Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Воспитание интереса к чтению у младших школьников при сельской библиотеке» (на примере Затонской сельской библиотеки)

irina_k200 2610 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Цель исследования: изучение методов и средств формирования интереса к чтению у младших школьников в сельской библиотеке. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: Изучить и проанализировать состояние проблемы в библиотечной теории и практике; Выполнить отбор технологий, методов и приемов работы по воспитанию читательского интереса; - обосновать условия, обеспечивающие воспитание читательских интересов учащихся начальной школы на внеурочных занятиях; - разработать рекомендации для родителей, учителей начальных классов. Объект исследования: чтение младших школьников. Предмет исследования составляет содержание и организация воспитания интереса к чтению у младших школьников. Анализ психолого-педагогической литературы по теме изучения позволило сформулировать следующую гипотезу исследования: - решение задачи воспитания интереса к чтению у младших школьников возможно, если: - процесс учебы чтению будет целеустремленно образован и объединен с развитием познавательных интересов; - в воспитательном процессе регулярно будут употребляться различные формы работы с учащимися, содействующие появлению интереса к чтению, достижению самостоятельности и социальной активности учащихся. Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, педагогическая проектировочная работа, анализ творческих работ детей, тестирование, обобщение и систематизация данных. Новизна исследования: Впервые сделана попытка изучения методов работы по формированию интереса к чтению у учащихся младших классов в Затонской сельской библиотеке. Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности библиотек по формированию интереса к чтению у младших школьников. База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение Затонская основная общеобразовательная школа с. Графский берег, Намский улус. Структура работы: Выпускная квалификационная работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение

В современном мире отношение к книге сильно изменилось. Огромный поток информации с невиданной силой обрушился на людей с телевизионных экранов, дисплея компьютеров. В наши дни, совсем необязательно читать для того чтобы все знать и быть в курсе новейших достижений научной мысли. Довольно брать сообщение с телевизора или компьютера. Компьютером малыш овладевает раньше, чем научится читать, в клавиатуре сориентируется гораздо лучше, чем в оглавлении книги. Литературный опыт детей ограничивается лишь текстами из «Букваря» и хрестоматией, а в дальнейшем – стремлениями изучить произведения школьной программы в сжатой версии. Нельзя недооценить ту великую роль, которую представляет книга в духовном формировании человека. В особенности огромно ее значение в пору развития, формирования личности, т. е. в детстве. Книга, прочтенная в детские годы, зачастую оставляет в душе незабываемый след, запоминается на всю оставшуюся жизнь. Безусловно, не секрет, что чтение неизменно рассматривали как орудие учения и обучения и как средство формирования в человеке человека. Но как побудить интерес к чтению, как его формировать – вот, на мой взгляд, одна из основных задач. В современное время, тот, кто работает с ребятами, знает, как сложно научить младших школьников технике чтения, но еще тяжелее сформировать увлеченного читателя. Ведь уметь складывать слова из букв и овладеть выразительностью и быстротой чтения совсем не означает стать истинным читателем. Настоящее чтение – это чтение, которое, по мнению поэтессы М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Очевидно, необходимо формировать умственные способности, эмоциональную чуткость, эстетические потребности и способности. Самое важное – образовать процесс так, чтобы чтение содействовало воспитанию личности, а созревающая личность чувствовала необходимость в чтении как источнике собственного развития. В современном обществе проблема воспитания читательских интересов стоит в особенности актуально. Актуальность определена и тем, что чтение представляет существенную роль в развитии личности и моральном её воспитании, содействует формированию смыслового восприятия, интереса, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является еще фактором формирования познавательной активности, а следовательно, имеет важное значение в воспитании грамотного учащегося. Именно в младшем школьном закладываются главные читательские умения и навыки, разрешается вопрос, будет ли взгляд ребенка к книге деятельным или инертным. Читательские интересы во многом обусловливают личность человека, потому процесс развития их у детей анализируется не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Наше общество в развитии технического прогресса шагнуло далеко вперед. Немалое внимание уделяется большое внимание развитию коммуникативной осведомленности детей и в средствах массовой информации; во всех образовательных учреждениях вводится раннее обучение компьютерным технологиям. Исследования показывают, что телевидение и компьютерные игры у современных детей стоит на первом месте. Однако к великому сожалению, современные технические новинки не оказывают должного содействия формированию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении. Тем не менее удивителен и тот факт, что большинство наших детей уже в раннем возрасте (4 – 6 лет) овладевает чтением, но не изъявляют должного интереса к книге. Это доказывает и опрос среди учащихся начальных классов. В анкетировании приняли участие 23 учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были получены такие ответы: гулять – 15% учащихся, смотреть ТВ – 26%, играть в компьютер – 51%, читать книги – 8%. Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения становятся особенно существенными в современном мире и переходят на такой уровень проблем, от которых зависит национальное благополучие. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном мире. Тем не менее, в этом списке особенную роль, являясь почти "ключом к веку информации», во всем мире наблюдаются всеобщие тенденции: критическое падение престижа чтения и уменьшение времени, уделяемого чтению; налицо ухудшение навыков чтения. Печатное слово лишается своей отличительной роли в общем, пространстве информации. В гораздо большей степени наши дети скорее зрители, чем читатели и слушатели. Эра компьютера принципиально изменяет объемы, носители, форму бытия, получения и восприятия информации. Сама по себе компьютеризация не разрешает многих информационно-образовательных вопросов, поскольку основная загвоздка в низком уровне читательской культуры, а читательская культура есть фундамент информационной культуры и общей цивилизации в целом. Читающая нация - нация формирующаяся. Не читающий школьник в среднем и старшем блоке школы недостаточно эрудирован, осведомлен, успешен, чем его ровесник, который уделяет чтению значительное количество времени. У не читающих детей словарный запас беден, не выразителен. Отсюда вытекают проблемы в прохождении таких дисциплин, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д. Даже можно привести такое сравнение: не читающий ученик - позже не читающий родитель. Соответственно у не читающих родителей вырастут не читающие дети. Развитая общественность державы уже осмыслила, что от их решения проблемы в значительной степени зависит грядущее России, ее положение в современном мире в век информации. Собственно поэтому воспитание у ребенка читательского интереса становится главной задачей. Все это и определило актуальность темы исследования. Изучением такой проблемы занимаются как отечественные, так и зарубежные психологи и педагоги. Согласно исследованиям, проведенным в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA) и Международного исследования качества чтения и понимания текста(PIRLS), современные младшие школьники испытывают затруднения в осмыслении прочитанного [22, c. 112]. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования поставлены задачи развития и обучения младших школьников. В соответствии с ними учителю нужно сформировать у обучающихся универсальные учебные действия [59,с. 50]. Наряду с УУД, важнейшим результатом освоения основной образовательной программы выступает формирование навыка чтения текстов разных жанров и стилей. В России также разработана «Национальная программа развития и поддержки чтения» на период до 2020 года, основой для которой выступила идея популяризации чтения и необходимость развития читательской компетенции в рамках 4 возрастающей потребности страны в увеличении интеллектуального потенциала нации [39, c.33]. Сама литература нуждается в талантливых, эстетически грамотных читателях, для того, чтобы развиваться. Динамика возможна, только если есть образованные, любящие читатели. Труды великих отечественных писателей пронизаны заботой о читателе, который способен осмыслить и воспринять все богатство литературы. Все больше ученых заявляют об особой важности работы над навыком чтения на уроках литературного чтения. В настоящее время стоит необходимость привить любовь к книге, научить не просто, запоминать, но и думать. Воодушевить нужно каждого маленького читателя радостью мышления, движением к красочной жизни в мире воображения. Осмысленное восприятие текстов содействует развитию личности читателя, его интеллектуальному и духовному росту, глубочайшему осознанию процессов, происходящих вокруг. Проблемой навыка чтения в свое время занимались Л.С. Выготский, Л.А. Мосунова, К.Д. Ушинский, А.Г. Асмолов и М.П. Воюшина и др. Они изучали особенности этой проблемы, наблюдали также и становление психических процессов, связанных с навыком чтения. Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью формирования навыка чтения на уроках литературного чтения в начальной школе и недостаточным количеством методических разработок, посвященных решению этой задачи. Исходя из вышесказанного, перед нами в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: обосновать и на этой основе разработать комплекс упражнений и заданий, обеспечивающих формирование навыка чтения у младших школьников на уроках внеклассного чтения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1.Понятие читательского интереса 1.2. Особенности читательских интересов младших школьников 1.3. Организация формирования и поддержка интереса к чтению ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Затонская сельская библиотека 2.2. Работа по мотивации интереса к чтению у младших школьников Затонской сельской библиотеки 2.3.Использование активных форм и методов работы Затонской сельской библиотеки для формирования интереса к чтению у младших школьников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1. Использование технологий для продвижения книги и чтения. – Режим доступа : http://biblpoipkro.weebly.com 10481089108710861 12 08311001079109110771084-104810501058.html 2. Авт.-сост.: Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И. Внеклассные мероприятия. 3-й класс.- 2-е изд. доп. – М.: ВАКО, 2005. -298 с. –(Мозаика детского отдыха). 3. Аксеновская, Л. Приглашает "Литературная гостиная" / Л. Аксеновская, Ф. Елисеева, В. Иншакова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2014. - № 5. - С. 45. - ISSN 2308-7498 .-(Калейдоскоп). Совместная деятельность детского сада № 15 и Централизованной библиотечной системы г. Апатиты. 4. Алексеева Г.М. Инновационная деятельность библиотек в продвижении чтения // Сельская б-ка. - Чебоксары, 2004. - Вып. 5. - С. 17-20. 5. Алиева, Т. Чтение VS информация / Т. Алиева // Обруч: образование, ребенок, ученик.- 2015.- № 2. - С. 11-15. - ISSN 2308-7498 Формирование художественного вкуса и интереса к чтению у детей. 5. Банина, Т. Буктрейлер: смотреть нельзя читать / Т. Банина // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 24. - ISSN 2308-7498 . - (Непрерывное образование). Участие дошкольников в конкурсе буктрейлеров "В ракурсе - книга! ", организованном Североморской централизованной библиотечной системой. 6. Беленький, Г.П. Комментированное чтение текста [Текст] / Г.П. Беленький; под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской // Изучение художественного текста в VIII-X классах школы. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С.54- 56. 7. Белогорцева, А. Г. Новации в деятельности библиотек по продвижению книги и чтения / А. Г. Белогорцева. – Режим доступа : http : //chaltlib.ru/articles/Library/natsionalnaya_programma_ podderzhki_i_razvitiya_chteniya 8. Боровкова, Т. Л. Проект "Наши фишки - новые книжки!" / Т. Л. Боровкова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2015. - № 3. - С. 41-54. - ISSN 1727-6772 . - (Конкурс авторских проектов). Разбор проекта – лауреата 3 конкурса авторских проектов "Слово менеджерам культуры". Вариант привлечения детей и подростков к чтению современной литературы. 9. Бубекина Н.В. Сельские дети и библиотека // Сельская библиотека на путях выхода из кризиса : сб. тез. докл. и выступлений к Межрегион. науч.-практ. конф. (12-14 нояб. 2002 г., Санкт-Петербург) / [сост. Л.Н. Михеева и др.]. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. - С. 34-37. 10. Буракова Е. Летний марафон книгочея: программы чтения как эффективная форма продвижения детской книги / Е. Буракова, Т. Круглик // Библиополе. - 2010. - № 9. - С. 39-41. 11. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка [Текст] / Ф.И. Буслаев. - М.: Либроком, 2010. - 360 с. 12. Быстров Н. «Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся досуговыми центрами» /Я читаю Настоящее - 2006 - № 14 (3-9.4) - с. 6 13. Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март - с.1 14. Вааг, И. От точки до буквы / И. Вааг // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 38-39. - ISSN 2308-7498 . - (Беседка) Мастер-классы по книгам детского издательства "КомпасГид". 15. Вострикова, Т. В. В поисках книжных сокровищ / Т. В. Вострикова, З. Н. Буренко // Современная библиотека. - 2015. - № 1. - С. 78-80. - ISSN 2072-3849 . - (Опыт). Мероприятия Тульской областной детской библиотеки, прошедшие в рамках специального проекта "Библиосумерки" Всероссийской социально-культурной акции "Библионочь - 2014". 16. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с. 17. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст]/ И.Р. Гальперин. - М.: КомКнига, 2006. - 144 с. 18. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая А.А. Когда книга учит II 2-е изд., доп.- М 19. Демченко Ю.А. Привлечение к чтению краеведческой литературы подростков и юношества // Книга и чтение в жизни южноуральского села : материалы социол. исслед. и регион. науч.-практ. конф., Челябинск, 28 нояб. 2005 г. / [сост. Н.И. Шпади ; ред. Л.М. Маслова, Г.Д. Куцева]. – Челябинск : [Б. и.], 2006. - С. 58-64. 20. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38. 21. Дронова, Н. На волшебной полке / Надежда Дронова, Татьяна Рубцова // Библиотека. - 2015. - № 5. - С. 74. - ISSN 0869-4915 . В статье рассказывается о работе Нижнетагильской центральной детско-юношеской библиотеки (Свердловская область) в рамках акции "Везде и всюду читать я буду! ", которая проводилась в течение 2015 года в целях поддержки чтения и привлечения населения в библиотеку. 22. Жданова Р.А. Формирование мотивации у младших школьников: Автореф. дисс. кавд. пед. наук.- М., 1972.- 15с. 23. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. - М. : Издво АПН РСФСР, 1958. - 402 с. 24. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 432 с. 25. Иванова, И. Аптека или библиотека? / И. Иванова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 40-42. - ISSN 2308-7498 . - (Школа здоровья). Библиотерапия для дошкольников. 26. Иванова, О. Любовь к классике: это возможно?.. / О. Иванова, Ю. Туркина // Современная библиотека. - 2015. - № 6. - С. 60-63. - ISSN 2072-3849 . - (Опыт). Основные моменты межрегиональной научно-практической конференции "Отражение культурного наследия России в детском чтении: организация работы библиотек, обслуживающих детей, с русской классической литературой и книгами культурноисторической направленности", организованной Ярославской областной детской библиотекой им. И. А. Крылова. 27. Кабачек, О. Л. Влияние библиотечных программ на уровень читательского развития школьников / Оксана Леонидовна Кабачек // Библиотековедение. - 2013. - № 6. - С. 60-65. - ISSN 0869-608Х - (Человек читающий). 28. Козырева, Н. Теремок сказок / Н. Козырева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 21-23. - ISSN 2308-7498 . - (Непрерывное образование). Игровые занятия для дошкольников по созданию сказочных историй с использованием приемов творческого мышления. 29. Колодникова Е.Н. "Книгомания" акция по продвижению чтения и привлечения читателей (Популяризация чтения в библиотеках) // Создадим страну читателей : [по материалам региональных конкурсов "Алмазный ключ", "Сельская инициатива"] / Перм. краев. Форум кн. Краснокамск 2007 ; сост. Т.В. Виноградова. - Пермь : Перм. гос. краевая универс. б-ка, 2007. - С. 32-42. 30. Кудрявцев, В. Почему они не читают? / В. Кудрявцев, О. Маховская // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 18-20. - ISSN 2308-7498 . Социальные и психологические причины потери интереса к чтению у современных детей. 31. Ланик, Т. В. Погружение в классику : из опыта работы литературно-просветительского лектория / Т. В. Ланик, Э. А. Бажанова // Библиотечное дело. - 2014. - № 2. - С. 7-10 . - (Воспитание чувств). О работе литературно-просветительского лектория "Акцент на КЛАССИКУ! " Ставропольской краевой детской библиотеки им. А. Е. Екимцева (цикле мероприятий по творчеству русских писателей XIX–XX вв. ). 32. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия- практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Б.А. Ланин. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с. 33. Лебедева, Т. Г. Перемены идут в реале и виртуале / Т. Г. Лебедева // Современная библиотека. - 2015. - № 5. - С. 38-41. - ISSN 2072-3849 . - (Опыт). Опыт работы Центральной городской детской библиотеки им. А. М. Горького г. Челябинска. 34. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем/ А.В.Левин – Москва, 1994. – 191с. 35. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Изд-во МПСИ, 2004. - 535 с. 36. Лизинский, В. М. Как вернуть детей в мир книги / В. М. Лизинский // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. , 6- С. 30-35. - ISSN 0130-0776 . Методические рекомендации по приобщению детей к чтению. Алгоритмы проведения и темы литературно-ориентированных конкурсов, турниров, экспедиций и других мероприятий и дел, в которых каждый ребенок сможет найти занятие по душе. 37. Литература для детей: новое и интересное / Т. Рик [и др.] // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 3-7. - ISSN 2308-7498 . - (Проблема). На вопросы Круглого стола, посвященного современной детской литературе, отвечают детские писатели. 38. Логинова, А. А. Книжный квест: интереснее, чем на продленке / А. Логинова // Современная библиотека. - 2014. - № 9. - С. 42-44. - ISSN 2072-3849 . - (Идея). Проведение Библиотечным центром "Екатеринбург" книжного квеста, посвященного детской литературе и детскому чтению. 39. Макеева, Н. Точка удивления / Н. Макеева // Современная библиотека. - 2015. - № 3. - С. 86-91. - ISSN 2072-3849 . - (Чтение). Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Пушкина подготовила и провела областной конкурс "Читающий город детства". 40. Мальцева И.В. Сельская библиотека и её читатель: грани просвещения и образования // Павленковская библиотека : материалы V Библ. павленк. чтений / [сост. О.В. Птиченко]. – Екатеринбург : Свердл. обл. универс. науч. б-ка, 2004. - С. 52-55. 41. Матвеева, Е. Детская библиотека как центр творческого становления подрастающей личности [Электронный ресурс] / Е. Матвеева // Детская и юношеская литература: творческое агентство «Вперед к мечте»: [сайт]. - Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.detlit.ta-vkm.ru/libraries. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.02.2016). 42. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с. 43. Мозелова Я.И. Сельская библиотека в эпоху реформ // Библ. дело. – 2009. - № 3; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://www.bibliograf.ru/issues/2009/2/119/0/889/(24.03.2014). 44. Мосунова, Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / Л.А. Мосунова. - Москва, 2006. - 291 с. 45. Мосунова, Л.А. О теоретических основах развития полноценного восприятия художественной литературы [Текст] / Л.А. Мосунова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - №1. - С. 136-141. 46. Николаева Л.В. Читающие дети - надежда села // Книга и чтение в жизни южноуральского села : материалы социол. исслед. и регион. науч.-практ. конф., Челябинск, 28 нояб. 2005 г. / [сост. Н.И. Шпади ; ред.: Л.М. Маслова, Г.Д. Куцева]. - Челябинск : [Б. и.], 2006. - С. 54-57. 47. Невуева, Л.Ю. Паузативные характеристики выразительного (смыслового) чтения у младшего школьника [Текст] / Л.Ю. Невуева, А.А. Зубченко // Научные исследования в психологии. - 1978. - №1. - С. 42-46. 48. Панфилова, О. Международный флешмоб: читают все! / О. Панфилова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2014. - № 5. - С. 18-20. - ISSN 2308-7498 . - (Непрерывное образование). Подготовка и проведение флешмобов для дошкольников в детском саду по книге Л. Бемельманса "Мадлен в Лондоне" и сказке "Василиса Прекрасная". 49. Первушина И. Театр книги "Синяя птица" как способ привлечения к чтению // Библиополе. - 2009. - № 9. - С. 28-30. 50. Придумай продолжение любимой книги // Современная библиотека. - 2015. - № 6. - С. 8-9. - ISSN 2072-3849 . - (Внимание: новый проект). Проведение общероссийской акции "Придумай продолжение любимой книги" для популяризации качественной детской литературы и развития творческих способностей у детей. 51. Пшеницына, Н. В. "Нашу Дюймовочку показывают!" / Н. В. Пшеницына // Современная библиотека. - 2015. - № 6. - С. 69-71. - ISSN 2072-3849 . - (Опыт). Опыт проведения Централизованной библиотечной системой г. Барнаула литературной олимпиады по чтению для детей "Сказочный мир Х. К. Андерсена". 52. Светловская Н. Законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. с. 11–18. 53. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения / Н.Н.Светловская – Москва, 1991. – 200с. 54. Светова, С. Приглашает "Бампер" / С. Светова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 8-10. - ISSN 2308-7498 . - (Школа начальников). Реализация социального проекта "Детский книжный автобус "Бампер", направленного на продвижение детской книги и детского чтения в городах России. 55. Свирина, Н. М. "Цифровое" чтение или шелест страниц? / Наталья Михайловна Свирина // Литература - Первое сентября. - 2012. - № 1. - С. 9-11. - (Беседы о литературе). Тема книги и чтения на страницах художественной и мемуарной литературы. Как построить беседу с детьми о книге и чтении. 56. Сельская библиотека - центр чтения : опыт библиотек - победителей областного конкурса на лучшую организацию работы сельских библиотек в поддержку книги и чтения / Нижегор. гос. обл. универс. б-ка им. В.И. Ленина. — Н. Новгород : [Б. и.], 2006. — 57 с. 57. Сергеева Д. М. Роль художественной литературы в развитии личности ребёнка [Электронный ресурс] / Д. М. Сергеева; БУК «Областная библиотека для детей и юношества» [сайт]. - Электрон. дан. – Режим доступа: : http://oubomsk.ru/index/0-103– Загл. с экрана 58. Соколов, А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления [Текст] / А.Н. Соколов. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 192 с. 59. Слабошпицкий, М. Ф. Литературные профили : Лит.-критич. очерки / Михаил Слабошпицкий. - Киев : Рад. письменник, 1984. - 310 с. 60. Смирнова, О. Приобщение к словесному искусству / О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 25-33. - ISSN 0012-561X . - (Год литературы - 2015). 61. Смутнева Е. Г. Книжный шкаф поколения Next / Е. Г. Смутнева // Современная библиотека. - 2015. - № 5. - С. 30-33. - ISSN 2072-3849 . - (ИКТ). Дистанционное обучение библиотекарей и педагогов по созданию электронных читательских дневников прошло в рамках межрегионального сетевого библиотечного проекта "Книжный шкаф поколения Next", созданного для продвижения детского чтения. 62. Смутнева Е.Г. Роль сельской библиотеки в организации семейного и школьного чтения: тренинг-семинар // Учиться, чтобы учить : сб. материалов в помощь методисту. - Новосибирск, 2003. - С. 71-84. 63. Соминова Г. Попытка исследования круга чтения сельской интеллигенции // Библиотека. - 1995. - № 4. - С. 48-51. 64. Сорокина, Н. "Талант читателя надо открыть... ". Библиотека - центр интеллектуально-творческой самореализации детей и подростков / Наталия Сорокина // Библиополе. - 2011. - N 8. - С. 10-13. - (Слово - руководителю) (На миру) Обзор деятельности Тамбовской ЦДБ по руководству чтением детей и их интеллектуально-творческому развитию: работа Школы радостного чтения и Творческой лаборатории книги; массовые мероприятия. 65. Суслова, Н. "Иван Царевич, давай дружить!" : послания любимым персонажам // Наталья Суслова // Библиотека. - 2015. - № 7. - С. 46-48. - ISSN 0869- 4915 . - (Территория чтения). 66. Суслова, Н. Т. В подарок Кощею телефон "Самсунг" / Н. Т. Суслова // Современная библиотека. - 2015. - № 9. - С. 89-91. - ISSN 2072-3849 . - (Чтение). 67. Сычева, Н. Нерв научной работы. Конкурсный набор источников информации / Н. Сычева // Библиотека. – 2011. - № 2. С. 41 – 44. 68. Тарарушкина, Т. В. Фантазии, проказы и озорные затеи : программа литературного развития детей дошкольного возраста / Татьяна Владимировна Тарарушкина // Библиотечное дело. - 2014. - № 2. - С. 15-17. - (Воспитание чувств). О программе литературного развития детей дошкольного возраста "Расти с книгой, малыш" Тульской областной детской библиотеки. 69. Тихомирова И. И. "В них есть добро, любовь и счастье" (Творческое чтение сказок)/ И Светловская Н. Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению/ Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2005. - N 4. - с.8-15 (Продол. № 5, 6). И. Тихомирова // Начальная школа: плюс до и после. - 2003. - N 8. –с.34 70. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004 71. Тихомирова, И. Чтение как творчество и воспитание? / И. Тихомирова // Искусство в школе. - 2014. - № 2. - С. 21-24. - ISSN 0859-4956 . - (Вопросы художественной педагогики). Размышления о том, что такое чтение вообще и творческое чтение художественной литературы в частности. 72. Трофимова, С. В библиотеку! / С. Трофимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 44. - ISSN 2308-7498 . - (Калейдоскоп). Дидактическая игра для ознакомления с устройством библиотеки, придуманная сотрудниками дошкольного отделения лицея № 1557 г. Москвы 73. Трунова, Т. Пестрая радуга из переплетов / Татьяна Трунова // Библиотека. - 2015. - № 2. - С. 42-45. - ISSN 0869-4915 . - (Территория чтения). В статье рассказывается о том, как Орловская детская библиотека имени М. М. Пришвина ежегодно проводит рекламную акцию "Книжная радуга на улице Московской" в Общероссийский день библиотек. 74. Тюкачева, А. А. Праздник королевы книг / А. А. Тюкачева] // Современная библиотека. - 2015. - № 3. - С. 82-85. - ISSN 2072-3849 . - (Опыт). Мероприятия Центральной городской детской библиотеке г. Котласа 75. Тюшина, Е. Писатели нашего детства / Екатерина Тюшина // Библиотека. - 2015. - № 2. - С. 31-41. - ISSN 0869-4915 . - (Издательский репертуар: век минувший, век нынешний). Как развивалась детская книжность в советский период и в последние годы? Какие произведения заслуживают интереса и внимания? Как со временем меняется отношение писателя к ребенку и ребенка к книге? 76. Усольцева А. Детский театр на сельской ниве: [привлечение детей к чтению через театр в б-ке] // Там же. - 2003. - № 1. - С. 25-27. 77. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 7 томах. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. - Т.5 - 591 с. 78. Чтение детей в условиях сельской местности : сб. информ.-метод. материалов / сост. Л.Ф. Буничева, ред. Е.В. Широбокова. — Н. Новгород : НГОДБ, 2003. — 52 с. 79. Эсмантов, Д. С. Тренинг познавательного интереса / Д. С. Эсмантов // Современная библиотека. - 2015. - № 6. - С. 82-86. - ISSN 2072-3849 . - (Кейс). Библиотечные тренинги для детей и подростков по продвижению чтения и популяризации книг. 80. Юрова, И. Чудо в подарок / Ирина Юрова // Библиотека. - 2015. - № 1. - С. 36-37. - ISSN 0869-4915 . - (Книжкины недели). Опыт проведения Недели детской и юношеской книги в Чапаевской центральной библиотеке имени В. Н. Бондаренко. 81. Якунчикова, К. Н. Wi-Fi на языке классики : пройди квест - узнай пароль / Ксения Николаевна Якунчикова // Библиотечное дело. - 2015. - № 5. - С. 30-31 . - (Библиотеки закрытого города). О реализации проекта "Wi-Fi на языке классики" Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского г. Сарова
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1.Понятие читательского интереса. В переводе с латинского термин «интерес» означает «иметь значение». «Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять» по С.И.Ожегову. Василий Александрович Сухомлинский писал: «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего, должно быть ему интересным». Ученые, психологи и педагоги разных стран, в течение многих лет работали над тем, чтобы процесс чтения сделать интересным, увлекательным и приносящим пользу. В дальнейшем они сформулировали и описали, как нужно выстраивать процесс чтения, какие действия должны осуществлять обучающиеся с текстом. Таким образом, сначала появилось определение «объяснительное чтение», в дальнейшем замененное В.П. Шереметевским на понятие «сознательное чтение», которым в своих трудах также пользовался К.Д.Ушинский34. Другие авторы использовали в своих трудах определения «отчетливое чтение», «творческое чтение»13. Некоторые ученые предлагали использовать метод комментированного чтения8. ________________________________ 34Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия- практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Б.А. Ланин. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с. 13Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка [Текст] / Ф.И. Буслаев. - М.: Либроком, 2010. - 360 с. 8Беленький, Г.П. Комментированное чтение текста [Текст] / Г.П. Беленький; под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской // Изучение художественного текста в VIII-X классах школы. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - С.54- 56. В приемах работы было достаточно много различий, но тем не менее все они подразумевали, что обучающиеся должны будут овладеть умениями, которые сейчас называются «смысловым чтением». Впервые этот термин был использован в исследовании Л.Ю. Невуевой и А.А. Зубченко46. Общеизвестна колоссальная роль литературы и чтения в воспитании личности. Сильным средством развития учащегося является художественная литература и соответственно обогащает внутренний мир человека. Именно в начальной школе на уроках чтения зарождается любовь к литературе. Приобщить ученика к литературе, воспитывать у него влечение к чтению книг вообще надлежит непосредственно на начальной ступени обучения. В первую очередь необходимо различать смысловое чтение, от чтения технического, которое рассматривается в произведениях на уроках литературного чтения. Чтение – это непростая работа, в которой выделяют процесс перекодировки письменной речи в звучащую речь и понимание смысла прочитанного текста44. Данные два вида чтения имеют тесную связь и в совокупности составляют «полноценное чтение»78. Без овладения механизмом чтения, понимание смысла прочитанного невозможно, поэтому техническое чтение это всего лишь озвучивание текста, в то время как смысловое чтение предполагает прежде всего построение собственных __________________________________________________________________ 46Невуева, Л.Ю. Паузативные характеристики выразительного (смыслового) чтения у младшего школьника [Текст] / Л.Ю. Невуева, А.А. Зубченко // Научные исследования в психологии. - 1978. - №1. - С. 42-46. 44Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с. 78Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст] / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 7 томах. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. - Т.5 - 591 с. мыслей и понимания на основе прочитанного. Л.А. Мосунова считает, что механизмом смысла порождения выступает «столкновение смыслов», при котором читатель сравнивает различные варианты осмысления отраженной в тексте действительности46. На это в своих работах указывали еще К.Д. Ушинский, Л.С.Выготский и другие исследователи18. На сегодняшний день в современной школьной практике зачастую наблюдается большая работа по развитию технического навыка чтения при полном пренебрежении формирования интереса и навыка чтения. Хотя весь курс литературного чтения направлен именно на постижение смысла произведения. Развитие механического чтения является первой ступенью в овладении смысловым чтением и постепенно превращается в действие для осуществления сознательного чтения, осмысления прочитанного, что в итоге и становится основной целью чтения45. Большую роль в жизни ребенка играет чтение, вырабатывает у него предопределенное мировоззрение, установленные нормы поведения и художественный вкус. Великие писатели, мыслители, деятели педагогики и психологии, методисты: Л.Н. Толстой, М. Горький, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Светловская, Л.И. Белонькая, Л.А. Николаева, _________________________________ 46Мосунова, Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук / Л.А. Мосунова. - Москва, 2006. - 291 с. 18Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с. 45Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с. З.И. Романовская, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, и др. в своих трудах углубленно и основательно анализируют такие важнейшие стороны данного вопроса, как предназначение чтения, литературы в деле формирования растущего поколения, проблемы психологической природы детского чтения, линии формирования читателя. Все же итоги данных изучений представляют, что вопрос воспитания интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в абсолютной мере как в теоретическом, так и методическом плане. Будет ли чтение сильным орудием обогащения собственного и общественного опыта ребенка, a также средством его самопознания и формирования, сложится ли у него не только заинтересованность, а надобность в чтении книг, зависят от ситуаций обучения, устремленных на развитие личности и начал читательской культуры. Многие исследователи признали роль чтения важной в духовном развитии человека, но только в том случае, если чтение направлено на осознание и осмысливание прочитанного13. Формирование крепкого навыка свободного, осознанного, правильного и выразительного чтения является важнейшей задачей начальной школы что, несомненно, значимо, но недостаточно. Развитие навыка чтения уже на начальном этапе обучения надлежит обосновываться на возникновении и воспитании интереса к чтению; данный процесс надлежит создавать на различном материале, учитывая психологические особенности ребенка; в обучении чтению нужно объединить в одно целое процессы образования навыков чтения и появления внимания к чтению, подсоединяя их в всеобщее воспитание ребенка. Заинтересованность к чтению с самого основания обязано применяться как средство решения познавательных задач. Но появление интереса неосуществимо без крепкого навыка чтения. В свою очередность, навык чтения не образуется без познавательного интереса к ________________________________ 13Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка [Текст] / Ф.И. Буслаев. - М.: Либроком, 2010. - 360 с. формированию этого навыка. Эти два явления так крепко связаны, что их сложно разделить. Поэтому появилась потребность выучить эти явления во взаимообусловленной целостности и образовать систему обучения, которая обеспечит появление и формирование интереса к чтению в процессе воспитания навыка чтения. В методической литературе понятию "процесс чтения" дается такое толкование, но мне хочется рассмотреть такое пояснение: чтение - это, в конечном итоге, постижение прочитанного. Надо заметить, что отдельные просветители пытаются дать более широкое, полное определение процесса чтения. Исследователи признают важнейшее значение осознанного чтения, при котором слова и фразы становятся носителями содержания и приобретают способность волновать читателя потоком представлений, образов, картин, мыслей, чувств, влечений. Чем увереннее человек обладает техникой чтения, тем незначительнее он уделяет интерес техническому прочтению текста. Первостепенное условие обучения чтению выражается в том, чтобы ребенок как можно скорее овладел техникой чтения, чтобы данный процесс стал для него приятным, удовлетворяющим его познавательные интересы. Несомненно, овладение техникой чтения трудоемкий и длительный процесс, который требует от ребенка немалых стараний, многие исследователи старались облегчить учащемуся эту тяжесть, формируя оригинальные системы обучения чтению следует применять большого союзника обучения - интерес. В современном мире имеется два течения обучения чтению младшего школьника: воспитание читателя и приобщение к художественной литературе как особенному виду искусства. Хочется верить, что именно библиотекари способны синтезировать эти направленности при организации уроков литературного чтения. Формирование навыка чтения проходит четыре ступени: Первая ступень – знание звуков и букв (старший дошкольный возраст и добукварный и букварный периоды обучения грамоте); Вторая ступень – слоговое чтение (обучение грамоте); Третья ступень – овладение целостных приемов чтения (3-4 классы); Четвертая ступень – синтетическое чтение Чтение преследует разные цели: - знакомство с кем-нибудь или с чем-нибудь; - следование поставленной установке; - поиск необходимого материала; Под чтением разумеется : - восприятие текста; - работа с текстом; Виды чтения: - просмотровое; - подробное; - вслух; - выборочное; - про себя; Чтение – это гораздо больше, чем машинальное складывание слогов, слов и предложения. Чем больше к моменту чтения у ребенка накопилось личного проникновенного и прочувствованного опыта, с которым он может связать значение прочтенных слов, тем по большей части эти слова для него означают22. Работа по воспитанию читательского интереса реализовывается посредством уроков литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с сельской библиотекой, чтение в семейном кругу, литературные праздники. _______________________________ 22Жданова Р.А. Формирование мотивации у младших школьников: Автореф. дисс. кавд. пед. наук.- М., 1972.- 15с. Основываясь на том, что чтение – разновидность процесса восприятия, И.А. Зимняя24, А.Н.Соколов59, А.А. Леонтьев35 и Н.И. Жинкин23 описали четыре этапа проведения этого процесса. Первый этап включает в себя прогнозирование смысла и угадывание других частей текста. Вербальное сравнение является вторым этапом. Он предполагает опознание графических образов и умения делить текст на предложения, словосочетания и слова. Третий этап предполагает осуществление смысловых связей между частями текста. На последнем этапе, всей проделанной смысловой работы, происходит осознание подтекста и текста читателем. Обучающийся формирует собственные мысли по отношению к тексту и художественному произведению. Следует отметить, что авторы сходятся к тому же выводу, что и Л.С. Выготский, Л.А. Мосунова и М.П. Воюшина: результатом чтения художественного текста, является создание собственных смыслов на основе личностного, авторского отношения к прочитанному. Л.А. Мосунова в своем исследовании большое внимание уделяет навыку чтения, как средству развития самосознания личности обучающегося. В связи с этим она выделяет следующие компоненты понимания художественного произведения: активизация воссоздающего и творческого воображения, актуализация мотивационных ресурсов обучения, гуманизация процесса обучения и поэтапное развитие опыта творческой деятельности. Ученый утверждает, что _________________________________ 24Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 432 с. 58Соколов, А.Н. Исследования по проблеме речевых механизмов мышления [Текст] / А.Н. Соколов. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 192 с. 35Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Изд-во МПСИ, 2004. - 535 с. 23Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. - М. : Издво АПН РСФСР, 1958. - 402 с. чтение в первую очередь развивает личность читателя. Отсюда следует, что основной ориентир деятельности чтения – понимание прочитанного текста47. Смысловое чтение включает в себя добывание из текста определенной информации, осмысление ее и создание к ней собственного отношения. И.Р. Гальперин выдвинул три основных вида информации, которая содержится в тексте: - фактуальная: развитие сюжета, описание событий и фактов, протекающих в действии, рассуждения автора; концептуальная: мировоззрение автора, его замысел, система взглядов и оценок; подтекстовая: скрытый смысл, который может быть добыт «нелинейным» прочтением текста19. Извлечение из произведения всех трех видов информации является действием, которое совершается читателем на четвертом этапе осмысления текста, описанном ранее, а также основой для возникновения собственных отношения и мыслей. Подводя итоги, необходимо заметить, что смысловое чтение – сложный, многосторонний процесс, который активно изучается учеными уже на протяжении многих столетий и развитие этого процесса не должно останавливаться. Существует немало подходов к определению понятия чтения, исследователи всесторонне подходят к изучению его и выделяют типы, выводят закономерности, условия созревания, компоненты и составляющие процесса чтения. Отдельно стоит вопрос о соразмерности умений и навыков чтения, и ученым еще необходимо над его решением работать в дальнейшем. Видеть, понимать за прочтенным текстом присутствие личности автора, со свойственным только ему восприятие мира и осмыслением окружающего мира, с присущей ему гаммой ощущений, чувством жизни и ________________________________ 47Невуева, Л.Ю. Паузативные характеристики выразительного (смыслового) чтения у младшего школьника [Текст] / Л.Ю. Невуева, А.А. Зубченко // Научные исследования в психологии. - 1978. - №1. - С. 42-46. взглядом к ней – неизменное свойство умения читать. Эмоция автора, осознание автора, принятие или неприятие его взглядов – подлинная культура чтения. Читая книгу, ребенок познает мир, он представляет себя в этом мире, он сочувствует героям (не единый малыш лил слёзы над зайкой, которого прогнала плутовка лиса из лубяной избушки; а как сочувствовал малыш Буратино, чтобы не достался золотой ключик Карабасу Барабасу?). Грэм Грин писал: «Только в детстве книга действительно влияет на нашу жизнь. Далее мы восхищаемся ею, получаем от нее удовольствие, возможно, благодаря ей меняем свои взгляды, но главным образом находим в книге только подтверждение тому, что в нас заложено….»13. Чтение – это общение читающего с исписанной страницей. В сущности, чтение для ребенка – это странствие как бы в теле и глазами героев известных произведений; беседуя с малышом, устремляя его внимание на настоящую Страну Чудес, которая обступает его повсюду – дома, на кухне, на улице, - эти герои раскрывают ему чародейство человеческого языка. Художественная литература содействует целеустремленному литературному формированию личности. В.А. Левин подразумевает литературное развитие как одно из потребных ситуаций становления человека современного образования, самостоятельно создающего свою жизнь и расплачивающегося за свои действия перед людьми и совестью. Младшие школьники учатся постигать на примерах элементарных, доступных рассказов содержание произведения, его центральную мысль, познакомятся с главными лицами, их характерами и действиями, оценят разные поступки. В простой форме дети принимают представление об изобразительных орудиях языка художественных творений. ''На каждое _________________________________ 13 Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март - с.1 произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни''. И вправду, художественная литература является значительным средством знакомства с окружающим их миром. Знания, которые приобретают дети при чтении художественных литературы – об окружающем мире, о своих ровесниках, об их жизни, развлечениях, приключениях, о природе и ее охране, начальные познания из истории нашей Родины – помогает накапливанию социально-нравственного опыта ребенка. Уроки литературного и внеклассного чтения дают большой потенциал для познавательного развития и творчества детей. Это и обсуждение прочитанного произведения, его театрализация, различные конкурсы и викторины, занимательные игры. Они проходят увлекательно, дают значительный эмоциональный заряд. Литературоведы, как Н.Н. Светловская53, О.В. Джежжелей привнесли большой вклад в развитие системы внеклассного чтения20. Неоценимо влияние в воспитании читателя и библиотеки. Вероятно, что вызвать интерес ребят к творческому чтению способны лишь люди творческие, сами ощущающие радость от общения с книгой. Наша сельская и школьная библиотеки – это особенная педагогическая среда, а библиотекари в своей профессиональной деятельности являются источником информации. Это они развивают детей и воспитывают их. «Человек – это итог прочитанного, и если в детстве он не встретится с хорошей книгой, в будущем он не станет личностью», писал М.Слабошпицкий59. _______________________________ 53Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения / Н.Н.Светловская – Москва, 1991. – 200с. 20Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38. 59Слабошпицкий, М. Ф. Литературные профили : Лит.-критич. очерки / Михаил Слабошпицкий. - Киев : Рад. письменник, 1984. - 310 с. Успех воспитания читательского интереса у младших школьников зависит и от чуткости в проблеме этой задачи родителей. Детям необходимо «читающее» окружение, книжное общество. Лишь тогда появляется желание читать. Творческая активность, свойственная младшим школьникам, содействует воспитанию интереса к чтению. Проведение игр, конкурсов, викторин, театрализованных постановок по литературным произведениям нужно смело включать в решение поставленных задач. В современном обществе многие семьи утратили интерес к чтению в кругу семьи. Телевизор, компьютер, сотовые телефоны заменили наслаждение прочесть книгу ребенку, читать целой семьей, обсуждать тревожащие строки, поступки героев. Это к большому счету сказывается на благополучном учении детей, и конечно в начальной школе тоже. Поступая в школу, малыш на вопрос педагога: «Какие ты знаешь стихотворения Агнии Барто?» с изумлением смотрит, в первые будто слышит имя этой поэтессы. Зачастую детвора поражаются элементарной народной сказке «Три медведя». Дети не могут не только пересказать сказки, но и устно составить предложения из трех-четырех слов. Всё это итог того, что чтение у нас насколько отошло на задний план. А ведь чтение – это только лишь вершина «айсберга», которая виднеется над водой. Это электрический ток, связывающий мысль ребенка с прочитанным словом. Чтение крепко соединено с предшествующим опытом малыша и обнаруживается отображением окружающей действительности. Оно формируется: из личности; взгляда на книги; мышления; эмоций; словарного запаса слов; самостоятельности; уверенности в себе; отношений к родителям – и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка. 1.2. Особенности читательских интересов младших школьников. У младшего школьника (7-9 лет) происходит весьма бодрое формирование эмоциональной сферы, так именуемого чувственного ума. Концентрируя немалый интерес на эту способность можно достигнуть большой результативности в домашней работе по литературному чтению. На основе позитивных эмоциональных волнений возникают и укрепляются необходимости и влечения человека. Собственно в раннем школьном возрасте крошечными шажками протекает скапливание эмоций и переживаний. За это учащиеся отыскивают в чтении увлекательности, ярких позитивных эмоций. Их воображение занимают остросюжетные тексты, геройские поступки выглядят нормой жизни, а дорогие герои - это, прежде всего, герои воздействия. Для младшего школьника необходимы тексты, которые помогают им изумляться. Умение восхититься событием, явлению, человеку для ребёнка очень полезна: из изумления появляется влечение к жизни, жажда знания, способность увидеть восхитительное и ценить его. Пренебрегая литературные увлечения ребенка данного возраста, можно на длительные время «убить» в них вообще интерес и к художественной литературе и в частности к чтению вообще. Итак, какие же особенности чтеца младшего возраста надлежит учесть при подготовке к учебному процессу?32 _________________________________ 32Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия- практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Б.А. Ланин. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с. 1. Юный чтец откликается на произведение главным образом эмоционально. Душевные волнения детей, связанные с произведением, - ценность редкая для начальной школы. О значимости для учащихся умения переживать, волноваться говорилось много раз. Припомним знаменитые слова В. Г. Белинского, полагавшего, что важнейшее в процессе чтения, чтобы ребенок как можно "больше переживал": "Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время". В. Г. Белинский. 2. Следующее умение юного чтеца - сопоставление художественного мира и истинного. Данный этап в формировании читателя зовут возрастом "наивного реализма". Это проявляется во взгляде на героев как к истинному, настоящему; в выражении доверчивости к его описанию. Размышляя абстрактно, ребята неизменно пристают с вопросом: "А это на самом деле было?" 3. Надо подметить присутствие у юных читателей отзывчивости к слову и к художественному замыслу. Младший школьник зачастую реагирует на такие психологические подробности, которые старшие подчас не подмечают. 4. Характерно только младшим школьникам способность вживаться в образ. 5. Следующая особенность юного читателя - умение не реагировать на художественную форму. Эти качества осмысления текста и являются поддержкой в процессе воспитания у них влечения к интересному тексту, а значит и к уроку литературного чтения42. На уроке нужно дать понять учащимся, что чтение – это есть общение, разговор читателя и автора. Но это общение не прямое, а общение посредством произведения, написанного автором. ________________________________ 42Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с. Библиотекарь должен следовать тем предписаниям, что в художественном тексте значимо не только то, что сочинено, но и как написано, при содействии каких средств, то учащиеся непременно сосредоточивать внимание на художественную форму текста, которая значительнее в художественной речи, чем в обыкновенном диалоге. Присутствие такого умения восприятия учащихся как положительного отзыва на текст будет точкой возникновения занимательного процесса — процесса совместного творчества писателя и юного чтеца. "Самые полезные книги, те, половину которых учреждает сам читатель; он разомнет мысли, зародыш которых ему предлагают; он поправляет то, что ему кажется неверным, он подкрепляет своими знаниями то, что, по его понятию, слабо" (Франсуа Вольтер, французский писатель, философ-просветитель XVIII века). Задача библиотекаря — сохранить за младшим школьником право на редкость его восприятия, не угнетать её, а отталкиваться от неё и опереться на неё» Ибо по присутствию данных качеств можно определять, какова личность ребёнка, каков его созидательный настрой. Привлечение учащихся в библиотеку, пробуждение и развитие интереса к книге и чтению – это одна из главных задач сельских библиотекарей29. Но библиотека в прежнем понимании этого слова, без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения». Теперь юного посетителя в библиотеке интересуют не только книги, но и новые информационные ________________________________ 29Колодникова Е.Н. "Книгомания" акция по продвижению чтения и привлечения читателей (Популяризация чтения в библиотеках) // Создадим страну читателей: [по материалам региональных конкурсов "Алмазный ключ", "Сельская инициатива"] / Перм. краев. Форум кн. Краснокамск 2007; сост. Т.В. Виноградова. - Пермь : Перм. гос. краевая универс. б-ка, 2007. - С. 32-42. носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с подрастающим поколением невозможно обойтись без информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования. Информационно-коммуникационные технологии навсегда изменили привычную деятельность наших библиотек и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg