Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Формирование информационной культуры населения на примере библиотек Республики Саха (Якутия)

irina_k200 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.09.2020
Объект исследования: информационная культура личности. Предмет исследования: формирование информационной культуры пользователей библиотек. Цель исследования: исследование и теоретическое осмысление особенностей формирования информационной культуры личности в процессе деятельности библиотеки. Гипотеза: повышение уровня информационной культуры пользователей библиотек возможно лишь при организации специального, информационного обучения, с использованием дифференцированного подхода к подбору методик и программ обучения с учетом информационных потребностей различных категорий пользователей. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи: 1. Дать определение понятия "Информационная культура" 2. Изучить концепцию формирования информационной культуры личности. 3. Выявить структуру, компоненты информационной культуры личности. 4. Изучить и проанализировать основные подходы формирования информационной культуры различных категорий пользователей библиотек, определить круг проблем, с этим связанных. 5. Выявить комплекс условий, обеспечивающих эффективное формирование информационной культуры пользователей библиотек. 6. Изучить организацию работы в данном направлении на примере библиотек Республики Саха (Якутия). Теоретическая значимость работы: работа расширяет и углубляет теоретические представления о возможностях библиотек в процессе формирования информационной культуры её пользователей. Практическая значимость работы: полученные знания могут быть использованы в процессе организации деятельности библиотеки, направленной на повышение уровня информационной культуры её пользователей. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение

Актуальность. Вхождение человечества в эпоху информационного общества характеризуется созданием качественно новой, информационной среды жизнедеятельности, требующей от личности способности самостоятельно приобретать знания, поддерживать необходимый профессиональный и общекультурный уровень в условиях динамично меняющихся информационно-коммуникационных технологий и резкого роста объемов информации. Следствием этого является потребность в развитии информационной культуры личности. Значительная роль в формировании информационной культуры принадлежит библиотекам, как социальным институтам, обладающим информационными ресурсами и средствами навигации в них и имеющим опыт информационно-просветительской работы с различными категориями пользователей. Кардинальные изменения в библиотечно-информационной среде, поставили перед библиотекарями качественно новую задачу: перейти от разрозненной, несистематической информационной подготовки к целенаправленному, систематическому обучению навыкам работы с информацией, то есть информационному обучению. Такой переход обусловлен осознанием того факта, что развитие в библиотеках новых видов информационных продуктов и услуг, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях, не имеет смысла без одновременного повышения уровня информационной культуры пользователей. Анализ отечественного и зарубежного опыта свидетельствует, что библиотеки отвечают на социальный заказ общества и пытаются внедрять курсы по информационному обучению. Однако при этом наблюдается противоречие между востребованностью таких курсов и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по реализации их в библиотеке. Соответственно возникает проблема адаптации этих учебных курсов к типу и виду библиотеки, категории пользователей, специфике их информационных запросов. Кроме этого, как показывает анализ опыта работы, организация информационного просвещения на базе библиотек сопряжена сегодня с целым рядом проблем: инициативным (необязательным, факультативным) характером работы; преобладанием монодисциплинарного подхода - обучение либо основам библиотечно-библиографических знаний, либо компьютерной грамотности, либо овладение рациональными приемами работы с книгой и т.п. Вся эта работа, безусловно, важна, но, имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно сформировать достаточный уровень информационных знаний и умений. В результате реальное состояние дел в области информационной подготовки различных слоев общества продолжает оставаться неутешительным. Все это является весомым основанием того, что в условиях перехода к информационному обществу и обществу знаний в определяющей мере становится необходимой целенаправленная информационная подготовка населения. Таким образом, актуальность рассматриваемого вопроса вытекает из необходимости изучения сущности, структуры, основных подходов к осуществлению информационной подготовки населения, так как от этого зависит содержание деятельности библиотеки, направленной на повышение уровня информационной культуры её пользователей.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы информационной культуры 6 Глава 2. Обзор работы в сфере информационной культуры в библиотеках РС(Я) 17 Глава 3. Перспективы развития 27 Заключение 57 Список использованной литературы 61
Список литературы

1. https://nlrs.ru/news/archieve/commonwealth/2933/ 2. https://nlrs.ru/news/archieve/commonwealth/3167/ 3. Аналитический отчет о деятельности Муниципального казенного учреждения «Нюрбинская МЦБС» за 2019 год: аналитический обзор / МКУ «Нюрбинская МЦБС» - Нюрба, 2020. – 103 с. 4. Аналитический отчет о работе библиотек Алданского района за 2019 год: аналитический обзор / МУК «МЦРБ им. Н.А. Некрасова» – Алдан, 2020. – 186 с. 5. Басов С.А. Управление библиотечным делом: от монополии на власть - к разделению властей // Науч. и техн. б-ки. - 2013. - №7. - с. 3-11. 6. Библиотеки муниципального образования «Хангаласский улус» в 2019 году: аналитический обзор /МБУК «Хангаласская МЦБС»; метод. отдел; ред.-сост. Корнилова О.К. – Покровск, 2020. – 112 с 7. Волков О.Ю. Противокражные технологии // Справочник руководителя учреждения культуры. 2013. №4. С. 42-52. 8. Временное Положение о Российской национальной библиотеке: Утв. 05.08.92 (с последующими изменениями и дополнениями) 9. Гаврилюк В.В., Сорокин Г.Г., Фарахутдинов Ш.Ф. Функциональная неграмотность в условиях перехода к информационному обществу: – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 244с. 10. Гендина Н.И„ Колкова Н.И., Скипор И.Л.Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод.пособие. - Москва, 2002ю – 337 с. 11. Годовой отчет за 2019 год муниципального бюджетного учреждения культуры «Нерюнгринская централизованная библиотечная система»: аналитический обзор / МБУК «Нерюнгринская ЦБС» – Нерюнгри, 2020. – 114 с. 12. Годовой отчет за 2019 год муниципального казенного учреждения «Межпоселенческая информационно-библиотечная система»: аналитический обзор / МКУ «МИБС» – Мирный, 2020. – 53 с. 13. Годовой отчет производственно-творческой деятельности МКУК «МЦБС «МО Среднеколымский улус (район)»» за 2019 год: аналитический обзор / МКУК «МЦБС Среднеколымского улуса»; сост. Еремеева К.В. - Среднеколымск, 2020. – 48 с. 14. Годовой отчет работы МКУ «Усть-Алданская МЦБС» за 2019 год: аналитический обзор/ МКУ «Усть-Алданская МЦБС»; сост. Федорова Ф.Г. и др. - Борогонцы, 2020. – 116 с. 15. Годовой отчет творческо-производственной деятельности МКУ «Абыйская межпоселенческая централизованная библиотечная система за 2019: аналитический обзор /МКУ «Абыйская МЦБС» – Белая Гора, 2020. – 175 с. 16. Гриханов Ю.Л. Законы о библиотечном деле в действии: проблемы реализации и развития // Библиотека и закон. Справ. Вып. l. - М: Либерия, 2014. - С. 99-106. 17. Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек Республики Саха (Якутия) за 2017 год / Министерство культуры и духовного развития Респ. Саха (Якутия), Нац. б-ка Респ. Саха (Якутия). – Якутск : СРИД НЦ НБ РС (Я), - 2019. – 138 с. 18. Ершова Т.В. Стратегия модернизации РГБ: декларация или путь к успеху // Библиотековедение. - 2015, - №4/5. С. 3-22. 19. Информационно-аналитический обзор о деятельности МКУ «Верхневилюйская МЦБС» за 2019 год: аналитический обзор /МКУ «Верхневилюйская МЦБС» – Верхневилюйск, 2020. –123 с. 20. Карташов Н.С. Скворцов В.В. Общее библиотековедение. Учебник в 2 ч.:Ч. 2 общая теория библиотечного дела. - М: МГУК, 2015 21. Карташов Н.С. Анализ деятельности библиотеки как часть управленческого процесса // Управление библиотекой: новые идеи и практические решения // Сб. науч. тр.: РГБ, 2015. - С. 75-88. 22. Кузьмин Е.И. Приоритеты государственной политики в сфере библиотечного дела // Библиотека. - 2014. - №8. - С. 4-16. 23. Кузьмин Е.И. Формирование государственной библиотечной политики в России // Б-ки и современное о-во. - СПб: РНБ, 2016. - С. 184-192. 24. Ладожина Т.Н. Информационная культура: содержание и методика освоения: практическое пособие. – М.: Либер-Дом, 2016. – 112 с. 25. Могилевер Н.В. Особенности организации финансирования библиотек в условиях нового экономического пространства (типы взаимодействия библиотек с экономической средой) // Управление библиотекой: новые идеи и практические решения /Сб. науч. тр. - М:РГБ, 2015. - С. 57-67. 26. О библиотечном деле: Федеральный закон Российской Федерации. Принят Госдумой 23.11.94 (с последующими изменениями и дополнениями) 27. Отчет по работе сектора электронных услуг: информационный обзор / ЦКО ЦБИО ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека РС(Я); сост. Панафидина О.С., Попова С.А. – Якутск, 2020 – 7 с. 28. Сафиканова Н.М. Использование информационных технологий в работе по учету и сохранности библиотечного фонда. (Из работ библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева. Москва) // Информ. бюл. РБА №24: Материалы 7-й ежегод. конф. РБА, Ярославль, 12-18 мая 2012 г. СПб., 2003. С. 128-130. 29. Справочник библиотекаря / Ванеев А. Н.-проф.,д.п.н. и др. ; науч.ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. - Изд. 3-е, испр. и доп. Санкт-Петербург : Профессия, 2006. - 495 с. 30. Сукиасян Э.Р. Компьютеризация библиотеки: с чего начиналось, тем и закончилось // Науч. и техн. б-ки. 2013. №9. С. 17-28. 31. Фирсов В.Р. Чтобы история не повторилась: Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках в России сравнительный анализ // Библиотека. – 2015 - №11, - С. 30-34. 32. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: Уч. пособие для студентов / МГУКИ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. –415 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы информационной культуры Под информационнои? культурои? необходимо понимать такои? уровень информационнои? подготовки, которыи? позволяет человеку не только свободно ориентироваться в необходимой? информационной? среде, но и принимать участие в ее? формировании и преобразовании, содеи?ствовать информационным контактам. Категориями информационнои? культуры личности можно считать умение формулировать свои потребности в информации, эффективно осуществлять ее? поиск во всеи? совокупности информационных ресурсов, перерабатывать и создавать качественно новую информацию, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, подбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность. В последнее время подтверждается взгляд на библиотеки как на органическую часть информационнои? среды и ресурсов, к которои? прилагаются компьютеры, программные средства, машиночитаемые источники информации, а возможность подключения к международным компьютерным сетям обогащает их еще и мировыми информационными ресурсами. Формирование информационнои? культуры читателеи? (что включает не только традиционную библиотечно- библиографическую культуру, но и умение оперировать информациеи? с использованием современных компьютерных средств) – одна из главных функции? современнои? библиотеки. Для ее реализации библиотеки должны переи?ти от традиционнои? пропаганды библиотечно-библиографических знании? к целенаправленному информационному образованию читателеи?. Процесс формирования информационнои? культуры – комплексныи? и должен осуществляться в библиотеке в пяти взаимосвязанных направлениях: 1) работа по совершенствованию комплектования и раскрытию библиотечных фондов; 2) систематическое изучение динамики информационных потребностеи? пользователеи?, особенно связанных с ценностно-ориентированнои?, познавательнои?, производственнои? деятельностью; 3) создание комфортных условии? для удовлетворения информационных потребностеи? читателеи?; 4) совершенствование работы по повышению уровня библиотечно-библиографических и информационно-компьютерных знании?; 5) популяризация и реклама информационных услуг библиотеки среди пользователеи? [7]. Таким образом, вся деятельность библиотеки направлена на повышение информационного образования общества. Однако информационная грамотность (и ее распространение среди читателеи?) предусматривает воспитание доверительных отношении? к библиотеке; желание стать ее постоянными посетителями; формирование у читателеи? навыков в сфере библиотечно-библиографических и информационно-компьютерных знании?; знакомство с информационными услугами библиотеки, с ведущими книгохранилищами мира, архивами, музеями, центрами информации и документации, банками и базами знании?, информационными системами, виртуальными библиотеками глобальнои? компьютернои? сети, возможностями использования информационных ресурсов за пределами библиотеки; ознакомление читателеи? с методами аналитико- синтетическои? обработки документов и переработки информации и др. Процесс формирования информационнои? культуры читателеи? требует дифференцированного подхода, подбора методик и программ обучения с учетом профессиональнои? специализации читателеи?, их информационных потребностеи? и информационнои? подготовки, навыков владения компьютерной техникои?. Диапазон информационных потребностей читателей?, которые обращаются в библиотеку, неограничен. Поэтому организацию мероприятии? по информационному образованию целесообразно проводить на трех уровнях: 1. Традиционное обучение пользованию библиотекои? (библиотечная ориентация не ограничивается предоставлением информации о физическом состоянии фондов и оборудования, о существующеи? в библиотеке системе обслуживания). 2. Библиографическое обучение, изучение методов поиска информации и библиографических источников. 3. Обучение пользованию информациеи? на электронных носителях, электронными базами данных с применением компьютернои? техники. Содержание, формы и методы информационного образования читателеи? определяются не только уровнем их культуры чтения или профессиональными потребностями, но и условиями работы в библиотеке. Формы обучения отличаются способом передачи информации, широтои? охвата аудитории: это выставки, обзоры, консультации, библиографические уроки, экскурсии, дни библиографии, путеводители, методические советы и др. Известно, что читатели отдают предпочтение формализованным мероприятиям, к которым можно отнести обзорные экскурсии по библиотекам и сжатые лекции по основам информационного поиска для тех, кто только что записались в библиотеку; предоставление возможности самостоятельно обучаться с использованием аудио- и видеозаписей; распространение путеводителеи? по фондам и каталогам, памяток для самостоятельнои? ориентации; систему нагляднои? информации о структуре библиотеки, ее справочно- поисковом аппарате; подготовку и издание методических пособии? о пользовании базами данных и электронным каталогом; курсы по обучению работе с компьютернои? техникои? [7]. Диалоговая форма общения – наиболее эффективная форма взаимодеи?ствия библиотекаря и читателя. Индивидуальное консультирование должно преобладать в работе с читателями. Положительные результаты даёт также информационное образование читателеи? в процессе удовлетворения их запросов, потому что читатель лично заинтересован в восприятии информации. Опыт показывает, что результативность информационного образования специалистов эффективна, если оно ведется вместе с существующими формами повышения профессиональнои? квалификации кадров. Это направление – перспективное, и его следует более активно внедрять в практику. В условиях формирования информационного общества библиотеки должны предоставлять пользователям доступ к электронным каталогам других библиотек, к электронным журналам, ко всем базам данных, имеющимся в библиотеках и информационных центрах. Это дает возможность даже в самои? отдаленнои? библиотеке обеспечить пользователям тот же объем, глубину и качество информации, как и в большои? библиотеке, учитывая при этом специфику региона, потребности и запросы любых организации? и предприятии? – как коллективных, так и индивидуальных потребителеи? информации. В связи с этим одним из направлении? деятельности библиотеки должно быть обучение читателеи? пользованию компьютернои? техникои?, что может осуществляться на коммерческои? основе и проводиться на базе специально оборудованного класса, где одновременно можно обучать не только читателеи?, но и сотрудников библиотеки. Автоматизация библиотечных процессов требует от библиотекареи? умения работать с электронными БД, владения компьютерными технологиями, что становится обязательным условием профессиональнои? подготовки сотрудников библиотечно-информационнои? сферы. Поэтому возникает проблема адекватного повышения информационнои? культуры библиотечных работников, которые сегодня должны быть не только «лоцманами книжных мореи?», но и навигаторами компьютерных сетеи?, чья деятельность формирует новую информационную среду. Проблема информационнои? культуры личности неисчерпаемая и должна решаться в библиотеке на современном уровне. В недалеком будущем при обучении информационнои? грамотности, как читателеи?, так и сотрудников библиотеки, будет использоваться подкастинг. Это относительно новыи? библиотечныи? сервис – способ доставки документов через Интернет с использованием звуковых фаи?лов [2]. Культура чтения, как сложное явление, представляющее собои? комплекс знании?, умении? и навыков, включает: знание правил пользования библиотеками; осознанныи? выбор тематики чтения; ориентировку в источниках, прежде всего библиотечно-библиографическом аппарате библиотеки; системность и последовательность чтения; умение выбрать конкретныи? материал, информацию; знание правил гигиены чтения; владение приемами рационального чтения, обеспечивающего ориентирование в источниках информации, факсимильное освоение и глубокое понимание прочитанного; умение использовать и воплощать в практику полученную из источников информацию; владение аналитическими приемами конспектирования, реферирования и т.д. Разработан перечень требовании? к знаниям, умениям и навыкам, которыми должен владеть зрелыи? читатель (читатель-мастер), приступающии? к чтению документа. Некоторые из умении? – познавательные, проектируемые, конструктивные, коммуникативные, организаторские [5]. Информационная культура не только включает в себя библиотечно-библиографическую грамотность и культуру чтения, но и предусматривает овладение целым комплексом знании? о процессе информатизации вообще и в частности в регионе, раи?оне, республике, государстве, где находится библиотека: - ориентирование в правовом поле информатизации, в проблемах авторского права, свободы слова, информационнои? безопасности личности; - понимание характера и особенностеи? современных информационных ресурсов, отдельных документов в информационных системах (библиотеках, архивах, банках данных и др.); - представление о возможностях декодирования различных носителеи? информации, плюсы и минусы традиционных и электронных средств сбора, систематизации, сохранения и поиска информации; - умение использовать современные информационные технологии, стремление постоянно повышать свою компьютерную грамотность. Библиотеки, опираясь на закон «Об информации, информатизации и защите информации», формируют информационную культуру читателеи? путем ознакомления их с системои? информации в стране и в мире. С увеличением фондов библиотек, включением в них различных видов документов (в том числе аудио- и видеокассет, компакт-дисков, электронных издании?), усилением связеи? с другими информационными учреждениями возрастает роль ориентирующеи? информации – информации о информации. Информация о информации решает несколько задач. Во-первых, помогает пользователю ориентироваться как в помещении библиотеки, так и в его подразделениях, для чего выпускаются указатели, объявления, схемы структурных подразделении?, размещения помещении? и оборудования, технических средств и т.п. Во-вторых, предоставляет пользователю сведения о том, что имеется в библиотеке, в какои? отдел необходимо обратиться за тои? или инои? информациеи?, какие базы данных доступны и т.д. В-третьих, помогает пользователям ориентироваться в документах. Таким образом, одни путеводители помогают ориентироваться в помещении библиотеки, другие – содеи?ствуют ориентации в размещении документов и их содержании. Справочно-библиографическии? аппарат стал более современным и подвижным. В нем значительное место занимают электронные каталоги, базы данных, интерактивное использование каталогов библиотеки. Библиотеки стремятся, чтобы Интернет стал частью СБА библиотеки. Для этого организуют обучение различных групп читателеи? методом поиска информации в Сети, создаются интернет-классы. В целях формирования информационнои? культуры библиотеки устанавливают контакты с другими организациями. Среди мероприятии?, которые проводятся специально, чтобы повысить уровень информационнои? культуры читателеи?, необходимо отметить: - индивидуальные консультации по библиографическому поиску и методике работы с источниками информационных систем стран мира, о том, как ими пользоваться, как развивать и совершенствовать свою информационную культуру; - практические занятия с использованием традиционных и электронных информационных ресурсов (пользователи библиотеки изучают следующие темы: использование СБА; методика конспектирования, реферирования; ведение собственных поисковых систем; оформление списков использованных источников; поисковые системы и справочники; Интернет; способы и приемы рационального чтения; техника чтения). В помощь развитию информационнои? культуры читателеи? издаются различные указатели литературы, памятки, путеводители по библиотеке и справочно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации, разрабатываются специальные программы и методики, которые включают индивидуальное обучение с помощью электронных средств. Навыки информационнои? культуры прививаются читателям дифференцированно через информационное и справочно-библиографическое обслуживание – путем проведения бесед, семинаров, лекции?, консультации?, практических занятии?, издания методических разработок. В библиотеках используются различные формы рекламы информационнои? культуры пользователеи?: - устная форма – индивидуальные и групповые консультации, обзоры справочных, библиографических, информационных, электронных издании?, лекции, библиографические семинары, читательские конференции; - наглядная форма – открытыи? доступ к книжным фондам, выставки справочных, библиографических, информационных, электронных издании?, новых поступлении?, библиотечные плакаты различного назначения (схемы размещения книжного фонда, пользования каталогами, схемы-алгоритмы различных вариантов поиска литературы в электронном каталоге и т. д.). Информационная культура личности, по мнению Н.И. Гендиной, включает в свой состав, помимо информационной грамотности, информационное мировоззрение, т.е. "понимание необходимости овладения информационными знаниями, осознание ответственности за использование информации"[]. Ряд авторов относят к этому также: - Знание основных свойств информации, организации информационных процессов; - Представление о современных информационных ресурсах, источниках информации, информационных хранилищах; - Владение приемами поиска информации; - Владение навыками обработки, анализа и синтеза информации; - Умение использовать современные технологии в информационном процессе. Формирование информационной культуры личности и организация информационного образования должны базироваться, по мнению Н.И. Гендиной, Н.И. Колковой и др. на следующих общеметодологических принципах: системности, интегративности, технологичности, непрерывности, а также деятельностного подхода, культурологического подхода.[] Принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий "информация" и "культура", на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека". М.Г. Вохрышева, в частности, с позиции культурологического подхода, определяет "информационную культуру как культуру взаимодействия человека с информацией" [2]. Принцип системного подхода позволяет обеспечить "целостность представления феномена информационной культуры, преодолеть за счёт введения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его информационных компонентов, как библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность" [8]. Нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией проявляется в монодисциплинарном характере деятельности, которая сводится к формированию библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, компьютерной грамотности как отдельных, обособленных друг от друга направлений. Принцип деятельностного подхода означает, что "формирование информационной культуры личности строится не с позиции библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить пользователю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер, и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиции самого пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности" [6]. Принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как "педагогическую технологию, включающую определённую совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влечёт снижение качества результатов" [6]. Принцип интегративности даёт возможность "построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности с ориентацией на ограниченное взаимодействие как образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений, каждое из которых в соответствии со своей спецификой призвано стать участником информационного всеобуча" [6]. Реализация данного принципа открывает перспективы гармонизации совместной работы этих институтов по достижению общей цели - формированию информационной культуры личности. Принцип непрерывности предусматривает "использование возможности всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего, среднего, высшего послевузовского) для формирования информационной культуры личности" [8]. В совокупности, перечисленные принципы и подходы, являются "концептуальными основами формирования информационной культуры личности и могут быть обозначены как деятельностно-ценностная технология, представляющая собой механизм включения пользователей информации в формирование информационной культуры. Предполагая единый системный подход к процессу обучения, она реализуется в условиях личностно ориентированного и дифференцированного обучения через поисковую и интеллектуально-познавательную деятельность пользователей, основанную на интеграции знаний и навыков, и опирается на информационно-культурное и культурно-ценностное содержание образования". ? Глава 2. Обзор работы в сфере информационной культуры в библиотеках РС(Я) В Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки развитие информационной культуры пользователей указывается как одно из важнейших направлений деятельности публичной библиотеки. Библиотеки используют разнообразные формы и методы работы по информационной подготовке пользователей. В 2018-м году из комплексных мероприятий было проведено 186 «Дней библиографии». Наиболее активной формой обучения являются библиотечные уроки. За рассматриваемый период проведено 1646 уроков, 1329 обзоров, 563 бесед, 9203 индивидуальных консультаций. [] В 2018-м году в муниципальных библиотеках активизировались мероприятия по основам компьютерной грамотности среди пенсионеров. Нерюнгринская городская библиотека работает по целевой программе «Вместе в электронный век» для лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров, Верхневилюйская МЦБС – «Электронный пенсионер». Интересен опыт Алданской межпоселенческой центральной районной библиотеки им. Некрасова, которая, начиная с 2014 г. проводит 40- часовое обучение пенсионеров офисным программам, использованию ресурсов Интернет и государственных услуг. В Центральной городской библиотеке г. Мирного с 2017 г. работает Клуб компьютерной грамотности «Мир без границ +50» и др. В ЦОД п. Мохсоголлох работают курсы «Основы компьютерной грамотности, где обучают пенсионеров пользоваться государственными услугами в портале Электронного правительства. (ссылка) Охват населения региона библиотечным обслуживанием в 2018 году составил 50,9% с учетом библиотек при учреждениях клубного типа, в том числе государственными и муниципальными библиотеками - 48,7 %, муниципальными библиотеками– 43,6 %. Таблица 1. Динамика основных показателей деятельности муниципальных библиотек. Абсолютные показатели деятельности муниципальных библиотек. 2016 – 2018 гг. Показатели 2016 2017 2018 Динамика 2016-2018 +/- Число пользователей 421952 413105 420129 - 0,5 % Из них удал. пользователей 51123 48349 57998 +13,4 % Выдано документов 9278168 9044444 9065556 - 2 % Число посещений 3671750 647715 3636514 - 1% Число посещений массовых мероприятий 818602 841236 825926 + 1% Число обращений к библиотекам удаленных пользователей 558546 416453 529579 -5 % Из них обращений к сайтам 494550 346059 411552 - 16% Совокупное количество пользователей МЦБС, муниципальных библиотек и муниципальных библиотек при учреждениях культурно-досугового типа за три года увеличилось на 0,6% и на 01.01.19 г. составило 491,0 тыс. В муниципальных общедоступных библиотеках сохраняется тенденция незначительного оттока читателей библиотек. За последние три года уменьшилось количество читателей на 0,5 % и на 01.01.19 составило 420,1 тыс. чел., но по сравнению с 2017 годом наблюдается положительная динамика на 2 % (+7 тыс. чел.), что обусловлено ростом количества удаленных пользователей. В библиотеках при учреждениях культурно – досугового было зарегистрировано 21,5 тыс. чел. Существенное увеличение количества пользователей наблюдалось в Амгинской МЦБС - на 1155 человек, Среднеколымской – 1289, Усть-Алданской – 2164, Чурапчинской - 1356 и др. По сравнению с 2017 годом, в 14 МЦБС наблюдается снижение количества пользователей, особенно в, Усть-Майской (-859), Намской МЦБС (-733), Хангаласской ЦБС (-470)и др. От общего количества пользователей дети до 14 лет составляют 32,2%, молодежь от 15 до 30 лет – 18,9 %. За год количество детей уменьшилось на 0,7%, а молодежи - на 0,4 %, что можно объяснить расширением использования ресурсов Интернет через мобильные приложения. От общего количества пользователей число зарегистрированных удаленных пользователей составило 58 тыс. чел, что на 20 % выше, чем в 2017 году. В рассматриваемый период количество посещений муниципальных библиотек составило 3 636,5 тыс., что на 11 тыс. меньше, чем в 2017 г. Муниципальные библиотеки при учреждениях культурно-досугового типа посетило 174,6 тыс. чел., что на 34,1 меньше, чем в 2017 г. Положительная динамика увеличения количества посещений наблюдалась в Абыйской МЦБС (+7,2 тыс.), Амгинской (+3,6 тыс.), Сунтарской (+7,1), Таттинской (+5,9) и др. Снижение показателя произошло в Булунской МЦБС (-6,2 тыс.), Вилюйской (-4,7 тыс), Нюрбинской (-11 тыс.). Для выполнения индикаторов нацпроекта «Культура» по количеству посещений в 2019 году необходимо в муниципальных библиотеках увеличить данный показатель на 84,1 тыс., что предполагает пересмотр приоритетов организации библиотечного обслуживания населения. Такой показатель, как документовыдача характеризует как качество комплектования библиотечных фондов, так и активность библиотечных специалистов в продвижении литературы. На 01.01.19 г. количество выданных документов составило 9065,5 тыс., что на 211,1 тыс. меньше, чем в 2017 г. Более высоких результатов добились библиотеки Абыйской МЦБС (+28,9), Нерюнгринской (+35,9), Среднеколымской (+10,7), Таттинской(+13,6) и др. В 16 ЦБС произошло снижение данного показателя, особенно в Усть-Майской МЦРБ (-28,5тыс. экз), Верхнеколымской МЦБС (-25,8), Томпонской (-23,5) и др. Относительные показатели по читаемости и посещаемости остаются стабильными в течение 3 лет, исключение составляет показатель читаемости, что свидетельствует в какой-то мере о несоответствии библиотечных фондов спросу населения. [] В 2019 году работа по формированию информационной культуры среди пользователей библиотек продолжается. В современных условиях информационная культура читателей рассматривается библиотекарями как сочетание трех составляющих – библиотечно-библиографических знаний, культуры чтения и компьютерной грамотности. Формирование информационной культуры пользователей библиотеки осуществляется посредством проведения библиотечных уроков, консультаций у справочного аппарата, обучения основам поиска по справочным и библиографическим изданиям, размещением на сайте рекомендаций по подготовке к урокам, к написанию сочинений, рефератов, к ЕГЭ и др. Для воспитания информационной культуры в библиотеках проводятся библиотечные уроки, экскурсии. Также сохраняют свою актуальность рекомендательные беседы с читателями, подготовка рекомендательных списков, обзоры новых поступлений. Проводятся Дни правовой информации, Дни специалистов, и, конечно же, Дни информации. Центры правовой информации (далее ЦПИ), организованные на основании Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.06.1999 года № 710-р на базах читальных залов библиотек, а так же Центры общественного доступа (далее ЦОД), оборудованные автоматизированными рабочими местами для пользователей, Имеется доступ к социально значимым ресурсам сети Интернет, справочно-правовым системам (далее СПС) «КонсультантПлюс», электронным каталогам ГКУ РС(Я) «Национальная библиотека РС (Я)». Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) остается одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. В системе информационного и социально-правового обслуживание пользователей, (ЦПИ) преобладали мероприятия группового и массового информирования, также, выставки, обзоры, информационные стенды По сравнению с 2018 годом заметен прирост контрольных показателей ЦОД, ЦПИ, что говорит о высокой эффективности данного направления библиотечной работы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 100 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Культурология, 62 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Культурология, 68 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg