Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Исследование социальных аспектов экономической безопасности предприятия

irina_k200 504 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: Научно – исследовательская рабо-та/ДИТИ НИЯУ МИФИ, 38.05.01.___.2019. – Димитровград, 2020 г. – стр. 44, рис. 4, табл. 6, библ. назв. 21. Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, СОЦИАЛЬ-НЫЕ АСПЕКТЫ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, РИСКИ, УГРОЗЫ, ИНДИКАТОРЫ, СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ. Цель НИР – систематизировать научные положения и предложить ин-струментарий по анализу социальных аспектов экономической безопасности. Объект исследования НИР – социальная безопасность. Предмет НИР – исследование социальных аспектов экономической без-опасности предприятия. Методы, использованные при написании НИР - наблюдение, группиров-ка, обобщение, систематизация теоретического и практического материала, системный и комплексный подход. Результаты НИР: - опубликована статья «Исследование социальных аспектов экономиче-ской безопасности предприятия» в журнале «Вестник ДИТИ», где обоснована актуальность темы, раскрыт теоретический инструментарий по социальной политике, представлены методологические подходы к анализу социальной составляющей экономической безопасности предприятия; - участие в региональной студенческой научно-технической конференции 2020 г.
Введение

В обострившихся внешнеполитических условиях страны, и, как следствие, финансово-экономических, усиливается конкуренция на внешнем и внутреннем рынках. Мировая экономика предъявляет высокие требования к соблюдению международных стандартов в области ведения бизнеса, включая как экономическую, так и экологическую и социальную сферы. Социальная политика предприятия становится конкурентным преимуществом и создает возможности для выхода на мировой рынок. В современном мире усиливается роль нематериальных факторов в экономи-ческом развитии, которые определяются в необходимости инвестиций в человеческий капитал как фактора формирования и развития инновационной экономики. Человеческий капитал, выражающийся в знаниях, здоровье, производительном труде и качестве жизни, играет важную роль в повышении конкурентоспособности стран, регионов и бизнеса. Вследствие этого появляется потребность в привлечении бизнеса и коммерческих организаций к софинансированию решения вопросов общественного развития. Кроме того, в условиях нестабильности российской экономики государству все сложнее выполнять свои социальные обязательства, бизнес, следующий принципам социальной ответственности, может способствовать обеспечению полноценной социальной политики, проявляя социальную активность не только в рамках предприятия, но и в целом по отношению ко всему окружающему сообществу. Социальная защита сотрудников и развитие социальной региональной инфраструктуры являются одними из важнейших факторов стабильности компании, но, несмотря на это, в условиях финансово-экономической нестабильности в стране большинство отечественных предприятий сталкиваются с проблемами сохранения прибыльности и реализации стратегических задач. Поэтому в сложившихся современных условиях возникает потребность оптимизации расходов предприятия, а также корректировки ранее взятых на себя обязательств в соответствии с реальными возможностями компании. В связи с этим актуальным становится вопрос оценки эффективности социальной политики предприятия, когда в первую очередь под сокращение попадают расходы на социальную деятельность. Отсутствие критериев оценки, характеризующих реализацию и полезность социальной политики, затрудняет анализ текущего состояния, прогнозирование и планирование будущих социальных потребностей и расходов, а также препятствует эффективному управлению социальной деятельностью предприятий. Так, актуальность исследования обусловлена, во-первых, высокими мировыми требованиями к ведению бизнеса в части социальной ответственности, во-вторых, увеличивающейся социальной нагрузкой на российские предприятия в сложившихся макроэкономических и внешнеполитических условиях, в-третьих, отсутствием стандартизированной системы оценки эффективности социальной политики предприятия. Цель работы заключается в определении важности социальных аспектов эко-номической безопасности предприятия. Объект исследования – социальная политика предприятий России. Предмет исследования – методы оценки эффективности социальной политики. В соответствии с целью работы были определены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие «социальная политика», определить основные направления ее реализации на российских предприятиях. 2. Проанализировать роль социальной составляющей экономической безопасности предприятий. 3. Изучить нормативное регулирование социальной составляющей экономической безопасности в России. 4. Проанализировать методики оценки эффективности социальной политики. 5. Оценить методические подходы анализа социальной составляющей пред-приятий. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности применения основных выводов и положений исследования при разработке методических рекомендаций по реализации социальной политики, как на уровне предприятия, так и на местном и региональном уровнях.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 7 1.1 Нормативно-правовое обеспечения экономической безопасности организации 7 1.2 Локальные документы, регламентирующие обеспечение экономической безопасности организации и ее социальной составляющей 13 2. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 18 2.1 Роль социальной составляющей в экономической безопасности 18 2.2 Влияние социальной составляющей на кадровую безопасность предприятия 22 2.3 Классификация угроз социального аспекта экономической безопасности предприятия 26 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 31 3.1. Индикаторы оценки социальной безопасности 31 3.2 Методы предотвращения угроз социальной безопасности предприятия 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42 ПРИЛОЖЕНИЕ А. Статья в журнале «Вестник ДИТИ». Наименование статьи. 44
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2014) [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч.1), ст. 3. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч.1), ст. 1. 5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410. 7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16. 8. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банк-ротстве)» (ред. от 01.07.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, № 43, ст. 4190. 9. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 06.02.2020) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 2011, № 1, ст. 2. 10. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 29.07.2018) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, № 41, стр. 8220-8235. 11. Живко З.Б. Теоретические основы формирования системы экономиче-ской безопасности предприятия // Научный диалог. - 2017. - №7 (19). – С. 31-32 12. Корчагина Я.Ю., Акчурин И.И., Пашинина И.В. ПРАВОВОЕ ОБЕС-ПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 22(66). URL: https://sibac.info/journal/student/66/146026 (дата обращения: 29.02.2020). 13. Кузнецова М.С. Характеристика экономической безопасности пред-приятия // Вестник науки и образования. - 2018. - №2 (2). – C. 21-22 14. Мейтова А.Н., Фейгель М.Л. Экономическая безопасность // Научно-практический журнал «Аспирант». № 1. 2017. C 64-67. 15. Новиков А. И. Экономическая и социальная модернизация как условие неоиндустриального развития России / А. И. Новиков // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник. Вып. 11 / РАН, ИНИОН, Отд. науч. сотр. ; отв. ред. В. И. Герасимов. – М., 2016. – Ч. 3. – С. 78–82. 16. Орехова Т.Р. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Моногр. / под науч. ред. Т.Р.Ореховой. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 105с. 17. Попова К.А., Тарасова Н.В. Влияние социальной политики государства на экономическую безопасность [Текст] // Economy and Business. – 2020, № 1-2 (59) 18. Сланченко Л.И. Узунян А.А., Социальная политика и экономическая безопасность // Молодой ученый. – 2018. – №21. – С. 494-496. 19. Суглобов А.Е. Экономическая безопасность предприятия: учеб. посо-бие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономическая без-опасность» / А.Е. Суглобов, С.А. Хмелев, Е.А. Орлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 271 с. - ISBN 978-5-238-02378-6. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1028650 – С. 17-18 20. Тургунова А. Т. Социальные угрозы и социальная безопасность [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2018. – С. 33-35. – URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13793/ (дата обращения: 05.03.2020).
Отрывок из работы

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности организации На сегодняшний день продуктивная деятельность и экономическое совершенствования предприятий в России зависит от своевременного развития деятельности в области безопасности экономике на предприятии. В течении длительного времени этот вопрос остается важным для многих предприятий и за это время было дано множество определений понятию «экономической безопасность предприятия». Для определения сущности «экономической безопасность предприятия» можно рассмотреть два подхода. Первый подход рассматривает экономическую безопасность предприятия как предположительное отсутствие опасности, а также вероятности возникновения различных угроз в процессе его деятельности. Во втором подходе безопасность предприятия рассматривается как реальная защищенность от опасных факторов, то есть сохранение своей собственной самостоятельности в реализации своих интересов, не смотря на влияние различных неблагоприятных факторов. На основе вышеперечисленного можно сказать, что экономическая безопас-ность предприятия – это защищенность предприятия от негативного влияния раз-личных видов угроз. В основе экономической безопасности лежит множество способов и механизмов безопасности. Для обеспечения экономической безопасности предприятия должна существовать нормативно-правовая база, в которой должны быть закреплены положения, методы по обеспечению безопасности. На современном этапе нормативно-правовая база по обеспечению экономической безопасности предприятия не до конца разработана. Данные недочеты негативно влияют на состояние деятельности предприятия, приводя производство в неэффективную стадию развития. Правовая основа, является фундаментом для правового регулирования без-опасности предприятия, которое осуществляется с помощью государственных ор-ганов и руководством предприятия. Любое предприятие, находящееся на территории Российской Федерации, должно подчиняться законодательств РФ, должно соблюдать принятое законода-тельство, а при несоблюдении нести ответственно за правонарушения, как в адми-нистративном, так и в уголовном аспекте. Любой нормативно-правовой акт, издающийся в какой-либо организации, должен находится во взаимосвязи с принципом приоритетности закона. Это озна-чает, что все издающиеся акты должны основываться на законы и не противоре-чить им. Каждое предприятие для обеспечения правовой безопасности экономике должно иметь в своем арсенале целый комплекс правовых актов. К ним можно отнести: уставы приказы, регламенты и т.д. Обеспечение экономической безопасности основывается на ряде основных документов: - Конституция РФ; - Гражданский кодекс РФ; - Трудовой кодекс РФ; - Административный кодекс РФ; - Уголовный кодекс РФ; - Бюджетный кодекс РФ; - Налоговый кодекс РФ; - Таможенный кодекс РФ; - ФЗ «О противодействии коррупции»; - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Естественно, самой высшей юридической силой обладает Конституция РФ, принятая от 12 декабря 1993 г., в которой закреплены права и обязанности гражданина РФ. А конституции РФ закреплены такие положения экономической основы в ст. 8 и 9, как: - свободное экономическое пространство для всех хозяйствующих субъектов; - поддержание честной конкуренции среди производителей; - защита всех видов собственности предприятия, находящиеся на территории РФ [1]. Так же в статье 34 Конституции РФ закреплены права на свободу действий граждан, которые осуществляют предпринимательскую деятельность же в статье 34 Конституции РФ закреплены права на свободу действий граждан, которые осу-ществляют предпринимательскую деятельность на территории РФ. Гражданин, который является предпринимателем в праве использовать все имеющиеся у него ресурсы и заниматься предпринимательской деятельностью, главное, чтобы данная предпринимательская деятельность не противоречила законодательству РФ [1]. Наиболее важным законом, так же считается Федеральный Закон «О безопас-ности» № 390 от 28.12.2009 г. Данный Закон регламентирует основные положения по обеспечению безопасности государства, общества, личности, безопасности предприятий. Так же содержит основные права и полномочия законодательных органов, органов местного самоуправления, которые обязаны обеспечить безопасность всех объектов безопасности [9]. Существует ряд кодексов, которые так же обеспечивают экономическую без-опасность предприятия в целом. К примеру, Гражданский Кодекс, в нем имеется определение предприятия, регламентируются основы и методы создания предприятия, определение их формы при создании, так же определяется сама деятельность работы предприятия [5,6]. Трудовой Кодекс, который закрепляется права и обязанности работника и работодателя на основе заключения трудового договора [2]. Административный Кодекс, который предусматривает административную от-ветственность за правонарушения физических и юридических лиц, которые носят, не посредственно ответственность в виде административных или дисциплинарных штрафах [4]. Так же Уголовный Кодекс, когда при совершении уголовного правонарушения предусматривается лишение свободы с отбыванием срока. К примеру, такие уголовные правонарушения, как осуществление незаконной предпринимательской деятельности, вымышленное банкротство, задержка заработной платы сотрудникам и т.п. [3]. Налоговый Кодекс регламентирует общие принятые нормы и правила по уплате налогов и сборов на территории РФ. Осуществляет данный контроль за объектами налогообложения, регламентирует ответственность за совершения налоговых преступлений. Не мало важным законом по обеспечению экономической безопасности предприятия считается Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 N 127-ФЗ. Под несостоятельностью здесь подразумевается, состояние финансовой нестабильности и неспособности оплачивать свои обязательства перед кредиторами, неспособность оплачивать налоги и др. [8]. Если внимательно приглядеться к издаваемым Федеральным Законам, можно заметить, что основные принципы правового обеспечения безопасности исходят из ФЗ №390-ФЗ «О безопасности». Однако, чтобы нам лучше понимать смысл правового обеспечения безопасности экономике и узнать правовую базу, на которую оно основывается, перечислим основные нормативно-правовые акты, которые будут приведены в таблице ниже [9]. В таблице 1.1 представлены основные нормативно-правовые акты экономической безопасности. Таблица 1.1 – Основные нормативно-правовые акты, регулирующие экономическую безопасность Реквизиты нормативно-правового акта Название нормативно-правового акта ФЗ №390-ФЗ от 28.12.2010 г. «О безопасности» ФЗ №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции ФЗ №395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности» ФЗ №98-ФЗ от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне» ФЗ №147-ФЗ от 17.08.1995 г. «О естественных монополиях» ФЗ №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Работа механизма правового обеспечения экономической безопасности пред-приятия, заключается в том, что при возникновении угрозы, руководство предприятия должно оценить ее и разработать политику для блокирования или нейтрализации этих угроз, которые в последующем реализуются в виде издаваемых правовых форм на предприятии [18, с.17]. В современных условиях экономическая безопасность является феноменом жизни общества и имеет комплексную природу. Общественно-хозяйственные процессы протекают в ускоренном темпе, и своевременный учет между социальными и экономическими аспектами становится важным моментом в разработке социальной политики и грамотном расчете влияния на нее экономических факторов. Исходя из этого следует рассмотреть правовое обеспечение социальной политики. Регулирование социальной политики в России осуществляется федеральными законами и подзаконными актами. Правовые акты, регламентирующие вопросы, связанные с осуществлением социальной политики, принимаются на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном уровнях. Основными законами в этой сфере являются: - Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»; - Федеральный закон от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; - Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; - Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; - Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ; - Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. (с изменениями на 9.03.2016 года) и т.д. К нормативно-правовым актам относятся также, устанавливающие порядок осуществления социальной защиты и социального обслуживания, указы и распо-ряжения Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, Субъекты РФ правомочны принимать нормативно-правовые акты, действую-щие на региональном уровне. Данными документами обеспечивается реализация федеральных законов на территории конкретного региона. Кроме этого, в них отображается специфика субъектов РФ. Региональные нормативно-правовые акты не могут вступать в противоречие с федеральным законодательством: они призва-ны дополнять и конкретизировать его, опираясь на региональные особенности и возможности. На муниципальном уровне функционируют нормативные акты муниципаль-ных образований или органов местного самоуправления. Они принимаются окружными, городскими, районными, сельскими, поселковыми органами власти. На ведомственном уровне правомочны разрабатывать и реализовывать реше-ния, приказы, распоряжения непосредственно предприятий, учреждений и организаций. Каждое ведомство социальной сферы вправе выпускать собственные нормативные акты, которые являются обязательными для исполнения всеми работниками соответствующей системы Таким образом можно сказать, что оценка экономической безопасности на предприятии, важна для его экономического роста, уровня жизни и поддержания независимости в действиях. За благовременное определение угрозы или готовность к неблагоприятным последствиям, может предотвратить крупный ущерб, понесенный предприятием, а в некоторых случаях спасти его от банкротства. Правовое обеспечение экономической безопасности является важным звеном в системе обеспечения безопасности на предприятии, которое не стоит упускать из внимания. При ослаблении хотя бы одного из способов обеспечения безопасности, может повлечь обрушение всей системы защиты на предприятии, что в свою очередь приведет к неблагоприятным последствиям для него [12]. 1.2 Локальные документы, регламентирующие обеспечение экономической безопасности организации и ее социальной составляющей В современной системе все более значительный удельный вес занимают нор-мативно-правовые акты, издаваемые в объединениях, предприятиях, иных организациях. Это акты, которые призваны обеспечить выполнение возложенных на эти организации функций. Они являются как бы низшей ступенью всей правовой иерархии, на которой законодательные положения конкретизируются принятием конкретных норм, разовых юридических действий, индивидуальных предписаний. Возрастание локальных нормативных правовых актов в общей системе нормативно-правового регулирования, в том числе и в сфере обеспечения экономической безопасности предприятий атомной отрасли, объясняется и повышением роли основного производственного звена. Вопросы правового обеспечения экономической безопасности предприятий отрасли, профилактики преступлений регулируется целым комплексом локальных нормативных правовых актов. К ним относятся: уставы, концепции, приказы, инструкции, регламенты, памятки и другие. Рассмотрим некоторые из них. 1. Коллективный договор - это соглашение, которое устанавливает до-полнительные гарантии для работников и ответные обязательства с их стороны по отношению к администрации. Такой договор призван повышать правовые и социальные гарантии для персонала по сравнению с теми, что установлены трудовым законодательством. Трудовой кодекс РФ рассматривает коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый ра-ботниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В коллек-тивном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре (ст. 41 ТК РФ). В целом ряде случаев коллективный договор необходим для нормативного обоснования действий руководителя организации (например, по оплате труда персонала) [2]. 2. Для принятия решений и подготовки планов на предприятии разраба-тывается Концепция экономической безопасности предприятия. Концепция экономической безопасности предприятия представляет собой систему взглядов, идей, целевых установок, пронизанных единым замыслом на проблему обеспечения экономической безопасности предприятия, а также систему мер, путей и направлений достижения поставленных целей и создания благоприятных условий для достижения целей бизнеса в условиях неопределенности, а также существования внутренних и внешних угроз. Основными элементами концепции экономической безопасности предприятия являются: - защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации; - физическая безопасность персонала предприятия; - конкурентная разведка; - безопасность хозяйственно-договорной деятельности; - информационно-аналитическая работа; - безопасность зданий и сооружений; - техническая и противопожарная безопасность; - экологическая безопасность; –- экспертная проверка механизма системы экономической безопасности предприятия. 3. Трудовой договор ТК РФ – ключевой документ, закрепляющий рабо-чие права сотрудника предприятия и прямые обязанности работодателя по отно-шению к этому работнику. В соответствии с трудовым кодексом России, такой контракт служит основополагающим соглашением между работником и работодателем. Согласно такому виду контракта, работник обязуется осуществлять должностные функции и обязанности, а наниматель берет на себя обязанность создать нормальные условия работы и оплачивать услуги работника на должном уровне [2]. 4. Правила внутреннего трудового распорядка – это локальный норма-тивный акт организации, регламентирующий, в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, порядок приёма и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации (ст. 189 ТК РФ). Правила внутреннего трудового распорядка должны быть разработаны в соответствии с ТК РФ и распространяться на всех работников предприятия (ст. 15, 56 ТК РФ) [2]. Правила внутреннего трудового распорядка – документ, который обязательно должен быть в любой организации. С этим документом в обязательном порядке нужно знакомить под расписку всех работников организации. Данный документ регламентирует социальную составляющую экономической безопасности, поскольку, в большинстве случаев качество работы персонала напрямую зависит от подчинения трудовому распорядку организации. 5. Положении о награждении, поощрении и признании работников разрабатывается с целью морального поощрения работников за заслуги в успешной реализации задач в профессиональной области деятельности. Положение определяет порядок поощрений и формы признания работников организации, порядок подготовки и представления документов о награждении, вручении и хранении наград. Данное положение так же является документом, регламентирующим социальную составляющую предприятия. 6. Договор о неразглашении коммерческой тайны все чаще заключается с работниками одновременно с принятием их на работу и оформлением трудового договора. Каждая фирма заинтересована, чтобы информация, накопленная с течением времени о клиентах и поставщиках, проводимых сделках, стратегических планах и прочая не выходила за рамки ее деятельности. Это и мотивирует работодателей заключать договор с работником о неразглашении коммерческой тайны. Согласно закону «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ под коммерческой тайной подразумевается система сохранения в секрете сведений, которые позволяют обладателю этой тайны повышать свои доходы, спасаться от дополнительных расходов, держать свои позиции среди конкурентов или приобретать другую выгоду. Соглашение (договор) о неразглашении — это документ, составленный в до-полнение к трудовому договору сотрудника. В нем указываются те же данные, что и в трудовом договоре: наименование организации, место и дата составления, Ф. И. О. и должности сторон, заключающих данное соглашение, их адреса и реквизиты. Структура соглашения, как правило, включает следующие разделы: предмет соглашения; права и обязанности сторон; особые условия. 7. Социальная политика для предприятия имеет особое значение, так как забота о социальных нормах своих сотрудников позитивно сказывается как на са-мих сотрудниках, так и на результатах работы компании в целом. Социальная по-литика предприятия – это основное направление менеджмента, которое представ-ляет из себя ряд мероприятий и мер, направленных на предоставление сотрудникам данного предприятия ряда дополнительных выплат, льгот либо же услуг социального характера. Структура социальной политики предприятия складывается из различных элементов корпоративной философии, культуры, правил взаимоотношений между руководством и коллективом, между предприятием и обществом, а также государственными органами. И хотя корпоративная социальная политика предполагает, прежде всего, решение внутренних социальных задач, она не может не затрагивать и внешние проблемы. 8. Положение об оказании помощи работникам предприятия в улучшении жилищных условий в основном разрабатывается в соответствии с социальной политикой и коллективным договором предприятия. Данное положение определяет условия и порядок предоставления помощи работникам в улучшении жилищных условий. Так же положение определяет порядок обращения, оформления документов, рассмотрения заявления. Общая сумма средств, выплачиваемая работникам предприятия, как правило, определяется в пределах лимита средств, предусмотренных в соответствующей статье годового бюджета предприятия. Все представленные локально-нормативные акты служат профилактикой воз-никновения конфликтов и социально-психологической напряжённости, кроме того, помогает поддерживать стабильность предприятий. Важнейшими условиями эффективности внедряемых документов являются прозрачность и своевременность, поскольку работники многих предприятий по-просту не знают, за что получают льготы и дополнительные выплаты, считая их чем-то само собой разумеющимся. Соответственно, часть программ утрачивает свою мотивационную роль и превращается в пустой расход финансов. ? 2. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 Роль социальной составляющей в экономической безопасности Экономическая безопасность как феномен жизнедеятельности общества имеет комплексный характер. В условиях постоянного усложнения общественной и хозяйственной жизни, ускорения темпов изменений правильный и своевременный учет взаимосвязей между социальными и экономическими аспектами становится важным преимуществом, а их недоучет, напротив, приводит к весьма ощутимым потерям. Экономическая безопасность определяет состояние государства и его эконо-мики, которое способствует обеспечению защиты национальных интересов страны, устойчивости и независимости от внешних и внутренних угроз, защите наиболее важных аспектов жизнедеятельности граждан, а также способности к развитию социальных, экономических, политических и прочих систем общества и государства в целом. Основными факторами, в свою очередь, являются совокупность материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих потребности личности и общества для прогрессивного развития. С обеспечением экономической безопасности условия стабильности и эффективной жизнедеятельности страны в целях достижения успехов как на мировой арене, так и во внутренней экономической и политической деятельности общества в целом у любого государства появляется гарантия независимости и стабильности общества. Защита экономической безопасности является гарантом самостоятельности страны, главным признаком стабильности и успешной жизнедеятельности обще-ства. Трудности установления экономической безопасности в стране как необхо-димого условия ее стабильности привлекают к себе очень пристальное внимание многих политиков, известных личностей, деятелей в различных сферах экономики, науки и образования и являются на сегодняшний день одними из самых актуальных проблем общества и человечества [16, с.70]. Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой критериев, параметров и индикаторов экономического, социального, экологического характера. Социальная сфера. Относительно положения дел в государстве можно судить по уровню и качеству жизни населения, поэтому показателем, характеризующим «объективность» и определяющим объект, является численность населения. Социальная стабильность представляет собой устойчивое состояние социаль-ной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою 2 структуру и основные качественные параметры. Механизмами, обеспечивающими социальную стабильность, являются социальные институты государства и гражданского общества. В качестве объектов и индикаторов социальной составляющей экономической безопасности государства рассмотрим следующие показатели: - демографические показатели: рождаемость, смертность, естественный при-рост (убыль) населения, продолжительность жизни и т. д.; - состояние медицинской помощи населению: число больничных учреждений, наличие коек в больничных учреждениях, обеспеченность медперсоналом и т. д.; - уровень и качество жизни населения, в первую очередь связанные с уровнем доходов, соотношением богатых и бедных, уровнем бедности и т. д. Охарактеризуем каждый из этих показателей более подробно. 1. Демографические показатели в системе социальной составляющей. Фактор здоровья все чаще становится показателем достигнутого уровня качества жизни людей, социально-экономического развития общества. Выгоды человека от хоро-шего здоровья также заключаются в способности выполнить репродуктивную функцию. Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2018 г., с учетом Крымского полуострова, составила 146 389 999 чел. и за год увеличилась на 59 995 чел., а годовой прирост составил 0,04 %. За последние годы в Российской Федерации отмечена отрицательная динами-ка основных демографических показателей в Российской Федерации. Так, в 2014 г. уровень рождаемости в Российской Федерации впервые с начала 1990-х гг. превысил уровень смертности. В 2015 г. рождаемость составила 13,3 на 1 000 населения. За 2016 г. зафиксирован естественный прирост – 32 038 чел. (в 2015 г. прирост составил 30 336 чел.). Но данная тенденция начала ухудшаться в 2017 году, тем самым смертность превысила рождаемость на 0,9 (рис.2.1). Похожая тенденция продолжается и на сегодняшний день. По данным Росстата, в 2018 г. показатель продолжительности жизни составил 72,26 года (для женщин – 77,49, для мужчин – 66,93). Рисунок 2.1. Динамика смертности и рождаемости на 1000 человек в Российской Федерации Общим показателем оценки качества здравоохранения является уровень мла-денческой смертности. В России в последние годы на фоне положительных изме-нений других социально-демографических индикаторов прослеживается устойчи-вая динамика снижения младенческой смертности. Усиливающий эффект дали два фактора: распространение современных методов планирования семьи, увеличение инвестиций государства в здравоохранение. Однако, как показывает статистика, в настоящее время рождается меньше здоровых детей, чем раньше. По сравнению с показателями младенческой и материнской смертности, имеющими позитивную динамику, уровень заболеваемости социальными болезнями продолжает расти. Социальными болезнями являются туберкулез, ВИЧ/СПИД, злокачественные но-вообразования, сахарный диабет, сердечнососудистые заболевания, гепатиты В и С и др. Эти болезни – индикатор социального неблагополучия, низкого уровня жизни и слабого санитарно-эпидемиологического контроля в регионах, индикатор низкого уровня социальной составляющей государства. 2. Медицинские показатели в системе социальной политики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Социология, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Социология, 44 страницы
528 руб.
Курсовая работа, Социология, 39 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Социология, 20 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Социология, 40 страниц
480 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg