Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Гендерные особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция.

irina_k200 700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.09.2020
Объект исследования – страхи в детском возрасте. Предмет исследования – коррекция страхов детей дошкольного возраста. Цель исследования - разобрать особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и разработать метод их коррекции. Выделили следующие задачи: 1. Изучить определение и характеристику страхов в психологопедагогической литературе и особенности проявления страхов в детском возрасте. 2. Провести эмпирическое исследование детских страхов в дошкольном возрасте. 3. Разработать программу коррекции детских страхов
Введение

Одной из остро стоящих проблем в развитии детей является проблема страхов. Этой проблеме последнее время уделяется достаточно много внимания, о чем говорят нам большое количество работ отечественных психологов и психотерапевтов. В проводимых исследованиях отмечается рост числа детей с разнообразными страхами, а также повышенной возбудимостью и тревожностью. Детские страхи в большинстве случаев обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, но есть такие страхи, которые сохраняются длительное время, тяжело и долго переживаются ребенком и сказываются на его общем развитии. Как правило, эти страхи имеют место быть в тех случаях, когда отмечается неправильное поведение родителей, ослабленность нервной системы ребенка, конфликтные отношения в семье. В основном, как отмечают психологи, большая часть причин связана внутрисемейными отношениями. Психологами выделяются такие неблагоприятные условия в семье, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребенку, порождающее в нем тревогу и постепенно формирующее враждебность к миру. Детская психика отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, а также неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. При этом появление страхов обусловлено длительностью и неразрешимостью переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов.
Содержание

Введение 1. Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов. 1.1 Страх, как понятие в психолого-педагогической литературе 1.2 Причины проявления страхов в детском возрасте 2. Описание основных страхов детей старшего дошкольного возраста 2.1 Методы и приемы коррекции детских страхов 2.2 Программа коррекции страха детей старшего дошкольного возраста ДОУ Заключение Список литературы
Список литературы

1. Овчарова, Р.В. Практическая психология [Текст] / - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 337 с. 2. Популярная психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Сост.В. В. Мираненко. - М.: Просвещение, 2007. - 399 с. 3. Хомская, Е.Д. Нейропсихология [Текст] / Е.Д. Хомская. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2005. - 288 с. 4. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача [Текст] / В.И. Гарбузов. - СПб.: Медицина, 1990. - 176 с. 5. Эберлейн, Г. Страхи здоровых детей [Текст] / Г. Эберлейн. - М.: Знание, 2006. - 192 с. 6. .Фрейд З. Психология бессознательного / Под ред. Н. Кулагина. – СПб., 2012. – 400 с. 7. Семиотика страха. Сборник статей.- М.: Русский институт: Европа, 2005. 8. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов / А.И. Захаров. – СПб.: Гиппократ, 2007. – 128 с. 9. Научная статья по психологическим наукам, автор научной работы — Жулина Г.Н., Горобец А.С. Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возроста.2016г . 10. Гусева Л.М. Эмоциональное благополучие в развитии личности ребенка. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я.Яковлева, 1997. – 64 с. 11. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 2006. – 115с 12. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. Коррекционно-развивающие занятия. Комплекс мероприятий по развитию воображения. ФГОС ДО.2020г 13. Костина Л.М.Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» Игровая коррекция тревожности у дошкольников 2004 г. 14. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / сост. А.М. Поваляева. – Ростов н\Д: Феникс, 2006. – 349 с.: ил.
Отрывок из работы

Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов в психологии 1.1 Страх, как понятие в психолого-педагогической литературе. Страх как понятие разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В. Юрчук мы видим, что "Страх - это аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности - угрозы - боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта" Р.В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [1]. Филогог И.П. Павлов трактует страх как проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности" [2]. Ю.А. Неймер, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский рассматривают страх как "эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленно на источник действительной и воображаемой опасности" [3]. В.И. Гарбузов говорит о том, что происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого [4]. В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. Ю.Л. Неймер выделяет 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный: Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности. Страх невротический - разнообразные формы "бесцельного страха" невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций. Страх свободный - общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии "боязливого ожидания", страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх [2]. Р.В. Овчарова выделяет следующие виды страхов: o возрастные o невротические o страх сделать ошибку o страх перед школой По мнению Г. Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности их справиться со своими чувствами, контролировать их, когда дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить чувства [5 ]. Таким образом , страх представляет собой специфическое острое эмоциональное состояние, особую чувственную реакцию, проявляющуюся в опасной ситуации. Страх имеет условно - рефлекторный характер в психологическом восприятии ребенка. 1.2 Особенности проявления страхов в детском возрасте Страх является частью нашей эмоциональной жизни так же как радость, гнев, удивление. Большинство страхов связанны с возрастными особенностями и со временем они перестают быть актуальными. Детские страхи являются особенностью возрастного периода и при правильном отношении со временем проходят. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В зарубежной психологии проблема страхов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков (В. Амен, К.Е. Изард, М. Раттер, Й. Раншбург, В.С. Ротенберг, Ч.Д. Спилбергер, Дж. Тейлор, А. Фрейд и З. Фрейд, Х. Хекхаузен, Б. Шелби, Г. Эберлейн, Э. Эриксон, К.Г. Юнг). В зарубежных психотерапевтических школах было совершено много попыток разработать техники устранения и предупреждения страхов. В России тема «детских страхов» долгое время была закрыта, так как рассматривалась за рубежом преимущественно с психоаналитической точки зрения, и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Количество литературы на данную проблематику у нас очень немногочисленно и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Отечественные работы исследователей: Э.Г. Абакарова, В.А. Ананьева, Л.С. Акопян, В.М. Астапова, Г.М. Бреслав, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Б.Д. Карвасарского, В.Р. Кисловской, В.В. Ковалева, Е.Б. Ковалевой, Б.И. Кочубей, В.В. Лебединского Проблема детского страха имеет не такую давнюю историю в психологической науке. Представитель биогенетического направления С.Холл утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытывали животные, а затем люди на разных этапах антропогенеза. С Холл писал, "Детский страхи сохранили следы первоначальной психоплазмы. Доказательством биогенетического детерминизма является многочисленные рационально необъяснимые детские страхи. Боязнь животных более чем другие виды страха, походит на исчезнувшие рефлексы и отголоски психических состояний первобытного человека, наличие которых у современного ребенка нельзя объяснить." Подробное изучение феномена страха в детском возрасте проводилось в рамках психоанализа. Оригинальная теория страха изложена основателем психоанализа Фрейдом в лекциях "Введение в психоанализ". Он называет проблему страха "узловым пунктом, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы", и "тайной, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь". Фрейд приходит к выводу, что страх - продукт биологической и психической беспомощности ребенка.[6] В психологическом словаре А.В. Петровского понятию «страх» дается следующее определение. "Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности." В настоящее время принято считать, что страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации." Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью "(Спиваковская А.С).[7] В общем виде эмоции страха возникают в ответ на действие угрожающего стимула. Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом воображения. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения и определённых качеств личности ребёнка. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-то патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в тоже время сигнализирует об определённом неблагополучии в эмоционально – личностной сфере ребёнка. Практически все дети дошкольного возраста подвержены возрастным страхам. При этом особо ярко страхи проявляются у детей, которые отличаются особой эмоциональной чувствительностью, что является одной из особенностей их психического и личностного развития. Старший дошкольный возраст является периодом эмоционального наполнения «Я» ребенка. В этом возрасте ребенок уже может выразить свои чувства словами, при этом у него отмечается четко сформулированное стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. В старшем дошкольном возрасте также формируется чувство общности, то есть появляется понятие «мы» под которым ребенок первоначально позиционирует себя и родителей, а чуть позже себя и своих сверстников. Также отмечается возрастание самостоятельности, то есть ребенок уже может находит для себя какое-то занятия, не требует постоянного присутствия взрослого, а также проявляет интерес к общению со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте у ребенка развивается фантазия, а вместе с тем есть вероятность появления воображаемых страхов. Также в этом возрасте происходит наиболее усиленное формирование таких эмоций, как любовь, нежность, сочувствие и сострадание. Обобщая ряд исследований в области детских страхов, можно выделить факторы, участвующие в возникновении страхов у детей дошкольного возраста: Причины возникновения детских страхов: 1. Конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции, но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!". 2. Внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 3. Детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 4. Внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. 5. Взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями. 6. Наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Классификация страхов. В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре под общей редакцией Ю. Л. Неймера выделяется три основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный:[9] Реальный страх - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности. Страх невротический - разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков, возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций. Страх свободный - общая неопределённая боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «боязливого ожидания», страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх. Но наиболее полной можно считать классификацию страхов А. И. Захарова:[8] По характеру - природные, социальные, ситуативные, личностные. По степени реальности - реальные и воображаемые. По степени интенсивности - острые и хронические. В педагогической литературе рассматривается следующая классификация страхов. Страх условно делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто смешиваются и дополняют друг друга. Изменения психического характера в старшем дошкольном возрасте закладывают фундамент для дальнейшего формирование личности, именно поэтому взрослым, составляющим близкий круг общения (родители, воспитатели, родственники и т.д.) необходимо с пониманием относится к детям. Более того, взрослые должны предотвратить появление таких ситуаций, которые могли бы напугать ребенка и тем самым нарушить процесс нормального развития детей. Необходимо помнить об основных возрастных особенностях детей для того чтобы воспитывать детей. Детям необходимо дать научное объяснение различным явлениям природы, а также раскрыть ее закономерности. Необходимо создавать радостное мироощущение, оптимизма и раскованности. Стоит обратить внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте возрастные страхи обладают динамичностью, а также отмечается преобладание одного страха над другим. Страхи взаимосвязаны со стихиями, боязнь родительского наказания, смерть животных, потерей родителей и их болезни, опоздать и быть непринятым сверстниками. Безусловно, наиболее эффективным средствами предупреждения развития страхов у детей является обеспечение эмоционального комфорта для ребенка в семье и внимание к его чувствам и переживаниям. Описание основных страхов детей старшего дошкольного возраста 2.1 Методы и приемы коррекции детских страхов Среди разработанных методик коррекции детских страхов наибольшей популярностью и эффективностью пользуются рисуночные и игровые методы, разработанные Захаровым А.И., позволяющие предупредить развитие невротических отклонений в поведении детей. Рисование страхов. На первом этапе методики предлагается рисование детей в группе поочередно предлагаемым на каждом занятии темами : " В детском саду", "Дома", "Семья" "Что мне снится страшное"(или "Чего я боюсь днем"), «Что было со мной самое плохое (или хорошее)". Темы занятий дают возможность отобразить проблемы во взаимоотношении ребенка в разных областях его жизни , отобразить наиболее яркий страх , что может служить основанием для последующей работы. Следующим этапом рисования в группе может быть направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребенок. Для этого в индивидуальной беседе выясняют, чего боится ребенок. Составив список страхов, воспитатель дает задание нарисовать их. Детям объясняется цель рисования страхов как способа избавления от них. Каждому ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх, после выполнения задания, предлагается нарисовать следующий. Важно каждый раз выражать одобрение по поводу выполнения задания. Через несколько дней проводится обсуждение рисунков, с каждым ребенком индивидуально, во избежание подражания детьми друг друга. Последовательно показывают рисунки и спрашивают о том, боится или нет теперь. Отрицание страха закрепляется похвалой. Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изобразил себя небоящимся. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков, снова задается вопрос, боится ребенок или нет, положительный успех закрепляется похвалой. Как отмечает автор, большинство детей из тех, кто после первого тура рисования еще боялся, перестают испытывать страх. Игровая коррекция страхов. Захаров А.И. предлагает работу по коррекции детских страхов вести в несколько этапов. На первом этапе детям предлагается комплекс подвижных игр (5 + 5). В первую пятерку входят следующие игры:[11] 1. игры с мячом, предполагающие внезапное бросание мяча друг другу детьми, сопровождающееся словами «на», «держи» и т.п.; 2. поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки; 3. борьба-соревнование, сражения на саблях, метание мяча друг в друга; 4. лазание на перегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой взрослого), перепрыгивание веревки, небольшой ямки с песком; 5. прохождение по детским стульям, находящимся на расстоянии друг от друга, с тем, чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз. Эти игры развивают быстроту реакции, уменьшают эмоциональное торможение и скованность. Следующие пять игр развивают достигнутые результаты и позволяют уменьшить страхи и неуверенность в себе: 1. «Пятнашки» – своеобразная разминка к последующим играм, содержит ряд правил, которые осложняют задачу (ограниченность пространства, расставленные стулья, пятнать только по спине); 2. «Жмурки» улучшает настроение детей, двигательное оживление. Ведущий в этой игре всячески пытается напугать тех, кого он ищет, чтоб участники игру обнаружили себя. Игра способствует развитию выдержки, терпения у нервно ослабленных детей, также игра способствует снижению страха темноты, одиночества, неожиданного, внезапного воздействия. 3. «Прятки». Данная игра также способствует снижению интенсивности страха одиночества. 4. «Кто первый?» – в игре создаются элементы ожидания, неизвестности, путаницы и вместе с тем неожиданности и внезапности. Психологический механизм воздействия этой и следующей игры заключается в преодолении посредством эмоционального вовлечения и группового подражания состояния скованности и торможения, когда нужно действовать, снять оцепенение, страх и неуверенность в себе. 5. «Быстрые ответы». В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Следующим этапом игровой коррекции страхов являются ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок. Знание психологии сказочных персонажей помогает содержательно построить игровые занятия – драматизацию известных сказок – с целью объединения детей, улучшения их взаимодействия, развития ролевых функций общения и преодоления страхов. Для чтения отбираются сказки, доступные возрасту, которые читаются через день в течение определенного времени. После знакомства со сказками выбираются те из них, которые представляют наибольший интерес для детей, главное в том, чтобы ребенок сыграл роль того сказочного персонажа, которого боится, т.е. был в его образе и тем самым отреагировал чувство страха перед ним Л.М.Гусева в психокоррекционной работе с детьми предлагает использовать групповую терапию и следующие ее виды: 1. Танцевальная терапия, в которой движения приводят к экспрессивному освобождения чувств, снятию напряжения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg