Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий

irina_k200 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.09.2020
Цель настоящего исследования заключается в анализе особенностей правового положения государственных и муниципальных предприятий. Задачи курсовой работы: • рассмотреть понятие и признаки унитарных предприятий • проанализировать виды государственных и муниципальных унитарных предприятий • выявить актуальные проблемы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие в сфере правового регулирования статуса и деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации. Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, относящиеся к сфере деятельности унитарных предприятий, а также судебные акты, материалы судебной практики, суждения исследователей, касающиеся изучаемых вопросов. Методологическую основу данной работы составили общенаучный диалектический метод познания общественных процессов и частнонаучные методы, в том числе историко-правовой, формально-догматический, сравнительно-правовой.
Введение

В настоящее время Российская Федерация поставлена перед необходимостью решения сложных проблем, связанных как с распространением вируса, так и с экономически нестабильной обстановкой на российском рынке, в связи с выходом из сделки ОПЕК +. Это требует интенсификации поиска внутренних экономических резервов, модернизации и оптимизации деятельности государственного сектора экономики. Поэтому формирование теоретической концепции создания эффективного регулирования правового статуса государственных и муниципальных предприятий как неотъемлемого элемента экономической стратегии государства представляется крайне актуальным. В последнее время в нашей стране наметилась тенденция повышения роли государства в сфере экономики. Составной частью государственного регулирования применительно к сфере имущественных отношений является управление (или участие в управлении) государственной собственностью. В одобренных российским правительством основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу выделяются три основных типа объектов такой политики: 1) государственные унитарные предприятия (ГУП) и учреждения; 2) хозяйственные общества с участием государства; 3) недвижимость. В связи с этим большое значение приобретают исследования эффективного управления государственной собственностью, в частности, путем создания государственных предприятий, которые обеспечивают потребности государства, и управления ими. Актуальность теоретического исследования правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловливается также тем, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, собственником которых является государство в лице Российской Федерации, вступают не только в гражданско-правовые, но и в административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения, поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление статуса государственного и муниципального унитарного предприятия, который имеет комплексный правовой характер и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных правовых отраслей, нормы которых недостаточно согласованы, а иногда противоречат друг другу. Кроме того, многие теоретические и практические вопросы статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий, такие как реструктуризация, режим управления государственной собственностью, защиты прав и законных интересов предприятий и т.д., находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя, что не только не способствует эффективности управления государственным сектором, но и отрицательно влияет на эффективность экономики в целом. Заметим, что эта проблема присуща не только российским государственным и муниципальным унитарным предприятиям, но и аналогичным предприятиям за рубежом, что говорит об ее всеобщем характере. Степень научной разработанности проблемы. В науке гражданского права уделяется пристальное внимание общим вопросам правового регулирования публичной собственности. Различные аспекты права федеральной и муниципальной собственности были объектом изучения В.К. Андреева, И.В. Ершовой, Н.И. Косяковой, Н.М. Коршунова, А.И. Бубликова, Э.Х. Бараевой, Ю.С. Харитоновой, В.Г. Голубцова, А.С. Матненко, В.В. Титова и других ученых. Несмотря на несомненную значимость понятия предприятия для российской экономики, в научной юридической литературе ему не уделяется достаточного внимания. Предприятие как организационно-правовая форма в виде государственных и муниципальных унитарных предприятий исследовалось в работах таких ученых, как В.А. Белов, Н.М. Коршунов, Н.И. Косякова, А.А. Молчанов, IO.JI. Мареев, Е.К. Орлянская, А.А. Слугина, Ю.С. Харитонова, К.О. Каменева. В науке гражданского права изучению понятия предприятия как имущественного комплекса посвящены, в частности, труды А.В. Бемчева, К.Д. Гайбатовой, А.В. Грибанова, К.Д. Овчинниковой, Ю.С. Поварова, О.Е. Романова, С.А. Степанова, О.В. Чураевой.
Содержание

Введение 2 1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия 5 1.1. Понятие, признаки унитарных предприятий 5 1.2 Основные виды государственных и муниципальных унитарных предприятий 12 2. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий 16 2.1 Особенности правового положения государственных и муниципальных предприятий 17 2.2 Основные проблемы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий 23 Заключение 34 Библиографический список 36
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) / Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410 4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями от 02.08.2019 г.) // СПС Консультант Плюс. 5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 02.12.2019 г.) // СПС Консультант Плюс. 6. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 27.12.2019 г.) // СПС Консультант Плюс. 7. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс. Книги и учебники: 8. Артеменков С. Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий // Законность. 2003. N 6. С. 7 - 11. 9. Беднов О. В. Проблемы правового положения унитарных предприятий в России// Адвокатская практика, 2005, N 4 10. Гражданское право. Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. - М.: Юристъ, 2009.- 630с. 11. Гражданское право: Учебник. Часть 1. Изд. 2-е / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2012. 12. Ершова И.В. Проблемы правового регулирования государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001. 13. Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». – М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2008. -60с. 14. Степанов В.Г. Унитарное предприятие - пережиток прошлого или жертва несовершенной законодательной базы? // Юрист. 2003. N 5. С. 29 - 36. 15. Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., 16. Юридические лица. Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2008. -260с.
Отрывок из работы

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия 1.1. Понятие, признаки унитарных предприятий Унитарным предприятием признается коммерческая органи¬зация не наделенная правом собственности на имущество, закреп¬ленное за ней собственником. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия Термин «унитарное» (от лат. unitas - единство) означа¬ет единое, объединенное, составляющее одно целое. В уни¬тарном предприятии, образованном в соответствии с граж¬данским законодательством России, такое единство выра¬жается в ряде признаков, характеризующих статус юри-дических лиц данного вида. Правовая природа унитарного предпри¬ятия не предполагает многообразия форм собственно¬сти, используемой при его создании, такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Рос-сийской Федерации, ее субъекта), либо. муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона). Создание унитарных предпри¬ятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федера-ции или муниципальных образований, запрещено импера¬тивной нормой (см. п. 4 ст. 2 Закона). Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя (ст. 8 Закона), которому при¬надлежит на праве собственности имущество, закреплен¬ное за таким предприятием. Имущество унитарного предприятия яв¬ляется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками пред¬приятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Поэтому единым и неделимым является и устав¬ный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не форми-руется (ст. 12 Закона). Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет в отношении этого имущества важнейшее вещное право - право соб¬ственности. Унитарному предприятию указанное имуще¬ство принадлежит на основании ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оператив¬ного управления (п. 2 ст. ИЗ ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, со¬гласовывает его важнейшие действия, контролирует це¬левое использование и сохранность закрепленного за пред-приятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим соб¬ственникам (ст. 20 Закона). Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему под¬отчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия - это руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образова¬ние иных исполнительных органов в унитарном предпри¬ятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускает¬ся лишь создание совещательных органов (ст. 21 Закона). Кроме того, унитарное предприятие является единст¬венным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российс¬кой Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Фе¬дерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федера¬ции или органы государственной власти субъекта Российской Фе¬дерации в рамках их компетенции, установленной актами, опреде¬ляющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местно¬го самоуправления в рамках их компетенции, установленной акта¬ми, определяющими статус этих органов. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на пра¬ве хозяйственного ведения или на праве оперативного управле¬ния, является неделимым и не может быть распределено по вкла¬дам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юриди¬ческого лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Самостоятельность бухгалтерского балан¬са заключается в том, что он отражает денежную стои¬мость всего имущества, которым владеет унитарное пред¬приятие, в динамике. В отличие, например, от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделе¬ния (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс юридического лица отражает все поступления, активы, пассивы, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе структурного подразделения. Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих ор-ганизаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Фе¬дерации или муниципальному образованию. От бюджетных учрежде¬ний (собственниками имущества которых также являются органы госу-дарственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основ¬ной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность). Статьей 2 Закона об унитарных предприятиях установлено, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Создание в качестве дочерних ор¬ганизаций иных организационно-правовых форм, в принципе, не зап¬рещено. Однако создание дочерних организаций связано с передачей имущества (собственником которого унитарное предприятие не являет¬ся). Следовательно, унитарное предприятие не может создавать и иные формы коммерческих организаций. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Данный пункт дословно повторяет аналогичные нормы Закона об акционерных обществах и Закона об ООО. Здесь следует обратить внимание на то, что, несмотря на специфические отношения унитарного предприятия с собственником имущества и статус этого имущества, средства индивидуализации у предприятий те же, что и у других коммерческих организаций. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федера¬ции, субъектов Российской Федерации или муниципальных обра¬зований, не допускается. Следует обратить внимание на данный пункт Закона об унитарных предприятиях, которым прямо запрещено создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Таким образом, после вступления Закона в силу не могут быть созданы унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности органов управления разных уровней (например, федерального и регионального). Формулировка процитированного пункта Закона не является однозначной и допускается трактовка, в соответствии с которой запрещается объединение имущества на одном уровне управления (например, городского и районного). На практике такой запрет может повлечь за собой ухудшение управляемости отдельных комплексов (особенно, коммунальных). Однако до соответствующих разъяснений (которые должны иметь законодательную силу) указанная трактовка может иметь место. Не вполне понятным остается и статус действующих унитарных предприятий, которые в свое время были созданы на базе объединения имущества, находящегося в собственности органов разных уровней управления. Наиболее правомерным представляется преобразование таких предприятий путем их разделения. Однако сама процедура такого разделения пока не уточнена, не детализирована и не закреплена законодательным или нормативным актом. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, со-ответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотрен¬ным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Общие принципы возникновения правоспособности юридического лица сформулированы в статье 49 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что данной статьей в отношении унитарных предприятий установле¬ны некоторые ограничения. Закон об унитарных предприятиях на этих ограничениях внимание не акцентирует. Статьей 49 ГК РФ, в частности, установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Таким образом, унитарные предприятия могут обладать гражданс-кими правами только в рамках тех видов деятельности, для которых они созданы. Унитарное предприятие считается созданным как Юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его Имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципально¬го предприятия. В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51) и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 8 статьи 63). Особенности, о которых идет речь в данном пункте (статья 10 Закона), сводятся к точному указанию перечня документов, представляемых унитарным предприятием для государственной регистрации. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии. Таким образом, для унитарных предприятий, осуществляющих лицензируемую деятельность, законодательством исключений не делается. 1.2 Основные виды государственных и муниципальных унитарных предприятий От других коммерческих организаций (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов) государственные и муниципальные унитарные предприятия отличаются рядом существенных признаков. Во-первых, данная форма хозяйственной деятельности базируется на публичной - государственной или муниципальной - собственности, тогда как иные коммерческие организации действуют на основе частной формы собственности. Предусмотренная законодательством возможность создания унитарных предприятий позволяет Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям вовлечь принадлежащее им имущество в хозяйственный оборот, получить прибыль, обеспечить государственные и муниципальные нужды, удовлетворить иные публичные потребности. Во-вторых, государственные и муниципальные предприятия создаются как унитарные предприятия, в то время как прочие коммерческие организации являются корпоративными по форме своего устройства. В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Как представляется, одним из элементов проявления "унитарности" таких предприятий является также и то, что управление ими осуществляется на принципе единоначалия руководителем (директором). Создание коллегиальных органов управления такими предприятиями не предусмотрено. Классификация государственных и муниципальных унитарных предприятий может быть проведена по следующим основаниям: а) в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество унитарных предприятий, они могут быть федеральными, субъектов РФ и муниципальными; б) в зависимости права на имущество самого предприятия, они могут создаваться и действовать на основе хозяйственного ведения или оперативного управления. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на праве оперативного управления, именуются казенными. Основы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" . Законодательные основы получили развитие в подзаконных нормативных правовых актах, которые детализируют такие вопросы, как порядок создания, назначение руководителя, определение порядка эффективности деятельности предприятий, их отчетность, разграничение полномочий между государственными органами управления и Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создаваться в случае: - необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; - необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; - необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; - необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации; - необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации; - необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной. Казенные предприятия могут создаваться: - если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования; - при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ; - при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач; - при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной; - при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; - при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий. Таким образом, можно отметить следующее: унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 20 страниц
200 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 30 страниц
1500 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 38 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
260 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 24 страницы
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg