Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Оценка финансового состояния ПАО “Татнефть”, выявление проблемных точек и путей их решения

irina_k200 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.09.2020
Объектом данного исследования является российская компания (ПАО) «Татнефть». Целью исследования является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: 1. Анализ отрасли нефтедобычи и переработки в РФ и мире; 2. Изучить теоретические основы финансового анализа деятельности компании; 3. Определить тенденции развития нефтяной отрасли; 4. Определить стратегические цели фирмы, миссию, видение; 5. Провести анализ конкурентной среды; 6. Провести внутренний и внешний анализ окружающий среды ; 7. Дать укрупнённую оценку деятельности компании; 8. Выявить тенденции, проблемные точки развития компании; 9. Определить возможные направления улучшения деятельности ; 10. Оценить вероятности наступления банкротства на примере трёх моделей; 11. Сформулировать выводы по проделанной работы, разработать рекомендации по улучшению его деятельности; 12. Разработать общие рекомендации и поэтапный план их применения. Выполнение данных задач позволит максимально эффективно выявить текущее положение компании на рынке, проанализировать микро и макро среду, выявить проблемные точки и пути решения существующих проблем, кроме того, данные анализ будет полезен для формулирования стратегии развития на несколько лет вперед, что повысит доверие инвесторов, увеличит капитализацию компании,даст конкурентные преимущества. При написании работы использовались следующие методы анализа: анализа интернет источников, компиляционный, обобщение, сравнительный и метод интерпретации, методы финансового анализа, методы оценки банкротства предприятия, коэффициентный метод и прочие методы маркетингово, финансового и инвестиционного анализа
Введение

На сегодняшний день нефтегазовая отрасль РФ является самой крупной и приносит больше всего доходов в бюджет за счёт высокой курсовой разницы и большого объема добычи. От эффективности данной отрасли во многом зависит экономическая ,социальная и политическая стабильность РФ. Одним из важнейших факторов устойчивого развития компании является её эффективная финансовая деятельность, наличие потенциала на рынке и спрос на её продукцию. Одним из важных условий укрепления рыночных основ экономики и ее интеграции в мировое хозяйство является всесторонняя и глубокая модернизация отечественного рынка нефти и нефтепродуктов, направленная на успешное функционирование экономики в изменившихся условиях хозяйствования. В течение ХХ столетия рынок нефти являлся двигателем современного индустриального развития. Однако переход общества от индустриального типа развития к новому постиндустриальному (информационному) сопровождается трансформацией всех рыночных механизмов, включая сегменты рынков нефти и нефтепродуктов в направлении эффективного обеспечения экономического роста и формирующихся новых факторных пропорций воспроизводственного процесса. Актуальность разработки рекомендаций улучшения финансового состояния предприятия состоит в том, что без правильного распределения средств и управления обязательствами предприятие за несколько лет может стать банкротом, совет директоров должен иметь самую актуальную информацию, как для решения оперативных задач, так и для составления долгосрочных программ развития Для детального анализа предприятие необходимо иметь источники её интерпретацию, по законодательству РФ, каждая организация ПАО обязана предоставлять отчёты в формате МСФО и РСБУ, как ежеквартальные, так и годовые, которые должны быть максимально информативны и понятно, это прописано в стандартах, следовательно ,опираясь на эти данные, мы можем понять нынешнюю ситуацию, в которой находится фирма, выявить тенденции и дать прогнозные рекомендации, которые дадут возможность фирме стать более устойчивой и успешной на рынке
Содержание

Введение 3 Глава 1. Анализ рынка нефти и нефтепродуктов. Теоретические основы финансового анализа предприятия 5 1.1. Анализ отрасли добычи и переработки углеводородов в мире 5 1.1.1.Стабильный рост потребления нефти 6 1.1.2.Продолжающийся рост автомобилизации 8 1.1.3.Нефтехимический сектор – ключевой фактор роста спроса 9 1.1.4.Мировое производство нефти 10 1.1.5. Рост добычи в странах ОПЕК 10 1.1.6.Снижение инвестиций в нефтедобычу 11 1.1.7. Ожидания рынка и основные факторы влияющие на него 12 1.2 Современное состояние нефтяной отрасли РФ 13 1.4. Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами 16 1.5. Антикризисные стратегии предприятия 22 Глава 2. Стратегические анализ ПАО “Татнефть” 25 2.1. Концепция, миссия, видения и ценности компании 25 2.2. Анализ факторов макросреды (STEP-анализ) 28 2.4.Анализ конкурентной среды 29 2.5.Карта стратегических групп 32 2.6.Модель пяти конкурентных сил М. Портера 32 2.6.SWOT-анализ компании «ТАТНЕФТЬ» 36 2.7. Графическое изображение динамики основных показателей деятельности 37 2.8.Необходимые условия сбалансированного и устойчивого развития 39 2.9. Модели оценки вероятности банкротства 40 2.9.1. Оценка вероятности банкротства на основе модели Г.В.Савицкой 40 2.9.2. Оценка вероятности банкротства по Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова: 41 2.9.3.Оценка вероятности банкротства предприятия Г.Спрингера: 41 2.14. Финансовый анализ предприятия “ТАТНЕФТЬ” 43 2.14.1 Анализ финансового состояния предприятия 44 3.Рекомендации 50 3.1 Определение основных проблем 50 3.2. Программа мероприятий по устранению выявленных проблем 51 3.3.Укрупнённая оценка разработанных рекомендаций 52 Заключение 60 Список литературы 62
Список литературы

Основная литература: 1.Широкорад, А. Б. Каспий - русское озеро. Великий волжский путь. Большая нефть и большая политика / А.Б. Широкорад. - М.:АСТ, АСТ Москва, Хранитель,2018. - 448 c 2. Грей, Форест Добыча нефти / Форест Грей. - М.: Олимп-Бизнес, 2018. - 416 c 3.Коржубаев А.Г., Соколова И.А., Эдер Л.В. Анализ тенденций в нефтяном комплексе России / Всероссийский экономический журнал «Экономика и организация», 2018., - №10 - С. 85-10 4.Арутюнов, Ю.А. Антикризисное управление: Учебник. / Ю.А. Арутюнов. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 416 c. 5.Ахметгалиев Р. И., Винс А. И. Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами // Молодой ученый. — 2019. — №49. — С. 332-335.
Отрывок из работы

Глава 1. Анализ рынка нефти и нефтепродуктов. Теоретические основы финансового анализа предприятия 1.1. Анализ отрасли добычи и переработки углеводородов в мире Углеводороды по-прежнему играют ключевую роль в мировой экономике, обеспечивая около 90 % первичного потребления энергии. В 2018 г. уверенный рост мирового спроса на нефть позволил снизить избыток предложения на рынке даже в условиях быстрого роста добычи на Ближнем Востоке. Меры по ограничению добычи и дальнейший рост потребления могут создать условия для сбалансированности рынка в 2018 г. Рисунок 1. Цена нефти марки Brent (долл. США / барр.) В 2018 г. избыток предложения на мировом рынке заметно снизился; в третьем квартале рынок достигал баланса благодаря сезонному пику потребления. Из-за слабой конъюнктуры начала года средние цены по итогам 2018 г. оказались минимальными за последние годы, однако с января по декабрь цены выросли примерно в 1,5 раза. Рисунок 2. Баланс и динамика добычи и потребления жидких углеводородов в мире. В начале 2018 г. значительный избыток нефти спровоцировал снижение цен до минимальных уровнейс 2003 г. Однако в течение года, несмотря на рост добычи ОПЕК, совокупность факторов привела к значительному восстановлению цен. Основные факторы, оказавшие влияние на рынок нефти в 2018 году: • Устойчивый рост потребления • Рост добычи нефти в Иране • Сокращение добычи в США • Соглашение производителей нефти об ограничении добычи 1.1.1.Стабильный рост потребления нефти Мировая экономика в 2018 г. сохранила умеренные темпы роста. По предварительным оценкам Международного валютного фонда, мировой ВВП вырос на 3,1 % (после 3,2 % в 2015 г.). При этом динамика развивающихся экономик оставалась стабильной, в то время как экономика наиболее развитых стран замедлила рост. Риски изменения темпов роста экономики Китая отошли на второй план. Сохранение активных мер монетарного стимулирования как в развитых, так и в развивающихся экономиках позволяет рассчитывать на продолжение экономического роста. Рост мировой экономики и низкие цены на углеводороды способствовали сохранению высокого спроса на нефть. В 2018 г. мировое потребление нефти продолжило быстро расти, увеличившись, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), на 1,6 млн барр. / сут. – до 96,6 млн барр. / сут. Таким образом, рост спроса значительно превысил ранние прогнозы МЭА. При этом оценка роста спроса в 2018 г. была также повышена – до 2 млн барр. / сут. Основную роль в росте спроса сыграли развивающиеся страны, однако заметное влияние оказал и рост потребления в Европе. МЭА ожидает, что в 2018 г. спрос на нефть вырастет еще на 1,4 млн барр/сут, а затем продолжит расти в среднем на 1,2 млн барр. / сут. ежегодно и в 2020–2020 гг. достигнет уровня 100 млн барр. / сут. Рисунок 3. Баланс спроса и предложения рынка нефти в 2015–2018 годах (млн барр. / сут.) Рисунок 4.Изменение потребления нефти по странам (млн барр. / сут.) Рисунок 5.Мировое потребление нефти (млн барр. / сут.) Рисунок 6. Рост мирового спроса на нефть с 2015 по 2040 год (млн барр. / сут.) 1.1.2.Продолжающийся рост автомобилизации Спрос на нефтепродукты в основном сегменте потребления – автотранспортном секторе – продолжил расти. Несмотря на высокий уровень автомобилизации, продажи пассажирских автомобилей в США и Европе в 2018 г. побили предыдущий рекорд, а продажи в Китае выросли на 13,7 % при поддержке налоговых льгот на покупку небольших автомобилей. Продление льгот на 2018 г. позволяет ожидать дальнейшего динамичного роста китайского рынка автомобилей. Рисунок 7 .Продажи автомобилей (млн. шт.) Автомобильные рынки Китая и Индии сохраняют высокие темпы роста и большой потенциал. Рисунок 8.Уровень автомобилизации 1.1.3.Нефтехимический сектор – ключевой фактор роста спроса Около половины прироста мирового спроса на нефтепродукты в 2018 г. было обеспечено потреблением в нефтехимическом секторе. Источником спроса стали страны Азии, наращивающие мощности в нефтехимии, и потребление сжиженных углеводородных газов. Ожидается, что в среднесрочной перспективе нефтехимическая отрасль, наравне с транспортным сектором, станет ключевым источником роста спроса на продукцию нефтепереработки. 1.1.4.Мировое производство нефти В 2018 г. наиболее заметным оказалось снижение добычи в США. Сокращение активности в сегменте добычи нетрадиционной нефти привело к снижению среднего уровня производства жидких углеводородов на 0,5 млн барр. / сут. В конце года рост цен на нефть позволил нарастить активность бурения, и объемы добычи в США стабилизировались. Дальнейшая динамика добычи нефти в США может оказать серьезное влияние на баланс мирового спроса и предложения. Рисунок 9.Активные буровые и динамика добычи сланцевой нефти в США 1.1.5. Рост добычи в странах ОПЕК Добыча нефти странами ОПЕК в 2018 г. выросла на 0,9 млн барр. / сут. Основной объем роста был обеспечен Ираном, который после снятия международного эмбарго быстро вернулся к досанкционным уровням добычи. В дальнейшем динамика иранской добычи будет ограничена темпами разработки новых месторождений, зачастую требующей участия иностранных инвесторов. В конце 2018 г. страны ОПЕК достигли соглашения об ограничении производства нефти, к которому присоединился ряд производителей вне альянса, в том числе Российская Федерация. Соглашение предполагает снижение добычи его участниками на 1,8 млн барр. / сут. от уровня октября 2018 г. к середине 2018 г. Успешное выполнение соглашения должно привести не только к балансировке рынка, но и к снижению избыточных запасов нефти и нефтепродуктов. В режим ограничения добычи не вошли Ливия и Нигерия, добыча в которых на момент заключения соглашения была ограничена из-за политической нестабильности. Рисунок 10.Прогноз добычи нефти странами ОПЕК (млн барр. / сут.) 1.1.6.Снижение инвестиций в нефтедобычу Дополнительным фактором, который будет ограничивать предложение нефти в среднесрочной перспективе, является снижение инвестиций мировой нефтедобывающей отрасли в добычу, продолжившееся в 2018 г. После падения цен на нефть во второй половине 2014 г. международные нефтегазовые компании сократили инвестиции примерно вдвое. Рисунок 11.Изменение инвестиций крупнейших мировых нефтегазовых компаний 1.1.7. Ожидания рынка и основные факторы влияющие на него Рисунок 12.Форвардная кривая Brent (долл. США / барр.) В целом динамика спроса и предложения, снижение избытка нефти на рынке и изменения в тактике производителей снижают риски волатильности цен в ближайшей перспективе. Основные факторы, которые окажут влияние на рынок нефти в 2018 году: • Рост мирового потребления нефти; • Действие соглашения производителей нефти по ограничению добычи; • Динамика добычи нефти в США; • Геополитические ограничения добычи нефти в странах ОПЕК (Ливия, Нигерия). 1.2 Современное состояние нефтяной отрасли РФ Нефтяная промышленность является одной из важнейших в экономике России. Ее роль определяется значимостью в формировании экспортных и бюджетных доходов, а также большой кооперацией с другими секторами и отраслями национальной экономики.Максимум добычи нефти в стране пришелся на 1988 г. - почти 570 млн. т, что составляло 20% общемировой добычи. В 90-е годы прошлого века произошел обвал добычи нефти. С 1999-2000 гг. на фоне сначала девальвации рубля, а затем роста цен на нефть добыча стала нарастать высокими темпами (6%-9%). С 2005 г. рост был более поступательным и умеренным - находился в интервале 0,6%-2,4% ежегодно, за исключением 2008 г., когда добыча упала на 0,7% (Рисунок 1). В 2012 г. добыча нефти, достигнув объема почти в 519 млн т, впервые превысила уровень 1990 года, а в 2018 г. составила почти 545 млн. т. Рисунок 13. Добыча нефти в РФ 1990-2005 На протяжении последних лет в стране наблюдается устойчивый тренд к росту добычи нефти и газового конденсата - рисунок 2. Средний темп прироста в период 2010-2018 гг. составил почти 1,5%. Рисунок 14. Динамика добычи нефти и газового конденсата в Российской Федерации в период 2010-2018 гг. В результате в 2018 году добыча нефти и газового конденсата в стране достигла 544,6 млн. т, или более 102% к уровню 2015 года, в том числе нефти 512,1 млн. т, или 102% к уровню 2015 г. Отметим, что примерно 15% добытой нефти, включая газовый конденсат, добывается на сухопутных территориях, официально относимых к Арктической зоне Российской Федерации (Hенецкий и Ямало-Hенецкий автономные округа, Таймырский Долгано-Ненецкий и Туруханский муниципальные районы Красноярского края). Учитывая в большой степени экспортную ориентацию добычи и переработки нефти в РФ , наращиванию добычи помимо трудностей по освоению ресурсной базы также мешает конкуренция со стороны других стран бывшего СССР. Так, Казахстан с 2000 года увеличил свою добычу с 35 до 80 млн. т, Азербайджан - с 14 млн. т до 28 млн. т. И это на фоне относительно небольшого собственного потребления этими странами в объёмах соответственно 13 млн. т и 4,5 млн. т нефти и нефтепродуктов. В добытой нефти в РФ в 2018 г. основной объем приходится на сернистую нефть - 52,9%, на высокосернистую нефть - 11,6%, нефть морских месторождений - 3,5% (Таблица 1). Таблица 1 – Производство нефти по видам в Российской Федерации, тыс. р Добыча нефти в России осуществляется практически исключительно крупными организациями, добыча средними и малыми организациями последние 5-6 лет колеблется на уровне всего лишь 2-3 млн т в год. Самые крупные компании по добыче в настоящее время: 1. ПАО «НК «Роснефть» (более 36% всей добычи), 2. ПАО «Лукойл» (16%), 3. ОАО «Сургутнефтегаз» (11,5%), 4. ПАО «Газпром нефть» (7,4%), 5. ПАО «Татнефть» (5,1%), 6. ПАО АНК «Башнефть» (3,7%) , 7. ПАО «Газпром» (3,2%), 8. ОАО «НГК «Славнефть» (2,9%) 9. АО НК «РуссНефть» (1,4%), 10. ПАО «Новатэк» (0,9%). Рисунок 14.Динамика объемов нефтепереработки в РФ в 1990-2015 гг. Испытав резкое снижение к середине 90-х годов прошлого века (более чем наполовину), нефтепереработка к настоящему времени по своим объемам практически достигла доперестроечного объема. Если в 1990 г. объем переработки составил 298 млн. т, то в 2014 г. он достиг максимума за весь постперестроечный период в 295,1 млн т. Однако в 2015 г. он снова снизился относительно предыдущего года до 287,5 млн т.Нефтеперерабатывающие заводы целесообразно размещать непосредственно у потребителей нефтепродуктов (транспортировать по трубопроводам сырую нефть дешевле и проще, чем продукты ее переработки). 1.4. Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами Формирование рыночных отношений в современных условиях сопровождается одновременно процессом повышения самостоятельности предприятий, ростом их ответственности. Наблюдается возрастание роли ликвидности и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Поддержание отмеченных выше тенденций на должном уровне характеризуется ростом актуальности рационального управления финансовыми ресурсами. Проблемы управления финансовыми ресурсами, особенно в условиях кризиса, всегда являются препятствием для развития предприятия, снижением его конкурентоспособности на рынке. Первоначальным этапом формирования рациональной системы управления финансами в компании является ее оценка через систему показателей. Проведение анализа эффективности системы позволяет также выявить причины негативных тенденций и разработать мероприятия по их устранению. Под финансовыми ресурсами понимают часть средств компании в форме ее доходов и различных поступлений извне, предназначенных для исполнения взятых на фирму обязательств . Под управлением финансовыми ресурсами понимают систему специальных методов, операций, приемов и способов воздействия на все виды финансов предприятия с целью достижения оптимального результата . Под эффективным управлением финансовыми ресурсами следует понимать соотношение между израсходованной частью ресурсов и достигнутыми результатами. Методика оценки эффективности финансовых ресурсов подразумевает следующие алгоритм действий : 1 этап. Проведение оценки динамики, состава и структуры финансовых ресурсов компании за последние несколько лет. При проведении такой оценки используют горизонтальный и вертикальный методы анализа. Для начала составляют сравнительный аналитический баланс с отражением в нем значений активов и источников их формирования. Далее применяют к нему методику горизонтального анализа, при которой показатель каждого следующего года сравнивается с таким же показателем предыдущего года. Изучаются отклонения, выявляются причины динамики. На следующем этапе применяют методику вертикального анализа, при которой вычисляется доля каждого элемента по статьям баланса в общей сумме активов (пассивов). 2 этап. Проводиться анализ ликвидности и платежеспособности фирмы, то есть определяется вероятность погашения ею своих обязательств имеющимися активами. Для расчета используют общеизвестные коэффициенты, которые представлены в таблице 1. Таблица 2. Коэффициенты ликвидности Таблица 3. Расшифровка обозначений групп активов и пассивов и методика их расчета 3 этап. Расчет и анализ финансовой устойчивости. Анализ финансовой устойчивости позволяет оценить соотношение между собственными и заемными средствами фирмы, проанализировать структуру капитала. Использует коэффициентный метод. Основные рассчитываемые коэффициенты отражены в таблице 3. Таблица 4. Показатели финансовой устойчивости компании Представленные коэффициенты сравнивают с нормативами, на базе чего делают выводы. 4 этап. Анализ деловой активности. Исследование данной сферы проводится также с применением системы коэффициентов оборачиваемости, загрузки, длительности оборота. Расчет данных коэффициентов проводят применительно к дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, запасов, капиталу и т. д. (таблица 4) Таблица 5. Коэффициенты деловой активности компании Обозначения в таблице: В — выручка, т.р.; Аср — среднегодовая величина активов, т.р.; СКср- среднегодовая величина собственного капитала, т.р.; ОАср — среднегодовая величина оборотного капитала, т.р.; ДЗср и КЗ ср — среднегодовая величины дебиторки и кредиторки соответственно, т.р. Положительными тенденциями является рост коэффициента оборачиваемости по статье баланса, снижение коэффициента загрузки и снижение длительности оборота в днях. Отрицательными тенденциями являются снижение коэффициента оборачиваемости, рост загрузки и длительности оборота в днях. 5 этап: расчет коэффициентов рентабельности. Рентабельность как показатель эффективности есть соотношение полученной суммы прибыли к исследуемому показателю, чью эффективность надо оценить. В таблице 5 представлен перечень таких показателей. Таблица 6. Коэффициенты рентабельности Обозначения в таблице: Пр — прибыль от реализации, т.р.; ЧП — чистая прибыль, т.р.; ВП — валовая прибыль, т.р.; С — себестоимость, т.р.; Бср- средняя величина итога баланса, т.р. Рост значений рентабельности будет говорить о росте эффективности управления финансовыми ресурсами компании. Направлениями повышения эффективности управления финансовыми ресурсами компании на базе проведенной оценки являются : • Планирование денежных потоков компании. • Методика осуществляется с применением платежного календаря. • Управление дебиторкой фирмы предполагает расчет оптимального значения показателя и формирование правильной политики кредитования фирмы. • Повышение эффективности использования денежных средств в части формирования их оптимальной величины. • Формирование гибкой структуры капитала предполагает создание оптимальной структуры капитала, соотношения собственных и заемных средств. Соблюдение всех вышеперечисленных требований будет способствовать росту эффективности использования финансовых ресурсов, платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости. Таким образом, любая компания стремится к эффективному управлению своими финансовыми ресурсами. Данная эффективность может быть оценена через показатели деловой активности и рентабельности. 1.5. Антикризисные стратегии предприятия В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его Haступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т.е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него. Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия - первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия. Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса. При проведении анализа внешней среды большой объем полученной информации может привести лишь к путанице. Однако неполный анализ способен исказить истинное положение. Чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько этапов анализа: • - анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение. • - анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители. Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее методом создания сценариев. Сценарии - это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем. Обычно создается несколько сценариев, на которых затем опробуется та или иная антикризисная стратегия предприятия. Сценарии дают возможность определить наиболее важные факторы внешней среды, которые необходимо учитывать предприятию, часть из них будет находиться под прямым контролем предприятия (оно сможет либо избежать опасности, либо воспользоваться появившейся возможностью). При существовании факторов, неподвластных контролю со стороны предприятия, разрабатываемая антикризисная стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери. Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Довольно популярным способом, также применяемым для анализа внешней среды, является метод SWOT, подробно описанный в литературе по стратегическому управлению. Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации. Наряду с анализом внешней среды предприятия важно провести углубленное исследование его реального состояния. Вооруженный этим знанием и видением того, каким предприятие должно стать в будущем, менеджер может разработать достижимую антикризисную стратегию для проведения необходимых изменений. 1) Эффективность текущей стратегии. 2) Сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия. Самый удобный и апробированный способ оценки стратегического положения компании - SWOT-анализ. 3) Конкурентоспособность цен и издержек предприятия. 4) Оценка прочности конкурентной позиции предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по издержкам необходима, но недостаточна. Прочность позиции предприятия (насколько слаба или сильна) по отношению к основным конкурентам оценивается по таким важным показателям, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла. Оценки показывают положение предприятия 5) Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии. Менеджеры изучают все результаты по состоянию предприятия на момент кризиса и определяют, на чем надо сосредоточить внимание. Глава 2. Стратегические анализ ПАО “Татнефть” 2.1. Концепция, миссия, видения и ценности компании ПАО «Татнефть» осуществляет свою деятельность в статусе вертикально-интегрированной Группы, включающей нефтегазодобывающие, нефтегазоперерабатывающие и нефтехимические производства, предприятия по реализации нефти, газа, нефтегазопродуктов и нефтехимии, а также блок сервисных структур. Основная территория деятельности Компании –Российская Федерация. «Татнефть» является международно признанной компанией. Компания занимает шестую позицию по объему добычи нефти в России после «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и «Газпром нефть». В отечественный топливно-энергетический комплекс помимо самой «Татнефти» также входят «Транснефть», НОВАТЭК и другие энергетические компании. В конкурентном сегменте нефтепереработки Компания развивает собственные мощности, одновременно расширяя рынки сбыта нефти, газа и нефтехимической продукции. Корпоративная сеть АЗС является одной из наиболее динамично развивающихся на территории России и занимает лидирующие позиции по объемам и качеству реализуемых нефтепродуктов среди других брендов АЗС. В области нефтехимического производства шинная продукция Компании достойно конкурирует на рынках России и стран ближнего зарубежья с другими крупными производителями. Значимое конкурентное преимущество «Татнефти» составляет комплекс нематериальных активов, включающий в себя уникальные технологии и ноу-хау в области разработки месторождений, нефтегазодобычи и т. д. Миссия Компании – укрепление статуса международно признанной, финансово устойчивой компании как одного из крупнейших вертикально-интегрированных отечественных производителей нефти и газа, продуктов нефтегазопереработки и нефтехимии, с обеспечением высокого уровня корпоративной социальной ответственности. Стратегические задачи 1. Стабилизация объемов рентабельной добычи нефти и газа на разрабатываемых лицензионных месторождениях и активное освоение новых месторождений, в том числе высоковязкой и трудноизвлекаемой нефти на территории Республики Татарстан. 2. Расширение ресурсной базы за пределами Республики Татарстан и Российской Федерации. 3. Обеспечение финансовой устойчивости и экономической стабильности. 4. Повышение стоимости акционерного капитала. 5. Увеличение объемов производства и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. 6. Формирование и реализация инновационной инженерно-технической политики. 7. Обеспечение высокого уровня корпоративной социальной и экологической ответственности. Сферы деятельности Компании: • Геология и разработка месторождений • Добыча нефти и газа • Переработка нефти и газа • Нефтехимия • Нефтяной сервис • Реализация нефти и нефтепродуктов • Наука и инновации • Социальные программы При Совете директоров ПАО «Татнефть» действуют четыре комитета: – Комитет по корпоративному управлению; – Комитет по раскрытию информации; – Комитет по аудиту; – Комитет по кадрам и вознаграждениям. Комитеты являются консультативно-совещательными органами и предназначены для содействия Совету директоров в деятельности по обеспечению прав всех заинтересованных сторон. Рис 15.Стратегические цели 2.2. Анализ факторов макросреды (STEP-анализ) PEST-анализ(иногда обозначают какSTEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании. (Таблица 1) Таблица 7. Ранжирование основных факторов Факторы внешней среды Позитивное влияние Степень важности* Негативное влияние Степень важности* Экономические факторы Рост курса иностранных валют Рост внутреннего спроса + 4 +4 Сильная конкурентная среда - 5 Сложность выхода на новые регионы - 5 Стабильность рынка, невозможность демпинга цен - 2 Социальные факторы Популярная специальность в ведущих вузах +2 Высокие затраты на оплату работ вахтовым методом - 2 Политические факторы Нефтегазовая отрасль является определяющей ,в бюджете прописана цена нефти +5 Низкие инвестиции в нефтегазовую отрасль - 4
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg