Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Сущность социального государства

irina_k200 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.09.2020
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что наше государство конституционно декларирует себя в качестве государства социального. Социальное государство обязано в силу своего статуса проводить развернутую и действенную социальную политику. Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста. Законодательная и исполнительная власти призваны соблюдать основные социальные права человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита безработицы, материнство, детство, право на отдых и др.). Государственной защите подлежат также бесплатное образование, здравоохранение определенного уровня, жилье для остро нуждающихся пенсии, пособия и другие гарантии. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые основываются на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества; необходимость социальных преобразований; проблемы России в области социальной политики и пути их преодоления. Основная цель работы состоит в том, чтобы раскрыть основные направления социальной политики в России.
Введение

Социальная политика представляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ее важнейшую область, где конструируется желательное состояние социальной сферы, которая и выступает ее основным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетных направлений ее совершенствования в целях повышения уровня жизни всех социальных групп. Понятие «уровень жизни» характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения на основе системы индикаторов, указывающих на нормы социального обеспечения работающих и неработающих людей, уровень социальных ресурсов, поступающих из государственных источников и пр. Государство в лице соответствующих органов управления, на федеральном и региональном уровнях на основе действия принципа социальных гарантий несет ответственность, за рост уровня жизни и социальное обустройство граждан. Следовательно, социальная политика демонстрирует, как цели и задачи, выдвигаемые базовыми социальными институтами, в конкретный период времени соотносятся с существующими у людей представлениями о необходимом уровне их социальной обеспеченности. В сферу социальной политики входит распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения. Она нацелена на ограничение масштабов абсолютной бедности, обеспечение нуждающихся источниками существования, поддержание социального здоровья и т.д. Соответственно, результатом эффективной социальной политики является обеспечение более полных возможностей для удовлетворения потребностей членов общества, сохранение его стабильности, развитие системы социального страхования, активизация факторов, стимулирующих высокопроизводительный труд, дальнейшее развитие системы социального обслуживания, стимуляция занятости, формирование установки на социальную ответственность членов общества за свое социальное благополучие и пр. Существует целый ряд определений социальной политики, причем широкие из них относят к социальной политике все, что способствует достижению целей общества, узкое же понимание сводит это явление только к поддержке социально слабых категорий населения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Сущность социальной политики государства 1.1 Основные задачи и цели социальной политики 1.2 Функции и модели социальной политики государства Глава 2. Основные направления социальной политики в России 2.1 Особенности социальной политики в России 2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения 2.3 Результативность социальной политики государства ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1. А. Суховский. Социальная политика государства в российской экономике (Управление социальным развитием) // Проблемы теории и практики управления.- 2014г. 2. О. С. Курченко. – Социальные обязательства государства: экономический и юридический подход к содержанию понятия (Трудовое и социальное право) // Российский юридический журнал. – 2015г 3. Чилькина К. В. – Правовые основы действия социального государства в ФРГ: политика в сфере труда и социальных отношений. История государства и права. – 2015г. 4. Д. Н. Чулков. – Социально-экономич6еское развитие России. (Исследование) // Аудитор. – 2015г. 5. А. А. Салмина. – Шкала налогообложения как механизм социальной политики государства: предпочтения россиян. (Экспертиза) // Власть. – 2014г. 6. В.В.Куликов, В.Д.Роик// Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики. Российский экономический журнал.- 2013.-№1.- с.3-17 7. Мальковская А. Социальная политика// Газета. Учредитель издания – редакционный коллектив. 2015г 8. Е. Тишин, Доктор экономических наук, профессор// журнал ?Экономист? №4 2014г ?Актуальные проблемы социального развития и пути их решения?. 9. В. П. Васильев. – Направления макрорегулирования социальной стратификации. (Проблемы регулирования социального неравенства) // Вестник Московского университета 2014г 10. Савченко А.П. Здоровье общества и система здравоохранения в контексте социальной политики России: Доклад, 2013г. 11. Мухудадаев М.О. Социальная политика и образование. Сборник статей. — Под ред. С.И. Дудника. —СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2014. 12. Митрошенков О.А. Социальная политика в России: мегатенденции 2010 – 2014 гг. / О.А. Митрошенков // Социальнополитический журнал. – 1999. – № 6. – С. 20 – 35. 13. Под редакцией Н.А. Волгина. Социальная политика. Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, Трикста, 2015. – 688 с. 14. С. Смирнов, Н. Исаев Социальная политика. Новый курс. Журнал ?Вопросы экономики ? 2013г. 15. Е. Тишин ?Актуальные проблемы социального развития и пути их решения? журнал ?Экономист? 2014г. 16. Федеральный закон от 21.07. 2014г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" 17. Федеральны
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 1.1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Развитие социальной структуры общества постоянно нуждается в регулировании. Встает вопрос о социальной политике. Под ней подразумевается целенаправленное воздействие государства, профессиональных союзов и других общественных организаций на существующую систему общественных отношений. Основными принципами проведения социальной политики являются: 1) Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации; 2) Обеспечение помощи самым бедным семьям; 3) Выдача помощи на случай безработицы; 4) Обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих; 5) Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 6) Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации. Социальная политика - это одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить предпосылки для стабильности его социальной системы. Цели социальной политики: 1) Улучшение и подъем уровня условий жизни населения страны 2) Сглаживание или ликвидация социальных противоречий, достижению определенного уровня равновесия в обществе 3) Повышение благосостояния и культуры Цели социальной политики осуществляются путем предоставления государственных социальных гарантий, регулирования образа жизни налогами, поощрением благотворительности, предпринимательской инициативы, репрессивными методами, - например, борьба с наркобизнесом; перераспределением материальных средств и организационных усилий. Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической и политической областях еще не говорят о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным, происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнута ступень экономического развития, тем выше требования к людям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы. Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий. Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах е? реализации 1.2 Функции и модели социальной политики государства Социальная политика государства выполняет ряд функций, к этим функциям можно отнести следующие: - обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается, как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы; - обеспечение политической устойчивости власти; - обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством справедливым; - налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает, в первую очередь, реализацию принципа социальной справедливости; - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности; - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы. При этом в качестве объектов социальной защиты подразумеваются условия труда и условия жизни; - обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения, что достигается как посредством оплаты труда, так и посредством предоставления различных социальных трансфертов; Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще. 15 Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач: - обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала); - уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала; - обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом; - дальнейшее совершенствование общественно - политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения; Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны. Различают несколько моделей социальной политики: По типу субъекта социальной ответственности: 1) либеральная; 2) корпоративная; 3) общественная; 4) патерналистская; По типу участия государства в реализации социальной политики: 1) благотворительная; 2) административная; 3) стимулирующая; Таким образом, можно отметить, что социальная политика выполняет следующий ряд функций: - обеспечение политической устойчивости власти; - обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством справедливым; - налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости; - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности; - обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы; - обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения; Также, выделяют два типа моделей социальной политики: 1. По типу субъекта социальной ответственности: - либеральная модель, при которой государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения; - корпоративная модель, которая предполагает принцип корпоративной ответственности, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится; - общественная модель, которая предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов; - патерналистская модель, которая предполагает принцип государственной ответственности. По типу участия государства в реализации социальной политики: - благотворительная модель, при которой государство за счет специально аккумулированных ресурсов создает определенные "подпорки" к рынку в виде государственной системы социальной поддержки и таким образом помогает нивелировать отдельные, наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка; - административная модель, которая предполагает прямое, активное государственное вмешательство в рынок и носит характер администрирования; - стимулирующая модель, которая предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем. Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 2.1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику. Социальная политика - это политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий, формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Большое значение имеет качественное управление социальной сферой на всех уровнях публичной власти: - федеральном - региональном - муниципальном Социальную сферу принято представлять в виде следующих основных компонентов: 1) Занятость условия труда и отдыха; 2) Уровень материального благосостояния; 3) Обеспеченность жильем и бытовые условия; 4) Условия воспитания, образования и здравоохранения; 5) Возможности освоения духовных ценностей; 6) Доступность участия в управлении общественными делами. В сложившейся практике социально уязвимыми в России считаются: - семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи); - семьи, потерявшие кормильца; - матери, воспитывающие детей в одиночку; - инвалиды; - престарелые; - пенсионеры, получающие недостаточное пособие; - студенты, живущие на стипендию; - безработные; - лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, государства, каждого конкретного муниципального образования. 2.2 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. После проведения курса рыночных реформ на рубеже 21 века появились такие негативные последствия в социальной сфере, как неравенство в уровне жизни между различными слоями и регионами; нарастанием масштаба скрытой безработицы; мизерный уровень пенсии; ослабление трудовой мотивации; острый дефицит средств в образовании, здравоохранении, культуре; криминализация общественных отношений. Исходя из этого, можно выделить основные проблемы в социальной политике . Во-первых, обострение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. На сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ является одной из наиболее острых проблем нашего общества. Неслучайно этому было посвящено заседание Президиума Государственного совета РФ, и неслучайно на встрече с руководителями парламентских партий Президент просил все политические партии обратить на это внимание как на острейшую проблему. Это подтверждают и опросы общественного мнения: если раньше на первом месте в числе вопросов социальной напряженности стояли зарплаты, пенсии и лекарства, то сейчас все это отходит на второй план, на первое место выходят проблемы сферы ЖКХ. Эта проблема возникла в связи с многолетним недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание. Проблема, связанная с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения. Основной причиной данного процесса являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов. Стоимость нового жилья не соответствуют платежеспособному спросу потребителей. Проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан. Решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций. Концепция жилищной политики на основе анализа ситуации и проблем, существующих в жилищной сфере, предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищной сфере. Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее составляющих в единое целое и конкретизирует основные направления жилищной политики, определенные федеральной целевой программой с учетом особенностей развития жилищной сферы в современных экономических условиях. Исходя из этого, могут быть предложены следующие пути решения жилищной проблемы: 1) Развитие сферы содержания и обслуживания жилищного фонда; 2) Реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования; 3) Развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья; 4) Реализация обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Во-вторых, в настоящее время пенсионная система России переживает трудный период и справедливо критикуется с различных сторон. Пенсионеры считают ее несправедливой из-за низких размеров пенсии, а работодатели считают пенсионную систему дорогостоящей и малоэффективной, так как вносят в ПФР немалые суммы страховых взносов, которые не обеспечивают достойных пенсий рабочим. В области здравоохранения можно выделить следующие проблемы: • доступность бесплатной медицинской помощи; • недостаточная эффективность финансирования здравоохранения; • нехватка кадров; • обеспечение лекарственными препаратами; • качество оказываемых услуг. В связи с существующими проблемами существуют следующие пути решения: 1) Повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения: создание правовых, экономических и организационных условий для предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современному уровню медицинской науки и технологии, а также ресурсам, располагаемым государством и гражданами. 2) Обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства. 3) Развитие механизмов, координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования в здравоохранении и пересмотра механизмов управления страховыми фондами. 4) Реформирование системы финансирования здравоохранения, включающее: • обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения; • внедрение механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов в здравоохранении; • завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств, для здравоохранения и к страховому финансированию медицинских организаций; Требуют решения насущные для российских граждан проблемы доступности и качества образования. Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим трем: 1) Недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%); 2) Плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования); 3) Низкая заработная плата педагогов. Пути решения проблем в данной системе: В общем среднем образовании: - осуществление комплекса мер, направленных на изменение : социального статуса учителя; - создание при общеобразовательных школах попечительских советов; - разработка стандартов содержания общего образования; - разработка федерально-региональных нормативов финансирования общеобразовательных учреждений; - акцент в деятельности школы на воспитание детей, особенно - на формирование навыков здорового образа жизни; - широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий обучения, в том числе дистанционного». Что касается дошкольного образования, то здесь складывается ситуация нехватки мест в детских садах. За последние несколько лет в стране произошел демографический «бум». Но как водится в нашей стране, никто не был к этому готов. Из этого «вытекают» некоторые проблемы. Детей много, детских садов на всех не хватает, мамочки не могут выйти на работу, производительность труда падает. Кроме того, через несколько лет, когда сегодняшние «дошколята» подрастут, стране грозит нехватка мест, в школе. На итоговом заседание Госсовета этот вопрос обсуждался президентом: «Несколько лучше обстоят дела в образовании, но проблем и в этой сфере ещ? очень много. Одна из них, как это, не странно, связана с демографией. Рождаемость повышается, а темпы строительства новых детских садов до сих пор оставляют желать лучшего. И на заседании губернатор Приморского края Владимир Миклушевский предложил решить эту проблему за счет материнского капитала. Пустить деньги, в том числе и на оплату частных детских садов. "У нас же субсидируются детские сады, вы можете эти субсидии распространить и на частный сектор. А дополнительных каналов не нужно создавать, чтобы у женщины деньги утащили. Мы так много создадим всяких вариантов, по которым потом у людей будут вытаскивать деньги. И ставки за счет этого сразу поднимутся в детских садах, тут же вырастут, как только поймут, что есть дополнительные средства", - считает Владимир Путин ». На данный момент в РФ существует проблема высокой безработицы и низкого уровня занятости населения. Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 43 страницы
516 руб.
Курсовая работа, Политология, 52 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Политология, 57 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Политология, 30 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg