Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Основные финансовые и нефинансовые инструменты государственной поддержки российского экспорта на примере компании-производителя и экспортера продукции АПК

irina_k200 2075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.09.2020
Задачи исследования: • раскрыть теоретические и методологические аспекты использования государственной поддержки экспорта, ее содержание, место и роль в современном международном бизнесе с учетом особенностей развития мировой экономики; • раскрыть содержание, типологию, функции мер и инструментов государственной поддержки экспорта; • проанализировать мировой опыт использования мер и инструментов поддержки экспортеров и на этой основе выявить тенденции их развития; • дать оценку российской практике применения мер и инструментов государственной поддержки экспортеров продукции АПК; • определить предпосылки и приоритетные направления развития национальной системы поддержки экспорта продукции АПК в РФ. Предметом исследования выступает система мер и инструментов поддержки национальных компаний-экспортеров на примере продукции АПК в современных условиях развития мировой экономики. Объектом исследования является экспортный потенциал и перспективы развития новых направлений внешней торговли российских компаний-экспортеров продукции АПК, на примере крупнейшего производителя сахара и экспортера продуктов сахарного производства, при условии применения финансовых и нефинансовых инструментов государственной поддержки и их совершенствования. Отдельным направлением исследования станет рассмотрение современных финансовых инструментов государственной поддержки российских экспортеров, а именно страхования экспортных сделок на льготных условиях (по сравнению с условиями при обычном страховании), кредитования на льготных условиях и субсидирования затрат на транспортировку грузов при осуществлении экспортных поставок, для чего, а качестве наглядного примера, будет предложен к рассмотрению агропромышленный сектор, как активно развивающийся и перспективный в направлении экспорта, а также активное взаимодействие агропредприятий-экспортеров с одним из современных институтов государственной поддержки российского экспорта – Российским Экспортным Центром. В ходе исследования деятельности РЭЦ и его взаимодействия с экспортерами, будут рассмотрены также нефинансовые меры поддержки экспорта, которые имеют не меньшее значение, а именно организационные структуры, включающие целый ряд инструментов и механизмов содействия предприятиям-экспортерам. Наиболее широко используемые из них: информационно-консультационная поддержка (включая проведение рыночных и маркетинговых исследований, оказание юридических консультаций и др.); обучение и специальные информационно-образовательные мероприятия (семинары, вебинары и др.); промоутерская поддержка, содействие в налаживании деловых контактов и кооперационных связей с зарубежными партнерами; торгово-политическая поддержка; политико-дипломатическая поддержка (государственные визиты, лоббирование, сопровождение инвестиционных проектов и экспортных сделок, продвижение позитивного делового имиджа); государственная поддержка высокотехнологичного экспорта (использование инструментов промышленной политики, создание альянсов, технопарков, особых экономических зон, разработка и реализация целевых экспортных программ, привлечение иностранных прямых инвестиций в целях расширения экспорта наукоемкой продукции); устранение избыточных административных барьеров (один из основных элементов систем содействия экспорту), а также содействие в подготовке квалифицированных кадров в области внешнеторговой деятельности. Таким образом, тот факт, что в современных экономических реалиях с учетом ограниченного уровня конкурентоспособности значительного числа отраслей и секторов национальной экономики России, наличия несовершенств и слабых сторон отдельных сегментов законодательства, а также неуклонного влияния агрессивной внешней среды, подтверждает, что добиться значимых результатов в экспортной сфере можно только при наличии полномасштабной национальной системы поддержки экспорта, способной обеспечить отечественным экспортерам уровень поддержки, как минимум сопоставимый с имеющимся у основных зарубежных конкурентов. Поэтому, несмотря на сложный для страны период, в условиях растущих финансовых дефицитов, развитие системы поддержки экспорта должно получать приоритетное внимание со стороны государства. Экспортная деятельность является высокорентабельным направлением для государства, особенно в момент девальвации национальной валюты – на каждый вложенный бюджетный рубль отдача экспортной деятельности, при прочих равных условиях, существенно выше, чем в других сферах и видах деятельности. Все вышеизложенное подтверждает необходимость и практическую обоснованность проводимого исследования, а также открывает новые возможности в теоретическом и практическом изучении вопроса государственной поддержки российского экспорта, как направления экономической политики государства, на сегодняшний день имеющей значительное количество зон для роста и совершенствования, а также большой потенциал к развитию.
Введение

Актуальность исследования состоит в том, что развитие российского экспорта и необходимость совершенствования системы поддержки экспорта в России обусловлены важной ролью экспорта в экономике страны, необходимостью его увеличения и укрепления позиций национальных экспортеров на зарубежных рынках. Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию национальной системы государственной поддержки экспорта продукции АПК для укрепления конкурентных позиций России на внешних рынках. Цель исследования - подробное рассмотрение современного состояния мер поддержки экспорта в России, обнаружение сохраняющихся проблем и формулирование предложений по их решению, а также выявление тенденций и перспектив дальнейшего эффективного развития поддержки российских экспортеров на государственном уровне.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...….3 Глава.I. Основы государственной поддержки экспорта 1.1 Роль и влияние экспорта на национальную экономику……………...……….….……..7 1.2 Основные институты поддержки экспорта, формы и методы его стимулирования………………………………………………………………………………11 1.3 Опыт государственной поддержки экспорта в промышленно развитых странах………………………………………………………...………………………….…...17 1.4. Опыт государственной поддержки экспорта в развивающихся странах………………………………………………………………………………………...26 Глава.II. Особенности поддержки экспорта в РФ на современном этапе 2.1. Эволюция и развитие государственной поддержки экспорта в РФ………………………………………………………………………………..34 2.2. Нормативно-правовая база в сфере государственной поддержки экспорта в РФ………………………………………………………………………………...39 2.3. Институциональная система, инфраструктура, механизмы и инструменты государственной поддержки экспорта……………………………………..46 2.4. Основные проблемы и перспективные направления государственной поддержки экспорта в РФ…...…………………………………………………………………………...50 Глава.III. Особенности государственной поддержки экспорта продукции АПК в РФ 3.1.Особенности и направления поддержки российских экспортеров агропромышленной продукции в секторах сахарного и зернового производства………………………………………………………….……………………..53 3.2. Тенденции и перспективы развития государственной поддержки экспорта продукции АПК в РФ……………………………………………………………………………………58 3.3.Направления современного взаимодействия агропредприятий с РЭЦ…….………63 3.4. Проблемы и направления развития поддержки российских экспортеров АПК…...70 Заключение………………………………………………………………………………….76 Список литературы……………………………………………………………….…...…….81
Список литературы

1. Спартак А.Н., Французов В.В, Хохлов А.В. Мировой и российский экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки. – М.: ВАВТ, 2015. – 376 с. 2. Внешнеэкономическая деятельность как источник экономического роста / А.Ю. Кнобель, А.Н. Спартак, М.А. Баева [и др.]. — Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 60 с. 3. Гнидченко А. А. Совершенствование методов оценки структуры и базы экспортного потенциала за счет диверсификации экспорта // Журнал Новой экономической ассоциации, №1 (21), с. 83-109 - 2014. 4. Пищик В. Я., Алексеев П.В. Совершенствование системы поддержки экспорта в России с учетом зарубежного опыта // Журнал Экономические науки, № 5 (174), с. 163-167 - 2019. 5. Родыгина Н.Ю., Плетнев В.В., Дубровин В.М. Государственная поддержка экспорта в России // Журнал Развитие и актуальные вопросы современной науки, №7, с. 86-90 – 2017. 6. Пахомов А.А. Проблемы развития российского экспорта и его господдержки в условиях надвигающегося внутреннего кризиса и внешних санкций // Россия в ВТО: проблемы национальной конкурентоспособности и стимулирования Российского экспорта. 2014. с.138-142. 7. Сырцов Д.Н.. Современная система государственной поддержки экспорта: использование международного опыта в Российских условиях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2014 – 29 с. 8. Башкова Т. В. Государственная поддержка экспорта России в современных условиях // Молодой ученый— №1. 2015 с. 181-186. 9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июня 2012 г. № 1128-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 259-р). 10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 330). 11. Министерство экономического развития Российской Федерации. Как экспортировать: пособие для начинающих экспортеров. / Часть 1. Подготовка к экспорту: первые шаги. – М.: Минэкономразвития России, 2014. – 92 с. 12. Сводный реестр институтов и инструментов поддержки и развития ВЭД. [Электронный ресурс]. 13. Концепция формирования «нового облика» торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах на 2012-2016 гг. (одобрена на заседании подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 13 марта 2013 г.). 14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. № 1493-р об утверждении Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации. 15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. № 1125-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования». 16. Competitiveness Report of the Eximbank of the US. URL: https://www.exim.gov/ 17. Ищенко Е.Г., Алексеев П. В. Совершенствование механизма поддержки экспорта в России // Деньги и кредит. 2015. № 9. С. 36–42. 18. Котилко В.В. и др. Проблемы импортозамещения на рынках основных видов продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов: снижение импортозависимости: методы оценки. – М., 2016. – 190 с. 19. Электронный ресурс URL:https://www.vestifinance.ru/ 20. Электронный ресурс URL:https://www.exportcenter.ru 21. Электронный ресурс URL: https://agrovesti.net/ 22. Электронный ресурс Министерства сельского хозяйства Российской Федерации URL:http://mcx.ru/ 23. Электронный ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации URL:https://www.economy.gov.ru/ 24. Электронный ресурс Правительства Российской Федерации URL:http://government.ru/ 25. Проект Федерального закона О поддержке экспорта (подготовлен Минэкономразвития России) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: информационно-правовая система. –URL:http://www.consultant.ru/ 26. Основные направления развития экспорта на период до 2030 года. [Электронный ресурс] // Вебсайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – URL: http://economy.gov.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты государственной поддержки экспорта 1.1. Роль и влияние экспорта на национальную экономику Экспорт – один из ведущих показателей экономического развития страны. Еще со времен меркантилизма, государства всеми способами пытались увеличить объем вывезенных из страны товаров. С конца 60–х годов прошлого века исследования по изучению влияния экспорта на процесс экономического роста стран начали набирать особую популярность. Однако, несмотря на большое количество литературы по данной теме, роль экспорта в экономическом развитии страны по-прежнему остается неизученной до конца, т.к. результаты исследований последних десятилетий крайне противоречивы и не дают возможности дать однозначное заключение о том, в какой степени вывоз товара за рубеж влияет на внутреннее хозяйство страны. В этой связи рассмотрим, как положительные аспекты экспортно-ориентированной политики государства, так и возможные негативные факторы, которые может вызвать активное развитие экспорта. «Позитивное влияние экспорта на рост экономических показателей страны наблюдается через его мультипликативный эффект, который вызывает переплетение хозяйственных связей смежного и сопутствующего производства. Экспорт удовлетворяет иностранный спрос и оплачивается доходами граждан зарубежных стран. Получив выручку, экспортеры могут потратить ее на инвестиции, осуществление заказов смежным отраслям. Процесс оживления, инициируемый валютной выручкой экспортеров, которая создает зону финансирования экономического роста, распространяется по цепочке производителей, связанных между собой разделением труда. Приток валюты, которую экспорт приносит в страну, позволяет оплатить импорт, тем самым экспорт дает возможность жителям страны расширить круг и ассортимент потребления, а также укрепить национальную валюту.» [6, 5]. «Перераспределение прибыли от вывоза товаров с низкой добавленной стоимостью (например, продукции легкой промышленности, сельского хозяйства или добывающего сектора), в отрасли с высокой степенью обработки товаров, позволяет развивать более технологичные производственные направления. Доходы от экспорта также могут направляться на создание резервных и стабилизационных фондов, ресурсы которых используются для чрезвычайных ситуаций в экономике. Кроме того, развитие экспорта увеличивает прямые иностранные инвестиции. Успешные экспортно-ориентированные отрасли экономики страны зачастую привлекают иностранных инвесторов для создания собственных или совместных предприятий, что в свою очередь приводит к образованию новых рабочих мест и увеличению производительности труда. Экспорт также позволяет достичь сокращения затрат, связанных с возрастающими масштабами производства в результате включения страны в систему международного разделения труда и более эффективному распределению ограниченных ресурсов во всем хозяйственном комплексе страны, а также более целесообразному использованию производственных мощностей. Также существует ряд исследований, подтверждающих, что экспортно-ориентированная политика государства, направленная на поощрение существующих и создание новых отраслей, имеющих потенциал стать конкурентоспособными не только на национальном, но и на мировом рынке, способствует росту ВВП.» [25]. Но возможны и исключения, когда экспорт приводит к падению ВНП и деформирует внутренний рынок. Это наблюдается, когда экспортируются товары, потребность в которых на внутреннем рынке еще не удовлетворена. Следствием такого процесса становятся несбалансированность национальной экономики, отягощенная инфляцией, оголение внутреннего рынка. Существуют варианты негативного влияния экспорта на внутренний рынок: расхождение цен внутреннего рынка по сравнению с мировыми, когда внутренние цены оказываются более низкими. В этом случае товары, предназначенные для национального потребления, начинают вывозиться за границу. Развитие экспорта в ущерб внутреннему рынку возможно в условиях падения курса национальной валюты. Продажа товара за границей в этом случае становится особо выгодной. Полученная валютная выручка, при обмене ее на национальные деньги, позволяет получить доход более высокий по сравнению с продажей товара внутри страны. «Среди экспортных направлений, негативно влияющих на национальную экономику, в отдельную группу можно выделить продукцию добывающего сектора. Активный сырьевой экспорт, приводящий к увеличению валютных поступлений, делает отечественное производство все менее конкурентоспособным, а экспортные доходы нередко оборачиваются быстрым ростом импорта, тогда как долгосрочная зависимость экономики от экспорта продукции добывающих отраслей ослабляет стимулы для развития обрабатывающих производств и создания новых технологий. При этом в первую очередь деградируют наиболее динамичные наукоемкие отрасли, поскольку они требуют постоянных масштабных инвестиций. В случае же падения цен на экспортные сырьевые товары, происходит сокращение притока валюты в страну, что уменьшает доходы, как бизнеса, так и бюджета страны. Падающая динамика доходов приводит к сокращению роста спроса, что негативно сказывается на темпах экономического роста в целом, а значительная зависимость от сырьевого экспорта может обрушить экономику страны при резком изменении ценовой конъюнктуры на мировом рынке. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что для положительного влияния экспорта на экономику страны необходимо его диверсифицировать, а доходы от экспорта продукции с низкой добавленной стоимостью направлять на развитие более наукоемких отраслей, т.к. экспорт готовых изделий и особенно сложной наукоемкой продукции дает наибольший положительный эффект для экономики страны. Что касается географической направленности, то расширение торговых отношений с высокоразвитыми странами, которые предъявляют высокие требования к качеству продукции и тем самым стимулируют развитие технологий в стране-экспортере, будет способствовать положительному влиянию на экономику страны-экспортера. Перевес же одной страны-импортера в географической структуре экспорта может привести к таким же плачевным последствиям, как опора на экспорт ограниченного круга сырьевых товаров.» [5, 140]. Таким образом, в настоящее время нет единого мнения о влиянии экспорта на экономику страны. Одни специалисты считают, что экспорт имеет положительный эффект на экономический рост, другие доказывают обратную точку зрения, третьи – утверждают о взаимном влиянии показателей. При этом, большинство исследователей едины во мнении, что экспорт готовой, высокотехничной продукции оказывает благоприятное воздействие на экономику страны и может стать драйвером ее роста, в то время как долгосрочная опора на вывоз сырьевых товаров из страны может стать причиной ее упадка. Данную тенденцию можно проследить на примере России, где 70% от общей доли экспорта составляет экспорт невоспроизводимого сырья и энергоносителей, активное развитие которого в последние десятилетия оттягивает на себя инвестиции и рабочую силу из обрабатывающих отраслей. Рост же мировых цен на энергоносители способствует и росту цен внутри страны, происходит долларизация экономики, наплыв нефтедолларов, что в свою очередь способствует росту инфляции и ухудшению экономической ситуации в целом. Тем не менее, положительные факторы от развития несырьевого экспорта, остаются актуальными для нашей страны, а именно: получение экспортной выручки, как основного источника формирования федерального бюджета и финансирования его расходов (40% таможенных платежей – доля федерального бюджета); возможность приобретать за счет валютной выручки высокотехнологическое оборудование и комплектующие части, а также усиливать финансовые возможности российских компаний-экспортеров. Эти и многие другие факторы способствуют активному развитию российского экспорта в разных отраслях, чему во многом способствует государственная поддержка экспорта, которая будет подробно рассмотрена в данной работе. 1.2 Основные институты поддержки экспорта, формы и методы его стимулирования Рис. 1. Структура государственной поддержки экспорта (составлено автором). Как показывает мировой опыт, стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту. Первый путь является, безусловно, предпочтительным, поскольку он больше отвечает практике стран с рыночной экономикой и правилам регулирования торговли, разработанным и используемым в рамках ряда международных экономических организаций, занимающихся вопросами регулирования торговли товарами и услугами на долгосрочной основе, а также интеграционных союзов. Вместе с тем, экономическая ситуация в стране может сделать невозможным быстрое проведение макроэкономических преобразований для создания благоприятной среды для производителей, инвесторов и экспортеров. В этих условиях использование специальных стимулов по развитию экспорта может быть достаточно эффективным способом решения проблемы развития экспортного производства и расширения экспорта. Меры по стимулированию экспорта принимаются как на государственном уровне, так и в рамках региональных образований (в пределах полномочий последних). «Все формы государственного воздействия на любые экономические процессы в стране принято объединять в две группы: прямого воздействия (реализуется мерами и инструментами как административного, так и экономического регулирования, в частности разработка стандартов, различные финансовые субсидии и др.); косвенного воздействия (реализуются экономическими мерами и инструментами для создания условий, при которых хозяйствующим субъектам становится более выгодно принимать решения, соответствующие стратегическим целям развития национальной экономики). Особенности административных мер и инструментов государственного регулирования экономики заключаются в том, что они не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов, базируются на силе и авторитете государственной власти и включают запрет, разрешение и принуждение, а также организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью. Экономические меры и инструменты государственного регулирования рыночных хозяйственных процессов в рыночных условиях предполагают использование бюджетно-налоговой системы, денежно-кредитной политики, валютной политики, таможенной политики и т.д. Что касается непосредственно поддержки экспорта, то прямая поддержка реализуется в отношении компаний, готовых к выходу на внешний рынок или уже осуществляющих экспортную деятельность. Меры прямой поддержки предусматривают, как финансовые (кредитование экспорта, страхование, субсидирование, налоговые льготы и т.д.), так и нефинансовые инструменты поддержки (содействие участию национальных фирм в выставках и ярмарках, информационное обеспечение и т.д.). Косвенная поддержка экспортеров включает меры по стимулированию развития экспортного производства, применяемые государственными структурами в отношении компаний, находящихся как на экспортной, так и на доэкспортной стадии развития. Эти меры направлены на развитие производства и сбыта конкурентоспособной на мировом рынке продукции и также включают различные финансовые (субсидии, гарантирование частных вложений, предоставление грантов производителям, стимулирование прямых иностранных инвестиций, субсидирование научно-исследовательских работ и др.) и нефинансовые меры.» [7, 182]. Рассмотрим подробнее разделение мер поддержки экспорта по содержанию, а именно – финансовая и нефинансовая поддержка. К мерам финансовой поддержки относятся: налоговые льготы, субсидии, гарантирование частных вложений, льготные кредиты, предоставление грантов. В системе государственной поддержки экспортеров функции государственных структур, реализующие финансовые меры, по сути сводятся к принятию на себя ответственности за финансовую деятельность национальных компаний, обеспечение или облегчение доступа к финансовым ресурсам, улучшение условий финансирования. Финансовые меры поддержки реализуются как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Детализируем основные финансовые меры поддержки и стимулирования экспорта. «Экспортные премии (субсидии) – финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными институтами фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу. Во многих случаях субсидируется не только экспорт, но и производство товаров в целом, означая создание скрытых протекционистских барьеров. Субсидии особенно широко используются при экспорте сельскохозяйственной продукции, ряда готовых товаров, включая капиталоемкие изделия (авиационная промышленность, судостроение). Экспортные кредиты – распространяются в основном на готовую продукцию, главным образом на наиболее перспективные машиностроительные изделия. Включают в себя, как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты. Кредитование осуществляется путем выплат из специальных фондов, рефинансирования, субсидирования или страхования. Реализуется через банки и межправительственные банковские организации, создание специальных фондов кредитования. Страхование экспорта – осуществляется через предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты. Гарантии выдаются банкам, предоставляющим экспортные кредиты. Страхование покрывает не только традиционные коммерческие, но и политические риски. Распространяется в настоящее время на широкий круг товаров и стран, сроки страхования достаточно разнообразны. Реализуется через специальные учреждения типа Экспортно-импортного банка (США), Департамент гарантий экспортных кредитов (Великобритания) или через частные страховые компании, располагающие государственными средствами на эти цели (Германия, Бельгия). Налоговые и таможенные льготы – предоставляются путем освобождения экспортеров от уплаты прямых или косвенных налогов. Возможно снижение налога с фирм, создающих заграничные филиалы, исключение из налогообложения расходов на исследования, ведущие к созданию сбытовых филиалов за границей, освобождение от налогов на комплектующие и материалы, использованные в производстве экспортных товаров, создание необлагаемых налогом денежных фондов развития экспорта, снижение и возврат таможенных пошлин. Среди нефинансовых мер государственной поддержки экспортеров выделяют: содействие участию национальных фирм в выставках и ярмарках, информационное обеспечение и информационно-консультационная поддержку, содействие в налаживании деловых контактов с зарубежными партнерами, торгово-политическую и политико-дипломатическую поддержку (государственные визиты, лоббирование, сопровождение инвестиционных проектов и экспортных сделок, продвижение позитивного делового имиджа), устранение избыточных административных барьеров (один из основных нефинансовых элементов содействия экспорту).» [24]. Все из вышеперечисленных мер стимулирования экспорта в той или иной степени используются в современной практике стимулирования экспорта различными странами. Тем не менее, значение каждой из этих мер в отдельные периоды времени или в практике разных стран на различных этапах развития, было не равноценным. Так, в современных условиях широко распространено страхование экспортных кредитов, тогда как несколько десятилетий назад не менее важным было кредитное субсидирование экспорта. Значение некоторых, ранее очень широко используемых мер стимулирования экспорта, начинает постепенно снижаться под фискальным давлением контрмер, предпринимаемых со стороны импортеров (антидемпинговые и компенсационные меры). В этом же направлении действуют усилия ВТО и ряда других международных организаций. Это не означает, что страны полностью отказались от применения таких мер. Но возможности их использования сузились, странам приходится искать “лазейки”, не охваченные, к примеру, международными соглашениями, быть готовыми к тому, что их осуществление повлечет за собой судебные разбирательства и прочие неприятности. Одно из таких соглашений – статья VI ГАТТ – Антидемпинговый Кодекс – направлено против экспорта, осуществляемого по ценам ниже производства или себестоимости. Такой экспорт может осуществляться по инициативе производителей той или иной страны с целью получения конкурентных преимуществ, прорыва на рынки других стран. Вместе с тем, во многих случаях возможность осуществления подобного экспорта нередко заложена в действиях государства по поддержке производителей своей страны. К числу мер, значение которых постепенно сокращается, относятся и экспортные субсидии. ВТО разработано понятие субсидий, определены их формы, меры по их сокращению. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта, дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Такие меры рассматриваются в качестве нарушающих, в ряде случаев, условия торговли и препятствующих ее развитию с другими странами-членами ВТО, в качестве различных форм нетарифных ограничений. Они входят в группу “Участие государства во внешнеторговых операциях (субсидирование производства и экспорта товаров)”. Помимо ограничений финансовых мер поддержки со стороны ВТО, существуют также некоторые количественные ограничения, связанные с экспортом и регулируемые соглашением ГАТС в рамках торговли услугами. Со стороны МВФ и Мирового банка наблюдается негативное отношение к созданию специальных экспортных зон, свободных экономических зон и иных формирований, созданных с целью развития экспорта. Они полагают, что создание союзов и свободных экономических зон нарушает нормальные условия конкуренции, одновременно оказывая негативный эффект на бюджет страны. Институты стимулирования и поддержки экспорта, а также формы и методы можно считать едиными и общепринятыми в мировом сообществе, особенно, если учитывать факт перенимания опыта в части регулирования и содействия развитию внешней торговли мелкими игроками международного рынка от более крупных. Тем не менее, для каждой отдельно взятой страны характерны свои национально-экономические особенности, в частности в структуре и уровне развития государственной поддержки экспорта, в этой связи в данной работе нами будут подробно рассмотрены конкретные примеры некоторых развитых и развивающихся стран с целью обнаружения общих тенденций, а также принципиальных и ключевых различий. 1.3 Опыт государственной поддержки экспорта в промышленно развитых странах Особенностью крупнейших развитых стран-экспортеров является наличие мощной и разветвленной системы государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих системную поддержку экспорта товаров и услуг. Рассмотрим структуру данной системы в некоторых из крупнейших стран-экспортеров. Институциональная структура поддержки экспорта в США. США является одним из крупнейших мировых экспортеров среди промышленно развитых стран, чей объем экспорта в 2018 году составил $1,664 трлн., что на 7,6% больше в сравнении с предыдущим, 2017 годом. Основными экспортируемыми товарами являются: нефтепродукты, авиационная техника, автомобильные запчасти, медикаменты. Самыми крупными покупателями являются: Канада (17%), Мексика (13%), Япония (4,6%), Германия (4,2%). На сегодняшний день в США действует многоуровневая система поддержки экспорта, включающая организации руководящего и исполнительного уровней, а также консультативный орган. Общую структуру государственной поддержки экспорта в США можно увидеть на рис. 2. Рис. 2. Основные государственные институты в сфере поддержки экспорта в США. [4, 165]. «Значимую роль на руководящем уровне (при формировании экспортной политики и координации деятельности, указанных выше и других министерств и ведомств) играют Координационный комитет по содействию торговли США (ККСТ) и Кабинет по поддержке экспорта (КПЭ). ККСТ действует под эгидой министерства торговли США и осуществляет координацию деятельности в общей сложности 20 министерств и ведомств, руководители которых являются его членами. Организации исполнительного уровня включают: Администрацию Президента (Бюро торгового представителя, Бюро управления и бюджета, Совет национальной безопасности и др.), Министерство торговли, Министерство сельского хозяйства и автономные государственные организации. Консультативным органом в сфере международной торговли является Совет по экспорту при Президенте США. В его состав входят представители предпринимательских кругов, законодательной и исполнительной власти, руководители профсоюзов и фермерских организаций.» [4, 165]. Отдельное внимание стоит уделить государственному регулированию аграрного экспорта в США, т.к. задачи, которые стоят в настоящее время перед аграрным сектором России и США во многом схожи между собой. Действительно, стабильность АПК США, в условиях высокого уровня внутреннего потребления продовольствия, во многом зависит от успешности сбыта излишней продукции, которую производит высокоэффективный аграрный сектор страны. Возрождающийся аграрный сектор России столкнулся с такой же проблемой, – необходимостью реализации производимой им продукции на внешних рынках, – как условия дальнейшего своего развития. Впрочем, причина такой ситуации в России иная – неспособность внутреннего спроса со стороны населения страны обеспечить сложившуюся в некоторых отраслях динамику роста производства. В результате проблема организации экспортных поставок ряда наименований российской аграрной продукции в последние годы стала весьма актуальной. Опыта её решения в традиционно ориентированной на импортные поставки структуре внешнеторговых организаций России, и, ранее – СССР, нет. В этих условиях, весьма ценным представляется критическое осмысление опыта организации государственных экспортных программ в США, история которых насчитывает уже около 70 лет. В арсенале государства – целый перечень внешнеторговых программ, «экспортная» часть которых создавалась и совершенствовалась, начиная в основном с 1950-60-х годов. Можно без преувеличения сказать, что отработанные в их рамках механизмы регулирования внешней торговли, в определенном смысле достигли совершенства. И лучшее тому доказательство – достигнутые США к настоящему времени на внешних рынках результаты. Внешняя торговля аграрной продукцией, как экспорт, так и импорт, играет важную роль в экономике США. На протяжении более чем полувека, экспорт традиционно являлся как существенным каналом «отвода» излишней продукции с внутреннего рынка и способом решения многих задач внешней политики. Именно расширение внешних рынков сбыта во времена мировых кризисов и выросший вследствие этого объем экспорта позволяли решать многие проблемы, стоявшие перед аграрным сектором страны. Особенности государственной поддержки экспорта в Нидерландах. Одним из наиболее успешных и интересных представляется опыт такой страны как Нидерланды. Нидерланды принимают активное участие в формировании мировой торговой политики. Более 60% ВВП страны формируется за счет поступлений от экспорта, на который ориентирована вся производственная инфраструктура и система хозяйствования Нидерландов. Объем экспорта в 2018 году составил $723,3 млрд., тем самым увеличившись на 11% в сравнении с предыдущим, 2017 годом. Основные статьи экспорта: продукты химической промышленности, мясо, парниковые овощи, продукты цветоводства, природный газ, изделия из металла. Ключевые торговые партнеры страны: Германия, Бельгия, Великобритания, Франция. «Нидерланды – это один из крупнейших экспортеров продукции АПК в мире, лидер в ЕС, а также рекордсмен по экспорту АПК-инноваций. Только за 2016 г. экспорт сельскохозяйственной продукции достиг почти 94 млрд евро по сравнению с 90 млрд евро в 2015 г., что составляет более 20% всего экспортного потенциала страны. В основе практики Нидерландов лежат такие принципы, как правильная организация и ориентированная поддержка государства, общества и бизнеса, активное взаимодействие науки с предпринимательством, а также вложения в кадровый потенциал. Государство формирует институциональную среду, ориентированную на стимулирование и поддержание инновационной системы, осуществляет частично финансирование, определяет вектор развития и стратегические задачи агропромышленного комплекса страны. С целью перевода сельского хозяйства на инновационную модель развития, в Нидерландах активно применяется программно-целевой метод государственного регулирования. В соответствии с инновационно ориентированной политикой Нидерландов и приоритетами политики Европейского Союза (инновации, образование, социальный аспект, занятость и климат/энергия), разработан целый комплекс государственных программ. Разработана Концепция новой модели сельского хозяйства, в соответствие с которой активно стал привлекаться частный бизнес в производство органического продовольствия, ориентированного на поставку на международные рынки. Для Нидерландов АПК – инновации являются более успешными, если они основаны на местных ресурсах, ориентированы на местную или региональную сеть, связаны с экономикой и планируемыми целями конкретного региона.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg