Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Поощрение и наказание в воспитании младших школьников

irina_k200 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс. Предмет исследования – методы поощрения и наказания, используемые в процессе воспитания учащихся младших школьников. В связи с поставленной целью и задачами нами была выдвинута гипотеза: использование поощрения и наказания будет продуктивным, если качественно провести диагностические исследования с помощью вопросов, а также, если учитывать возрастные особенности учащихся. Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе. 3. Разработать систему вопросов – заданий для диагностики учащихся. 4. Проанализировать опыт использования методов в педагогическом процессе взаимодействие учителя и учеников. 5. Определить условия воздействия поощрения и наказания на ребёнка. В соответствии с целями и задачами были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опрос, наблюдение, тестирование, изучение передового опыта, математические методы и анализ результатов.
Введение

В педагогике изучения и воспитания есть большое количество трудных задач, но одной из главных и более весомых считается проблема стимулирования, т.е. как влиять на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, потому что от производительности стимулирования довольно нередко находится в зависимости целый триумф педагогического процесса. Каждый, кому приходится иметь дело с детьми понимает собственно, что с поддержкой поощрений и наказаний педагог добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно учитывать, что в воспитании детей в школе и семье, как и в обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людей уверенности, порождает нечестность – речь идёт о дисциплине, построенной на высочайшей сознательности и ответственности людей». В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на внедрение поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как возможно пореже поощрять, иные напротив, рекомендуют почаще использовать одобрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто уверен собственно, что настоящее воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и иные. В настоящее время данной проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Несложно подметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений – от безмерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за некие «универсальные» воспитательные способы до практически совершенного отрицания их педагогического смысла. Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного осознания и понимания сути сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям – лишь только заслуги, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые негативно воздействует и на практике применения поощрения и наказания. Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель: рассмотреть методы стимулирования: поощрения и наказание и использование их.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ…………………………………………………………...6 1.1. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей в историческом аспекте……………………………………………………………...12 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ…………………………………….16 2.1. Поощрение…………………………………………………………………......16 2.2. Наказание………………………………………………………………………19 2.3. Педагогическая оценка………………………………………………………..23 2.4. Использование методов стимулирования в современных школах ………...26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29 ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………..31 ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..34
Список литературы

1. Брилинг Е.Е. Подросток: бить или любить? Уроки любви и терпения для родителей. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 256 с. 2. Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе, М., 1962. 3. Гмурман В.Е. Дисциплина в школе, М., 1958. 4. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., «Педагогика», 1971. – 200 с. 5. Гордин Л. Ю. Нравственное воспитание школьников в труде, М., 1967. 6. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М., "Гардарики", 2004. 7. Довбня Н. Поощрение и наказание / Н. Довбня // Позакласний час. – 2005. – № 3–4. – С. 38–49. 8. Иващенко Ф. Психология воспитания школьников. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – Изд.: Беларусь. Вышэйшая школа. 2006 – 189 с. 9. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах. – М., "Педагогика", 2003. 10. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., "Педагогика", 2001. 11. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. – Издательство «Педагогическое общество России» 2008. – 128 с. 12. Крутецкий В.А. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970. 13. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Воспитание дисциплинированности у подростков, М., 1960. 14. «Лицейское и гимназическое образование» № 8, 2004. 15. Макаренко А.С. Книга для родителей – М.: Лениздат, 1981 – 319 с. 16. Масленкова Л.И. Теория и методика воспитания/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России. 2004. – 480 с. 17. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов – М.: Академия – 432 с. 18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. зав.: В 3 кн. – 4–е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 688 с. 19. Николаева Е.И. Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка. - СПб.: Речь, 2010. – 155 20. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов: Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. 21. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., – М.: Педагогика – Прогресс. 2001. 22. Психология: Учеб. для. студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с. 23. Подласый И.П. Педагогика. – М., "Валдос", Т.1, Т.1, 2003 24. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000-256 с. 25. Рыданов И. И. О поощрении и наказании детей в семье, М., 1980. 26. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера 2005/02 – 160 с. 27. В.В. Струбицкий. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся, С., 1961. 28. Фармаковский В.И. Методика школьной дисциплины, О., 1931. 29. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1988. – 250 с. 30. Энциклопедия домашнего психолога / Автор-составитель О. Нагоркина. – Саратов: Софит – Принт; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 540 с.?
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ Вопрос о поощрениях и наказаниях воспитания детей считается в педагогике одним из самых запутанных. Больше того - щепетильных. Так как исходя из эталонов гуманизма, ребенка нельзя наказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться только чувство личного подъема, ощущение личностного роста. Не случайно дисциплинарные воздействия прочно отождествляются с авторитарной педагогикой. А их применение считается уделом жестокого от своей профессиональной беспомощности учителя. Следствием плохо организованной работы в образовательном учреждении. К огорчению, Действительность всегда была далека от простодушных эталонов. И вся действительная ситуация педагогики – это, по сути дела, история поощрений и наказаний. Кстати, более мягко обстояло с данным делом на заре цивилизации – в первобытном обществе, где продуманные «хладнокровные» наказания вообще не применялись. В сильном раздражении взрослый имел возможность прикрикнуть на ребенка или шлепнуть его. Но чаще всего он ограничивался угрозой, например, стучал палкой по следам ребенка, не прикасаясь к нему, давая, таким образом, выход накопившемуся раздражению, и как бы предупреждая о том, что может сделать, если выйдет из себя. Средством же поощрения преимущественно служило одобрение взрослым поступков ребенка. Впрочем, по мере развития средние учебные заведения как социального института наказание и поощрение решительно выходят на авансцену педагогической работы. При этом в цивилизациях Дальнего Востока физическое наказание вовсе не рассматривалось как способ унижения ученика, трактовалось не столько как дисциплинарное, сколько в качестве эффективного и удобного в применении дидактических средств. Так к примеру, в Египте телесное наказание использовалось в школах настолько часто, что понятие «учить» и «подвергать телесному наказанию» обозначалось одним и тем же иероглифом со знаком бьющей руки. Именно в Египте впервые появилось сакраментальное выражение: «Ухо мальчика на спине его, он слышит, когда его бьют». В прочем поркой дело не ограничивалось, непокорных учеников бывало даже заковывали в колодки. Естественно, подобный подход отражал особенность древнеегипетской педагогики, она рассматривала ребенка как незавершенного взрослого, осознано игнорируя специфику детского возраста. В прочем педагогическая строгость опиралась на Востоке на традиции семейного воспитания. В «Притчах Соломона» (начало I тыс. до н.э.) рекомендовалось обширно использовать телесные наказания: «Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает». В Талмуде еще подчеркивалось собственно, что строгое образование на ранних стадиях развития ребенка- залог его хорошей судьбы, а отец, бьющий дитя, его спасает. Более того, существовала традиция самых суровых наказаний, вплоть до лишения жизни провинившегося ученика или воспитанника. Не странно, что такой суровый подход к ученику был вообщем присущ древневосточной педагогике. В Месопотамии это, например, сказалось в поговорках: «Глупость привязана к сердцу мальчика, но посох назидания удалит ее от него», «Посох и обличение даст мудрость, а мальчик, оставленный без надзора, посрамит мать свою». В целом запрет, упрек, телесное наказание - все, что не давало личности возможности выйти за установленные обществом рамки, рассматривалось как ведущее средство воспитания. Причины этого различны: тут и традиции домашнего воспитания, и стандарты школьной педагогики – любое новое поколение учителей наследовало палочную дисциплину, жестокое отношение к ученикам в отметку за собственные страдания (своеобразная «дедовщина»). Но сказывались и недостатки методики обучения: объем учебного материала, который обязан был наизусть выучить школьник, превышал физиологические возможности человеческого мозга. Что же касается поощрений, то большей частью, не считая обычного поощрения, похвалы, использовался своего рода стимул перспективы. Тексты, по которым обучались письму и чтению, содержали оды, воспевающую прекрасную жизнь чиновников, ради которой можно и потерпеть тяготы обучения. Иным способом была соревновательность: ученику постоянно внушалась идея, что он должен превзойти в знаниях своего приятеля. По мере становления общества поощрение все почаще трактуется как действенное воспитательное средство: «Награда и палка одинаково весят в руке мудреца». В египетской педагогике эллинистического времени (III-I вв. до н.э.) телесное наказание вообще более не оценивалось как универсальное. На первый план начинают выступать внутренние нравственные мотивы человеческого поведения: «Бог письма поместил на земле палку, дабы воспитывать глупца. Для умного же создал он стыд». Уникальные меры поощрения и наказания применялись в еврейских школах в этап Талмуда (I-II вв. до н.э.). в школах ставились семь скамеек и близость места сидения ученика по отношению к преподавателю точно соотносилась с его успехами. Лишнее строгое отношение к воспитанникам прощалось, если данный учитель успешно преподавал. Однако в III-V вв. начинает усиливаться тенденция к сведению телесных наказаний до минимума. Были разработаны подробные инструкции, которые ограничивали процедуру наказаний, более того, учителя, переусердствующие в битье, строго наказывались. Естественно, использование телесных наказаний неразрывно было связано с уровнем профессиональной квалификации педагога, ступенью изучения. Наиболее часто они практиковались в начальной школе у малознающих педагогов. Про таких в Арабском халифате складывались уничижительные поговорки типа: «Этот человек глупее учителя начальной школы», «Не ищи совета у учителя, пастуха и дамского угодника». В Индии же, где телесные наказания не поощрялись, а образованность очень высоко ценилась, существовал пиетет перед начальником, и являлось, что «если ученик злословит по адресу учителя, то становится ослом, если насмехается – собакой; унижающий становится червем, завистливый – насекомым». А вот в средневековом арабском мире плетка была незаменимым атрибутом процесса изучения не только в нормальных, но и в аристократических школах. Почти все халифы разрешали пороть собственных детей. Даже великий Авиценна гласил о необходимой роли «руки» при обучении ребёнка. Вместе с тем постепенно складывается целая методика применения наказаний. Считалось, что они должны варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей школьников. При этом телесное наказание допускалось только как крайняя мера и его ни в коем случае нельзя было превращать в избиение. Число ударов ограничивалось тремя. Не подверглись телесному наказанию дети до десяти лет, а педагогу запрещалось наказывать в гневе или поручать старшему ученику пороть того, кого он учит. В одном ряду с наказаниями в школьной практике обширно применялись поощрения, иногда достаточно оригинальные. Существовал обычай, согласно которому наилучший ученик ехал верхом через город, в то время, как товарищи осыпали его лакомствами. В то же время стимулирование детей с помощью подачек считалось нежелательным, так как вместо подлинного интереса это развивает леность и дурные влечения. Поощрения и наказания составляли главные способы воспитательного влияния и в педагогике западной цивилизации. Из Античной Греции нам популярен педагог, первый прибегший к телесным наказаниям – некто Толий, который порол маленького Гомера. Кстати, сей наставник был позже распят на кресте в награду за собственную «плодотворную деятельность». В римской школе шум декламирующих хором учеников перемежался звуками ударов и криками наказываемых. «Грустные розги» (выражение, употребленное поэтом Марциалом) были обязательной принадлежностью обучения. В средневековой школе также господствовали телесные наказания. Считалось что палка и розга - это те «мечи школы, которые Господь Бог дал в руки учителям. Они являются также скипетрами школы, перед которыми юношество должно склонить голову». Розга была постоянным спутником учителя. Более того, владение ею служило необходимым свидетельством профессиональной пригодности. Особенного рассвета наказания достигли в XVIII-XIX вв. в германской и британской школах. Они были разнообразны: палка, плеть, розга, оплеуха, занятия после обеда, стояние на коленях на горохе, на острой палке, надевание на голову дурацкого колпака и т.п. При школах даже существовало специальное должностное лицо для выполнения телесных наказаний. В Германии подобного исполнителя прозвали «синий человек» - его голова была покрыта маской. В «доброй прежней Англии» телесные наказания были столь же обыденны, как туман за окошком. Могли выпороть даже взрослую девушку в преддверии её выхода из учебного заведения. Однако, в качестве наказаний использовалось и много других унизительных мер. Провинившихся женщин одевали в платья из сиротского дома и в таком виде заставляли брать уроки танцев у мужчин – преподавателей. Либо ставили на специальном стуле в полный рост с заклеенным пластырем ртом. В целом подчеркиваем, что воображение педагогов во все времена была поистине неисчерпаемой. Традиции телесных наказаний сохраняются и в современной Англии – удар линейкой – официально они разрешены и в некоторых штатах США. Что же касается отечественной педагогической традиции, то для нее свойственно неоднозначное отношение к проблеме наказаний и поощрений. Народная педагогика, закрепленная затем в «Домострое», включает большое число поговорок, ставящих физическое наказание во главу угла: – Кнут не мука, а впредь наука. – Не слушался отца, послушаешься кнута. – Не слушаешь духа кротости, так палкой по кости. – До двух раз прощают и в третьи бьют. Также совместно с этим присутствуют противоположные предложения. – Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом. – Виноватого бог простит, а правого царь пожалует. Из семьи, народной педагогики такой подход передался к поощрениям и наказаниям в русскую школу. С окончания XVIII века начинает появляться направленность к устранению телесных наказаний. Однако в 1820 г. они были официально разрешены. Впрочем, на Руси настоящая педагогическая практика всегда мало зависела от официальных циркуляров. Секли обучающихся тогда, когда это было запрещено, с разрешением же этой «воспитательной» процедуры усерднее сечь тоже не начали. Стыдящие наказания были довольно разнообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, фартука в женских школах), «вождение виноватого по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке плохих оценок, в записывании в черную книгу, и т. п.». В конце XIX – начале X века формируется экономический свод поощрений (знатные грамоты, похвальные листы, своего рода ордена в виде шевронов для юношей и бантов для девушек, золотые медали, разряды учеников, первые места в классах, записи фамилий, отличившихся на мраморные доски и др.) и наказаний (оставление после уроков, на второй год, телесное наказание и как высшая мера – исключение из учебного заведения) Всю концепцию данных мер воздействия создал и использовал А.С. Макаренко (Приложение 1). Как известно, весьма благополучно. В 30–50–е гг. в русской школе сформировалась разветвленная концепция поощрений и наказаний. В основном она копировала дореволюционную, причем не лучшие её примеры. Конечно, физические наказания были официально запрещены и оставались на совести конкретного учителя. Однако широко применявшиеся исключение из школы (на время и навсегда) являлось несравненно более страшным наказанием, чем оплеуха. В 60–70–е гг. развернулась дискуссия среди противников различных наказаний и сторонников их регламентаций, упорядочения, трактовки поощрения и наказания как простых педагогических средств. В наше время среди педагогов имеют место быть самые разные взгляды на воспитание детей. Однако общего подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Любому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при подборе способов воспитательного влияния. Потребность применения поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррекции поведения детей. 1.1. История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей в историческом аспекте Любому, кому доводилось заниматься воспитанием детей, в своей практике использовал методы поощрения и наказания. Данные определения как правило принимаются равно как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий весьма широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, крайне сближаются. Таким образом, «поощрение» обозначает «одобрение», «содействие», «ускорение», «стимулирование» и т. п. «Наказание», в свою очередь, означает «наставление», «выговор», «кару», «требование», «штраф», «стимулирование» и пр. Однако в период древней Руси слово «наказать» обозначало «учить», «наставлять». И всё же, не смотря на «антиподство», поощрение и наказание имеет точки соприкосновения. В теории и практике воспитания обширно распространена точка зрения, согласно которой любое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. К наказаниям относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение — корректировка действия ребенка во конкретных трудных моментах. Педагоги утверждают, что наказание имеет тройную значимость: оно поправляет ущерб, нанесенный плохим действием; содействует этому, для того чтобы подобные воздействия никак не возобновлялись, т.е. имеет отпугивающий характер; снятие вины. Однако с ослаблением боязни телесных наказаний, – писал П. Ф. Каптерев, - вследствие постепенного изгнания последних, почти все принимали абсолютно важным разжигать в ребятах боязнь более тонкий и деликатный — боязнь духовных страданий, боязнь мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие, а с другой – большое число наград... Позорящие наказания существовали достаточно многообразны и состояли в лишении какой-либо части костюма (например, фартука в женских школах), вождение виноватого по всей школе, в сажании за последнюю парту или стол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, и т. п.». К. Д. Ушинский считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и вос­питания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными». «Также воспитатель не должен никогда хва­лить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще луч­ше, в сравнении с нормою того совершенства, которое до­стигается», – писал он. Большое значение придавал в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети, – писал он, – ненавидят учителей, от которых никогда не дождёшься одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершен­ству». А. И. Герцен утверждал, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность. А. Дистервег считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведётся правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения... Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний». В. Н. Худяков определял наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы. М.В. Ломоносов же предлагал использовать поощрения и наказания. Особо отли­чившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей гимназии». В каче­стве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыд­ные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Рас­пространенные в школах телесные наказания, по сложившейся тради­ции, применялись и Ломоносовым, хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей. Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расце­нивал порядок и дисциплину. В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример. Неосуществимость этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности был прогрессивным явлением. Важна и роль А. С. Макаренко. Он считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. В наше время среди педагогов бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш.А. Амонашвили же считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. Но единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия. Необходимость использования поощрений и наказаний в каждом конкрет­ном случае вытекает не из какой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмеренная доза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогической ситуация потребности в коррек­ции поведения детей. ? ГЛАВА 2. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ Меж разными способами есть органическая связь и взаимопроникновение. Оперируя принципом оптимальности при выборе способов, нужно идти из такого, собственно, что любой способ нацелен на заключение конкретного круга педагогических задач, но при данном косвенно содействует заключению и иных, но не в что мере, в какой эти иные задачки имеют все шансы быть решены с поддержкой других методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на данной основе их подходящих сочетаний. Методы поощрения и наказания давным-давно применяются в воспитательной практике. Русская педагогика не оценивает эти методы в качестве ведущих. Главные методы воспитания ориентированы на то, чтобы создать новое в воспитании. К поощрениям и наказаниям прибегают в тех случаях, когда желают увеличить лестные побуждения или, напротив, затормозить негативные. В следствие этого к применению поощрения и наказаний прибегают не всякий раз. Необходимо иметь в виду, что поощрения и наказания затрагивают всю личность ребят и углубленно ими переживаются. 2.1 Поощрение В школе применяются различные виды поощрений. Более распространенными считаются похвала, благодарность, всевозможные виды наград (похвальная грамота, награждение медалью по окончании школы). В практике работы применяются и такие поощрения, как почетное право открыть соревнование, вести программу утренника и др. Поощрения в начальных классах ориентируются нравом тех дел, которые выполняются учениками, и особенностями младших подростков. Они, к примеру, довольно чутки к похвале учителя. Их большая чувственная возбудимость, образность мышления требуют большей наглядности в использовании поощрений, гласности. Так, школьники с большим усердием достигают права исполнять задание в особенной тетради с красной звездой или другим почетным символом. Поощрение окажет большое воспитательное влияние на детей, в случае если учитель учтет при оценке их деятельности не только результат, но и пути, способы, при помощи которых ученики достигли этих результатов. Если способный ученик быстрее добился результатов, а другой — медленнее, но более упорным трудом, то особого поощрения заслуживает труд второго ученика. В применении поощрений принципиально принимать во внимание особенности характера ученика. В поощрении тем более нуждаются дети несмелые, неуверенные. Положительная оценка труда, поведения, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает на новую ступень нравственного развития. В коллективе всегда есть учащиеся, которые любят поощрения. В отношении их надо быть более осторожными. Всей собственной работой учитель стремится показать таким учащимся, что сделанное ими доступно многим. Однако он не может не отмечать их. Важно иметь к виду, что к поощрениям очень чувствительны учащиеся начальных и средних классов. В следствии этого в работе с ними приходится почаще прибегать к поощрениям. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Поощрять учеников можно лишь за действительные успехи, обычные дела школьники должны выполнять как сами собой разумеющиеся. В школе могут встретиться такие учащиеся, которых не за что поощрять. Опытные учителя не дожидаются, когда ученик в чем-то выделится, чтобы его обозначить. Они организуют его поведение и отмечают первые успехи. Поощрение нацелено на совершенствование ребенка. Отмечая удачи в работе и поведении детей, педагоги, коллектив учащихся вызывают у них стремление сделать еще больше. В следствии этого формы поощрения должны быть максимально подвижными, динамичными. Рассмотрим главные основные меры поощрения в воспитании детей. В числе наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощрения следует назвать, прежде всего, поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье. Например, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически, в виде поощрения. Мерой поощрения считается и предоставление дополнительных прав. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значимой мере функцией коллектива. Одна из более популярных мер поощрения — присуждение почётного места в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Тем более нередко применяются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей, во что бы то ни стало делать своим детям дорогие презенты, становится источником проблем в воспитания в семье и в школе. Специфичной формой присуждения почетных мест в соревновательно - творческой деятельности школьников считаются всевозможные выставки наилучших работ детей: рисунков, поделок, сочинений. Награждать следует разного рода почетными грамотами и вымпелами. Количество их не должно быть излишним. Принципиально, чтобы вручение данных поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, в школьном зале и т. п. Но ни в коем случае невозможно считать наградой прощение. Это не заслуга, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или же уже полученного наказания, по сущности своей примирение. Как каждое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Лишь только тогда ребенок будет любить наказывающего родителя и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь. Но никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичное поведение. Оно только углубит бездну между педагогом и ребенком. Но всякий раз с радостью прощать всё - означает потерять авторитет и возможность воздействовать на ребенка. Например, и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам наилучшим ориентиром. С данной точки зрения следует критически отнестись к кое-каким формам поощрений. Временами в школе классы зачисляют в передовые на длительный срок, заносят учащихся на доску Почета на год и больше. Эти способы вызывают у поощряемых самодовольство и толкают их на то, чтобы скрывать дурные действия в поведении. Не следует также злоупотреблять премированием. Частое использование этого приема приучает детей обучаться за подарки или награды, обещанные педагогом, и приводит к формированию корыстолюбия. Применяя поощрения, педагог ведет работу таким образом, чтобы вызвать у детей влечение руководствоваться высокими идейно-нравственными мотивами, а не наружными побуждениями. 2.2 Наказание Наказание — мера воздействия на воспитанников или же детский коллектив, совершивших тот или иной проступок. Отношение к наказаниям в педагогике очень противоречиво. Приверженцы авторитарной педагогики выступали за обширное применение наказаний, включая телесные. Они считали наказание не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
336 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg