Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Влияние искусства на полоролевое самоопределение детей подросткового возраста.

irina_k200 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Цель исследования: разработка методики полороевого развития подростков посредством искусства танца. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить научную социально-педагогическую, психологическую, педагогическую литературу по данному вопросу; - выяснить основания для полоролевого развития подростков; - определить влияние танцев на полоролевое развитие подростков; - проанализировать социально-педагогический опыт по гендерному развитию подростков; Разработать методику полоролевого развития подростков посредством искусства танца.
Введение

Актуальность темы исследования в том, что, половое воспитание – один из наиболее важных и, к сожалению, один из наименее раскрытых и изученных вопросов в педагогике, психологии воспитания. В силу разных малопонятных и малоубедительных соображений обычно замалчивают, избегают говорить и писать на эту тему, мотивируя источником на то, что тема эта глубоко интимная, несомненно деликатная, и к тому же говорят, что не следует привлекать внимание обучающихся к этому вопросу, да и чрезвычайно тяжело говорить с подростками на подобную тему, что, наконец, при правильной организации работы нравственного воспитания никакой проблемы полового воспитания не возникает. С годами взгляды на половое воспитание стали еще более противоречивыми. Каждый принимает решение о необходимости вырабатывать у подростков правильное отношение к сексуальным проблемам, но, тем не менее, у каждого своего видение того, чему следует учить, как, где. На правительственном уровне актуальность вопроса по половому воспитанию была озвучена уже в 1994 году в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России»: эта программа была утверждена в рамках ряда целевых программ, в том числе и в целевой программе «Планирование семьи», которая должна была обеспечить в том числе и: «разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков». Исследованию проблемы полового воспитания подростков посвящено значительное количество работ ученых-педагогов, психологов, социологов. Большой вклад в развитие теории полового воспитания внесли М.П. Аралбаева, Ю.Е.Алешина, А.С. Волович,Л.Ф. Обухова и др. Проблема становления и развития полового воспитания нашла отражение в трудах Ю.М.Орлов, В.Г. Асеев, А.Л. Баскина, В.И. Бакштановский, Т.В. Голикова, Е.А.Галкина, В.М. Пакулова. Половое воспитание представляет собой сложный и длительный процесс, который затрагивает проблему социализации личности, различные аспекты которой освещены в исследованиях В.В. Каган, Я.С. Коломинский, И.С.Кон, Г.П. Разумихина, Е.Е. Сапогова, Е.В.Титова. По словам Л.Н. Юмсунова, «половое воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, которое способствует формированию красивых отношений между людьми одного пола, развитию нравственных отношений между мальчиками и девочками, мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами». Половое воспитание включает такую как: психолого- Педагогическая, медико-биологическая и социально-гигиеническая работа с детьми и подростками, призванная обеспечить нормальное функционирование физиологических систем организма, правильное половое развитие ребенка с физической, моральной и эстетической точек зрения. Половое воспитание обязано научить подростков подчинять пробуждающиеся половые чувства и переживания высшим интересам, интеллекту, воле и эстетическим чувствам. Половое воспитание нельзя отождествлять без эстетического, физического и трудового, без них не будет полной картины сути полового воспитания. В основную цель полового воспитание включается формирование будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами, такими, как высокая гражданственность, честность, ответственность, трудолюбие, сдержанность, дружелюбие, серьезность отношение к любви, умение находить прекрасное в природе и в людях, уважительное отношение к женщине и себе. В данный промежуток времени половое воспитание стало другим, это связано в большей степени со снижением возраста полового созревания (13-15лет), а также значит, с ростом добрачных половых отношений, и со многими другими социальными, экономическими факторами. В данный момент половое воспитание наступает на 2-3 года раньше, а вот эмоциональное созревание – замедляется, застревает. Для того чтобы помочь хотя бы в маленькой степени средним подросткам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо, единение врачей, учителей, конечно, психологов и родителей. Половое воспитание создает большое значение для дальнейшего развития среднего подростка. Именно от тех установок, правил поведения, которые родители смогут дать своему ребенку, зависит будущее детей среднего подростка возраста в семейных отношениях, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Исходя итого, что, не все родители и учебно-воспитательные учреждения выдают полную информацию или информацию вообще по половым вопросам. Отсюда возникает недопонимание, недоверие у детей подросткового возраста.
Содержание

Введение Глава I. Теоретические основы полоролевого развития подростков 1.1 Сущность понятий «гендер», «гендерная культура», «полоролевое поведение 1.2 Полоролевое развитие подростков: современные проблемы 1.3 Особенности гендерных различий подростков 1.3.1 Реализация гендерного подхода в образовании 1.3.2 Из истории смешанного образования 1.3.3 Педагогический опыт по раздельному обучению школьников 1.3.4 Образ идеального мужчины и женщины у подростка Глава II. Методические основы полоролевого развития подростков через искусство. 2.1 Проблемы гендерного и полоролевого самоопределения подростков в условиях современной школы 2.2 Танец как средство развития гендерной культуры подростков 2.3 Принципы и методы гендерного развития подростков 2.4 Методика гендерного развития подростков посредством культуры танца Заключение Список литературы Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 гендерный подросток полоролевое самоопределение
Список литературы

1) Абубикирова, Н.И. Что такое "гендер"? [Текст] / Н.И. Абубикирова // - Общественные науки и современность – 1996. - № 6, С. 123-125. 2) Аветисова, К.Р. Половое воспитание девочек [Текст] – учеб. пособие. / К.Р. Аветисова. - М.: Педагогика здоровья, 1990. – С. 25-46. 3) Агиев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов [Текст] / В.С. Агиев // - Вопросы психологии - 1987. - № 2, С. 7-11. 4) Арутюнова, Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье [Текст] / Л.А. Арутюнова // - автореф. канд. пед. наук. – М., 1988. 5) Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие [Текст] – учеб. пособие. / С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 1989. - С. 127-145. 6) Алешина, Ю.Е., Волович, А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Алешина, Ю.Е., Волович, А.С. // Вопросы психологии, -1991, № 4, С. 74-82. 7) Бархушин, Ю.А. История русского балета [Текст] – учеб. пособие. / Ю.А. Бархушин.- М., - 1977. – С. 87-98. 8) Бачинская, Н. Русские хороводы и хороводные песни [Текст] – учеб. пособие. / Н. Бачинская. - М.-Л.: Музгиз, 1958. – С. 18-23. 9) Бекина, С.И. Музыка и движение [Текст] – учеб. пособие. / С.И. Бекина. – М.: 1983. – С. 161-175. 10) Блонский, П.П. Очерки детской сексуальности [Текст] / П.П. Блонский // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1, - М.: 1979. – С. 137- 189. 11) Вейнингер, О. Пол и характер [Текст] – учеб. пособие. / О. Вейнингер. - М.: 1991. – С. 46-59, 102-127, 247-261. 12) Весельницкая, Е. Женщина в мужском мире [Текст] – учеб. пособие. / Е. Весельницкая. - СПб.: 1993. – С. 29-46. 13) Вдовюк, В. Гендерные исследования в педагогике / В. Вдовюк, С. Рыков // Высшее образование в России, – 2001, №4. – С. 13-28. 14) Виноградова, Т. История науки: версия феминизма [Текст] / Т. Виноградова // Высшее образование в России, – 2001, №6. – С. 25-33. 15) Винокурова, Н.А. Женщина и мужчина в науке: двойной портрет [Текст] / Н.А. Винокурова // Социологические исследования, – 1999, №4. – С. 3-17. 16) Газман, О.С. Ответственность школы за воспитание детей [Текст] / О.С. Газман // Педагогика и мы, - 1997, №4. – С. 18-25. 17) Жеребкина, И. О статусе гендерных исследований: взгляд культуролога [Текст] / И.О Жеребкина // Высшее образование в России, – 2001, №2. – С. 35-48. 18) Исаев, Д.Н., Каган, Б.Е. Половое воспитание детей [Текст] – учеб. пособие. / Д.Н. Исаев, Б.Е. Каган. - Спб.: Медицина, 1988. – С. 160-174. 19) Каган, В.Е. Семейные и полролевые установки у подростков [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии, — 1987, №2. — С. 54-61. 20) Кон, И.С. Психология половых различий [Текст] / И.С. Кон // Вопросы психологии, - 1981, № 2. – С. 15-29. 21) Лосева, О.К. Половое воспитание детей и подростков в семье [Текст] – учеб. пособие. / О.К. Лосева. - М., 1990. – С. 48-63. 22) Мальковская, П.Н. Социальная активность старшеклассников [Текст] – учеб. пособие. / П.Н. Мальковская, - М.: Педагогика, 1988. – С. 136-159. 23) Мардахаев, Л.В. Основы социально-педагогической технологии [Текст] – учеб. пособие. / Л.В. Мардахаев, – Рязань, 1999. – С. 92. 24) Мацумото, Д. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе [Текст] / Д. Мацумото // Психология и культура, - 2005, - С. 39-52. 25) Никитина, Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества [Текст] / Л.Е. Никитина // Вопросы психологии, - 1998, №7. – С. 21. 26) Полывянная, М.Т. Женщина и мужчина в XXI веке: стратегии и реалии гендерного равенства [Текст] / М.Т. Полывянная // Программа курса, -Иваново, 2007. 27) Репина, Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии [Текст] / Т.А. Репина // Вопросы психологии, 1987, - № 2. – С. 17-25. 28) Репина, Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка [Текст] / Т.В. Антонова // Как помочь ребенку войти в современный мир, М.: 1995. – С. 22-36. 29) Рубинштейн, М.М. Половой фактор и его роль в культуре [Текст] / И.С. Симонова // Половой вопрос в школе и жизни, Спб., 1999. – С. 57-81. 30) Руссо, Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании [Текст] – учеб. пособие. / Ж.-Ж. Руссо, – М., 1961. Т.1. – С. 48-64. 31) Рябов, О. Миф о русской женщине в отечественной и западной историософии [Текст] / О. Рябов // Вопросы истории, 2008. – С. 17-35. 32) Рутенко, Т. Чем знамениты русские богатыри [Текст] / Т. Рутенко // Загадочная русская душа, Ч.2. – 2009. – С. 9-15. 33) Суслова, Э.К. Сексуальное развитие и половое воспитание детей [Текст] - спецкурс /Э.К. Суслова, - М.: 1994. – С. 73-109. Образ женщины в культуре 34) Савкина, И.Л. Образ Богоматери и проблема идеально женского в русской женской поэзии ХХ века [Текст] / И.Л. Савкина // Русский феминистский журнал, М.: Преображение, № 3. – 1995. – С. 155-168. 35) Словарь гендерных терминов [Текст] – учеб. пособие. / А.А. Денисова. - Региональная общественная организация «Восток – Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация – XXI век, 2002. – С. 150, 293. 36) Тархова, Л. П. Мальчик, мужчина, отец [Текст] – учеб. пособие. / Л. П. Тархова, М.: Знание, 1992. – С. 128. 37) Трофимова, Е.И. О терминологических понятиях в гендерных исследованиях [Текст] / Е.И. Трофимова // Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия. Материалы Международного семинара 16-17 февраля 2001г. – Саратов, 2001. – С. 1-42. 38) Филатов, С.В. От образного слова – к выразительному движению [Текст] – учеб. пособие. / С.В. Филатов, – М.: 1993. –С. 63-89. 39) Фромм, Э. Мужчина и женщина [Текст] – учеб. пособие. / Д.Я. Райгородский, Психология и психоанализ любви. — Самара: Издательский Дом Бахрах - М.: 2002. — С. 688. 40) Федосик, В.А Женщины легенды [Текст] – учеб. пособие. / В.А. Федосик, - Беларусь, Минск: 1993. – С. 36-49. 41) Харчев, А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности [Текст] – учеб. пособие. / А.Г. Харчев, - Политиздат, М.: 1990. – С. 21-67. 42) Шаронова, С. Гендер. Образование. Мобильность [Текст] / С. Шаронова// Высшее образование в России. – №6, 2002. – С. 5-19. 43) Шнырова, О.В. Что нам дает гендерная педагогика [Текст] / О.В. Шнырова // Гендерная педагогика и гендерное образование в странах постсоветского пространства: сб. материалов Международной летней школы. – Иваново, 2002. – С. 31-54. 44) Щуркова, Н. Новые формы воспитательной работы [Текст] / Н. Щуркова // Журнал педагогики. - №4,5,6. -1994. – С. 3-18. 45) Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] – учеб. пособие. / Э. Эриксон, - С-Пб.: 2000. – С. 84-127. 46) Юдашина, Н.И. Маленькие дети тоже влюбляются [Текст] / Н.И. Юдашина // Материнство, - 1998. – С. 9-16. 47) Ядов В.А. Социальная идентичность личности [Текст] – учеб. пособие./ В.А. Ядов, - М.: 1994. – С. 78-129. 48) Ярская-Смирнова, Е.Р. Неравенство или мультикультурализм [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова // Высшее образование в России. – № 4. - 2001. – С. 71.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы методики полоролевого развития подростков посредством искусства танца 1.1 Сущность понятий «гендер», «гендерная культура», «полоролевое поведение» Пол — это совокупность репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных характеристик, которые определяют индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девушку). Половое воспитание представляет собой комплекс воспитательных и просветительских воздействий на ребенка с целью ознакомления его с системой сексуальных ролей и взаимоотношениями между полами в обществе. Полоролевое воспитание — составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе [27, c. 17-25]. Родители и учителя стремятся развивать среди подростков, прежде всего, позитивное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, предпочтения и интересы, связанные с полом; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, хорошие отношения между мальчиками и девочками. Для этого важно сформировать как моральные чувства и восприятия, так и моральные причины поведения, а также навыки и умения, необходимые для реализации полученных идей, приобретенных знаний (Т.А. Репина, Н.К. Ледовских). Отношение исследователей, как и практиков, к половому воспитанию подростков, к используемой при этом терминологии, неоднозначно. Одни из них, в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и другие, высказываются за половое воспитание, признавая важным сообщение подростку соответствующей информации в разумных пределах, хотя и она шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие, прежде всего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение — сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека. Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у подростков нездоровый интерес к теме. До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире — полоролевое или половое воспитание. Некоторые рассматривают половое воспитание как неотъемлемую часть сексуальности, другие убеждены, что оно (сексуальная роль) представляет собой более широкую область образования по сравнению с сексуальностью. Однако оба согласны: психосексуальное развитие ребенка начинается в первые месяцы его жизни (возможно, уже в утробе матери). Это направление образования является важной, неотъемлемой частью нравственного воспитания (В.Д. Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), хотя было бы неправильно сводить его только к нравственности (В.Е. Каган), и необходимо заниматься молодежью Годы, чтобы справиться с этим. Ведущая роль в половом воспитании подростков принадлежит в первую очередь семье, которая зависит от значительной поддержки со стороны учебного заведения [20, c. 15-29]. Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по мнению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забыть о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни. Дело в том, что половое воспитание освобождает нас от ложного чувства стыда, которое мешает нам любить другого человека, от неправильного отношения к одному из самых важных аспектов жизни - отношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязанности, которые чрезвычайно важны для предстоящей семейной жизни. В то время как в настоящее время широко распространенное «бесполое» воспитание (поведение «девочки» поощряется, а поведение «мальчика» упрекается) приводит к образованию «среднего существа»: женского (женского) мальчика, а затем мужчины и мускулистого ( смелая) девушка, а затем и женщина, что является одной из серьезных причин многочисленных разводов, поскольку представители противоположного пола не способны выполнять свои социальные роли [21, c. 28-63]. Сфера полового воспитания состоит не только из специфических отношений между мужчиной и женщиной, таких как брак, но и из любых других их отношений - в общественной жизни, на работе, на отдыхе, то есть -говорить любые отношения между людьми разных полов. Половое воспитание включает в себя не только нравственное поведение взрослых, но и моральное поведение подростков, которые должны быть надлежащим образом сексуально образованы. Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами общества. Тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так называемой личной жизни. Гендер – это специфический набор культурных характеристик, определяющих социальное поведение женщин и мужчин, их отношения друг с другом. Следовательно, гендер относится не только к женщинам или мужчинам, но и к отношениям между ними и к способу социального конструирования этих отношений, то есть к тому, как общество «строит» эти отношения и взаимодействие полов в обществе. Как и понятия классов, расы и этнической принадлежности, понятие пола является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов [1, c. 123-125]. Введение термина «гендер» подразумевало также и то, что видимые различия личностных характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с биологическими детерминантами, но определяются спецификой социального взаимодействия, в которое включены мужчины и женщины, обладающие субъективным знанием о своих сексуальных признаках. Действительно, отличительными психологическими признаками «мужского» и «женского» поведения почти всегда оказываются социальные качества: групповой статус и связанные с ним отношения власти (доминирование/подчинение), исполняемые социальные роли (материнство/отцовство), уровень социальной активности (профессиональная деятельность/домашняя работа) и так далее [42, c. 5-19]. То есть личностные характеристики, которые в обыденном сознании тесно связаны с биологическим полом (чему в немалой степени способствует повседневное употребление слова «пол»), возникают только в определенной системе социальных отношений. Именно поэтому Р. Столлер предложил использовать категорию гендера для обозначения связанных с полом, но возникающих только в контексте межличностных и социальных отношений личностных и поведенческих характеристик. Ведь грамматический термин «гендер» («родовой признак») как раз и отражает контекстуальную, а не онтологическую сущность мужских и женских характеристик [13, c.13-28]. Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей. Половые роли мужчины и женщины реализуются в формах поведения, непосредственно связанных с продолжением рода. Но все, что происходит до и после этого, зависит от множества переменных. Одной из таких переменных является культура. Культура - это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и так далее. В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования. В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека" [29, c. 57-81]. Биологический пол и потребность в продолжении рода, а также другие биологические и физиологические различия между мужчинами и женщинами становятся источником поведенческих различий. Именно поведенческие различия, определяющиеся различием условий окружающей среды, порождают устойчивые во времени паттерны поведения, ассоциирующиеся с мужским либо женским полом. Эта устойчивая во времени совокупность и представляет собой культуру, которая, в свою очередь, оказывает обратное влияние на сложившиеся паттерны поведения, обеспечивая подкрепление тех или иных форм поведения, верований, установок и ценностей. Таким образом, поскольку различные культуры существуют в различных условиях внешней среды, совершенно естественно, что и гендерные различия варьируют вместе с особенностями культуры [49, c. 1-42]. Мужчинам и женщинам всегда будут свойственны специфические гендерные роли в любом обществе и в любой культуре. 1.2 Гендерная культура подростков: современные проблемы Важным направлением работы школы, задающим ориентиры на дальнейшее вхождение подростка в мир человеческих отношений, является формирование гендерной культуры. «Бесполая» педагогика уходит в прошлое. Вопросы полоролевой идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время все больший круг исследователей, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений и содержание современной педагогики. В педагогике идет поиск альтернативных методик, обеспечивающих адекватное присвоение гендерной культуры школьникам. Значительное внимание уделяется изменениям, происходящим в обществе и, как следствие, изменяющимся моделям маскулинности и феминности [41, c. 21-67]. Терминам «феминность» и «маскулинность» в русском языке существуют синонимы «женственность» и «мужественность», обозначающие, по сути, то же самое. Разница заключается в том, что понятия «женственности» и «мужественности» в славянской культурной традиции носят поэтическую, художественную окраску. «Маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс аттитюдов, характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность — это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли» [39, c. 688]. Здесь же отмечается, что при рассмотрении маскулинности необходимо учитывать ее множественность, историчность и ситуационностъ, что указывает на вариативность моделей маскулинности и их зависимости от изменений происходящих в обществе. Э. Фромм отмечает противоречивость ролей соответствующих представителю мужского пола в различных ситуациях: «Мужчина на работе, в деловой обстановке должен быть агрессивным, а дома — нежным. Он должен жить своей профессией, но вечером, придя домой, он не должен быть уставшим» [39, c. 688]. Это утверждение подчёркивает противоречивость модели маскулинности и необходимости помощи подрастающему поколению в самоопределении. «Феминность — характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе, или же социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине». Психолог Ж. Миллер предположила, что такие черны фемининности, как эмоциональность, уязвимость и интуиция — это не слабость, а особая сила, которая может стать существенной для построения лучшего общества, и что эти черты мужчины могли бы развивать в себе [48 c. 71]. При организации воспитательного пространства современной школы остаётся открытым вопрос: «Для какого пола в подростковом возрасте самоопределение себя как будущих мужчины или женщины наиболее проблематично?». Д.Н. Исаев и В.Е.Каган в частности отмечают: «Требования к маскулинности мальчиков в целом жестче, чем к феминности девочек, и мальчики в ходе половой социализации испытывают большее средовое давление». В. Е. Каган связывает это с полоролевыми особенностями развития и воспитания, так как «воспитательное давление на девочек меньше, а диапазон приемлемости взрослыми особенностей их поведения и успеваемости шире; субъективный компонент дезадаптации и его поведенческие проявления носят в целом более камерный, чем у мальчиков характер, а компенсация за счет включения других видов деятельности и ценностных ориентации достигается легче; женский — в основном или чаще — педагогический состав создает для девочек лучшие, чем для мальчиков условия» [14, c. 25-33]. Хотя стоит отметить, что позднее он несколько изменил свою точку зрения. «Женскому полу присуща гораздо большая, чем мужскому, онтогенетическая пластичность, в силу чего влияние среды оказывается более сильным для девочек. Если до недавнего времени акцент делали на предотвращении феминизации мальчиков, то сегодня, как это следует из представленных данных, не меньшее внимание должно быть уделено предотвращению психологической маскулинизации девочек, а решение проблемы оптимизации полоролевого воспитания немыслимо вне контекста воспитания отношений между полами». Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте представители обоих полов сталкиваются с трудностями. Некоторые из этих трудностей характерны только для мальчиков или только для девочек, некоторые специфически проявляются в зависимости от пола. Вряд ли целесообразно пытаться взвешивать и определять, чей груз проблем тяжелее [18, c. 160-174]. Следующим возникает вопрос о влиянии школы на становление мальчика — будущего мужчины и девочки — будущей женщины. Ряд исследователей указывает на фемининное влияние школы на мальчиков, которое во многом обусловлено, по их мнению, половым составом педагогических коллективов. Фемининнный характер влияния общества на мальчиков отмечает и В.Е.Каган: «Мальчик в ходе феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать — воспитательница — учительница — женщина-начальник), и, какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы мальчик ни слышал от женщин, каким должен расти мужчина, он воспитывается прежде всего как «удобный в обращении» для женщин. Жесткость требований к маскулинности растет параллельно с социальными барьерами на путях маскулинизации, создавая мощный эмоционально-когнитивный диссонанс, способствующий либо полоролевой растерянности, либо утрированно-маскулинным полоролевым ориентациям. В связи с этим требования к феминности девочек прогрессирующе уменьшаются, а диапазон их полоролевых ориентаций все больше и больше включаются маскулинизированные стереотипы взрослых женщин. Наконец, сопряженные со многими трудностями отношения мужчин и женщин проецируются не просто на отношения мальчиков и девочек, а на усвоение детьми дисгармоничных, потенциально конфликтных установок маскулинности-феминности» [19, c. 54-61]. Односторонность влияния школы, которая поощряет, прежде всего, фемининные качества, отмечают и Ю.Е.Алешина, А. С. Волович. Это осложняется ещё тем, что, как отмечает Д. Хартли, роль школьника и школьниц по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. По его мнению, быть «хорошей» школьницей и «настоящей» женщиной — в общем, не противоречит одно другому; но быть хорошим (прилежным) школьником и в тоже время чувствовать себя «настоящим» мужчиной — это вещи в определенном смысле противоположные [6, c. 74-82]. Как компенсация, происходит резкое обособление мальчиков-подростков от женщин, формирование однополых мальчишеских компаний, которые служат противовесом этой феминизации, помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Однако одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверенность мальчика-подростка в том, насколько он соответствует завышенным критериям «маскулинности», часто порождают компенсаторное «гипермаскулинное» поведение (подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к «женским» чертам характера). Сложившееся положение весьма образно выразила Л.П. Тархова: «Заколдованный круг: если в характере мальчишки явно выражены маскулинные черты — он рискует угодить явно в дурную компанию; если по девичьи покладист и покорен — ему обеспечено как минимум ироническое неодобрение, чтобы не сказать презрение окружающих; все-таки парень должен быть парнем» [36, c. 128]. В результате собственного наблюдения и анализа психолого-педагогической литературы мы выделили ряд проблем, указывающих на необходимость пристального внимания к проблеме формирования гендерной культуры подростков: отсутствие идеальных образцов поведения; отсутствие возможностей для проявления маскулинных/фемининных качеств в повседневной жизни; конфликт между проявлениями половой роли в различных условиях; построение ролевой модели на основе отрицания и отвержения модели противоположного пола, что приводит к развитию негативизма к противоположному полу; резкий разрыв в нормативных предписаниях подросткового и последующего этапов полоролевой социализации, то есть характер требований и ожидаемого поведения от мальчика или девочки не соответствует требованиям и ожиданиям, предъявляемым к мужчине и женщине; рассогласование идеальных представлений о мужском и женском поведении и реального поведения подростков [30, c. 48-64]. 1.3 Особенности гендерных различий подростков 1.3.1 Реализация гендерного подхода в образовании Гендерный подход в образовании и воспитании сегодня – это учет многовариативного влияния фактора пола в синергизме биологического и социального. Значимым сегодня оказывается принципиально новый подход к образованию и воспитанию мальчиков и девочек – «гендерное измерение», в процессе которого формируются более адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию, в том числе личностное самоопределение, выбор идеалов и жизненных целей, будущий профессиональный выбор, определение своего статуса в коллективе сверстников и другое [13, c. 13-28]. Гендерное воспитание и образование вопреки представлению о том, что оно может ущемить правовые ценности равноправия личности и привести к дискриминации ее в зависимости от пола, напротив, в своей основе направлено на формирование идеи о том, что пол не является основанием для дискриминации и способствует наилучшей реализации личностных склонностей и способностей как в связи с половой принадлежностью, так и вне ее. Целью гендерного подхода в образовании является деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, способам организации учебного процесса и темпам от традиционных. Попыткой реализации целей гендерного образования является экспериментальный опыт раздельного обучения мальчиков и девочек в разных классах в одной из школ города Тулы. При этом сохраняется их совместное пребывание на дополнительных уроках (культура общения, бальные танцы и другое), во внеурочное время, а также участие в мероприятиях, общих для двух классов и общешкольных [17, c. 35-48]. В основу проводимого эксперимента положена гипотеза о том, что учет в процессе воспитания и обучения психофизиологических особенностей мальчиков и девочек может способствовать проявлению их индивидуального своеобразия, связанного с гендерной идентификацией, и поможет создать оптимальные условия для активного и успешного познавательного развития и повышения качества психического здоровья в целом. Цель эксперимента по раздельному обучению – создание новых условий процесса обучения, отвечающих гендерным психофизиологическим особенностям детей, психологически более комфортных, способствующих гармоничному личностному развитию учащихся. 1.3.4 Образ идеального мужчины и женщины у подростка О. Вейнингер выделил следующие мужские ("М") и женские ("Ж") типы - абсолютные, крайние точки колебаний полоролевого поведения: "М" - "нарцисс", ориентированный только на себя, или Дон-Жуан - на всех женщин; "Ж" - мать, главная функция которой - рождение и воспитание детей, забота о муже, ее призвание – любовь, проявляемая "чувственной потребностью" [15, c. 3-17]. Как видим, в понятие идеальной женщины и идеального мужчины включается не значение идеала, ибо нормы постоянно меняются в соответствии с развитием и требованиями общества, а условие, определяющее абсолютную (конечную) точку амплитуды колебания полоролевого поведения с учетом того, что в реальной жизни чаще встречаются модификации промежуточного типа. Г. Сташевская называет несколько мужских типов такого поведения: "Наполеон" (настойчивое стремление к власти, к достижению успеха в делах); "Дон-Жуан" (страстная, сильная и смелая натура покорителя, манипулятора); "Лот" (отец, безгранично любящий дочь подобно библейскому Лоту); "Геракл" (совершенство, сила, превосходство) и друние [34, c. 155-168]. Е. Весельницкая указывает на такие достоинства женщин: "хозяйка" (отменная кухня, чистая квартира, ухоженные цветочки; даже на работе подход к делу хозяйский); женщина-воин (социальная активность "выше средней", обычно добивается многого, находит себя в жизни); "приз" (знает себе цену и умеет себя представить, "подать"); "муза" (вдохновительница инициатив и всегда неуловима) [12, c. 29-46]. Очевидно, половые роли сегодня отличаются большой вариативностью, разнообразием. На смену жестким стандартам маскулинности (фемининности) приходят ценности гибких партнерских взаимоотношений, своеобразие индивидуального полоролевого репертуара. Подросток не сам себе придумает какой-либо образ и следует ему, а именно взрослый, в частности родители, педагоги, взрослое окружение, благодаря своему жизненному опыту и сложившейся системе образов, подает наглядный пример. Подросток в свою очередь все перенимает и пробует себя в разных ролях. Наблюдения Л. И. Столярчук в течение 9 лет за поведением 1025 современных мужчин и 10355 женщин в возрасте от 18 до 70 лет, а также анализ современных представлений о фемининности (маскулинности) в периодической печати последних лет позволили выделить несколько типов полоролевого поведения по следующим показателям и признакам: 1. Желание обладать внешней привлекательностью, внешним имиджем: "плейбой", "Шварценеггер", "крутой", "деловой мужчина", "поп-звезда", "фотомодель", "женщина без возраста", "деловая женщина", "супер-модель", "секс-символ", "кукла Барби" и др. 2. Стремление укрепить физическое здоровье, вести здоровый образ жизни: "вегетарианец", "морж", "бегун", "мужчина в форме", "туристка", "велосипедистка", "любительница различных систем питания", "спортсмен", "садовод", "огородник", "дачница". 3. Потребность в интеллектуальном самосовершенствовании: "гений", "интеллектуал", "компьютер", "умная женщина", "ученая жена". 4. Склонны к развитию: "философ", "художник", "композитор", "поэтесса", "писательница", "представители различных конфессий". 5. Нацелены на богатство, хотят обладать властью: "банкир", "акционер", "владелец", "новый русский", "учредитель". 6. Заботятся о репутации, своем имидже, значительности, респектабельности: "любитель грандиозных проектов и программ", "спонсор", "достаточно обеспеченный", "государственные служащие". 7. Способны к рекламной, организаторской деятельности, добиваются успеха: "менеджер", "администратор", "посредник", "поставщик", "рекламный агент". 8. "Плывущие по течению": "наркоман", "алкоголик", "бомж". 9. Имеют семейные привязанности, дружеские, любовные взаимоотношения: "муж", "отец", "хозяин дома", "друг", "приятель", "жена", "мать", "хозяйка дома", "подруга", "приятельница". 10. Стремятся к обретению высокого социального статуса: "политик", "общественный деятель", "руководитель-мужчина", "руководитель-женщина". 11. Готовы самореализовать себя в творческом труде: "педагог", "врач", "военнослужащий", "инженер", "мужчины и женщины - представители различных творческих профессий или творческих хобби". 12. Ориентированы на выживание: "добытчик", "продавец", "мастер (мастерица) на все руки". 13. Достигшие высокого уровня культурного развития: "интеллигент", "гуманист", "эрудированный человек" "творческая личность" [31, c. 17-35]. Разумеется, человек в своей жизни ориентируется не только на единственный тип поведения. Каждый делает выбор исходя из собственных возможностей, культурного и интеллектуального уровня, нравственных позиций. Освоение - процесс динамичный. Каждому подростку придется расширять свой "репертуар" в зависимости от сложившихся жизненных обстоятельств: чем больше освоено позитивных ролей, тем больше предпосылок выжить, обрести счастье, реализовать себя в работе и в любви, достойно переносить неудачи, совершенствовать свою мужскую (женскую) индивидуальность. Глава 2. Методические основы полоролевого развития подростков 2.1 Проблемы полоролевого самоопределения подростков в условиях современной школы Научные работы прежних лет по проблемам дифференцированно-полового воспитания создали предпосылки для изучения его специфики. Безусловно, дифференцированное воспитание по половому признаку повлияло на педагогические аспекты развития мужского и женского своеобразия, положило начало избавлению от "бесполой педагогики". Однако механизм полового воспитания, рассматриваемый в узкопедагогическом смысле, сегодня недостаточно эффективен, ибо не учитывает позитивных и негативных аспектов социальных процессов, происходящих в современном обществе [3, c. 7-11]. В отличие от полового, основанного на правилах и запретах, полоролевое воспитание направлено на помощь в самопознании, саморефлексии и самосовершенствовании женской (мужской) индивидуальности, на формирование культуры взаимоотношений полов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Искусство, 30 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Искусство, 61 страница
450 руб.
Курсовая работа, Искусство, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Искусство, 12 страниц
90 руб.
Курсовая работа, Искусство, 24 страницы
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg