Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Использование метода эксперимента в исследовании неблагополучных семей как объекта социальной работы

irina_k200 516 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.09.2020
Объектом исследования является неблагополучная семья; предмет исследования – методы и формы социальной работы с неблагополучной семьей. Целью работы является изучение феномена неблагополучная семья и обоснование социальной работы с неблагополучной семьей. Гипотеза исследования: социальная работа с неблагополучной семьей будет успешна, если: - осуществлять выявление, и постановку на учет неблагополучных семей; - определять причины неблагополучия семьи; - осуществлять консультативную помощь семье. Задачи: 1. охарактеризовать семью как социальный институт; 2. рассмотреть понятие неблагополучной семьи; 3. описать направления социальной работы с неблагополучной семьей; 4. обобщить опыт социальной работы Центра социальной помощи семье и детям. Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование. База исследования состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложения.
Введение

Семья является первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеет название неблагополучной семьи. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья». Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни[7]. Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются "трудные" дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной. Несоциальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострение не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых, и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей. Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений[11].
Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Теоретические основы социальной работы с неблагополучной семьей…………………………………………………………………………….. 6 1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе………………….. 6 1.2 Направления социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям………………………... 13 Глава 2. Практика социальной работы с неблагополучными семьями в условиях МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Нижневартовска………………………………………………………………. 23 2.1 Опыт социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям…………………………………... 23 2.2 Результаты эмпирического исследования и рекомендации по совершенствованию социальной работы в условиях Центра социальной помощи семье и детям………………………………………………………….. 30 Заключение……………………………………………………………………… 39 Список литературы……………………………………………………………... 41 Приложение …………………………………………………………………….. 43
Список литературы

1. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2017. 2. Социальная психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2017. - С.120 3.Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. Владос-Пресс, 2006.С.2234. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2017. С.144 4.Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра – М. - 2017. - 395 с. 5. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Дивицына Н.Ф. Ростов н/Д: «Феникс», 2017. 6. Работа с неблагополучной семьей: Учебное пособие. Шульга Т.И. М.: Дрофа. - 2017. 7. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям / под ред. Е.И. Холостовой - М., 2012. 17. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования - М. 2017. 18. Антонов, Медков «Микросоциология семьи», М. - 2017. 19. «Социальная работа» под ред. В.И. Курбатова, Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 480с. 20. М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова «Теория социальной работы», М.: Владос. - 2017. - 438с. 21. Ю. Азаров «Семейная педагогика», М. - 2017. 22. И.Ф. Дементьева «Негативные факторы воспитания детей в неполной семье» Жур. Социс № 11. - 2017. 23. А.В. Артюхов «Государственная семейная политика и ее особенности в России» Жур. Социс № 7. - 2017. 24. Е. А. Холостова «Теория и практика социальной работы. - М.: Инфра-М. - 2017. 25. «Технология социальной работы» / под ред. Е.И. Холостовой - М.: Инфра. - 2017. 26. «Основы социальной работы» / под ред. П.Д. Павленюк - М.: Инфра. - 2017. 27. «Основы социальной работы» / под ред Е.В. Ханжина - М: академия. - 2017 -144 с. 28. Сатир В. «Как построить себя и свою семью» - М.: Педагогика – Пресс. - 1992. - 192с. 29. Фирсов М.В. «История социальной работы в России» - М.: Владос. – 2016. 30. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. «Организация работы органов социальной защиты». - М. - 2017. 31. П.Д. Павленок «Введение в профессию: Социальная работа» - М. - 2017. 32. Н. Пивоварова «Комплексная помощь семьям с детьми» Журнал: Социальная работа. - № 3. - 2017. 33. В. Игнатьев «Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе» Журнал: Социальная работа. - № 1. - 2017. 35. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Холостова, д. и. н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА – М. - 2014.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы социальной работы с неблагополучной семьей 1.1 Понятие неблагополучной семьи в научной литературе Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие - жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи - можно сравнивать со среднестатистическими. И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития. Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко они, накапливаясь, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные нужды - что-то одно или все вместе - отравляют существование многим нашим согражданам, и, прежде всего, детям. Семья существует, ребенок приходит после уроков домой, а не к друзьям и не в подворотню, за ним присматривают, создают условия для учебы. «Качество жизни» не соответствует некоторым стандартам, однако у ребенка есть свой дом, и он не хочет из него уходить. Запас прочности проблемной семьи невелик, и ситуация рано или поздно изменится. Чтобы она развивалась в пользу ребенка, родителям нужно проявлять инициативу, а не ждать, когда проблема рассосется сама. Тут очень важна работа разного рода служб помощи семье, где можно получить консультации педагога и психолога, вместе со специалистами решить, что делать. Конечно, семья может самостоятельно предпринять какие-то шаги. Например, заставить пролечиться отца-алкоголика или разменять квартиру и разъехаться с ним. Помимо основной проблемы (алкоголизм, бедность, безработица), как правило, существуют и другие «слабые участки» в семейных отношениях, так что помощь психолога или педагога для правильной постановки диагноза и для «лечения» будет полезна[17]. Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной - алкоголизм и бедность. Примерно в двух третях неблагополучных семей есть алкоголики - один из родителей или оба, бабушка или дедушка. В условиях, когда алкоголь дешевле еды, он становится самым удобным способом заглушить боль своей несостоятельности. Алкоголь помогает забыться, когда нет сил (и возможностей) для достижения, желаемого в личной жизни и в работе или, когда цели вообще отсутствуют. Постепенно выпивка становится важнее всего остального. Ребенок исчезает из сферы внимания, становится безнадзорным, проводит время по своему усмотрению, «наставить на путь истинный» его некому. Крайняя стадия деградации родителей-алкоголиков - использование ребенка. С него требуют денег, заставляя воровать, попрошайничать, заниматься проституцией. Это уже те случаи, когда совместное проживание с родителями вредит интересам ребенка, и для защиты его прав требуется постороннее вмешательство. Согласно Семейному кодексу РФ (статья 69), если родители больны хроническим алкоголизмом, лишаются родительских прав. Однако в последнее время к этой крайней мере органы опеки и попечительства стараются прибегать реже, ведь родных родителей в полной мере не заменит ребенку никто. Разработан целый ряд мер для восстановления семьи. Как правило, органы опеки и попечительства временно изымают ребенка из семьи алкоголиков и помещают его в приют, в приемную или патронатную семью. Ребенок оказывается в надлежащих социально-бытовых условиях, одновременно начинается работа с родителями. Сам факт отобрания ребенка может встряхнуть их, отрезвить в прямом и переносном смысле, заставить изменить поведение. Подключаются психологи и педагоги профильных муниципальных учреждений и общественных организаций (приютов, кризисных центров и т.д.). Они помогают родителям разобраться в причинах наступившего кризиса и найти возможные пути выхода из него. Работники приютов знают случаи, когда мать ребенка, несколько месяцев находившегося на государственном попечении, забирала его домой, и жизнь в семье приходила в норму. Однако, процент детей, вернувшихся после полного объема социальной работы в семью, в России мал. Впрочем, невелик он и в европейских странах - в среднем 13% от общего числа изъятых из неблагополучных семей. Общей статистики по России нет, есть лишь отдельные примеры. В московском экспериментальном детском доме №19, создающим патронатные семьи, за 3 года работы в родные семьи удалось вернуть 7 детей (всего в патронатные семьи было помещено более 110 человек). Социальные работники очень дорожат возможностью восстановления семьи, но при алкоголизме родителей оно удается только в 10% случаев. В остальных родители со временем лишаются родительских прав, их дети помещаются на воспитание в замещающие семьи, либо в государственные или общественные воспитательные учреждения[3]. Когда наступает угроза лишения родительских прав, семья, как правило, уже находится за гранью распада. Если родители не работают 4-5 лет, дети постоянно голодают, отстают в развитии, хронически больны, семья возвращается к нормальной жизни лишь при очень активной психологической и материальной помощи со стороны. Помощь перестает поступать - и обратный путь занимает считанные дни. Поэтому социальные службы в один голос твердят о необходимости профилактической работы с семьями, которые из проблемных еще не превратились в неблагополучные. Ранняя помощь более эффективна, потому что семья сама стремится избавиться от проблемы, да и с экономической точки зрения такая работа менее затратна, чем постоянная поддержка неблагополучной семьи. Впрочем, повсеместно средств не хватает ни на то, ни на другое, поскольку деньги на подобную социальную работу выделяются из скудных муниципальных бюджетов. Семьи, в которых есть алкоголики, как правило, бедны - пьянство требует денег, работа отходит на второй план. Если она и приносит доход, он не покрывает всех потребностей ребенка. Бедность - спутник алкоголизма, однако алкоголизм - не всегда спутник бедности. Резкие экономические перемены в России поставили многие семьи на грань нищеты. Практически каждый учитель рядовой общеобразовательной школы может назвать детей из своего класса, которые недоедают дома, не имеют необходимых канцелярских принадлежностей. Родители многих из них не смогли найти себя в новых экономических условиях. Это люди с низким образовательным уровнем, чьи услуги невысоко котируются на современном рынке труда, и оказавшиеся в таком же положении специалисты оборонной, космической, электронной промышленности, наконец, жители небольших городов с высоким уровнем безработицы. В семье, где нет денег на самое необходимое, где ребенку стыдно идти в школу, потому что он «не как все», психологический климат быстро становится напряженным. Ссоры, скандалы, депрессии - ребенок бежит от них на улицу, или туда, где, по его мнению, жизнь весела и приятна, а заработок легок[27]. Другой вариант «экономического» развития сюжета - выбор между ребенком и заработком в пользу заработка. Зарабатывание денег порой отнимает у родителей все силы, для общения с ребенком не остается времени. Занятые родители теряют с ним связь, перестают участвовать в его развитии, целиком перекладывают воспитание на школу. От ребенка, которому не хватает ласки и внимания, откупаются дорогими вещами. Можно говорить о внешнем благополучии, однако в психологическом плане такая семья оставляет желать лучшего. Экономические корни имеет и криминализация общества: люди выбирают преступление как быстрый и легкий способ получить деньги. Жизнь в семье вора или торговца наркотиками чревата тяжелыми для ребенка последствиями не только потому, что с их подачи он воспринимает аморальное поведение как вполне нормальное. В милицейских сводках регулярно встречаются случаи, когда дети проституток подвергаются сексуальным домогательствам, дети членов бандитских группировок попадают в заложники[31]. Зависимость количества благополучных семей от экономического состояния общества очевидна. Неумение или невозможность обеспечить себя и детей может довести родителей до крайних форм асоциального поведения. Как правило, семья становится неблагополучной под влиянием многих факторов, дополняющих и усугубляющих друг друга. Целая группа причин семейного неблагополучия является производной от психологических проблем родителей. Ребенок, по своему статусу зависимый от родителей, вынужден страдать от их психологических изъянов. Распространены случаи, когда родители вообще не владеют гуманными и разумными методами общения. Неоправданная строгость по отношению к детям, частые наказания и угрозы, эмоциональная холодность или гиперопека могут сделать жизнь ребенка невыносимой. Родители же продолжают свою линию поведения, руководствуясь при этом исключительно благой целью - воспитать свое чадо хорошим человеком. И если при рождении ребенка можно было говорить об их педагогической необразованности, то со временем времени она перерастает в педагогическую несостоятельность: контакты с ребенком рвутся, влияние на него теряется. В такой ситуации подростки, спасаясь от психологического прессинга родителей, уходят из дома. Подобное стечение обстоятельств теоретически легко предотвратить, все зависит от психологической культуры общества в целом. Если в средствах массовой информации достаточно часто встречаются материалы о воспитании детей, из печати выходит много популярной педагогической литературы, развита и доступна сеть семейного консультирования - рано или поздно взрослый человек догадается о своих ошибках и обратится к помощи специалистов. Лучше, естественно, рано, чем поздно. Но даже в случаях, когда «уже поздно», когда семейные отношения испорчены, вмешательство квалифицированных психологов и педагогов может нормализовать ситуацию. Конфликты матери и отца всегда отражаются на ребенке. Ссорятся, изменяют, разводятся и страдают родители, но дети мучаются не меньше их. Чувствуя кровное родство с обеими родителями, ребенок остро переживает их разлад. Это порождает массу его собственных проблем - в учебе, в общении. Частые семейные ссоры, развод родителей, на фоне невнимания к внутреннему миру ребенка (когда мать поглощена собственными переживаниями), могут привести к самым нежелательным последствиям. Ребенок предпочитает «войне» в семье «мир» в компаниях сверстников. Начало разрыву с домом положено. Такой ребенок легко поддается влиянию обстоятельств, не всегда благотворных для развития личности[13]. Разрыв контактов с родителями, будь то потеря психологической близости, или прекращение совместного проживания, травмирует ребенка в любом плане. Протест неизбежен, когда привычный для него расклад «мама-папа» силой обстоятельств заменяется на «мама-отчим». В этой ситуации нужно быть особенно внимательными к переживаниям ребенка, иначе протест может принять самые крайние формы, вплоть до побегов из дома. Тоской по кровной семье объясняются и психологические проблемы, с которыми могут столкнуться усыновители или приемные родители. Поэтому семьи, образованные повторными браками, и замещающие семьи входят в группу риска - ребенку в них должно уделяться удвоенное внимание. Сознательные родители несут в таких случаях огромную нагрузку и счастливы, когда могут воспользоваться помощью педагогов из консультационных или досуговых центров. Понятно, что отсутствие поддержки со стороны и беспомощность родителей значительно увеличивают вероятность разного рода психологических стрессов у ребенка. Он может чувствовать себя «лишним», «ненужным», «неприкаянным», «ущемленным в своих правах», «мешающим взрослым». Это оценивается как повод для ухода из семьи. Вопреки такому количеству факторов, угрожающих семейному благополучию, большинство российских детей все же вырастают психологически и физически готовыми к взрослой жизни. Основная нагрузка приходится на родителей, помогают школа и система внешкольного образования. Практически незаметна роль сети психологической помощи и психологического консультирования. О ее возможностях часто не знают ни родители, ни муниципальные власти. По сути, семья в современной России предоставлена сама себе. Федеральные и региональные законы не охватывает весь комплекс проблем семьи, кроме того, не все из них действуют из-за нехватки бюджетных средств. Работающие матери не имеют никаких существенных льгот. Пособие, выплачиваемое на ребенка (на февраль 2006 года это 700 рублей), не обеспечивает даже минимальные его потребности. И при этом лишь каждая сотая семья относится к разряду неблагополучных. Зато проблемных семей во много раз больше. И те, и другие нуждаются в грамотной социальной поддержке[24]. Таким образом, неблагополучные семьи - это семьи имеющие, трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов. К неблагополучным семьям мы относим: семьи алкоголиков, наркоманов, психически неуравновешенных людей, неполные и малообеспеченные, многодетные и нетрудоспособные семьи, имеющие детей или родителей инвалидов, молодые и безработные семьи, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми, а также семьи, в которых родители заняты индивидуальной трудовой деятельностью, сопряжённой с разъездами. 1.2 Направления социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям Наиболее продуктивным в оказании помощи неблагополучной семье является комплексный подход, который можно осуществить через специально организованную деятельность по отношению к ребенку и его семье. Деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям– это всегда социально-педагогическая деятельность, которая представляет собой разновидность педагогической деятельности. Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются, как правило, родители и старшие родственники по отношению к младшим. Профессиональной педагогической деятельностью занимаются люди, имеющие для этого специальное образование. Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в рамках специальных учебно-воспитательных учреждений, носит достаточно регламентированный характер, то есть предполагает наличие образовательно-воспитательных программ, учебных планов, образовательно-воспитательных стандартов, форм отчетности. Потребность в социальной работе возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Поэтому предметом социальной работы является человек, оказавшийся в сложной ситуации взаимодействия со своим социальным окружением (другими людьми, социальными институтами, системой ценностей). Суть ее состоит в наличии противоречия, которое имеет в своей основе несоответствие между потребностями личности и возможностями среды для их реализации либо между требованиями среды и возможностями личности им соответствовать. Это последнее обстоятельство является общим для социально-педагогической деятельности и социальной работы. Социальную работу определяется как "организацию личностной службы помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально разрешить их проблемы. Кроме того, социальная работа является связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством". Основными принципами социальной работы с семьей являются: - приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; - уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; - соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; - обоснованное использование власти и контроля; - учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д. Социальная работа возникает как способ снятия, разрешения социальных проблем цивилизованными средствами. Она обращена к таким категориям людей, которые оказались в ситуации социального неблагополучия и нуждаются в помощи, поддержке и защите со стороны общества или других людей[34]. По определению П.Д. Павленка, социальная работа – это деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить. Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании и многие другие. Понятие "социальная работа", по определению Н.Ф. Дивициной, – это такая область деятельности общества, которая связана с созданием условий и оказанием помощи населению в целях максимально эффективного воспроизводства, функционирования и развития человека и отдельных социальных групп [5]. Важно отметить, что социальная работа как разновидность социальной деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки "слабых" социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения, в этом широком смысле социальная работа касается каждого человека. Социальная поддержка и социальная защита определяются социальной политикой государства и направлены на оптимизацию социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей. Следовательно, объектом социальной работы являются люди разных возрастных категорий, что обусловливает специфику содержания, форм, методов, технологий работы. Отличие социально-педагогической деятельности от социальной работы состоит в том, что ее предмет уже; он не включает противоречий, связанных с физическим поддержанием собственной и производством чужой жизни (потребности жизнеобеспечения, безопасности, продолжения рода); социально-педагогическая деятельность нацелена, с одной стороны, на удовлетворение потребностей социокультурного развития отдельного человека или группы, а с другой – на гуманизацию среды[33]. Социальная работа с неблагополучной семьей рассматривается исследователями как вид деятельности, направленный на оказание помощи ребенку в процессе его социализации посредством повышения уровня социальной адаптации семьи. На определенном этапе деятельности ребенок или родители могут перейти из объектов деятельности в субъекты, активно воздействующие друг на друга и помогающие друг другу найти выход из кризисной ситуации. Если проблема ребенка решена, а у родителей проблемы еще существуют, то ребенок становится наряду с профессионалами субъектом деятельности и с его помощью начинает осуществляться воздействие на родителей. Специалисты помогают ребенку в мотивации его к такому сложному виду работы, оказывают ему поддержку на всех этапах деятельности, сотрудничают с ним на равноправной основе. Первым направлением в социальные работы с неблагополучной семьей является диагностика семейного неблагополучия. Диагностика представляет собой процесс сбора информации о ребенке и его семье, оценку данной информации. Оценка связана с обоснованием наличия или отсутствия неблагополучия, а также в случае неблагополучия – степенью его выраженности. Для диагностики семейного неблагополучия используются следующие методы: - беседа; - наблюдение; - официальный; - анализ документации; - анкетирование и тестирование может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи. - анализ состояния здоровья, развития, успеваемости ребенка. Диагностика выявляет основную проблему семьи, степенью осознания проблемы ее членами, какие усилия предпринимает семья для ее решения, какие факторы мешают семье решить свою проблему. На основании данных, полученных в результате диагностики, проводится работа по определению плана вывода семьи из ситуации неблагополучия, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны государственных учреждений, стимулирования родителей к самопомощи, привлечения специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно, выбора способов воздействия на неблагополучную семью, сроков выполнения всех планируемых мероприятий. Второе направление – это работа с родителями из неблагополучных семей. На данном направлении осуществляется реализация разработанных мероприятий согласно составленному плану. Выбор форм и методов работы на данном направлении зависит от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации. Можно выделить следующие основные формы работы с родителями из неблагополучных семей: 1. Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности. 2. Социально-психологический тренинг – метод активного обучения и психологического воздействия, осуществляемый в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленный на развитие коммуникационных умений и навыков. Так работа с конфликтной семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Далее проводится коррекция супружеских и детско-родительских отношений. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и консультаций, тренингов, различных методов психотерапии: логотерапии, психодрамы, музыкотерапии, арт-терапии, библиотерапии, психогимнастики, психоанализа, супружеской психотерапиии[32]. Несостоятельные семьи, прежде всего, нуждаются в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обусловливающих косвенное десоциализирующее влияние. Для оказания помощи педагогически несостоятельным семьям используются следующие формы работы: консультации, лекции, родительские собрания, социально-психологические тренинги, психогимнастика, библиотерапия, семинары и беседы на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей, ознакомление родителей с психолого-педагогической литературой. При работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к жестокому обращению, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. Работа с алкогольной семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений. Для этого с семьей проводятся консультации психолога, социального педагога, беседы с членами алкогольной семьи о необходимости лечения от зависимости, оказывается психологическая психотерапевтическая помощь. Далее зависимого от алкоголя члена семьи направляют к наркологу. Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных и тем более асоциально – криминальных семьях. Устойчивое кризисное состояние таких семей питает сложное переплетение социально – экономических, психологических, педагогических, патологических факторов. Спектр возможных вариантов методов и форм работы с асоциально – криминальными семьями достаточно широк: консультации, беседы о необходимости лечения от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации; коррекция внутрисемейных отношений; предоставление информации о законных прав семьи и ребенка, полагающихся льгот и порядка их получения; помощь в сборе и оформлении необходимой документации; организация с помощью разных структур различных видов материально – бытовой помощи; облегчение доступа к определенным социальным услугам; содействие в трудоустройстве. Третье направление – это работа с детьми из неблагополучных семей. У ребенка, живущего в неблагополучной семье, возникают множественные проблемы: низкая самооценка, коммуникативные трудности, агрессивность, тревожность, которые затрудняют процесс социализации. Со временем эти первичные нарушения усугубляются и порождают многочисленные вторичные. Одна из задач социально-педагогической деятельности – не дать проблемам усугубиться и перейти в форму отдаленных последствий, имеющих гораздо более тяжелый характер. Выбор методов, средств и форм на данном направлении зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также типа семейного неблагополучия[21].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 24 страницы
288 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg