Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Макроэкономическое регулирование: сравнительный анализ кейнсианского и неоклассического подходов.

irina_k200 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.09.2020
Объект работы - это изучение макроэкономического регулирования. Предмет работы – это сравнительный анализ кейнсианского и неоклассического подходов макроэкономического регулирования. Методологией выбранной темы являются: анализ, агрегирование и синтез.
Введение

Тема курсовой работы действительно актуальна в наши дни. В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас механизм государственного регулирования экономики. В развитых странах экономическая роль государства отличается. Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества. Расцвет развития экономических теорий приходится на начало 20 века. Именно в этот период социально-экономические перемены, произошедшие в мире, побудили экономистов к разработкам новых теорий, объясняющих экономическую действительность. В результате начали образовываться разные экономические школы. Идеологии каждой из них были сформированы в разное время и обуславливались своей эпохой. В начале 20 века в экономической теории выделились два течения: неоклассический и кейнсианский. Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Завершением этого процесса считается выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла «Принципы экономической науки» (1890).Именно в работах Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление, представляющее собой синтез маржинализма с отдельными учениями британского экономиста Давида Рикардо. Отличительной чертой неоклассиков стало экономико-математическое моделирование,незнакомое представителям классической политэкономии. В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма, которые в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником). Неоклассическая экономическая теория так же, как и классическая, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Опираясь на закон рынков французского экономиста Жана Батиста Сэя, согласно которому предложение продукта всегда создает спрос на него, неоклассики обосновывали саморегулирующийся характер рыночной экономики, возможность бескризисного развития и самостоятельного восстановления нарушенного равновесия. Поэтому они недооценивали роль государства в рыночной экономике и строили свои исследования на субъективных оценках, а не на объективных закономерностях экономической жизни. Великая депрессия (1929-39) сильно дискредитировала неоклассическую теорию, начался поиск новых учений, закончившийся «кейнсианской революцией». Кейнсианская экономическая школа была основана британским экономистом Д.М. Кейнсом в 1936 году. Кейнс считал, что государство обязано вмешиваться в экономическую жизнь из-за отсутствия необходимых механизмов для ведения свободной рыночной деятельности, которые стали бы прорывом и выходом из депрессии. Экономист полагал, что государство обязано повлиять на рынок для увеличения спроса, ведь причина кризиса крылась в перепроизводстве товаров. Ученый предлагал применять на практике несколько инструментов – гибкую кредитно-денежную политику и стабильную денежно-финансовую политику. Это помогло бы перешагнуть через неэластичность зарплаты путем изменения числа денежных единиц в обращении (если увеличить денежную массу, то зарплаты уменьшатся, а это простимулирует инвестиционный спрос и рост занятости). Еще Кейнс порекомендовал увеличить налоговые ставки, чтобы так профинансировать нерентабельные предприятия. Он полагал, что это понизит безработицу, уберет социальную нестабильность. Государственное регулирование экономики - система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворения потребностей общества.
Содержание

1)Введение………………………………………………………………………3-5 2)Теоретическая часть…………………………………………………………. а) Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономикой системы.Функции государства в экономике…………………… б) Механизм государственного регулирования экономики: кейсианский и неокласический подходы………………………………………………………. 3)Практическая часть........................................................................................... а)Роль государства в … 4)Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы

Отрывок из работы

Теоретическая часть Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономической системы. Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. Государство выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов. На протяжении всей истории человечество по-разному относилось к идеи государственного вмешательства в рыночною экономику. Во времена меркантилизма – экономической мысли 15-18 веков, в основе которой лежала идея, что богатство страны заключается в накоплении денег (на тот момент деньгами считались драгоценные металлы), следовательно экспорт страны должен превышать импорт. Меркантилизм безусловно признавал огромную роль государства в экономике, так как богатство, по их мнению, лежало во внешней торговле, следовательно рынок нуждался в политике протекционизма. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. При этом последователи А. Смита исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается общественных товаров (1), то есть товаров и услуг, потребляемых обществом (здравоохранение, транспортная система, освещение в общественных местах и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции, так как ни одна компания не станет их производить, по причине своей невыгодности. Чтобы более точно отразить нужду рынка в государственном вмешательстве следует выделить основные несовершенства рынка: - Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство, чтобы создать дефицит на рынке конкретного блага. Тем самым фирма-монополист вынуждает покупателей приобретать ее товар, ведь аналогов на рынке просто нет. Чтобы предотвратить махинации монополий государство создает антимонопольную службу, которая будет стараться ограничить деятельность монополистов. - Рынок не заинтересован производить общественные товары (1) - Рыночный механизм непригоден для устранения внешних эффектов (экстерналий), которые представляют собой издержки или выгоды от рыночных сделок не получившие отражение в ценах. Эффекты называются внешними, так как они касаются не только участников сделки, но и третьих лиц. По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности. - Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность. - Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени. Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Решение перечисленных проблем в условиях рыночной экономики создает необходимость активного государственного вмешательства. Развитие рыночной экономики во второй половине 20 века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. Преимущества рыночной экономики состоят в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов в максимальном приближении их к общественным потребностям. Она диктует применение наиболее эффективных методов их использования и создает условия для разработки и внедрения новых, более эффективных технологий. Основным элементом рыночного управления экономикой является механизм цен, который обеспечивает регулирование происходящих экономических процессов через согласование спроса и предложения. Но, если государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо более высока, ибо здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного государственного вмешательства. Сюда следует отнести: формирование самой рыночной инфраструктуры, высокий удельный вес государственного сектора экономики, разгосударствление и приватизацию, развитие предпринимательства и конкуренции, развитие социальной сферы и системы социальной защиты населения, привлечение иностранных инвестиций и др. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействие ряду негативных процессов, характерных именно для переходного периода (криминализация общества, экономики). Все перечисленные аргументы вызывают объективную необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений. Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников и, с другой - возможностями самого государства. Так, государственный сектор и государственные доходы (бюджет, внебюджетные фонды), которые являются экономической основой государственного регулирования экономики, имеют свои границы. Увеличение доходов государства связано с социальными границами налогообложения, которые затрагивают интересы практически всех слоев населения. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются. Функции государства в экономике Экономические функции государства: 1) стабилизация экономики; 2) защита прав собственности; 3) регулирование денежного обращения; 4) перераспределение доходов; 5) регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками; 6) контроль над внешнеэкономической деятельностью; 7) производство общественных благ; 8) компенсация внешних эффектов; 9) поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Методы регулирования экономики: - правовые методы- деятельность органов государственной власти по установлению правовых норм (законов), регулирующих экономическую сферу. - административные методы- прямое вмешательство в деятельность производителей путем введения обязательных для выполнения требований. К административным методам относятся: санкции (мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, не выполняющих установленных правил деятельности). Лицензирование (лицензия — это специальное разрешение, которое субъект экономической деятельности обязан получить, чтобы иметь право на осуществление деятельности в определенной сфере.), установление квот (квота — это ограничение по количеству производимого или распространяемого товара на рынке, которое устанавливает государство.), установление стандартов качества, государственные заказы (относится и к административному, и к экономическому регулированию) и др. - экономические методы- создание органами государственного управления финансовых или материальных стимулов влияния на экономические интересы субъектов (налоговая политика, денежно-кредитная политика и т. д.). Также существует иная классификация методов регулирования экономики: 1) Прямое регулирование 2) Косвенное регулирование Рассмотрим каждый из них. Прямое регулирование (предполагает использование преимущественно административных методов): • законодательная деятельность государства • расширение государственных заказов • развитие государственного сектора в экономике • лицензирование отдельных видов деятельности Косвенное регулирование (предполагает использование преимущественно экономических методов): • денежно-кредитная (монетарная) политика • бюджетно-налоговая (фискальная) политика Суть косвенного регулирования: 1)Денежно-кредитная (монетарная) политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса. Основной институт, реализующий эту политику, — Центральный банк. Основные инструменты: - Операции на открытом рынке — наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа, государственных казначейских обязательств и др.) центральным банком за наличные деньги. Центральный банк продаёт ценные бумаги > он получает взамен денежные средства > сокращение количества денег в обращении, возрастание процента > деньги становятся «дорогими». Центральный банк покупает ценные бумаги > падение нормы процента > «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы. - Политика учётной ставки (ставки рефинансирования) — позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента. Учётная ставка процента — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определённый процент, т. е. учётную ставку (например, 10%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (например, 20%). Центральный банк повысит учётную ставку процента > коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Центральный банк снизит учётную ставку > коммерческие банки снизят ставку процента своим клиентам. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность. - Изменение нормы обязательных резервов — в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими». 2) Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это система мероприятий, направленная на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов. Основной институт, реализующий эту политику, — Правительство РФ (в лице налоговой службы и Министерства финансов). Основные инструменты: • государственные расходы • налоги Механизм государственного регулирования экономики: кейнсианский и неоклассический подходы В оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, возможностей, границ, форм государственного регулирования экономики значительно разошлись мнения приверженцев двух ведущих направлений экономической науки 20 в.: неоклассического и кейнсианского. Теории, разработанные экономистами этих направлений в разное время и в разных странах, применялись в практике государственного регулирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономической политики конкретных правительств. Неоклассическое направление Главным мотивом действия человека неоклассики считают собственный интерес. Экономика рассматривается ими как разновесная и относительно гармоничная система, в которой компетентный эгоизм всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества. Всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит им огромный ущерб. Такой подход, впервые разработанный А. Смитом, получил название «экономического либерализма». Роль государства английский классик ограничивал функцией «ночного сторожа» для поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции. Отвечая потребностям современного общественного развития, неоклассики модернизировали и развили идеи А. Смита. По их мнению, государство, не вмешиваясь непосредственно в действия рыночных сил, должно создавать благоприятные экономические условия для эффективного функционирования рынка и предпринимательства. Один из авторов этой идеи, немецкий экономист В.Ойкен (1891-1950) доказывал, что государство нельзя подпускать к планированию и регулированию экономического процесса, но в то же время оно необходимо для формирования элементов экономического порядка. Современная неоклассическая мысль такими необходимыми элементами «экономического порядка», создаваемыми государством, считает охрану закона и порядка, защиту прав собственности, поддержание конкуренции и т.п. Во второй половине 20 века взгляды неоклассиков упали на денежное обращение. Американский экономист М.Фридман (1912-2006) считал важнейшим условием эффективного функционирования рыночного механизм - стабильное денежное обращение. Его теория вошла в историю под названием «монетаризм». В основе концепции Фридмана лежит так называемая количественная теория денег. Согласно ей денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом, а через нее - и хозяйственными процессами, в частности, они оказывают значительное влияние на объем производства и занятость. М.Фридман отстаивает идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального функционирования экономики. Отклонение от этого правила означает распад всех механизмов, с помощью которых части рыночной экономики образуют единое целое. Стабильный рост запаса денег - стабильный рост производства. Также М.Фридман сформировал «денежное правило», которое предполагало законодательно закрепить увеличение денежной массы в стране приблизительно на тот же процент, на который должен расти реальный ВНП в долгосрочной перспективе. Причем увеличение количества денег должно осуществляться постоянно и равномерно. «Денежное правило» получило практическое применение в Великобритании и США в 70-х годах 20 века, в условиях гиперинфляции, охватившей мировое хозяйство. М.Фридман предложил правительствам программу ее преодоления. Она предполагала следующие меры: • Отказаться от циклического регулирования количества денег в обращении. Обеспечить строжайший контроль со стороны центрального правительства за денежной массой, не допуская ее роста более чем на 3-5% в год (данный % был сформирован именно для США, для Великобритании он составил 7-11% в год) • Установить высокий банковский процент. • Минимизировать рост зарплаты, не препятствуя даже ее падению. • Сократить расходы государственного бюджета. Правительства США и Великобритании стремились, следуя монетаристской концепции, снизить темпы роста денежной массы путем установления высокого банковского процента. В результате удалось замедлить этот темп. Однако процентные ставки, достигшие в начале 80-х годов очень высоких размеров, вызвали, например, в США, недовольство фермеров, мелких и средних капиталистов. Гиперинфляция 70-х - начала 80-х гг. была подавлена. А «денежное правило» М.Фридмана не допускать прироста денежной массы более чем на 3-5% в год легло в основу политики международных валютно-финансовых организаций нашего времени.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 29 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 27 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 21 страница
272 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 26 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg