Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж

irina_k200 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Объектом исследования является составы преступления, предусмотренные статьями 275 и 276 УК РФ. Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, предусматривающие уголовную ответственность за преступления, предусмотренные статьями 275 и 276 УК РФ. Целью настоящей работы является анализ уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж. При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи: - исследовать понятие государственной измены и шпионажа; - рассмотреть место государственной измены и шпионажа в системе преступлений; - проанализировать субъективные признаки преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 УК РФ; - выявить проблемные аспекты уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж. При разработке темы и реализации концепции исследования опирались на работы отечественных правоведов Л.Д. Гаухмана, Б.В. Здравомыслова, Л.Л. Кругликова, А.П. Кузнецова, А.В. Наумова, Т.Г. Понятовской, М.В. Ремизова, И.И. Рогова, А.И. Чучаев, П.С. Яни, И.В. Шишко и др. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. В разделе Х Особенной части УК РФ под заголовком «Преступления против государственной власти» сосредоточены четыре группы преступлений: преступления против основ Конституционного строя и безопасности государства; преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; преступления против правосудия; преступления против порядка управления. Как видно, под единым родовым объектом «Государственная власть» сгруппированы преступления по характеру видовых объектов, свойственных обозначенным в группах преступлениям. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, которые по старому УК назывались особо опасными государственными преступлениями, за последние годы не имеют выразительных показателей. Например, по ст. 275 «Государственная измена» за 2017-2018 годы не было зарегистрировано ни одного факта. То же самое с насильственным захватом власти или насильственным удержанием власти (ст. 278) зафиксированы в 2017 году 3 факта и в 2018 году - 1 факт. Так, по сравнению с 2015 годом в 2018 году они выросли на 7204 факта, т.е. на 40 %. Если учесть, что латентность преступлений в этой сфере считается наивысшей, чем в других сферах, то не трудно представить насколько сложна криминальная ситуация в структурах государственной власти, государственных служб и органах местного самоуправления, где по признанию самих власть предержащих процветает коррупция - важнейший атрибут организованной преступности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ И ШПИОНАЖ………………….……5 1.1. Понятие государственной измены и шпионажа…………………………5 1.2. Место государственной измены и шпионажа в системе преступлений..9 2. СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНЫ И ШПИОНАЖА………12 2.1. Объективные признаки государственной измены и шпионажа……….12 2.2. Субъективные признаки государственной измены и шпионажа……..19 3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ И ШПИОНАЖ………………………24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..33 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………..…36
Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 5. - Ст. 410. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая: федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5496. 4. Апалькова А.А., Букреева А.И., Шахбазов Р.Ф. Проблемы разграничения неосторожной формы вины от косвенного умысла и казуса: в контексте недопустимости объективного вменения // В сборнике: 5. Воронин В. Н. Качество уголовно-правовой охраны сведений, составляющих государственную тайну: проблемы конструирования норм и дифференциации уголовной ответственности // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 7 (80). С. 98-107. 6. Воронин В.Н. Качество уголовно-правовой охраны безопасности государства от внешних посягательств / В. Н. Воронин // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 3. С. 569-576. 7. Гайнулина Г.С. Современные проблемы при квалификации государственной измены, шпионажа и разглашения государственной тайны // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований Материалы XVII Всероссийской научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. Редколлегия: В.В. Петров, А.Н. Артемова, О.А. Персидская, А.А. Санженакова. 2019. С. 218-220. 8. Демидов А. В. Стратегия управляемого хаоса, как одно из проявлений политики гибридных войн // Геополитический журнал. 2015. № 2 (9). С. 16-20. 9. Демчук С.Д. О совершенствовании норм закона об уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж // Военное право. 2019. № 5 (57). С. 153-164. 10. Дьяков С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое исследование / С. В. Дьяков. СПб.: Юридический центрПресс, 2012. 267 с. 11. Иванов Н. Г. Уголовное право России: Общая и Особенная части: учебник для вузов. М: Экзамен, 2019. 743 c. 12. Казбанова М.Е. Государственная измена и шпионаж: сравнительно-правовое исследование // Традиции и новации в системе современного российского права Сборник тезисов XVII Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2018. С. 721-722. 13. Ковшутин Н.С. Вопросы освобождения от уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж // Интеграция наук. 2018. № 4 (19). С. 285-286. 14. Кринец А.И. История Русской Правды. Учебник / Отв. ред. Е. А.Суханов. СПб.: Издательство Наука 2018. 218 с. 15. Луценко Ю.В., Кравчук О.В., Циганюк Ю.В., Клименко С.В. Правовое регулирование государственной безопасности: обзор современных тенденций зарубежного законодательства // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т. 13. № 4. С. 680-690. 16. Миронов М.П. Шпионаж против России. Худ. литер./ ред. В.П. Одамов. М.Армада, 2007. 154 с. 17. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Оникс, Мир и образование, 2007. 892 с. 18. Руденкина А. И., Керимов А. А. Иностранный агент влияния как субъект управления обществом: методологический аспект // Вопросы управления. 2016. № 6 (43). С. 62—63. 19. Рябчук В. Н. Государственная измена и шпионаж: уголовноправовое и криминологическое исследование. СПб.: Юридический центрПресс, 2007. 814 с. 20. Садиков В.Н. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. проф. З. М. Черниловского. М., 2018. 654 с. 21. Салихов Д. Р., Харламов Д. Д. Государственная измена и свободное распространение информации: между Сциллой и Харибдой // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7. С. 12 – 14. 22. Сизов А.А., Лясковец А.В., Шахбазов Р.Ф. Акты уголовного судопроизводства: особенности структуры и порядок составления: Учебнометодическое пособие. Курск, 2014. 156 с. 23. Сизов А.А., Шахбазов Р.Ф., Андреева Н.А. Соисполнительство в российском уголовном праве // Инновации, качество и сервис в технике и технологиях Сборник научных трудов 6-ой Международной научнопрактической конференции. Горохов А.А. (отв. ред.). 2016. С. 259-261. 24. Соколов М. С. Некоторые вопросы противодействия угрозам информации, составляющей военную тайну // Военное право. 2013. № 4. 25. Спиридонов Л. И. Теория государства и права: учебник. М.: ПБОЮЛ Захаров М. А., 2018. С. 124. 26. Тарасов В.Ю., Лагутина И.С. Государственная измена и шпионаж на территории Российской Федерации // Гуманитарные науки: современный взгляд на изучение актуальных проблем Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2018. С. 91-99. 27. Харитонов С.С. Взаимодействие со средствами массовой информации в рамках информационного обеспечения деятельности Вооруженных сил России как одно из условий формирования режима законности в военной организации государства // Военно-юридический журнал. 2019. № 5. С. 18-20. 28. Хлебушкин А.Г. Преступления экстремистской направленности в системе посягательств на основы конституционного строя Российской Федерации. Вопросы квалификации и судебная практика: монография. М.: Проспект, 2015. 192 c. 29. Шахбазов Р.Ф., Парьева В.Г. К вопросу о дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от возраста // Стратегия социальноэкономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 334-336. 30. Шахбазов Р.Ф.Пресечение финансирования экстремистской направленности: процессуальный аспект // Юридический вестник Самарского университета. 2016. Т. 2. № 4. С. 119-124. 31. Шведюк В., Шведюк В. Государственная измена и шпионаж в законодательстве // Будущее науки - 2019. Сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции. 2019. С. 122-124. 32. Шевченко Е.В. К вопросу о понятии адресата государственной измены и шпионажа // Дни науки - 2018 Материалы международной научнопрактической конференции. 2018. С. 351-356.
Отрывок из работы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИЗМЕНУ И ШПИОНАЖ 1.1. Понятие государственной измены и шпионажа Государственная измена как уголовное преступление отличается от других видов преступлений особой специфичностью и целым рядом особенностей, которые в своей сущности могут иметь судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, обороноспособности, а также и для территориальной неприкосновенности России, как суверенного государства. История развития законодательства о государственной измене самым тесным образом связана с развитием самого государства, представлениями о его функциях. Однозначных ответов на вопрос о точном времени возникновении Киевской Руси нет. Но на рубеже IX в. организуется союз славянских племен, что и приводит к созданию государства во главе с Киевом. Русская правда – древний закон славян, источником которого является родовой обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права и княжеской судебной . С введением на Руси христианства, под влиянием новой морали происходит замена языческих понятий о преступлении и наказании. В сфере уголовного права . «Древнерусское право знало следующие виды государственных преступлений: 1. Восстание против князя или других феодалов, 2. Перевет, то есть переход на сторону врага, измена, 3. Нарушение вассального договора. Понятие государственной тайны закон не определял и существование перечня сведений, содержащих государственную тайну, не предусматривал. Можно было выделить лишь отдельные группы сведений, имеющих гриф «долженствующие сохраняться в тайне»: - планы, чертежи, рисунки или макеты российских укреп районов, крепостей и других фортификационных сооружений; - технические данные о военных кораблях; - сведения о содержании мобилизационных планов и расположении войск на случай войны. Государственная измена и шпионаж относятся к числу государственных преступлений направленных на внешнюю безопасность государства. Предупреждение государственной измены и шпионажа и наказания за эти преступления являлись важным фактором в организации защиты государственной тайны во все времена. Ответственность за военный шпионаж, как одну из форм государственной измены, хотя и была введена в действие Законом от 20 апреля 1892 года, но перечень действий подпадающих под действия этого Закона был узок. И если французский Закон 1886 года критиковали за слишком мягкое наказание за шпионаж, то российский наоборот - слишком узкое понятие шпионажа, и как следствие, невозможность применить его на практике . Уголовное уложение 1903 года в главе 4 «О государственной измене» охватывало перечень деяний, так или иначе связанных с взаимоотношениями России и иностранных государств. Имея в виду специфику конкретных форм государственной измены, в литературе того времени было принято выделять измену военную, дипломатическую и общегражданскую. При этом к военной измене относили: 1. Оказание содействия неприятелю в его «военных или иных враждебных против России действиях»; 2. Сдачу неприятелю армии, флота, отряда, отдельной части или команды, укрепленного места и т. д. либо лишение их возможности защиты от неприятеля, насильственное сопротивление военным силам, истребление складов, военного имущества и т. п.; 3. Вступление в заведомо неприятельское войско; 4. Шпионаж. В связи с принятием в 1993 году Конституции РФ изменилась политика государства в области обеспечения прав и свобод человека. Старое уголовное законодательство не могло далее удовлетворять интересам общества и государства, поэтому началось постепенное приведение законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Так Постановлением Конституционного Суда от 20 декабря 1995 года положение пункта «а» статьи 64 УК РСФСР, квалифицирующее бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы как формы измены Родине, признано не соответствующим Конституции РФ и утратило силу. Однако, такие меры не способствовали улучшению ситуации. Действительность требовала реформирования уголовного законодательства, в том числе и устанавливающую уголовную ответственность за измену Родине. Определенные выводы по предупреждению подобных преступлений были наработаны практикой, выявлены малоэффективные формы, положения. Все это в итоге, привело к принятию 24 мая 1996 года нового Уголовного кодекса РФ, в котором предусмотрена обновленная формулировка нормы, устанавливающей ответственность за государственную измену - Статья 275 УК РФ: «Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой. Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления». Подобная гуманизация наказания не снимает остроты вопроса ответственности за предательство, поскольку данное преступление имеет очень высокую общественную опасность. Высокая общественная опасность государственной измены заключается в том, что из владения государства уходят сведения, составляющие государственную тайну, которые, попадая в руки иностранных спецслужб, и будучи использованными против интересов России, сводят на нет многолетний труд больших коллективов по созданию оригинальных технологий, новых видов вооружений, разработки планов обороны страны в особый период и т.п. Действия изменника способны нанести колоссальный экономический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, привести к замораживанию строительства особо важных объектов, вызвать осложнения в межгосударственных отношениях, вплоть до разрыва экономических связей. Государственная измена заключается в акте предательства, то есть оказании гражданином России помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РФ. Закон предусматривает ответственность за специальные формы оказания помощи, которые и будут проанализированы в дипломной работе. Следует отметить, что данное преступление отнесено законодателем к категории особо тяжких. Наказание за его совершение очень сурово, поэтому малейшая ошибка в квалификации может привести к тяжелейшим последствиям. Для того, чтобы правильно квалифицировать такой состав преступления, как государственная измена, требуется точно установить соответствие преступного посягательства объекту, охраняемому данной статьей закона. ? 1.2. Место государственной измены и шпионажа в системе преступлений В контексте государственной безопасности тематика государственной измены и шпионажа является очень интересной и важной. По определению государственная измена - это в широком смысле передачи государственной тайны третьим лицам и государствам, а в узком - передача лицом засекреченных сведений иностранному государству или иностранной компании, полученных в результате выполнения своих трудовых обязанностей . В современной России шпионажу и государственной измене уделяется внимание в статьях 275 и 276 УК РФ. Согласно содержанию статьи под шпионажем понимаются противоправное разведывательные действия государства в лице ее органов или агентов с целью заполучить государственно важную информацию. Он представляет собой сбор различной информации, для последующий передачи заинтересованному лицу. Для любого государства проблема наличия в стране шпионов является важной, особенно сегодня, когда многие современники и СМИ утверждают о новой фазе холодной войны и незримой накаленности в мировом сообществе. В частности в нашей стране со шпионажем борется Федеральная служба безопасности Многие современные учёные подкрепляют понятие шпионажа теоритической составляющей. Так автор Улицкий С. Я. в одной из своих работ называет шпионаж древнейшим видом преступления, говоря, что «российский закон различает два вида шпионажа по своей инициативы и по заданию разведывательных служб» . Существуют правоведы, которые относят государственную тайну к государственной собственности. Из этого может следовать, что никто не может передавать ее без разрешения. Примечательно, что из-за специфики объекта правонарушения, когда в судебных тяжбах затрагивается государственная тайна, процесс производиться в закрытом формате . Советник Президента Федотов Михаил, давай комментарий по известному делу Светланы Давыдовой высказал мнение, что государственная измена - это очень серьезное обвинение и его нужно предъявлять с величайшей осторожностью. Так Светлане Давыдовой было выдвинуто обвинение в сообщении Украинскому Посольству личных подозрений об отправке российских солдат в Донецкую и Луганскую область. Примечательно, что основанием обвинения в государственной измене стал разговор женщины, услышанный третьим лицом в маршрутном такси. По своей сути, основание в некотором контексте даже нелепое, но по причине тяжести предполагаемого преступления на него обратили внимание. Данный судебный прецедент закончился для Светланы Давыдовой положительно, однако сильно обозначил контур проблемы, что же считать действительным основанием для обвинения человека в государственной измене . Государственная измена и шпионаж являются преступлениями, где на кану стоит государственная безопасность. Именно поэтому важно уделять внимание не только положениям действующего законодательства, но и учитывать судебную практику. 2. Состав государственной измены и шпионажа 2.1. Объективные признаки государственной измены и шпионажа Раздел X УК РФ охватывает целый ряд преступлений угрожающих национальной безопасности, включая государственную измену и шпионаж. Их родовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование институтов государственной власти (системы социального управления) в соответствии с конституционными принципами. Видовой объект преступлений, включённых в гл. 29 УК РФ - общественные отношения, поддерживающие основы конституционного строя и обеспечивающие безопасность государства. С.В. Дьяков писал применительно к действовавшей на то время редакции УК, что «внешняя безопасность как объект преступного посягательства означает состояние защищённости государственного и общественного строя России от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности и обороноспособности Российской Федерации» . Однако ст. 3 и 4 Конституции провозглашают и гарантируют, соответственно, народовластие и суверенитет Российской Федерации на всей её территории. По сути, эти нормы охватывают внутренний и внешний аспекты безопасности общества и государства. Представляется, что необходимо отделять «адресатов-интересантов» и субъектов изменнической и шпионской деятельности с одной стороны, и внешнюю и внутреннюю безопасность Российской Федерации, с другой стороны. Поэтому, например, если иностранная организация использует террористические сепаратистские объединения внутри России для нарушения её территориальной целостности или руководит иными экстремистскими силами для антиконституционного изменения российской политической системы, - налицо внешнее посягательство на внутреннюю безопасность Российской Федерации. На сегодняшний день безопасность нашей страны в контексте норм о государственной измене и шпионаже фактически охватывает внешний и частично внутренний аспекты защищённости государства (и соответственно общества) от опасных посягательств иностранных «интересантов», осуществляемых с использованием соответствующих субъектов преступной деятельности. Основной целью данных зарубежных структур является получение представляемыми ими государствами преимущества в различных критически важных сферах за счёт внешней безопасности и путём снижения внутренней устойчивости Российской Федерации. Следует отметить, что эти аспекты её защищённости взаимосвязаны, но доминирует в них угроза внешней безопасности нашей страны. Таким образом, непосредственным объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие национальную безопасность нашей страны от внешних угроз. Государственная измена и шпионаж являются особо тяжкими преступлениями. Это обусловлено их исключительной общественной опасностью, которая в свою очередь вызвана значимостью угрозы военным, экономическим, политическим и иным аспектам безопасности нашей страны, которую несут рассматриваемые деяния. Возможность посягательства в ходе изменнической и шпионской деятельности не только на внешнюю, но и на внутреннюю безопасность Российской Федерации лишь подтверждает оценку тяжести рассматриваемых преступлений. Поэтому представляется ошибочной позиция разработчиков УК, изменивших приоритеты построения Особенной части в соответствии с триадой ценностей «личность - обществогосударство». С.В. Дьяков вполне логично указывает: сколько не ставь на первое место личность, её права и свободы, реальная их защищённость не будет обеспечена, если слабы и недееспособны институты общества и государства. Сходную позицию занимает и ряд других учёных, в частности, Э. Ф. Побегайло, А. Г. Хлебушкин и В. Н. Воронин . Таким образом, нормы о государственной измене, шпионаже и других наиболее важных посягательствах на национальную безопасность Российской Федерации должны открывать Особенную часть УК РФ. В плане особой опасности рассматриваемых деяний интересен следующий аспект. Н.Ф. Кузнецова отмечает, что с малозначительными непреступными деяниями, являющимися, как правило, проступками и аморальными поступками, граничат только умышленные преступления небольшой тяжести. Д.Р. Салихов и Д.Д. Харламов, ссылаясь на неё, пишут, что государственная измена отнесена законодателем к категории особо тяжких преступлений, поэтому вопрос о разграничении государственной измены и малозначительного деяния вообще не может ставиться. Сам по себе факт совершения деяния, образующего предусмотренный ст. 275 УК РФ состав преступления, является достаточным основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. «Малозначительной» государственной измены не существует, как не существует, например, «малозначительного» изнасилования или «малозначительных» массовых беспорядков . Необходимо учесть и то обстоятельство, что предмет государственной измены и шпионажа имеет свою специфику. В этом качестве выступают сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, используемые против безопасности Российской Федерации. Чаще всего предметом рассматриваемых преступлений являются сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа (и их носители). К ним относятся сведения, составляющие государственную тайну, и сведения конфиденциального характера. Общедоступная и конфиденциальная информация являются предметом государственной измены и шпионажа в качестве иных сведений, используемых против безопасности нашей страны. В этом информационном массиве государственная тайна является наиболее важным компонентом с точки зрения защиты государственных интересов. Закон устанавливает, что степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности страны вследствие распространения указанных сведений. По сути, она определяется масштабом потенциального вреда в случае нарушения установленного режима секретности. К сведениям особой важности относятся сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из областей военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства. Совершенно секретными являются сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из указанных областей. К секретным относятся все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесённый интересам предприятия, учреждения или организации в соответствующей области деятельности . Необходимость совершенствования правовой основы защиты информации отмечается многими исследователями. На практике чаще всего встречаются собирание и передача информации о местонахождении объектов заинтересованности, режиме охраны, порядке их посещения и т.д., о местонахождении тайников для передачи необходимых материалов, о представляющих интерес лицах и о сведениях, компрометирующих указанных лиц13. Конструкция объективной стороны рассматриваемых преступлений относится к так называемым формальным составам, поскольку не включает в себя наступление конкретных общественно опасных последствий. Способы совершения государственной измены и шпионажа разнообразны и охватываются перечнем действий, указанных в диспозиции ст. 275 и 276 УК РФ. Достаточно детально они рассмотрены, например, в цитируемых работах В.Н. Рябчука и С.В. Дьякова, являющихся известными специалистами по данной проблематике. Последствия не охватываются конструкцией составов рассматриваемых преступлений. Таким образом, статья 275 УК РФ определяет государственную измену как «совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». формирования режима законности в военной организации государства // Военно-юридический журнал. 2019. № 5. С. 18—20. 13 Рябчук В. Н. Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2007. С. 674- 675. Видовым объектом преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, содержащихся в гл. 29 УК РФ, является государственная безопасность как состояние стабильности, прочности и защищенности конституционного строя от тех источников опасности, которые угрожают конституционному строю как извне, так и внутри государства. Безопасность государства представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз и включает в себя обеспечение конституционного порядка, неприкосновенность суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ. Таким образом, обеспечение государственной безопасности - комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. В обеспечении государственной безопасности состоит главная функция государства: обеспечение целостности и сохранности общественного организма . В рамках видового объекта государственных преступлений можно выделить три подвида, каждый из которых составляет непосредственный объект соответствующей группы преступных посягательств. В соответствии с этими подвидами можно предложить трехчленную классификацию преступлений данного вида: 1) преступления, посягающие на внешнюю безопасность (ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ); 2) преступления, посягающие на внутреннюю безопасность (ст. 277, 278, 279, 280, 282 УК РФ); 3) преступления, посягающие на экономическую безопасность (ст. 281 УК РФ) . Таким образом, объектом состава преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением Российской Федерацией деятельности по обеспечению своей внешней безопасности. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности Российской Федерации. Согласно закону РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1, государственную тайну образуют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Состав преступления определен как формальный, деяние считается оконченным с момента совершения одного из указанных в диспозиции статьи 275 УК РФ исчерпывающего перечня действий. При этом закон не предполагает обязательного наступления каких-либо общественно-опасных последствий вследствие совершенных действий. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава рассматриваемой статьи и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии субъективных и объективных оснований. 2.2. Субъективные признаки государственной измены и шпионажа История показывает, что в качестве последствий измены и шпионажа может наступить смерть или длительное лишение свободы лиц, действовавших в интересах нашей страны, снижение её обороноспособности, особо крупный материальный ущерб, срыв мероприятий большой государственной важности и т.п. В целях практической реализации мероприятий, направленных против безопасности Российской Федерации используются граждане различных государств, а в отдельных случаях - лица без гражданства. Специальные субъекты преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ, прямо определены в этих нормах по признаку гражданства. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иного государства на квалификацию государственной измены не влияет. Иностранные граждане и лица без гражданства, если их действия не охватываются составом шпионажа, могут быть организаторами, подстрекателями и пособниками субъекта преступления - исполнителя государственной измены. Это положение о соучастии относится и к военнослужащим Российской Федерации, не являющимся российскими гражданами. Очевидно, что именно изменническая деятельность объективно представляет собой большую общественную опасность и вот почему. Измена - это предательство интересов Родины, переход на сторону врага . Полагаем, что под термином «Родина» (не имеющем ныне правового значения) в его социально-политическом смысле следует понимать систему «общество-государство». Субъект преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ, по сути совершённого им деяния является предателем, оказывающим помощь иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации17. Причём, как уже отмечалось, уголовный закон охватывает посягательства и на внешнюю защищённость, и 17 на внутреннюю устойчивость нашей страны, т.е. на любой из аспектов безопасности системы «общество-государство». В этом плане отдельный и малоизученный вопрос касается преступной деятельности так называемых агентов влияния. Рассматривая это понятие с точки зрения теории управления, А.И. Руденкина и А.А. Керимов отмечают, что главной отличительной чертой агента влияния является доверие, которое он вызывает, это не официальная должность, а скорее социальная роль, которую играет человек (группа, организация). Касательно иностранного агента влияния они считают, что это индивид (группа людей, организация), который обладает доверием представителей общества (его части или всего) и который может действовать исходя из своих целей и интересов, при этом представляя интересы иностранного государства, в рамках осуществления влияния на общество (его часть, конкретных представителей) добровольно, согласно своим убеждениям или на договорной основе за какое-либо вознаграждение, используя имеющуюся у него власть . Представляется, что спектр возможных направлений деятельности агентов влияния против национальной безопасности Российской Федерации может быть очень широким и касаться любых, сколь-нибудь значимых, её аспектов. В частности, государственный деятель, вставший на путь предательства, Конституции СССР, объявлявшей измену Родине тягчайшим преступлением перед народом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 34 страницы
700 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
312 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg