ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
1.1 Семья и школа как основные участники учебно-воспитательного процесса в младшей школе
Согласно общепринятому определению, воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом (Б.Б. Айсмонтас) [17,с.56].
Воспитание также может пониматься как специально организованное, управляемое и кон¬тролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [28,с.79].
Воспитание человека начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первыми и наиболее важными институтами воспитания ребенка являются семья и школа.
Воспитательные возможности семьи были предметом изучения классиков отечественной педагогики (Л. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.). Позднее в педагогической науке этой проблемой занимались А. М. Низова, И. В. Гребенников, С. Э. Карклина, Е. В. Бондаревская, К. Л. Биктамирова, Г. В. Мухаметзянова, Н. Е. Щуркова и др.
Семья — первая педагогическая система, в которую попадает ребенок и в которой постоянно находится. Воспитательный процесс в семье внешне лишен той организованности и четкости, какой обладают другие социальные институты с их воспитательными функциями, однако он осуществляется в рамках ежеднев¬ного и систематического быта, реализуемого совместно детьми и родителями.
В семье переплетаются естественные биологические и социаль¬ные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, так как опреде¬ляют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития [38,с.123].
В.г. Харчева отмечает, что семья как первичная социальная груп¬па, осуществляющая социализацию ребенка, — это своеобразное связующее звено между ребенком и другими социальными микро- и макроструктурами. Она является до определенного времени почти единственным интерпретатором ценностей, господствующих в раз¬личных социальных структурах, с которыми в будущем столкнется растущий человек. Влияние семьи, межличностные отношения в ней определяют уровень доверия ребенка к информации, исходящей от членов семьи, которая служит для него основным каналом коммуни¬кации, подражания, ориентации и т. д.
В основе семейной социализации лежит одна из важнейших задач воспитания — формирование ролевого поведения человека, которое определяется в значительной степени поведением матери, отца, бабушки, дедушки и т. д. Отношения ребенка и членов семьи могут характеризоваться различными типами межличностных взаи¬модействий, которые отразятся на отношениях ребенка с другими людьми.
Следовательно, можно говорить о том, что именно семья за¬кладывает в сознание ребенка первоначальные представления о взаимоотношениях людей, нравственных нормах, об окружающем мире в целом.
Знaчимость семейного воспитaния объясняется следующими фaкторaми [40,с.89]:
1. глубоко эмоционaльным, интимным хaрaктером семейного воспитaния; которое строится нa кровном родстве, a его проводникaми являются родительскaя любовь и ответные чувствa.
2. постоянство и длительность воспитaтельного воздействия мaтери, отцa, других членов семьи в сaмых рaзнообрaзных жизненных ситуaциях, их повторяемостью.
3. нaличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитaтельную деятельность семьи.
4. семья является не однородной, дифференцировaнной социaльной группой (рaзные по возрaсту, полу, профессии).
С.Н. Дубинин выделяет следующие основные задачи семейного воспитания [19,с.156]:
? создать максимальные условия для духовного и нравствен¬ного роста ребенка;
? обеспечить социально-экономическую и психологическую защищенность ребенка в семье;
? передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей;
? научить детей необходимым прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
? воспитать чувство собственного достоинства;
? сформировать социальную активность ребенка и социаль¬ную устойчивость к негативным влияниям среды.
В.Я. Титаренко отмечает, что воспитательный потенциал семьи можно представить как обу¬словленную общественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную [56,с.256].
Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические возможности, реализуется посредством ряда педагогических и социально-психологических механизмов. К таким механизмам относятся[26,с.243]:
? инпринтинг - запечатление, фиксирование ребенком преимущественно в младенческом возрасте, на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него объектов прежде всего родителей;
? подражание - следование какому-либо предмету, образу, посредством чего происходит чаще всего непроизвольное усвоение ребёнком социального опыта;
? экзистенциальный нажим - овладение языком и усвоение поведенческих норм в процессе взаимодействия со значимым лицом;
? идентификация - процесс отождествления ребёнком себя с родителями или одним из них;
? рефлексия - внутренний диалог, в котором подросток оценивает, принимает или отвергает те или иные семейные ценности, нормы, традиции.
Данные механизмы имеют разные степени интенсивности в разные периоды жизни ребёнка в семье. Объединяет эти механизмы то, что реализуются они во время межличностных взаимодействий детей и родителей, их общении, взаимопомощи в различных видах деятельности, таких как бытовая, игровая, познавательная и прочие её виды. Результатом проведения этих действий формируется определённый вид взаимодействий, определяющий семейный воспитательный эффект, который создаётся из взаимного влияния детей и родителей друг на друга.
Под воспитательным потенциалом семьи понимают различные условия и средства, определяющие пе¬дагогические возможности семьи: материаль¬ные и бытовые условия, численность и состав семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Воспитательный потенциал семьи зависит от ее идейно-нравственного, эмоционально-психологического и трудового настроя, жизненного опыта, образования и профессиональных качеств родителей [14,с.341].
Воспитательный потенциал семьи обладает многокомпонентной структурой, составляющие которой выступают предметом исследований социологов, психологов, педагогов. Воспитательные возможности семьи связывают с такими показателями, как [29,с.265]: социокультурный статус членов семьи; степень освоения родителями своих социально-педагогических ролей; образ жизни семьи и ее общая духовная атмосфера; стиль отношений в семье, в том числе характер отношений родителей и ребенка; родительская позиция; ценностные ориентации родителей и общесемейные ценности.
Е. В. Бондаревская в числе важных составляющих воспитательно¬го потенциала семьи называет: личный пример родителей, их «обще¬ственное лицо», авторитет, основанный на активной гражданской позиции; образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный микроклимат, разумную организацию свободного времени и досуга семьи [6,с.49].
Несмотря на огромное воздействие семьи на ребенка, необходимо отметить, что воспитательные возможности семьи ограничены, так как они обычно не выходят за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни. Компенсировать данные недостатки помогают другие институты воспитания, к которым относится школа. Воспитание в рамках школы предстает как целе¬направленное формирование и развитие сознания и самосознания ребенка.
Соотнося роль школы в воспитании детей с аналогичной ролью семьи, Розанов В.В. окончательно определяет приоритеты: «Школа дает только посох человеку, которого формирует семья. Семья есть родная ребенку, здесь присутствует родовая интимная среда, близкая его сердцу интонация, в этой среде душа ребенка пребывает в уютном, готовом впитывать впечатления состоянии, и задушевная интонация или, как еще говорят, теплая атмосфера семьи предполагает отзывчивость маленького человека на все воспитательные импульсы» [45,с.298; 137,с.185].
В законе «Об образовании в РФ» определено, что образова¬тельное учреждение (школа) осуществляет реализацию образова¬тельных программ, обеспечивает воспитание обучающихся [22,с.76].
В социально-педагогической литературе школа определяется как общеобразовательное или учебно-воспитательное учрежде¬ние, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, мире [10,с.288].
Цель школы как социального института — всесторонняя подготовка человека к жизни в современном обществе, к осознанному самоопределению, самореализации в профессиональ¬ной сфере. В школе осуществляется обучение и воспитание под¬растающего поколения. Социальные функции школы определя¬ются актуальностью образовательных потребностей населения.
Проблема воспитания детей в школе во все времена являлась предметом изучения многих педагогов и психологов. Несмотря на различие подходов к ее рассмотрению, основной принцип воспитания остается неизменным – стремление вырастить гармоничного, старательного, уравновешенного, справедливого и доброго человека.
Школа, являясь институтом воспитания, является действенной из-за того, что в ней ребенок проводит значительный отрезок времени от 6–7 до 16–17 лет и воспитательное воздействие на ребенка в школе оказывается сразу разными по статусу людьми – учителями и сверстниками. Любой человек, с которым ребенок общается в школе, вносит что-то новое в сознание ребенка, и в этом смысле школа обладает широкими возможностями для оказания различных воспитательных воздействия на детей.
В школе воспитание реализуется и в процессе учебных предметов. Например, естественнонаучные учебные дисциплины способствуют формированию целостной картины мира, общего мировоззрения так же, как и гуманитарные предметы. Литература, история, обществознание преподносят детям живые примеры человеческого поведения, взаимодействия, дают пищу для размышлений над мотивами и последствиями различных человеческих поступков. Кроме того, воспитание в школе реализуется через специальные мероприятия: классные часы, внеклассные формы работы, экскурсии и т. п.[57,с.365]
Официально воспитательные функции в школе возлагаются на классных руководителей, поэтому им необходимо знать индивидуальные особенности учащихся вверенного им класса, особенности класса как коллектива в развитии, особенности семейного воспитания каждого ученика. Воспитательная работа классного руководителя включает организацию внеурочной деятельности детей, работу с учителями-предметниками, индивидуальную работу с каждым учащимся и с коллективом в целом. В его задачи входят формирование позитивных взаимоотношений между детьми, учеников с учителями, просвещение учеников в области установления положительных взаимоотношений с людьми.
В школе процесс воспитания осуществляется в неразрывной связи с обучением. Можно выделить, по меньшей мере, четыре типа взаимосвязи обучения и воспитания:
? воспитание, неотрывное от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, методы, средства обучения);
? воспитание в рамках образовательного процесса в определенном учреждении вне обучения, но параллельно ему в соответствии с его задачами (кружки, общественная работа, трудовое воспитание), подкрепляя его эффект;
? воспитание вне образовательного процесса, но в соответствии с его целями и ценностями (семьей, общественными и религиозными организациями);
? воспитание вне образовательного процесса и каких-либо учреждений (в неформальных компаниях, клубах), сопровождающееся стихийным обучением и научением.
У школьного воспитания есть и слабые стороны. В первую очередь это обезличенность и невысокие возможности индивидуального подхода. Для педагогов в отличие от членов семьи все дети находятся в равном положении, всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное внимание. Данный недостаток корректируется хорошо продуманным сочетанием и взаимодополнением семейного и школьного воспитания.
В.П. Сергеева отмечает, что воспитательный процесс в начальной школе характеризуется рядом обстоятельств, обусловленных особенностями детей данной возрастной группы [33,с.49]:
Во-первых, младший школьный возраст — чрезвычайно ответ-ственный и важный период в жизни ребенка. Из привычной обста¬новки он попадает в новую среду, где ведущей становится учебная деятельность. В процессе этой деятельности дети овладевают умени¬ем учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Адаптация к новым условиям, требованиям предполагает наличие достаточных психических и физических ресурсов. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной деятельности педагога начальной школы является создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе как условия развития личности каждого ребенка.
Во-вторых, в начальных классах педагог сталкивается со слож¬ными кризисами возрастного развития (кризис 7 лет и начало под¬росткового кризиса). Критические возрастные периоды отличаются тем, что на протяжении относительно короткого времени проис¬ходят выраженные психологические сдвиги, изменения в личности ребенка. Основные особенности таких периодов: неотчетливость начала и конца кризиса; появление трудностей в воспитании детей. Исходя из этого, перед педагогом стоит задача постоянного изучения детей, фиксации их психических новообразований. Это позволяет прогнозировать очередной этап в развитии личности младшего школьника и корректировать содержание и формы воспитательной деятельности.
В-третьих, успешность реализации педагогом начальной школы своих функций во многом зависит от организации эффективного взаимодействия с семьей ребенка в целях становления, коррекции и поддержки первого социального статуса ребенка — статуса уче¬ника.
В-четвертых, педагог начальной школы не только сам обеспечи¬вает интеграцию обучающей и воспитывающей функций, выступая одновременно и в роли учителя, и в роли классного руководителя (классного воспитателя), но и координирует деятельность других педагогов (учителей-предметников, педагогов дополнительного об¬разования, воспитателей группы продленного дня и др.).
Таким образом, от эффективности работы педагога как воспи¬тателя зависит успешность развития и жизнедеятельности ребенка в пространстве школы, которая не возникает автоматически при встрече ребенка и воспитывающего взрослого; она предполагает специально разработанную программу педагогических действий.
Эффективность воспитания в педагогическом процессе началь¬ной школы зависит от осознания педагогами смысла своей деятель¬ности, ее целей, адекватного оценивания ее хода, конечного и про¬межуточного результатов, своевременности конкретных действий.
К задачам воспитания младших школьников молено отнести:
? становление активной нравственной позиции младших школьников;
? развитие познавательных интересов, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира;
? освоение знаний об окружающем мире, обществе, чело¬веке;
? воспитание патриотических чувств;
? воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, обществу, человеку;
? развитие потребности проявлять заботу о других;
? развитие умения видеть красивое в природе, труде, ис¬кусстве, поступках людей;
? воспитание уважения к людям другой национальности.
Воспитанность младшего школьника проявляется в его отноше¬нии к себе и миру и поступках, которые характеризуют позицию его личности.
В начальной школе ребенок осваивает такие содержательные сферы как:
? Отечество (Родина) — гражданская позиция личности;
? человек (другие люди, я сам) — нравственная позиция;
? человеческая деятельность (учение, игра, труд) и ее про¬дукты — деловая позиция;
? прекрасное — эстетическая позиция.
Происходит формирование ценностных отношений к отдель¬ным социальным явлениям: моральные нормы и правила взаимо¬отношений между людьми; внешний облик человека; его здоровье; художественно- эстетическая среда; национальные традиции, обы¬чаи; достижения национальной культуры; общественное устройство страны, государство, закон; труд, его продукты, трудовой процесс.
В результате решения задач воспитания формируются такие качества, как гуманность, терпимость, добросердечность, отзывчи¬вость, милосердие, самоуважение, честность, принципиальность, искренность, трудолюбие, уважение к труду другого, настойчивость, целеустремленность, предприимчивость, упорство, эстетический вкус, патриотизм.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Семья и школа являются основными институтами воспитания ребенка и обладают большими воспитательными возможностями. Семья – первичный институт воспитания ребенка, которому принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. В качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей. Воспитание детей в школе представляет собой продолжение воспитательного процесса в семье. Особенностями школьного воспитания является его разносторонность, педагогическая направленность, системность и связь с процессом обучения. Однако у семьи и школы как институтов воспитания имеются определенные недостатки – ограниченность семейного воспитания, обусловленная индивидуальными возможностями ее членов и обезличивание школьного воспитания, что противоречит индивидуальному подходу к каждому ребенку. Указанные недостатки устраняются благодаря удачного сочетания семейного и школьного воспитания, их взаимодополнения. Только в этом случаи процесс воспитательного воздействия на личность ребенка будет полным.
1.2 Виды и формы взаимодействия семьи и школы в учебно-воспитательном процессе
Важным условием воспитания младшего школьника является взаимодействие в системе «семья-ребенок-школа». На это указывал еще В.А. Сухомлинский, отмечая, что всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка без взаимосвязи семьи и школы невозможно [55,с.387].
В широком смысле «взаимодействие» является философской категорией, отражающей процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния, а также порождение одним объектом другого [59,с.168; 98,с.90].
В педагогике смысл понятия «взаимодействие» отражен в работах Н.Ф. Родионовой [44,с.76], И.А. Хоменко [18,с.148], В.А. Караковского [24,с.131], Н.И. Крупиной [27,с.153], Л.И. Маленковой [32,с.101], П.И. Пид¬касистого [41,с.158], Н.В. Бордовской [8,с.375]. На основе их изучения в обобщен¬ном виде педагогическую характеристику «взаимодействия» можно представить как: согласование действий, целей, методов; взаимное влияние; интеграцию усилий в воспитании с целью благополуч¬ного бытия ребенка, его комфорта в семье, в школе, в социуме [50,с.176].
Современным вопросам теории и практики развития взаимо¬действия семьи и школы посвящены работы В.М. Брюхова [9,с.58], Л.Н. Давыдова [53,с.225], В.А. Караковского [24,с.98], М.И. Маленковой [32,с.293], М.Н. Не¬двецкой [36,с.217], Х.Т. Загладиной [21,с.65], Н.Ф. Родионовой [44,с.275], И.А. Хоменко [18,с.112]. В них разрабатываются вопросы, связанные с системным подходом к организации взаимодействия семьи и школы, социально-педа¬гогической поддержкой детей и их семей, с определением стра¬тегии деятельности администрации, структурных подразделений и специалистов образовательного учреждения в осуществлении основных направлений взаимодействия с родителями. Основной идеей этих работ является то, что без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни, принимать решения, брать ответственность на себя и в итоге найти свое дело [1,с.342].
Взаимодействие семьи и школы является важнейшим условием в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [58,с.189]. Н.Е. Продиблох отмечает, что важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой [43,с.302].
Под взаимодействием учителя с семьей учащихся понимают такую организацию их совместной деятельности, в которой достигаются общность в понимании возникающих ситуаций и способов их разрешения, а также определенная степень солидарности или согласия в выработке совместных действий в процессе решения проблем формирования и развития личности учащегося [1,с,78].
Взаимодействие семьи и школы является целостным процессом согласования, взаимного влияния и интеграции целей, цен¬ностей и смыслов семейного и школьного воспитания [62,с.249].
Взаимодействие семьи и школы также определяется как процесс совместных действий по формированию личности ребенка, предполагающий сотрудничество учителя с родителями учащихся, обусловленное потребностью и учителя, и родителей глубже узнать индивидуальные особенности ребенка и скоординировать действия по его обучению и воспитанию [11,с.79].
Важно, чтобы в этом вопросе педагоги и родители стали союзниками и единомышленниками, все проблемы решали согласованно. Одна из главных задач современного образовательного учреждения - создать систему, основанную на активном взаимодействии педагогического и родительского коллективов как равноправных партнёров, содействовать развитию педагогической культуры родителей.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи вы¬полняет следующие функции [11,с.197]:
? просветительскую, обеспечивающую родителей и детей новей¬шей научной информацией о семье как педагогической системе;
? обучающую, способствующую развитию у родителей готовности и умения быть учителями своих детей, организовывать домашний об¬разовательный процесс и обеспечивать его единство со школьным;
? воспитывающую, способствующую повышению воспитательного потенциала родителей;
? развивающую, оказывающую влияние на личностный рост ро-дителей и детей;
? исследовательскую, проявляющуюся в умении диагностировать проблемы семьи, изучать ее воспитательный потенциал;
? информационную, обеспечивающую постоянный обмен информа-цией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени;
? корректирующую, проявляющуюся в умении разработать и осу-ществить программу коррекции семейных отношений в сотрудни-честве с родителями и детьми (привлекая по необходимости других специалистов);
? прогностическую, проявляющуюся в способности понимать траекторию развития личности ребенка в семье и спланировать со-вместно с родителями перспективу этого развития;
? организационную, проявляющуюся в умении организовать раз-нообразные формы сотрудничества родителей и детей с образова-тельным учреждением в учебное и внеучебное время;
? координирующую, проявляющуюся в способности привлечь к проблемам семьи разных специалистов (психологов, социальных педагогов и др.) и направить их совместные усилия на гармонизацию семьи как открытой педагогической системы.
Цель взаимодействия педагогического коллек¬тива с родителями — глубокая интеграция родителей в педа¬гогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для при¬влечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения [9,с.164].
Данная цель обусловливает постановку и решение задач взаимодействия, в числе которых [9,с.178]:
? активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при при¬нятии решений на различных этапах организации взаи¬модействия;
? формирование исследовательской позиции всех субъектов взаимодействия;
? объективация поведения, что предполагает получение по¬стоянной обратной связи;
? партнерское общение, что означает признание и принятие ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей.