Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

США и Испании на современном этапе.

irina_k200 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Объектом работы для нас выступят взаимоотношения Америки и Испании на современном этапе их развития, а предметом – политические, экономические и культурные составляющие этих взаимоотношений. Хронологические рамки дипломной работы ограничены периодом начала XXI века и в основном включают в себя 2000–2019 гг. Целью работы является исследование взаимоотношений Америки и Испании на современном этапе их развития. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: –изучить политические взаимоотношения Америки и Испании путем изучения основных тенденций политических контактов на высшем уровне, а также путем сопоставления позиций Америки и Испании по ключевым политическим вопросам современности; – выявить особенности экономической составляющей взаимоотношений Латинской Америки и Испании путем изучения основных факторов определяющих их внешнеторговые отношения, а также ознакомиться с инвестиционной составляющей экономических взаимоотношений; – рассмотреть сотрудничество Испании и Латинской Америки в военной сфере в целом, а в частности взаимоотношения военных ведомств Испании и Латинской Америки, а также основные векторы военно-технического сотрудничества. Поставленные цели и задачи, сформировали структуру работы, которая состоит из введения, трех глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка используемой литературы. Для решения цели и задач работы мы пользовались определенными источниками и специальной литературой. Основные источники, привлекаемые нами – это официальные данные различных международных аналитических агентств, а также общедоступные цифры, характеризующие социально-экономическое развитие отдельных государств.
Введение

Наша работа связана с изучением взаимоотношений США и Испании на современном этапе. Отношения Америки и Испании на современном этапе определяются рядом тенденций, подробнее о которых мы поговорим в основной части нашей работы, однако отметим, что сегодня создаются благоприятные условия для активизации испанских экономических интересов в регионе, в том числе для проникновения испанских капиталов экономику Америки, в том числе Латинской. Связано это повышением темпов экономического развития стран Латиноамериканского региона, сопровождавшегося процессом индустриализации, что порождало необходимость поиска новых рынков и источников финансирования. Правительства Латиноамериканских стран заинтересованы в развитии национальной промышленности, для чего необходимо постоянное вливание в экономику крупных финансовых средств. Испания, хотя и не обладает подобными свободными капиталами, но может брать их у других стран Европейского союза на благоприятных условиях и при минимальной процентной ставке. Нельзя сбрасывать со счетов и политическое сотрудничество стран Латинской Америки и Испании в решении конкретных проблем региона (Испания традиционно, наряду с США выступает своего рода международным арбитром в разрешении политических кризисов региона), а также военное (продажа оружий и технологий) сотрудничество Испании и Латинской Америки, которое в последние годы приобретает новые векторы развития. В целом взаимоотношения (экономические, политические, культурные и прочие) Латинской Америки и Испании на современном этапе это довольно значимая составляющая международных отношений, чем и определяется актуальность нашей работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 Глава I. Политические взаимоотношения США и Испании…………….5 1.1 Особенности и основные тенденции политических контактов на современном этапе……………………………………………………………......5 1.2 Позиции Испании и государств Латинской Америки по важнейшим проблемам современности: сходство, различия, особенности………………..19 Глава II. Экономические отношения Испании и Латинской Америки...28 2.1 Внешнеторговые отношения: тенденции, динамика, особенности..28 2.2 Инвестиционная политика: векторы развития, основные проекты.44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....52 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...56
Список литературы

1. Аникеева Н.Е. Испания в конце XX – начале XXI века. – М.: АСТ, 2006. – 340 с. 2. Аникеева Н.Е.Испания в системе европейских государств в 80–90-е годы // Проблемы безопасности в Европе. М. Верфь, 1998. С. 156–167. 3. Бобровников А.В. Восходящие страны-гиганты на мировой сцене // Латинская Америка. – 2005. – №4. – С. 12–27. 4. Бобровников А.В. Латинская Америка: новые вызовы и пути модернизации. М.: Спутник+, 2004. – 360 с. 5. Венедиктов В.Л. Испания и мировой рынок вооружений // Деловой мир. – 2008. – №2. – С. 23–43. 6. Владимиров В.И. Латинская Америка XX века. Социальная антропология бедности. М.: Весть, 2006. – 285 с. 7. Давыдов В.М. Ветер перемен в Латинской Америке // Россия в глобальной политике. – 2006. – №6. – С. 84–98. 8. Давыдов В.М. Латинская Америка в контексте мировой политики // Латинская Америка. – 2003. – №1. – С. 42–53. 9. Давыдов В.М. Латинская Америка в современной мировой политике. – М.: Наука, 2009 – 342 с. 10. Давыдов В.М. Латиноамериканский год России // Латинская Америка. – 2005. – №5. – С. 34–49. 11. Димов И.М. Испания: Поиск путей к расширению экономического и политического сотрудничества со странами Латинской Америки в период франкизма // Вопросы истории. – 1997. №3. – 34–45 с. 12. Жирнов О.А. Левый поворот в Латинской Америке. Политический обзор. М.: РАН, 2008 – 208 с. 13. Игнашкин А.Н. Испания и Португалия в Латинской америке: к вопросу о неоколониализме // Международные отношения. – 2001. – №. 4. – С. 36–41. 14. Иностранные банки в Латинской Америке. – М.: Наука, 2002. – 227 с. 15. Интервью Министра иностранных дел России С.В. Лаврова // Латинская Америка. – 2009. – №2. – С. 17–27. 16. Испания. Краткая история. М.: Наука, 2000. – 285 с. 17. Как побороть ностальгию метрополии: Взгляд Испании на страны Латинской Америки // svobodanews.ru. 18. Кирсанова Н.В. Испания в системе международных отношений послевоенного периода: от международной изоляции к военно-политической и экономической интеграции. Курс лекций. – М.: МПГУ, 2008. – 80 с. 19. Кирсанова Н.В. Испания в ибероамериканском сообществе // Вестник МПГУ. Серия 2. История. – 2005. – №. 6. – С. 23–43. 20. Кирсанова Н.В. Внешняя политика Испании в период перехода от диктатуры к демократии: выбор курса // Вестник МПГУ. Серия 2. История. – 2005. – №. 6. – С. 43–52. 21. Клочковский Л.Л. Национальные стратегии развития и экономическое будущее Латинской Америки. – М.: АСТ, 2006. – 280 с. 22. Клочковский Л.Л. Экономический гегемонизм США и Латинская Америка // Латинская Америка. – 2005. – №4. – С. 11–23. 23. Кононин А.Н. Внешняя политика Испании в отношении стран Латинской Америки и Карибского бассейна в период демонтажа франкистских структур и становления буржуазной демократии (1976–1982 гг.). – М., 1988. – 187 с. 24. Кононин А.Н. Латинская Америка и Испания: активизация политических связей во второй половине 70-х – первой половине 80-х годов. – М.: ВРИО, 1994. – 189 с. 25. Красильщиков В.А. Развитие России и стран Латинской Америки: факторы сходства и различия // Альманах «Восток». – 2004. №6. – С. 67–85. 26. Красиков А. Испания и мировая политика. М.: Правда, 1989. – 238 с. 27. Краткая история Аргентины. – М.: Наука, 2004. – 320 с. 28. Краткая история Чили. – М.: Наука, 2002. – 239 с. 29. Крапивный А. Путеводитель по Латинской Америке. – М.: АСТ, 2008. – 210 с. 30. Куринов С.А. Испания и Чили: политические взаимоотношения в конце XX века // Новая и новейшая история. – 2003. – №4. – 45–49. 31. Лалагуна Х. История Испании. М.: Весть, 2005. – 254 с. 32. Ликаров С.И. Испания и Бразилия: вопросы экономического сотрудничества // http://www.ilaran.ru/ 33. Латинская Америка. Испытание модернизацией. – М.: БМП, 2008 – 208 с. 34. Латинская Америка, Испания и Португалия в российской печати 1996–2004 гг. М.: Правда, 2006. – 320 с. 35. Мамочник С.И.Испания и мировая политика. М.: Набат, 2005. – 208 с. 36. Мартынов Б.Ф. Дилемма «многополярного мира» и Латинская Америка // Латинская Америка. – 2007. – №2. – С. 34–42. 37. Мирский Г.И.Роль армии в политической жизни стран «третьего мира», М.: Наука, 1989. – 317 с. 38. Моисеев А.Н. Разговор с Александром Сизоненко // В кн.: Моисеев А.Н. Иберо-Америка и мы. М.: Глобус, 2007. – 160 с. 39. Орлов А.А.Проблема отношений Испании с НАТО и другими военно-политическими институтами Запада. – М.: Спутник+, 1998. – 208 с. 40. Павлова Е.Б. Соотношение экономических и политических факторов во взаимоотношениях ЕС со странами Латинской Америки. – СПб: СПбГУ, 2008. – 89 с. 41. Пожарская С.П.Тайная дипломатия Мадрида: Внешняя политика Испании в годы второй мировой войны. М.: ВИА, 1971. – 347 с. 42. Пожарская С.П. Испания и США. Внешняя политика и общество. 1936–1976. М., 1982. 43. Посконина О.И. История Латинской Америки. – М.: Дрофа, 2007. – 287 с. 44. Прохоренко И.Л. Национальный интерес во внешней политике государства: Опыт современной Испании. М., 1995. – 218 с. 45. Пряхин Д. Внешняя политика Испании. М.: Наука, 1968. – 381 с. 46. Раппопот Р. Испания. – М.: Весь мир, 2005. – 280 с. 47. Россия и ибероамериканский мир в 21 веке: горизонты развития и сотрудничества. – М.: ИЛА РАН, 2006. – 164 с. 48. Русский С.И. Ибероамериканское сообщество: перспективы в XXI веке // Международные отношения. – 2004. – №7. – С. 23–35. 49. Синельщикова И.Г.Испания – Латинская Америка: новые тенденции во внешнеэкономических связях. // Латинская Америка. – 2001. – №12. – С. 12–19. 50. Сударев В.П. «Левый поворот» в государствах Латинской Америки // Латинская Америка. – 2008. – №3. – С. 11–22. 51. Строганов И. Латинская Америка. Страницы истории XX века. – М.: УРСС, 2004. – 389 с. 52. Томас Х. Гражданская война в Испании. М.: АМБ, 2003 – 385 с. 53. Терещенко Г.Н., и др. Социально-экономические преобразования в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Чили) // Актуальные проблемы экономической политики. – 2002. – №4. – С. 20–28. 54. Цуканов О., К экономической политике президента Кубичека. – Новая и новейшая история. – 1987. – №2. – С. 23–31. 55. Чемакина О.Ю. Латиноамериканская политика Испании в начале XXI века // Уральский вестник международных исследований. – 2006. – В. 4. – С. 81 -84. 56. Чемакина О.Ю. Испания и Латинская Америка: к вопросу о тенденциях политических контактов // Международный Вестник. – 2006. – В. 8. – С. 12–19. 57. Черкасова Е.Г. Средиземноморье во внешней политике Испании (70–90-е гг.). // Европейский альманах. 1997. М., 1998. С. 18–26. 58. Чоповой Д.А. Нефть и газ Латинской Америки // Латинская Америка. – 2009. – №9. – С. 36–52. 59. Экономическая география зарубежных стран // Под ред. Ледовских С.И. и Семевского Б.Н., М.: Просвещение, 2004. – 285 с. 60. The World Bank. World Development Report. Wash. 2008. P 312. 61. IMF. Wortd Economic Outlook. May 2008. Wash. 2008. P. 196. 62. Armero J.-M. La pol tica exterior de Espa a en democracia. Madrid., 1989.
Отрывок из работы

1. Политические взаимоотношения США и Испании 1.1 Особенности и основные тенденции политических контактов на современном этапе США и Испании есть общие интересы по многим вопросам и страны объединяют свои усилия во многих областях и различных районах мира. В настоящей части нашей работы мы ознакомимся с особенностями политических взаимоотношений Испании и Латинской Америки на современном этапе, а также кратко ознакомимся с историей этих взаимоотношений, которая непосредственным образом воздействует на современные тенденции политических контактов. Латинская Америка, как известно, в большей своей части, некогда входила в состав Испанской империи, которая на протяжении XV–XIX веков фактически делила всю Центральную и Южную Америку с Португалией. Для более четкого понимания проблематики политических взаимоотношений Латинской Америки и Испании представляется необходимым дать краткую политико-географическую характеристику Латиноамериканского региона и Испании. Начнем с Латинской Америки. Термин Латинская Америка первоначально обозначал те части Американского континента, которые были колонизированы и заселены выходцами из стран Пиренейского (Иберийского) полуострова – Испании и Португалии. Испанией и Португалией в XV–XVI веках колонизировали более 90% территории современной Латинской Америки, оставшиеся части были распределены между Англией, Францией и Нидерландами. Большинство крупных государств региона получили независимость от европейских метрополий (Португалии и Испании) в XIX веке, подавляющее большинство остальных – в веке XX. В настоящее время в регионе насчитывается около 30 государств . Определить количество точнее, не представляется возможным из-за разницы подходов к определению Латинская Америка. Так, ряд исследователей относят к ней только испано-португалоязычные страны, а бывшие или настоящие колониальные владения Англии, Франции и Нидерланд в число территорий региона не относят . В то же время ООН, группирует страны региона по чисто географическому принципу – Северная Америка и Южная Америка . Таким образом, Латинская Америка – это более культурный, чем географический термин. В настоящее время, к Латинской Америке относят ряд государств и территорий Южной и Центральной Америки (см. табл. №1.). Таблица №1. Государства и территории Латинской Америки Независимые государства Зависимые территории (с указанием принадлежности) Аргентина Мексика Гваделупа (Франция) Белиз Никарагуа Мартиника (Франция) Боливия Панама Французская Гвиана (Франция) Бразилия Парагвай Пуэрто-Рико (США) Венесуэла Перу Фолклендские острова (Британия) Гватемала Сальвадор Аруба (Нидерланды) Гаити Тринидад и Тобаго Нидерландские Антильские острова (Нидерланды) Гондурас Уругвай Каймановы острова (Британия) Доминиканская республика Чили Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова (Британия) Колумбия Эквадор Монтсеррат (Британия) Коста-Рика Ямайка Куба Суринам Гайана В указанных территориях и государствах в настоящее время проживают около 470 миллионов человек (причем это население за XX век выросло более чем в 8 раз, что составляет самый высокий уровень прироста в мире) . Общая территория Латинской Америки – больше двадцати миллионов квадратных километров (что больше чем вся территория России). Наиболее крупные в территориальном плане государства региона – Бразилия, Аргентина, Мексика, в список наиболее развитых экономически стран региона, к указанным государствам, добавляются Венесуэла, Чили, Колумбия, Перу . Подавляющее большинство независимых стран региона республики, причем почти все они имеют выход к морю (за исключением Боливии и Парагвая). Дадим, также краткую характеристику современного положения государства Испания. Испания, это государство на юго-западе Европы, которое занимает большую часть Пиренейского полуострова. Испания– Конституционная монархия. Глава государства – король. Сухопутно, Испания граничит с Францией и Андоррой на севере, Португалией на западе, владением Британии Гибралтар на Юге. Кроме того, на севере Африки у Испании находятся две территории – автономные города Сеута и Мелилья, которые граничат с Марокко (отметим, что Марокко не признает право Испании на эти полуанклавы). Кроме того в состав Испании входят Балеарские и Канарские острова, которые находятся соответственно, в Средиземном море и в Атлантическом океане недалеко от Северо-западного побережья Африки, а также территория Ифни. В настоящее время Испания входит в Европейский союз и обладает сравнительно развитой экономикой (в сравнении с большинством стран Латинской Америки). В XV–XIX веках в состав колониальных владений Испании входило большинство современных государств Южной и Центральной Америки (в том числе Мексика, Аргентина, Чили, Боливия, Венесуэла, Куба, Уругвай, часть современных США и т.д.), отдельные территории в Африке (Марокко, Экваториальная Гвинея, Западная Сахара), а также в Азии (Филиппины). Основная часть этой империи (Латинская Америка) получили независимость в XIX веке, оставшаяся часть в веке XX (Испанское Марокко, Западная Сахара, Экваториальная Гвинея и др.). За Испанией остались лишь Канарские острова и некоторые города в Африке. После такого краткого политико-географического обзора перейдем к непосредственной теме этой части нашей работы. Итак, испаноязычные страны Латинской Америки освободились от испанского колониального владычества в течение первой половины девятнадцатого столетия, однако религиозные, культурные и национальные связи между метрополией и бывшими колониями не прервались, вплоть до первой половины XX века. В этот период в Испании происходят определенные события, которые непосредственным образом стали воздействовать в том числе и на латиноамериканскую политику бывшей метрополии. Мы имеем ввиду гражданскую войну 1936–1939 годов, а также установление диктатуры генерала Франко . Как следствие – находившаяся под властью профашистского тоталитарного режима Испания оказалась на долгие десятилетия в международной изоляции. Начиная с 1939 г., то есть с окончательной победы франкистов над республиканцами, Испания с каждым годом все больше и больше оказывалась в вакууме дипломатических и прочих контактов. После окончания второй мировой войны вся мировая общественность смотрела на режим Франко как на «заповедник тоталитаризма в Европе». Следствием этого стал тот факт, что практически все страны мира, в большей или меньшей степени в период 1945–1975 гг. свели на нет все дипломатические, экономические и общественные контакты с Испанией. С падением диктатуры Франко в 1975 году положение начинает меняться, однако роль и место Испании в мировой политики стала откровенно второстепенной. Взаимоотношения Испании и Латинской Америки, в этот период ознаменовались новыми тенденциями, которые, в рамках нашей темы, целесообразно кратко рассмотреть. В новых условиях послевоенного развития и во время «холодной войны» Испании приходилось довольствоваться ролью «младшего» партнера США на европейском континенте. Положение неравноправного участника международных отношений и откровенное оттеснение на вторые роли во внешнеполитических инициативах показывали всю ущербность положения некогда крупнейшей мировой империи. Ряд крупных провалов во внешней политике привели к полному вытеснению этой страны из русла европейской политической жизни. Попытки изменить собственный статус неравноправного партнера привели Испанию к активизации своей внешнеполитической деятельности в бассейне Тихого океана (на Филиппинских островах), то есть на территориях бывшей колониальной системы испанского королевства. Однако здесь произошло столкновение интересов Испании с США, которые после второй мировой войны прочно укрепились в данном регионе, экономически и политически. Как следствие, внешнеполитическое ведомство Испании оказалось вынуждено «возвратиться» в Латиноамериканский регион, отношения с которым были во многом прерваны еще в 30-е годы XX века. К середине XX века во многих странах Латинской Америки установились авторитарные режимы, которые были зачастую не признаны мировым сообществом . В подобной ситуации оказалась и Испания после завершения Второй мировой войны. Не признаваемые большинством стран мира Испания и авторитарные режимы Латинской Америки были просто «обречены» на взаимное сближение. Установление дипломатических контактов и налаживание экономического сотрудничества Испании и латиноамериканских государств активно способствовало ослаблению международной изоляции франкизма во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Особенно наглядно это продемонстрировала Аргентина, которая в обмен на экономическую помощь оказывала активную дипломатическую поддержку франкистской Испании, представляя его интересы в ряде третьих стран . Стремясь сохранить свое пошатнувшееся влияние в регионе, внешняя политика создает образ Испании как «Матери-Родины» латиноамериканских народов . Серьезные попытки использовать недовольство латиноамериканцев экспансией США в регионе предпринимаются во время Карибского кризиса и событий ему предшествовавших. Испания поддерживает кубинскую революцию наперекор настоятельным просьбам США, а испанские торговые суда продолжают посещать Кубу в период ее блокады американским ВМФ. Столь же активную внешнеполитическую позицию занимает Испания и в отношениях с Чили в период установления диктатуры Пиночета. В целом, благодаря успехам своей внешней политики в регионе во времена франкистского режима Испании удалось стать полноправным участником Межамериканского банка развития и таких межгосударственных объединений как ОАГ, ЛАСТ (Ассоциации свободной торговли) и Андская группа. В то же время, несмотря на отдельные успехи внешней политики Испании необходимо признать, что отношения Испании со многими государствами Латинской Америки в этот период, оставляли желать лучшего. Целый ряд «ибероамериканских» государств – таких как Мексика, Венесуэла, Эквадор и другие, в 40-е – 70-е годы вообще не поддерживали никаких контактов с Испанией (не было даже формальных представительств). В целом, серьезные внутриполитические проблемы в Испании, начавшиеся в 60-е годы XX века и вызванная этим стагнация экономики негативно ударили по отношениям франкистской Испании с третьими странами, в том числе и латиноамериканскими . Несмотря на ряд попыток активизации экономического сотрудничества между странами и проведение так называемых «ибероамериканских конгрессов» в 60-е – 70-е годы, структурный кризис тоталитарных режимов, охвативший как латиноамериканские государства, так и Испанию не позволил осуществить данные начинания в задуманном варианте. С падением франкистского режима в 1975 году начался новый этап в истории Испании. В исторической литературе он получил название «постфранкистский период» или «период демократизации» . Процесс демократизации политической жизни Испании затронул все аспекты, в том числе и внешнюю политику страны. Новые политические силы, пришедшие к власти, выдвинули в качестве основной задачи выход их международной изоляции. Происходит восстановление дипломатических отношений с Мексикой, и другими Латиноамериканскими странами. Испания выходит из международной изоляции и начинает активно бороться за достойную роль и место в мировом сообществе. Создаются благоприятные условия для активизации испанской внешней политики, в том числе для проникновения испанских капиталов экономику Латинской Америки, которые были связаны с повышением темпов экономического развития отдельных стран Латинской Америки (Чили, Аргентина), сопровождавшегося процессом индустриализации, что порождало необходимость поиска новых рынков и источников финансирования. Правительства и военные режимы, правившие в Латиноамериканских государствах во второй половине двадцатого века, были заинтересованы в развитии национальной промышленности, для чего было необходимо постоянное вливание в экономику крупных финансовых средств . Испания в этом плане была весьма привлекательно – она хотя и не обладала подобными свободными капиталами, но могла брать их у других стран Европы на благоприятных условиях и при минимальной процентной ставке. Интерес латиноамериканских стран к расширению сотрудничества с Испанией также был обусловлен поисками рынков сбыта для своих товаров. Активизация отношений с Испанией также отвечала задачам диверсификации внешних связей, надеждам латиноамериканских стран ослабить одностороннюю зависимость от США. Учитывая «традиционную» дружбу с Испанией, латиноамериканские страны рассчитывали на то, что их взаимоотношения будут носить более равноправный характер, чем в отношения с США и больше строиться на учёте баланса интересов. Латиноамериканский курс Испании в постфранкистский период в своём развитии прошёл два главных этапа. На первом этапе (в основном соответствует периоду правления правительств Союза демократического центра: июль 1976 – октябрь 1982 годов) правительства активно использовали внеблоковую политику для прорыва международной изоляции и расширения отношений со странами Латинской Америки. Новым содержанием наполнилось идеологическое обоснование латиноамериканского курса Испании. Основная концепция внешней политики Испании этого периода – идея о закономерностях экономического, политического и духовного сближения всех испаноязычных народов, был положен тезис об их объединении в рамках Иберо-американского сообщества наций, защите прав человека и мирном переходе к демократии . К концу этого этапа произошло усиление европейского и атлантического направления во внешней политике Испании, страна вступила в НАТО. Правительство СДЦ во главе с Л. Кальво Сотело (1981–1982 гг.) во внешней политике главное внимание стало уделять укреплению позиций Испании в Западной Европе, ослабив активность в Латинской Америке и в других регионах мира. Второй этап начался в 1982 году и продолжался, в целом, до второй половины 90-х годов. Приход к власти Испанской социалистической партии (октябрь 1982 года) явился важной вехой в истории постфранкистской Испании, ознаменовал сдвиг влево в политической жизни страны. Социалисты одержали победу на выборах, выступив с критикой пронатовской политики своих предшественников. Они выдвинули программу борьбы за разрядку и ядерное разоружение. Важное место в их программе занимали вопросы расширения сотрудничества с латиноамериканскими странами. Главное отличие латиноамериканского курса испанских социалистов от политики их предшественников состоит в том, что они выступили в пользу признания права латиноамериканских народов на освободительную борьбу, на свободу официально-политического выбора и своими политическими делами продемонстрировали намерение способствовать осуществлению этого права . Активность Испании на латиноамериканском направлении нарастала более медленными темпами, чем на западноевропейском и атлантическом направлениях. В результате значение во внешнеполитической деятельности Испании латиноамериканского направления и, естественно, его эффективность относительно уменьшаются. В частности, Испании не удалось добиться реальных уступок Западной Европы латиноамериканским странам, как в области ликвидации финансовой задолженности, так и в области торгово-экономических отношений. Все больше и больше вливаясь в структуры НАТО, Испания оказывается вынужденной в значительной мере корректировать свою внешнюю политику в угоду интересам альянса . Однако, несмотря на ослабление военного, и государственного участия Испании в делах Латинской Америки бурно развивается всевозможное экономическое сотрудничество. Испанское государство оказывается поставленным перед необходимостью дипломатическими путями поддерживать финансовую и экономическую экспансию испанского капитала в латиноамериканском регионе. Это приводит к заключению ряд серьезных двухсторонних испано-латиноамериканских договоров, которые позволили иберийским предпринимателям оказаться в привилегированном положении по отношению к их конкурентам из Европы и стран Азии . Несмотря на существующие трудности, Испания и латиноамериканские государства вступили в XXI век с определенными резервами для расширения взаимовыгодного сотрудничества. Такова предыстория современных взаимоотношений Испании и Латинской Америки. Обратимся к изучению тенденций современных политических контактов. Для этого дадим краткий обзор политической ситуации латиноамериканского региона. Отметим, что подавляющее большинство независимых государств региона – республики. В XX веке, в большинстве из них были установлены авторитарно-олигархические режимы и военные диктатуры, которые во многом определяли отношение к региону со стороны мирового сообщества, как к крайне нестабильному. Отдельный момент, на котором необходимо остановиться – политические кризисы, которые характерны для данного региона В целом, постоянные политические конфликты и кризисы составляют неотъемлемую часть политической жизни региона. На протяжении XX века в регионе имели место быть также частые военные конфликты. Кроме того, ряд стран региона (Никарагуа, Панама, Гондурас) в XX веке подверглись американской оккупации. В настоящее время Латиноамериканские страны практически завершили переход от диктатур к конституционной представительной демократии, к укреплению институтов гражданского общества . В настоящее время. в регионе в целом, преодолены военно-политические конфликты, и хотя нельзя недооценивать новые угрозы стабильности (возможность взрывов социального недовольства из-за ухудшения условий жизни низов, экспансию наркомафии, коррупцию, деформации, вызываемые формированием экономико-политических клановых структур), сегодня конституционная преемственность демократических институтов в Латинской Америке представляется в определенной мере обеспеченной . В Латинской Америке на настоящий момент действуют несколько межгосударственных организаций (например, Организация Иберо-американских государств, или Меркосур – общий рынок Южной Америки) и проводится определенная интеграция между различными государствами в рамках региона. В то же время в мировой политике Латинская Америка представлена слабо. Ни одна из стран региона не входит в число постоянных членов совета безопасности ООН, а активную внешнюю политику, выходящую территориально из региона Северной и Южной Америк, проводят лишь Бразилия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Боливия и отчасти Куба и Мексика. Получив эти знания, вернемся к изучаемой тематике. Наиболее наглядными и интересными для изучения в описываемый период выступают внешнеполитические контакты Испании с Чили, Аргентиной и Мексикой. Со всеми этими государствами Мадрид связывает тесное экономическое сотрудничество, которое является залогом политических контактов между правительствами стран. В большей или меньшей степени, но все государства Латинской Америки являются экономическими партнерами Испании, как в сфере промышленного производства, так и в финансово-деловых инновациях и экспериментах. Все теснее вливаясь в сотрудничество с Европейским Союзом, Испания с начала 2000-х годов берет на себя роль посредника в развитии связей Европейского союза со странами Латинской Америки. Положительные тенденции прослеживаются в посреднической деятельности Испании между Европейским союзом с МЕРКОСУР (Общий рынок Южного конуса). В целом, за первое десятилетие XXI века произошли заметные сдвиги в отношениях между странами Латинской Америки и их бывшей метрополией, они достигли значительного уровня и образовали автономное направление во внешнеполитической деятельности, как Испании, так и большой группы латиноамериканских стран . Развитию отношений во многом способствовали их взаимные интересы. Активность испанского правительства была вызвана ускорением экономического развития Испании, которое служило стимулом к поискам новых рынков сбыта. Активность ряда латиноамериканских правительств (особенно Аргентины, Чили, Мексики) обуславливалась схожими причинами. Выбор латиноамериканского направления как одного из приоритетных во внешнеполитической стратегии Испании (наряду с ее взаимоотношениями со странами Европы) определялся также наличием определённой базы, в частности, культурно-историческими традициями, общностью религии и языка. Это создавало возможности для складывания новых форм отношений между Испанией и латиноамериканскими странами, которые рассматривали их как важный канал для укрепления своего сотрудничества с западной Европой, видели в них один из возможных путей преодоления односторонней зависимости от США. Значительно возросла роль Испании в разрешении проблем стран латиноамериканского континента и в процессах, связанных с урегулированием региональных конфликтов в этом районе земного шара. Опираясь на внеблоковую позицию, используя лозунги единства испоноязычных наций, мадридское правительство стало проводить в Латинской Америке политику наведения «мостов доверия», значительно расширила политический диалог со странами региона. Испании удалось добиться успехов в сближении с региональными организациями в Латинской Америке. Правительство Испании выступило с инициативой создания Иберо-американского сообщества наций . Выступая за развитие разностороннего, в том числе экономического и политического сотрудничества, участники иберо-американских встреч особое внимание уделили разработке совместных проектов в области образования, культуры, здравоохранения, развития индейских народов, за которыми признавалась важная роль в формировании иберо-американской общности. Основные выводы по настоящей части нашего изложения таковы: – политические отношения Испании и Латинской Америки имеют длительную и непростую историю, которая непосредственным образом воздействует на современные тенденции двухсторонних взаимоотношений; – испаноязычные страны Латинской Америки освободились от испанского колониального владычества в течение первой половины девятнадцатого столетия, однако религиозные, культурные и национальные связи между метрополией и бывшими колониями не прервались, вплоть до первой половины XX века; – гражданская война в Испании 1936–1939 годов, а также установление диктатуры генерала Франко привели к тому, что Испания оказалась на долгие десятилетия в международной изоляции, что непосредственным образом повлияло на ее взаимоотношения с бывшими колониями в Америке, которые в 30-е годы практически сошли на нет; – ряд крупных провалов во внешней политике Франкистского правительства в 40-е – 50е годы XX века, привели к полному вытеснению этой страны из русла европейской политической жизни. Как следствие, внешнеполитическое ведомство Испании оказалось вынуждено «возвратиться» в Латиноамериканский регион; – в целом внешняя политика режима Франко по отношению к отдельным государствам Латинской Америки (ЧИЛИ, Аргентина) была относительно удачной. Благодаря ее успехам Испании удалось стать полноправным участником Межамериканского банка развития и ряда межгосударственных объединений, значимых в условиях Латинской Америки; – с падением франкистского режима в 1975 году начался новый этап в истории Испании. Испания выходит из международной изоляции и начинает активно бороться за достойную роль и место в мировом сообществе. Создаются благоприятные условия для активизации испанской внешней политики в том числе и в Латинской Америке; – в настоящее время все государства Латинской Америки являются экономическими партнерами Испании (в большей или меньшей степени), как в сфере промышленного производства, так и в финансово-деловых инновациях и экспериментах; – за первое десятилетие XXI века произошли заметные сдвиги в отношениях между странами Латинской Америки и их бывшей метрополией, они достигли значительного уровня и образовали автономное направление во внешнеполитической деятельности, как Испании, так и большой группы латиноамериканских стран. Развитию отношений способствовали их взаимные интересы, а также ряд таких причин, как культурно-исторические традиции, общность религии и языка. 1.2 Позиции Испании и государств Латинской Америки по важнейшим проблемам современности: сходство, различия, особенности Дадим краткий обзор позиций Испании и государств Латинской Америки по важнейшим проблемам современности. Как мы убедились в предыдущем изложении тесные политические контакты Испании и стран Латиноамериканского региона обусловлены рядом объективных причин. Среди них можно назвать культурную общность, общую историю, отдельные экономические моменты, на которых мы еще остановимся в дальнейшем изложении. Положительная динамика политических контактов способствует тому, что в ряде случаев (довольно часто) у Испании и государств Латинской Америки совпадают мнения по ряду политических вопросов, как регионального характера, так и мирового значения. Рассмотрим каждую из этих групп подробнее.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Международные отношения, 93 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 48 страниц
1200 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 57 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 74 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg