Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Интеллектуальная собственность как конкурентное преимущество развития организации.

irina_k200 720 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Цель курсовой работы – исследование интеллектуальной собственности предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: – исследовать значимость, понятие, цели, задачи и принципы интеллектуальной собственности как конкурентного преимущества развития предприятий; – рассмотреть классификацию и нормативную регламентацию интеллектуальной собственности предприятий; – исследовать критерии и показатели эффективности интеллектуальной собственности; – дать организационно-экономическую характеристику предприятия; – проанализировать эффективность интеллектуальной собственности предприятия; – разработать рекомендации по совершенствованию интеллектуальной собственности предприятия. Объект исследования – предприятие АО «НЭФИС-Биопродукт», специализирующееся на производстве масел и жиров в республике Татарстан. Предмет исследования – совокупность положений теоретического и методического характера по обеспечению повышения конкурентоспособности промышленного предприятия за счет разработки рекомендаций по совершенствованию его интеллектуальной собственности. При проведении исследования и изложении материала были применены общенаучные подходы и методы: системный и структурно-функциональный анализ, единства исторического и логического, диалектический, сравнительного анализа и синтеза. Теоретической и методологической основой работы послужили положения и выводы, сформулированные в трудах отечественных менеджеров, управленцев, постановления Правительства Российской Федерации. Можно отдельно выделить блок литературы, предметом исследования которых является интеллектуальная собственность, среди таких трудов можно назвать следующих авторов, как И.М. Агалакова, Р.И. Шарафутдинова, Р.Я. Волынец, Т.А. Галынчик, Р.М. Конышев, О.А. Смирнова, Н.К. Лекаркина, Г.И. Мансурова, П.М. Мансуров, М.Т. Мейбалиев, Л.Б. Кореняко, П.И. Набатова, М.И. Кривошеев, П.И. Рощев, И.И. Стенашев, О.С. Якушев и другие. Во введении курсовой работы раскрыта актуальность темы, поставлены цели и задачи, обоснованы понятия предмет и объект исследования. Первый раздел содержит теоретические аспекты интеллектуальной собственности как конкурентного преимущества развития предприятий. Второй раздел включает исследование интеллектуальной собственности как конкурентного преимущества развития предприятия. Заключение содержит все основные выводы и предложения по проделанной работе. Общий объем работы составляет 48 страниц машинописного текста, в том числе 19 рисунков, 7 таблиц, 11 приложений. Список использованной литературы включает 27 наименований.
Введение

В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, интеллектуальная собственность компании становится ключевым фактором повышения конкурентоспособности. Сегодня существенное значение для успешности, конкурентоспособности компании имеют специфические знания, носителями которых являются сотрудники компании, эффективные механизмы управления, сбора и обработки данных, взаимоотношения с клиентами, инвесторами, поставщиками и другими контрагентами. В этой связи все более значимыми становятся вопросы эффективного формирования и управления этими ресурсами. Теория интеллектуального капитала как ключевого фактора развития компании имеет широкое распространение, в связи с ее актуальность и целесообразностью в современных условиях хозяйствования.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические аспекты интеллектуальной собственности как конкурентного преимущества развития предприятий 5 1.1. Значимость, понятие, цели, задачи и принципы интеллектуальной собственности как конкурентного преимущества развития предприятий 5 1.2. Классификация и нормативная регламентация интеллектуальной собственности предприятий 11 1.3. Эффективность интеллектуальной собственности: критерии и показатели 16 2. Оценка интеллектуальной собственности как конкурентного преимущества развития предприятия АО «НЭФИС-Биопродукт» 22 2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия АО «НЭФИС-Биопродукт» 22 2.2. Анализ эффективности интеллектуальной собственности предприятия АО «НЭФИС-Биопродукт» 30 2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию интеллектуальной собственности предприятия АО «НЭФИС-Биопродукт» 39 Заключение 44 Список использованных источников 46 Приложения 49
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть четвертая) от 18.12.2006 г. N 230-ФЗ в ред. от 18.07.2019 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в ред. от 28.11.2018 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 3. Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» в ред. от 16.05.2016 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 4. Распоряжение Минимущества РФ N 1272-р, Минпромнауки РФ N Р-8, Минюста РФ N 149 от 22.05.2002 «Об утверждении Методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно - технической деятельности» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 5. Постановление Минтруда РФ от 24.12.1998 N 52 «Об утверждении квалификационной характеристики должности «Оценщик интеллектуальной собственности» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Книги, монографии, диссертации 6. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление: принципы управленческих решений и российская практика / Т.А.Гайдаенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо : МИРБИС, 2008. - 508 с. Печатная периодика 7. Агалакова, И.М. Интеллектуальная собственность и бизнес / И.М. Агалакова, Р.И. Шарафутдинова // Концепт. – 2019. – №5. – С. 1-17. 8. Булатов, Е.В. Оценка интеллектуальной собственности / Е.В. Булатов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №5. – С. 74-76. 9. Бушуева, А.И. Сущность интеллектуальной собственности / А.И. Бушуева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 12(58). – С. 56-59. 10. Волынец, Р.Я. Интеллектуальная собственность – основа модернизации / Р.Я. Волынец // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2017. – №7. – С. 207-220. 11. Войцеховская, П.Г. Интеллектуальная собственность – ХХI век / П.Г. Войцеховская // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – №5. – С. 109-118. 12. Галынчик, Т.А. Интеллектуальная собственность в России / Т.А. Галынчик // Концепт. – 2016. – №4. – С. 1-7. 13. Исупова, Е.А. Понятие интеллектуальной собственности / Е.А. Исупова // Концепт. – 2019. – №5. – С. 1-6. 14. Конышев, Р.М. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие / Р.М. Конышев, О.А. Смирнова // Мониторинг правоприменения. – 2019. – №9. – С. 40-54. 15. Лекаркина, Н.К. Интеллектуальный капитал в оценке интеллектуальной собственности / Н.К. Лекаркина // Оценка инвестиций. – 2017. – № 1(5). – С. 37-53. 16. Мансурова, Г.И. Аудит объектов интеллектуальной собственности / Г.И. Мансурова, П.М. Мансуров // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2017. – №3. – С. 63-66. 17. Мансурова, Г.И. Содержание и генезис понятия «интеллектуальная собственность» / Г.И. Мансурова, П.М. Мансуров // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2017. – №10. – С. 40-49. 18. Мейбалиев, М.Т. Интеллектуальная собственность / М.Т. Мейбалиев, Л.Б. Кореняко // Достижения науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 49-57. 19. Набатова, П.И. Проблемы классификации объектов интеллектуальной собственности / П.И. Набатова, М.И. Кривошеев // Актуальные вопросы современной науки. – 2018. – №8. – С. 80-92. 20. Полящук, И.И. Понятие интеллектуальной собственности / И.И. Полящук, А.М. Григорьева // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2018. – №5. – С. 84-97. 21. Рощев, П.И. Интеллектуальная собственность: сущность, цели, виды / П.И. Рощев, И.И. Стенашев // Инновации. – 2018. – №6. – С. 49-58. 22. Саламатова, М.С. Оценка эффективности интеллектуальной собственности на предприятии (организации) / М.С. Саламатова // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. – 2018. – №7(34). – С. 81-97. 23. Соцкова, В.В. Интеллектуальная собственность: экономическая трактовка / В.В. Соцкова, А.И. Филимонова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2016. – №7. – С. 82-94. 24. Трегубова, О.Д. О соотношении понятий интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, интеллектуальные активы / О.Д. Трегубова // Креативная экономика. – 2019. – №7. – С. 176-184. 25. Цукерблат, Д.М. Интеллектуальная собственность – ключ к инновациям / Д.М. Цукерблат // Библиосфера. – 2017. – №3. – С. 95-99. 26. Якушев, О.С. К вопросу о классификации интеллектуальной собственности / О.С. Якушев // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2019. – №7. – С. 74-78.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 1.1. Значимость, понятие, цели, задачи и принципы интеллектуальной собственности как конкурентного преимущества развития предприятий Интеллектуальная собственность является основой эффективной деятельности любого предприятия, т.к. профессионализм, знания, опыт сотрудников, его нематериальные активы – это одни из основных факторов, способствующих максимизации прибыли и успешной деятельности предприятия в конкурентной среде. Значимость интеллектуальной собственности для предприятия высока, т.к. он является стратегической направляющей в виду наличия в своей основе долгосрочных вложений по сравнению с материальными и финансовыми активами [23, с. 83]. Главными целями интеллектуальной собственности являются: ? повышение эффективности деятельности предприятия; ? максимизация прибыли при одновременном снижении затрат; ? повышение конкурентоспособности предприятия; ? выход на новые рынки сбыта; ? повышение потенциала, значимости, результативности предприятия [16, с. 64]. Задачами интеллектуальной собственности являются: ? способствовать развитию деятельности предприятия за счет внедрения инноваций и нововведений; ? содействие видоизменению социально-экономических систем всех уровней предприятия для использования в производстве новых знаний [24, с. 178]. В определении сущности термина «интеллектуальная собственность» рядом авторов выделяется идентичная суть определения, так, автор А.И. Бушуева рассматривает интеллектуальную собственность в виде нематериальных активов предприятия, которые в совокупности с грамотным управлением составляют основу конкурентоспособной организации [9, с. 56]. Авторы научных трудов М.Т. Мейбалиев и Л.Б. Кореняко формируют понятие «интеллектуальная собственность» как коллективный умственный потенциал предприятия, который способствует созданию материальных ценностей [18, с. 50]. Н.К. Лекаркина определяет сущность термина «интеллектуальная собственность» как особое соединение человеческого капитала, включающее реальные и потенциальные интеллектуальные способности, а также соответствующие практические навыки сотрудников компании, и структурного капитала (составляющие капитала компании: связи с потребителями, бизнес-процессы, базы данных, бренды и IT-системы и т.п.) [15, с. 39]. Автор П.Г. Войцеховская рассматривает интеллектуальную собственность как собирательное понятие, которое обозначает совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельности в любой сфере деятельности [11, с. 110]. И.И. Полящук и А.М. Григорьева рассматривают интеллектуальную собственность как обозначение творческих возможностей хозяйствующего субъекта в создании и реализации интеллектуального и инновационного товара, что определяется тремя составляющими (рис. 1.1.1). По мнению авторов, структура интеллектуальной собственности состоит из человеческого капитала и структурных активов хозяйствующего субъекта. И.М. Агалакова и Р.И. Шарафутдинова сравнивают интеллектуальную собственность с «коллективным мозгом» предприятия, который состоит из знаний работников, накопленного опыта, общения и организационной структуры, информационных сетей и имиджа фирмы [7, с. 3]. Рис. 1.1.1. Составляющие интеллектуальной собственности по авторам И.И. Полящук и А.М. Григорьевой [20, с. 86] Т.А. Галынчик рассматривает интеллектуальную собственность как совокупность идей и концепций, включая право собственности на идеи [12, с. 4]. Г.И. Мансурова и П.М. Мансуров в своих трудах подчеркивают, что интеллектуальная собственность – это интеллектуальный капитал, который может принести владельцу компании дополнительный доход и таким образом обладать стоимостью. Это часть капитала в своем выражении выступает в различных формах: на уровне производства – в виде закрепленных за предприятием нематериальных активов, а на уровне результатов деятельности предприятия интеллектуальная собственность материализуется в определенной части доходов, которые обязаны наличию в составе капитала интеллектуальной составляющей [17, с. 42]. В Российской Федерации термин «интеллектуальная собственность» и регламентируемые действия содержатся в Гражданском Кодексе (раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации») [1]. Статьей 1225 Гражданского Кодекса РФ [1] определены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) (Приложение 1). В итоге можно обобщить, что понятие «интеллектуальная собственность» употребляется в нескольких значениях, которые представлены на рисунке 1.1.2. Рис. 1.1.2. Основные значения понятия «интеллектуальная собственность» [13, с. 3] Обобщая выше сказанное, можно сформировать итоговое понятие: интеллектуальная собственность – это совокупность социально-экономических отношений, связанных с созданием, распределением, обменом и потреблением результатов творческой деятельности человека, с одновременной фиксацией комплекса исключительных прав на продукты интеллектуального труда. Функции интеллектуальной собственности представлены на рисунке 1.1.3. Рассмотренные функции наиболее полно раскрывают предназначение интеллектуальной собственности, так же как и принципы, которые характеризуют ее деятельность. Главным принципом интеллектуальной собственности является – инновационность или новаторство, т.е. постоянное развитие и совершенствование существующего, создание новых моделей, методов, способов, ранее не известных факторов [14, с. 47]. Рис. 1.1.3. Функции интеллектуальной собственности [14, с. 46] Принципы управления интеллектуальной собственностью представлены на рисунке 1.1.4. Рис. 1.1.4. Принципы управления интеллектуальной собственностью [10, с. 211] Особое значение в управлении интеллектуальной собственностью имеют принципы синергии (рис. 1.1.5). Рис. 1.1.5. Принципы синергии в управлении интеллектуальной собственностью [11, с. 112] На создание интеллектуальной собственности влияют внешние и внутренние факторы: ? зрелость общественной организации; ? социально-экономическое развитие общества и его уровень; ? нормативно-правовой уровень регулирования общества [21, с. 52]. Интеллектуальная собственность и ее управление в своей деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые заключаются в следующем: ? не длинный жизненный цикл товаров, т.е. высокая подвижность экономических процессов; ? не проработанность вопросов в регистрации прав собственности на интеллектуальные продукты и обладание этими правами, а так же решений конфликтных ситуаций; ? недостаточность финансирования по внедрению нововведений; ? отсутствие навыков предпринимательства у большинства новаторов; ? недостаточность маркетинговых исследований, отсутствие целенаправленности в научных разработках; ? недостаточность квалифицированных кадров, высокоэффективных производственных ресурсов, инвестиционных и финансовых средств, неразвитая инфраструктура; ? высокие расходы в инновационных процессах [25, с. 97]. Таким образом, интеллектуальная собственность – это инновационные процессы, материал, субъекты и объекты, которые включают знания, опыт, информацию, интеллектуальный капитал, нематериальные ценности, которые в совокупности способствуют повышению потенциала предприятия и росту эффективности его деятельности на стратегическую перспективу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Организационное развитие, 60 страниц
180 руб.
Курсовая работа, Организационное развитие, 42 страницы
504 руб.
Курсовая работа, Организационное развитие, 23 страницы
276 руб.
Курсовая работа, Организационное развитие, 48 страниц
576 руб.
Курсовая работа, Организационное развитие, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Организационное развитие, 29 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg