Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Центральный банк Российской Федерации как посредник между государством и экономикой

irina_k200 170 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 17 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.09.2020
Целями данного эссе являются рассмотрение сущности, функций, целей и задач ЦБ РФ как посредника между государством и экономикой, краткое изучение банковской системы РФ, денежно-кредитной политики Центрального Банка, анализ государственного регулирования банковской системы РФ, изучение антикризисных мер. Для реализации данных целей необходимо рассмотреть следующие задачи: · посреднические цели, задачи и функции Центрального Банка РФ; · денежно-кредитная политика как посреднический инструмент Центрального банка; · государственное регулирование банковской деятельности и ЦБ РФ как ее посредника; · антикризисные меры в рамках реализации посреднической функции ЦБ РФ. По результатам исследования данной темы были сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса. Источниками информации для написания эссе по теме «Центральный банк РФ как посредник между государством и экономикой» послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике данной темы, справочная литература, а также Интернет ресурсы.
Введение

Проблема данного эссе носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния экономики России характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Центральный банк Российской Федерации как посредник между государством и экономикой». Вопросам тематики эссе посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в различных статьях и монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Центральный банк РФ как посредник между государством и экономикой». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Центральный банк РФ как посредник между государством и экономикой» определяют несомненную новизну данного эссе, а значит, и дальнейший интерес к данной проблеме. Актуальность эссе обусловлена большим интересом к теме «Центральный банк РФ как посредник между государством и экономикой» как в современной науке, так и в экономике. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. В этой теме рассматривается вопрос особой роли антикризисной политики, что очень важно в современной экономической ситуации.
Содержание

Введение Основаная часть 2.1 Центральный банк Российской Федерации как посредник между государством и экономикой 2.2 Функции ЦБ как посредника 2.3 Денежно-кредитная политика ЦБ как посредника, ее инструменты 2.4 Посредническая функция резервирования средств ЦБ 2.5 Регулятивная посредническая функция ЦБ 2.6 Операции на открытом рынке как инструмент реализации посреднической функции ЦБ 2.7 Административное воздействие как административно-регулятивная посредническая функция ЦБ 2.8 Селективная кредитная политика как механизм административного регулирования ЦБ 2.9 Рефинансирование как важный инструментарий реализации посреднической функции ЦБ 2.10 Валютная политика как инструмент посреднической денежной функции ЦБ 2.11 Надзорно-посредническая функция ЦБ 2.12 ЦБ как финансовый посредник государства 2.13 Платежно-расчётные отношения между ЦБ и коммерческим банком как посреднический инструмент реализации финансовых указаний государства Заключение Список литературы
Список литературы

Нариманян М.А. «Роль Центрального Банка в экономике России» г.Москва, Россия Глухова Т.В., Мурзаева О.В. «Денежно-кредитная политика Центрального Банка России и её роль в развитии экономики» г.Саранск, Россия Кузнецова Н.А. «Роль Центрального Банка в денежно-кредитном регулировании экономики»
Отрывок из работы

2.1 Центральный банк Российской Федерации как посредник между государством и экономикой Центральный банк — прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке [1, стр. 14]. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк. 2.2 Функции ЦБ как посредника Основными функциями центрального банка являются: • эмиссия банкнот; • проведение денежно-кредитной политики; • рефинансирование кредитно-банковских институтов; • реализация валютной политики; • регулирование деятельности кредитных институтов; • функция финансового агента правительства; • организация платежно-расчетных отношений. Эмиссия банкнот — эта функция является старейшей и одной из наиболее важных функций любого центрального банка. С развитием капитализма она претерпела существенные изменения: если на ранних этапах становления кредитных систем коммерческие банки наряду с центральными банками проводили эмиссию банкнот, то в процессе сосредоточения эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации этих кредитных учреждений в центральные банки монополия на выпуск бумаг закрепилась за одним банком — центральным. В настоящее время ЦБ обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте. В условиях золотого монометаллизма банкноты центрального банка имели двойное обеспечение: золотом и коммерческими векселями. После отказа от системы золотого стандарта эмиссия банкнот осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В связи с этим непосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла. Денежно-кредитная политика центрального банка как составная часть государственно-монополистического регулирования экономики представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота) [2, стр. 22]. Совокупный денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги на счетах в банках. Во всех странах каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое. Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежей расчетных отношений постоянно претерпевала изменения. До середины XIX в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 — золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения и, прежде всего, системы безналичных расчетов доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, (удельный вес золотых монет был еще меньше), а в настоящее время не превышает 5—10%. Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров трансформации денежной массы в обращении. Целевые ориентиры — установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы (таргетирование) — по своей сути, означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы. Как свидетельствует опыт, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования. 2.3 Денежно-кредитная политика ЦБ как посредника, ее инструменты Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии — кредитная экспансия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревами» конъюнктуры, — кредитная рестрикция. Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются по форме и объектам воздействия Признаки классификации воздействия ЦБ на проведение денежно-кредитной политики (см рис. 2.1.) [2, стр. 27] Рис. 2.1. Признаки классификации воздействия ЦБ на проведение денежно-кредитной политики Все эти методы используются в единой системе. Главными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются: • установление минимальных резервных требований; • регулирование официальной учетной ставки; • операции на открытом рынке. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования, осуществляемого путем воздействия центрального банка на работу коммерческих банков, представлены на рис. 2.2 [3, стр. 33]. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ Рис. 2.2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны. 2.4 Посредническая функция резервирования средств ЦБ Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 1930-е гг., и сразу после Второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы — это вклады коммерческих банков в ЦБ, размер которых устанавливается законодательством в определенном процентном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств упрощала страхование коммерческих банков. Ведь может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом, в силу каких-либо обстоятельств, вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не случилось, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая и сегодня основная функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые те могут направить в кредитные операции. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса — наоборот. Повышение нормы резерва на 1-2 процентных пункта — эффективное средство ограничения кредитной экспансии. Существует еще одна функция резервирования — регулирование коэффициента мультипликации банковских денег. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется. Следует четко уяснить, что регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка. Обязательные резервы размещаются на счетах в ЦБ и других кредитно-банковских учреждениях. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральный банк сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активных операций; снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования. 2.5 Регулятивная посредническая функция ЦБ Регулирование официальной учетной ставки центрального банка Учетная ставка используется центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ, и наоборот. Если центральный банк стремится уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель ЦБ — расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки. Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику. Использование процентной ставки центрального банка особенно активно практикуется в условиях, когда нарушено равновесие платежного баланса и обостряется валютный кризис. Страна, испытывающая трудности при сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок. Учетная ставка центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. 2.6 Операции на открытом рынке как инструмент реализации посреднической функции ЦБ Другой инструмент кредитного регулирования — политика открытого рынка. Впервые она начала проводиться в США в 1920-х гг. Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа центральным банком ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых ЦБ), получили широкое распространение в послевоенный период, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования. В период избыточной конъюнктуры ЦБ предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать ЦБ свои ценные бумаги. Таким образом, варьируя объем купли-продажи ценных бумаг и уровень цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. В результате проведения ЦБ операций на открытом рынке увеличивается (при продаже ценных бумаг) или уменьшается (при покупке ценных бумаг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Среди операций на открытом рынке, осуществляемых центральным банком, доминируют операции с наиболее краткосрочными обязательствами казначейства. Наиболее широко операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитного регулирования используются в США, где рынок ценных бумаг достаточно развит (прежде всего, в связи с частым применением краткосрочных обязательств федерального правительства и долгосрочных государственных облигаций). Возможность осуществления операций на открытом рынке непосредственно после принятия решения центральным банком и в произвольных объемах делает этот метод регулирования удобным для изъятия избыточной денежной массы из обращения. Операции на открытом рынке различаются в зависимости от: • условий сделки (купля-продажа за наличные или купля на срок • с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции — операции РЕПО); • объектов сделок (операции с государственными или частными бумагами); • срочности сделки — краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до • 1 года и более) операции с ценными бумагами; • сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или/и на небанковском секторе рынка); • способа установления ставок (определяются ли они центральным банком или рынком). В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции. Исторически первой формой операций на открытом рынке были прямые операции — операции центрального банка по покупке или продаже государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах — частных векселей и векселей ЦБ. Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции, выполняемые на основе так называемые регулярной доставки, предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день. Обратные операции на открытом рынке — операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции, характеризующиеся достаточно мягким воздействием на денежный рынок, являются более гибким методом регулирования, что повышает их привлекательность и масштабы использования. Они широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время составляют свыше 95%. Операции проводятся с интервалом от 1 до 15 дней. 2.7 Административное воздействие как административно-регулятивная посредническая функция ЦБ Меры административного воздействия — важные инструменты прямого регулирования центральным банком денежно-кредитной сферы, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов. Наиболее широко распространены в зарубежных странах такие меры административного воздействия, как регулирование уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Банковское дело, 14 страниц
140 руб.
Реферат, Банковское дело, 20 страниц
200 руб.
Реферат, Банковское дело, 24 страницы
350 руб.
Реферат, Банковское дело, 13 страниц
130 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg