Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Воспитание интереса к чтению у младших школьников при сельской библиотеке

irina_k200 2175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Объект исследования: процесс воспитания интереса к чтению у младших школьников. Педагогическая цель: повысить качество познаний младших учащихся по литературному чтению и читательского интереса. Предмет исследования составляет содержание и организация воспитания интереса к чтению у младших школьников. База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение Затонская основная общеобразовательная школа с. Графский берег. Цель исследования - разработка навыков чтения, методов и средств воспитания интереса к чтению в начальных классах. Анализировать психолого-педагогической литературы по теме изучения позволило поставить такую гипотезу исследования: - решение задачи воспитания интереса к чтению у младших школьников возможно, если: - процесс учебы чтению будет целеустремленно образован и объединен с развитием познавательных интересов; - в воспитательном процессе регулярно будут употребляться различные формы работы с учащимися, содействующие появлению интереса к чтению, достижению самостоятельности и социальной активности учащихся. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: Изучить и анализировать состояние проблемы в библиотечной теории и практике; Выполнить отбор технологий, методов и приемов работы по воспитанию читательского интереса; Обучение навыкам чтения; Воспитание у учащихся надобности в чтении для дальнейшего личного совершенствования. Формирование умения эмоционально-творческого чтения. Теоретическая значимость исследования: 1. Систематизировать материалы по проблеме исследования. 2. Уточнить понятие «читательский интерес». 3. Уточнить и дополнить общепедагогические представления о воспитании развитии читательского интереса младшего школьника современной начальной школы. Практическая значимость: 1) установить и обосновать условия, обеспечивающие воспитание читательских интересов учащихся начальной школы на внеурочных занятиях. 2) разработать рекомендации для родителей, учителей начальных классов.
Введение

В современном мире отношение к книге сильно изменилось. Огромный поток информации с невиданной силой обрушился на людей с телевизионных экранов, дисплея компьютеров. В наши дни, совсем необязательно читать для того чтобы все знать и быть в курсе новейших достижений научной мысли. Довольно брать сообщение с телевизора или компьютера. Компьютером малыш овладевает раньше, чем научится читать, в клавиатуре сориентируется гораздо лучше, чем в оглавлении книги. Литературный опыт детей ограничивается лишь текстами из «Букваря» и хрестоматией, а в дальнейшем – стремлениями изучить произведения школьной программы в сжатой версии. Нельзя недооценить ту великую роль, которую представляет книга в духовном формировании человека. В особенности огромно ее значение в пору развития, формирования личности, т. е. в детстве. Книга, прочтенная в детские годы, зачастую оставляет в душе незабываемый след, запоминается на всю оставшуюся жизнь. Безусловно, не секрет, что чтение неизменно рассматривали как орудие учения и обучения и как средство формирования в человеке человека. Но как побудить интерес к чтению, как его формировать – вот, на мой взгляд, одна из основных задач. В современное время, тот, кто работает с ребятами, знает, как сложно научить младших школьников технике чтения, но еще тяжелее сформировать увлеченного читателя. Ведь уметь складывать слова из букв и овладеть выразительностью и быстротой чтения совсем не означает стать истинным читателем. Настоящее чтение – это чтение, которое, по мнению поэтессы М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Очевидно, необходимо формировать умственные способности, эмоциональную чуткость, эстетические потребности и способности. Самое важное – образовать процесс так, чтобы чтение содействовало воспитанию личности, а созревающая личность чувствовала необходимость в чтении как источнике собственного развития. В современном обществе проблема воспитания читательских интересов стоит в особенности актуально. Актуальность определена и тем, что чтение представляет существенную роль в развитии личности и моральном её воспитании, содействует формированию смыслового восприятия, интереса, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является еще фактором формирования познавательной активности, а следовательно, имеет важное значение в воспитании грамотного учащегося. Именно в младшем школьном закладываются главные читательские умения и навыки, разрешается вопрос, будет ли взгляд ребенка к книге деятельным или инертным. Читательские интересы во многом обусловливают личность человека, потому процесс развития их у детей анализируется не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Наше общество в развитии технического прогресса шагнуло далеко вперед. Немалое внимание уделяется большое внимание развитию коммуникативной осведомленности детей и в средствах массовой информации; во всех образовательных учреждениях вводится раннее обучение компьютерным технологиям. Исследования показывают, что телевидение и компьютерные игры у современных детей стоит на первом месте. Однако к великому сожалению, современные технические новинки не оказывают должного содействия формированию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении. Тем не менее удивителен и тот факт, что большинство наших детей уже в раннем возрасте (4 – 6 лет) овладевает чтением, но не изъявляют должного интереса к книге. Это доказывает и опрос среди учащихся начальных классов. В анкетировании приняли участие 23 учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были получены такие ответы: гулять – 15% учащихся, смотреть ТВ – 26%, играть в компьютер – 51%, читать книги – 8%. Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения становятся особенно существенными в современном мире и переходят на такой уровень проблем, от которых зависит национальное благополучие. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном мире. Тем не менее, в этом списке особенную роль, являясь почти "ключом к веку информации», во всем мире наблюдаются всеобщие тенденции: критическое падение престижа чтения и уменьшение времени, уделяемого чтению; налицо ухудшение навыков чтения. Печатное слово лишается своей отличительной роли в общем, пространстве информации. В гораздо большей степени наши дети скорее зрители, чем читатели и слушатели. Эра компьютера принципиально изменяет объемы, носители, форму бытия, получения и восприятия информации. Сама по себе компьютеризация не разрешает многих информационно-образовательных вопросов, поскольку основная загвоздка в низком уровне читательской культуры, а читательская культура есть фундамент информационной культуры и общей цивилизации в целом. Читающая нация - нация формирующаяся. Не читающий школьник в среднем и старшем блоке школы недостаточно эрудирован, осведомлен, успешен, чем его ровесник, который уделяет чтению значительное количество времени. У не читающих детей словарный запас беден, не выразителен. Отсюда вытекают проблемы в прохождении таких дисциплин, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д. Даже можно привести такое сравнение: не читающий ученик - позже не читающий родитель. Соответственно у не читающих родителей вырастут не читающие дети. Развитая общественность державы уже осмыслила, что от их решения проблемы в значительной степени зависит грядущее России, ее положение в современном мире в век информации. Собственно поэтому воспитание у ребенка читательского интереса становится главной задачей. Все это и определило актуальность темы исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1.Понятие читательского интереса 1.2. Особенности читательских интересов младших школьников 1.3. Организация формирования и поддержка интереса к чтению ГЛАВА 2.ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Затонская сельская библиотека 2.2. Работа по мотивации интереса к чтению у младших школьников Затонской сельской библиотеки 2.3.Использование активных форм и методов работы Затонской сельской библиотеки для формирования интереса к чтению у младших школьников ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1. Использование технологий для продвижения книги и чтения. – Режим доступа : http://biblpoipkro.weebly.com 10481089108710861 12 08311001079109110771084-104810501058.html 2. Авт.-сост.: Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И. Внеклассные мероприятия. 3-й класс.- 2-е изд. доп. – М.: ВАКО, 2005. -298 с. –(Мозаика детского отдыха). 3. Аксеновская, Л. Приглашает "Литературная гостиная" / Л. Аксеновская, Ф. Елисеева, В. Иншакова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2014. - № 5. - С. 45. - ISSN 2308-7498 .-(Калейдоскоп). Совместная деятельность детского сада № 15 и Централизованной библиотечной системы г. Апатиты. 4. Алексеева Г.М. Инновационная деятельность библиотек в продвижении чтения // Сельская б-ка. - Чебоксары, 2004. - Вып. 5. - С. 17-20. 5. Алиева, Т. Чтение VS информация / Т. Алиева // Обруч: образование, ребенок, ученик.- 2015.- № 2. - С. 11-15. - ISSN 2308-7498 Формирование художественного вкуса и интереса к чтению у детей. 5. Андриянова Г. Орловская строка в биографии Гайдара: конкурсы, литкроссинг и квест-игра / Г. Андриянова // Библиотечное дело. – 2015. - № 4. – С. 22 – 25. История и день сегодняшний филиала № 14 им. А. П. Гайдара ЦБС г. Орла. 6. Банина, Т. Буктрейлер: смотреть нельзя читать / Т. Банина // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 24. - ISSN 2308-7498 . - (Непрерывное образование). Участие дошкольников в конкурсе буктрейлеров "В ракурсе - книга! ", организованном Североморской централизованной библиотечной системой. 7. Барсукова Н.Н. Современная сельская библиотека в жизни ребёнка // Библ. жизнь Кузбасса. - Кемерово, 2006. - Вып. 4 (54). - С. 45-51 ; То же [Электронный ресурс].- URL:http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/part/search.php?id=1544&r=2(24.03.2014). 8. Белогорцева, А. Г. Новации в деятельности библиотек по продвижению книги и чтения / А. Г. Белогорцева. – Режим доступа : http : //chaltlib.ru/articles/Library/natsionalnaya_programma_ podderzhki_i_razvitiya_chteniya 9. Боровкова, Т. Л. Проект "Наши фишки - новые книжки!" / Т. Л. Боровкова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2015. - № 3. - С. 41-54. - ISSN 1727-6772 . - (Конкурс авторских проектов). Разбор проекта – лауреата 3 конкурса авторских проектов "Слово менеджерам культуры". Вариант привлечения детей и подростков к чтению современной литературы. 10. Бубекина Н.В. Сельские дети и библиотека // Сельская библиотека на путях выхода из кризиса : сб. тез. докл. и выступлений к Межрегион. науч.-практ. конф. (12-14 нояб. 2002 г., Санкт-Петербург) / [сост. Л.Н. Михеева и др.]. - СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. - С. 34-37. 11. Буракова Е. Летний марафон книгочея: программы чтения как эффективная форма продвижения детской книги / Е. Буракова, Т. Круглик // Библиополе. - 2010. - № 9. - С. 39-41. 12. Быстров Н. «Борьба за читателя. Современные библиотеки становятся досуговыми центрами» /Я читаю Настоящее - 2006 - № 14 (3-9.4) - с. 6 13. Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март - с.1 14. Вааг, И. От точки до буквы / И. Вааг // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 38-39. - ISSN 2308-7498 . - (Беседка) Мастер-классы по книгам детского издательства "КомпасГид". 15. Вострикова, Т. В. В поисках книжных сокровищ / Т. В. Вострикова, З. Н. Буренко // Современная библиотека. - 2015. - № 1. - С. 78-80. - ISSN 2072-3849 . - (Опыт). Мероприятия Тульской областной детской библиотеки, прошедшие в рамках специального проекта "Библиосумерки" Всероссийской социально-культурной акции "Библионочь - 2014". 16. Горецкий В.Г., Тикунова А.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод, пособие.- М.: Дрофа, 1996.- 160с. 17. Горецкий В.Г., Тикунова А.И. Чтение.- М.: Новая школа, 1994.- 48с. 18. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая А.А. Когда книга учит II 2-е изд., доп.- М 19. Демченко Ю.А. Привлечение к чтению краеведческой литературы подростков и юношества // Книга и чтение в жизни южноуральского села : материалы социол. исслед. и регион. науч.-практ. конф., Челябинск, 28 нояб. 2005 г. / [сост. Н.И. Шпади ; ред. Л.М. Маслова, Г.Д. Куцева]. – Челябинск : [Б. и.], 2006. - С. 58-64. 20. Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38. 21. Дронова, Н. На волшебной полке / Надежда Дронова, Татьяна Рубцова // Библиотека. - 2015. - № 5. - С. 74. - ISSN 0869-4915 . В статье рассказывается о работе Нижнетагильской центральной детско-юношеской библиотеки (Свердловская область) в рамках акции "Везде и всюду читать я буду! ", которая проводилась в течение 2015 года в целях поддержки чтения и привлечения населения в библиотеку. 22. Жданова Р.А. Формирование мотивации у младших школьников: Автореф. дисс. кавд. пед. наук.- М., 1972.- 15с. 23. Иванова, И. Аптека или библиотека? / И. Иванова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 40-42. - ISSN 2308-7498 . - (Школа здоровья). Библиотерапия для дошкольников. 24. Иванова, О. Любовь к классике: это возможно?.. / О. Иванова, Ю. Туркина // Современная библиотека. - 2015. - № 6. - С. 60-63. - ISSN 2072-3849 . - (Опыт). Основные моменты межрегиональной научно-практической конференции "Отражение культурного наследия России в детском чтении: организация работы библиотек, обслуживающих детей, с русской классической литературой и книгами культурноисторической направленности", организованной Ярославской областной детской библиотекой им. И. А. Крылова. 25. Инновации. – Режим доступа : http://страна-читалия.РФ/?f_ n=46 26. Кабачек, О. Л. Влияние библиотечных программ на уровень читательского развития школьников / Оксана Леонидовна Кабачек // Библиотековедение. - 2013. - № 6. - С. 60-65. - ISSN 0869-608Х - (Человек читающий). 27. Козырева, Н. Теремок сказок / Н. Козырева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 21-23. - ISSN 2308-7498 . - (Непрерывное образование). Игровые занятия для дошкольников по созданию сказочных историй с использованием приемов творческого мышления. 28. Колодникова Е.Н. "Книгомания" акция по продвижению чтения и привлечения читателей (Популяризация чтения в библиотеках) // Создадим страну читателей : [по материалам региональных конкурсов "Алмазный ключ", "Сельская инициатива"] / Перм. краев. Форум кн. Краснокамск 2007 ; сост. Т.В. Виноградова. - Пермь : Перм. гос. краевая универс. б-ка, 2007. - С. 32-42. 29. Кудрявцев, В. Почему они не читают? / В. Кудрявцев, О. Маховская // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 18-20. - ISSN 2308-7498 . Социальные и психологические причины потери интереса к чтению у современных детей. 30. Кузменкова Е. Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет [Электронный ресурс] / Е. Кузменкова, Г. Рысина // Дошкольник: всероссийское сетевое издание : [сайт]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru/pedagogika/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.02.2016). 31. Ланик, Т. В. Погружение в классику : из опыта работы литературнопросветительского лектория / Т. В. Ланик, Э. А. Бажанова // Библиотечное дело. - 2014. - № 2. - С. 7-10 . - (Воспитание чувств). О работе литературно-просветительского лектория "Акцент на КЛАССИКУ! " Ставропольской краевой детской библиотеки им. А. Е. Екимцева (цикле мероприятий по творчеству русских писателей XIX–XX вв. ). 32. Лебедева, Т. Г. Перемены идут в реале и виртуале / Т. Г. Лебедева // Современная библиотека. - 2015. - № 5. - С. 38-41. - ISSN 2072-3849 . - (Опыт). Опыт работы Центральной городской детской библиотеки им. А. М. Горького г. Челябинска. 33. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем/ А.В.Левин – Москва, 1994. – 191с. 34. Лизинский, В. М. Как вернуть детей в мир книги / В. М. Лизинский // Воспитание школьников. - 2015. - № 5. , 6- С. 30-35. - ISSN 0130-0776 . Методические рекомендации по приобщению детей к чтению. Алгоритмы проведения и темы литературно-ориентированных конкурсов, турниров, экспедиций и других мероприятий и дел, в которых каждый ребенок сможет найти занятие по душе. 35. Литература для детей: новое и интересное / Т. Рик [и др.] // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 3-7. - ISSN 2308-7498 . - (Проблема). На вопросы Круглого стола, посвященного современной детской литературе, отвечают детские писатели. 36. Логинова, А. А. Книжный квест: интереснее, чем на продленке / А. Логинова // Современная библиотека. - 2014. - № 9. - С. 42-44. - ISSN 2072-3849 . - (Идея). Проведение Библиотечным центром "Екатеринбург" книжного квеста, посвященного детской литературе и детскому чтению. 37. Макеева, Н. Точка удивления / Н. Макеева // Современная библиотека. - 2015. - № 3. - С. 86-91. - ISSN 2072-3849 . - (Чтение). Саратовская областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Пушкина подготовила и провела областной конкурс "Читающий город детства". 38. Мальцева И.В. Сельская библиотека и её читатель: грани просвещения и образования // Павленковская библиотека : материалы V Библ. павленк. чтений / [сост. О.В. Птиченко]. – Екатеринбург : Свердл. обл. универс. науч. б-ка, 2004. - С. 52-55. 39. Мальцева И.В. Сельская библиотека и её читатель: грани просвещения и образования // Павленковская библиотека : материалы V Библ. павленк. чтений / [сост. О.В. Птиченко]. – Екатеринбург : Свердл. обл. универс. науч. б-ка, 2004. - С. 52-55. 40. Матвеева, Е. Детская библиотека как центр творческого становления подрастающей личности [Электронный ресурс] / Е. Матвеева // Детская и юношеская литература: творческое агентство «Вперед к мечте»: [сайт]. - Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.detlit.ta-vkm.ru/libraries. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.02.2016). 41. Мозелова Я.И. Сельская библиотека в эпоху реформ // Библ. дело. – 2009. - № 3 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bibliograf.ru/issues/2009/2/119/0/889/(24.03.2014). 42. Николаева Л.В. Читающие дети - надежда села // Книга и чтение в жизни южноуральского села : материалы социол. исслед. и регион. науч.-практ. конф., Челябинск, 28 нояб. 2005 г. / [сост. Н.И. Шпади ; ред.: Л.М. Маслова, Г.Д. Куцева]. - Челябинск : [Б. и.], 2006. - С. 54-57. 43. Панфилова, О. Международный флешмоб: читают все! / О. Панфилова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2014. - № 5. - С. 18-20. - ISSN 2308-7498 . - (Непрерывное образование). Подготовка и проведение флешмобов для дошкольников в детском саду по книге Л. Бемельманса "Мадлен в Лондоне" и сказке "Василиса Прекрасная". 44. Первушина И. Театр книги "Синяя птица" как способ привлечения к чтению // Библиополе. - 2009. - № 9. - С. 28-30. 45. Придумай продолжение любимой книги // Современная библиотека. - 2015. - № 6. - С. 8-9. - ISSN 2072-3849 . - (Внимание: новый проект). Проведение общероссийской акции "Придумай продолжение любимой книги" для популяризации качественной детской литературы и развития творческих способностей у детей. 46. Пшеницына, Н. В. "Нашу Дюймовочку показывают!" / Н. В. Пшеницына // Современная библиотека. - 2015. - № 6. - С. 69-71. - ISSN 2072-3849 . - (Опыт). Опыт проведения Централизованной библиотечной системой г. Барнаула литературной олимпиады по чтению для детей "Сказочный мир Х. К. Андерсена". 47. Светловская Н. Законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. с. 11–18. 48. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения / Н.Н.Светловская – Москва, 1991. – 200с. 49. Светова, С. Приглашает "Бампер" / С. Светова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 8-10. - ISSN 2308-7498 . - (Школа начальников). Реализация социального проекта "Детский книжный автобус "Бампер", направленного на продвижение детской книги и детского чтения в городах России. 50. Свирина, Н. М. "Цифровое" чтение или шелест страниц? / Наталья Михайловна Свирина // Литература - Первое сентября. - 2012. - № 1. - С. 9-11. - (Беседы о литературе). Тема книги и чтения на страницах художественной и мемуарной литературы. Как построить беседу с детьми о книге и чтении. 51. Сельская библиотека - центр чтения : опыт библиотек - победителей областного конкурса на лучшую организацию работы сельских библиотек в поддержку книги и чтения / Нижегор. гос. обл. универс. б-ка им. В.И. Ленина. — Н. Новгород : [Б. и.], 2006. — 57 с. 52. Сельская библиотека - центр чтения: опыт библиотек - победителей областного конкурса на лучшую организацию работы сельских библиотек в поддержку книги и чтения / Нижегор. гос. обл. универс. б-ка им. В.И. Ленина. — Н. Новгород : [Б. и.], 2006. — 57 с. 53. Сергеева Д. М. Роль художественной литературы в развитии личности ребёнка [Электронный ресурс] / Д. М. Сергеева; БУК «Областная библиотека для детей и юношества» [сайт]. - Электрон. дан. – Режим доступа: : http://oubomsk.ru/index/0-103– Загл. с экрана. – (Дата обращения: 18.02.2016). 54. Смирнова, О. Приобщение к словесному искусству / О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 25-33. - ISSN 0012-561X . - (Год литературы - 2015). 55. Смутнева Е. Г. Книжный шкаф поколения Next / Е. Г. Смутнева // Современная библиотека. - 2015. - № 5. - С. 30-33. - ISSN 2072-3849 . - (ИКТ). Дистанционное обучение библиотекарей и педагогов по созданию электронных читательских дневников прошло в рамках межрегионального сетевого библиотечного проекта "Книжный шкаф поколения Next", созданного для продвижения детского чтения. 56. Смутнева Е.Г. Роль сельской библиотеки в организации семейного и школьного чтения: тренинг-семинар // Учиться, чтобы учить : сб. материалов в помощь методисту. - Новосибирск, 2003. - С. 71-84. 57. Смутнева Е.Г. Роль сельской библиотеки в организации семейного и школьного чтения : тренинг-семинар // Учиться, чтобы учить : сб. материалов в помощь методисту. - Новосибирск, 2003. - С. 71-84. 58. Соминова Г. Попытка исследования круга чтения сельской интеллигенции // Библиотека. - 1995. - № 4. - С. 48-51. 59. Сорокина, Н. "Талант читателя надо открыть... ". Библиотека - центр интеллектуально-творческой самореализации детей и подростков / Наталия Сорокина // Библиополе. - 2011. - N 8. - С. 10-13. - (Слово - руководителю) (На миру) Обзор деятельности Тамбовской ЦДБ по руководству чтением детей и их интеллектуально-творческому развитию: работа Школы радостного чтения и Творческой лаборатории книги; массовые мероприятия. 60. Суслова, Н. "Иван Царевич, давай дружить!" : послания любимым персонажам // Наталья Суслова // Библиотека. - 2015. - № 7. - С. 46-48. - ISSN 0869- 4915 . - (Территория чтения). 61. Суслова, Н. Т. В подарок Кощею телефон "Самсунг" / Н. Т. Суслова // Современная библиотека. - 2015. - № 9. - С. 89-91. - ISSN 2072-3849 . - (Чтение). 62. Сычева, Н. Нерв научной работы. Конкурсный набор источников информации / Н. Сычева // Библиотека. – 2011. - № 2. С. 41 – 44. 63. Тарарушкина, Т. В. Фантазии, проказы и озорные затеи : программа литературного развития детей дошкольного возраста / Татьяна Владимировна Тарарушкина // Библиотечное дело. - 2014. - № 2. - С. 15-17. - (Воспитание чувств). О программе литературного развития детей дошкольного возраста "Расти с книгой, малыш" Тульской областной детской библиотеки. 64. Тихомирова И. И. "В них есть добро, любовь и счастье" (Творческое чтение сказок)/ И Светловская Н. Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению/ Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2005. - N 4. - с.8-15 (Продол. № 5, 6). И. Тихомирова // Начальная школа: плюс до и после. - 2003. - N 8. –с.34 65. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004 66. Тихомирова, И. Чтение как творчество и воспитание? / И. Тихомирова // Искусство в школе. - 2014. - № 2. - С. 21-24. - ISSN 0859-4956 . - (Вопросы художественной педагогики). Размышления о том, что такое чтение вообще и творческое чтение художественной литературы в частности. 67. Трофимова, С. В библиотеку! / С. Трофимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 2. - С. 44. - ISSN 2308-7498 . - (Калейдоскоп). Дидактическая игра для ознакомления с устройством библиотеки, придуманная сотрудниками дошкольного отделения лицея № 1557 г. Москвы 68. Трунова, Т. Пестрая радуга из переплетов / Татьяна Трунова // Библиотека. - 2015. - № 2. - С. 42-45. - ISSN 0869-4915 . - (Территория чтения). В статье рассказывается о том, как Орловская детская библиотека имени М. М. Пришвина ежегодно проводит рекламную акцию "Книжная радуга на улице Московской" в Общероссийский день библиотек. 69. Тюкачева, А. А. Праздник королевы книг / А. А. Тюкачева] // Современная библиотека. - 2015. - № 3. - С. 82-85. - ISSN 2072-3849 . - (Опыт). Мероприятия Центральной городской детской библиотеке г. Котласа 70. Тюшина, Е. Писатели нашего детства / Екатерина Тюшина // Библиотека. - 2015. - № 2. - С. 31-41. - ISSN 0869-4915 . - (Издательский репертуар: век минувший, век нынешний). Как развивалась детская книжность в советский период и в последние годы? Какие произведения заслуживают интереса и внимания? Как со временем меняется отношение писателя к ребенку и ребенка к книге? 71. Усольцева А. Детский театр на сельской ниве: [привлечение детей к чтению через театр в б-ке] // Там же. - 2003. - № 1. - С. 25-27. 72. Чтение детей в условиях сельской местности : сб. информ.-метод. материалов / сост. Л.Ф. Буничева, ред. Е.В. Широбокова. — Н. Новгород : НГОДБ, 2003. — 52 с. 73. Эсмантов, Д. С. Тренинг познавательного интереса / Д. С. Эсмантов // Современная библиотека. - 2015. - № 6. - С. 82-86. - ISSN 2072-3849 . - (Кейс). Библиотечные тренинги для детей и подростков по продвижению чтения и популяризации книг. 74. Юрова, И. Чудо в подарок / Ирина Юрова // Библиотека. - 2015. - № 1. - С. 36-37. - ISSN 0869-4915 . - (Книжкины недели). Опыт проведения Недели детской и юношеской книги в Чапаевской центральной библиотеке имени В. Н. Бондаренко. 75. Якунчикова, К. Н. Wi-Fi на языке классики : пройди квест - узнай пароль / Ксения Николаевна Якунчикова // Библиотечное дело. - 2015. - № 5. - С. 30-31 . - (Библиотеки закрытого города). О реализации проекта "Wi-Fi на языке классики" Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского г. Сарова.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1.Понятие читательского интереса. В переводе с латинского термин «интерес» означает «иметь значение». «Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять» по С.И.Ожегову. Василий Александрович Сухомлинский писал: «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего, должно быть ему интересным». Смысл термина «интерес» в педагогической психологии довольно пространное: это понятие применяется чтения таких представлений как «интерес», «любознательность», «сосредоточение», «компетентность», «желание», «мотивация». Рассмотрим понимание интерес, как эмоциональное переживание познавательной потребности. Любопытно то, что эмоционально существенно. Общеизвестна колоссальная роль литературы и чтения в воспитании личности. Сильным средством развития учащегося является художественная литература и соответственно обогащает внутренний мир человека. Именно в начальной школе на уроках чтения зарождается любовь к литературе. Приобщить ученика к литературе, воспитывать у него влечение к чтению книг вообще надлежит непосредственно на начальной ступени обучения. Малыш, поступая в школу, уже любит рассказы, сказки, стихи, но понемногу у него уменьшается заинтересованность к чтению художественной литературы. Эта ситуация во многом определена ненадлежащим преподнесением чтения в школе. Образовательное учреждение вооружает ученика навыком чтения, т.е. воспитывает в нем чтеца. Но этого крайне мало. Все младшие школьники в итоге овладеют техникой чтения, безусловно все способны прочитать предложенный текст, а без побуждения со стороны детских книг читать не хотят. А это означает, что уже на этапе развития навыков чтения образовательное учреждение обязано воспитывать деятельного, вдумчивого читателя. Большую роль в жизни ребенка играет чтение, вырабатывает у него предопределенное мировоззрение, установленные нормы поведения и художественный вкус. Великие писатели, мыслители, деятели педагогики и психологии, методисты: Л.Н. Толстой, М. Горький, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили, Н.Н. Светловская, Л.И. Белонькая, Л.А. Николаева, З.И. Романовская, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, и др. в своих трудах углубленно и основательно анализируют такие важнейшие стороны данного вопроса, как предназначение чтения, литературы в деле формирования растущего поколения, проблемы психологической природы детского чтения, линии формирования читателя. Все же итоги данных изучений представляют, что вопрос воспитания интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в абсолютной мере как в теоретическом, так и методическом плане. Будет ли чтение сильным орудием обогащения собственного и общественного опыта ребенка, a также средством его самопознания и формирования, сложится ли у него не только заинтересованность, а надобность в чтении книг, зависят от ситуаций обучения, устремленных на развитие личности и начал читательской культуры. Формирование крепкого навыка свободного, осознанного, правильного и выразительного чтения является важнейшей задачей начальной школы что, несомненно, значимо, но недостаточно. Развитие навыка чтения уже на начальном этапе обучения надлежит обосновываться на возникновении и воспитании интереса к чтению; данный процесс надлежит создавать на различном материале, учитывая психологические особенности ребенка; в обучении чтению нужно объединить в одно целое процессы образования навыков чтения и появления внимания к чтению, подсоединяя их в всеобщее воспитание ребенка. Заинтересованность к чтению с самого основания обязано применяться как средство решения познавательных задач. Но появление интереса неосуществимо без крепкого навыка чтения. В свою очередность, навык чтения не образуется без познавательного интереса к формированию этого навыка. Эти два явления так крепко связаны, что их сложно разделить. Поэтому появилась потребность выучить эти явления во взаимообусловленной целостности и образовать систему обучения, которая обеспечит появление и формирование интереса к чтению в процессе воспитания навыка чтения. В методической литературе понятию "процесс чтения" дается такое толкование, но мне хочется рассмотреть такое пояснение: чтение - это, в конечном итоге, постижение прочитанного. Надо заметить, что отдельные просветители пытаются дать более широкое, полное определение процесса чтения. Исследователи признают важнейшее значение осознанного чтения, при котором слова и фразы становятся носителями содержания и приобретают способность волновать читателя потоком представлений, образов, картин, мыслей, чувств, влечений. Чем увереннее человек обладает техникой чтения, тем незначительнее он уделяет интерес техническому прочтению текста. Первостепенное условие обучения чтению выражается в том, чтобы ребенок как можно скорее овладел техникой чтения, чтобы данный процесс стал для него приятным, удовлетворяющим его познавательные интересы. Несомненно, овладение техникой чтения трудоемкий и длительный процесс, который требует от ребенка немалых стараний, многие исследователи старались облегчить учащемуся эту тяжесть, формируя оригинальные системы обучения чтению следует применять большого союзника обучения - интерес. В современном мире имеется два течения обучения чтению младшего школьника: воспитание читателя и приобщение к художественной литературе как особенному виду искусства. Хочется верить, что именно библиотекари способны синтезировать эти направленности при организации уроков литературного чтения. Формирование навыка чтения проходит четыре ступени: Первая ступень – знание звуков и букв (старший дошкольный возраст и добукварный и букварный периоды обучения грамоте); Вторая ступень – слоговое чтение (обучение грамоте); Третья ступень – овладение целостных приемов чтения (3-4 классы); Четвертая ступень – синтетическое чтение Чтение преследует разные цели: - знакомство с кем-нибудь или с чем-нибудь; - следование поставленной установке; - поиск необходимого материала; Под чтением разумеется : - восприятие текста; - работа с текстом; Виды чтения: - просмотровое; - подробное; - вслух; - выборочное; - про себя; Чтение – это гораздо больше, чем машинальное складывание слогов, слов и предложения. Чем больше к моменту чтения у ребенка накопилось личного проникновенного и прочувствованного опыта, с которым он может связать значение прочтенных слов, тем по большей части эти слова для него означают. «Настоящая любовь к книге – это любовь к исследованию мира – знанию о мире. Это книга великого путешествия», писал В.Шкловский. Чтение наверно можно сопоставить с основной дорогой в стране знаний. Все следующие обучения – математике, истории, биологии – будет сформировано, на умении постигать написанное, использоваться язык, на его способности выделять значение письменного текста. Видеть, понимать за прочтенным текстом присутствие личности автора, со свойственным только ему восприятие мира и осмыслением окружающего мира, с присущей ему гаммой ощущений, чувством жизни и взглядом к ней – неизменное свойство умения читать. Эмоция автора, осознание автора, принятие или неприятие его взглядов – подлинная культура чтения. Созидательным чтением двигает пытливость. Предназначение работы преподавателя – содействовать перерастанию пытливости в любознательность, в познавательную деятельность, пособлять учащемуся, не запоминать фактов, а искать их логику, обусловленность, причины. Таким образом, исподволь складывается привычка и навык полноценного осознанного чтения и образованный, внимательный читатель. Мыслимо ли это в раннем школьном возрасте? И можно, и нужно. Детское «Почему?» - подтверждение активной познавательной работы ума и сердца, внимания к миру в целом. Немаловажно помнить, что чтение, стимулируемое пытливостью, целеустремленным интересом, педагогически более важно, потому что для учащихся становится деятельностью увлекательной и приятной. Работа по воспитанию читательского интереса реализовывается посредством уроков литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с сельской библиотекой, чтение в семейном кругу, литературные праздники. Над вопросом воспитания читательского интереса работали и продолжают работать многие ученые, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова. Читая книгу, ребенок познает мир, он представляет себя в этом мире, он сочувствует героям (не единый малыш лил слёзы над зайкой, которого прогнала плутовка лиса из лубяной избушки; а как сочувствовал малыш Буратино, чтобы не достался золотой ключик Карабасу Барабасу?). Грэм Грин писал: «Только в детстве книга действительно влияет на нашу жизнь. Далее мы восхищаемся ею, получаем от нее удовольствие, возможно, благодаря ей меняем свои взгляды, но главным образом находим в книге только подтверждение тому, что в нас заложено….»13. Чтение – это общение читающего с исписанной страницей. В сущности, чтение для ребенка – это странствие как бы в теле и глазами героев известных произведений; беседуя с малышом, устремляя его внимание на настоящую Страну Чудес, которая обступает его повсюду – дома, на кухне, на улице, - эти герои раскрывают ему чародейство человеческого языка. Художественная литература содействует целеустремленному литературному формированию личности. В.А. Левин подразумевает литературное развитие как одно из потребных ситуаций становления человека современного образования, самостоятельно создающего свою жизнь и расплачивающегося за свои действия перед людьми и совестью. Младшие школьники учатся постигать на примерах элементарных, доступных рассказов содержание произведения, его центральную мысль, познакомятся с главными лицами, их характерами и действиями, оценят разные поступки. В простой форме дети принимают представление об изобразительных орудиях языка художественных творений. ''На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни''. И вправду, художественная литература является значительным средством знакомства с окружающим их миром. Знания, которые приобретают дети при чтении художественных литературы – об окружающем мире, о своих ровесниках, об их жизни, развлечениях, приключениях, о природе и ее _________________________________ 13 Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март - с.1 охране, начальные познания из истории нашей Родины – помогает накапливанию социально-нравственного опыта ребенка. Уроки литературного и внеклассного чтения дают большой потенциал для познавательного развития и творчества детей. Это и обсуждение прочитанного произведения, его театрализация, различные конкурсы и викторины, занимательные игры. Они проходят увлекательно, дают значительный эмоциональный заряд. Литературоведы, как Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей привнесли большой вклад в развитие системы внеклассного чтения. Неоценимо влияние в воспитании читателя и библиотеки. Вероятно, что вызвать интерес ребят к творческому чтению способны лишь люди творческие, сами ощущающие радость от общения с книгой. Наша сельская и школьная библиотеки – это особенная педагогическая среда, а библиотекари в своей профессиональной деятельности являются источником информации. Это они развивают детей и воспитывают их. «Человек – это итог прочитанного, и если в детстве он не встретится с хорошей книгой, в будущем он не станет личностью», писал М.Слабошпицкий. Успех воспитания читательского интереса у младших школьников зависит и от чуткости в проблеме этой задачи родителей. Детям необходимо «читающее» окружение, книжное общество. Лишь тогда появляется желание читать. Творческая активность, свойственная младшим школьникам, содействует воспитанию интереса к чтению. Проведение игр, конкурсов, викторин, театрализованных постановок по литературным произведениям нужно смело включать в решение поставленных задач. В современном обществе многие семьи утратили интерес к чтению в кругу семьи. Телевизор, компьютер, сотовые телефоны заменили наслаждение прочесть книгу ребенку, читать целой семьей, обсуждать тревожащие строки, поступки героев. Это к большому счету сказывается на благополучном учении детей, и конечно в начальной школе тоже. Поступая в школу, малыш на вопрос педагога: «Какие ты знаешь стихотворения Агнии Барто?» с изумлением смотрит, в первые будто слышит имя этой поэтессы. Зачастую детвора поражаются элементарной народной сказке «Три медведя». Дети не могут не только пересказать сказки, но и устно составить предложения из трех-четырех слов. Всё это итог того, что чтение у нас насколько отошло на задний план. А ведь чтение – это только лишь вершина «айсберга», которая виднеется над водой. Это электрический ток, связывающий мысль ребенка с прочитанным словом. Чтение крепко соединено с предшествующим опытом малыша и обнаруживается отображением окружающей действительности. Оно формируется: из личности; взгляда на книги; мышления; эмоций; словарного запаса слов; самостоятельности; уверенности в себе; отношений к родителям – и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка. 1.2. Особенности читательских интересов младших школьников. У младшего школьника (7-9 лет) происходит весьма бодрое формирование эмоциональной сферы, так именуемого чувственного ума. Концентрируя немалый интерес на эту способность можно достигнуть большой результативности в домашней работе по литературному чтению. На основе позитивных эмоциональных волнений возникают и укрепляются необходимости и влечения человека. Собственно в раннем школьном возрасте крошечными шажками протекает скапливание эмоций и переживаний. За это учащиеся отыскивают в чтении увлекательности, ярких позитивных эмоций. Их воображение занимают остросюжетные тексты, геройские поступки выглядят нормой жизни, а дорогие герои - это, прежде всего, герои воздействия. Для младшего школьника необходимы тексты, которые помогают им изумляться. Умение восхититься событием, явлению, человеку для ребёнка очень полезна: из изумления появляется влечение к жизни, жажда знания, способность увидеть восхитительное и ценить его. Пренебрегая литературные увлечения ребенка данного возраста, можно на длительные время «убить» в них вообще интерес и к художественной литературе и в частности к чтению вообще. Итак, какие же особенности чтеца младшего возраста надлежит учесть при подготовке к учебному процессу? 1. Юный чтец откликается на произведение главным образом эмоционально. Душевные волнения детей, связанные с произведением, - ценность редкая для начальной школы. О значимости для учащихся умения переживать, волноваться говорилось много раз. Припомним знаменитые слова В. Г. Белинского, полагавшего, что важнейшее в процессе чтения, чтобы ребенок как можно "больше переживал": "Пусть поэзия слова действует на них, как музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время". В. Г. Белинский. 2. Следующее умение юного чтеца - сопоставление художественного мира и истинного. Данный этап в формировании читателя зовут возрастом "наивного реализма". Это проявляется во взгляде на героев как к истинному, настоящему; в выражении доверчивости к его описанию. Размышляя абстрактно, ребята неизменно пристают с вопросом: "А это на самом деле было?" 3. Надо подметить присутствие у юных читателей отзывчивости к слову и к художественному замыслу. Младший школьник зачастую реагирует на такие психологические подробности, которые старшие подчас не подмечают. 4. Характерно только младшим школьникам способность вживаться в образ. 5. Следующая особенность юного читателя - умение не реагировать на художественную форму. Эти качества осмысления текста и являются поддержкой в процессе воспитания у них влечения к интересному тексту, а значит и к уроку литературного чтения. На уроке нужно дать понять учащимся, что чтение – это есть общение, разговор читателя и автора. Но это общение не прямое, а общение посредством произведения, написанного автором. Библиотекарь должен следовать тем предписаниям, что в художественном тексте значимо не только то, что сочинено, но и как написано, при содействии каких средств, то учащиеся непременно сосредоточивать внимание на художественную форму текста, которая значительнее в художественной речи, чем в обыкновенном диалоге. Присутствие такого умения восприятия учащихся как положительного отзыва на текст будет точкой возникновения занимательного процесса — процесса совместного творчества писателя и юного чтеца. "Самые полезные книги, те, половину которых учреждает сам читатель; он разомнет мысли, зародыш которых ему предлагают; он поправляет то, что ему кажется неверным, он подкрепляет своими знаниями то, что, по его понятию, слабо" (Франсуа Вольтер, французский писатель, философ-просветитель XVIII века). Задача библиотекаря — сохранить за младшим школьником право на редкость его восприятия, не угнетать её, а отталкиваться от неё и опереться на неё» Ибо по присутствию данных качеств можно определять, какова личность ребёнка, каков его созидательный настрой. Привлечение учащихся в библиотеку, пробуждение и развитие интереса к книге и чтению – это одна из главных задач сельских библиотекарей. Но библиотека в прежнем понимании этого слова, без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения». Теперь юного посетителя в библиотеке интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с подрастающим поколением невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования. Информационно-коммуникационные технологии навсегда изменили привычную деятельность наших библиотек и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Информатизация – это не самоцель, а средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки. Необходимо активно использовать технологические изменения, которые произошли за последние годы в наших библиотеках, чтобы стать более необходимыми, своим читателям. Библиотеки для детей в силу объективных причин стоят еще на пороге процесса информатизации. Это вселяет большую тревогу. В условиях современного информационного общества, когда количество информации удваивается каждые пять лет, доступ к необходимой информации чрезвычайно сложен даже для взрослого человека. Но особенно трудно ориентироваться в потоке информации детям. На пути ребенка к заветной книге - ряды ящиков с каталожными карточками, формуляры, требования и отказы, море бумаг. Традиционное библиотечное обслуживание отталкивает детей своей загруженностью и догматизмом. Один из реальных способов изменить сложившуюся ситуацию - это компьютеризация библиотек. И наше глубокое убеждение - начинать этот процесс необходимо именно с сельских библиотек и библиотек для детей и юношества. Во-первых, для того, чтобы сократить путь ребенка к книге и с помощью современной техники обеспечить доступ к книгам, знаниям, к бесценной памяти человечества, хранилищами которой являются библиотеки. Это очень важно для воспитания и образования детей, от этого зависит уровень культуры общества в целом и дальнейшее развитие общества. Еще один аргумент в доказательство тому, что компьютеризацию библиотечных технологий необходимо начинать с детских библиотек, - это то, что юные читатели, общаясь с компьютерами в библиотеке, будут готовы к работе с нею в будущем. Сельская библиотека, оснащенная современной информационной и компьютерной техникой, воспитывает активных пользователей информации, умеющих работать с ресурсами новых типов и форм. Кроме того, появление компьютеров в библиотеке косвенным образом меняет характер общения юных читателей с библиотекой. Библиотека, где есть компьютеры, станет более привлекательной, особенно для детей, и обязательно привлечет новых читателей. Можно легко применить новые информационные продукты – мультимедийные (электронные презентации, виртуальные викторины, выставки, экскурсии). Залог успеха проведения массовых мероприятий с применением подобного рода информационных продуктов заключается в особенности восприятия информации современными детьми и подростками, получать сведения сразу по нескольким каналам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Входит в повседневную жизнь наших библиотек и становится обыденным делом работа с электронной почтой; сетевые проекты, телекоммуникационные олимпиады; работа в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами; работа с электронным каталогом библиотеки; издательская и проектная деятельность. Организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств – таких как: телемосты, виртуальные конференции, круглые столы, литературные гостиные с презентациями, библиотечные проекты – способствует формированию образа библиотеки как современного образовательно-культурного и информационного центра. Новейшие информационные технологии делают наши библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового поколения», и позволяют выполнять библиотекарям свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте. Кроме того появились совершенно новые формы информационного обслуживания читателей. Это чтение электронных книг и журналов. В настоящее время с экрана дисплея могут быть прочитаны многие книги, которых нет в фонде библиотеки, выпуски электронных журналов. Даже в таком измененном общении с книгой задача воспитания информационной культуры не теряет своего значения. Хочется отметить, что все эти виды деятельности, ставшие возможными благодаря компьютеризации, выполняют несколько важных функций: • привлекают внимание к книге и чтению; • активизируют и поддерживают читательский интерес; • способствуют формированию образа сельской библиотеки как главного образовательно-культурного и информационного центра; • формируют у учащихся информационную культуру, служат более качественному усвоению полученных информационных знаний и навыков; • обеспечивают библиотеку качественной печатно-рекламной продукцией и позволяют использовать лучшие её образцы в библиотечных мероприятиях и оформлении Информационно-коммуникационные технологии и библиотечное сотрудничество позволит то, что ещё несколько лет назад казалось неосуществимым: всплеск читаемости среди подростков, активность самой «нечитающей» категории учащихся, интерес к библиотеке и тем событиям, что в ней происходят. Взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями выводит нашу библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень. Но миссия сельской библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал. Можно уверенно заявить – современные технологии, если правильно ими воспользоваться, отнюдь не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь ребенка к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Надо только с его помощью суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность на базе сельской библиотеки. Одним из главных путей воспитания культуры личности человека мы видим в его активном приобщении к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни в связи с популярностью Интернета, телевидения и некачественной литературы. Говорить о качественном приобщении детей к культуре чтения, книжной культуре достаточно сложно, т.к. государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей в России не предусмотрены показатели приобщения к культуре подрастающего поколения, а это ведет к тому, что органы власти всех уровней не рассматривают создание необходимой и достаточной культурной среды развития детства в качестве своих задач. Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Люди, читающие быстрее, схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Раскроем тенденции, которые библиотекари видят сейчас в детском чтении. К сожалению, имеется очень мало сведений о детском чтении, потому что социологические исследования в масштабах всей страны не проводились. Опыт показывает, ученик, который начал читать во время обучения грамоте, то в школьном коллективе он занимает видное место, уверен в своих силах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg