Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь типа воспитания и развития страхов в младшем школьном возрасте

irina_k200 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Цель исследования: установить, какие типы воспитания являются причиной развития страхов у младших школьников, для применения полученных данных с целью профилактики возникновения детских страхов. Объект исследования: детско-родительские отношения и детские страхи. Предмет исследования: взаимосвязь деструктивного типа воспитания и развития страхов в младшем школьном возрасте. Гипотеза исследования: деструктивный тип воспитания связан с развитием страхов детей в младшем школьном возрасте. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования и исходя из рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования: 1. Обобщить накопленные теоретические сведения по изучению деструктивных типов воспитания, как причины формирования страхов в младшем школьном возрасте; 2. Осуществить подборку психодиагностических методик, направленных на изучение типа воспитания и страхов младших школьников; 3. Определить выборку испытуемых; 4. Эмпирически изучить деструктивные типы воспитания, как причину формирования страхов у младших школьников; 5. Провести сравнительный анализ показателей и видов страха у девочек и мальчиков; 6. Сделать выводы по проблеме исследования; 7. Сформулировать заключение по итогам исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие Методы и методики исследования: 1. Теоретические методы анализа данных: - библиографический метод; - эмпирический метод; 2. Методики исследования: - опросник для родителей «Типы воспитания детей», автор А.И. Баркан; - тест «Страхи в домиках», авторы А. И. Захаров и М. А. Панфилова. 3. Статистические методы анализа данных: - анализ выборки; -количественный и качественный анализ; - для обоснования значимости различий между двумя выборками t- критерий Стьюдента; -корреляционный анализ полученных информационных данных с помощью критерия Спирмена. Эмпирическая база исследования: исследование было проведено на базе общеобразовательной школы № 65 г. Самары, даты проведения с 01.02.2020 по 03.02. 2020 года. Характеристика выборки исследования: в исследовании приняли участие 60 респондентов. Из них: 30 детей, 16 девочек и 14 мальчиков в возрасте 8-9 лет, из полных семей и 30 женщин в возрасте от 28-43 лет. Респонденты являются обучающимися 2 «А» и 2 «Б» классов МБОУ № 65 г. Самара и матерями данных детей. Выборка случайная. Испытуемые были разделены на две группы: дети и родители. Тестирование детей проводилось с согласия родителя. Диагностическое обследование детей и родителей проводилось индивидуально. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в нем результаты могут быть использованы для коррекции детско-родительских отношений, в практической деятельности психологов, классных руководителей начальной школы и родителями. Структура исследования соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы (42 источника), приложение.
Введение

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Вследствие этого проблема исследования посвящена вопросу взаимосвязи деструктивных типов воспитания на уровень и вид страха, профилактике возникновения страхов у младших школьников, которая мало используется в практике образовательных учреждений. Обоснование выбора темы определяется тем, что данная проблема в психологической литературе изучена мало и не систематически. В отечественных и зарубежных источниках можно найти лишь отдельные данные про влияние типа воспитания на развитие детских страхов (чаще встречаются сведения о детях раннего и дошкольного возраста), при этом не учитываются особенности современных детско-родительских отношений за последнее десятилетие. Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время, в связи со значительными переменами в социально-экономической и социально-культурной сферах, которые затрагивают современную семью, все более актуальной становиться проблема детских страхов. В последнее время специалисты отмечают рост страхов у детей (А.И. Захаров, Е.Б. Ковал?в, В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.). Младший школьный возраст -это психологически и социально особенный период жизни ребенка, это главный период вхождения ребенка в новые социальные отношения. Многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, рассматривали взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. По мнению авторов (В.С. Мухина, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Т.А. Репина и других) ребенок являясь чувствительной частью социума наиболее подвержен различным отрицательным воздействиям. В современном российском обществе значительно возрос процент неполных семей, развод и рождение ребенка вне брака становятся нормой. Как следствие, значительно возросло количество детей, воспитывающихся одним из родителей (как правило – мамой) и лишенных, в большей или меньшей степени, воспитательного влияния отца. Детерминантами страхов в семье являются неудовлетворенные потребности в привязанности, понимании, безусловной любви, физические наказания, запугивание, дефицит позитивного общения с родителями, тревожность родителей, гиперопека, страшные мультфильмы и сказки. Таким образом важно исследовать какой тип воспитания является неблагополучным, какие страхи формирует у младших школьников, помочь современным родителям сформировать гармоничное психоэмоциональное развитие ребенка. В данной работе мы опирались на концепции следующих авторов: Баркан А.И., Захарова А.И., Ильина Е.П., Обухова А.С., Посысоева Н.Н, Б.Эльконина.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические подходы к исследованию взаимосвязи типа воспитания и развития детских страхов в отечественной и зарубежной психологии 7 1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 7 1.2. Общая характеристика понятия «страх» в психологической литературе 13 1.3. Развитие и формирование страха у младших школьников 17 1.4. Значение семьи в возникновении страхов 21 Выводы по I главе 30 Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи типа воспитания и развития страхов в младшем школьном возрасте 33 2.1 Характеристика выборки, базы исследования и описания методик 33 2.2 Результаты исследования типа воспитания в семье младших школьников 36 2.3. Результаты исследования страхов младших школьников 39 2.4. Корреляционный анализ связи типа воспитания и страхов младших школьников 43 Выводы по II главе 45 Заключение 48 Список литературы 55 Приложение 1
Список литературы

1. Абрамова П. А. Общественные страхи: понятие, сущность и стратегии преодоления // Вестник ВЭГУ. Серия: Социально-общественные и экономические науки. 2013. № 1 (63) 2. Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: дис.канд.психол.наук/Л.С.Акопян.-Самара, 2002 3. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. – 3-е изд-е , изд-во. Питер, 2014. 4. Баркан А.И. Его величество ребенок, изд-во. Столетие, 2015 5. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). М. : Академия, 2016 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008 7. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Дисс. канд. психол. наук. М., 1986. 8. Выготский ЛС. Собрание сочинений-М., 1984 9. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. СПб., 1990. 10. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы и их лечение. Л., 1977. 11. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте// Возрастная и педагогическая психология/под редакцией Петровского М.: Просвещение, 1979 12. Данилова Е.Е. школьное детство, или младший школьный возраст// Практическая психология образования: учебное пособие/ под редакцией И.Е. Дубровиной 5-е изд-е. СПб.: Питер, 2016 13. Долгова В. И., Клочева Г. М., Бондарчук В. А. Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. 14. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 №5. 15. Демьянов Диагностика псиических нарушений. Практикум . Санкт-Петербург ,1999 16. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2007 17. Захаров А.И. Происхождение детский неврозов и психотерапия 18. Захаров А.И. Дневные и ночные страх у детей: изд-во Питер, 2015 19. Ильин П.Е. «Психология страха»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 20. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2016. 21. Колпакова А.С. Детские страхи у детей младшего школьного возраста: монография/ А.С. Колпакова- издательство Молодой ученый , 2014 г. - 22. Куприна Ю.П. Изотерапия и проблема социально-культурной адаптации/Ю.П. Куприна// Социально-экономические явления и процессы.-2012-№3) 23. Милюкова В.И. Экспериментальное исследование материнской и отцовской любви// Сб. научных трудов- аспирантов Курганского университета-Курган:КГУ, 2004 г 24. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. — Издательский центр Академия Москва, 2015. 25. Накохова Р.Р. Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами народного этноса и мифологии// Мир психологии 2015, №6 26. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. РЕЧЬ. Санкт-Петербург 2015. 27. Обухов А.С. Психология детей младшего школьного возраста-учебник и практика для бакалавров-М.-Юрайт-2016 28. Овчарова Е.В., Полина А.В Особенности проявления страхов у детей младшего школьников: монография – INTERNATIONAL JOURNAL OF EXPERIMENTAL EDUCATION №6, 2017 29. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. Изд-во Гном 2018. 30. Пиаже Ж. Психология интеллекта / пер. А. М. Пятигорского. СПб. : Питер, 2015 31. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.) 32. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014 33. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления.-2 –е изд./В.В. Сорокина-М.: Генезис, 2007 34. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника: учеб. Пособие. М.:Флинта; Наука 2016. 35. Чуприкова Н.И Умственное развитие: Принцип дифференциации. Спб: Питер, 2007 36. Шамилова Г. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М., 2006 37. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. / В.Б. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. 38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкиc В. Семейная психотерапия. СПб., 2016 39. Экман П. Психология эмоций./2-е изд-е, Питер, 2018 40. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студ. высших учеб. заведений-4-е, изд.-М. издательский центр «Академия» -2015 41. Эльконин Д.Б. К проблеме переодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. 1971, №4 с. 6-20] 42. Эриксон Э. Детство и общество/ Изд. Питер ,2019
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию типов воспитания как фактору развития детских страхов в отечественной и зарубежной психологии 1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста В современной отечественной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 6—7 до 9—10 лет, это психологически и социально особенный период жизни. При поступлении ребенка в школу, происходит изменение социального статуса ребенка, смена ожиданий и отношений в связи с этим со стороны значимых взрослых (родителей или лиц, их замещающих), появляется учитель, осваивается новый вид деятельности -учебная, осваивается внутренняя позиция ученика, строится новая система отношений со сверстниками. [23, с 309.] Согласно, Л. С. Выготскому дошкольное детство и младший школьный возраст имеют четкую социально определенную границу, определяя начало и конец этого возрастного периода именно сменой социальной ситуации развития. По сравнению с предшествующими возрастами в младшем школьном возрасте наиболее существенным фактором развития личности ребенка являются условия развития. [7, с.5]. Д.Б. Эльконин рассматривает младший школьный возраст как возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться. [41, с.6-20]. Ж. Пиаже выделяет возрастной период с 7 до 11 лет как отдельную стадию развития интеллекта — стадию конкретных операций, считая ее главным поворотным моментом в когнитивном развитии — переходом от детского к взрослому интеллекту [30, с.35-37]. По мнению Э. Эриксона, возраст 6-12 лет –это латентный период, так как любовь и ревность в этом возрасте находятся в скрытом состоянии, ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям; интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. При этом Э.Эриксон считает важной для этого возраста- психологическую задачу признания со стороны значимых взрослых, при этом позитивным выходом из этой стадии считает- трудолюбие, а негативным -неполноценность. [42, с.235 - 259] Младший школьный возраст называют вторым физиологическим кризисом, так как происходит интенсивное биологическое развитие детского организма -центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов. [5, с. 367] Согласно Л.С. Выготскому, период младшего школьного возраста- это период созревания высших психических функций (восприятие, память, мышление и речь), являющиеся произвольными (сознательно управляемыми) и опосредованными (между стимулами и реакциями возникает связь через стимул-средство или знак), сензитивный период для усвоения общеучебных знаний, умений, навыков. [8, с. 23] Ребенок младшего школьного возраста обладает развитым слуховым, тактильным, зрительным восприятием, способен к формированию эмоционального образа объекта или предмета. К 9-10 года формируется целостное и целенаправленное восприятие, что дает возможность дифференцировать и анализировать воспринимаемые объекты. В младшем школьном возрасте существенно увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения, при этом развитие внимания тесно связано с учебной мотивацией и положительным отношением к учебе. У младшего школьника непроизвольный и произвольный тип памяти, которые тесно переплетаются между собой, при этом активно развивается механическая память на несвязные блоки информации. В 7-8 лет у детей преобладает наглядно-образная память, в 9-10 формируется способность запоминать на основании логики, произвольная память становиться опорой учебной деятельности ребенка. [27, с. 125] Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению , постепенно мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. [22, с. 99] Также активно развивается воображение, при этом основная тенденция заключается в переходе к правильному и целостному отражению действительности, от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному [16, с. 155]. Развитие речи в младшем школьном возрасте это прежде всего развитие устной речи, одновременно формируется и письменная речь, взаимосвязь этих видов речи обуславливается наличием логичности, доказательности и их контекстного характера. Развитие интеллекта, как способности к познанию и решению практических проблем в младшем школьном возрасте приобретает особое значение, начинают развиваться высшие формы аналитико - синтетической деятельности позволяющие эффективно решать учебные задачи. Развитие познавательных способностей базируется на любознательности как мотивационном свойстве мышления. Характеристикой познавательной деятельности младшего школьника является познавательная самостоятельность, т.е. способность достижения цели деятельности без посторонней помощи, при этом необходимым условием считается активность ребенка. Формирование самостоятельности в младшем школьном возрасте можно назвать одной из актуальных проблем современной школы и рассматривается в двух аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности, при этом первое участвует в формировании второго. Важной составляющей в развитии познавательных процессов является понимание, которое можно оценить по особенностям мыслительных операций, стратегиям поиска решений, объему, глубине, отчетливости, времени, необходимому для поиска положительного результата решения задачи. У школьников нормальное развитие понимания характеризуется преобладанием операционального уровня, в ситуациях повышенной сложности, может быть сенсорное понимание с последующим переходом в операциональное. В этот период повышенную значимость приобретают способности к регуляции своих психических состояний и своего поведения, ее развитие определяется формированием произвольности, проявляющейся в волевом усилии, самоконтроле, осознанной мотивации, рефлексии, эмпатии. Для ребенка, начинающего обучение в школе, развитие саморегуляции имеет ключевое значение , является важнейшим условием школьной адаптации, от успешности которой зависит психологическое здоровье младшего школьника. Регуляторные процессы тесно связаны между собой и включены в основные линии развития человека: развитие познавательной сферы, развитие сферы деятельности, развитие личностной сферы. Предпосылкой к развитию произвольного поведения и оптимальному формированию регуляторной сферы психики выступают глобальные психофизиологические изменения младшего школьника, социальные условия развития опосредуют развитие регуляторной сферы. [27, с.158-160] Важной составляющей психофизиологического развития младшего школьника является развитие произвольной регуляции движения и моторики, в норме должны быть сформированы основные предпосылки для становления навыков письма. Именно произвольность является центральным психологическим феноменом для детей младшего школьного возраста, так как происходит развитие произвольности познавательных процессов в самосознании, произвольной регуляции (эмоций, чувств, мотивов, рефлексии), произвольности в общении, социально-ролевом поведении, социально-нормативной деятельности, обретение произвольности и осознанности в познании самого себя, становление произвольности влияет на все сферы психики ребенка. Формирование произвольности у младшего школьника происходит в учебной деятельности. В этом возрасте важным новообразованием выступает рефлексия- ребенок не просто выполняет требуемое от него, но и понимает что, зачем, как и для чего он это делает. К окончанию начальной школы ребенок в норме должен успешно выполнять сложные действия в уме, т.е. у него должен быть сформирован внутренний план действий. Успешность формирования произвольности, рефлексии и внутреннего плана действий зависит от когнитивного развития, эмоционального фона, мотивации, стиля педагогического общения учителя, самооценки и уровня самосознания младшего школьника в целом. [11, с.69-101]. По мнению А.С.Обухова, к значимым особенностям, наблюдаемым у современных младших школьников, можно отнести зависимость познавательной активности и учебной мотивации от стиля обучения, удерживание интереса во времени преимущественно в совместной деятельности, становление индивидуальной выраженности способностей, обретение осознанности познавательной мотивации. [27, с.158-160] Для младших школьников определяющим фактором выступает форма обучения, а не содержание. Младший школьный возраст сензитивный период для развития, формирования, освоения и становления мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, умения учиться, индивидуальный особенности и способности, навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим, социальные нормы, нравственное развитие, навыки общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов. [12, с. 278]. По мнению Чуприковой Н.И. в современной когнитивной психологии и нейропсихологии специфической характеристикой умственного развития детей младшего школьного возраста принято считать, что перцептивное развитие младших школьников идет от целого к частному- т.е. от перцептивной интегральности к психологической отдельности свойств объектов . На когнитивную сферу личности влияет ряд факторов как генетически заложенных, так и связанных с детерминирующим действием среды (оно может быть как положительным, так и отрицательным), при этом одной из решающих ролей в развитии познания следует считать становление собственной внутренней позиции, проявляющейся в познавательной активности по отношению к себе и окружающему миру. [35, с.124-148]. Одно из важнейших новообразований кризиса 6-7 лет,- социальное «Я», которое находит свое выражение в появлении внутренней позиции школьника, связанной с нахождением своего места в обществе, с его социальной ролью. [6, с.335] Изменяющееся самосознание приводит к переоценке ценностей, старые интересы и мотивы теряют свою значимость, а им на смену приходят новые. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения норм нравственности. Становление самооценки во многом зависит от успешности их в ведущей деятельности, которая определяется внешними обстоятельствами (оценками учителя, отношением родителей), так и внутренними регулятивами (рефлексивными способностями, критическим мышлением). В младшем школьном возрасте происходит становление личностного опыта, включающего в себя внутреннюю позицию (мировоззренческие диспозиции, ценностные ориентации, направленность личности, образ «Я», систему отношения личности к другим и к миру) и ценностное самоотношение (общее отношение к себе). Важнейшую роль в развитии самосознания младшего школьника играют процессы социализации и индивидуализации, при этом имеет место преобладания социализации над индивидуализацией. [24, с. 309]. Младший школьный возраст значимый этап в становлении системы ценностных ориентаций, которые являются еще одним регулятором поведения ребенка в связи с его когнитивным развитием [25,с.161]. В процессе социального развития продолжает формироваться индивидуальность характера, этот период считается сензитивным для установления устойчивого характера, закладывается основной вектор развития характера. [34, с.82] Все эти изменения происходят на фоне сложных эмоциональных переживаний ребенка. В исследованиях отечественных психологов (Божович Л.И., Выготского Л.С. , Запорожца А.В.) было доказано, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных для младших школьников эмоций нередко существенное место занимают отрицательные эмоциональные состояния тревоги и страха, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его учебную деятельность. [27, с.128] 1.2. Общая характеристика понятия страха в психологической литературе В отечественной и зарубежной психологических теориях проблема детских страхов исследовалась в различных аспектах, различными школами и направлениями. В бихевиористических теориях (Г. Айзенк, А. Бандура, Ч. Спилбергер, Дж. Уотсон) отмечается, что страх появляется в результате травматического опыта взаимодействия человека с пугающим объектом. В рамках психоаналитического направления, родоначальниками которого являются А. Адлер, З. Фрейд и А. Фрейд, Г. С. Салливен и др., главной причиной возникновения страхов считается первичная родовая психотравма. По мнению А. Адлера источники страха –это переживание собственной неполноценности, которое испытывает ребенок в семье первые пять лет жизни и ожидание угрозы от окружающего мира. Согласно философии экзистенциализма (А. Камю, С. Кьеркегор, П. Тиллих, М. Хайдеггер) страх важнейшая характеристика человеческого бытия, имеющая непосредственное значение для существования человека. Представитель концепции гуманистической психологии А. Маслоу предполагал наличие связи между причинами возникновения страха и фрустрацией потребности в безопасности, что препятствует самоактуализации личности. Отечественные психологические концепции конкретизируют понятия страха и тревоги (А. И. Захаров, А. М. Прихожан, В. М. Астапов, Е.П. Ильин). Тревога понимается как неопределенный феномен, связанный с предчувствием угрозы, а страх, определяется как четкое отражение конкретной угрозы, связанное с реальностью. [19, с.61] По мнению Захарова А.И, страх — аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. [18, с.19] Согласно, Ильину для усвоения страха не обязательно иметь опыт непосредственного столкновения с опасным стимулом. Многие страхи являются результатом особой формы научения, которую можно было бы назвать социальным заимствованием и в определенных обстоятельствах эта форма научения может быть чрезвычайно эффективной. Во многих случаях механизм появления страха у человека является условно-рефлекторным, в результате испытанной ранее боли или какой-либо неприятной ситуации, но возможно и инстинктивное проявление страха (например, испуг). Субъективно страх может переживаться как предчувствие, неуверенность, как полная незащищенность, ненадежность своего положения, как чувство опасности и надвигающегося несчастья, как угроза (физическая и психологическая) своему существованию. Процессы восприятия при страхе затормаживаются, становятся более узкими, фокусируются на каком-то одном объекте, мышление становиться более ригидным и замедляется. При страхе у человека ослабевает самоконтроль, ярко выражены и вегетативные изменения- учащаются сокращения сердца, расширяются зрачки, нарушается ритм дыхания, поднимается артериальное давление, поверхность кожи холодна. Однако возможно наблюдение и противоположных сдвигов, эти явления зависят от особенностей вегетатики человека, от соотношения симпатической и парасимпатической нервной системы, управляющей функциями организма, связанными с жизнеобеспечивающей деятельностью внутренних органов. [19, с119-125] По мнению Платонова К.К. страх может проявляться в двух основных формах- астенической (в пассивно-оборонительных реакциях, активно-оборонительных реакциях) и стенической, выражающейся в агрессивном поведении и связанной с активной сознательной деятельностью в момент опасности, бывает положительно окрашенным и человек испытывает своеобразное наслаждение и повышение психической активности. [31, с.50] Согласно Полу Экману , агрессия при страхе возникает и как следствие того, что страх может сопровождаться гневом, что если человек не замирает и не бежит, то следующей вероятной реакцией будет гнев, на то что угрожает ему, при этом довольно часто именно гнев приходит на смену страху. [39, с. 193]. Страх может влиять на человека различно; в одном случае может привести к гибели, парализовать способность сопротивляться обстоятельствам, в другом – к спасению. По мнению Ильина, основная функция страха – защитная, т. е. адаптивная, реализуемая через сигнализацию об опасности и мобилизации энергетических резервов организма, помогающих избежать опасности. Возникновению страха способствуют такие факторы как : контекст, в котором происходит событие, вызывающее страх; опыт и возраст человека; индивидуальные различия в темпераменте или предрасположенностях. [19, с.130] По мнению А. И. Захарова, все причины страха можно разделить на четыре категории: 1) интенсивность; 2) новизна воздействующего стимула; 3) эволюционно выработанные сигналы опасности; 4) причины, возникающие в социальном воздействии . По способу возникновения А. И. Захаров делит страхи на ситуационные, возникающие в необычной, крайне опасной или шокирующей людей обстановке и личностные, предопределённые характером человека, способные появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. По предмету переживания страхи делят на беспредметные и предметные (объектные, тематические). Для объектных страхов характерно иметь предмет в виде объекта, человека или ситуации, а беспредметные страхи не связаны не с чем конкретным. По типам переживания выделяют рациональные, основанные на понимании реальной опасной ситуации и иррациональные, при которых человек, не может сказать, чего он боится или же где именно, в какой ситуации появится данный страх. По характеру протекания переживания страх делят на острый, который предопределен ситуацией , и хронический, зависящий от особенностей личности. В зависимости от уровня адаптированности различают обычные (естественные, или возрастные) и патологические страхи. Для обычного страха характерны- кратковременность, обратимость, исчезновение с возрастом, он не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. При патологическом страхе выражены крайние, драматические проявления в виде эмоционального шока, ужаса, непроизвольности, полного отсутствия контроля со стороны сознания, неблагоприятного воздействия на межличностные отношения и адаптированности человека к социальной действительности. [17, с.226-227] Социальные и общественные страхи (боязни), согласно Абрамовой П.А., очень близкие, но не идентичные понятия. Понятие социальных страхов в широком смысле трактуется, как способ адаптации к социальной среде или социальной ситуации , обладающей для индивида или группы разной степенью неопределенности, источниками которых служат социальные отношения и объекты (страх руководства и подчинения, страх ответственности, страх успехов и неудач, страх социальных контактов) . Социальные страхи носят опосредованный характер (объекты, вызывающие страх, не могут непосредственно сами по себе нанести вред человеку) и чрезвычайной распространенности, при этом природа социальных страхов имеет психологические и социальные технологические, природные, биологические корни. Также к социальным страхам относятся страхи приобретаемые внебиологическими способами при социализации, социальном конструировании действительности и накоплении личного опыта. Общественные страхи, по мнению П. А. Амбаровой, имеют иное содержание нежели социальные страхи, и связано это прежде всего с их субъектом. Общественные страхи являются подвидом социальных страхов, так как их носителями являются социальные группы и общности, в которых из-за схожий условий жизнедеятельности, формирования коллективной деятельности и группового сознания , возникают основания для типичных социальных страхов разделяемых всеми членами социальной группы. Общественные страхи имеют рациональный характер , т.е. люди осознают страх, его образы и источники, формулируют его в виде смысложизненных проблем, над которыми размышляют и которые разрешают способами, предлагаемыми социальным опытом предыдущих поколений и современников и характеризуются не только массовостью проявления, но и коллективным, согласованным и осознанным характером. Общественные страхи могут проявляются также на индивидуальном уровне, однако природа их обусловлена жизнью не индивида, а социальной группы или общности. [1, с.128] Увеличению страхов способствует переход ребенка из детского сада в общеобразовательную школу, так как он попадает в своеобразные экстремальные условия, рассмотрим, как происходит развитие и формирование страхов у младших школьников. [18, с.68] 1.3. Развитие и формирование страха у младших школьников Детские страхи по своей симптоматике имеют сходство со страхами у взрослых, но отличие в том, что дети часто не рассматривают свои страхи как необоснованные. В основном детские страхи обусловлены возрастными особенностями развития, переходящие, длятся от одной до нескольких недель, но у некоторых детей возможны устойчивые невротические страхи, как следствие более высокого уровня тревожности. Такие страхи могут сохранятся длительное время, болезненно переносятся детьми, искажают личность ребенка и отрицательно влияют на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления, ребенку не обойтись без помощи психолога. [2, с.105]. Инстинктивные формы защиты обнаруживаются у большинства новорожденных при внезапном приближении большого предмета или при громких звуках, но эта реакция быстро угасает. Страх, в подлинном значении этого слова, может наблюдается у ребенка в возрасте 6 месяцев, когда появляется выраженная сепарационная тревога, возникающая при разлуке с матерью [18, с.235]. Согласно В. И. Гарбузову, в семь месяцев ребенок может проявлять сильное беспокойство, когда долго отсутствует мать. Это чувство является осознанной реакцией и в будущем служит прообразом чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. [9, с. 89]. В возрасте восьми месяцев наблюдаются страхи перед чужими, незнакомыми взрослыми и всего того, что отличается от привычного образа матери, появляется психологические категории «свой» и «чужой». На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, нахождения на высоте и от пребывания в одиночестве, также может возникнуть страх перед животными и движущимся транспортом. Страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше - если отец принимает активное участие в воспитании ребенка, при воспитании родители не борются с формирующимся чувством «Я» у ребенка, предоставляют возможность выражения своих переживаний, в том числе и отрицательных и своевременно помогают в преодолении реальных и воображаемый опасностей. Особенно часто формированию страха способствует одновременное излишнее беспокойство и принципиальность родителей. Так в возрасте от трех до пяти лет у каждого второго из детей формируется страх боли, неожиданных звуков, сказочных персонажей; у каждого третьего страх воды, одиночества, темноты, транспорта и замкнутого пространства. Иногда в шесть лет появляется страх смерти , он обусловлен осознанием категорий пространства и времени, необратимости происходящий возрастных перемен. В младшем школьном возрасте страхи преобразуются, качественно изменяются, количество страхов уменьшается, инстинктивные страхи перекрещиваются с социально опосредованными страхами, появляются такие страхи как: страх смерти родителей, ведущий страх в младшем школьном возрасте- страх «быть не тем», страх несоответствия социальным требованиям ближайшего окружения (школа, сверстники, семья), страх разлуки или одиночества, страх принятия решений, или страх ответственности. По мнению Захарова А.И., уже с первого класса страх за свою жизнь перестает вызывать беспокойство, но у эмоционально чувствительных детей подобный страх может являться в виде боязни «черной руки», покойников, скелетов и Пиковой Дамы, причем два последних образа аналогичны предшествующим –Кощею Бессмертному и Бабе-Яге [18, с. 40-45].Обычно уже в 8 лет страх собственной смерти сменяется на страх смерти родителей, эта форма страха, согласно В.С. Мухиной, говорит о развитии способности к переживанию. [24, с. 120-122]. Ведущим страхом в этом возрасте, с точки зрения А.И.Захарова, становится страх несоответствия социальным требованиям школы, среды, сверстников, семьи - быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ценят, уважают, понимают. Причиной подобного страха- нарастающая социальная активность, упрочнение чувства ответственности, обязанности, долга, т.е. всего того, что объединено понятием «совесть», являющимся центральным психологическим образованием данного возраста. У школьника появляется новая значимая фигура в виде учителя, которого нужно слушать, правильно отвечать на вопросы, концентрировать внимание. Школа предъявляет к детям новые требования, но не все школьники соответствуют этим требованиям (память, внимание, рефлексия, способность решать поставленные задачи, логическое мышление). Дети, не справляющиеся с обучением в школе попадают в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам и школобоязни. [18, с. 31].Преследующий навязчивый страх перед посещением школы –«школьная фобия».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg