Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПСИХОЛОГИЯ

Сознание и психика: сознание как психический процесс

irina_k200 110 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 11 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Цель исследования: теоретическое исследование сознание и психика: сознание как психический процесс. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) Дать определение понятий сознанию как психический процесс; 2) Раскрыть структуры и основные функций сознания
Введение

Тонкие процессы психики людей – это сложная система, состоящая из отдельных подсистем, а ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основное свойство психики - быть системной, целостной и нерасчлененной. И как система, психика имеет определенную организацию. В ней разграничивают три крупных психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема сознания имеет междисциплинарный характер, тем не менее многочисленные данные позволяют выделять особый психофизиологический аспект этой проблемы. Его содержание составляют объективная феноменология состояний сознания, их динамика под воздействием различных внешних и внутренних факторов и отражение этой динамики в показателях телесного функционирования. Не вызывает сомнения тот факт, что индивидуальное сознание человека неразрывно связано с материальными процессами, протекающими в организме человека, в первую очередь в головном мозге. Проблема сознания порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на ее аспекты. Сознание изучают многие науки - философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Проблема сознания была и остается стержневой проблемой как философии (Б. Спиноза, Р. Декарт, И. Кант, И. Фихте К. Маркс, М. Хайдеггер, Д. Деннет, Дж. Серл, М. Велманс, В.А. Лекторский, В.С. Стёпин) и культурологи (О. Шпенглер, Р.О. Якобсон), так и психологической науки (Г.И. Челпанов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА: СОЗНАНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 4 1.1 Сознание как психический процесс 4 1.2 Структура, основные функции и характеристика сознания 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
Список литературы

1. Айзман, Р. И. Физиологические основы психической деятельности : учебное пособие / Р.И. Айзман, С.Г. Кривощеков. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 192 с. 2. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии : учебник / Н.С. Ефимова. — Москва: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 288 с. 3. Золотых, Н.В. Психология и конфликтология : учеб. пособие / Н.В. Золотых, А.В. Черняева. — Волгоград : ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2018. - 180 с. 4. Кравченко, А.И. Психология и педагогика : учебник / А.И. Кравченко. — Москва: ИНФРА-М, 2016. — 352 с. 5. Маклаков, А.Г. Общая психология : учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. — 583 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-00314-8 6. Марютина, Т. М. Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: учебник / Т.М. Марютина. — 4-е изд., пер. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 436 с.
Отрывок из работы

1. СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА: СОЗНАНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 1.1 Сознание как психический процесс Айзман Р.И. и Кривощеков С.Г. в своем исследовании дают следующее определение сознанию – высшая форма, которая отражает основные пункты реального общества; характерная только для людей и отражает информационную роль мозга. Сущность сознания заключается в обобщение и целенаправленности отражения действительности, в предварительности мысленного выстраивания действий и предвидения результатов от них, в разумности регулирования деятельности индивидуума и самоконтроле личности [1]. «Ядро» сознания – знание, которое является основной формой его существования. Особенность сознания заключается в том, что оно принадлежит лично индивидууму, а не миру. В то же время содержание сознания, содержание мысли индивидуума связаны с окружающим миром, обладающим теми или иными сторонами, связями, законами. Поэтому согласно авторского толкования Айзмана Р.И. и Кривощекова С.Г. получается, что сознание является отражением субъективного образа объективного мира. Самый известный исследователь сознания – З. Фрейд По его мнению сознание, или «Я» (Ego), — это составная часть личности, управляющая нашими контактами с внешним миром. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения, которое доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако все больше и больше родители, а затем и окружающие приучают ребенка ограничивать проявление естественных надобностей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстановкой, делать то, что должно. Так, в процессе воспитания человек приучается ограничивать себя. Постепенно сформируется его «Я», им управляет другой принцип — принцип реальности. Он вынуждает нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не поверять первому встречному душевные порывы, обманываться в своих ощущениях, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает не только нас черствыми, бездушными, прагматичными, но также предприимчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого совершенного орудия — логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации — во многом результат деятельности «Я». Можно выразиться и так: фундамент социальной жизни людей, все, что выступает предметом изучения социологии, во многом порождены им [3]. Рисунок 1. Структура психики по З. Фрейду Сознание двухчастно: а) рассудок, разум, логика, б) цензура. Рассудок отбирает из окружающего мира лишь то, что соответствует самосохранению и утверждению «Я». Остальное отбрасывает. Но тот, кто занимается подобной сортировкой, и называется цензором [1]. Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Оно не дано изначально и порождается не природой, а обществом. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов. Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменениях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, - это «Я» того же самого человека, какой существовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере собственного «Я» [3]. Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса развития личности, который тесно связан с процессом развития самосознания человека. Также самосознание проявляется в попытках разобраться в мотивации своего поведения, в представлениях о цели и путях ее достижении, в отношении к своему бытию [3]. В истории психологической науки сознание и самосознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления, и главной составляющей психологии, которая просто необходима в жизнедеятельности человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных. Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит Зигмунду Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного. Алексей Николаевич Леонтьев выделил три его составляющих: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл. (см. доп. материал) К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. 1.2 Структура, основные функции и характеристика сознания В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания: 1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. 2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. 3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). 4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции). 5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего). 6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). Основные функции сознания [6] Как писал известный немецкий философ Карл Маркс: «Мое отношение к моей среде, есть мое сознание», и это на самом деле так. В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них: Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти. Накопительная функция порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников. Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки. Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения. Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции. Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию. Четыре основные характеристики сознания [5]. 1. Сознание является совокупностью знаний об окру¬жающем мире. 2. В сознании зафиксировано четкое различие меж¬ду субъектом и объектом, между «я» и «не я». 3. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека. 4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условии формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики? [4]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Психология, 18 страниц
200 руб.
Реферат, Психология, 12 страниц
222 руб.
Реферат, Психология, 19 страниц
190 руб.
Реферат, Психология, 14 страниц
140 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg