привычного образа действий, когда учащийся “занимается” математикой: решает задачи, доказывает теоремы, выполняет геометрические построения или является зрителем и слушателем литературно-художественного вечера. Прежде всего, на таких вечерах, как правило, присутствуют не только те учащиеся, которые проявили свои способности в математике, но и школьники, которые такого интереса к математике еще не имеют, а их успехи по этому предмету весьма скромны. Степень их участия в математическом вечере зачастую ограничивается лишь таким видом деятельности, который прямо не связан с предметом: подготовкой оформления вечера, выпуском газеты, исполнением ролей в инсценировках, подготовкой билетов и премий, декламацией стихотворений, раздачей материала для игры и так далее. Ценность математических вечеров не только и не, сколько в их математическом содержании, сколько в характере деятельности на этих вечерах. Это вечер, на котором дети фантазируют, учатся рассуждать, правильно мыслить и говорить. Таким образом, время, проведенное на математическом вечере, для учащихся работает не на одну только математику, а имеет общекультурную ценность и воспитательное значение. Чтобы игра была наиболее эффективной, необходимо, чтобы учитель тоже включался в игру. Но не следует забывать, что игра - это не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Поэтому математическая сторона должна выдвигаться на передний план. Однако при проведении математических игр учителю необходимо соблюдать некоторые правила. Правила должны быть простыми, точно сформулированными, доступными. Игры имеют познавательное значение, поэтому на первом плане должны оказаться умственные задания, для решения которых в мыслительной деятельности должны использоваться сравнение, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Надо предоставлять детям возможность высказаться. В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание, а после игры сделан вывод. 1.3. Особенности организации внеучебной работы класса Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
336 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg