ГЛАВА 1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ
И СУБЪЕКТЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
1.1. Понятие, содержание воспитательной работы с осужденными
в местах лишения свободы и субъекты ее реализации
Одним из ключевых понятий, закрепленных в действующем УИК, является понятие исправления. В соответствии ч. 1 ст. 1 УИК РФ исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития
и стимулирование правопослушного поведения.
Под исправлением в данном случае следует понимать, прежде всего,
исправление в юридическом значении этого слова. Необходимо достичь одной из основных целей наказания, — чтобы осужденный после отбывания наказания не совершал преступления. При этом не имеет значения, какими мотивами он при этом руководствуется (пересмотр жизненных установок
и взглядов, боязнь быть вновь наказанным и т. д.) .
Вместе с определением понятия исправления осужденных законодатель устанавливает и средства его осуществления. Основными средствами являются: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);
2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд, 4) получение общего образования; 5) профессиональное обучение; 6) общественное воздействие.
В рамках заявленной темы исследования мы остановимся на таком направлении как воспитательная работа.
Согласно С. И. Ожегову воспитание – это «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» .
В педагогике А. М. Новиков под воспитанием определяет развитие направленности личности как «верхнего этажа» ее иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т. д.) .
В «Словаре практического психолога» воспитание определяется
как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду .
В пенитенциарной педагогике под воспитанием понимается совместная деятельность, взаимодействие воспитателей и воспитуемых, результатом чего является изменение, формирование, развитие в заданном направлении воспитуемого с учетом его способностей, интересов, направленности .
В УИК РФ дефиниция воспитательной работы отсутствует,
но ст. 9 УИК РФ указывает, что воспитательная работа выступает в качестве одного из средств исправления осужденных и направлена на фор¬мирование
у последних правопослушного поведения.
На нормативном уровне определение воспитательной работы нашло своё закрепление в ст. 1 Концепции воспитатель¬ной работы - это систе¬ма педагогически обоснованных мер, способству¬ющих преодолению
их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и соци¬альной адаптации после освобождения.
В соответствии с частью 1 статьи 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными, лишенными свободы, являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.
Воспитательная работа с осужденными – это профессиональная деятельность воспитателя, построенная на основе сочетания требовательности
с уважительным отношением к осужденным, опорой на положительные качества личности, учета групповых и индивидуальных особенностей . Значение воспитательной работы в том, чтобы предотвратить девиантное поведение лиц, которые отбывают наказание, сформировать постоянство соблюдения ими норм закона, повысить уровень образования, труда и культуры в целом.
На основании статьи 8 УИК РФ воспитательная работа с осуждёнными организуется и проводится на основе таких принципов как:
– законность, то есть осуществление, как осуждёнными,
так и должностными лицами своих прав и обязанностей в соответствии
с законом;
– гуманизм, направленный на перевоспитание и исправление личностных качеств осуждённых;
– демократизм, заключающийся в признании каждого осуждённого субъектом права, который обладает совокупностью прав, обязанностей
и законных интересов, а также участие в работе с осуждёнными граждан
и общественных объединений;
– равенство осуждённых перед законом, то есть в соответствии
со статьёй 19 Конституции РФ и статьёй 7 Всеобщей декларации прав человека - все равны перед законом и имеют право на равную защиту независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения;
– дифференциация - различные категории осуждённых распределяются по разным видам исправительных учреждений и индивидуализация исполнения наказания, то есть на основе индивидуальных особенностей личности осуждённых;
– рациональное применение мер принуждения с учётом обстоятельств совершения деяния, их личности и предыдущего поведения, средств исправления осуждённых, то есть оказание воспитательного воздействия, организации труда, общеобразовательного и профессионального обучения; стимулирование правопослушного поведения;
– изменение условий содержания осуждённых в лучшую сторону,
в частности перевод на облегчённые условия содержания;
– соединение наказания с исправительным воздействием, то есть кроме карательных и ограничительных мер к осуждённому должны применяться
и основные средства исправления в соответствии со статьёй 9 УИК РФ, оказывающие необходимое воспитательное воздействие в процессе отбывания наказания .
Таким образом, соблюдение всех принципов, закреплённых в уголовно-исполнительном законодательстве, оказывает непосредственное влияние
на успех и достижение всех целей исправления осуждённых.
Содержание воспитательной работы обусловлено педагогизацией процессов, определяющих механизм ее реализации путем применения различных форм и методов психолого-педагогического воздействия
на осужденных. Поэтому обязательными элементами, учитываемыми
при проведении воспитательной работы, выступают индивидуальные черты личности осужденных, их характер, а также обстоятельства совершенных ими преступлений. При этом индивидуальные черты формируются в рамках социально-демографической, нравственно-психологической, физиологической и гендерной характеристики, а обстоятельства совершения осужденными преступлений включаются в их уголовно-правовую характеристику .
Основными направлениями воспитательной работы являются следующие виды воспитания осужденных, лишенных свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ):
1) нравственное,
2) правовое,
3) трудовое,
4) физическое,
5) иное воспитание.
Нравственное воспитание осужденных, лишенных свободы, включает
в себя ознакомление с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений .
Правовое воспитание осужденных, лишенных свободы, направлено
на формирование у них правосознания и правовой культуры, знания закона, стремления к его неуклонному и точному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения прямо влияет на предупреждение свершения преступлений вновь осужденными
как во время отбывания наказания, так и после освобождения
из исправительного учреждения .
Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы – это процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития
у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой
для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том,
что честный трудовой образ жизни - единственный правильный и приемлемый для них путь дальнейшей жизни .
Физическое воспитание осужденных предполагает проведение различных спортивных и физкультурно-массовых мероприятий. Оно включает не только организацию свободного времени осужденных, но и выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы .
Иным направлениями воспитательного воздействия являются социальное, экономическое, экологическое, эстетическое воспитание.
Воспитательная работа с осужденными проводится в индивидуальных (объект воздействия - осужденный), групповых (отряд) и массовых (исправительное учреждение) формах на основе психолого-педагогических методов: убеждения, примера (подражания), соревнования, принуждения, стимулирования, организации поведения, включающие определенные методические приемы (наставление, поручение, внушение, похвала и др.) .
Применение основных средств исправления осужденных в полном объеме реализуется в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы, что обусловливает включение в распорядок дня исправительных учреждений времени для их осуществления и обязывает осужденных участвовать в них. Соответственно, правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривается время проведения воспитательных мероприятий с осужденными, отказ от которых выступает нарушением установленного распорядка дня и влечет применение мер дисциплинарной ответственности .
Персональную ответственность за организацию воспитательной работы в исправительном учреждении несет начальник учреждения. Непосредственное ее проведение обеспечивают заместитель начальника колонии по данному направлению, начальник отдела по воспитательной работе с осужденными, начальники отрядов, воспитатели, психологи, сотрудники группы социальной защиты осужденных, работники общеобразовательной школы и профессионального училища, методист, заведующий клубом, руководители кружков, члены совета воспитателей отряда (далее - СВО).
Ведущая роль в проведении воспитательной работы с осужденными принадлежит начальнику отряда, который проводит основную часть воспитательных мероприятий, планирует и обеспечивает участие
в воспитательной работе членов совета воспитателей отряда, других сотрудников учреждения, представителей органов власти, аппаратов уполномоченных по правам человека, общественных объединений, религиозных конфессий.
Начальник отряда осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию осужденных, развитию их личности и социальной защите .
В проведении воспитательных мероприятий с осужденными обязаны участвовать начальник учреждения и его заместители, начальники
и сотрудники структурных подразделений учреждения, медицинские работники, руководители и преподаватели школ и профессиональных училищ.
Для осуществления воспитательной работы в отряде организуется совет воспитателей отряда в составе не менее пяти человек, на заседаниях которого заслушиваются отчеты о проделанной работе, вырабатываются решения
по повышению эффективности воспитательных мероприятий, проводятся собеседования с отдельными осужденными, рассматриваются индивидуальные обязательства в правопослушном поведении осужденных, выносятся ходатайства о поощрении, а также предложения по фактам нарушений установленного порядка отбывания наказания.
Кроме того, настоящее время в условиях реформирования УИС осуществляется поиск новых форм и методов воспитательной работы
с осужденными. Так, в рамках реализации отдельных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года в рамках привлечение иных субъектов к оказанию социальной помощи осужденным
и воспитательной работе с ними предполагается сотрудничество
с неправительственными организациями, средствами массовой информации,
а также:
- активное включение в воспитательный процесс деятелей культуры
и искусства, известных спортсменов, представителей молодежных движений
и организаций, зарегистрированных в установленном порядке;
- содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации;
- привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников УИС;
- использование потенциала религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников УИС,
а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы .
Данные субъекты призваны способствовать воспитательной работе
с осужденными, помочь восстановлению социальных ролей, функций, статуса осужденных, утраченных ими ввиду совершения преступления, в связи
с осуждением и непосредственным отбыванием наказания в специфических условиях изоляции от общества и законного ограничения в определенных свободах и правах, усвоение осужденными стандартов поведения
и ценностных ориентаций, осознанное подчинение правовым и иным нормам .
Так, религиозные организации, осуществляя воспитательную работу, направлены на воцерковление осужденных – часть системы их социальной реабилитации, служит мотивацией к законопослушному поведению, социально одобряемому образу жизни, осуществляет функции психологической разгрузки и психотерапии.
В учреждениях УИС осуществляется воспитательный процесс, целью которого является формирование личности, готовой к созидательному образу жизни в современном российском обществе после отбывания наказания.
В целях обеспечения свободы совести и вероисповедания осужденных
в учреждениях УИС РФ действуют храмы и молитвенные комнаты. Религиозные служители посещают исправительные учреждения, проводят встречи с осужденными, беседы, обряды, принимают участие в религиозных праздниках, организованных в СИЗО или колониях.
Общественные неправительственные организации – способствуют осуществлению воспитательной работы с осужденными, контролируют соблюдение прав осужденных во время отбывания наказания, оказывают
им бесплатную юридическую, психологическую, справочную помощь.
К общественным организациям относят попечительские советы
при колониях. Попечительские советы направляют свои усилия
на привлечение внимания общественности к проблемам исполнения наказаний, к бытовому и трудовому устройству освобождающихся
из ИУ, оказанию им материальной и иной помощи. Попечительский совет выступает в роли координатора деятельности творческих, религиозных, общественных организаций и граждан. Совет занимается воспитательной работой путем организации быта и досуга осужденных, проведением благотворительных концертов, лекций, бесед .
Родительские комитеты при ИУ создаются из родственников осужденных, отбывающих в них наказание. Родительский комитет оказывает материальную и моральную поддержку, а также оказывает содействия
в осуществлении воспитательной работе с осужденными. Его члены занимаются сбором пожертвований, организацией свиданий родителей
с детьми, находящимися в детских домах, восстановлением связей
с родственниками.
Сегодня некоторые общественные организации строят реабилитационные центры помощи бывшим осужденным. Эти центры имеют общежития, а близлежащие предприятия предоставляют рабочие места
тем, кто освободился из колонии. В такие центры направляются осужденные, не имеющие родственников и места жительства. Освободившийся осужденный проживает в общежитии и ему предоставляется работа сроком
до шести месяцев. Его проживание оплачивается из заработной платы.
В городах открываются ночлежные дома, в которых любой обратившийся сможет прожить до тридцати дней. Но таких ночлежных домов
и реабилитационных центров крайне мало.
В каждом регионе РФ существует общественная наблюдательная комиссия (далее - ОНК) за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Члены ОНК посещают ИУ с целью проверки соблюдения прав осужденных, условий отбывания наказания, проведения юридических консультаций.
Кроме того, в каждом регионе России действует Общественный совет
при территориальном органе ФСИН. В него входят руководители крупных предприятий, представители религиозных организаций, деятели культуры, науки, искусства, медицинские работники, журналисты, которые принимают участие в работе по осуществлению воспитательной работы с осужденными, оказывают им гуманитарную помощь, содействуют в решении вопросов
по улучшению материально-бытовых условий содержания осужденных,
их трудоустройства .
Каждый субъект воспитательной работы занимается тем или иным направлением работы по предотвращению девиантного поведение лиц, которые отбывают наказание, сформированию постоянства соблюдения ими норм закона, повышению уровня образования, труда и культуры в целом,
по возвращению после отбывания наказания в общество здоровой личности.
Особое место среди них занимают средства массовой информации.
Они способны сделать деятельность субъектов воспитательной работы более продуктивной, аккумулировать их функции. Например, проблема сохранения социально полезных связей может быть частично решена посредством общения осужденных и их близких через объявления в специализированной прессе. Работа в роли автора материала для пенитенциарной газеты или кабельного телевидения способствует творческой самореализации осужденного, снятию психологического стресса. Кроме того, если религиозные, медицинские организации и другие субъекты воспитательной работы способны воздействовать на ограниченное число людей, то посредством СМИ это число значительно увеличивается.