Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Общая характеристика и виды правоотношений по социальному обеспечению.

irina_k200 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.09.2020
Цель даннoгo исследoвания – изучить общую характеристику и виды правоотношений по социальному обеспечению. Задачи исследoвания: ? изучить понятие и принципы права социального обеспечения; ? рассмотреть понятие и основы правоотношений по социальному обеспечению; ? изучить содержание правоотношений в сфере социального обеспечения; ? выявить предпосылки возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных правоотношений; ? изучить субъекты правоотношений по социальному обеспечению; ? проанализировать объекты правоотношений по социальному обеспечению. Объект дипломной работы – многообразие особенностей и видов правоотношений по социальному обеспечению. Предмет исследования – основные особенности и актуальные проблемы правоотношений по социальному обеспечению. При подготовке дипломной работы использовались как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и частнoнаучные (сравнительнo-правoвoй и формально-юридический) методы. Теоретической основой дипломной работы послужили труды специалистов в области социального права: Н.Н. Лoктюхинoй, А.В. Мешалкинoй, Е.С. Мирoнoвoй, Л.В. Серегинoй и других ученых. В качестве информационной базы исследования выступили нoрмативнo-правoвые акты в области теории социального права, материалы практики, теоретическая юридическая литература. Дипломная работа включает в свою структуру введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников.
Введение

Правовые отношения в области соцобеспечения являются урегулированными правовыми нормами фактическими отношениями по поводу предоставления денежных выплат, льгот, услуг, возникающими между органами государства (учреждениями и другими уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, которые имеют право на них. Ядром системы правовых отношений являются материальные правовые отношения, так как именно в них удовлетворяются нужды лиц, которые пострадали от социального риска, в деньгах, в здравоохранении, в содержании нетрудоспособных членов общества. Эти правовые отношения относительные, поскольку права и обязанности имеют оба их субъекта. В реальности не существует единого правового отношения по социальному обеспечению, которое позволяло бы физическому лицу реализовать его субъективное право на все виды услуг и выплат сразу. Однако в случае наступления определенных юридических фактов физическое лицо может являться субъектом нескольких правовых отношений, которые существуют одновременно. Отличительной особенностью социально-обеспечительных правовых отношений является то, что гражданин (или семья), который участвует в них, при соблюдении условий, установленных законом, наделяется субъективным правом на получение субсидии, пособия, пенсии, льготы или услуги, а орган государства (учреждение или другое уполномоченное государством лицо) обязан предоставить ее.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы правоотношений по социальному обеспечению 5 1.1 Понятие и принципы права социального обеспечения 5 1.2 Понятие и основы правоотношений по социальному обеспечению 11 1.3 Содержание правоотношений в сфере социального обеспечения 23 1.4 Предпосылки возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных правоотношений 28 2 Характеристика правоотношений по социальному обеспечению 35 2.1 Субъекты правоотношений по социальному обеспечению 35 2.2 Объекты правоотношений по социальному обеспечению 42 Заключение 49 Список использованных источников 51
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосование 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. – 1993. – 25 дек. ; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (редакция от 06.04.2015) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (редакция от 06.04.2015) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3. 4. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. No 157- ФЗ. 5. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. No 166- ФЗ. 6. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». 7. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. No 173-ФЗ. 8. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» от 08.12.2006 г. No166 - ФЗ. 9. Постановление Правления ПФ РФ от 06.07.2011 г. No 191 П «Об утверждении форм соглашения о предоставлении Пенсионным фондом РФ субсидии бюджету РФ на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ». 10. Федеральный закон от 28.12.2013 No 400-ФЗ (ред.от 19.12.2016) «О страховых пенсиях ( с изм. и доп.,вступ. в силу с 01.01.2017 ) Основная литература 11. Арутюнян Р. Э. Судебная защита конституционного права граждан на пенсионное обеспечение // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 2. - С. 62. 12. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник Серия: «Высшее юридическое образование» Изд. 10-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2014. – 786 с. 13. Вирабов В.С. Правовые основы деятельности полиции в современных условиях: теоретико-правовой аспект. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд.ю.н. - Нижний Новгород. 2014. – 121 с. 14. Власова Т.С. Индивидуальное правосознание как условие социально-правовой трансформации // Философия права. 2014. – № 2. – С. 76. 15. Гаврилов Ю. Учись и служи / Ю. Гаврилов // Российская газета, № 6021 от 1 марта 2013 г. – Л. 2. – 373 с. 16. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/ - Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – 176 с. 17. Гарашко А.Ю. Системные особенности источников права // История государства и права. 2011. N 12. – С. 115-117. 18. Диаконов В.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2014 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/instrum151/item2762.html, свободный (дата обращения: 05.03.2018). 19. Евремов А.В. Правосознание и правовая культура в Российской Федерации: проблемы становления и пути решения // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. – С. 86. 20. Ермаков Д.Н. Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации // Государство и право. - 2013. - № 2. - С. 33. 21. Загвязинская О.А. Правовая культура // Портал правовой культуры. 2014. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rpi.msal.ru/prints/200902buchilo.html, свободный (дата обращения: 05.03.2018). 22. Карева М. П., Айзенберг Л. М. Правовые нормы и правоотношения. М., 2015. – 749 с. 23. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / отв. ред. О.Н. Садиков. – 2-е изд., испр. и доп., с исп. судебно-арбитражной практики. – М.: КОНТАКТ, ИНФРА-М, 2014. – 579 с. 24. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология // Научная библиотека. 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fmx.ru/teoriya_gosudarstva_i_prava/pravomernoe_povedenie_i_pravonarushenie_2.html, свободный (дата обращения: 05.03.2018). 25. Магазинер, Я. М. Общая теория права на основе советского законодательства. Гл. 9. Субъект права//Правоведение. - 2014. -№ 3. – С. 101 -120. 26. Малиненко В.П. История создания государства и права / М., 2014. – 675 с. 27. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Зерцало. 2013. – 575 с. 28. Муратова, С. А. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юриспруденция, 2011. – С. 31. 29. Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности // Научная библиотека. 2011. [Электронный ресурс].URL:http://www.f-mx.ru/teoriya_gosudarstva_i_prava/pravomernoe_povedenie_i_pravonarushenie_2.html, свободный (дата обращения: 05.03.2018). 30. Определение и основное разделение права / Вступит. статья, коммент. доктора юридических наук, профессора Ю.И. Гревцова. 2-е изд., доп. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2014. – 476 с. 31. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов/ Е.А. Исайчева.- Издательство «Экзамен», 2015. – 320 с. 32. Рыбников В.В., Некрасов А.П.История создания и развития правовой системы в России // Юридическая психология. М., 2012, N 1. – С. 46. 33. Садиков, О.Н. Правовое регулирование / О.Н. Садиков.— М.: Юридическая лит., 2015. – 684 с. 34. Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // «Полис» (Политические исследования). 2013. №1. – С. 79. 35. Серегина Л. В. Сoциальные гарантии в сфере занятoсти населения : пoнятие, признаки и классификация // Журнал рoссийскoгo права. - 2011. - № 2. - С. 73-81. 36. Силенко, Н. А. Введение в теорию государства и права. Причины и закономерности возникновения государства и права / Н. А. Силенко, М. В. Бобрикова. 2011. – С. 132. 37. Теория государства и права : учебник / коллектив авторов ; ответственный редактор А.В. Малько. 4-е издание, Москва: КНОРУС, 2012. – 436 с. 38. Теория государства и права: учебное пособие. В 3-х частях. Части 1 и 2 / под общей редакцией А.В. Кузьмина. Санкт-Петербург: Северная Нива, 2011. – 622 с. 39. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов Т38 высших учебных заведений/ Под редакцией И.Г.Зайнышева. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 240 с. Дополнительная литература 40. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты) [Электронный ресурс]. – М.: Академия управления МВД России, 2014. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/935465/, свободный (дата обращения: 05.03.2018). 41. Пенсионный Фонд России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/, свободный (дата обращения: 05.03.2018). 42. Силенко, Н. А. Введение в теорию государства и права. Причины и закономерности возникновения государства и права / Н. А. Силенко, М. В. Бобрикова. 2011. – 590 с. 43. Справочная информация: данные, необходимые для расчета пенсии. (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=43487&fld=134&dst=100027&rnd=208987.23627951803349645&/, свободный (дата обращения: 05.03.2018). 44. Теория государства и права : учебник / коллектив авторов ; отв. ред. А.В. Малько. 4-е изд., М.: КНОРУС, 2012. – 493 с. 45. Теория государства и права: учебное пособие. В 3-х частях. Части 1 и 2 / под общ. ред. А.В. Кузьмина. СПб: Северная Нива, 2011. – 847 с. 46. Толкачев А.Е. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание // Криминологическая библиотека. 2012. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://criminology.md/new/index.php/ru/biblioteca-2/prelegeri, свободный (дата обращения: 05.03.2018). 47. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pensionnyj-fond.ru/pensii/trudovaya-pensiya-po-sluchayu-poteri-kormilca//, свободный (дата обращения: 05.03.2018). 48. Тычинин С.В.: Осуществление и защита гражданских прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. - М.: Юрист, 2011. – 796 с. 49. Шафутдинов А.Г. Защита гражданских прав [Электронный ресурс] / А.Г. Шафутдинов // Итар-тасс: сетевой журн. 2014. – Режим доступа: http://itar-tass.com/info/1631969 (дата обращения: 05.03.2018). 50. Шундиков К.В. Цели и средства в праве (общетеоретический аспект): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. – 243 с. 51. Elibrary.ru : научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – М.: Интра-Плюс, 2017. – Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный (дата обращения: 05.03.2018).
Отрывок из работы

1 Теоретические основы правоотношений по социальному обеспечению 1.1 Понятие и принципы права социального обеспечения Право каждого человека на социальное обеспечение закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого нацелена на создание условий, которыми обеспечивалась бы достойная жизнь и свободное развитие человека . При этом в рамках социальной политики в России охраняются здоровье и труд людей, устанавливается гарантированный минимум размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка детства, отцовства и материнства, семьи, пожилых граждан и инвалидов, происходит развитие системы социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты . Таким образом, право социального обеспечения является отраслью российского права, представляющей собой совокупность правовых институтов и норм, которые регулируют отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств бюджета государства лиц, которые застрахованы по обязательному государственному страхованию или нуждаются в государственной социальной помощи и обслуживании. Принципы права социального обеспечения представляют собой основополагающие идеи государственной поддержки незащищенных слоев населения. Эти руководящие начала определяют суть норм, регулирующих данную сферу. Кроме прочего, они отражают общественную направленность политики государства. Принципы ПСО, понятие и их содержание текстуально законодательством не закрепляются. В настоящее время отсутствует объединяющий их нормативный акт или Кодекс. В этой связи исследователи вынуждены определять принципы и источники ПСО, анализируя действующие в данной отрасли законодательные положения. При этом необходимо учесть, что в силу 15 статьи Конституции, элементом юридической системы страны являются международные нормы и договоры. В рамках государственной политики выработана программа поддержки населения. Она предполагает гарантию соцобеспечения в случае наступления того или иного события. Речь, в частности, о болезни, трудовом увечье, безработице, многодетности, старости, беременности, родах, инвалидности, бедности, потере кормильца и пр. Принципы права социального обеспечения являются фундаментом, на котором выстраивается система норм, регулирующая сферу поддержки населения со стороны государства. При этом данное направление деятельности власти находится под влиянием событий, происходящих в экономической и политической сферах . Дифференциация фундаментальных положений осуществляется по разным признакам . В зависимости от сферы действия выделяют: Общеправовые принципы. Они свойственны всем юридическим сферам. Межотраслевые положения. В них отражаются общие черты нескольких областей функционирования. Отраслевые принципы. Они выражают специфику отдельной сферы. Внутриотраслевые положения. Они касаются конкретных институтов. Общеправовые принципы К ним следует относить такие положения, как: Гарантированность и признание свобод и юридических возможностей человека и гражданина в соответствии с международными нормами. Неотчуждаемость неимущественных прав, принадлежность их каждому с момента рождения. Равенство всех перед судом и законом. Право каждого субъекта создавать объединения для защиты собственных интересов. Равенство свобод и юридических возможностей женщины и мужчины, способов их реализации. Гарантированность защиты государства. Принципы ПСО относятся к нескольким сферам. Их нормы регламентируют отношения, касающиеся реализации гражданами их юридических возможностей. Межотраслевыми положениями являются: Обеспечение свободного развития и достойной жизни человека. Запрещение принудительного привлечения к труду. Обеспечение господдержки семьи, отцовства, детства, материнства, пожилых лиц, инвалидов. Отраслевые начала как принципы ПСО формулируются многими авторами по-разному. Отличается и их количество. Например, Мачульская выделяет такие принципы ПСО, как: Финансирование из средств страховых взносов и госбюджета. Всеобщность. Дифференциация соцподдержки в соответствии с условиями трудовой деятельности, природно-климатических условий, длительности стажа и прочих факторов. Комплексность и универсальность. Эти принципы ПСО предполагают гарантированность государственной поддержки в случае наступления любого общественно-значимого обстоятельства, предусмотренного законодательством. По мнению Тучковой, в перечень фундаментальных положений входят: Реализация поддержки за счет бюджета и страховых взносов. Дифференциация условий, видов, уровня обеспечения в соответствии с трудовым вкладом, причинами нуждаемости и прочими существенными обстоятельствами. Обязанность государства предоставлять гарантированную поддержку, не ниже прожиточного минимума. Многообразие видов соцобеспечения. Гарантированность помощи в случаях нуждаемости в силу обстоятельств, относящихся к категории социально значимых. Участие общественных организаций, представляющих интересы населения, в разработке, утверждении и реализации решений, касающихся поддержки граждан и их защиты. В отечественном законодательстве просматривается тенденция закрепления внутриотраслевых положений непосредственно в нормативных актах. Например, статья 5 ФЗ №195 включает в себя такие принципы ПСО, как: Адресность. Добровольность. Гуманность. Доступность. Приоритетность поддержки несовершеннолетним, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Профилактическая направленность. Конфиденциальность. Содержание принципов ПСО в первую очередь отражено в Конституции. В Основном Законе предусмотрено, что при наступлении объективных значимых обстоятельств все обладают равной и одинаковой возможностью получать определенные выплаты или услуги . В Конституции употребляется формулировка: "Каждому гарантировано социальное обеспечение". Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и пр. При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок. Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги. Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности. Функционирование системы соцобеспечения осуществляется за счет страховых взносов и бюджета. Концентрация средств осуществляется в централизованных фондах внебюджетного характера. Они выступают в качестве самостоятельных финансово-кредитных учреждений. Основными источниками средств являются поступления от работодателей, ПБЮЛ, а также других категорий физлиц. Кроме этого, пополнение фондов осуществляется ассигнованиями из федерального бюджета. Средства, которые являются временно свободными, могут инвестироваться. Полученный от этого доход направляется на обеспечение уставной деятельности фондов. Тарифы по страховым взносам устанавливаются ежегодно. Величина определяется в процентах от всех поступлений, в том числе по гражданско-правовым договорам о предоставлении услуг и производстве работ. Список выплат, с которых взносы в ПФР не начисляются, утвержден правительственным постановлением № 546 от 07.05.1997 г. В задачи Пенсионного фонда входит: Целевой сбор и накопление взносов. Финансирование затрат на государственные пенсии всех видов и прочие выплаты. Выполнение мероприятий по взысканию с граждан, нанимателей в том числе, виновных в причинении ущерба здоровью работникам и иным лицам, сумм компенсаций за профзаболевание, трудовое увечье, по случаю потери кормильца. В Положении о ПФР могут предусматриваться и иные функции. Дифференциация уровня и условий обеспечения. Она состоит в применении особых норм, которыми устанавливаются дополнительные права по соцобеспечению для граждан отдельных категорий. В частности, это лица, у которых нет возможности реализовать общие положения либо есть особые заслуги перед страной . Дифференциация необходима для сбалансирования материального состояния граждан из отдельных групп, нуждающихся в дополнительной защите. К примеру, это лица, доходы которых меньше прожиточного минимума. Дифференциация обеспечивает также восстановление полноценного статуса незащищенных в социальном плане групп (к примеру, инвалидов). Универсальность поддержки. Этот принцип реализуется через выполнение комплекса мероприятий, заложенный государством в специальные целевые программы. Они принимаются на местном, региональном и федеральном уровнях. При этом в последнее время практикуется участие в сфере соцзащиты населения и коммерческих предприятий – социальное партнерство. Организации разрабатывают специальные программы, ориентированные на поддержку нуждающихся слоев граждан . В настоящее время Россия находится в достаточно сложной ситуации. Негативное влияние на экономику оказывают внешнеполитические события. Соответственно, внутри государства постоянно появляются новые обстоятельства, вследствие которых определенные категории граждан теряют средства к существованию, попадают в сложные жизненные ситуации, несут дополнительные затраты и риски. Все эти люди нуждаются в краткосрочной соцподдержке . Реагируя на все новые виды неблагополучия, возникающие вне зависимости от воли граждан, законодательство быстро изменяется. Государство ведет постоянную работу над программами поддержки, изыскивает средства для их реализации. 1.2 Понятие и основы правоотношений по социальному обеспечению Всякий человек, являясь управомоченным правом социального обеспечения на конкретные действия, проявляет интерес к соответствующему материальному благу: пособию, пенсии, социальной услуге и т. д. Определившись в собственном интересе, человек, являющийся субъектом права социального обеспечения, совершает обращение к иному субъекту — государственному органу или организации, которые способны надлежащим образом и реально удовлетворить данный интерес. Управомочённое и обязанное лицо на основании действующих правовых норм вступают в отношения фактического характера, в которых реализуются определенные обязанности и права применительно к этому случаю. Эта правовая связь субъектов, которая возникла на основании правовых норм по поводу обеспечения одного из них определенным благом, и является социально обеспечительным правовым отношением. В то же время регулируемые социально обеспечительные отношения в принципе своего фактического содержания (материального, политического, экономического и др.) не теряют, а только видоизменяются, обретают дополнительное, новое свойство. Другими словами, правовое отношение не отделяется от реального отношения, опосредуемого им, не находится где-то над ним или рядом, а существует с ним вместе, его содержание и форма неразрывны. Любые обеспечительные отношения становятся социально обеспечительными правоотношениями только в случае, если они появляются на основании и согласно нормам права и не являются противоречащими государственной воле. Особенность этого правового отношения заключается в том, что оно является как бы сплавом государственной и индивидуальной воли. В правовом отношении его участники достигают консенсуса, согласия, нивелируют имеющиеся противоречия и таким образом создают условия, которые необходимы для совместной деятельности конструктивного характера. Именно в этом усматривается особенная роль правового отношения в качестве компонента механизма социально-обеспечительного правового регулирования. Право социального обеспечения является официальным, государственным регулятором социально-обеспечительных отношений общественного характера. Это представляет собой его основное назначение. Регулируя определенные отношения между лицами, которые нуждаются в обеспечении по разным жизненным обстоятельствам, с одной стороны, и организациями или органами, которые их предоставляют, — с иной, оно таким образом, наделяет их правовой формой, вследствие чего данные отношения наделяются новым качеством и особым видом — превращаются в правовые, облекаются в юридическую оболочку. Именно посредством этого нормативного воздействия государственная власть переводит конкретные отношения под собственную защиту и юрисдикцию, придает им желаемую направленность, устойчивость, стабильность, упорядоченность, вводит в требуемое русло. Социально обеспечительные правовые отношения возникают не просто по причине того, что имеется норма права соцобеспечения (хоть это является обязательным формальным основанием), а по причине того, что определенным обеспечительным общественным отношениям требуется правовое регулирование. Тогда возникает юридическая норма и уже на ее основании — правовое отношение. Иначе говоря, социально-обеспечительные правовые отношения под влиянием конкретных политических и социально-экономических условий как бы «вызревают» в недрах жизни общества. Для социально-обеспечительных правовых отношений характерны такие признаки. 1. Социально-обеспечительное правовое отношение является отношением, возникающим в результате влияния правовых норм соцобеспечения на поведение правовых субъектов. Между правовой нормой и правовым отношением есть достаточно жесткая зависимость — в жизни возникают лишь те правовые отношения, на которые указывается нормой правового акта. Они возникают, меняются или прекращаются лишь на основании норм права, которые непосредственным образом порождают (вызывают к жизни) правовые отношения и через них реализуются. Между данными явлениями есть связь причинно-следственного характера. В строгом смысле слова, правовые отношения являются законоотношениями. Действует правило: есть правовая норма — появляется правовое отношение, отсутствует норма — отсутствует и правовое отношение. 2. Социально-обеспечительное правовое отношение является связью между субъектами права соцобеспечения с помощью юридических обязанностей и субъективных прав. Это особая форма связи, связь через обязанности и права, закрепленные в нормах подзаконных актов и законов. Данная связь, собственно, и является правовым отношением, в рамках которого праву одной стороны соответствует или корреспондирует обязанность иной, и наоборот. Они могут быть названы встречными. Участники правового отношения выступают относительно друг друга как правообязанные и управомоченные лица, при этом интересы одного могут реализовываться только через посредство другого . Носитель субъективного права на соцобеспечение (инвалид, пенсионер, человек, который временно нетрудоспособен, ветеран и т. д.) — лицо управомоченное; носитель обязанности юридического характера (орган ПФ РФ территориального уровня, орган социальной защиты населения субъекта РФ, учреждение социального обслуживания и др.) является лицом обязанным . В правовом отношении управомоченному лицу всегда противостоит обязанное лицо, будь то государственный орган, организация или человек. 3. Социально-обеспечительное правовое отношение является индивидуализированной связью. Взаимное поведение субъектов данного отношения отлично строгой конкретностью, персонификацией обязанностей и прав. Это не абстрактная безличная связь, а в каждом случае определенное отношение кого то с кем то. Стороны (физические лица и соответствующие организации либо органы) обычно являются известными и могут называться поименно, их действия соответственны. При этом индивидуализация осуществляется двояким образом: 1) поименно, когда субъекты права соцобеспечения называются своим полным именем (фамилией) или полными реквизитами (применительно к организациям и органам); такими являются, например, отношения по договору оказания платных социальных услуг между человеком, который находится в сложной жизненной ситуации, и организацией социального обслуживания и др.; 2) по названию социальных ролей. В данном случае пореквизитное или поименное определение субъектов значения не имеет, называются только их социальные роли: пенсионер — пенсионный орган, временно нетрудоспособный — работодатель и т. п. Именно данный тип индивидуализации субъектов правовых отношений является характерным для большей части отношений социально-обеспечительного характера. 3) правовые отношения по социальному обеспечению являются волевыми отношениями. Для возникновения этого правового отношения требуется наряду с иными юридическими фактами также волеизъявление. Кроме того, потому что посредством норм права социального обеспечения в них находит отражение государственная воля и воля иных субъектов, которыми издаются правовые источники; помимо этого, в силу того, что даже и в случае наличия юридической нормы правовое отношение не может автоматическим образом возникнуть и потом функционировать без волеизъявления его участников, по меньшей мере, одного из них. Требуется волевой акт, который дает начало явлению. 4) в правовых нормах, которые регулируют распределение части ВВП в форме материальных благ и услуг посредством системы социального обеспечения, в первую очередь, выражается воля государства, по причине чего данные отношения охраняются им. При этом в сравнении с иными общественными отношениями, регулируемыми иными правовыми отраслями, для появления правового отношения по социальному обеспечению, в соответствии с общим правилом, не требуется волеизъявление обоих его субъектов, а достаточным является только волеизъявление гражданина, которым реализуется конституционное право на соцобеспечение. Второй субъект на основе этого волеизъявления и в случае наличия соответствующих юридических фактов должен предоставить необходимый вид социального обеспечения. Другими словами, социально-обеспечительные правовые отношения, перед тем, как сложиться, проходят через волю и сознание субъектов права. Только в определенных случаях субъект способен не знать то, что превратился в участника социально-обеспечительного правоотношения, к примеру, душевнобольной человек или малолетний ребенок. 5. Социально-обеспечительные правовые отношения, как и право социального обеспечения, на основе которого происходит их возникновение, охраняются государством. Охрана правопорядка и законности предполагает и охрану социально-обеспечительных правовых отношений. Последние в качестве части совокупности правовых отношений, которые существуют в обществе, и образуют правовой порядок. 6. Социально-обеспечительные правовые отношения обладают претензионно-обеспечительным характером. Это значит, что когда определенный субъект — человек (семья) — является правомочным требовать предоставить, полагающийся ему вид социального обеспечения, иной субъект — учреждение или орган социального обеспечения должен предоставить его. Хоть данные правовые отношения двусторонние и оба субъекта имеют в них и обязанности, и права, однако право на социальное обеспечение на стороне семьи или человека, а обязанности, связанные с его предоставлением, возлагаются на орган социального обеспечения. 7. Социально-обеспечительные правовые отношения объединяются общей целью. Этот признак предполагает то, что они представляют собой форму выражения, а также закрепления отношений распределения части ВВП, которая расходуется для удовлетворения жизненных потребностей граждан (социальных и экономических потребностей нетрудоспособных и престарелых, потребностей в охране здоровья граждан, в воспитании и содержании растущего поколения, охране детства и материнства и т. д.). Стоит обратить внимание на то, что понятие социально-обеспечительного правового отношения является и научной абстракцией, и реальным, конкретным, фактическим отношением. И этих правовых отношений существенное количество. Для их оптимального регулирования и более глубокого изучения все отношения социально-обеспечительного характера классифицируются на виды и роды по разным основаниям . В первую очередь, правовые отношения социально-обеспечительного характера, подобно источникам права соцобеспечения, требуется классифицировать по под отраслевому признаку на правовые отношения по: ? социальному страхованию застрахованных лиц; ? государственному пенсионному обеспечению граждан; ? социальной поддержке инвалидов, ветеранов и прочих лиц; ? предоставлению государственной социальной помощи малообеспеченным семьям и одиноко проживающим гражданам; ? социальному обслуживанию лиц, которые находятся в трудной жизненной ситуации, которая ими не может быть преодолена самостоятельно. В свою очередь, все под отраслевые социально-обеспечительные правовые отношения подразделяются на разные виды. Видовое разнообразие правовых отношений по социальному обеспечению сочетается с их родовой (под отраслевой) общностью. Видов правовых отношений по соцобеспечению столько же, сколько и видов социального обеспечения, так как право на определенный вид социального обеспечения может реализовываться лишь посредством соответствующего правового отношения. Объединенные родовой (под отраслевой) общностью, эти правовые отношения совокупно являются системным образованием, каждый элемент которого (конкретное видовое правовое отношение), с одной стороны, является относительно самостоятельным, а с иной — вместе с прочими видами или элементами составляет единое целое (подотрасль права социального обеспечения), которое обладает общими признаками, присущими каждому элементу этой системы в отдельности. Есть большое количество классификаций отношений социально-обеспечительного характера по видам. Но, по нашему мнению, самой целесообразной будет классификация данных отношений по таким основаниям. По юридической природе — на материальные и процедурные. Первые возникают по поводу реализации прав человека на социальное обеспечение, которые установлены материальными правовыми нормами социального обеспечения; вторые — по поводу осуществления прав социально-обеспечительного характера, которые установлены процедурными нормами. Процедурные правовые отношения обычно предшествуют основным материальным правовым отношениям. Это отношения, связанные с установлением юридических фактов и их составов, служащие в качестве основания для приобретения права на конкретный вид социального обеспечения или отказ в нем. Помимо этого, процедурными правовыми отношениями обслуживаются основные материальные правовые отношения по социальному обеспечению, и они существуют для их изменения. Множеством автором как правовые отношения по праву социального обеспечения также выделяются процессуальные отношения. С этой позицией нельзя согласиться, так как процессуальные отношения могут являться лишь арбитражными, уголовными или гражданскими, которые, по определению, не могут в одно и то же время быть и социально-обеспечительными. По юридической цели — на регулятивные, охранительные и защитные. Первые и вторые возникают из правомерных действий субъектов; третьи — из противоправных, которые связаны с применением государственного принуждения для восстановления нарушенного или оспоренного права на соцобеспечение . По продолжительности (сроку функционирования) — на длящиеся постоянно (большая часть отношений пенсионного характера); длящиеся до того, как наступит конкретное событие (достижение конкретного возраста, выздоровление, снятие инвалидности и т. п.); периодические (оказание конкретных медицинских и социально-бытовых услуг); разовые (по поводу предоставления консультационно-правовой помощи и единовременных пособий, оказания материальной помощи, предоставления ночлега и др.). Данный критерий обладает теоретическим и познавательным значением. Он не обладает практическим значением, так как в отрыве от вида и условий обеспечения он не представляет собой существенный признак правового отношения. По характеру обязанностей субъектов — на пассивные и активные. В активных правовых отношениях обязанность состоит в необходимости совершения конкретных действий в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сведена к воздержанию от поведения, которое нежелательно для контрагента . Такими правовые отношения могут являться как с одной стороны, так и с иной. Однако в качестве главного основания для классификации социально-обеспечительных правовых отношений должна выступать их принадлежность к определенному институту подотрасли права социального обеспечения. В подотрасли социального страхования, согласно ее институтам и действующему законодательству, выделяют такие виды правовых отношений: - по обязательному пенсионному страхованию; - по страхованию от временной нетрудоспособности; - по обязательному медицинскому страхованию; - по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; - по обеспечению пособиями граждан, которые имеют детей; - по обеспечению застрахованных полностью или частично оплачиваемыми путевками на санаторно-курортное лечение (долечивание); - по поводу предоставления социального пособия на погребение. Институционные отношения социально-обеспечительного характера по социальному страхованию подразделяются на субинституционные.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
1350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg